Композиция волшебной сказки царевна лягушка 5 класс таблица

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.

Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;

развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже

опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы

вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные

сказочные предметы и сказочные персонажи. Какие волшебные предметы встречаются в

русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?

Вспомните, ребята, о чём шла речь на прошлом уроке. Какие виды сказок вы знаете? Что вы

запомнили об особенностях жанра волшебной сказки?

Назовите элементы композиции волшебной сказки

  1. Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения». (Распечатки с планом имеются на каждой парте).

Примерный план анализа художественного произведения
1. Определить жанр произведения.
2. Выявить композицию.
3. Элементы сюжета.
4. Система образов.
5. Особенности языка.
6. Основные проблемы.
7. Позиция автора.

  1. Определение жанра произведения

По каким признакам можно отнести прочитанную сказку к волшебным сказкам?

  1. Композиция сказки. Аналитическая беседа по вопросам:
    — Уточните жанр сказки «Царевна – лягушка». К какому виду сказок она относится? Ответ обосновать.
    — Какие части можно выделить в композиции этой сказки?
    — Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.
    — А что представляет собой основная часть сказки? (Рассказ о событиях, происходящих с героями).

— Назовите элементы композиции волшебной сказки в прочитанном произведении

  1. Составление плана сказки и запись в тетради.
    Примерный план

  1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.

  2. Сватовство старших братьев.

  3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.

  4. Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.

  1. Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.

  2. Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.

  3. Василиса Премудрая на пиру у царя.

  4. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.

  5. Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».

  1. Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.

  2. Иван-царевич у Бабы-яги.

  3. Иван-царевич у Кощеева дуба.

  4. Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.

  1. Характеристика системы образов сказки.

Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.
Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов.

  • Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?

  • Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

  • Какие черты характера присущи этому герою?

  • Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?

  • Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?

  • О чем говорит прозвище Василисы?

  • Как изображены отрицательные герои? Кто они?

  • Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?

  • Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?

Выводы.
Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет мило­сердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.
Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».
Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

  1. Работа с распечаткой «Особенности языка волшебной сказки»
    — приём троекратного повторения (его роль);
    — устойчивые сказочные обороты;
    — постоянные эпитеты;
    — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    — гипербола (её роль в сказке);
    — обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).
    Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. 

  2. Реальность и вымысел в волшебной сказке

Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?

  • Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?

  • Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?

Комментарии учителя
Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.
Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы — клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.
Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фан­тазии, носит древние мифологические черты.

  1. Подведение итогов урока

В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.

  1. Домашнее задание

3

Презентация

2 слайд

Цели:

— выявление
основной идеи сказки;

— формирование
навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения,
чтения по ролям и художественного пересказа;

— воспитание интереса
к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о
подлинных ценностях.

 Ход
урока

Организационный
момент. Вступительное слово учителя.

 3 слайд

Проверка
домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):

— Что такое
сказка?

— Для чего
нужны чудеса в сказках?

— Какие виды
сказок нам известны?

— Расскажите
об особом построении сказок.

— Что такое
эпитет, гипербола?

— Какие
обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам
известны?

— Назовите
любимых героев русских сказок.

 4 слайд

Анализ сказки.

Лексическая работа.

Объясните
значение слов: лытать, пытать,
кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать — уклоняться от дела, бегать
работы

Пытать – (устаревшее значение слова)
проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный,
трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться
чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым
при отправлении куда-нибудь

 5 слайд

— О чем эта
сказка? Назовите ее героев.

 — Кто из
героев понравился вам больше всего и почему?

 — Что вы
знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных
персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым.
Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное
действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских
народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь
морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский
образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

 6 слайд

— Почему
героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Индивидуальное сообщение ученика.

Согласно
поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия,
плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве
она символизирует и положительные качества (связь с плодородием,
производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром,
болезнью, смертью).

Чудо, которое
творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной
традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей
в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление,
воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

— К какому
виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?

 7 слайд

Заполнение таблицы, план сказки

— Какие пункты
плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации,
развязке?

Композиция
волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Сватовство, приказы царя

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в
окно»

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с
медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей
силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич убивает Кащея

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной

8 слайд

Беседа по вопросам

— Почему царь
избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?

У всякой
сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было.
Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

 — Где нашли
невест старшие братья?

 — Почему Иван-царевич
вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

 — Почему
братья смеются над Иваном-царевичем?

 — Почему царь
не стал противиться этому браку?

 9 слайд

Выразительное чтение эпизода сказки

— Эпизод
«Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу  и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в
большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?

10 слайд

— Когда в
сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется
тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как
мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и
ценность человека.

 — Что
напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку
пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где
кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры
идут, где кольнет третий – птицы летят»?

Эти строки
звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая
последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для
русского народа и его быта.

 — Как
оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы
других невесток?

Этим
преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет
царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки
над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается
достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.

 — В чем
истинная красота героини сказки?

 — Как царевич
оценивает работу Василисы?

В первом
случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни
вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и  царевич ахнул. Здесь отмечается не только
мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

 11 слайд

Выразительное чтение эпизода сказки

Эпизод от слов
«Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала
она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»

 12 слайд

— Почему царь
трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в
сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с
наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его
приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство
героини.

Также стоит
отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие,
помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон
трижды и т.д.

 13, 14  слайды

Обращение к репродукциям картин
В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

— Какой вы
представляли героиню?

— Кому из
художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

 15 слайд

— Почему
Иван-царевич сжег лягушачью кожу?

Расстроенный
насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой
для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого
начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему
попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать
насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил,
что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется,
выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены,
огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души
пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту.

 — Достоин ли
Иван-царевич Василисы Премудрой?

Герой убежден,
что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление
сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину
перед женой, которой он еще не достоин.

 16 слайд

— Как Василиса
Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?

— Почему
Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

— О чем
свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба
сглодал…»?

— Что
рассказал Ивану-царевичу старичок?

 17 слайд

Кащей
Бессмертный.

Индивидуальное сообщение ученика.

Кащей
Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на
волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.
Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и
скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.

 18 слайд

— Кто
подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем? Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный».

 19 слайд

Баба Яга

Индивидуальное сообщение ученика.

Баба Яга –
персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой,
ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом
из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот,
являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня,
но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

 20 слайд

— Почему
только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

Кащей
Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он –
воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки
равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен.
Его смерть хранится в яйце. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец его жизни.
Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливостью. Поэтому бессмертного
Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем,
люди прекращал жизнь этого существа надежным и простым способом: зло
раздавливалось в зародыше.

 — Ребята, так
о чем сказка «Царевна-лягушка»?

Сказка говорит
о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности
и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств
человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает
также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.

 — Почему
сказка называется «Царевна-лягушка»?

В образе
лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной,
трудолюбивой, способной  победить силы
зла, сотворить новый счастливый  и
справедливый мир.

 21 слайд

Домашнее задание

Прочитать
сказку «Чего на свете не бывает».

Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.

Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»

  1. Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.

Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.

2)

3) Композиция

Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.

Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.

Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.

Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.

4)  Художественное время и пространство сказки – смешанное

Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.

Типы героев:

Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.

Иван-царевич- смелый, добрый

5) Язык сказки:

Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?

6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

logo

  • Составьте композицию схему сказки царевна-лягушка

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kaylynnmonroe640

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    10 секунд назад

    РЕБЯТ созрел вопрос только кратко!!!!!!Чем отличается Шаньга от Расстегаи????

  • matematika
    Математика

    8 минут назад

    Вычислите значение функции

  • himiya
    Химия

    10 минут назад

    Чем отличается белый и черный фосфор

  • algebra
    Алгебра

    10 минут назад

    Решите уравнение (алгебра)

  • informatika
    Информатика

    14 минут назад

    Информатика паскаль помогите пж

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    8 минут назад

    Вычислите значение функции

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20519

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

«школа № 116 города донецка»

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Народная мораль в характере и поступках героев.

Образ невесты-волшебницы»

Подготовила:

учитель украинского языка и литературы

МОУ «Школа №116 г.Донецка»

Сташевская И.Е.

г.Донецк

Цели:  

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

 Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды народных сказок вам известны?

— Расскажите о построении сказок.

— Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

— Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

— Назовите любимых героев русских народных сказок.

— Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? Почему?

— К какому виду сказок она относится?

— Назовите  героев сказки. 

 — Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

 — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

2. Индивидуальные сообщения учеников.

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

3. Задание «Исправь ошибки».

Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

2. Иван-царевич и «старый старичок».

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

Помоги ученику исправить ошибки.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать — уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

1. Проблемный вопрос «Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»

Индивидуальное сообщение ученика.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

Притча.

«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!»

-Почему второй лягушке удалось выжить?

У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

 — Где нашли невест старшие братья?

 — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).

— Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

2.Первое испытание «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ».

— Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

-Зачитайте описание того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…»

— Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

— Как  называет  народ  Василису  в  тот  момент,  когда  она  трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

— Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?

— Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

— Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

— У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.

3.Второе испытание. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».

Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

-Произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер (изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие  новые  черты  характера  героини  вы  разглядели  в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

— Что означают слова царя: « А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»   

— Какую из невесток характеризует пословица «Красна пава перьем, а жена  уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава?   (самка павлина)

— А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках. 

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).

4.Третье испытание. «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ».

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

— Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

— С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

5. Литература и изобразительное искусство.

  -Рассмотрите репродукции картины В. Васнецова «Пир»  и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

— Какой вы представляли героиню?

— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

присказка

За тридевять земель, в тридесятом государстве

зачин

Жил-был

концовка

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

— Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

— Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

— Как поступил Иван?(Своевольно)

Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

— Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).

— Почему звери помогали Ивану-царевичу?    (Он их пожалел, и они его пожалели)    

— Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

— Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят».

3. Тестирование.

1) Сказка «Царевна-лягушка»:

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» —  Я — молодец, у меня все получилось …

«4» —  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» —  У меня сегодня не получилось, потому что…

  • Композиция волшебной сказки и ее роль в выражении идейного содержания
  • Композиция сочинение рассуждение примеры
  • Композиционные части сказки спящая красавица
  • Композиция сказок 5 класс
  • Композиционные части сказки гвоздь из родного дома