Департамент образования Администрации города Омска
БОУ ДОД г. Омска «Центр дополнительного образования детей «Эврика»
Городская конференция обучающихся 5-11 классов «Шаги в науку»
Направление «Филология»
Метод структурного анализа (на материале волшебной сказки «Василиса
Прекрасная»)
Старикова Наталья Валерьевна,
обучающаяся 5 Б класса
БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»
Руководитель:
Тонких Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «СОШУИП № 72»
Омск — 2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Жанр народной сказки и его изучение в отечественной науке. 5
1.1. Сказка как жанр. Приёмы и средства создания художественных образов волшебной сказки. 5
1.2. Изучение русской народной сказки в отечественной науке. 9
Глава 2. Структурный анализ сказки «Василиса Прекрасная». 11
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Сказка – один из самых популярных и любимых жанров устного народного творчества. Наша память неразлучна с ним. В мир сказок ребёнок погружается в раннем детстве. Будучи школьником, он встречается со сказками и в букваре, и в первых литературных книгах, и в старших классах. Русская народная сказка несёт в себе высокие моральные принципы, нравственные ценности и идеалы народа. «Сказка помогает ребёнку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чём основывать своё отношение к чужим поступкам. Сказочная фантастика, изображая борьбу добра со злом, преодоление жизненных преград, зовёт к преобразованию мира на основах человечности и красоты» [1, с. 5].
Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Издательства страны ежегодно выпускают большое количество сборников сказок разных эпох. Существует немало исследовательских книг и статей о сказках. Они рассматриваются на уроках в школе как неотъемлемая часть литературы и культуры. К этому жанру любят обращаться и дети, и взрослые. Сказки пользуются популярностью и в Интернете, активно обсуждаются. Однако к сказке не следует относиться только как к развлекательному жанру, её необходимо изучать с разных точек зрения, поскольку она отразила представления русских людей о разнообразных сторонах действительности. На уроках литературы не всегда применяется метод структурного анализа сказок. Отсюда вполне закономерен тот интерес, который проявляют исследователи к данной области, и поэтому данная работа является актуальной.
Цель работы – выделить структурные элементы в русской народной сказке «Василиса Прекрасная».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- На основе истории и теории жанра народной сказки рассмотреть её специфику.
- Выявить особенности волшебной сказки и способы её изучения учёными.
- Проанализировать сказку «Василиса Прекрасная», используя метод структурного анализа.
- Сформулировать выводы по исследуемому материалу.
Объектом исследования является русская народная сказка «Василиса Прекрасная», а предметом рассмотрения — её структурный анализ.
В ходе исследования были применены методы: теоретический, комплексного филологического анализа текста, структурного анализа, количественного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, в которых даны теоретические сведения о жанре волшебной сказки и её изучении, применение на практике метода структурного анализа, заключения, списка литературы, состоящего из 9 источников.
Практическая ценность нашего исследования заключается в том, что содержание данной работы может быть использовано в практике преподавания тем на уроках литературы.
Глава 1. Жанр народной сказки и его изучение в отечественной науке.
1.1. Сказка как жанр. Приёмы и средства создания художественных образов волшебной сказки.
Прежде, чем приступить к рассмотрению нашей основной темы, необходимо разобраться в том, что же литературоведы понимают под термином «сказка». Учёные предлагают различные определения этому термину. А.И. Никифоров пишет: «Сказки — устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержание необычного в бытовом смысле события (фантастические, чудесные, житейские) и отличающиеся специальным композиционно-сюжетным построением» [3, с. 7]. Это определение высоко оценил В.Я. Пропп, посчитав, что оно «есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле» [9, с. 24]. Из определения Никифорова следует, что сказка – развлекательный жанр [4, с. 12]. В.Я. Пропп также считает важным признаком, что в действительность рассказанного не верят [9, с. 27]. Народ понимает сказку как вымысел. Этот признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания, былички и др. В.П. Аникин разделяет данную точку зрения, но считает не вымысел главной чертой сказки, а «особое, осуществляемое с его помощью раскрытие реальных жизненных тем» [1, с. 65]. Он подчёркивает, что сказка преследует воспитательные цели, участвует в формировании личности и мировоззрения человека [1, с. 34]. Из всего многообразия определений мы постарались выбрать наиболее подходящее для нашего исследования.
Существует несколько разновидностей сказок. Современные исследователи Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан утверждают: «Русские сказки обычно делятся на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические)» [3, с.134].
Единство всех сказочных жанров проявляется в сходстве изображения, в одних и тех же художественных законах. Основной общий признак сказок – их сюжет. В мире сказки торжествует мечта. Сюжет разворачивается в особом сказочном пространстве и сказочном времени, которые не имеют отношения к реальной географии и истории. Герои сказок чётко распределяются по полюсам добра и зла.
В сказке всегда фигурирует главный герой, вокруг которого и разворачивается действие. Его победа — обязательная установка сюжета. Герои сказок – это не характеры, а типы, носители какого-то главного качества, определяющего образ. Для сказки характерна повторяемость одних и тех же персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра (волшебные, бытовые, о животных). Благодаря этому разные сюжеты могут соединяться в одной сказке.
Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Если обратить внимание на время происхождения сказок, то ситуация выглядит следующим образом: самыми древними являются сказки о животных, затем появились волшебные сказки, позже – бытовые.
Таким образом, основными художественными законами, действующими в любой разновидности сказки являются:
- сюжет;
- в основе сказки всегда лежит противоречие между мечтой и действительностью;
- распределение персонажей по полюсам добра и зла;
- победа главного героя – обязательная установка сюжета;
- герои сказок – типы, носители определённого качества;
- действие – главный приём изображения персонажей;
- соединение сказочных сюжетов;
- общая схема развития повествования.
Волшебные сказки представляют наиболее достаточно ясную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют специфический набор персонажей со строго определёнными функциями. Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на «наш» и «не наш» («тридевятое царство» русских сказок). Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них – сюжет-путешествие, когда герой отправляется за «тридевять земель» либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами, выходит из неё победителем и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределённо-прошлом времени.
Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.
В качестве рабочего определения волшебной сказки можно взять определение В.Я. Проппа. Под волшебной сказкой, он понимает жанр, который «начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда, желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем. В итоге происходит поединок с врагом, может быть погоня, нахождение искомого и возвращение» [7, с. 18]. Мы думаем, что оно наиболее полно отражает суть волшебной сказки.
Типы сказочных героев рассмотрел Н.В. Новиков. Первую группу составляют герои-богатыри: Покатигорошек, Медвежье Ушко, Иван-царевич, женщины-богатырши – Царь-девица. Вторая группа представлена «ироническими удачниками» (по выражению М. Горького): Незнайка, Иванушка-дурачок, Емеля-дурак. Третья группа – помощники героя: жена (невеста) героя, Баба-Яга, богатыри-великаны, чудесные искусники (Невидимка и др.). Четвёртая группа – противники героя: Баба-Яга, Змей, Кощей Бессмертный, Царь и др.
Многие персонажи получают имя в зависимости от их действий и значения в сказочном повествовании. Количество имён ограничено, и каждое имя закреплено за определённой группой героев одного типа. Имена Иванушка-дурачок, Емеля-дурак – свидетельство непритязательности героя. Его поведение в начале сказки полностью соответствует его имени-характеристике. По отношению же к истинному, настоящему значению героя сказки имя контрастно.
Более разнообразны в сказках женские имена. Героини с именами встречаются рядом с безыменными героинями (царевна, королевна, царская дочь). Само по себе имя не характеризует героиню, для характеристики вводится эпитет: Елена Прекрасная, Елена-Краса, Золотая Коса, Василиса Премудрая и т.д. Эти определения полностью соответствуют их сущности.
Портрет героев отличается схематизмом, традиционностью. Развёрнутый и детальный портрет совершенно не нужен, поскольку поведение героя вызывает чёткое и сходное у разных людей представление о его внешности, происходит домысливание в рамках сказки. В образе героя волшебной сказки находит выражение народное мировосприятие, убеждение во всемогуществе добра и справедливости. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. В большинстве волшебных сказок герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой, а герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой, а порой возможностью воспользоваться услугами чудесного помощника, например, чудесного коня, собаки, кошки, волка, орла, щуки, медведя и других. Кроме того, помощь в трудную минуту могут оказывать и волшебные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, гусли-самогуды, рожок, зеркальце, гребёнка и другие. Появляется в сказке и чудесная невеста, которая всегда наделена способностями к волшебству.
Место действия волшебной сказки тоже необычно. Очень часто события происходят в царском дворце, а потом переносятся в фантастический мир: за моря и океаны, в тридевятое царство, тридесятое государство, в подземный мир и т.д. Здесь герой встречается с различными фантастическими существами такими, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей, Идолище Поганое, Лихо одноглазое и др. Они обладают невероятной силой и имеют пугающий вид. Понятие о страшных силах возникло как представление об опасностях, которые первобытные люди встречали на каждом шагу.
1.2. Изучение русской народной сказки в отечественной науке.
Изучение сказки начинается в XVIII веке. Одним из первых к этому жанру обратился В. Н. Татищев, увидев в произведениях отражение быта и истории народа. В начале XIX века сказками интересовались не только учёные, но и писатели, общественные деятели. С 1850-х годов в России стали формироваться первые научные школы в области изучения фольклора. Учёные мифологической школы (Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, А.Н. Афанасьев) видели в сказках необходимый материал для изучения мифов, поскольку считали сказки прямым их продолжением. Немаловажное значение имеет «Поэтика сюжетов» А.Н. Веселовского. В лекциях А.Н. Веселовского по теории эпоса была высказана идея о «необходимости построения морфологии сказки».
Существенный вклад в изучение сказки внесла Э.В. Померанцева, рассмотревшая исторический путь народных сказок и современное состояние сказочной традиции («Русская народная сказка» (1963), «Судьбы русской сказки» (1965),
Из современных исследований наиболее известна работа Т.В. Зуевой «Волшебная сказка» (1993).
В XX веке значительными работами в области изучения волшебной сказки стали «Морфология сказки» В.Я. Проппа и «К вопросу о морфологическом изучении народной сказки» А.И. Никифорова (1928), положившие начало структурному методу анализа фольклорных жанров. В книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (1946) рассматривалось происхождение отдельных мотивов, восходящих к архаическим обрядам и мифологическим представлениям; особое внимание было уделено обряду инициации.
В «Морфологии сказки» В.Я. Пропп, исследуя форму волшебной сказки, обратил внимание на то, что сказочные персонажи выполняют одинаковые действия, и предложил изучать сказку по функциям действующих лиц:
- вредитель (антагонист),
- даритель,
- чудесный помощник,
- похищенный герой (искомый предмет),
- отправитель,
- герой,
- ложный герой
Важным компонентом сюжета сказки являются функции, то есть действия сказочных персонажей, создающие развитие сюжета. Таких функций 31. Пропп верно отметил, что сказочные функции стремятся к парности, например: запрет-нарушение, отлучка-похищение, бой-победа и т.д.
В своей работе при анализе сказки мы хотим опереться именно на работы В.Я. Проппа, т.е. использовать метод структурного анализа с опорой на историческую основу.
Глава 2. Структурный анализ сказки «Василиса Прекрасная».
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» очень популярна. Дети знакомы с ней с раннего детства. На её основе создан мультипликационный фильм, она изучается в школе на уроках литературы. Рассмотрев особенности волшебной сказки, а также способы её изучения, мы решили проанализировать выбранную сказку, опираясь на знания, полученные из работ исследователей. В.Я. Пропп рассмотрел закономерности построения сказки. Мы в свою очередь в работе проследим за этими закономерностями на примере одной сказки.
Мы будем рассматривать:
- образы главных героев;
- функции (действия) персонажей, создающие развитие сюжета;
- композиционные особенности построения сказки.
Сказка «Василиса Прекрасная» имеет характерный сюжет-путешествие. Рассмотрим функции, выполняемые персонажами по порядку. Мать главной героини умирает, и она остается с мачехой и злыми сёстрами. Все эти сведения дают нам информацию об обыкновенном мире, в котором живут простые люди. Этот мир в сказке является «нашим». Но уже в начале повествования мы встречаемся с элементом из «чужого» мира. Перед смертью мама оставила Василисе куколку, которая умеет говорить и помогает девочке. Куколка – герой-помощник.
Имя «Василиса» выбрано неслучайно. В нём отчётливо слышится слово «сила». Она сильная от природы, потому мы с самого начала предполагаем, что она сможет справиться с любыми трудностями, которые встанут у неё на пути.
Случается беда – первая функция в волшебной сказке. У сестёр погасла свеча, и кому-то необходимо отправиться к Бабе-Яге, чтобы добыть огонь. Эта функция представляет собой завязку сказки. Отлучка из дома — ещё один общий элемент волшебных сказок. К героине обращаются с приказанием и отсылают в лес. Поскольку Василиса – самая младшая из сестер, отправляют именно её. В древности младшим детям было труднее всего добиваться успехов в жизни, и сказка всегда отражала это. Сёстры – это вредители, они пытаются обмануть свою жертву, нанося ей ущерб. Также сёстры выполняют и другую функцию – они являются отправителями. Василиса соглашается выполнить их поручение и покидает дом, родное пространство. Теперь она отправляется в таинственное, незнакомое место. Так начинается путешествие героини. Дорога в «чужой» мир становится странной, таинственной. По пути героиня встречает всадников: белый на белом коне, красный на красном коне, чёрный на чёрном коне. Эти образы не случайны. Они символичны и обозначают день, солнце и ночь соответственно.
В «чужом» мире Василису встречает Баба-Яга. Встреча с ней – обязательный элемент художественного мира волшебной сказки. В этот момент мы сталкиваемся ещё с одной функцией, описанной В.Я. Проппом – героиня испытывается, подвергается нападению и прочему, этим подготавливается получение ей волшебного средства. Царство, в которое обычно попадает герой, отделено от отцовского дома непроходимым лесом. Обычно в качестве переходного места из одного мира в другой выступает избушка на курьих ножках, где он находит Бабу-Ягу. В сказки «Василиса Прекрасная» Баба-Яга выступает в роли дарительницы, помощницы героини. Она встречает её со словами: «Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?» В. Я. Пропп объясняет это так: «Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Баба-яга – слепая, она чует героя по запаху, поскольку не видит его. Баба-Яга – мертвец» [7, с. 66]. Это подтверждает и описание жилища в анализируемой сказке. Дом окружают мёртвые тела, человеческие кости и черепа: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами».
С образом Бабы-Яги главным образом связан обряд посвящения. Когда наступал решительный момент, детей отправляли в лес к страшному для них и таинственному существу. Посвящаемого особым образом украшали, красили и одевали. «В сказке увод детей в лес всегда есть акт враждебный, хотя в дальнейшем для изгнанника или уведённого дело оборачивается весьма благополучно» [7, с. 83]. Мальчик, прошедший обряд, возвращался домой, мог жениться. В лесу посвящаемые подвергались страшнейшим пыткам и истязаниям. В обряде роль избушки играло какое-либо животное. Остатком этого в сказке являются курьи ножки. «Необходимо отметить, что важную роль здесь играет еда. Баба-Яга кормит и поит героя. Он ест её пищу, приобщаясь к «иному» миру» [7, c. 67]. Обряд посвящения был школой, ученьем в самом настоящем смысле этого слова.
Несомненно, в сказке «Василиса Прекрасная» можно найти отголоски древнейшего обряда посвящения. Странность заключается в том, что обычно посвящали юношу, а в данной сказке в лес попадает девушка. Таким образом, можно сказать, что сказка, в основе своей имеющая обряд, претерпевает изменения. Девушка проходит испытания и вступает во взрослую жизнь.
Проанализировав образ Бабы-Яги, мы с уверенностью можем сказать, что она представитель «чужого мира» и только ей известны тайные знания.
Следующая функция – испытание героини: необходимо приготовить обед для Бабы-Яги, вычистить двор, вымести избу, приготовить бельё, очистить пшеницу. Героиня справляется и поэтому получает награду – огонь, за которым пришла. Это волшебное средство. Таким образом, начальная беда ликвидируется.
В результате Василиса, оказавшись на некоторое время в другом мире, покидает его не только живой, но и с подарком. Ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться обратно оттуда, откуда никто живым не возвращается. Такое путешествие в мире волшебной сказки позволено только тем, кто изначально связан с родителями и предками. А Василису перед смертью благословила её мама.
Начинается путешествие домой. По сложности путь «туда» и «обратно» неодинаков. «Туда» героиня идёт медленнее, встречая на пути препятствия, а дорога назад легче и быстрее. Возвращение героя также является обязательной функцией, встречающейся в волшебной сказке. Она связана с последующей: вредитель наказывается: «…глаза из черепа глядят на мачеху и её дочерей и так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся – глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло».
Однако на этом сказка не заканчивается. Василиса получает ещё одно задание, на этот раз от царя: сшить дюжину сорочек. Несомненно, она с ним справляется (функции: трудные задачи и их решение). Финалом сказки является счастливый конец, поскольку это обязательный элемент любой волшебной сказки. Героиня выходит замуж за царя, её отец возвращается, теперь всё хорошо.
Рассматривая волшебную сказку, необходимо говорить не только о её структуре, об определённом наборе персонажей и их функциях, но также о композиционных особенностях построения. Результат нашей работы представлен в таблице:
Сюжетная организация |
Герои, их функции, волшебные предметы |
Композиция |
Языковые формулы |
Экспозиция: маленькая избушка, решение: добыть огонь, спокойно жить. |
Василиса Прекрасная (герой), куколка (помощник героини), мачеха с двумя дочерьми, отец, мать |
Зачин «В некотором царстве жил-был купец. Цифра три: три сестры. Время и место действия – сказочное время и пространство |
Повтор: «на, куколка, покушай, моего горя послушай» Постоянный эпитет «белый свет». |
Завязка: Исчезновение героини. |
Василиса Прекрасная, всадники |
Троекратный повтор: встреча с тремя всадниками. Символика цвета: белый всадник – день, черный всадник – ночь, красный всадник – солнце. |
Постоянный эпитет «лес дремучий». |
Развитие сюжета: Василиса отправляется к Баба – Яге за огнем, встречает дарителя. |
Баба — Яга даритель, череп со светящимися глазами – волшебное средство |
Повторение ситуаций: выполнение приказов Бабы-Яги. |
Повторы: «на, куколка, покушай, моего горя послушай», «помолись да спать ложись, утро вечера мудренее». |
Кульминация: Героиня испытывается, получает волшебное средство |
Постоянные эпитеты: «день ясный», «солнышко красное», «ночь тёмная», «слуги верные» |
||
Развязка Победа над противником, смерть мачехи и её дочерей, свадьба героев |
Концовка: «Тут взял царь Василису за белые руки, посадил её подле себя, а там и свадебку сыграли». |
Проанализировав сказку «Василиса Прекрасная» методом структурного анализа, который предложил использовать при изучении В.Я. Пропп, мы обнаружили, что из 31 функции, выполняемой персонажами в различных волшебных сказках, в данной встречается только одиннадцать. Но, тем не менее, не их количество, а их повторение позволяет говорить нам о том, что эти функции являются важным художественным компонентом любой волшебной сказки. Мы убедились в этом, проделав нашу работу.
Заключение
Сказка – один из основных и самых замечательных жанров устного народного творчества. Их изучение и исследование всегда будет актуальным.
Рассматривая труды по теории жанра народной сказки, мы выявили её специфические особенности, кратко осветили способы изучения волшебной сказки разными учеными.
Мы выяснили, что в XX веке значительными работами в области изучения волшебной сказки стали работы В.Я. Проппа «Морфология сказки» (1928) и «Исторические корни волшебной сказки» (1946). Первая положила начало структурному методу анализа фольклорных жанров. Автор показал, что во всех сказках повторяются одни и те же действия, и выделил 31 функцию. В «Исторических корнях волшебной сказки» рассматривалось происхождение отдельных мотивов, восходящих к архаическим обрядам и мифологическим представлениям; особое внимание уделено обряду инициации.
Опираясь на полученные знания, в данной работе мы постарались найти все структурные элементы, о которых писал в указанных выше работах В. Я. Пропп, в волшебной сказке «Василиса Прекрасная». В результате мы выделили 11 функций, выполняемых персонажами, рассмотрели образы сказочных героев, выделили композиционные особенности построения этой сказки.
Данная работа может быть использована как для дальнейшей исследовательской деятельности, так и для работы на уроках во время изучения волшебных сказок.
Список литературы
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977. 208 с.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3-х т. / сост, ст., прим. подгот. Л.Г. Бараг и Н.В. Новиков. М., 1984-1985.
- Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 2002. 400 с.
- Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: учебн. пособие для студентов филолог. специальностей ун-тетов. М.: Высшая школа, 1981. 219 с.
- Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители / А.И. Никифоров // Капица О. И. Русские народные сказки. М.; Л.: Гиз, 1930. С. 7-55.
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. 255 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Изд-во С.-Петербург. Университета, 1996, 365 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001.192 с.
- Пропп В.Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.
Сказка «Василиса Прекрасная» очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений.
Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами, румяной, приветливой. На ней зелёный сарафан, украшенный затейливой вышивкой, в кармане заветная куколка, а в руках какое-нибудь рукоделие. Но девушка хороша не только лицом: она трудолюбива, терпелива, уважает старших. К тому же она и рукодельница: соткала такое тонкое полотно, что его можно в иголку вдевать, и никто, кроме неё, из этого полотна рубашек сшить не может… Значит, не только за красоту её так прозвали.
Мачеха и её дочери невзлюбили Василису. Она красивее их и к ней постоянно сватаются женихи, а на мачехиных дочек никто внимания не обращает. Василиса легко справляется с любой работой, и она идёт ей только на пользу. Она смиренно принимает всё, что ей ни поручают, не перечит ни в чём. Вот это-то и выводит из себя завистливых женщин.
По тексту: «…мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела, — совсем житья не было!»
Никто и не догадывается, что у Василисы есть защитница. Это куколка, которую «вместе с родительским благословением» оставила дочери матушка. Благословение — это крёстное знамение, которым осеняют человека с молитвой к Богу, прося покровительства и помощи тому, кого благословляют. Умирая, Василисина матушка просила Спасителя не оставить её дочь без поддержки.
У славян был древний обычай делать после смерти кого-то из членов семьи фигурку из дерева, камня, глины и хранить в доме как память об ушедшем в другой мир человека. В дни праздников эти фигурки ставились на стол и им тоже подавались кушанья — так сохранялось ощущение цельности семьи. Возможно, из тех далёких времён и пришёл образ чудесной куколки, которая помогает девушке оберегать её жизнь.
Куколка всегда успокаивала Василису: «Помолися да спать ложися: утро мудреней вечера!»
Видимо, сила не только в куколке, которая вместе с благословением матери досталась девушке, но и в молитве: она помогает в любой беде и трудности.
Злая мачеха решила избавиться от Василисы. Она придумала послать её за огнём к Бабе-яге, а для этого подговорила дочек устроить так, чтобы, кроме Василисы, идти было некому.
Представить можно, какие чувства испытывала девушка, идя через дремучий лес к Бабе-яге! Ей страшно и горько, ведь сёстры вытолкали её ночью за дверь. Но она не ропщет, а пробирается сквозь чащу тёмного леса, спотыкаясь о коряги и пугаясь любого шороха. По дороге ей встретились три всадника. Испугалась ли их Василиса? Попытаемся это понять по одной из иллюстраций художника Ивана Билибина к этой сказке.
Художник Иван Билибин |
Девушка не испугалась необычных всадников, скорее они вызвали её любопытство. А позже мы находим подтверждение этому: героиня спрашивает о них у Бабы-яги. На иллюстрации Билибина Василиса, притаившись, с любопытством выглядывает из-за куста. Тем более что встретились ей незнакомцы неподалёку от избушки на курьих ножках.
И вот путешественница почти у цели. Находим описание избушки Бабы-яги.
«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами. Вместо верей (столбов) у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса, стала как вкопанная».
Какой мы представляем хозяйку избушки по этому описанию?
Наверное, она кровожадная, страшная, всем известно, что она ест людей. За тем и послали мачеха и её дочери бедную Василису к Бабе-яге, чтобы навсегда избавится от неё. Покорная своей судьбе, девушка стоит у ворот страшного дома и надеется только на благословение своей матери…
Посмотрим, как она ведёт себя с Бабой-ягой, как разговаривает с ней.
Василиса уважительна со страшной старухой, называет её бабушкой, выполняет все приказания, ничего не просит и не спрашивает; спрашивает только тогда, когда предлагает сама хозяйка. Видно, что Василиса воспитана в почитании старших, старательна и трудолюбива.
Какое отношение она заслуживает у Бабы-яги?
Девушка вызывает у неё уважение за терпеливость, смирение, почтительность к старшим, исполнительность и скромность.
Почему же она прогнала Василису со двора?
Сама Баба-яга объяснила это так: «Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных!» Всё же старуха — представительница нечистой силы, а Василиса живёт с материнским благословением — значит, с молитвой, а молитва защищает от нечистой силы. Следовательно, не ко двору она Бабе-яге. А может, ей вовсе расхотелось расправляться с ней: ведь Василиса была так уважительна и старательна…
Баба-яга дала Василисе череп с горящими глазами и велела идти домой. А дома светящийся череп испепелил огнём злую мачеху и её дочерей, но Василису не тронул. Так недобрые женщины поплатились за зависть и злобу.
Как же дальше складывалась судьба Василисы?
Она попросилась на житьё к безродной старушке и стала ждать возвращения отца. Но девушке скучно было сидеть без дела, и она принялась прясть.
«Василиса села за дело — работа так и горит у неё, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок». «К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно». Из такого полотна никто не решается шить сорочки — только сама Василиса и может это сделать. Искусство неизвестной мастерицы поразило самого царя, и он захотел её увидеть, а увидев, «влюбился без памяти» и позвал Василису замуж. Так счастье само пришло к девушке.
Красотой своей души и характера она заслужила счастье: Василиса никому не причиняла зла, не завидовала, была уважительна ко всем (даже к тем, кто помыкал ею, от кого исходило зло), терпелива, трудолюбива, скромна, искусна в рукоделии, умела ценить добро — словом, прекрасна во всём… И вдобавок красива. Если мы немного изменим порядок слов в пословице, скажем не «Красота лица — в красоте характера», а «В красоте характера — красота лица…», то придём к главной мысли сказки: «Красота характера, в котором выражается душа человека, — залог будущего счастья».
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СКАЗКИ
ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ. ЧАСТЬ 1. В
некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и
прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась,
девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула
из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала…
ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ. ЧАСТЬ 2. Стала Баба-Яга спать ложиться и говорит:
—
Когда завтра я уеду, ты смотри — двор вычисти, избу вымети, обед
состряпай, бельё приготовь да пойди в закорм, возьми четверть пшеницы и
очисть её от чернушки. Да чтоб всё было сделано, а не то — съем тебя…
ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ. ЧАСТЬ 3. Бегом
пустилась Василиса при свете черепа, который погас только с
наступлением утра, и наконец к вечеру другого дня добралась до своего
дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп…
БАБА-ЯГА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. ЧАСТЬ 1 Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Вскоре заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била её, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить. Вот раз уехал отец куда-то…
БАБА-ЯГА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. ЧАСТЬ 2 Бросилась баба-яга в избушку. Видит — девочки нету, а за прялкой кот сидит. «Ах ты, старый плут! Ах злодей! Зачем девочку выпустил?» А кот в ответ: «Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила…
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. ЧАСТЬ 1 В густом лесу в центре Германии стояла крохотная избушка. В ней жили Баба-Яга и её друг говорящий ворон Абрахас. Эта Баба-Яга была ещё девочкой. Ей
было всего сто двадцать семь лет…
МАЛЕНЬКАЯ БАБА-ЯГА. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. ЧАСТЬ 2 Звенели колокола, лопались ракеты,
нарядные люди с трудом находили себе место на праздничной поляне за
городом. Маленькая Баба-Яга повсюду искала Томаса и Врони. Она с трудом продиралась сквозь толпу. Ворон Абрахас сидел у неё на плече…
Шла по-лесу с корзинкою горбатая Яга. Полакомиться ягодкой задумала карга. Да не охота ягодкам попасть в корзинку к ней. И ягодки под листики попрятались скорей. Весь лес прошла, — ни ягодки, а носом поведёт…
СВЕТЯЩИЕСЯ ЧЕРЕПА Жила-была девушка-сиротка. Мачеха её невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке: «Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица
нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать…
СКАЗКА ПРО БАБУ ЯГУ В
одной деревне жила семья: муж, жена да дочка их Марьюшка, умница и
красавица. Но пришло в дом горе — умерла жена. И остался мужик вдовцом. Долго
он горевал, да как ни суди, как ни ряди, а в доме хозяйка нужна. И
женился он в другой раз. Оказалась новая жена злой, грубой и подлой…
ГУСИ-ЛЕБЕДИ Долго пришлось бы ей бегать, да попался ей навстречу еж. Поклонилась девочка ежу и спрашивает:
— Ёжик, ёжик, куда гуси полетели? — Беги по тропинке, никуда не сворачивай. В самой чаше увидишь избушку на курьих ножках. Там живет Баба Яга и ее слуги — гуси-лебеди. Побежала
девочка по дороге и видит…
БАБА ЯГА И МАША В
одной деревне жил вдовец с дочкой Машей. Надумал он жениться и взял
себе в жены вдовицу, у которой была дочка Глаша. Невзлюбила мачеха
падчерицу: то слово обидное скажет, а то и кулаком угостит. Отец, глядя на муки дочкины, не выдержал и повёз ее в лес. Едут — видят избушка на курьих ножках.
БАБА ЯГА — КОСТЯНАЯ НОГА Жили-были
старик со старухой, и были у них две дочки: старшая — стариков, умная
да работающая, младшая — старухи на, глупая и ленивая. Злая мачеха не любила падчерицу, била ее, заставляла работать от зари до зари и мечтала вовсе ее извести...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА Погоревал Иван-царевич и пошёл её искать. Долго ли, коротко ли шёл, вдруг видит — избушка стоит. Зашёл в избушку, а там Баба-Яга сидит: «Куда, Иван-царевич, путь держишь?» — спрашивает. Рассказал ей Иван-царевич про своё горе. —
Василиса теперь у моей сестры живёт, — сказала Баба-яга…
БАБА ЯГА И ИВАН-ЦАРЕВИЧ
Задумала Баба Яга Ивана-царевича погубить. Села она в ступе и полетела во дворец. Опустилась Баба Яга около ворот, ступу в кустах спрятала, а сама превратилась в чёрную кошку и полезла через ограду. Учуяли
кошку сторожевые собаки, да кошка хитрой оказалась…
БАБА ЯГА И ДАРЬЮШКА У одного купца умерла жена. Погоревал купец, погоревал да женился на другой. Привёл купец в дом новую жену и сказал своей дочери:
— Жили мы, Дарьюшка, вдвоём, а теперь втроём жить будем. Уехал как-то купец в большой город…
МАРЬЯ МОРЕВНА. ЧАСТЬ 1 День
шёл, другой шёл, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она
своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:
— Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного?
МАРЬЯ МОРЕВНА. ЧАСТЬ 2
Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если
упасёшь моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не
гневайся — торчать твоей голове на последнем шесте.
Иван-царевич согласился…
Название сказки «Василиса Прекрасная» сама говорит за себя, что этот образ олицетворяет доброту и красоту. В ней сочетались качества воспитанности и уважения, о чем свидетельствует встреча с Бабой Ягой, где девушка приветливо общается с ней как с бабушкой.
В её характере можно почувствовать нотки порядочности и человечности, чему учит детей быть похожими или позаимствовать многие положительные качества, которые будут необходимы каждой девушке.
Именно обычного воспитания и чувства меры во всем не хватает сегодняшнему поколению, когда некоторая молодёжь мучает родителей излишеством материальных вещей.
Другая сторона личных качеств это наличие доброго нрава, трудолюбия, желания бороться с трудностями. Этому учила её мать, которая погибла в одно время, но оставила дочери оберег в виде куклы, которая везде была рядом с девушкой и помогала в трудные минуты.
Кукла является главным поводом того, чтобы Василиса могла не работать, однако это было не по ней, она все равно трудилась, ткала полотно потом рубашку, которая принесла ей личное счастье, построив семью с царем государства.
Сказка учит детей, несмотря на имение хорошего помощника в виде куклы необходимо трудится, и всего добиваться собственным трудом, и тогда судьба обязательна будет тебе благосклонна, а те, кто будет морить тебя злобой и ненавистью попадут в огонь, как сгорели сводные сестра и мачеха Василисы, пытаясь её загноить.
Не смотря на красоту и наличие помощника, который выполнял все поручения Василисы, она не избаловалась, а продолжала жить своей жизнью и вести обычный образ жизни, свойственный трудолюбивому народу.
Терпением и мудростью она дождалась свою судьбу, не жалуясь на сводных сестёр, мачеху и Бабу Ягу, постоянно причинявших ей боль и унижение. Однако мудрая баба Яга в конце поняла, что она не из тех пафосных девушек, ноющих из-за множества работы по дому и помогла ей с лёгкостью избавиться от недоброжелательных родственников, мешавших вести счастливую жизнь.
Сказка многим поучительна девочкам-подросткам, в подсознании которых рано развиваются грани добра и зла, хорошего и плохого, которых учит различать данная история волшебства.
Чудесный сюжет повествует о дочери купца, прошедшей несколько испытаний и спасшейся благодаря волшебной куколке. Историю о Василисе Прекрасной в кратком содержании стоит прочесть, чтобы ознакомиться с сутью.
Герои сказки
Как и во многих народных произведениях, в сказке о приключениях купеческой дочери есть добрые и злые персонажи. Главная героиня — добрая, кроткая и милая девушка по имени Василиса. Второстепенные действующие лица:
- Купец Микула. Отец Василисы, неспособный защитить её от нападок мачехи и сестёр.
- Купеческая жена. Сварливая, злобная и завистливая женщина. Её мечта — сжить девушку со свету.
- Сводные сёстры Василисы. Недобрые девушки, похожие по характеру на свою мать. Они всячески обижают главную героиню, помыкают ею и насмехаются.
- Баба-Яга. Героиня, которая появляется во многих сказках. Старуха безобразна внешне, но у неё чуткое сердце. Она кажется вредной, но в критические моменты способна прийти на помощь.
- Куколка. Волшебный персонаж, спасающий девушку от напастей.
Выполняя анализ сказки «Василиса Прекрасная», учащийся должен упомянуть о том, какие черты преобладают в каждом персонаже и как это способствует раскрытию идеи.
Краткое содержание
Жил на свете знатный купец со своей женой. У них родилась красивая девочка, которой дали имя Василиса. Вскорости после этого купеческая жена умерла. Вдовец горевал недолго: через некоторое время он нашёл новую суженую и женился. Женщина отличалась вредным характером, и были у неё такие же строптивые дочки.
Василиса восхищала окружающих кротким нравом, трудолюбием и добрым сердцем. Перед смертью матушка передала ей волшебную куколку, которая заменила ей самое близкое существо. Героиня кормила её и разговаривала, как с человеком.
Мачеха регулярно заставляла девушку исполнять сложные поручения. Каждый раз падчерице помогала куколка.
Задания, с которыми справилась девушка благодаря материнскому подарку:
- подоить корову;
- попасти гусей;
- вскопать огород.
Последнее поручение было таким: пойти в лес и принести огонь.
По дороге сирота встретила трёх всадников:
- белого;
- алого;
- чёрного.
Потом она попала к Бабе-Яге, и та дала череп, внутри которого были огоньки. Девочке было страшно, но голос приказал ей нести огонь домой. Придя домой, девушка хотела отдать череп мачехе, и он стал сверкать глазами и сжёг дотла купеческую жену и её дочерей. Девушка закрыла избу и отправилась в город, чтобы там дождаться возвращения батюшки. Она поселилась у доброй старушки.
Трудолюбивая Василиса не умела сидеть без дела и стала ткать. Увидев, каким красивым получилось полотно, старушка понесла его во дворец. Царь подивился чуду и велел, чтобы из ткани сшили рубашки. Всю ночь трудилась девушка, и к утру сорочки были готовы. Старушка понесла их в царские палаты. Государю понравилась работа, и он захотел увидеть мастерицу. Тем временем Василиса сидела у окна, умытая и причёсанная.
Царский гонец явился и повелел, чтобы девушка пришла во дворец. Царь увидел Василису Микулишну и понял, что она должна стать его женой. С тех пор молодые жили во дворце, и девушка никогда не расставалась с волшебной куколкой.
План пересказа
Пересказать произведение будет легче, если воспользоваться небольшим планом, в котором отражены ключевые моменты. Пример сжатого изложения сюжета:
- У купца умерла жена, оставив дочери благословение и волшебную куколку.
- Вдовец привёл в дом женщину с двумя дочерьми.
- Новая жена невзлюбила падчерицу и всячески издевалась над ней.
- Однажды Василиса пошла в лес, чтобы добыть огонь.
- Баба-Яга помогла ей, дав череп с угольками.
- Девушка испугалась, но всё же донесла огонь домой.
- Череп сжёг мачеху и её дочерей.
- Василиса отправилась в город и стала жить у старушки.
- Царь заметил трудолюбие и красоту девушки, после чего женился на ней.
Этот план сказки «Василиса Прекрасная» можно использовать для читательского дневника. А также он поможет при прохождении теста.
Для полноценной работы в классе и для написания сочинения на отличную оценку лучше читать произведение полностью.
Характеристика главной героини
В русской сказке Василиса олицетворяет внутреннюю красоту. Народ наделил её положительными качествами характера. Они трудолюбива, скромна, послушна. Получив материнское благословение, она следует материнскому завету: кормит куколку и выполняет все её указания. Благодаря послушанию и смирению ей удаётся справиться с трудностями. Характеристика Василисы Прекрасной передаёт главную мысль и тему сюжета: не нужно сдаваться перед лицом трудностей, потому что в конце ждёт награда.
Эпизод, когда Василиса хочет бросить череп, но он велит этого не делать, показывает, что из почтения к просьбам другого существа девушка готова пересилить свой страх. Кроме того, образ девушки наделён благородством и уважением к старшим. К безобразной Бабе-Яге сирота обращается почтительно, называет её бабушкой и выполняет трудную работу, которую задаёт ей лесная жительница.
Главная героиня красива внешне, поэтому царь влюбляется в неё и принимает решение жениться. Но это происходит только после того, как он убедился, что будущая жена — мастерица на все руки.
Следовательно, в сказке народ выразил убеждение, что внутренний мир и человеческие качества важнее, чем внешний облик.
Анализ произведения
Русская народная сказка о прекрасной девушке, оставшейся без матери, проникнута состраданием к угнетённым и обездоленным. Простые люди пересказали эту историю в разных версиях, а талантливый художник-иллюстратор А. М. Куркин создал целую серию рисунков. Как это часто бывает, положительная героиня проходит через множество испытаний, прежде чем обретает счастье. Незатейливая история чётко разделяет понятия «добро» и «зло».
Воплощением отрицательных качеств служат новая купеческая жена и её дочери. Василиса — светлый, чистый и непорочный образ. Уравновешивают композицию купец и Баба-Яга. Первый представляется отстранённым и безучастным, в сказке не прослеживается его влияние на ход событий. Этот образ нейтрален. Личность Бабы-Яги, напротив, объединяет в себе и хорошие, и плохие черты. В результате они нейтрализуют друг друга, и характер этого персонажа получается целостным.
В сказке показан женский идеал. Основная мысль в том, что хорошая жена — это трудолюбивая девушка, уважающая старших и выполняющая заветы родителей.
Презентация на тему: » 1.Художественные особенности сказки. 2.Реальное и фантастическое в сказке. 3. Тема и идея сказки «Василиса Прекрасная». 4.Как сказку сказывать…» — Транскрипт:
1
2
1.Художественные особенности сказки. 2.Реальное и фантастическое в сказке. 3. Тема и идея сказки «Василиса Прекрасная». 4.Как сказку сказывать…
3
О чём, о ком сказка? Для чего сказка написана? Чему хотели научить авторы своих слушателей?
4
воскрешают убитые, говорят звери и птицы, люди превращаются в животных и наоборот. Все необычно и … реально. Хорошо известные вещи, предметы, явления предстают в фантастическом виде, а чувства, которые вызывает у нас сказка ( гнев, радость, печаль, сострадание) — реальны. То, чему учит сказка, тоже реально.
5
6
Мать дарит Василисе говорящую куклу. Мачеха и её дочери ненавидят Василису. Василису отправляют за огнем к Бабе- Яге. Василиса живет в избушке Бабы- Яги. Василиса видит трех всадников. Мачеха и её дочери наказаны за злобу и ненависть. Василиса вознаграждена за трудолюбие и смелость.
7
Выбрать эпизод, фрагмент для пересказа. Определить главную мысль. Что самое важное в эпизоде? Что во фрагменте оставить без изменений? Что передать своими словами? Как построить диалог? Как связать эпизоды?
В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет он был в супружестве и родилась у него всего одна дочь. (12 ти летний цикл) Когда девочке исполнилось 8 лет, умерла мать.
Умирая,мать призвала к себе дочку, вынула из под одеяла куклу,отдала ей и сказала:
Слушай Василисушка! Помни и исполни последние слова мои. Я умираю, и, вместе с последним благословением, оставляю тебе эту куклу. Носи ее всегда с собой и никому не показывай. А когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь.
Как вы думаете? Что передала девочке матушка?
Во-первых, она напитала обыкновенную тряпичную куклу своей любовью материнской и теплотой своего тела. Думаю и сшила куклу сама,ведь ранее игрушки мастерили в семье родители будущего ребенка, а во-вторых, подарила она духа-помощника-куклу Доля. Ведь умирала матушка рано и выстроить будущее своей доченьки уже не могла, а в 14 лет девочка принимает Силу женскую, плодородную и матери уже не будет. А благословляет дитя свое мать и при рождении, и при вхождении в разумный возраст и при принятии Силы, и при входе в новую семью-при замужестве. В восьмилетнем возрасте девочка уже может простраивать свою жизнь с помощью магии осознанно и матушка,давая последнее благословение, учила доченьку: как просить духа-помощника, как благодарить его.
Затем мать поцеловала доченьку и померла. После смерти жены купец потужил,как следовало,а потом снова женился на женщине в летах, вдовушке, которая уже имела двух дочерей-стало быть и хозяйка, и мать опытная.
Но обманулся купец, и не нашел он матери для своей Василисы. Мачеха с дочерьми завидовали красоте девушки и нагружали ее разными работами,а та сносила все безропотно и с каждым днем хорошела и полнела (Силой наполнялась да наливалась), а сестры с мачехой только дурнели худели(худом наполнялись от мыслей своих худых да дурных, и зло красивым лицо не делает) И злились они, что Василисушка все везде поспевает, да работа у нее спорится. А помогала ей куколка, да и делилась она с ней последним кусочком.
Выросла Василиса и стали к ней свататься женихи, а к мачехиным не сватаются. Разозлилась мачеха и решила ее извести. Когда купец уехал по своим торговым делам,мачеха стала ее в лес отправлять, а там Баба -Яга жила по близости. Люди говорили, что она людей ест, как цыплят-щелкает. А Василиса возвращалась жива-здорова и куколка ее к избушке Бабы-Яги близко не попускала.
Осенью мачеха раздала всем работу и Василисе досталось прясть. Потушила мачеха везде свет и оставила только свечку одну, где девушки работали. Одна из них решила убрать наплыв со свечи,как бы случайно то и затушила ее.
Что делать? Отправили сестры Василису к Яге за огнем.
Василиса к куколке-покормила и совет спросила. Кукла велела ее не отпускать,да при себе постоянно держать.
По дороге встретила трех всадников. Белый во всем белом и на белом коне-Утро, день ясный, второй-Красный, во всем красном и на красном коне-то Солнце красное встало-день наступил и черный всадник-ночь темная. Василиса прошла всю ночь и весь день. Дошла до избушки Бабы-Яги и обомлела — забор из черепов,костей,засов из зубов, да ночью черепа светятся и как днем становится., когда Баба-Яга возвращается и кости на заборе шевелиться начинают. Баба-Яга живет вне Времени-между миром живых и миром мертвых.
Конечно, она не привыкла к запаху человеческому,соответственно и выражение «Фу-Фу! Русским духом запахло». А Дух питает Род и это все Яга чувствует. Не зря же акцент такой в изображении Бабы-Яги на нос крючковатый.
Оставила Яга Василису у себя работать,выслушала просьбу сестриц,наелась,да спать увалилась. А Василиса куколку объедками старухиными покормила ,да плакать,да жаловаться давай.Кукла успокоила Василису,да всю работу сделала к утру. (Очень интересно Василиса называет свою куклу-Избавительница. От бед избавляет,во всем помогает.)
У Бабы — Яги тоже свои Духи-помощники-3 пары рук,которые и пшеницу с мелят и из мака масло выжмут.
И стала Яга спрашивать девушку,что она хочет узнать. Только много спрашивать не велела.а то состарится быстро. Вот и пословицы-поговорки из сказок вышли. Мудрость то она с годами, с опытом приходит, но о всадниках все же говорили.
Первый всадник — утреннее Солнце, день ясный, второй-красно Солнышко, третий-ночь темная — Тьма -матушка. И все три всадника — помощники Яги. И еще одна поговорка из сказки — не выносить сор из избы.
Яга Василисе: Хорошо спрашиваешь только, что за двором видела, а не во дворе — Не люблю когда сор из избы выносят.
А теперь я тебя спрошу:
— Как ты успеваешь всю работу сделать,которую я тебе даю?
— Мне помогает благословление моей матушки!
— Так ты еще и благословленная?-Яга вытолкала Василису за ворота
— Не надо мне здесь благословленных дочек! Убирайся отсюда благословленная!
(такое действие Яга делает,как направление,поправление дороги жизненной-указывает) Вот тебе череп с огнем для сестриц-они же этого хотели?
Так почему же Яге не нужны благословленные?Яга-та,что дорогу показывает. Так кому же ее показывать,если она благословленная. Матушка дорогу то простроила,показала и направила.
Бегом пустилась Василиса при свете Черепа,который погас только с наступлением утра. И уже хотела бросить череп,а он говорит:
— Не бросай меня, неси к мачехе. (вот и еще один помощник,да от Яги,да еще и защита от мертвых)
Встретили ее ласково, сказали, что все время огонь тух и очаг не горел пока ее не было. Отдала Василиса череп светящийся мачехе, а огонь в черепе жжет глаза мачехе, да дочкам ее, пока до углей не сжег.
Отработанный магический помощник Василиса в землю закопала да в город пошла. Там попросилась на постой к безродной старушке и дожидалась отца. Без дела девушка сидеть не могла и решила бабушке помочь-полотно наткала (а это тоже дорога, жизнь ткала свою), да с помощью куколки своей такое получилось полотно, что в ушко игольное входило. Отправила бабушку продавать, а там Царь., и предложила она царю эту диковинку.
Царь отправил гонца к бабушке-ведь никто браться шить не хотел-боялись испортить.
— Смогла наткать-смог и и сшить! — передал гонец слова царя
Василиса сшила,причесалась,нарядилась и стала ждать вестей от царя. Появился гонец :
— Царь — государь хочет видеть искусницу и наградить ее
Увидел царь Василису и влюбился без памяти. Стали жить они,радоваться,вскоре и отец вернулся,да при дворе стал жить. И бабушку Василиса к себе взяла,так у старушки семья появилась.
А с куколкой Василиса до конца дней своих не расставалась.
Вот так работает материнское благословение!
Разбор сказки от члена СОЮЗа ИСВ