Композиция сказки о рыбаке и рыбке пушкина зачин

Как можно разделить любую сказку Пушкина

Все сказки Александра Сергеевича Пушкина можно разделить на следующие последовательные части:

1. Зачин — описание места действия и героев.
2. Завязка — возникновение основного конфликта (проблемы).
3. Развитие сюжета — описание действий героев, которые пытаются решить проблему.
4. Кульминация — важное событие, переломный момент, который меняет ход событий.
5. Развязка — реакция героев на кульминационные события.
6. Концовка — описывается окончание истории.
7. Присказка — небольшая часть произведения, не относящаяся напрямую к истории.

Сказка о царе Салтане

1. Зачин — разговор трех сестер в светлице с царем
2. Завязка — козни завистливых сестер против новой жены царя и царского сына
3. Развитие сюжета — приключения князя Гвидона и чудеса
4. Кульминация — превращение лебеди в царевну, прибытие царя Салтана к Гвидону и встреча с близкими
5. Развязка — прощение поварихи, ткачихи и Бабарихи
6. Концовка — пир, праздник
7. Присказка — «Я там был; мед, пиво пил — И усы лишь обмочил».

Сказка о мёртвой царевне

1. Зачин — первая женитьба царя, рождение царевны, вторая женитьба царя
2. Завязка — царевну отвели в лес
3. Развитие сюжета — приключения и смерть царевны, поиски королевича Елисея
4. Кульминация — воскрешение царевны
5. Развязка — возвращение царевны домой, смерть мачехи
6. Концовка — свадьба
7. Присказка — «Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил».

Сказка о попе и его работнике Балде

1. Зачин — встреча жадного попа и Балды на базаре
2. Завязка — договор между попом и Балдой
3. Развитие сюжета — Балда работает на попа, приключения Балды с чертями
4. Кульминация — возвращение Балды с оброком
5. Развязка — три щелчка попу
6. Концовка — поп лишился ума
7. Присказкав этой сказке нет присказки.

Сказка о рыбаке и рыбке

1. Зачин — старик и старуха живут у берега мора
2. Завязка — старик поймал золотую волшебную рыбку
3. Развитие сюжета — старуха заставляет просить мужа у рыбки различные блага
4. Кульминация — старуха требует от рыбки слишком много
5. Развязка — разгневанная рыбка лишает старуху всех подарков
6. Концовка — старуха остается с корытом
7. Присказкав этой сказке нет присказки

Сказка о золотом петушке

1. Зачин — царь Дадон страдает от вражеских набегов на государство
2. Завязка — звездочет дарит царю золотого петушка, в обмен Дадон обещает выполнить любое его желание
3. Развитие сюжета — отправление всех войск на восток, встреча с шамаханской царицей
4. Кульминация — отказ Дадона отдать шамаханскую царицу звездочету
5. Развязка — золотой петушок клюнул в голову царя Дадона
6. Концовка — смерть Дадона, исчезновение шамаханской царицы
7. Присказка — «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»

Песнь о вещем Олеге

1. Зачин — описание князя Олега
2. Завязка — пророчество о смерти Олега от коня
3. Развитие сюжета — прощание с конем, жизнь Олега в завоеваниях
4. Кульминация — змея кусает князя на месте захоронения коня
5. Развязка — князь погибает
6. Концовка — дружина вспоминает князя
7. Присказкаприсказки нет

Жених

1. Зачин — странная пропажа и появление молодой Наташи
2. Завязка — встреча с женихом
3. Развитие сюжета — сватовство и свадьба
4. Кульминация — история Наташи про загубленную девушку и кольцо
5. Развязка — жениха схватили
6. Концовка — жених казнен
7. Присказкаприсказки нет

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»: в чём особенности композиции сказки?

Какая композиция сказки Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». В чём особенности композиции сказки?

2 ответа:



2



0

Особенностью композиции «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина является её кольцевой, замкнутый характер: сказка начинается и заканчивается тем, что старуха сидит у разбитого корыта. Это свидетельствует о неразрешённом конфликте и безысходности ситуации.

Сюжет развивается циклично за счёт повторов по нарастающей: с каждым последующим желанием старухи море становится всё более мрачным и грозным.

Кульминация заключается в последнем, безрассудном желании старухи стать владычицей морскою и иметь золотую рыбку у себя на послылках, т. е. слугой.

Сразу после кульминации наступает развязка: ничего не ответила рыбка, а вернувшийся домой старик обнаружил свою старуху у разбитого корыта.



2



0

В сказке «О рыбаке и рыбке» мы видим многочисленные повторы, на которых и держится сюжет произведения.

Особенность композиции сказки заключается в её закольцованном сюжете — действия происходят по замкнутому кругу. Старик неоднократно ходит к морю и возвращается в землянку к старухе. Повторяются даже диалоги старика с рыбкой и со старухой:

hS1FLO3mC3C0yD5k5Sh2t9CTiU9GuLz.png

Принцип повтора считается одним из наиболее распространенных приемов русских народных произведений. Автор соединяет повторы с другим приемом — нарастания. Мы видим, как усиливаются желания старухи и она становится столбовой дворянкой, затем вольной царицей, хотела она владеть морем, да не получилось.

По нарастающей поднимаются и строения: от убогой землянки — к избе со светелкой, а после этого появился терем высокий и царские палаты. Изменения происходят и с морем: оно спокойное вначале, далее оно волнуется, чернеет, а затем на нем и вовсе разыгрывается буря.

Такая композиция сказки не случайна — автор подключил закольцовку и повторы для того, чтобы ярче показать неуемные желания старухи, которые стали причиной справедливой развязки — рыбка отобрала у жаднюги подарки и вернула ее в привычную убогую жизнь.

Читайте также

Золотая рыбка — главный герой сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Это волшебный персонаж, который может выполнять практически любые желания.

Совершенно случайно она попалась в сети к старику и тот по доброте отпустил рыбку, не взяв за нее никакого выкупа.

Совсем иначе повела себя старуха, и золотая рыбка долго и терпеливо выполняла ее капризы. Когда же запросы старухи перешли все границы, золотая рыбка рассердилась и наказала ее.

Мне кажется, что Золотую рыбку можно назвать Благодарной и Справедливой. А вот насчет Доброй не знаю. Все что она сделала доброго, она делала из благодарности, не по собственной доброте и инициативе, а только после просьбы. Поэтому нельзя уверенно утверждать, что Золотая рыбка была доброй.

Сначала в сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкина было старое разбитое корыто и ветхая избушка, потом золотая рыбка стали исполнять желания, которые требовала у старика старуха, и в конце концов все вернулось на круги своя — опять к разбитому корыту.

В плане можно отразить последовательность этих превращений, чтобы не запутаться в пересказе.

  1. Ветхая землянка
  2. Золотая рыбка в неводе
  3. Первое желание старухи — новое корыто
  4. Второе желание старухи — новая изба
  5. Третье желание старухи — быть дворянкой
  6. Четвертое желание старухи — быть царицей
  7. Пятое желание старухи — быть владычицей морской
  8. Итог — опять разбитое корыто

Отвечаем на вопросы к сказке Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке».

Правильно расставить картинки нужно так.

Первой картинкой должна следовать иллюстрация к сказке, когда старик закидывает невод в море.

Затем, старик общается с золотой рыбкой. Эта картинка под номером 2.

На третьей картинке изображена старуха царицей.

Четвертая картинка с бушующим морем. Старик забросил невод в последний раз в море. Взбунтовалось морская пучина.

<hr />

Хронология в сказке такова:

<hr />

Рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта».

Жила-была девочка Оля. Была она очень требовательной и капризной, её всегда что-то не устраивало. Девочка была очень капризной. Мама старалась угодить девочке, постоянно исполняла её желания. Только Оле все было не по душе, она говорила, что теперь она этого уже не хочет, подавай ей что-то другое.

Устала мама плясать под Олину дудку и решила она, что теперь для того, чтобы Оля что-то получила, она должна это заслужить.

С тех пор мама Олю больше не баловала.

<hr />

Сказки очень часто заканчиваются словами

sRSABSObu1g9Pz2eZPhmyj2kCf9LnU.png

Но, в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» таких слов нет, автор не применил их, так сказка поучительная.

Сказка не содержит таких слов, ведь конец у нее для старухи не счастливый. Концовка в этой сказке поучительная.

У Пушкина есть другие сказки, которые заканчиваются такими фразами.

Рассказ «Старуха Изергиль» написан М.Горьким в так называемый южный период скитаний в 1894 году. Композиционно рассказ выстроен так, что отчетливо разделяется на три части, две из которых представляют собой легенды, то есть, по сути, рассказы в рассказе. Еще одной особенностью композиции произведения является традиционный для творчества писателя тех лет прием обрамления: повествование обрамлено словами и впечатлениями рассказчика, который в данном случае является больше слушателем. Основная рассказчица — старуха, из уст которой читатель узнает две легенды, о Ларре и о Данко, а также историю жизни и любви самой Изергиль. Композиция выстроена таким образом, что легенда о Ларре как символе гордости и себялюбия идет первой, затем старуха рассказывает о своей жизни, в которой руководствовалась практически теми же принципами, что и Ларра из легенды, а завершается рассказ легендой о Данко как символе бескорыстия и человеколюбия. Композиция четко соответствует замыслу автора, проводя читателя по восходящей от эгоистичности и пренебрежения моралью и принципами человеческого общества к самоотверженность подвигу во имя людей.

Кажется, в вопросе под словом «он» следует понимать Рогдая, как это сделали другие до меня, хотя и не совсем понятно, откуда они это поняли. :)

Итак, Рогдай — эпический герой (с современных позиций можно сказать, что он воплощение жестокости). Он желает сразиться с соперником и силой забрать то, что будет ему принадлежать по праву сильного. Насчет способности Людмилы пойти на крайние меры — позвольте не согласиться с другим ответом. Вспомним иронический пассаж Пушкина:

2vizOLrt4qhg8srC7pDN72yb4qH1bN5r.png

И счастье Руслана — что карлик, у которого в плену это происходило, был стар и немощен:

TZJnw3f3Nz6MnPQJt6RrVUTjbIi2VMR.png

Но именно такой — нежной, как вода, а не падающей на злые головы, как кусок льда, — молодой Пушкин и любил свою героиню Людмилу. Он сделал ее такой, чтобы за нее дрались! Вспомним фильм Ивана Твердовского «Класс коррекции»: там девушка как будто нарочно для того инвалид, чтобы парни ее на руках носили! Иногда в слабости — женская сила. Хотя не только. Когда все богатыри убиты, а новые рожденные просто не воспитаны как богатыри, женщинам приходится забыть о своей слабости, и в России такое часто случалось, поэтому слабые женщины вроде Людмилы непопулярны среди сильных женщин.

Итак, вывод: мир сказки «Руслан и Людмила» — тот, где за слабую женщину дерутся, и это там в порядке вещей. Конечно, пока Руслан жив, он не отдал бы никому Людмилу, отбил бы ее обратно хоть у нечистой силы, у злого колдуна — что и произошло в сказке. А не то что у обычного воина вроде Рогдая. Поэтому Рогдай, влюбленный в Людмилу, и стал с ним драться. Хоть Пушкин и предупреждал, что — в нашем с ним современном относительно этой сказки мире — не только драться за женскую любовь, но и вообще сердиться на избирательность женской любви «глупо и смешно».

С другой стороны, можно предположить, что в образе Рогдая Пушкин, не осознавая этого полностью, почувствовал «своего» Дантеса. То есть реальный Дантес мог быть и таким и сяким, и совсем «не из этой сказки», но Пушкин уже во время написания «Руслана и Людмилы» задал свой подход к подобным посягновениям на чужую женщину. (Я не литературовед, так что если я не первый говорю об этом очевидном для меня — дайте ссылку, кто сказал об этом подробнее, будет интересно.)

Урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(2 класс УМК «Перспектива»).

Цели: обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,

закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес к родному русскому языку.

Краткое пояснение.

Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. Урок чтения по «Сказке о рыбаке и рыбке» «Путешествие в Лексикоград», где с помощью презентации на интерактивной доске проводятся конкурсы для учащихся.Задание показывается на доске – экране, дети выполняют задания на распечатанных листах. После ответов учащихся задание проверяется на доске-экране. Дети применяют знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз убеждаются в гениальности великого поэта.

Этапы урока.

  1. Знакомство с Лексикоградом.

  2. Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.

  3. Двор Устаревших слов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  4. Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям в презентации.

  5. Улица Синонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  6. Терем Омонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  7. Дворец Фразеологизмов. Задание на доске и на печатных листах.

  8. Итоги «Путешествия».

  9. Вывод по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

  1. Орг. момент.

  2. Речевая разминка.

Произнесите звуки правильно открывая рот: О И У А ИО АИ

как пыхтит тесто ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ

как шипит гусь Ш-Ш-Ш

подуйте на одуванчик (на раскрытые ладони Ф-Ф-Ф)

— Прочитайте про себя стихотворение

Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

всё правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

— Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово чётко

— Прочитайте в темпе скороговорки

  1. Актуализация

как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем (Чудеса случаются)

с каким литературным жанром мы работаем в этом разделе

какие сказки бывают

почему называются авторские

что читали дома

это действительно сказка

к какой группе сказок она относится

4. Новая тема урока

тема урока «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

— новое слово ЛЕКСИКА —

5. Проблемная ситуация

кто смотрел м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке»

— некоторые дети считают: зачем читать сказку, если они её видели и знают содержание

— мы постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке. Для этого будем исследовать текст, чтобы увидеть богатство лексики А. С. Пушкина, т.е. тех слов, которые он использовал, красоту и разнообразие русского языка.

-начнём с построения, те с композиции.

— что общего у сказки Пушкина с народной сказкой (зачин, концовка, волшебство, повтор сюжета, магические числа, добро побеждает зло). Докажите.

— какие знания нам помогут ответить на этот вопрос (построение народной сказки)

-какой вывод мы можем сделать с вами по композиции сказки Пушкина

-можем мы сказать, что …

Итог: продолжите вывод: композиция сказки Пушкина похожа на композицию

народных сказок.

6.Знакомство с Лексикоградом. Слайд 2.

теперь мы отправляемся в путешествие по городу Лексикограду.

почему так называется город

7.Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».

начнётся наше путешествие со двора устаревших слов, затем мы побываем у моря антонимов, пройдем по улице синонимов, заглянем в терем омонимов и закончим путешествие во дворце фразеологизмов.

Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

Итак, путешествие начинаем!

Начало сказки мы прочитаем.

Слайд 4. Чтение сказки 1,2,3 части.

Вопросы по тексту:

— почему старик сразу же отпустил рыбку

— как старик объяснил старухе, почему он отпустил рыбку (не посмел)

— что попросила старуха в первый раз

Слайд 5.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

8. Двор устаревших слов

Мы пришли во двор устаревших слов

Из этих букв надо собрать слово.

У учащихся на столах распечатанные листы с заданиями:

ТАСЧЕР МЕЛЗЯКНА РЕКТЬСНЯКА

ОРКОТЫ ЁЛСЕВТКА

Ответы:

СТАРЧЕ, ЗЕМЛЯНКА, КРЕСТЬЯНКА, КОРЫТО, СВЕТЁЛКА.

Слайд 6.

Проверка выполнения задания.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы собирали

-почему они так называются

Слайд 7.

9. Море Антонимов.

Мы приближаемся к морю Антонимов, на котором неспокойно

— давайте вспомним, какие слова называются антонимами

Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Учащиеся подбирают антоним. После ответа команды высвечивается правильный ответ.

Закинул невод — вытащил невод.

Поймал рыбку – отпустил рыбку.

Старое корыто – новое корыто.

Низкая землянка – высокий терем.

Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.

На море тишь – на море чёрная буря.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы подбирали

какие слова называются антонимами

Итак, путешествие продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.

Слайд 11-12 Чтение сказки 4,5,6 части.

Вопросы по тексту:

— как учит старуха старика разговаривать

— что значит сварливая

— какое употребляет слово старик, говоря о поведении старухи

10. Улица Синонимов.

Мы пришли на улицу Синонимов

— вспомните, какие слова называются синонимами

Слайд 13.

Здесь надо к слову синоним найти

И слова стрелкой соединить.

Ученики выполняют задание на распечатанных листах. После выполнения работы проверка на доске-экране.

Слайд 14.

Ругает – бранит.

Кликать – звать.

Печалится – грустит.

Молвит – говорит.

Перечить – спорить.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы соединяли стрелками

какие слова называются синонимами

Путешествие продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.

Слайд 15. Чтение сказки 7,8,9 части.

Вопросы по тексту:

— как ведёт себя старуха став дворянкой

— чего испугался старик, когда старуха захотела стать вольною царицей

— чьё настроение отражает море

7. Терем Омонимов.

Слайд 16.

У красивого терема Омонимов нам нужно вспомнить какие слова называются омонимами.

Слайд 17.

Прочитайте предложения и правильно поставьте ударение.

Дорогой за себя дам откуп.

За широкой дорогой шумело море.

Дети выполняют задание на распечатанных листах.

Слайд 18. Проверка задания .

Ответ. Дорого´й за себя дам откуп.

За широкой доро´гой шумело море.

ИТОГ: -как называются слова, в которых вы ставили ударение

какие слова называются омонимами

Путешествие наше продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.

Слайд 19. Чтение сказки 10,11,12 части.

Вопросы по тексту:

-что держала стража на плечах

— как отзывается о старухе старик в этот раз

— почему старик увидел снова старуху у разбитого корыта

8. Дворец Фразеологизмов.

Слайд 20.

Завершается наше путешествия у прекрасного дворца

фразеологизмов, которые украшают нашу речь.

— какие слова называются фразеологизмами

Слайд 21.

Ученики сначала сами объясняют значение фразеологизмов.

Не в свои сани не садись!

Что ты, баба, белены объелась?

Лишь с очей прогнать его велела.

Не дерзнул слова поперёк молвить.

Не печалься, ступай себе с Богом.

Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов 22-26.

ИТОГ: -как называются словосочетания, которые вы объясняли

что такое фразеологизмы

Слайд 27.

Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.

Ответ. Осталась у разбитого корыта.

Слайды 29-33

9.Итоги «Путешествия в Лексикоград» .

10.Вывод урока.

Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики» в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.

Слайд 32.

Оцените свою работу на уроке выбрав слова из столбика

1.На уроке я работал: с интересом/без интереса

2.Своей работой я: доволен/не доволен

3.Материал урока мне был: полезен/бесполезен

4.Домашнее задание мне кажется: интересным/ неинтнресным

Слайд 33.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

А чтобы мудрым стать, учёным,

Прочти ты сказок мудрых том!

Литературный анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» — один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У нее мифологические истоки. Эта сказка – самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору.

Сказка отвечает специфике возраста юного читателя 7-10 лет. Но также может оказать полезное воздействие и на читателя более старшего возраста. Эта сказка об угнетении.  Это один из первых манифестов в России против нового жестокого строя — капитализма. Пушкин раньше других увидел беду, которая надвигалась на Россию вместе со страшной поступью «железного века» — это нарождающийся капитализм,

Название сказки соответствует сюжету, раскрывает читателю центральный образ.

Жанровый синтез. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (жизнь простых крестьян).

Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева.  

Лирическое начало: повествование от лица автора.

Сказовая манера: разговорная речь.

Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке.  

                    «Смилуйся, государыня рыбка…»

                    «…Воротился старик ко старухе…»

                    «Воротись, дурачина, ты к рыбке…»

                    «…Пошёл старик к синему морю…»

                    «Смилуйся, государыня рыбка» и т.д.

Изобразительно-выразительные средства.  Многоплановая градация: Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации (“с одною тиною”, — “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … — золотою”)

“Вверх по лестнице” поднимаются желания старухи: столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская; ветхая землянка – изба со светелкой, высокий терем, царские палаты.

Неуемные, вздорные требования старухи влекут за собой изменение моря.

“Море слегка разыгралось – помутилось синее море – неспокойно синее море — почернело синее море — на море черная буря”.

Повторяющиеся конструкции: тридцать лет и три года (2); пошёл он к синему морю (4); воротился старик ко старухе (4);  не печалься, ступай себе с богом (4); стал он кликать золотую рыбку(5).

Звукопись: шум моря. Олицетворение: море слегка разыгралось.

Начало сказки соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие.

Пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности сказочных героев – «волшебным помощникам», которые выполняют желания героев. Старик поступает в духе положительных сказочных героев:

                                «Отпустил он рыбку золотую

                                И сказал ей ласковое слово…».

Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо – море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события. Мы уже проследили, как оно меняется на протяжении всего текста.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его повелительница вершат суд над человеческой гордыней. Суд этот суров, но милосерден. У человека ничего не отнимается, ему, напротив, возвращается то, что принадлежало: старуха, возжелав быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Движение  оказывается круговым, возвратным.

В целом это высокохудожественное произведение. Может быть предложено для чтения детям младшего и среднего школьного возраста.

Технологическая карта урока
литературное чтение для 2 класса

по теме « Сказка о рыбаке и
рыбке» А. С. Пушкина

Тип
урока:
обобщение и систематизация знаний.

Учитель:Годовикова Галина
Александровна, учитель
I категории

Цель:
обобщить
и систематизировать знания по составлению характеристик главных героев « Сказки
о рыбаке и рыбке»

Задачи:

Формируемые
УУД:

Познавательные УУД
:
обобщению знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина, его творчестве, формирование
умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать
содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности
литературной сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения
слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре(
планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения
сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет
литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного
запаса.

Личностные
УУД:

формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,
оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать
с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Методы
обучения:
Словесные
и наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования;
практически-творческие; рефлексии.Средства обучения: а) портрет
А.С.Пушкина

б)
пословицы: Много захочешь—последнее потеряешь.

Много
желать—добра не видать.

Жадность
всякому горю начало.

Ненасытному
все мало.

г)
Выставка произведений А.С.Пушкина.

д)
Видеосюжет сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»(Инсценирование)

Этапы урока

Ход урока

Деятельность
учащихся и предполагаемые ответы

Формирование УУД

Организационный момент.

(Содействовать воспитанию
мотивации к учению)

Плывут
угрюмые века,

Плывут, как в
небе облака.

Спешат, бегут
за годом год,

А сказка – на
тебе! – живет!

Когда и кто
ее сложил

В своей
избушке где-то –

И самый
старый старожил

Не даст тебе
ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на
свете было –

Все сказка в
памяти своей

Нам с вами
сохранила.

Она живет в
любом дому

И странствует
по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее
нельзя нам.

— О чем
сегодня пойдет речь на уроке?

Учитель: Итак, сегодня мы
побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке».

Давайте пожелаем успехов
друг другу.

Приветствие учителя

О сказке А.С.Пушкина.
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Объявляют тему урока.

Дать характеристику
героям сказки. Выяснить в каких поступках присутствует добро и зло.

Пожелания успехов друг
другу

Личностные УУД:

— осознанность учения

Цели и задачи урока

(направить деятельность учащихся на постановку цели
и задач на основе обобщения знаний о сказках А.С.Пушкина, его творчестве)

Вступительная беседа.

Учитель:

— Сегодня у нас необычный
урок, к нам в гости приплыла Золотая рыбка. С ней мы отправимся в путешествие
по сказке. Рыбка нам приготовила интересные задания. А где живет Золотая
рыбка?

Ребята, так кто написал
сказку «О рыбаке и рыбке»?

— Где родился А.С.Пушкин?


От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?

— Посмотрите и назовите
сказки А.С.Пушкина.

-Как называется
произведение, которое мы изучаем?

В течение урока чему мы
будем учиться.

Ребята попробуйте сами
составить вопросы к уроку.

  • Может ли человек
    изменить ситуацию? Как? Каким образом?

— Золотая рыбка живет в
море.

Учащиеся достают из
ракушки вопросы и отвечают на них.

-Александр Сергеевич
Пушкин родился в городе Москве.

— Маленький Саша узнал
сказки от няни Арины Родионовны.

— Многие сказки и песни
своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.

— Пушкин написал шесть
сказок, одну не закончил.

1. «Сказка о рыбаке и
рыбке»

2. «Сказка о царе
Салтане…»

3. «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»

4. «Сказка о золотом
петушке»

5. «Сказка о попе и его
работнике Балде»

Мы изучаем «Сказку о
рыбаке и рыбке»

Составлять характеристики
героев сказки и отвечать на вопросы.

— Кто из героев в сказке
добрый, а кто злой?

-Встречаются ли подобные
герои в жизни?

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с
целью получения информации, построение речевых высказываний

Познавательное УУД:

— Умение аргументировать
своё предложение, убеждать и уступать.

Коммуникативные УУД:

— учитывать разные
мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить
монологическое высказывание

Регулятивные УУД:

— определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.умение включаться
в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

Физминутка для глаз

Упражнения
для мышц глаза (работа по схеме).

Личностные:

установка на здоровый
образ жизни

Оперирование знаниями и
способами действий в стандартных и нестандартных ситуациях

(умение выразительно и
вдумчиво читать отрывки из сказок, анализировать содержание текста)

(Развития отдельных
логических операций)

(расширение кругозора
детей, обогащения их словарного запаса)

Работа со сказкой.

Анализ сказочных
примет.

— Ребята, можно ли
назвать это произведение сказкой. Если да – докажите. А для этого найдем все
сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

(Дети выборочно читают,
доказывая свое суждение)

Работа с иллюстрацией
(старуха, старик, рыбка).

Постановка проблемы

Характеристика героев – персонажей
сказки

  • Назовите главных
    героев сказки.
  • Ребята, рыбка
    предлагает разобраться, кто же в сказке добрый, кто злой и предлагает
    вам выбрать нужные слова , которые могут охарактеризовать сказочных
    героев.

 На доске карточки со
словами: СТАРИК, СТАРУХА, РЫБКА

(доброта,
послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность,
бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость).


Почему вы так считаете?

Словарная работа. Слайд 3,4

Работа с устаревшими словами.

Работа по учебнику.

Видеосюжет  (инсценированное детьми отрывок из
сказки «О рыбаке и рыбке»


Найдите в тексте  этот отрывок. Продолжите выразительное чтение.

Ребята, обратите внимание, что это за схема?

Объясняют
понятия : завязка, кульминация, развязка.

Выборочное чтение по
вопросам( работа с текстом)

Найдите на линии сюжета
узелки событий. Где история завязалась, развязалась? Где переломная точка
сюжета — кульминация?

— Сказки начинаются
словами «Жил старик со своею старухой…», «жили тридцать лет и три года».

В сказке повторяют все по
три раза — «три раза старик закидывал невод».

— Сказочный герой –
золотая рыбка, исполняет желания, разговаривает.

— ( ответы учащихся:
зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза закидывал
невод…; сказочный герой- золотая рыбка; магическое число лет (жили тридцать
лет и три года); чудеса(рыбка говорит человечьим голосом); повторение сюжета
(разговор старика и рыбки).

Главные герои сказки —
старик, старуха, Золотая рыбка

Дети подбирают слова и
прикрепляют к каждой иллюстрации, соотносят и объясняют качества характера.

Старуха посылает старика
к рыбке за корытом, избой.

Невод- сеть рыболовная

Столбовая дворянка-
почетная родовая дворянка. И т.д.

Выразительно читают
продолжение видеосюжета.

 Сюжетная линия.

Завязка- начало событий
(старик поймал золотую рыбку)

Кульминация – Самый
напряженный момент в сюжете ( когда старуха повелела быть владычицей морскою)

Развязка – конец событий
( старуха осталась с разбитым корытом)

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь
других

Познавательные:

-находить
ответы на вопросы в тексте;

— делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные УУД:

— анализ объектов

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое
высказывание

Познавательные УУД:

— осознанное построение
речевого высказывания

Личностные УУД:

— учебная мотивация

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение
    необходимой информации;

анализ
объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

— учёт разных мнений и
умение обосновать собственное

Познавательные УУД:

— построение логической
цепи рассуждений

Регулятивные УУД:

  • проявление инициативности
    и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

— слушать и
понимать речь других;

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность
с целью получения информации.

Познавательные УУД:

— построение логической
цепи рассуждений

Физкультурная минутка

Физминутка «Морская»
(анимация) Представим что мы рыбки и плывем по синему морю в поисках своего
друга, найдите своего друга и поприветствуйте его.

Имитируют под мелодию ,
представляют себя рыбками.

Личностные:

— установка на здоровый
образ жизни

Работа по учебнику.

( анализ своей
деятельности на уроке, развития речи, памяти)

(прививать нравственные
качества дружбы, сплочённости, доброжелательности).

Ребята, так как наша
рыбка непростая за каждый правильный ответ, она подарит жемчужину. И кто
соберет больше всех жемчужин — ожидает сюрприз.

Вместе с
золотой рыбкой мы отправимся дальше в плавание. Золотая рыбка приготовила нам
задания. Попробуем справиться с ними. Слайд 5,6,7. Составление логической
цепочки.

Работа в парах. С помощь
бластеров составляют схему действующих героев (автор, старуха, старик, рыбка,
море)

 — А мы, ребята,
отправимся дальше в путешествие по сказке. Слайд 8 .

— Как вы думаете, какую
роль играет море.

Отправимся к морю. Игра
рыбалка.

Ответить на
вопросы викторины. Викторина выполняется в виде игры , ответы прикрепляем на
плакат.

Вопросы викторины

Рыбка нам приготовила
новое задание

— Объясните
смысл каждой пословицы. Слайд 10,11

-Как вы
думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого
ученика нарисованная рыбка)

Я предлагаю
вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

Зачитывают отрывки из
сказки.

Отвечают на вопросы.

С помощью кружков дети
составляют логическую цепочку.

Составляют схему,
объясняя свой выбор.

Отвечают на вопросы.

Ловят рыбку и отвечают на
вопросы.

Познавательные УУД:

умение работать с тестом
.

Познавательные УУД:

-установление
причинно-следственных связей

Личностные УУД:

— самооценка

Познавательные УУД:

— контроль и оценка
процесса и результатов деятельности

Подведение итогов, выводы

Оценивание.

Рефлексия.

Вот рыбка помогла нам
разобраться, кто здесь добрый, кто злой. О чем же эта сказка?

— Хорошо ли быть такой,
как старуха?

— Кто из
героев сказки вам нравится? Почему?

Критерии оценивания

Выразительное чтение.

Полные ответы.

Умение описывать характер
и поступки героев.

Умение выразить свое
мнение.

(предложить оценить
работу одного-двух учащихся)

Комментирование
поставленных оценок учителем

— Ребята, что вам
понравилось на уроке?

— Что получилось?

— Что не получилось?

С какими трудностями вы
встретились?

— Удалось ли нам ответить
на вопросы которые мы задали в начале урока? Какие это были вопросы.

Проходят
года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах России
поставлены памятники великому поэту. (на экране памятники А.С. Пушкину). Имя
Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами. Читайте Пушкина, учите
Пушкина, а главное – любите Пушкина

Сказка о доброй,
справедливой рыбке, о вежливом работящем старике, а также о жадной, злой
старухе. Насмешка над бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.

Дети оценивают ответ
учащегося

Личностные УУД:

— самооценка;

— осознанность учения;

— адекватное реагирование
на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя

Регулятивные УУД:

-умение контролировать
процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

— социализация учащихся —
способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу

Домашнее задание

Домашнее задание:

— А вы бы выпустили рыбку
или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли
желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика
нарисованная рыбка)

— Ребята, вы нарисовали
свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Урок 
литературного чтения:  «Художественные особенности сказок: лексика, построение
(композиция)» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(2 класс УМК «Перспектива»).

Цели:
обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,

закрепить
знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать
 значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие
русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес   к родному русскому
языку.

                                                           Краткое
пояснение.

Мудрость 
сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема.  Урок чтения  «Художественные особенности
сказок: лексика, построение (композиция)» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.
С. Пушкина, где с помощью презентации на интерактивной доске проводятся
конкурсы для  учащихся. Задание показывается на доске – экране, дети выполняют
задания на распечатанных листах. После ответов учащихся задание проверяется на
доске-экране. Дети применяют знания, полученные на уроках русского языка! И ещё
раз убеждаются в гениальности великого поэта.

Этапы
урока.

1.     
Знакомство
с Лексикоградом.

2.     
Знакомство
с маршрутным листом по Лексикограду.

3.     
Двор
Устаревших слов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

4.     
Море
Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям  в презентации.

5.     
Улица
Синонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

6.     
Терем
Омонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

7.     
Дворец
Фразеологизмов. Задание на доске и на печатных листах.

8.     
Итоги 
«Путешествия».

9.     
Вывод
по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

1.      Орг. момент.

2.      Речевая разминка.

Произнесите звуки
правильно открывая рот: О И У А ИО АИ

как пыхтит тесто
ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ

как шипит гусь
Ш-Ш-Ш

подуйте на
одуванчик (на раскрытые ладони  Ф-Ф-Ф)

— Прочитайте про
себя стихотворение

         
 Кто хочет разговаривать,

тот должен
выговаривать

всё правильно и
внятно,

чтоб было всем
понятно.

— Прочитайте
медленно вслух, выговаривая каждое слово чётко

— Прочитайте в
темпе скороговорки

3.      Актуализация

как называется раздел
учебника, который мы сейчас изучаем (Чудеса случаются)

с каким
литературным жанром мы работаем в этом разделе

какие сказки
бывают

почему называются
авторские

что читали дома

это действительно
сказка

к какой группе
сказок она относится

         
4. Новая тема урока

                  
тема
урока «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

                  
— новое слово ЛЕКСИКА –это совокупность слов языка, словарный запас языка.

            
5.  Проблемная ситуация

                  
кто
смотрел м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке»

                  
— некоторые дети считают: зачем читать сказку, если они её видели и знают
содержание

                  
— мы постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке. Для этого будем исследовать
текст, чтобы увидеть богатство лексики А. С. Пушкина, т.е. тех слов, которые он
использовал, красоту и разнообразие русского языка.

                   
-начнём с построения, т.е. с композиции.

                   
— что общего у сказки Пушкина с народной сказкой (зачин, концовка, волшебство,
повтор сюжета, магические числа, добро побеждает зло). Докажите.

                   
— какие знания нам помогут ответить на этот вопрос (построение народной сказки)

-какой вывод мы
можем сделать с вами по композиции сказки Пушкина

-можем мы сказать,
что …

Итог: продолжите
вывод: композиция сказки Пушкина похожа на композицию

народных сказок.

6.Знакомство с
Лексикоградом.

Слайд 2.

 — теперь мы
отправляемся в путешествие по городу Лексикограду.

—   почему так
называется город

           
7.Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».

начнётся наше путешествие
со двора устаревших слов, затем мы побываем у моря антонимов, пройдем по улице
синонимов, заглянем в терем омонимов и закончим путешествие во дворце
фразеологизмов.

               
 
Слайд
3.(Поэтапное проявление фрагментов  слайда после прикосновения к интерактивной
доске.)

                 
Итак,
путешествие начинаем!

Начало сказки мы
прочитаем.

Слайд 4. Чтение сказки
1,2,3 части.

                  
Вопросы
по тексту:

— почему старик
сразу же отпустил рыбку

— как старик
объяснил старухе, почему он отпустил рыбку (не посмел)

— что попросила
старуха в первый раз

Слайд 5.(Поэтапное
проявление фрагментов  слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

8. Двор устаревших
слов

Мы пришли во двор
устаревших слов

                   
Из
этих букв надо собрать слово.

                   
У учащихся на столах распечатанные листы с заданиями:

ТАСЧЕР              МЕЛЗЯКНА             РЕКТЬСНЯКА        

ОРКОТЫ             ЁЛСЕВТКА

Ответы:

СТАРЧЕ,  
ЗЕМЛЯНКА,  КРЕСТЬЯНКА,   КОРЫТО,   СВЕТЁЛКА.

Слайд 6.

Проверка
выполнения задания.

ИТОГ: -как
называются слова, которые мы собирали

            
-почему они так называются

Слайд 7.

9. Море Антонимов.

Мы приближаемся к
морю Антонимов, на котором неспокойно

— давайте
вспомним, какие слова называются антонимами

Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное
проявление фрагментов  слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.)
Учащиеся подбирают антоним. После ответа учащегося высвечивается правильный
ответ.

Закинул невод — 
вытащил невод.

Поймал рыбку –
отпустил рыбку.

Старое корыто – новое
корыто.

Низкая землянка –
высокий терем.

Чёрная крестьянка
– столбовая дворянка.

На море тишь – на
море чёрная буря.

ИТОГ: -как
называются слова, которые мы подбирали

             — какие слова
называются антонимами

                 
Итак,
путешествие продолжаем!

        И сказку
дальше мы читаем.

Слайд 11-12 Чтение сказки
4,5,6 части.

                  
Вопросы
по тексту:

                  
— как учит старуха старика разговаривать

                  
— что значит сварливая

                  
— какое употребляет слово старик, говоря о поведении старухи

                 10. Улица Синонимов.

Мы пришли на улицу
Синонимов

— вспомните, какие
слова называются синонимами

Слайд 13.

Здесь надо к слову
синоним найти

И слова стрелкой соединить.

Ученики выполняют
задание на распечатанных листах. После выполнения работы проверка на
доске-экране.

Слайд 14.

Ругает – бранит.

Кликать – звать.

Печалится –
грустит.

Молвит – говорит.

Перечить –
спорить.

ИТОГ: -как
называются слова, которые мы соединяли стрелками

             — какие слова
называются синонимами

                 
Путешествие
продолжаем!

        И сказку
дальше мы читаем.

Слайд 15. Чтение сказки 7,8,9
части.

                
Вопросы по тексту:

                
— как ведёт себя старуха став дворянкой

                
— чего испугался старик, когда старуха захотела стать вольною царицей

                
— чьё настроение отражает море

                 7. Терем Омонимов.

Слайд 16.

У красивого терема
Омонимов нам нужно вспомнить какие слова называются омонимами.

Слайд 17.

Прочитайте
предложения и правильно поставьте ударение.

                Дорогой за себя дам откуп.

За широкой дорогой
шумело море.

Дети выполняют
задание на распечатанных листах.

Слайд 18. Проверка
задания .

Ответ.        Дорого´й
за себя дам откуп.

                   За
широкой доро´гой шумело море.

ИТОГ: -как
называются слова, в которых вы ставили ударение

             — какие слова
называются омонимами

                 
Путешествие
наше продолжаем!

        И сказку
дальше мы читаем.

               Слайд 19. Чтение сказки 10,11,12
части.

                
Вопросы по тексту:

                
-что держала стража на плечах

                
— как отзывается о старухе старик в этот раз

                
— почему старик увидел снова старуху у разбитого корыта

8. Дворец
Фразеологизмов.

Слайд 20.

Завершается наше путешествия
у прекрасного дворца

фразеологизмов,
которые украшают нашу речь.

— какие слова
называются фразеологизмами

Слайд 21.

Ученики сначала сами
объясняют значение фразеологизмов.

Не в свои сани не
садись!

Что ты, баба,
белены объелась
?

Лишь с очей
прогнать
его велела.

Не дерзнул слова
поперёк молвить
.

Не печалься, ступай
себе с Богом
.

                  Затем идёт проверка
ответов с помощью слайдов  22-26.

ИТОГ: -как
называются словосочетания, которые вы объясняли

             — что такое фразеологизмы

Слайд 27.

Какой фразеологизм
появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.

Ответ. Осталась у
разбитого корыта.

Слайды 29-33

9.Итоги
«Путешествия в Лексикоград»

Назовите слова,
которые использует в сказке «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин

(устаревшие слова,
антонимы, синонимы, , фразеологизмы, омонимы)

  10.Вывод урока.

Как богат мир
океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том,
что он использовал все богатства «Лексики»  в своих сказках и сумел словами
передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше
отношение к алчности и жажде власти
Старухи.

Слайд 32.

Оцените свою
работу на уроке выбрав слова из столбика

1.На уроке я
работал: с интересом/без интереса

2.Своей работой я:
доволен/не доволен

3.Материал урока
мне был: полезен/бесполезен

4.Домашнее задание
мне кажется: интересным/ неинтересным

Слайд 33.

У лукоморья дуб
зелёный,

Златая цепь на
дубе том…

А чтобы мудрым
стать, учёным,

Прочти ты сказок
мудрых том!

  • Композитор написавший 15 опер на сюжеты сказок это
  • Композиция сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс таблица экспозиция
  • Комплимент от шеф повара как пишется
  • Композиция сказки мороз иванович
  • Комплимент в сыворотке как пишется