Композиция сказки сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Середина
урока

3.
Проверка домашнего задания.

Дома
ученики выполняли синквейн на тему «Царица». Взаимопроверка. Критериальное
оценивание синквейнов учениками.

Обменяйтесь
тетрадями и оцените работу своего одноклассника по критериям, заполните карту
оценивания
:

Да

(2
балла)

Нет

(0 баллов)

Есть
неточности

(1 балл)

Синквейн состоит из пяти
строчек

На первой строчке записана тема
«Царица»

На второй строчке два
прилагательных («царица какая?»)

На третьей строчке три глагола
(«царица что делает?»)

На четвертой строчке фраза о
царице (4-5 слов)

На пятой строчке вывод (1 слово
или словосочетание)

Синквейн получился интересный,
логика не нарушена

Посчитай количество баллов и
оцени работу одноклассника:

Молодец!

Хорошо.

Постарайся
в следующий раз.

12-14 баллов

9-11 баллов

Меньше 9 баллов

Поднимите руки, у кого стоит
оценка «Молодец!», а теперь «Хорошо».

(в зависимости от результатов
учитель дает небольшой комментарий

3.  Изучение
материала урока.

Актуализация
знаний. (К) Мини
-игра «Я знаю термин!»

Учитель
предлагает учащимся провести проверку знания теоретических литературных
понятий в виде игры. На экране ромашка, на каждом лепестке которой с обратной
стороны написаны литературные термины, ученик выходит, отрывает лепесток и
объясняет термин. Если затрудняется, то использует помощь класса.

Термины:
композиция, завязка, развязка, кульминация, гипербола, антитеза
.

Работа в
малых группах (5 групп) 4 группы работают над композицией, 5 группа
составляет толстые и тонкие вопросы.

Сопоставьте
части композиции и примеры из текста.(ученики получают таблицу и отрывки из
текста, распределяют их в соответствии с композицией)

Части
композиции

Пример
из текста

Завязка

Царь с царицею простился, В путь-дорогу
снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна.

Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.

Развитие
действия после завязки

Издалеча наконец Воротился царь-отец.

Восхищенья не снесла И к обедне умерла.

Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла, Поднялась — и
расцвела,

Позвала к себе Чернавку И наказывает ей,
Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь
лесную

И, связав её, живую Под сосной оставить там
На съедение волкам
.

Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла И на терем набрела.

Кульминация

В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила И кусочек проглотила…

И она под образа Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

Развитие
действия после кульминации

Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,

За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет
.

И о гроб невесты милой Он ударился всей
силой.

Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит
вокруг

Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце
разбив,

В двери прямо побежала И царевну
повстречала.

Тут её тоска взяла, И царица умерла.
.

Развязка

Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей
Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира Не видал такого пира…

Взаимопроверка.
Группы
обмениваются листочками с соответствиями и по образцу, данному учителем,
проверяют работы друг друга. Если совпадает элемент композиции с текстом,
ставят +, если не совпадает —

5 группа.
Развитие критического мышления:


Составьте по сказке по 2 вопроса («тонкий» и «толстый») и задайте
однокласснику.

Картинки по запросу тонкие и толстые вопросы

5. Домашнее задание.

Заполнить
таблицу «Художественные особенности сказки Пушкина»

Художественный приём

Пример из текста

Антитеза

Сравнение

метафора

эпитеты

Презентация

Учебник,
рабочие тетради

Слайд 1Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.

С. Пушкина

Приложение к уроку литературы
авторская работа
учителя МБОУ «Сретенская СОШ»
Мухлади Н. Н.

Сюжет и композиция «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. ПушкинаПриложение к уроку литературыавторская работа


Слайд 3 Сюжет и композиция
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Сюжет и композиция «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 4Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Композиция – построение

художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех


Слайд 5Элементы сюжета:
Экспозиция
Завязка
Развитие действия
Кульминация
Развязка

Элементы сюжета:ЭкспозицияЗавязкаРазвитие действияКульминацияРазвязка


Слайд 6Внесюжетные элементы:
Пролог — греч. prologos:
pro — перед + logos —

слово, речь; вступительная часть литературного произведения
Эпилог — греч. epilogos:
epi — после + logos — слово, речь; заключительная часть литературного произведения

Внесюжетные элементы:Пролог - греч. prologos: 	pro - перед + logos - слово, речь; вступительная часть литературного произведенияЭпилог


Слайд 7И царица у окна села ждать его одна…

И царица у окна села ждать его одна…


Слайд 8Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете

всех милее,
Всех румяней и белее?

Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?


Слайд 9Делать нечего. Она,
черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к

себе чернавку….

Делать нечего. Она, черной зависти полна,  Бросив зеркальце под лавку,  Позвала к себе чернавку….


Слайд 11И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!

И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!


Слайд 13…нищая черница
ходит по двору, клюкой
отгоняя пса.

…нищая черница  ходит по двору, клюкой отгоняя пса.


Слайд 14Но царевна в обе руки
Хвать – поймала.

Но царевна в обе руки Хвать – поймала.


Слайд 15 Царевна
«под окно за пряжу села ждать хозяев…»

Царевна «под окно за пряжу села ждать хозяев…»


Слайд 16Перед мертвою царевной
братья в горести душевной
Все поникли головой…

Перед мертвою царевной братья в горести душевной Все поникли головой…


Слайд 17Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили –

и толпой
Понесли в пустую гору…

Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой  Положили – и толпой


Слайд 20 Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда

запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ…

Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей,


Слайд 21Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…
С. Я. Маршак

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной…				С. Я. Маршак


Слайд 22в путь-дорогу снарядился
ждет-пождет с утра до ночи
воротился издалеча
тяжелешенько

вздохнула
нраву кроткого такого
красная девица
что-де в гости к ним зашла, хоть звана и не была
спознали
отрекалася
аль товар не по купцам
я там был, мед-пиво пил…

в путь-дорогу снарядился ждет-пождет с утра до ночи воротился издалеча тяжелешенько вздохнула нраву кроткого такого красная девица


Слайд 23Сочельник – день накануне Рождества
Перст – палец
( перстень, наперсток

)
Девичник – праздник в доме невесты (перед свадьбой)
Светлица – небольшая светлая комната

Сочельник – день накануне Рождества Перст – палец 			( перстень, наперсток ) Девичник – праздник в доме


Слайд 24 Одинаковое ли значение имеют слова «чернавка» и «черница»?

Одинаковое ли значение имеют слова «чернавка» и «черница»?


Слайд 26 Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта….

Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта….


Слайд 27Домашнее задание:
Выучить по тетради определения понятий: «сюжет …», «композиция …», «элементы

сюжета …».
Выбрать один из эпизодов сказки (по выбору), дать ему название, выучить наизусть.
Иллюстрация выбранного эпизода (по желанию).

Домашнее задание:Выучить по тетради определения понятий: «сюжет …», «композиция …», «элементы сюжета …».Выбрать один из эпизодов сказки



10

Составить композицию на сказку мертвой царевне и семи богатырях)
1)зачин
2)завязка
3)развитие действия
4)кульминация
5)завязка
6)концовка
Пожалуйста помогите заранее спасибо даю 25балов

1 ответ:



0



0

  • <em>Зачин;</em>

<em>Само название сказки, «Царь с царицею простился»,»в путь дорогу»,»царица у окна села ждать его одна»,</em>

  • <em>Завязка;</em>

<em>Женитьба царя,царевич отправляется на поиски царицы,»На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним»</em>

  • <em>Развитие сюжета;</em>

<em>Поиски потерянной принцессы, Царевич спросил у людей, у солнца, у месяца о своей потерянной царице и только ветер дал ему ответ.</em>

  • <em>Кульминация;</em>

<em>Смерть царевны.</em>

  • <em>Развязка;</em>

<em>царевна ожила и возвратилась в родное царство; смерть мачехи-царицы.</em>

  • <em>Концовка.</em>

<em>Свадьба царевны и королевича Елисея</em>

Читайте также

Доченька ешь ужин. Ешь родной брат

Коллекцию, спешу, запивать, порошок, солнце, пятно, посветить, примирить, нетерпения, примерять костюм, увядал, замереть, стелить циновку, увидал, выпирает, пировать, свежем, запивать лекарство

Полногласия — это вариант слова с большим кол-вом букв. А вообще это историческое чередование гласной и нуля звука в корне.
Например. город (полногласный вариант) и град (неполногласный вариант); то же самое берег и брег. 

Вот высокий темно-зеленый
<span>остров — назывное
</span><span> Начинает светать —  безличное 
</span><span>Видно проливы, камни, леса. — безличное

 </span><span>Воздух на острове смолистый, вязкий — назывное 
</span><span>Но на душе благодатно. — безличное
</span><span>может,я что-то забыла
P.S. тут на всё задание 

</span>

Светло темно, ночь день, черный белый

  • Композитор создал симфоническую сказку петя и волк
  • Композиция сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Композитор создавший вальс сказки венского леса
  • Композиция сказки о царе салтане
  • Композитор певец и поэт который исполняет произведения собственного сочинения