Композиция сказки журавль и цапля


2

2 ответа:



2



0

В сказке «Журавль и цапля» можно выделить как минимум четыре части.

Первая — это необязательная присказка, которая не имеет отношения к тексту сказки, но зато может завлечь внимание слушателя. Здесь это присказка про сову.

Далее идет обязательный для сказок зачин, в котором мы узнаем кто будет главным героем этой сказки, а также, что жили они на болоте — место действия сказки.

Третья часть — основной текст, в котором Журавль и Цапля горят желанием жить совместно, но любое их сватовство ни к чему не приводит.

И наконец концовка, пусть коротенькая, но показывающая что происходит с героями дальше — так и ходят друг к другу по сию пору.



2



0

Если говорить о композиции сказки «Журавль и цапля», то она состоит из четырех частей, как и во многих других сказках.

В начале идет часть называемая присказкой.

По тексту сказки это первые странные слова про сову, которая летела и головой вертела.

Следующая часть, которая идет за присказкой или же в самом начале, называется зачином.

Начинается со слов (в версии русской народной, а не Даля):

EZBybQRTdGbNcDG02IDBFAV4IH8R2Tzg.png

Далее мы читаем основные события сказки.

И последнюю часть сказки принято называть концовкой. Так как ситуация с женитьбой не решена, они так и ходят в гости к друг другу, приглашая жениться, то развязкой конец сказки назвать нельзя.

Читайте также

главные герои сказки Журавль и Цапля.

Сказка «Журавль и цапля» относится к русским народным сказкам.

В этом произведении рассказывается о том, как журавль и цапля не могли договориться.

То журавль цаплю замуж зовет, а она отказывается, то цапля хочет помириться и выйти замуж за журавля, а он уже передумал.

В сказке «Журавль и цапля» есть следующие герои:

  • Журавль — главный герой, трудолюбивый, сам построил дом.
  • Цапля — главная героиня, не видит за внешним видом других достоинств журавля, может обидеть словом, но отходчива.
  • Сова — второстепенный герой, она просто летает по соседству, кроме этого никакой роли ей не отведено.

Вот и все персонажи сказки.

1Филину

2Муравьям

3Кузнечику

4Ребятам

5Березе

6Девочке

7Старушкам

Спасибо), я даже сказку прочитала. Но вот не могу я никак понять кто восьмой. Луч помог девочке цветочек оживить, может и его считать. Или еще в начале он осветил увядшую траву и деревья, может это считается.

О Пантагрюэле и его отце Гаргантюа идет повествование в этом ироническом романе с глубоким смыслом. Здесь высмеиваются пренебрежение к учебе, осуждаются пагубные человеческие привычки: обжорство, алкоголь, пиры,неуместное пророчество. в королевской семье был рожден гигант Гаргантюа. «Лакать!» стало после рождения первым словом обжоры Гаргантюа во младенчестве, поэтому сразу он получил свое имя, что в переводе означает «Огромная глотка».

Мальчик был силен, но умом не блистал, однако его отправили учиться в Париж.

Здесь с Собора Парижской Богоматери он снял колокола, чтобы повесить на шею своей кобыле. Еле уговорили его вернуть их на место. Но зато Гаргантюа участвовал во многих пирах и войнах, вел свободный образ жизни.

После женитьбы у него родился сын, такой же гигант. Назвали его Пантагрюэль. Он также учился в Париже, но не научился ничему путевому, кроме как драться, пить и обжираться. Пришло время, и Пантагрюэль стал королем своей страны. Так в праздном времяпрепровождении протекала его жизнь.

А это присказка такое шуточное вступление или заключение к сказке, может быть для того, чтобы завлечь слушателя или поставить жирную веселую точку в повествовании.

Таким приемом не брезговал даже Пушкин. Возьмите например «Сказку о царе Салтане»

C42MXyk7VpdVsoqNZEXZqIiy5tBBVF.png

а куда дальше повернет сюжет.

А «Руслан и Людмила» там в качестве присказки использовано целое стихотворение «У лукоморья дуб зеленый»

А в заключении есть присказка «

ExyfM9nMSJnNVlK2c5PfeBeYpflo13la.png

«

Сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

В отличие от других видов сказок в бытовых сказках описываются ситуации из повседневной жизни, в которых отражается реальный быт. Здесь нет фей, колдунов и волшебных животных или вещей-помощников.

Главными героями являются крестьяне, батраки, бедняки, которые своими нравственными качествами или поступками противопоставлены богачам, царю, купцу, помещику.

По своему содержанию бытовые сказки близки к анекдоту, отличаются юмором: в них высмеиваются жадность, лицемерие, глупость, чрезмерное любопытство, болтливость, зависть, сварливость, глупость, злоба, недальновидность и другие, которым противопоставлены трудолюбие, честность, ум, смекалка смелость, находчивость, щедрость, доброжелательность.

Такие сказки побуждают читателя определить свой нравственный выбор.

Например, такими являются: «Репка», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Вершки и корешки», «Болтливая баба», «Как Иван-дурак дверь стерёг», «Как старик домовничал», «Жена-спорщица» и др.

logo

  • Выписать примеры композиции сказки «Журавль и цапля»

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      laylamurphy847

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • literatura
    Литература

    26 секунд назад

    Левша придумать 3 вопроса ( для 16 главы )

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    54 секунд назад

    РЕБЯТ созрел вопрос только кратко!!!!!!Чем отличается Шаньга от Расстегаи????

  • matematika
    Математика

    8 минут назад

    Вычислите значение функции

  • himiya
    Химия

    10 минут назад

    Чем отличается белый и черный фосфор

  • algebra
    Алгебра

    10 минут назад

    Решите уравнение (алгебра)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    8 минут назад

    Вычислите значение функции

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20519

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе по теме «Композиция русской народной сказки «Журавль и цапля», «Упражнение в проверке безударных гласных в корне»

Описание материала: Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведению устного народного творчества «Журавль и цапля» по теме  «Упражнение в проверке безударных гласных в корнеслова». Направлен на развитие творческих способностей учащихся. Разнообразные задания, используемые на уроке, стимулируют интерес к предмету, развивают мышление учащихся. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов по УМК «21 век».

Класс 2

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием, особенностями её построения (композицией), повторить орфограмму правописание безударных гласных в корне слова.

Задачи:

Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки;

формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы;

формирование умений грамотного письма;

Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, образного мышления,

Воспитательные: воспитание любви к родной природе;

Планируемые результаты:

Предметные: понимать значение присказки в структуре сказки; замечать эмоционально – оценочные слова, ярко характеризующие героя, его поступки;определять отношение к нему окружающих персонажей и автора.

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимать литературные произведения; формулировать ответы на вопросы; строить рассуждения; осуществлять сравнение сказок и их героев;

регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли.

Личностные: выражать этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа поступков героев.

Оборудование: раздаточный материал к уроку русского языка 2 класс, презентация с изображением журавля и цапли; текст русской народной сказки «Журавль и цапля»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

— Какое произведение мы читали на прошлом уроке литературного чтения?

-Что можете о нем рассказать?

-Кто автор? К какому жанру отнесёте?

-Почему К.Ушинский именно так озаглавил сказку?

3. Актуализация знаний. Введение в тему. СЛАЙД №1

— Сегодня на нашем уроке мы изучим 2 темы: одна по русскому языку, другая по литературному чтению.

-Отгадайте загадки и определите тему урока литературного чтения:

1)Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.(журавль)

2)Целый день она в работе,

Ловит лягушат в болоте.

На ходулях, клюв как сабля,

Кто, скажите, это?….(цапля)

-О ком будет наше следующее произведение?

-Какие задачи ставим перед собой на уроке литературного чтения?

Что хотели бы узнать на уроке?СЛАЙД№3 (с целями)

(Учитель открывает картинки с изображением журавля и цапли)

4. Тема урока. Сегодня в процессе совместной работы мы выясним, особенности построения сказки «Журавль и цапля». Кроме этого, вторую часть урока мы будем заниматься русским языком.Тему вы тоже определите сами.

5.Работа по теме урока.Слайд№4,5

— Посмотрите внимательно, есть общее у этих животных? (Да: это птицы. Внешние сходства: длинный клюв, длинные ноги. Питаются лягушками и мелкой рыбой, живут на болоте)

1)Ребята приготовили сообщения об этих птицах:Слайд№4,5

-Какой это текст: научный или художественное произведение?

-Как вы думаете, а в сказке повторятся научные сведения о журавле и цапле?

2). Прогнозирование.

-Посмотрите на иллюстрацию. О чём будет содержание сказки?

Вспомним, на какие 3 вида делятся сказки? ( Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Кроме этого все 3 вида могут быть авторскими или народными)

К какому виду отнесём сказку «Журавль и цапля»? (Русская народная сказка о животных)СЛАЙД№6

3) Словарная работа. В сказке вам встретятся редко употребляемые слова. Объясните их:

Ноги долги – длинные ноги; СЛАЙД №7

худо летать – плохо летать;

долговязый – высокий;

несолоно хлебавши – остаться ни с чем;

раздумалась – передумала.

4) Первичное слушание сказки.(АУДООЗАПИСЬ) Вам понравилась сказка?

5) Повторное чтение: (по цепочке, выборочное).

6) Проверка восприятия. Как поняли содержания сказки?

— Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

-Согласилась ли цапля выйти замуж за журавля? Почему?

-Какими словами отказалась она выходить за журавля замуж?

— Сколько раз сватался он к цапле? (2)

— Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могли договориться)

7) Работа в группе. Найдите ответы на вопросы и запишите каждый на своей карточке.слайд№8

1) Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

6. А теперь вернемся к композиции сказки.Уточним: что такое композиция художественного произведения?

— Как строится сказка? ( Начинается с зачина, заканчивается концовкой, в сказках троекратные повторы) СЛАЙД№9

— Чем необычно начало сказки «Журавль и цапля»? (Начинается с присказки). СЛАЙД№10

— Что такое присказка? (это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы).СЛАЙД№11

— Зачем нужна присказка? ( привлекает внимание к сказочным событиям. Каким образом?). СЛАЙД№12

— Прочитайте присказку. Помните: присказка читается по особенному.

— Какие слова повторяются?

— Прочитайте зачин сказки.

— Прочитайте концовку сказки.

7. Постановка учебной задачи к уроку русского языка. Проанализируйте пропуски в словах присказки. Какую орфограмму будем повторять на уроке русского языка:СЛАЙД№13

Л_телас_ва — в_сёлаяг_л_ва.

Вот она л_тела, л_тела и села, да хв_стомпов_ртела, да по ст_р_нампосм_трела и опять пол_тела…

Как проверить безударный гласный в корне слова?

9. ФИЗМИНУТКА. Встаньте. Задвиньте стулья. Найдите партнёра ниже себя ростом. Расскажите ему правило. Вернитесь на свои места.

10. Индивидуальная практическая работа.

1) Работа по проверке безударных гласных.

Запишите сначала однокоренные слова, а затем все остальные слова, в которых пропущены буквы, вместе с проверочными словами: СЛАЙД№14

Летела – лёт, сова – совы, весёлая – весело, голова – головы, головушка, повертела – вертит, сторонам – стороны, сторонка, посмотрела – смотр, полетела – лёт СЛАЙД№16

Вывод: чтобы проверить безударный гласный в корнеслова нужно изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук был под ударением.СЛАЙД№15

2)Работа в парах.

Какими изображены в сказке журавль и цапля? Как автор, русский народ относится к своим героям? Используйте слова на доске. (Упрямый, умный, смешной, несговорчивый, гордец, капризный, добрый, придирчивый, заботливый, нерешительный, хвастливый, честный)

Работаем в парах. В конверте возьмите карточки с соответствующими словами, подчеркните слова, которые характеризуют журавля и цаплю. Подумайте, на какой вопрос отвечают эти слова? Какой частью речи являются?Добавьте по 1 слову, чтобы охарактеризовать журавля, цаплю)

-Выпишите слово,которое употребляется очень редко

(Гордец , гордячка) Разберите по составу. Запишите родственные слова, Какое слово проверочное?СЛАЙД №17,18

— Опишите героев сказки.

Журавля, цаплю.

ВЫВОД:(Журавль и цапля очень похожи.Оба нерешительны, не могут договориться, глупо себя ведут) Слайд№19

Подводим итог нашей работе. — Прочитайте концовку сказки.

— Как можно исправить ситуацию?

— Только ли о женитьбе эта сказка?

— Расскажите, как следует поступать, чтобы не обижать друг друга? Жить и работать сообща?

— Чему учит нас эта сказка?

РАБОТА В ПАРАХ:В каждом произведении фольклора содержится народная мудрость. Возьмите в конвертах разрезанные карточки, составьте из них пословицы.СЛАЙД № 20

1.Дружба заботой и подмогой крепка.

2.Вместе тесно, а врозь – скучно.

3. С тем не ужиться, кто любит браниться.

4.Есть согласие, есть и счастье.

5.Не мил свет, коли друга нет.

— Подходит ли ваша пословица к содержанию сказки? Докажите. Запишите ту пословицу, которая наиболее соответствует содержанию сказки.

12. Подведём итог урока. Могла ли эта история приключиться с людьми?

(Люди часто не могут договориться, не умеют решать проблемы)

— Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку? (Надо учиться общаться друг с другом, договариваться.)

13.Рефлексия. Оцените работу своей пары по принципу «Светофор»

Зелёный круг – «У меня всё получалось».

Жёлтый круг – «Уменя были ошибки»

Красный круг – « Мне было трудно»

14. Домашнее задание. Расскажите историю от имени цапли или журавля. Прочитайте африканскую сказку «О том, как лиса обманула гиену». Выпишите 5 слов с безударнойгласнойв корне. Запишите проверочные слова.

  • Композиция сказки гуси лебеди
  • Композиция сказки городок в табакерке одоевский
  • Композиция сказки василиса прекрасная
  • Композиция сказки были кладовая солнца
  • Композиция сказки бременские музыканты