I.
Мотивационный этап.
карточка
Тренинг «Добрый клубок»
«Жужжащее чтение»
Проверка Д/З.
Выход на тему урока.
Брейнсторминг – мозговой штурм
– у вас на партах лежат конверты – подсказки, в которых есть буквы.
А С К З А К Д Р О Н А
– Какие слова мы можем составить из этих букв? с.39
– А как эти слова могут быть логически связаны между собой?
В народных сказках часто встречаются Иванушка и его верный помощник — конь. Посмотрите на иллюстрацию на экране.
— Из какой сказки этот Иван?
— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Постановка целей и определение темы урока.
Я узнаю…
Я смогу…
Я научусь…
Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.
Работа в группах
взаимопроверка
(Сказка, народ)
(Народная сказка.)
Высказывания детей
Самооценка.
«Словесная оценка»
Техника «20 секунд».
«Сигналы
рукой».
НП
ОдО
КМ
УиЛ
ВО
ТиО
II.
Операционный этап.
Карточка
карточка
Работа над новым материалом.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос мы постараемся ответить?
Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок- А.С.Пушкин.
— «Чему учит нас эта сказка?».
Направленное чтение с.40-48
Анализ сказки.
Какие чувства вы испытали при чтении сказки?
– В какие моменты вы испытали эти чувства?
— Что такое присказка? С.39
— Для чего она употребляется?
— Что идёт в сказке далее? с.39, 40
Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки.
Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?»
Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.
Физкультминутка
Поработайте по таблице — соедините отрывок из сказки с частью композиции.
№ |
Композиция |
Отрывок из сказки. |
1. |
Присказка — Что такое присказка? |
Сивка – бурка , вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) |
2. |
Зачин — Что такое зачин? |
Тут ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку! Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. |
3. |
Повторы |
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. |
4. |
Концовка |
Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой — дурачком звали . Посеял раз старик пшеницу , да только повадился кто – то ту пшеницу мять да топтать. |
Игра «Задай вопрос»
Читают по цепочке
В группах — по 1 эмоции (обсуждение).
выбрать из перечня карточек нужные – ассоциации
(Страх, радость, удивление, жалость, обида — печаль, смех, спокойствие ,испуг , усталость)
высказывания детей
В парах
Взаимопроверка
Работа в группах — Составление вопросов к тексту:
1 группа использует вопросы: Почему? Где?
2 группа – Как? Когда?
3 группа –Что было, если бы..? Какой?
4 группа – Кто? Для чего?
Самооценка.
«Словесная оценка»
Техника «20 секунд».
«Сигналы
рукой».
НП
ОдО
КМ
УиЛ
ВО
ТиО
ИКТ
Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».
План
Литературно-художественного анализа произведения( сказки)
- Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
- Тема( о ком,чём- по основным событиям)
- Идея( ради чего, с какой целью)
- Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
- Художественное своеобразие произведения
( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)
- Выводы- значение в работе с детьми
«Сивка- Бурка».
Русская народная сказка (волшебная)
Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.
Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть
Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.
Характеристики главных героев:
Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»
Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».
Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:
«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».
«Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»
Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».
В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.
Сивка-Бурка:
Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»
Исполняет все приказы своего хозяина:
-Что угодно ,Иванушка?
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка
-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай
Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!
Художественные приёмы:
1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»
2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».
Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»
-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»
3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»
4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –
-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.
—Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»
6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»
7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»
8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.
«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»
Характеристика языка:
Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»
«Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»
Разговорный: «экий», «дурень»
Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»
Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»
Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.
Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лиса и тетерев».
Русская народная сказка(о животных)
Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.
Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.
Характеристика главных героев:
Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.
Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».
Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».
Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.
Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)
Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что не с добрыми помыслами подошла она к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.
-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.
-Или ты меня боишься?-сказала лиса.
-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.
Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.
Художественные особенности сказки:
В этой сказке нет традиционного начала .
В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.
Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».
Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.
Литературно-художественный анализ сказки (образец)
«Лисичка-сестричка и волк.»
Русская народная сказка (о животных).
Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.
Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.
Характеристика главных героев:
Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».
Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».
Волк глупый «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.
«- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».
Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманек, говорю: битый битого везет.
— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки», « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)
Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.
Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.
Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.
Литературно-художественный анализ р.н.сказки
« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)
- « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
- В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
- Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
- Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»
Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)
Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)
5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).
6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.
Литература:
1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.
2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-П., 2006 г.
3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.
4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.
5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.
6.www. Images.yandex.ru
7.www.google.com
8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html
Психологический настрой «Подари улыбку»
. Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга на сегодня на уроке,
потому что урок – это и есть наше с вами совместное творчество в котором
мы сотрудничаем, доверяем и понимаем друг друга.
Слово учителя:
– Сейчас
у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваше внимание,
смекалка и сообразительность.
2.
Разминка- проблемная ситуация.( брейнсторминг – мозговой штурм).
– у вас
на партах лежат конверты – подсказки , в которых есть буквы .
А С К З
А К
Д Р О Н А
– Какие
слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)
– А как
эти слова могут быть логически связаны между собой? (Народная
сказка.)
III. Сообщение темы и
цели урока.
В народных сказках
часто встречаются Иванушка и его верный помощник- конь. Посмотрите на
иллюстрацию на экране.
— Из какой сказки
этот Иван?
— Ребята, скажите какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея
сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить
их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является
положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос
мы постараемся ответить?
Сказка ложь , да в
ней намёк- добрым молодцам урок- А.С.Пушкин.
— «Чему учит нас эта
сказка?».
IV. Анализ сказки.
Какие
чувства вы испытали при чтении сказки? (Страх, радость, удивление,
жалость, обида- печаль, смех, спокойствие ,испуг , усталость) – выбрать
из перечня карточек нужные.- ассоциации
– В
какие моменты вы испытали эти чувства?
3. Основная
часть.
— Что такое
присказка?
— Для чего она употребляется?
— Что идёт в сказке далее?
Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда
неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки).
Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?»
Смысл каких слов был
непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади
рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.
Поработайте по
таблице- соедините отрывок из сказки с частью композиции.
Номер |
Композиция |
Отрывок |
1. |
Присказка — Что такое присказка? |
Сивка (Вещий |
2. |
Зачин — Что такое зачин? |
Тут Я |
3. |
Повторы |
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. |
4. |
Концовка |
Жил- |
Проверка результата
своей работы по образцу . Комментарий детей по своей работе.
Работа по
проверке домашнего задания.
Домашнее
задание:
1.Выполни
иллюстрацию к понравившемуся тебе эпизоду сказки. Выпиши отрывок из сказки,
который отражает содержание твоего рисунка.(ученик –С)
2.
Составь план к сказке «Сивка- бурка».( ученик- В)
3.
Напиши отзыв на сказку по плану:(ученик –А)
О ком или о чём
эта сказка?
Какова её
основная мысль?
Где и когда
происходит действие?
Кто тебе
особенно понравился и почему?
Какой эпизод из
сказки произвёл на тебя самое сильное впечатление?
Над чем ты
задумался, когда закончил читать сказку?
Физкультурная
минутка: зрительная гимнастика.
Работа
со слайдом №11.
Чтобы
проверить , как хорошо вы знаете содержание сказки заполните таблицу: «Истина
или ложь».
Утверждение |
истина |
ложь |
Овёс кто-то повадился мять и топтать, а три сына старика
|
||
Три |
||
Сивка- |
||
Чтобы |
||
У |
||
Царь |
||
Иван |
||
Чтобы |
Проверка
по образцу с комментариями учеников.
Физкультурная
минутка:
А
теперь всем детям встать.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Чтение с остановками — после каждой смысловой части делается
остановка. Во время «остановки » идет :
1.
обсуждение или проблемного вопроса,
2.
коллективный поиск ответа на основной вопрос,
3.
дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Выборочное чтение отрывка из 4 части сказки (чтение с остановками –
по одному абзацу.)
Определение главных черт характера героев.
Вопросы для анализа:
— Почему царь организовал пир и пригласил на него весь народ?
-Какое место на пиру выбрал для себя Иванушка? Почему?
— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?
(добрая, внимательная, отзывчивая)
Найдите подтверждение в тексте.
— Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой
причине?
— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)
Инсценировка отрывка из сказки- диалог Елены Прекрасной и
Иванушки.
Работа
с таблицей дискуссия .«Иванушка –дурачок » — он дурачок или умный?
«За»- Иванушка- дурачок |
«Против»- Иванушка играет роль дурачка. |
(Такая же таблица у каждой группы на карточках. Учащимся
предлагается ключевая фраза в виде вопроса : «Иванушка –дурачок » — он
дурачок или умный?)
— Подумайте над этим вопросом и приклейте выданные аргументы
либо в графу «За», либо в графу «Против». Детям даётся несколько минут на
обдумывание.)
— А сейчас обсудите те фразы, которые вы записали в таблице, в
группах
Можно ли назвать Иванушку положительным героем?
Почему?( опора на таблицу- Каких качеств больше?)
Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной
жизни? Почему?
Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка
меняет судьбу героя.)
4.Итог урока:
— Почему нам
так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.)
— Назовите черты характеров присущие положительным героям?
— Какими качествами обладают отрицательные герои?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «…сказка
— ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»
— Чему научила вас эта сказка?
«Где
друзьями дорожат, там и враги дрожат»
Подходит
ли эта пословица к сказке?
— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и
детьми и взрослыми?
Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они
многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными
5.
Рефлексия: Башня Елены Прекрасной — приклеить смайлик на то место, где в
достижении цели урока находится ученик.
6.Домашнее
задание:
1.Придумайте свою сказку про Иванушку и Сивку- бурку с другим концом-
ученик группы А.
2.А
если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки.
Чем тогда закончится сказка?- ученик группы В.
3.Заполните таблицу- ученики группы С.
|
Иванушка |
Шустрые |
Простой |
Трусливые |
Спокойный |
Приземленные |
Смелый |
Светило науки — 6 ответов — 0 раз оказано помощи
В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями».
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч) . Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве) .
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул) . В сказке утверждается добро и развенчивается зло. как то так
Между завязкой и кульминацией развитие действия пропустили, и кстати кульминация в некоторых случаях может совпадать с развязкой, а эпилога может и не быть.