Тема урока: «Мир народной сказки. Заюшкина избушка»
Задачи урока:
-познакомить с первыми собирателями русских народных сказок;
— пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества;
-учить рассказывать сказку по иллюстрациям.
Планируемые достижения обучающихся:
Познавательные умения:
— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие по плану;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные:
Проявлять:
— интерес к народной сказке и её героям;
— позитивное отношение к чтению народных сказок.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
I. Орг. момент |
— Дети говорят четверостишье: Прозвенел звонок, Начинается урок. Всё, что нужно мы достали, Все вздохнули, замолчали… — Дети садятся на свои места |
||||||
II. Определение темы и цели урока |
Просмотр видеоклипа «В мире много сказок» (Ю.Энтин, В. Шаинский) — О чём на уроке сегодня мы будем говорить? |
— О сказках. |
|||||
— Найдите нужную страницу в учебнике. |
— Стр.46 |
||||||
— Прочитайте название раздела Слайд 2 |
— «Мир народной сказки» |
||||||
— С какими терминами мы сегодня познакомимся на уроке? Слайд 3 |
-Сказки. Сказочный персонаж. Вымысел. |
||||||
— Определите цель урока. |
— Нам необходимо знать особенности народных сказок. |
||||||
III. Беседа на основе материала учебника стр. 46-47 |
— Вспомните, какие сказки вы читали. Как они называются? |
— Дети высказываются. |
|||||
— Какая ваша любимая сказка? Кто автор сказки? |
|||||||
-Какой вывод из сказанного о сказках можно сделать? — Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие. |
— Сказки есть авторские, а есть народные. |
||||||
— А народные сказки относятся к устному народному творчеству. — Как дошли до нас устные народные сказки? |
— Они передавались из уст в уста |
||||||
— Прочитайте диалог Ани и Вани. Из него вы узнаете новое для себя о том, как сказки смогли дойти до нас. |
Читают диалог на стр. 46, делают вывод: — Народные сказки записывали братья Гримм |
||||||
Слайд 4 |
|||||||
— Братья Гримм (Вильгельм и Якоб)- немецкие писатели. Как вы думаете, сказки какого народа они собирали и записывали? |
— Немецкого. |
||||||
— Я попросила ребят подготовить сообщения о русских собирателях сказок. Послушайте. |
Сообщение об Александре Николаевиче Афанасьеве и Владимире Ивановиче Дале |
||||||
Слайд 5 |
|||||||
(Имя Александра Николаевича Афанасьева прежде всего связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок». А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей немецкой народной сказки отправился в сельскую местность и принялся записывать сказки как есть — со всеми стилистическими и фонетическими особенностями. В собрании сочинений «Русские народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей. Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский),был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского». «Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а русское слово… Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».) |
|||||||
Обращение внимания на выставку книг |
|||||||
— Что же такое сказка? — Прочитайте об этом сообщение И. И. Самоварова. |
Дети высказываются |
||||||
— Какие виды народных сказок вы узнали? Слайд 6 |
— Сказки о животных, бытовые и волшебные |
||||||
— Какие слова вам не понятны? Слайд 7 |
|||||||
IV. Словарная работа |
— Объясните, как вы поняли слова: вымышленный— (по Ушакову) придуманный, не существующий в действительности. Вымышленный случай. персонаж- (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства. сюжет (по Ефремовой Т. Ф)- ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержа-ние литературного произведения, кинофильма и т.п. изюминка- то, что придает кому-либо или чему-либо своеобразие, остроту, прелесть. (объяснение есть в контексте) |
Объяснения детей |
|||||
V.Физкультминутка |
— Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать? — А я хочу вас пригласить отдохнуть под напевы народной песни в исполнении группы Иван- Купала Слайд 8 Фон (1 мин 27сек) |
— Сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, прибаутки.. |
|||||
VI. Работа со сказкой «Заюшкина избушка» Стр. 48-49 |
— О ком шуточная народная песня? — Она так и называется «Ай, заинька» |
— О заиньке |
|||||
— Я неспроста подобрала песенку о зайчике. Сегодня на урок к нам пришел в гости зайчик. Слайд 9. — Точнее, это один из персонажей таинственной сказки. А какой сказки нам предстоит отгадать по иллюстрациям в учебнике на стр. 48-49 |
Дети открывают нужные страницы, отгадывают название сказки «Заюшкина избушка» |
||||||
Слайд 10 |
|||||||
— Слайд 11. Последите за Зайчиком. Он волнуется. Слайд 12 — Скажите, верна ли последовательность иллюстраций к сказке? |
Нет |
||||||
— Какие иллюстрации нужно поменять местами? |
Стр. 49 верхнюю со средней |
||||||
— Прочитайте предложения на стр. 48. Выясните, иллюстрация, с каким персонажем сказки отсутствует? — Как бы вы изобразили этот фрагмент сказки? |
С волком Словесное рисование |
||||||
— Кого из персонажей сказки мы можем назвать главными действующим героями? |
Заинька, Лиса, Петух |
||||||
— Кто второстепенные герои? |
Собака, Волк, Медведь |
||||||
— К какому виду народной сказки отнесем сказку «Заюшкина избушка»? |
К сказке о животных, так как герои сказки животные |
||||||
— Почему тогда сказка называется «Заюшкина избушка»? |
Потому, что события разворачиваются вокруг избушки зайчика. |
||||||
— Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция. С этой целью восстановим сказку по частям. — С чего сказка начинается? — Кто первый обратился к зайчику и зачем? |
Лиса за помощью |
||||||
— Почитайте предложение, в котором слова Лисы обращены к Зайцу. |
— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе |
||||||
— Как вы думаете, если бы сказка начиналась с этих слов, вам понятно было бы почему Лиса просится к зайцу? |
Нет. |
||||||
— Что же нужно для этого? — Вспомните, как начинаются русские народные сказки? |
Дети высказывают свои предположения |
||||||
Начинается сказка с зачина и завязки ( это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения). — Найдите иллюстрацию и начните сказку по закону русской народной сказки |
Стр. 48 левая нижняя иллюстрация. Жили-были в лесу Заяц и Лиса. Надумали они построить дома. Лиса построила избушку ледяную, а Зайчик лубяную. |
||||||
— Как понимаете слово «лубяная» Слайд 13 |
|||||||
— Как вы думаете, почему Лиса смогла выгнать Зайчика из своего собственного дома? |
Лиса хитрая, Зайчик доверчивый |
||||||
— Кто помогает зайчику в беде? — Давайте разыграем сценки сказки с этими персонажами. — Какие слова повторяются героями? — Это ещё одна особенность русской народной сказки- троекратный повтор |
Собака, Волк, Медведь Дети инсценируют сюжеты сказки с Медведем |
||||||
— Как думаете, почему в такой последовательности персонажи шли на помощь Зайчику. |
Собака слабее волка, волк слабее медведя. Чтобы показать силу лисы. |
||||||
— Кто выгнал лису? Почему? |
Петух хитрый. |
||||||
— Но ведь и Лиса тоже хитрая. Чтобы ответить на вопрос ( Почему Петушок смог выгнать Лису ), давайте разберёмся, кто в этой сказке положительные герой, а кто отрицательные и почему вы так считаете? Слайд 14 Парная работа Для этого на карточках подчеркните те эпитеты, которые, как вы считаете, подходят главным героям сказки «Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).
|
Дети высказываются Дети работают в парах Дети подчеркивают нужные слова в карточке |
||||||
Вывод. Итак, давайте сделаем вывод: Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах. |
Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый. |
||||||
– Почему же Петух побеждает? |
Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа. |
||||||
VII. Обобщение. |
Составим сенквейн о лисе и о петухе Слайд 15 Правила сенквейна: КТО? (одно слово) КАКОЙ?(два слова) ЧТО ДЕЛАЕТ?(три слова) ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ (предложение из четырёх слов) ВЫВОД (одно слово, характеризующее суть объекта) |
Лиса Хитрая, лживая Обманывает, хитрит, обижает Лиса хотела выгнать Зайчика из дома. Не вышло! Петух Хитрый, решительный Обманывает, хитрит, выручает Петух возвращает домик Зайчику Победа! |
|||||
VII. Итог урока |
– В основу сказки положено одно событие – лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу. — Как построена сказка? Слайд 16 А Пушкин говорил : «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? — Что поучительного вы для себя взяли из этой сказки? — Посоветуйте Лисе русской пословицей, как надо жить. |
Дети высказываются |
|||||
VIII. Рефлексия |
Работа со смайликами. Покажите настроение вашего смайлика от урока |
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Заюшкина избушка
Анализ сказки Заюшкина избушка
Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.
Ранее эта сказка называлась Лиса, Заяц и Петух, соответственно имела некий более глубокий смысл несущей морали. Нынешнее название упрощено и акцентирует внимание на домике зайца, упрощает задачу восприятия для самых маленьких почитателей сказок.
Главные герои сказки – это заяц, лиса и петух.
Заяц и петух являются положительными героями, но с совершенно разными характерами. Заяц символизирует мягкую доброту, терпимость и кротость. Его герой покоряется ситуации, считает себя слабым и безвольным.
Петух же наоборот, олицетворяет жесткую доброту, доводящую до жестокости, адекватную и справедливую. Опять же, здесь понятие справедливости в ранних народных сказках часто сводилось к жестокости.
Заяц, как прообраз всего светлого и первозданного в этом мире повторяет библейское бытие всего, что было до грехопадения. Лисица же, наоборот, приходит как более сильное зло, стервятник, ничего не созидающий сам, а живущий за счет других.
Нежный зайчик, впервые столкнувшийся с такой проблемой, как социальный паразитизм, впадает в горе. Он еще не знает, как с этим бороться. Проблема злого умысла – лисица, крупнее и сильнее зайчика, которого жизнь пока не научила смекалке выживания с такими личностями в социуме. Возможно, символизировать зайца с несмышленым ребенком, который только вступает во взрослую жизнь.
Тут на сцену вступает петух как дух просвещения, справедливости, отваги, смелости и умения выживать. Это именно те качества, которых не хватает зайцу для ощущения себя полноценным членом общества. Петух выступает как моральная поддержка, вера в собственные силы и собственную значимость.
Вместе с зайцем, они находят выход из ситуации, завершают ее положительно для зайца. И зло отступает.
Моралью сказки можно назвать то, что при достаточной вере в собственные силы, при поддержке друзей, которым можно довериться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Заюшкина избушка
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Козетта Гюго
Жанр произведения представляется короткой новеллой, ключевой тематикой которой является изображение трудной жизни детей во Франции в девятнадцатом веке.
- Сочинение по картине Корабль у берега Айвазовского
Море было излюбленной темой Айвазовского. Ему он посвятил много картин. И среди них полотно « Корабль у берега». Море у него всегда гневное, бушующее. Редко, когда довольное и спокойное. Люди всегда борются со стихией.
- Сочинение Необычное приключение
Со всеми нами время от времени что-то происходит. Иногда это бывают веселые приключения, а иногда не очень. Одни приключения заканчиваются хорошо, а другие имеют весьма нехорошие последствия.
- Сочинение на тему Тверь
На высоком берегу реки Волга и двух её притоков, стоит красивый старинный город Тверь. Его название происходит от речки Тверец, которая протекает возле города. От города до Москвы 163 км. Город, со всех сторон
- Сочинение по роману Васильева В списках не значился
Война – это всегда страшное и безумное явление. Сколько страха и ужаса скрывается лишь за одним словом. И сколько разрушений, какой хаос способна принести война. Умирают тысячи невинных людей
Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.
Ранее эта сказка называлась Лиса, Заяц и Петух, соответственно имела некий более глубокий смысл несущей морали. Нынешнее название упрощено и акцентирует внимание на домике зайца, упрощает задачу восприятия для самых маленьких почитателей сказок.
Главные герои сказки – это заяц, лиса и петух.
Заяц и петух являются положительными героями, но с совершенно разными характерами. Заяц символизирует мягкую доброту, терпимость и кротость. Его герой покоряется ситуации, считает себя слабым и безвольным.
Петух же наоборот, олицетворяет жесткую доброту, доводящую до жестокости, адекватную и справедливую. Опять же, здесь понятие справедливости в ранних народных сказках часто сводилось к жестокости.
Заяц, как прообраз всего светлого и первозданного в этом мире повторяет библейское бытие всего, что было до грехопадения. Лисица же, наоборот, приходит как более сильное зло, стервятник, ничего не созидающий сам, а живущий за счет других.
Нежный зайчик, впервые столкнувшийся с такой проблемой, как социальный паразитизм, впадает в горе. Он еще не знает, как с этим бороться. Проблема злого умысла – лисица, крупнее и сильнее зайчика, которого жизнь пока не научила смекалке выживания с такими личностями в социуме. Возможно, символизировать зайца с несмышленым ребенком, который только вступает во взрослую жизнь.
Тут на сцену вступает петух как дух просвещения, справедливости, отваги, смелости и умения выживать. Это именно те качества, которых не хватает зайцу для ощущения себя полноценным членом общества. Петух выступает как моральная поддержка, вера в собственные силы и собственную значимость.
Вместе с зайцем, они находят выход из ситуации, завершают ее положительно для зайца. И зло отступает.
Моралью сказки можно назвать то, что при достаточной вере в собственные силы, при поддержке друзей, которым можно довериться.
Картинка к сочинению Анализ сказки Заюшкина избушка
Предыдущая
СочиненияАнализ сказки Гуси лебеди
Следующая
СочиненияАнализ сказки Золотой ключик, или Приключения Буратино Толстого
Тема:
Заюшкина избушка
Ход урока
I.
Повторение
— Прочитайте название
раздела Мир народной сказки»
—
С какими терминами мы познакомились на прошлом уроке? (Сказки. Сказочный
персонаж. Вымысел)
—
Вспомните, какие сказки вы читали. Как они называются?
—
Какой вывод из сказанного о сказках можно сделать? (Сказки есть авторские, а
есть народные).
— Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д.
Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро
—
Как дошли до нас устные народные сказки? (Они передавались из уст в уста).
—
Какие виды народных сказок вы узнали? (Сказки о животных, бытовые и
волшебные)
—
Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать? (Сказки,
загадки, пословицы, поговорки, считалки, прибаутки)
II.
Работа с учебником
—
Откройте учебники на с.48
—
Скажите, верна ли последовательность иллюстраций к сказке? (Нет)
—
Какие иллюстрации нужно поменять местами? (с. 49 верхнюю со средней)
—
Прочитайте предложения на стр. 48. Выясните, иллюстрация, с каким персонажем сказки
отсутствует? (с волком)
—
Как
бы вы изобразили этот фрагмент сказки
—
Кого из персонажей сказки мы можем назвать главными действующим героями? (Заинька,
Лиса, Петух)
—
Кто второстепенные герои? (Собака, Волк, Медведь)
—
К какому виду народной сказки отнесем сказку «Заюшкина избушка? (К сказке о
животных, так как герои сказки животные)
—
Почему тогда сказка называется «Заюшкина избушка»? (потому, что события
разворачиваются вокруг избушки зайчика)
— Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её
композиция.
—
С этой целью восстановим сказку по частям.
—
С чего сказка начинается?
—
Кто первый обратился к зайчику и зачем? (Лиса за помощью)
—
Почитайте предложение, в котором слова Лисы обращены к Зайцу. (Пусти меня,
заюшка, хоть на дворик к себе)
—
Как вы думаете, если бы сказка начиналась с этих слов, вам понятно было бы
почему Лиса просится к зайцу? (Нет)
—
Вспомните, как начинаются русские народные сказки?
Начинается сказка с зачина и завязки
( это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию:
время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения).
— Найдите иллюстрацию и начните сказку по закону русской народной
сказки. (с.48 левая нижняя иллюстрация. Жили-были в
лесу Заяц и Лиса. Надумали они построить дома. Лиса построила избушку ледяную,
а Зайчик лубяную.)
— Как понимаете слово «лубяная»?
— Как вы думаете, почему Лиса смогла выгнать Зайчика из своего
собственного дома? (Лиса хитрая, Зайчик доверчивый).
— Кто помогает зайчику в беде? (Собака,
Волк, Медведь)
— Какие слова повторяются
героями?
— Это ещё одна особенность русской народной сказки- троекратный
повтор.
— Как думаете, почему в такой последовательности персонажи шли на
помощь Зайчику? (Собака слабее волка, волк
слабее медведя. Чтобы показать силу лисы)
— Кто выгнал лису? Почему? (Петух хитрый)
— Но ведь и Лиса тоже хитрая. Чтобы ответить на вопрос: Почему
Петушок смог выгнать Лису? , Давайте разберёмся, кто в этой сказке
положительные герой, а кто отрицательные и почему вы так считаете
Отметьте слова, характеризующие героев
Лиса |
Заяц |
Петух |
Хитрая Смелая Добрая Отзывчивая Злая Храбрая Глупая Трудолюбивая Умная Находчивая Трусливая Ленивая Уверенная |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый |
Хитрый Смелый Добрый Отзывчивый Злой Храбрый Глупый Трудолюбивый Умный Находчивый Трусливый Ленивый |
Итак, давайте сделаем вывод:
Лиса – хитрая, умная, находчивая,
уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый,
трусливый, трудолюбивый.
Петух – хитрый, умный, находчивый,
уверенный в своих силах.
— Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами? (Лиса —
умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый)
-Почему же Петух побеждает?
(Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и
справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается
победа).
III.
Видео сказки 5:28
ДЗ Уметь рассказывать сказку