Композиция сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс таблица экспозиция

Середина
урока

3.
Проверка домашнего задания.

Дома
ученики выполняли синквейн на тему «Царица». Взаимопроверка. Критериальное
оценивание синквейнов учениками.

Обменяйтесь
тетрадями и оцените работу своего одноклассника по критериям, заполните карту
оценивания
:

Да

(2
балла)

Нет

(0 баллов)

Есть
неточности

(1 балл)

Синквейн состоит из пяти
строчек

На первой строчке записана тема
«Царица»

На второй строчке два
прилагательных («царица какая?»)

На третьей строчке три глагола
(«царица что делает?»)

На четвертой строчке фраза о
царице (4-5 слов)

На пятой строчке вывод (1 слово
или словосочетание)

Синквейн получился интересный,
логика не нарушена

Посчитай количество баллов и
оцени работу одноклассника:

Молодец!

Хорошо.

Постарайся
в следующий раз.

12-14 баллов

9-11 баллов

Меньше 9 баллов

Поднимите руки, у кого стоит
оценка «Молодец!», а теперь «Хорошо».

(в зависимости от результатов
учитель дает небольшой комментарий

3.  Изучение
материала урока.

Актуализация
знаний. (К) Мини
-игра «Я знаю термин!»

Учитель
предлагает учащимся провести проверку знания теоретических литературных
понятий в виде игры. На экране ромашка, на каждом лепестке которой с обратной
стороны написаны литературные термины, ученик выходит, отрывает лепесток и
объясняет термин. Если затрудняется, то использует помощь класса.

Термины:
композиция, завязка, развязка, кульминация, гипербола, антитеза
.

Работа в
малых группах (5 групп) 4 группы работают над композицией, 5 группа
составляет толстые и тонкие вопросы.

Сопоставьте
части композиции и примеры из текста.(ученики получают таблицу и отрывки из
текста, распределяют их в соответствии с композицией)

Части
композиции

Пример
из текста

Завязка

Царь с царицею простился, В путь-дорогу
снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна.

Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.

Развитие
действия после завязки

Издалеча наконец Воротился царь-отец.

Восхищенья не снесла И к обедне умерла.

Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла, Поднялась — и
расцвела,

Позвала к себе Чернавку И наказывает ей,
Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь
лесную

И, связав её, живую Под сосной оставить там
На съедение волкам
.

Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла И на терем набрела.

Кульминация

В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила И кусочек проглотила…

И она под образа Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

Развитие
действия после кульминации

Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,

За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет
.

И о гроб невесты милой Он ударился всей
силой.

Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит
вокруг

Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце
разбив,

В двери прямо побежала И царевну
повстречала.

Тут её тоска взяла, И царица умерла.
.

Развязка

Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей
Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира Не видал такого пира…

Взаимопроверка.
Группы
обмениваются листочками с соответствиями и по образцу, данному учителем,
проверяют работы друг друга. Если совпадает элемент композиции с текстом,
ставят +, если не совпадает —

5 группа.
Развитие критического мышления:


Составьте по сказке по 2 вопроса («тонкий» и «толстый») и задайте
однокласснику.

Картинки по запросу тонкие и толстые вопросы

5. Домашнее задание.

Заполнить
таблицу «Художественные особенности сказки Пушкина»

Художественный приём

Пример из текста

Антитеза

Сравнение

метафора

эпитеты

Презентация

Учебник,
рабочие тетради


10

Составить композицию на сказку мертвой царевне и семи богатырях)
1)зачин
2)завязка
3)развитие действия
4)кульминация
5)завязка
6)концовка
Пожалуйста помогите заранее спасибо даю 25балов

1 ответ:



0



0

  • <em>Зачин;</em>

<em>Само название сказки, «Царь с царицею простился»,»в путь дорогу»,»царица у окна села ждать его одна»,</em>

  • <em>Завязка;</em>

<em>Женитьба царя,царевич отправляется на поиски царицы,»На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним»</em>

  • <em>Развитие сюжета;</em>

<em>Поиски потерянной принцессы, Царевич спросил у людей, у солнца, у месяца о своей потерянной царице и только ветер дал ему ответ.</em>

  • <em>Кульминация;</em>

<em>Смерть царевны.</em>

  • <em>Развязка;</em>

<em>царевна ожила и возвратилась в родное царство; смерть мачехи-царицы.</em>

  • <em>Концовка.</em>

<em>Свадьба царевны и королевича Елисея</em>

Читайте также

Доченька ешь ужин. Ешь родной брат

Коллекцию, спешу, запивать, порошок, солнце, пятно, посветить, примирить, нетерпения, примерять костюм, увядал, замереть, стелить циновку, увидал, выпирает, пировать, свежем, запивать лекарство

Полногласия — это вариант слова с большим кол-вом букв. А вообще это историческое чередование гласной и нуля звука в корне.
Например. город (полногласный вариант) и град (неполногласный вариант); то же самое берег и брег. 

Вот высокий темно-зеленый
<span>остров — назывное
</span><span> Начинает светать —  безличное 
</span><span>Видно проливы, камни, леса. — безличное

 </span><span>Воздух на острове смолистый, вязкий — назывное 
</span><span>Но на душе благодатно. — безличное
</span><span>может,я что-то забыла
P.S. тут на всё задание 

</span>

Светло темно, ночь день, черный белый

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Абрамова Мария Евгеньевна

Образовательная организация: МБОУ «Чажемтовская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: Литература

Класс: 5

Сюжет и композиция «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина.

Осмыслить уникальность сказок Пушкина, отработать навык презентационного мастерства и композиционного и

сюжетного построения текста.

Личностные УУД:

1. самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию, смыслообразование;

2. нравственноэтическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков и презентации

своего творчества;

3. Формирование эмоциональнооценочного отношения к увиденному и услышанному.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогноз, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД:

1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

5. Выступать перед аудиторией сверстников в качестве защитника проекта;

6. Соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сообщение, иллюстрация);

2. Излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно;

3. Поиск и выделение необходимой информации;

4. Устанавливать причинноследственные связи и строить рассуждения;

5. Структурирование знаний;

6. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

7. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

8. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Образовательные:

1) поиск и выделение необходимой информации;

2) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме на основе прочитанного

текста;

3) актуализация знаний учащихся;

4) содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Развивающие:

1) помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных

способностей;

2) развитие коммуникативных навыков;

3) совершенствование диалогической и монологической речи учащихся.

Воспитывающие:

1) формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

2) содействие формированию осознанного интереса к изучению литературы.

Учебнометодический

комплекс, ресурсы

Информационнометодические:

В.Я. Коровина. 5 класс. Учеб. для общеобрразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.

Коровин. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 303 с.

Материальнотехнические:

Доска с магнитами.

Предварительное задание к уроку: учащиеся готовят иллюстрации к эпизодам сказки А. Пушкина «Сказка о

мертвой царевне и о семи богатырях»; прием «Реставратор», взаимооценивание, наблюдение, решение

проблемных задач, работа с текстом, редакторская правка.

ОРГАНИЗАЦИОННОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Сюжет, композиция, кульминация.

ИЗО, культуроведение, история.

Используемые

методы, приемы,

формы, технологии

1.

Организацион

ный этап

(1 минута)

Психологический

настрой детей на

урок.

Оценивание

готовности к уроку.

Самоорганизация

на учебную

деятельность.

Метод мотивации к

учебной

деятельности.

Личностные: внимание, уважение

к окружающим.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем,

одноклассниками.

2.

Целеполагание,

мотивация

(1 минута)

Направляет учащихся

к самостоятельному

формулированию

темы и цели урока с

помощью

подготовленного

домашнего задания по

аналогии.

Формулируют

предполагаемую

тему занятия;

определяют цели

урока. Записывают

тему в тетрадь.

Метод аналогии,

наблюдения

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем,

одноклассниками, умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание.

3. Актуализация

знаний

(26 минут= 1

минута на

разбор

критериев, 25 на

защиту)

Совместно

разрабатывают

критерии оценивания

презентации.

Организует

презентацию

подготовленных дома

иллюстраций и их

защиту.

Контролирует

выполнение работы.

Обеспечивает

положительную

реакцию учащихся на

творчество

одноклассников.

Участвуют в отборе

критериев к

выполнению

задания.

Защищают

рисунки,

выполненные дома,

участвуют в

организованной

беседе по рисункам

одноклассников,

задают вопрос друг

другу и обращают

внимание на

достоинства и

недостатки.

Участвуют в

оценивании

результатов

Развитие навыка

слушания,

анализа и

оценивания,

актуализация

знаний и умений

учащихся.

Личностные: способность к

самооценке и презентации своего

творчества.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации,

выступление перед аудиторией

сверстников в качестве защитника

проекта, формулирование

собственного мнения и позиции,

аргументирование её.

Познавательные: осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания в устной

форме.

4. Творческое

применение

знаний и умений

в новой

ситуации

(7 минут)

Акцентирует

внимание на том, что

такое сюжет и

композиция.

Ставит перед парами

учащихся

проблемную задачу,

развесив рисунки в

разнообразном

порядке.

Озвучивают

значения понятий

«сюжет» и

«композиция»,

«зачин»,

«введение»,

«концовка».

Строят в парах

предположения:

определяют

композицию сказки

и расставляют

иллюстрации в

порядке развития

сюжета. Несколько

пар учеников по

очереди

расставляют на

доске, доказывая

свою точку зрения

ссылками на текст,

т.е. воспроизводят

сказку.

Проблемная

задача, прием

«Реставратор»,

наблюдение,

решение

проблемных задач,

работа с текстом.

Осознанное

построение

сюжетно

композиционной

линии сказки из

иллюстраций

учащихся,

комментирование

и

воспроизведение

сказки в целом,

вывод о том, что

сказка строится

из зачина,

введения,

основной части,

кульминации,

концовки.

Личностные: стремление к

речевому

самосовершенствованию,

формирование навыков

развернутого анализа.

Познавательные: поиск и

выделение необходимой

информации, осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания в устной

форме, умение доказывать,

извлечение информации,

представленной в разных формах

(сообщение, иллюстрация),

установка причинноследственных

связей и построение рассуждения;

выбор наиболее эффективных

способов решения задач в

зависимости от конкретных

условий;

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации,

задавание вопросов, необходимых

для организации собственной

деятельности.

Регулятивные: предвидеть

возможности получения

конкретного результата.

5. Этап

контроля,

обсуждение

допущенных

Предоставляет эталон

выполнения задания.

Комментирует

выполненное задание

Обсуждают

допущенные

ошибки,

корректируют,

Взаимооценивание,

редакторская

правка.

Нахождение

ответа на вопрос:

«Какое значение,

смысл имеет

Личностные: смыслообразование,

нравственноэтическая

ориентация, способность к

самооценке своих действий и

ошибок и их

коррекция

(5 минут)

и способы

использованные

решения проблемы.

затем сверяют с

эталоном

выполненного

задания,

представленного

учителем.

расположение

частей в сказке?»

Определение

пробелов в

полученных

знаниях и их

ликвидации.

презентации своего творчества.

Регулятивные: коррекция и

оценка.

Коммуникативные: учет разных

мнений, задавание вопросов,

необходимых для организации

собственной деятельности, умение

с достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации.

Познавательные: контроль и

оценка процесса и результатов

деятельности, структурирование

знаний.

6. Рефлексия

(подведение

итогов урока)

(5 минут)

Отмечает степень

вовлеченности

учащихся в работу на

уроке.

Организует

рефлексию учащихся

по поводу своей

деятельности,

психоэмоционального

состояния,

взаимодействия с

учителем и

сверстниками.

Оценивают

собственную

активность на

уроке.

Высказывают

впечатления от

урока.

Вопросноответная

форма,

самооценка.

Определение

значения сюжета

и композиции в

сказках

Пушкина,

выявление

собственной

роли в получении

новых знаний.

Личностные: формирование

эмоциональнооценочного

отношения к увиденному и

услышанному.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой выражать

мысли в соответствии с задачами

и условиями урока.

Познавательные: рефлексия

способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности.

ХОД УРОКА (ЗАНЯТИЯ):

На организационном этапе учитель настраивает учащихся на урок. Психоэмоциональный настрой проходит вместе

с музыкальным сопровождением мелодией из киносказки, как будто перед началом просмотра телевизионной версии

сказки. Пока звучит музыка, учитель читает наизусть отрывок из Пролога к поэме «Руслан и Людмила», настраивая

учащихся на творческий лад.

Учитель: У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо песнь заводит,

Налево – сказки говорит.

Учитель: Александр Сергеевич Пушкин очень любил сказки. И дети, и взрослые не одного поколения тоже их

любят. Свое внимание к сказкам поэта вы должны были проявить дома. Ребята, что вы готовили к

сегодняшнему уроку?

Учащиеся: Рисовали эпизоды к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Мы такую работу с вами уже выполняли, творчески изображали эпизод к произведению. Что это

значит? О чем мы сегодня будем говорить? Какие цели должны достичь?

Учащиеся (по аналогии с похожим занятием определяют тему и цели урока): Мы покажем друг другу свои рисунки

и расскажем о том, что на них изображено. Поделимся, почему мы выбрали этот эпизод.

Учитель: Правильно, молодцы! А что мы еще сделаем?

Учащиеся: Мы по рисункам определим особенности сказки и выстроим их в порядке развития сюжета.

Учитель: Верно! Запишите тему урока в тетрадь: «Сюжет сказки А.С.Пушкина».

Учитель: Вы представите нам иллюстрации к сказке, которые подготовили. Их действительно нужно

защитить, т.е. презентовать: рассказать эпизод из сказки, определить ваше отношение к эпизоду, почему вы выбрали

именно его. А как мы можем вместе оценить ваши работы? Давайте определим критерии. На что нужно обратить

внимание, чтобы ваши выступления получили высокую оценку?

Учащиеся (называют критерии): Аккуратность и яркость рисунка, рассказ об изображенном, соответствие

эпизоду, а еще нужно хорошее объяснение, почему выбрали именно этот эпизод.

Учащиеся защищают рисунки, выполненные дома, участвуют в организованной беседе по рисункам

одноклассников, задают вопрос друг другу и обращают внимание на достоинства и недостатки. Учитель контролирует и

обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников. После каждого выступления учащиеся

согласно разработанным критериям оценивают представления учащихся. На данный этап уделяется 25 минут по 1

минуте на ученика.

Учитель: Молодцы! Ваши рисунки очень интересные и полностью изображают нам всю сказку Пушкина. А вот

скажите, пожалуйста, имеет ли сказка свои законы? Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? Что

всегда должно быть в ней?

Ученик 1: Сюжет должен быть, а он состоит из зачина, присказки, основной части и концовки.

Ученик 2: А зачин, концовка и основная часть тоже в сказке поособому строятся. Это называется

композиция.

Учитель: Вы правы. Именно сюжета и композиции не хватает нашим рисункам, развешанным на доске. Чтобы

нам это исправить, разделимся на пары, чтобы научиться договариваться и работать совместно. Вы будете

выступать в роли реставраторов и восстановите сюжет и композицию сказки. А затем мы проверим.

Учащиеся в парах расставляют за две минуты иллюстрации в нужной последовательности в тетради. Затем

поочередно вызываются несколько пар, чтобы они расставили рисунки на доске в порядке развития сюжета. При этом

они рассказывают порядок рассуждения, воспроизводя текст сказки.

Учитель: Обратите внимание на доску. Теперь на доске все верно? (Если неверно, то учитель помогает учащимся,

меняя местами то, что расставлено неверно).

Этап рефлексии.

Учитель тмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке): Все активно работали на уроке, теперь

попрошу вас показать, какое эмоциональное состояние у вас после урока? Возьмите карандаш того цвета, какой

больше соответствует вашему настроению сейчас и нарисуйте смайлик с эмоциями, которые вы испытываете.

Учащиеся рисуют в тетради смайлики.

Учитель: Спасибо за работу на уроке, за ваши творческие работы!

  • Комплимент в сыворотке как пишется
  • Комплекты тем для итогового сочинения 2022
  • Комплект тем итогового сочинения ис15042021
  • Комплект тем для итогового сочинения 2022
  • Комплект новых кухонь как правильно пишется