Краткосрочный план урока №35
Раздел Раздел |
Школа: гимназия № 1 имени А. Бокейханова |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: 16.01.20 |
Учитель: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 5 |
Количество |
отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Своеобразие |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЦО, которые достигаются на данном уроке |
5.1.6.1 Давать краткий 5.2.2.1 5.2.5.1. Характеризовать |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
Ученики смогут: Ø отвечать Ø характеризовать Ø составлять Ø работать |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
ü формулирует ü демонстрирует ü формулирует ü определяет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Обучение Уважение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Межпредметная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Совершенствовать |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Этот |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заплани- рованные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало 5 |
I. Учитель Ожидаемые Учащиеся Вступительное Сказка Проверка Ученикам |
Приложение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина 10 5 мин. 5 мин. 2 мин. 5 мин. 2 мин. |
Работа с Просмотр ПО6 Ответы на Критерии оценивания: — выражает свое отношение автора к — называет приемы, применяемые автором — иллюстрирует примерами из текста; — высказывает мнение, приводя аргументы; Составление кластера. Класс разделён на 3 группы «Герда», Прежде, чем дать задания, оговариваются Группа «Кай» составляет иллюстративную Группа «Герда» составляет кару путешествия Группа «Снежная королева» составляет Учитель:
Учитель: Итак, задания даны, но Спикеры защищают свои работы.
Физкультминутка. Шагая Характеристика главных героев Группам дается Должны получиться 1. Герда- «славная маленькая Герда».(стр. 96 Герда 2. Королева – изо льда. «И, однако, живая», но в Снежная 3. Кай- «бедняжка Кай» (стр. 96 учебника) Названный Учитель: Продолжите Снежная Герда- Кай – Учитель: Ребята, мы с вами отследили О О Учитель. Можно ли сформулировать в одном Любовь |
Презентация Приложение 2 Приложение 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец 5 |
Рефлексия «Растопи осколок» Ребята, сказка «Снежная королева» наверняка оставила в сердце Домашнее |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом |
Оценивание – как Вы |
Здоровье |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа |
Критерии |
Кабинет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по Были Правильно Выдержаны |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая Какие 1: 2: Что 1: 2: Что |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
« — Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас
некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит
червь. Какие гадкие розы!»
«Посреди самого большого пустынного зала лежало замерзшее озеро.
Лед на нем треснул и разбился на тысячи кусков; все куски были совершенно
одинаковые и правильные, — настоящее произведение искусства!..»
«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и
позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи,
но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»
«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, —
красные башмачки её плыли за лодкой…»
«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых
кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную
землю»
«… ты отнесёшь вот эту девочку во дворец Снежной королевы – там её
названный брат»
«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у
них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги»
Событие 1
Событие 2
Событие 3
Событие 4
Событие 5
Событие 6
Событие 7
Событие |
2 |
« — Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас |
Событие |
7 |
«Посреди самого большого пустынного зала лежало замерзшее озеро. |
Событие |
5 |
«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и |
Событие |
3 |
«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, |
Событие |
4 |
«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых |
Событие |
6 |
«… ты отнесёшь вот эту девочку во дворец Снежной королевы – там |
Событие |
1 |
«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у |
5
Композиция к сказке снежная королева
1 ответ:
0
0
Анализ сказки Андерсена Г. Х. Снежная Королева Любимая взрослыми и детьми всего мира история – на самом деле, гораздо больше, чем просто сказка. Как и другие сказки Андерсена, «Снежная королева» — многослойное, многоуровневое произведение. Она вмещает в себе и народную сказку, и предание, и поверье. Автор сказки «Снежная королева» соединил в ней жанры притчи и басни, романа и драмы, лирики, повести и бытового рассказа. Благодаря такой многослойности содержания, сказка «Снежная королева» Г. Х. Андерсена подарит много счастливых минут читателю любого возраста и каждый найдет в ней то, что его утешит, обрадует, научит. Герои сказки «Снежная королева» Кай и Герда – друзья, любящие друг друга как брат и сестра. Однажды Кай посылает вызов самой Снежной королеве. В результате в глаз и сердце мальчика попадают осколки «дьявольского зеркала» троллей и Кай меняется. Он становится злым, проказничает, придирается к словам, обижает соседей, Герду и даже бабушку. Одна из проказ Кая окончилась тем, что он привязал свои санки к саням Снежной королевы. Она поцеловала мальчика ледяным поцелуем и увезла в свой дворец, заставив забыть обо всем, что связывало мальчика с миром людей, с самой жизнью. Снежная королева, владычица над зимой и смертью, Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма — классический персонаж скандинавского фольклора. Царство Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – исследователи называют воплощением самой смерти, загробного мира, как видел его Андерсен. Кая, попавшего в царство Снежной королевы, родные считают погибшим. Снежная королева восседает на троне, стоящем на озере, называемом «зеркалом разума». Она воплощает холодный абсолютный разум и холодную абсолютную красоту, лишенные любых проявлений чувства. Во дворце Снежной королевы Кай, сердце которого превратилось в кусок льда, складывает слова из льдинок, мечтая сложить слово «вечность» — тогда Снежная королева подарит ему «весь свет и пару новых коньков». Желая постичь вечность, герой не понимает, что мир нельзя постичь без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом. Образу Снежной королевы Андерсен противопоставляет образ Герды — воплощение тепла, любви, верности и материнских чувств. Герда прежде всего видит вокруг себя добро и благородство. Во имя своей любви маленькая храбрая девочка отправляется в неизвестность на поиски друга. Именно с образом Герды связаны христианские мотивы в сказке (ангелы, молитвы, псалмы). Странствует Герда не один год, и находит Кая она уже совсем взрослой (мотив взросления через преодоление жизненных препятствий). На пути девочка переживает множество приключений, встречаясь с различными волшебными героями. Вначале Герда попадает в сад колдуньи. Колдунья – своеобразный аналог Бабы Яги-дарительницы в русских сказках. Казалось бы, она помогает Герде, но, в то же время, околдовывает ее. Под воздействием колдовства она забывает Кая. И только увидев розы, Герда все вспоминает и спешит из волшебного сада без теплой одежды в зимнюю стужу. Розы в сказке – символ любви Герды к Каю, символ возрождения, Рождества («Розы цветут… Красота, красота! //Скоро узрим мы младенца Христа»). Розы – своеобразные помощники-хранители героини. Далее Герда встречает доброго ворона (волшебный помощник), который помогает ей попасть во дворец, где, возможно, теперь живет ее названый брат. Но во дворце Герду ждет разочарование – женихом принцессы оказывается не ее Кай.
Читайте также
Непрелично девушке врать…Сестра слишком не уверенна и поэтому отец сильно разозлился…А мальчик видимо умелый врунишка
<span>Идея рассказа в том что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.</span>
Вот сами и соченяйте
На картине Васнецова изображены Три мужественных богатыря каждой мужественней другого каждый Богатыри имеет свою лошадь Видно что богатыри собираются на бой все они смотрят в даль ищут близкого Путин Погода пасмурная время осень так как трава пожелтевшая видно на волосах богатырей небольшой ветерок затем пейзаж большого красивого леса собака перестает на какой-то полянки на которой много травы выглядят уставшими лошади не бодрит чувствуется что будет с жестким как у богатырей орудия для боя
Богатыри одеты в железную одежду, у каждого на голове шлем также у каждого есть бронежилет сделанный из чистого железа лошади одеты в бранировку
Мне очень нравится картина Васнецова потому что он передает все настроение отой прекрасной иллюстрации
Это повесть.Она мне понравилась потому что там все о приключениях.О команде этого мальчика и о его находчивости.Как он помогал старикам и старушкам по хозяйству ,так как они сами были не в силах.
Мое отношение к главному герою романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Произведения американского писателя Марка Твена пронизаны светом и добрым юмором. Известными героями Марка Твена стали Том Сойер и Гекльберри Финн. В образе главного героя — Тома Сойера — Марк Твен (Семюель Ленгхорн Клеменс) изобразил самого себя в детстве. Основой повести
стали реальные события, которые происходили с писателем в годы его детства, поэтому повесть имеет автобиографический характер. Том Сойер — обычный мальчик, шутник и шалун. Ему не по вкусу жизнь образцового мальчика с образцовой семьи, размеренная жизнь «по правилам» противоречит его бунтарскому духу. Он непоседа, выдумщик и фантазер. Начитавшись историй о смелых и отважных разбойниках, которые борются за справедливость, помогают слабым,
Том ищет приключений в реальной жизни. Он романтик. Мальчик сам наполняет свою жизнь событиями, несмотря на все предостережения взрослых, его не пугают опасности, он радуется своим затеям. Для него жизнь — продолжение любимых книг и игр. Том готов каждый день «осуществлять подвиги», ему некогда скучать, он беззаботный и прыткий. Герой наделен способностью видеть в будничном чрезвычайное.
Том умеет испытывать удивление обычным, казалось бы, вещам и подавать событие в непредусмотренной интерпретации. Так грандиозным событием в его жизни становится потеря зуба, крашение изгороди. Да и вообще много бытовых предметов (ключ, мел) могут привести к чрезвычайным событиям. В мире Тома так много тайн и приключений. Том — надежный товарищ, он умеет хранить тайны и по-настоящему дружить. Недаром лучшим другом Тома есть «уличный» мальчишка, беспризорник —
Гек Финн. Том здравомыслящий, благородный и смелый. Он умеет преодолеть страх, взять себя в руки и не отчаиваться, несмотря на юные годы, у него есть ощущение ответственности. Это выразительно описано в рассказе о том, как Том вместе с Беки — девушкой, в которую он влюбился забрели в пещеру. Храбрость, мужество, сообразительность и решительность — эти недетские черты характера
Однажды злобный тролль решил создать зеркало, в котором полностью искажалась действительность. Все красивое в нем выглядело ужасным, а все плохое становилось еще более уродливым и мерзким. Однако ученики тролля разбили зеркало, которое разлетелось на тысячи осколков по всему миру. Если хотя бы один из них попадал в сердце или глаза человека, он становился злым и видел все в негативном свете.
И вот один из осколков попал в сердце мальчику, которого звали Кай. Если раньше он был веселым и добрым, то после этого случая стал черствым, злым и равнодушным. Это опечалило его названную сестру Герду, с которой он был очень дружен. Как-то раз Кай катался на санках и уцепился за повозку восхитительной незнакомки, которой оказалась Снежная королева. Она поцеловала в лоб мальчика, после чего тот забыл о родном доме и Герде, и отправилась с ним в ее ледяной дворец.
Когда Герда поняла, что Кай исчез, она долго плакала и грустила, но не хотела верить, что он погиб. С наступлением весны девочка отправилась на поиски друга. Герда села в лодку, и течение понесло ее вдоль по реке, пока она не доплыла до дома доброй волшебницы. Старушке очень понравилась девочка, и она захотела оставить ее у себя. Герда долго пробыла в доме волшебницы, где в саду буйствовало вечное лето и цвело множество цветов, забыв о Кае и родном доме, но девочка смогла побороть чары и вновь отправиться на поиски друга.
Дальше Герда повстречала мудрого ворона, который рассказал девочке о принце, который похож на Кая. Невеста ворона провела Герду во дворец, но принц оказался не Каем. Когда принцесса услышала историю девочки, то подарила ей красивую одежду и карету, чтобы она смогла продолжить поиски.
В пути на Герду напали разбойники и хотели убить девочку, но за нее заступилась дочь атаманши. Она забрала Герду в свое логово, где девочка услышала от оленя, что Кай живет в замке у Снежной королевы. Маленькая разбойница решила смилостивиться над Гердой и приказала оленю отвезти ее в Лапландию.
Следующими, кого повстречала Герда, были Лапландка и Финка, которые показали дорогу к замку Снежной королевы. Когда девочка попала во дворец и увидела Кая, то своими слезами растопила осколки зеркала в его сердце и глазах. После этого мальчик все вспомнил и узнал Герду, и они вместе поспешили убежать из палаца Снежной королевы. Когда друзья вернулись домой, то поняли, что выросли, но их душа сохранила детскую искренность и доброту.
ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»?
ТЕМА: Чему учит нас сказка «Снежная королева»?
ЦЕЛЬ: Учить вслушиваться в авторский голос. Познакомить учеников с литерату-
роведческими понятиями композиция, сюжет, которые помогут понять основную мысль сказки.
УЧИТЕЛЬ: Урок начнем с прослушивания домашнего задания.
- Ученики представляют свои «Портреты героев
УЧИТЕЛЬ. Сегодня наша задача- вслушаться в авторский голос, понять, чему сказка учит нас, о чем нам хотел поведать автор. Первый шаг мы уже сделали- подробно проанализировали характеры героев. Но этого мало. Теперь нужно проследить, в чем особенности сюжета и композиции текста. Знаете ли вы, что такое сюжет и композиция? Обратимся к литературоведческому словарю.
- Словарная работа.
Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Сюжет- система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры героев, отношение писателя к изображаемым событиям. События протекают во времени, отличаются завершенностью. Отсюда элементы сюжета:
экспозиция- изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала действия;
завязка- начальный момент развития событий, изображенных в произведении;
развитие действия- изображение событий после завязки и до кульминации;
кульминация- высшее напряжение действия в художественном произведении;
развязка- заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
УЧИТЕЛЬ. Начнем с композиции. Давайте попробуем перечислить все сцены в той последовательности, в какой они изложены. Как автор позаботился о нас?
Он разделил сказку на части и озаглавил каждую из них.
- Анализ композиции. Наша задача – перечислить все главы, которые автор назвал сказками, записать авторское название, а рядом – свое, передающее содержание и толкование главы.
«Сказка первая, в которой говорится о зеркале и его осколках». Она начинается с истории о злом тролле и его дьявольском зеркале, позволяющем видеть людей, да и весь мир «такими, какие они на самом деле», и мы понимаем, что в мире растворено много зла. Эта часть как будто никак не связана с последующими, так как в дальнейшем действуют только осколки дьявольского зеркала.
«Сказка вторая. Мальчик и девочка». Вот истинное начало сказки о дружбе Кая и Герды и о том, как заледенело сердце Кая. Кай исчезает – с испытания начинается проверка дружбы детей.
«Сказка третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Колдунья искушает Герду красотой, покоем, счастливыми снами. Но Герда побеждает искушение, дружба сильнее – и девочка отправляется на поиски Кая.
«Сказка четвертая. Принц и принцесса». Герда встречает принца и принцессу, на ее пути снова искушение: рядом добрые, богатые люди, спокойная обстановка, «верный кусок хлеба», как говорит Ворон, но она верна дружбе и продолжает искать Кая.
«Сказка пятая. Маленькая разбойница». Герда встречает своенравную девочку, страдает, испытывает страх, но сила ее любви побеждает капризные желания маленькой разбойницы, и Герда продолжает поиски Кая.
«Сказка шестая. Лапландка и финка». Новые испытания: Герда встречает новых друзей и мудрых помощников, мучается от холода и жары, страха и отчаяния, но С
«Сказка седьмая. Что было в чертогах Снежной Королевы и что случилось потом». Вот и счастливый конец, но мало найти друга, нужно пробудить его от равнодушия, оживить его сердце- и только тогда возвращаться домой.
Учитель. Можем ли мы, опираясь на наши выводы, попытаться ответить на вопрос,
? почему в сказке так много отступлений от основного сюжета – рассказа о поисках Кая?
Автор хочет показать, как трудно достичь цели, как много препятствий возникает на пути любого человека, каким последовательным и отважным, мудрым и умеющим находить общий язык с разными людьми нужно быть, чтобы добиться успеха.
? что автор хочет сказать нам, какова основная мысль сказки, ее идея?
Автор считает: чтобы достичь счастья, человек должен стать его достоин. Он обязан быть преданным, целеустремленным, пройти через все испытания, побороть все искушения, перенести много страдания – потому что только тогда можно победить.
Учитель. На доске перечислены семь сказок, а рядом перепутанные сюжетные элементы. Наведите порядок. Расставьте их по местам.
- Анализ сюжета.
На доске Правильный ответ
Сказка первая – развязка Сказка первая – экспозиция
Сказка вторая – кульминация Сказка вторая- завязка
Сказка третья- экспозиция Сказка третья – развитие действия
Сказка четвертая –развитие действия Сказка четвертая- развитие действия
Сказка пятая – развитие действия Сказка пятая –развитие действия
Сказка шестая- развитие действия Сказка шестая –развитие действия
Сказка седьмая –завязка Сказка седьмая –кульминация, развязка
,
? помогает ли нам анализ сюжета услышать авторский голос?
Сказка построена в соответствии с канонами, сюжет включает все элементы, только вот кульминация и развязка сближены, в то время как развитие действия растянуто. Цель все та же: подчеркнуть преданность и целеустремленность героини, ее терпение и веру в победу. Автор утверждает, что мир зол ( целую главу отводит на это), но добрые и слабые люди побеждают в этом мире, так как любовь сильнее всего.
Учитель. Понять авторскую мысль помогает нам и анализ прямых авторских характеристик главных героев. Найдите их в тексте и прочитайте вслух.
- Анализ прямых авторских характеристик.
Тролль- «злой-презлой, сущий дьявол».
Герда- «славная маленькая Герда».
Снежная Королева – изо льда. «И, однако, живая», но в глазах… «ни тепла, ни мира»
Кай- «бедняжка Кай».
Маленькая разбойница – «необузданная и своенравная, какой на свете не сышешь», « избалованная и упрямая».
? подсказывают ли нам прямые авторские характеристики главную мысль сказки?
Автор не скрывает своего отношения к героям, к их характерам. Он как бы подчеркивает, что все они, кроме, может быть, тролля и Снежной королевы – обыкновенные люди с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они боятся, переживают, испытывают и добрые чувства, и не очень добрые, обманывают, приспосабливаются. Автор мечтает о том, чтобы все люди стали добрее, лучше, чтобы они не предавали друг друга, верили в Бога, искали поддержку друг в друге. Главное в жизни – любовь и тепло, в этом нуждаются и об этом мечтают все нормальные люди.
Учитель. Давайте подведем итоги и определим, какова основная мысль автора, а затем запишем ее. Для этого посмотрим, какие слова и понятия сопровождают наших главных «борцов», кто кому противостоит. Назовите представителей конфликта, выберите правильный вариант ответа.
- Особенности конфликта сказки.
а) Герда и Кай;
б) Тролль и Герда;
в) Герда и Снежная королева;
г) Герда и маленькая разбойница;
д) Герда и колдунья;
е) Снежная королева и тролль.
Итак, в конфликт вступают Герда и Снежная королева, они борются за жизнь и сердце Кая.
Продолжите ряды слов.
Снежная королева – снег (лед, зима, зеркало, как отражение пороков, равнодушие, рассудочность, порядок, математический расчет, бездуховность, смерть)
Герда- цветы (лето, тепло, сердце, красота, счастье, любовь, семья, жизнь).
? о каком счастье для людей мечтает автор?
О простом, обыкновенном, человеческом счастье, далеком от холодного расчета, о тепле и преданности, о семейной жизни, взаимопонимании, простоте.
Учитель. Можно ли сформулировать в одном предложении авторскую идею?
Любовь победит все, даже смерть.
Домашнее задание. Подготовиться к уроку-суду.
Ганс Христиан Андерсен — великий датский писатель. Но во всех его произведениях, помимо сказочности, заложен глубокий философский смысл. Каждая написанная им история и сказка требует размышления. Чему учит сказка «Снежная королева» — тема одного из уроков по зарубежной литературе в 5 классе.
Оглавление:
- Любимая сказка
- История создания
- Краткое содержание
- Анализ произведения
- Главная мысль
- Уроки и мораль
Любимая сказка
Это одна из самых известных сказок, написанная датским писателем Гансом Христианом Андерсеном. Впервые она была опубликована 21 декабря 1844 года в сборнике «Новые сказки».
Андерсен — по-настоящему талантливый автор. Его сказки и истории любят дети и взрослые по всему миру. Однако сам Андерсен считал себя писателем, который пишет в первую очередь для взрослых. Его произведения, в большинстве своём грустные и сложные, наполнены глубоким философским смыслом.
Сказка о ледяной красавице может понравиться не только в детстве. Это книга, которая заслуженно считается одной из жемчужин мировой художественной литературы. Без неё трудно представить себе любой читательский дневник.
История создания
Это произведение — рассказ о женщине с ледяным сердцем.
Сюжет, несмотря на сказочность, имеет реальную основу. И вытекает он из совсем не радостного личного опыта самого Андерсена.
Великий сказочник был безответно влюблён в шведскую оперную певицу Женни Линдт. Сказка «Соловей» посвящена красоте её голоса. А «Снежная королева» — это отображение того, что испытывал Андерсен, который чувствовал себя Каем.
Копенгаген — образ царства вечного льда и холода; именно в этом городе случилось знакомство Андерсена и Линдт.
Краткое содержание
Однако, несмотря на всю драматичность сюжета, это по-настоящему многогранная история. Она не только о холодности и безразличии, но и о любви, дружбе, вере, самоотверженности, доброте и терпении. Автор развернул перед читателями не только сказочную феерию, но и поучительную притчу, выводы из которой понятны каждому.
Однажды злой тролль создал волшебное зеркало, которое имело свойство искажать любое отображение в нём. Зеркало не отражало хороших качеств вещей или людей, а лишь усиливало при взгляде в него всё плохое. Тролль, он же дьявол, вместе со своими учениками, развлекался тем, что носил это зеркало по всему миру, искажая всё вокруг. Он даже пытался снести зеркало до неба, чтобы посмеяться над Богом и его ангелами.
Чем выше дьявол и его ученики поднимали зеркало, тем больше смеялись, и зеркало выскользнуло из их рук. Оно упало на землю, разбившись на миллионы крошечных осколков. Тем, кому такие осколки попадали в глаза, видели вокруг только дурное и некрасивое. Если же осколок попадал в сердце, оно больше не было способно любить.
В одном городе жили мальчик и девочка — Кай и Герда. Они были соседями и любили друг друга как брат и сестра. Бабушка Кая иногда рассказывала им о женщине, которая властвовала над снежинками. Герду эти рассказы немного пугали, но Кай уверял, что защитит её.
В один из летних дней осколки дьявольского зеркала попадают Каю в глаз и в сердце. Он становится грубым и жестоким; разрушает садик с розами, которые растил вместе с Гердой; передразнивает бабушку и обижает свою названную сестричку. Он больше не мог видеть вокруг красоту и любить.
Однажды зимой Кай вместе с соседскими мальчишками играл на рыночной площади. Он увидел великолепные сани, в которых сидела женщина в белой шубе. Это и была героиня сказки. Она предложила ему прокатиться вместе с ней и Кай согласился. Когда они выехали за город, женщина поцеловала Кая. Ему показалось, что он оказался в ледяном сугробе. Когда же она поцеловала его ещё раз, сердце Кая окончательно замёрзло. Оно превратилось в кусок льда. Кай забыл и бабушку, и Герду, и всю свою прежнюю жизнь. Ледяная красавица забрала его на север, в свой дворец.
Тем вечером Герда так и не дождалась Кая. Жители города говорили ей, что видели, как Кай сел в красивые сани, которыми управляла какая-то женщина, и что они выехали за город, к реке. Все решили, что Кай утонул. Когда наступила весна и начал таять снег, она побежала к той самой реке, в которой, как ей говорили, утонул Кай.
Она предлагает реке свои новые башмачки в обмен на названного братца. Но река не приняла её дар, тем самым давая понять, что Кай жив.
Так началось странствие Герды в поисках Кая. В пути она повстречала много разных людей:
- колдунью, которая хотела оставить девочку у себя;
- принца и принцессу, которые подарили ей тёплую одежду и карету;
- лесных разбойников и среди них — дочку атаманши, Маленькую разбойницу, с которой она подружилась.
Узнав о цели путешествия Герды, та подарила ей своего северного оленя. Он мчит с Гердой в направлении Лапландии. Там они делают первую остановку у старой лапландки, которая передаёт Герде послание для своей знакомой финки. Написано оно было на сушёной треске.
Когда Герда добирается до Финнмарка, она находит жилище старушки. Северный олень, который за время путешествия успел привязаться к девочке, просит финку помочь ей. Однако старая женщина говорит, что сила Герды в её невинном детском сердце. И что если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то никто не сможет ей в этом помочь.
Добравшись до её владений, Герда остаётся одна. Северный олень ждёт её у входа. Молитва помогает девочке целой и невредимой дойти до замка. Войдя в него, она видит Кая. Он сидел на троне, который сама королева называла «Зеркалом Разума». Она дала Каю задание: сложить из льдинок слово «Вечность». За это она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.
Когда Герда увидела посиневшего от холода Кая, она подбежала и обняла его. Тёплые слёзы, которые катились из её глаз, расплавили лёд в сердце мальчика. Когда же Герда напомнила ему их любимый псалом, Кай тоже заплакал. Вместе со слезами вышел заколдованный осколок.
Герои благополучно возвращаются домой. За время путешествия они поняли, что стали взрослыми. Только сердца остались чистыми и добрыми.
Анализ произведения
Эта история — глубокое философское произведение, облачённое в сказочную форму.
Её должен прочитать каждый человек, потому что эта книга поднимает очень важные темы.
Что такое добро и что такое зло? Что такое любовь и дружба? Чем страшны равнодушие и эгоизм?
И самая главная тема — проблема выбора.
Главные герои сказки несут на себе глубокую смысловую нагрузку.
- Герда — символ чистой и верной любви, которая может преодолеть все преграды на своём пути, всё вынести, всё выстрадать ради счастья любимого человека. Её сердце неподвластно никаким внешним искушениям. Оно всегда ведёт свою хозяйку верной дорогой добра и правды.
- Кай символизирует добро, поддавшееся искушению. Его сердце под влиянием внешних факторов (осколков дьявольского зеркала) стало грубым, замёрзло и очерствело. И только верная и преданная любовь подруги смогла спасти его и вернуть прежнее умение любить и видеть прекрасное в окружающем его мире.
- Снежная королева — отрицательный персонаж. Он символизирует внутренний холод, безразличие к чужой боли, пустоту, неспособность чувствовать. Владения Снежной королевы — это образ смерти.
Герда является противоположностью этой ледяной женщины. Андерсен вложил в её образ всё самое лучшее, что может быть в человеке: доброту, мужество, преданность.
На неё можно положиться в любой ситуации. Она — настоящий друг, умеющий беззаветно любить.
Главная мысль
В основе истории — вечное противостояние добра и зла. И пусть зло кажется огромным и непобедимым, а добро — маленьким и слабым. Любовь и верность способны преодолеть любые преграды, свернуть горы на своём пути и растопить ледяное сердце. Чистая душа сильнее злобных сил.
И это — главная мысль сказки «Снежная королева». Произведение учит быть добрым, сострадательным, верным, храбрым. Только имея все эти качества, можно вступить в борьбу со злом.
Герда обладала способностью к самопожертвованию и самоотверженностью, и поэтому смогла преодолеть все препятствия, которые встречались на её пути. Ведь она искала Кая много лет и за это время превратилась из девочки в девушку. Замерзая сама, она тем не менее смогла отогреть сердце своего названого брата. Через сказочные образы Андерсен показывает читателям, на что способен человек, имеющий перед собой цель.
Самое сильное колдовство оказывается бессильным перед искренним человеческим сердцем и наполнявшей его любовью.
Уроки и мораль
Свою сказку Андерсен решил назвать именем главного отрицательного персонажа. Ею она начинается и ею же заканчивается.
Наверняка даже такой своеобразный персонаж кому-нибудь нравится. Ведь эта женщина по-своему интересна. Так же как интересны все мифические существа, которые обычно бывают злы к людям. Однако мой любимый персонаж этой сказки — Герда. У неё есть чему поучиться. Её чувства оказываются сильнее всех злых чар. Ей помогали и люди, и животные, и цветы. Ведь даже Маленькая разбойница, несмотря на свою избалованность и некоторую жестокость, приняла участие в судьбе Герды и Кая.
Эта мудрая история может многому научить. Основные уроки сказки:
- Одно из главных сокровищ жизни — это настоящий друг.
- Бессердечному человеку, возможно, легче жить, но он никогда не узнает, что такое дружба.
- Можно быть красивым, но при этом пустым, холодным и одиноким.
- Человеку доброму обязательно будут помогать другие существа.
- Любовь и дружба сильнее злых чар.
- Красота внешняя далеко не всегда совпадает с красотой внутренней.
Необходимо помнить о том, насколько иногда легко превратить чьё-то сердце в кусок льда. Человек даже сам этого не ощущает, не осознаёт. И как тяжело приходится другому человеку, чтобы растопить этот лёд. Нужно дорожить близким человеком. Тогда, возможно, не придётся оказаться в плену у женщины с ледяным сердцем.
Герда, будучи маленькой девочкой, смогла найти в себе силы не обидеться на Кая за его грубость. Она поняла, что ему нужна помощь. Своей любовью она дала ему возможность начать жизнь заново. Ведь слово Вечность, которое Королева поручила сложить Каю, означает смерть. Герда успела спасти своего друга.
Поступки Герды — это пример того, как нужно действовать, когда близкий человек оказывается в беде. И что мир был бы гораздо лучше, если бы в нём было больше таких людей, как девочка из сказки Андерсена — с добрым и любящем сердцем.