Композитор написавший 15 опер на сюжеты сказок это

Снегурочка, Ночь перед Рождеством, Садко, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок, все это бессмертные произведения великого Русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Николай  Андреевич Римский-Корсаков —  композитор-сказочник:  большая  часть  творчества  написана  на  сказочный  сюжет — оперы «Сказка  о  царе  Салтане», «Снегурочка», «Садко»,  «Кащей Бессмертный», «Золотой  петушок», «Майская ночь» и др. — в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это  не удивительно:  с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге.  По окончании  Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее  кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее—  А. П. Бородин.

Общение Римского-Корсакова   с Балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова.  Слева около здания Консерватории —  на Театральной  площади — есть памятник Римскому-Корсакову.

Ещё одним памятным  местом Петербурга является  музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова  на Загородном проспекте.   Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков. Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят «Корсаковские среды» с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.

В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском  рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть «Корсаковскими средами».

Сказка — один из самых притягательных жанров для русских композиторов. Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил Пушкин, — «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы-сказки имели сказочно счастливую судьбу из-за намеков, из-за неожиданных музыкальных решений. Как бы то ни было, современный слушатель имеет возможность выбрать оперу-сказку на свой вкус.

МИХАИЛ ГЛИНКА, «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (1842)

Постановка Мариинского театра, в партии Людмилы — Анна Нетребко

Опера Глинки «Руслан и Людмила» вызвала в русском обществе яростные споры. Одни называли ее неудачей композитора, другие — «роскошным цветком». На премьере в Петербурге императорская семья покинула театр, не дождавшись конца спектакля. После занавеса недовольное шиканье заглушило аплодисменты. 

Глинка понимал, что его новой опере не хватает «драматического движения», но он был готов сражаться за саму музыку. 

Пушкин говорил Глинке, что он хотел бы многое изменить в поэме «Руслан и Людмила». Композитор сокрушался, что ранняя смерть помешала поэту сделать это. 

Сочинить оперу на пушкинский сюжет предложил Глинке драматург Александр Шаховской. Либретто создавалось целой командой авторов, имевших разный литературный опыт, разные представления об опере. Среди либреттистов — драматург Константин Бахтурин, чьи пьесы шли в Александринском театре, известный поэт и давний друг композитора Нестор Кукольник.

В опере Глинки мастерски соединены самые разные темы: это и воспевание любви, и прославление героизма витязя Руслана, и любование колоритными восточными образами. Конечно, сказка была бы невозможна без появления таинственных существ — забавных и страшных, без вмешательства волшебников в жизнь «обычных» героев.

Но самым главным в опере «Руслан и Людмила» становится, по убеждению известного критика Германа Лароша, «глубокое благоговение пред нашею поэтическою стариной».

Именно это чувство увлекло постепенно и композитора Римского-Корсакова, когда он работал над своей «Снегурочкой».


 

НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «СНЕГУРОЧКА» (1881)

Фрагмент оперы «Снегурочка» в постановке Большого театра

Эту оперу Николай Андреевич мог бы и не написать. Когда он впервые прочитал пьесу Островского «Снегурочка», она ему не понравилась: царство берендеев показалось композитору «странным».

Берендеи — добрый мифический народ, любящий своего царя Берендея и поклоняющийся солнечному божеству Яриле. Несмотря на свою «мифичность», в стихотворной сказке Островского берендеи очень похожи на обитателей обычной русской деревеньки. Хотя и фантастического в этой пьесе — предостаточно.

Перечитав «весеннюю сказку» спустя несколько лет, композитор, по его признанию, «точно прозрел»: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем».

Над оперой он работал в живописном местечке — имении Стелёво, южнее Петербурга. Всё вокруг словно сошло со страниц «весенней» пьесы Островского. 

Премьера оперы «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года в Петербурге. Критика, как водится, привередничала. Римского-Корсакова обвиняли в бедности фантазии: ведь он, утверждали некоторые, использовал в опере бездну народных тем. Композитор невозмутимо спрашивал, какие именно народные песни звучат в его опере. Но никто из авторитетных критиков ему не ответил. Публика реагировала по-своему: она вызывала Римского-Корсакова на поклоны, а по ходу спектакля требовала повторений особо понравившихся номеров.

Еще в 1873 году к постановке «весенней сказки» Островского несколько музыкальных номеров написал Чайковский. Это не единственный случай творческого пересечения двух русских композиторов. Важно, что Чайковский и Римский-Корсаков всегда относились друг к другу с уважением.

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ, «ЧЕРЕВИЧКИ» (1885) 

Максим Михайлов в роли Чуба. Постановка 1944 года

В историю оперы Чайковского словно вмешалась та самая метель, которая замела все дороги в повести-сказке Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Весной 1875 года Чайковский пишет брату Анатолию: «Все мои помыслы обращены теперь на мое любезное детище, милого «Вакулу». Именно так, «Кузнец Вакула», называлась сначала рождественская опера композитора. 

Эта партитура создавалась Чайковским, что называется, «по поводу». В мае 1973 года Императорским русским музыкальным обществом был объявлен конкурс на лучшую оперу по гоголевской «Ночи перед Рождеством» (либретто Якова Полонского). «Вакула» Чайковского стал победителем конкурса, и в качестве приза его автор получил возможность поставить оперу на сцене Мариинского театра.

Увы, премьеру, состоявшуюся 2 декабря 1876 года, композитор назвал «торжественным провалом». Чайковский был очень расстроен, но причины неудачи он находил в самой музыке. Он писал композитору и пианисту Сергею Танееву: «Стиль «Вакулы» совсем не оперный: нет ширины и размаха»

В феврале 1885 года Чайковский взялся за редакцию оперы. Перебрав разные варианты названия (включая «Царицыны башмачки»), он остановился на «Черевичках». Композитор сделал оркестровую ткань более прозрачной, добавил несколько новых музыкальных номеров. 

На этот раз опера готовилась к постановке в Москве, в Большом театре. За дирижерский пульт встал сам Чайковский. Преодолевая страшное волнение, он мастерски проводит репетиции. На премьере 19 января 1887 года его ждали овации. Публика приветствовала Чайковского-композитора и Чайковского-дирижера. 

Под очарование рождественской повести Гоголя попал и Римский-Корсаков. Однако он не хотел вступать в состязание с «Черевичками». После смерти Чайковского Римский-Корсаков все же решился создать свою версию «Ночи». Композитор и дирижер Николай Черепнин, сравнивая две эти оперы, говорил: «Все колдовские и таинственные места вышли у него [Римского-Корсакова] лучше, но лирическая часть у Чайковского теплее».


 

Дуэт Вакулы и Оксаны из оперы «Черевички» 

НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» (1908) 
 

«Золотой петушок» в постановке Большого театра. Ария Шамаханской царицы. Исполняет Светлана Стрезева

Из 15 опер композитора почти половину можно назвать сказками. В них всё по-пушкински: есть и намек, и урок. Но больше всего намеков и уроков в последней опере Римского-Корсакова — «Золотой петушок». По трагическому стечению обстоятельств композитору не довелось увидеть ее на сцене. Слишком уж затянулась борьба с цензурой. Возможно, именно это и сократило жизнь Николая Андреевича. 

Премьера оперы (или, как уточнил композитор, «небылицы в лицах») состоялась в сентябре 1909 года, в театре Сергея Зимина в Москве. Чуть позже опального «Петушка» допустили и на императорскую сцену: в ноябре того же года оперу поставили в Большом театре.

В «Золотом петушке» всегда замечали в первую очередь политические намеки. А вот удивительные музыкальные и драматургические находки композитора до сих пор не всем постановщикам по зубам. Досталось от великого сказочника Римского-Корсакова и вокалистам. Только певица, готовая к выполнению рискованных вокальных трюков, достойна называться Шемаханской царицей. Партия Звездочета — и вовсе эксклюзив: она написана для тенора-альтино. Этот высокий мужской голос встречается крайне редко. Он способен восхитить публику необычным тембром и особым звучанием верхних нот. Яркий пример тенора-альтино из современной музыкальной истории — Александр Градский. Он, кстати, с блеском исполнял партию Звездочета.

Известно, что Римский-Корсаков настороженно относился к новшествам в музыкальном языке. Однако Сергей Прокофьев, один из самых отчаянных композиторов-новаторов ХХ века, обнаружил в «Золотом петушке» немало совершенно новых гармоний.

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ, «ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ» (1919) 

«Любовь к трем апельсинам» в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац

Оперный Звездочет, произнеся во введении к «Золотому петушку» свои пророческие слова, проваливается в люк. В опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци театральный люк задействован очень активно: из него персонажи эффектно появляются и с шиком в нем исчезают.

В 1918 году молодой Сергей Прокофьев уезжает из России. Начинаются его американо-европейские странствия. Они совсем не были похожи на путешествия Принца — героя его оперы «Любовь к трем апельсинам». Тот, по воле ведьмы Фаты Морганы, скитался по свету в поисках апельсинов. В критических ситуациях ему на помощь приходил добрый маг Челий. Прокофьев путешествовал по своей воле: он искал творческой свободы и признания, но знакомого мага у него не было.

Первым значимым событием в зарубежных странствиях композитора становится как раз постановка оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго в 1921 году. Прокофьев писал о ней так: «Чикагцы и горды, и смущены, что они дают «модернистскую премьеру». Но гораздо большее впечатление на композитора произвело сценическое воплощение оперы в Ленинграде, в бывшей Мариинке (1926). Режиссер-постановщик спектакля Сергей Радлов, впечатленный, в свою очередь, талантом Прокофьева, назвал его музыку «почти физическим вкачиванием бодрости в человеческую кровь». 

Рецепт прокофьевского витаминного коктейля очень прост: к знакомым сказочным персонажам (принцу, принцессе, волшебникам) добавляется эксцентрика, подхихикивание над традициями, гениальные музыкальные темы. Все это перемешивается и подается без приторного оперного сиропа. 

Автор: Алевтина Бояринцева

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Оперы Римского-Корсакова:

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок
  • Николай Андреевич Римский-Корсаков

    Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.

    Подчёркивая главенствующую роль вокального начала в опере, Римский-Корсаков уделял огромное внимание и оркестру, особенно в многочисленных живописно-изобразительных эпизодах, как чисто инструментальных (вступления к “Ночи перед Рождеством”, “Садко”, “Китежу”, 3 антракта в “Сказке о царе Салтане”), так и вокально-симфонических (фантастические сцены в “Садко”, сцена на горе Триглаве в “Младе”, Шествие в “Золотом петушке”). Композитор симфонизирует оперу, насыщая её сквозным развитием основных интонационно-тематических комплексов. В музыкальных характеристике образов он широко использует лейтмотивы (также лейтгармонии, лейттембры), образующие в поздних операх разветвлённую систему, охватывающую почти весь важнейший тематический материал произведения.

    Первая опера Римского-Корсакова — “Псковитянка” (по исторической драме Л. А. Мея, воскрешающей события времён Ивана Грозного) в наибольшей степени отразила эстетические установки Балакиревского кружка. Обращение к переломному периоду русской истории, широкое развитие народных сцен, их драматически действенная трактовка, психологическая разработка образа Грозного, значительная роль речитатива и декламации, тяготение к свободному сквозному развитию сближают эту оперу с жанром народной музыкально драмы. В то же время в ней сказывается характерная в дальнейшем для Римского-Корсакова повествовательность, спокойная объективность тона, что позволило Асафьеву назвать “Псковитянку” “оперой-летописью”. Новый, специфически корсаковский тип оперы с характерными особенностями драматургии формируется в лирико-комической “Майской ночи” (по Н. В. Гоголю), получает законченное воплощение в “Снегурочке” (по А. Н. Островскому) и сохраняется в последующих произведениях — в “Ночи перед Рождеством” (по Гоголю), отчасти в “Младе”. В этих операх Римский-Корсаков отказывается от острых конфликтов, борьбы сильных человеческих личностей (исключение — “Млада”), напряжённого драматического развития. Его увлекает отстоявшийся в обычаях и ритуальных формах быт людей, тесно слитый с жизнью природы, окрашенный народными поверьями и мифологическими представлениями. В центре внимания не столько само действие, сколько поэтическая атмосфера, в которой оно разворачивается. Широкие обрядовые или игровые сцены на народно-песенной основе (хоровод “Просо”, Троицкая песня, русальные песни в “Майской ночи”; проводы масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу в “Снегурочке”; коло в “Младе”; колядки в “Ночи перед Рождеством”), романтически красочные картины природы, фантастические сцены (ночь на берегу пруда в “Майской ночи”; Пролог, волшебные превращения леса, появление Весны из озера в “Снегурочке”; вступление “Святый вечер” в “Ночи перед Рождеством”) образуют развёрнутый фон, на котором рельефно выступает лирическая линия главных героев. Природа и быт, нереальное и реальное оттеняют друг друга; это подчёркивается и характерным для Римского-Корсакова приёмом сопоставления контрастных женских образов (Панночка и Ганна в “Майской ночи”; Снегурочка и Купава; тень Млады и Войслава).

    Отмеченные тенденции получили развитие в опере “Садко” с её монументальными массовыми сценами (1, 4, 7-я картины), морскими пейзажами (вступление “Окиан-море синее”, 5-я картина), фантастикой подводного царства (6-я картина), параллелизмом женских образов (Волхова—Любава). Контраст реальной (жизнь древнего Новгорода) и фантастической (подводное царство) сфер в этой опере ещё глубже проникает в музыкальный язык. Стремясь подчеркнуть специфику жанра эпической “оперы-былины”, Римский-Корсаков создаёт для бытовых картин “Садко” особый тип речитатива (по словам композитора, “как бы условно-уставный былинный сказ или распев”). Симфонизированные фантастические сцены обособлены стилистически благодаря применению сложных ладов (“гамма Римского-Корсакова”).

    Индивидуальны по своему характеру последующие 3 оперы. Камерные “драматические сцены” “Моцарт и Сальери” (на полный текст “маленькой трагедии” Пушкина) — тонкий психологический этюд. Сложный внутренниц мир героев, особенно Сальери, Римский-Корсаков передаёт с помощью гибкого, интонационно-выразительного речитатива и ариозной декламации, истоки которых — в вокальном стиле “Каменного гостя” Даргомыжского. Опера “Боярыня Вера Шелога” по типу приближается к драматической моноопере. Музыкальное содержание её раскрывается в большой, свободно построенной симфонизированной сцене рассказа Веры. Особое место в оперном творчестве Римского-Корсакова занимает “Царская невеста” (по Мею) с её конфликтной драматургией, напряжённым развитием действия, яркими кульминациями, подчёркнутой ориентацией на классические принципы формообразования. Чёткая расчленённость номерной структуры, главенство вокального начала, обилие арий и развитых, мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета) выделяют “Царскую невесту” среди других опер композитора.

    Столь же разнообразна и группа поздних опер-сказок. В “Сказке о царе Салтане” (по Пушкину) господствует принцип условности, охватывающий как сферу содержания (сюжет, характеристики персонажей), так и приёмы воплощения. Спектакль стилизован в духе народно-театральных представлений, красочного лубка, узорчатого орнамента. Опора на формы народного искусства предстаёт здесь не как средство, а как своего рода цель, художественныя модель, определяющая и стиль произведения, и самый метод творчества (Римский-Корсаков сравнивал его с созданием “рисунка по клеточкам”). Театрально-живописная природа сочинения сказывается также в драматургически значитительной роли изобразительных, блестяще инструментованных симфонических антрактов, каждому из которых предпослан программный поэтический эпиграф из сказки.

    “Золотой петушок” (по Пушкину) развивает во многом аналогичные тенденции, которые подчинены здесь общей сатирической направленности оперы. Задача осмеяния тупости, духовного убожества царя Додона и его окружения решается комплексом приёмов: специфическим отбором народно-песенных тем, их использованием в нарочито несоответствующих сценических ситуациях (например, интонации скоморошьей песни “Шарлатарла из партарлы” в сцене заседания царской думы или мотив “Чижика” в качестве любовной серенады Додона и др.). Интонационной сфере Додонова царства противостоит звуковой мир фантастических персонажей: восточная орнаментика виртуозно-колоратурной партии Шемаханской царицы, мерцающие звучания темы Звездочёта. Значительное место занимают в опере симфонические эпизоды (“Сон Додона”, сказочное Шествие и др.). По богатству и разнообразию оркестровых красок “Золотой петушок” (как и “Сказка о царе Салтане”) — одна из самых блестящих партитур Римского-Корсакова.

    В опере “Кащей бессмертный” (сюжет E. M. Петровского, либретто Римского-Корсакова) господствует однотонный, “тёмный” колорит, связанный с воплощением сил зла. При внешнем несходстве образов немощного злобного старца Кащея и жестокой, но обольстительно-прекрасной Кащеевны их музыкальные характеристики во многом родственны. Общий сумрачно-зловещий характер произведения определяют холодные тембры низких деревянных духовых, “колючие” звучания засурдиненной меди и струнных sul ponticello, крайне обострённая, “пряная”, изобилующая диссонантными сочетаниями и эллиптическими последованиями гармония, основанная на системе сложных ладов.

    Важнейшие идейные, драматургические и стилевые тенденции оперного творчества Римского-Корсакова во многом обобщает сложная, многоплановая и вместе с тем исключительно цельная концепция “Сказания о невидимом граде Китеже…”. Стержневая для композитора проблема борьбы добра и зла, преломлённая сквозь призму поэтической легенды и религиозно-христианских представлений, даётся здесь в двух аспектах — народно-патриотическом и этическом (нравственно-философском). Первый из них связан с темой нашествия татарских орд на Русь, второй раскрывается в противопоставлении полярных мироощущений, жизненных философий, носители которых — центральные персонажи: чистая сердцем, устремлённая к свету и радости дева Феврония и горький пьяница, предатель Гришка Кутерьма. Драматургическая многослойность оперы ведёт к сочетанию и взаимодействию эпического, драматического и лирического принципов воплощения в рамках эпико-повествовательной в своей основе жанра с к а з а н и я. Она выявляется в разнообразии массовых сцен — жанрово-бытовых (в Малом Китеже), драматически-конфликтных, действенных (нашествие татар), ораториально-статических (в Великом Китеже, в невидимом граде), в различных решениях образов — эпически обобщённом (Князь Юрий, Поярок, Всеволод), драматическо-психологически углублённом (Гришка Кутерьма), лирическом (Феврония). Симфонизированная музыкальная драматургия “Сказания” опирается на последовательное сквозное развитие важнейших интонационно-тематических комплексов, связанных с основными идеями оперы. Узлами этого развития становятся симфонические или вокально-симфонические эпизоды: вступление “Похвала пустыне”, монологи Февронии (в 1-м и 4-м актах), антракты “Сеча при Керженце” и “Хождение в невидимый град”.

    О. Б. Степанов

    Творчество Римского-Корсакова »
    Духовная музыка »
    Симфоническая музыка »
    Вокальная музыка »
    Редактор, педагог, просветитель »

    http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post266175865/

    Томаовсянка

    (2/4) Портрет кисти Валентина Серова

    Портрет кисти Валентина Серова

    Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, связанной с русской природой, картинами народного быта, немаловажна и роль образов Востока. С 1861 года Римский-Корсаков — член балакиревской группы “Могучая кучка”, Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.  

    Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 года в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость — ему шел двадцать восьмой год — он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко» и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка».
    Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

    Музыкальному творчеству Римского-Корсакова присущи красочно-изобразительный характер, особая чистота лирики, связанная с миром сказки, с поэзией русской природы, мастерство инструментовки, новаторство в гармонии.

    Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер: “Псковитянка” (1872) — первая его опера, имевшая особенно большой успех у демократической молодежи, “Майская ночь” (1879) и “Ночь перед Рождеством” (1895) — по одноименным произведениям Гоголя, опера-сказка “Снегурочка” (1896, по пьесе А. Н. Островского), опера-былина “Садко” (1896), опера-балет “Млада” (1892), оперы “Царская невеста” (1898), “Сказка о царе Салтане” (1900), “Кащей Бессмертный” (1902), опера-легенда “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (1907, по мотивам русского эпоса), сатира на самодержавие — “Золотой петушок” (1907).

    Римским-Корсаковым созданы выдающиеся симфонические произведения (“Испанское каприччио”, “Шехеразада”), сочинения для оркестра, романсы.

    Римский-Корсаков много выступал как дирижер оперных спектаклей и симфонических оркестров. Им завершен ряд произведений Мусоргского, Бородина, Даргомыжского.

    http://www.hrono.info

    Наследие Римского-Корсакова, художника уникального по «глубине связей с древнейшими пластами народного миросозерцания», «национальному своеобразию не только языка и стиля, но и всей художественно-философской концепции» заслуживает пристального внимания и участливого отношения. Ибо в своем творчестве  исключительно оригинален, неожидан и неповторим.

    Комментарий ily_domenech: В глубоком детстве не могла понять, почему на все эти оперы — сказки приходит в театр огромное количество взрослых и я — четырехлетняя — практически один ребенок в зале, сижу, мамой задвинутая в какую-то ложу, с конфетами и игрушками. Так хотелось выбежать на сцену в » Снегурочке», а » Майскую ночь» я боялась, Мельника было так жалко, вот » Петушку» я тогда не осилила, мама говорила — заснула. Зато теперь, при звуках ЕГО музыки, мой организм отзывается, как настроенный инструмент, на подсознательном уровне. Неужели были времена, когда ОН не звучал? Да не может такого быть! Римский- Корсаков, как Пушкин был всегда. До Чайковского и » могучей кучки» и времен-то не было.

    Презентация на тему «Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова» выполнена учеником 5 А класса МОУ СОШ№4 города Тихвина Вотяковым Максимом  с целью познакомить одноклассников с творчеством любимого композитора, который родился с ними в одном городе и углубиться в тему Николай Андреевич — композитор-сказочник. А также в рамках выполнения личного проекта.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация по музыке на тему: «Сказочные оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова». ученика 5 класса «А» средней школы №4 Вотякова Максима. Учитель музыки Ворошик Наталия Ивановна

    Слайд 2

    Николай Римский-Корсаков композитор-сказочник «Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С.Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» Н.А. Римский-Корсаков Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты . Друзья называли его композитором-сказочником.

    Слайд 3

    Н. А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста». «Псковитянка» «Царская невеста »

    Слайд 4

    Ему, как и Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми картинами, описанием народных обрядов и фантастическими историями. Он выбрал из всех повестей «Майскую ночь» и «Ночь перед рождеством» и написал по ним оперы. « Майская ночь » «Ночь перед рождеством»

    Слайд 5

    Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко», в героико-патриотической опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в волшебной «Сказке о царе Салтане». «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Снегурочка» «Сказке о царе Салтане»

    Слайд 6

    «Снегурочка» Опера (1881) по одноимённой сказке Александра Островского (1873). Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка».В 1881 году опера была завершена.

    Слайд 7

    Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». 1885. Берендейки. Костюмы Виктора Васнецова к опере

    Слайд 8

    Римский-Корсаков сказал:»Я вынес убеждение, что «Снегурочка»-это мое лучшее произведение»

    Слайд 9

    «Сказка о царе Салтане» Опера в четырёх действиях с прологом (семи сценах) Николая Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Елена Цветкова в роли Милитрисы (1900 год)

    Слайд 10

    « Садко » Опера в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Фёдор Шаляпин в роли варяжского гостя, 1897 год

    Слайд 11

    «Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора. Опера была написана в 1901—1902 годах. Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918)

    Слайд 12

    «Золотой петушок» Последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А.С.Пушкина.

    Слайд 13

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Воплощение
    сказочных образов в творчестве Н. А. Римского – Корсакова

    Мой род –
    это сказка, былина и непременно русские

    Н.А.
    Римский-Корсаков

    Николай
    Андреевич Римский-Корсаков – одна из крупнейших фигур в русской музыкальной
    культуре.
    Личность, поражавшая удивительной
    творческой энергией и своих современников и нас, живущих почти два века спустя.
    Николай Андреевич Римский –
    Корсаков годы жизни (
    1844 – 1908 гг.). родился в Тихвине
    Новгородской губернии. Отец его  — бывший губернатор, мать – дочь крепостной
    крестьянки
    . Николай Андреевич  Римский – Корсаков
    был композитором – мыслителем, создавшим в своих произведениях картину мира,
    устроенного по законам порядка, гармонии и красоты,
    педагогом, музыкально-общественным
    деятелем, дирижёром, выпускником петербургского Морского корпуса, членом
    Балакиревского кружка «Могучая кучка».
    Личность Н.А.
    Римского-Корсакова поражает всех своей многогранностью. Наи
    более ярко в
    творчестве Н.А.
    Римского-Корсакова
    воплощены

    сказочные образы

    Сказка… Ее образы
    сопутствуют человеку с раннего детства, создавая основы для развития
    воображения и фантазии. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент:
    именно в ней ребенок учится различать добро и зло, ему открывается
    справедливость, милосердие и жестокость, коварство. Причудливый мир сказки
    привлекал многих композиторов, но величайшим сказочником среди них по
    праву называют Николая Андреевича Римского-Корсакова. Языком сказки этот
    музыкант рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства,
    нарисовал ярчайшие, красочные картины природы Нерасторжима связь композитора с
    фольклорной традицией, народным преданием, в котором обязательно побеждает
    добро, с народной песней. 
    В
    произведениях композитора, а э
    то и симфоническая сюита
    «Шахеразада» по сказкам «1001 ночь», и его знаменитые оперы
    — сказки» Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой
    петушок». Им написаны 15 опер, из них 9 на сказочные сюжеты.
    перед нами предстает целая галерея сказочных
    персонажей, которые
    олицетворяют ум и художественную одаренность народа,
    его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Таковы Берендей, садко,
    Лель… Композитор покорен поэтической красотой сказок, влюблен в своих героев.
    Он пишет, вспоминая работу над оперой «Снегурочка»: «Не было для меня на свете
    лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка,
    Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем.
    Не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу». В
    сказочном мире Римского-Корсакова люди живут в единении с природой – лесом,
    морем, птицами, цветами. Садко несет свою печаль не людям, а на берег
    Ильмень-озера, где и находит понимание и помощь. Рыбки, превращаясь в золотые
    слитки, дают возможность гусляру снарядить торговый флот. Кусты и деревья
    кланяются Снегурочке, уходящей к людям, а цветы в венке, подаренном Весной,
    дарят ей возможность любить. Природа живая, она дышит, она звучит. И композитор
    слышит это дыхание, видит в ней живое существо. «Какой-нибудь корявый сук или
    пень, заросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» —
    заповедным лесом; голая Копытецкая горка – Ярилиной горой; тройное эхо,
    слышимое с балкона, — как бы голосами леших или других чудовищ», — вспоминал
    Римский-Корсаков в автобиографическом труде «Летопись о моей жизни». Не
    случайно им созданы такие яркие, зримые образы моря, леса, их обитателей.

    Вот перед нами
    Окиян-море неторопливо
    катит свои волны в опере «Садко» (музыка),
    а это стайка озябших птиц в зимнем лесу щебечет и танцует, чтобы согреться в
    опере «Снегурочка».  (музыка) А это летит царевич Гвидон,
    превратившийся в шмеля. Послушаем «Полет шмеля» — симфонический фрагмент из
    оперы «Сказка о царе Салтане». Гудение насекомого композитор передает темой
    вращательного характера, порученной виолончели (музыка)

    Неистощима
    музыкальная фантазия композитора. Волшебный мир он раскрывает перед нами при
    помощи богатейшей палитры оркестровых красок. Вторая картина «Садко»: тихая
    ночь над Ильмень-озером. Тремоло струнных, скользящий вверх-вниз пассаж арфы –
    легкий ветерок пролетел над озером, всколыхнул его… А мы, слушатели, уже ждем
    чудес — и чудеса начинаются. Плывет по озеру стая белых лебедей, их клекот
    передается аккордами флейт с форшлагами, и вот, на глазах у изумленного садко
    они оборачиваются прекрасными девушками. Это превращение совершается на фоне
    быстро, как волны, перекатывающихся аккордов струнных и пассажей арфы. («Чудо
    чудное, диво дивное») (музыка

    В сказочном мире
    Римского-Корсакова особое место занимают пленительные женские образы. Это само
    воплощение непреходящей красоты, идеала, к которому стремится композитор.
    Героини эти неотделимы от природы, их породившей. Вот нежная и трогательная
    Снегурочка, дочь Весны и Мороза выходит из леса к людям, привлеченная их
    песнями. Такой ее увидел художник В.М. Васнецов.

    Снегурочка
    меняется на протяжении оперы, меняется и ее музыкальная речь. Вначале – это
    шаловливое и беззаботное дитя. Звучание флейты придает теме Снегурочки легкий,
    игривый и в то же время холодновато – прозрачный характер, а в конце произведения
    — это любящая женщина, в сцене таяния полна искреннего и задушевного чувства:
    «Люблю и таю от сладких чувств любви».  (музыка)

    Преображается и
    героиня оперы «Садко» — царевна Волхова. Ее первое появление сопровождается
    причудливыми вокализами на фоне переливов арфы – это призрачное, фантастическое
    существо, рожденное морской стихией. А в заключительной седьмой картине мы
    видим земную женщину, которая поет колыбельную своему любимому. И колыбельная
    эта основана на народно-песенных интонациях: «Сон по бережку ходил, Дрема – по
    лугу». (музыка)

    Чарующе прекрасен
    образ Царевны-Лебедя из оперы «Сказка о царе Салтане». Это образ также меняется
    на протяжении спектакля под влиянием чувства любви. Но если Снегурочка тает, а
    Волхова превращается в реку, то Царевна Лебедь обретает счастье в мире людей.
    Причудлива и прихотлива по рисунку музыкальная характеристика этой героини во
    время встречи с Гвидоном. После превращения Лебеди в Царевну в ее музыкальной
    характеристике появляются новые интонации – теплые, живые, в заключительной
    картине оперы тема царевны звучит широко и привольно. Дуэт Лебеди и Гвидона
    основан на мелодии русской народной песни «На море утушка купалася». Эта тема
    звучит радостно и празднично, передавая счастливое состояние героев». (музыка)

    Сказочный мир в операх
    Римского-Корсакова переплетается с миром реальным, миром людей. А в мире людей
    царит народная музыка во всем многообразии ее жанров. Весело пляшут скоморохи,
    девушки водят хороводы, слышны наигрыши пастухов, ведущих свои стада, звучат
    свадебные, лирические протяжные, обрядовые песни. Пастух Лель и гусляр Садко
    олицетворяют собой народное искусство. Восточные интонации ариозо Мизгиря («На
    теплом, синем море, у острова Гурмыза») и его бесценный жемчуг оставляют
    Снегурочку равнодушной, а бесхитростная песня Леля «Земляничка-ягодка» вызывает
    у нее слезы. Песни простого пастушка дороже для героини самого бесценного
    сокровища. Такова сила народного искусства – оно покоряет силы природы,
    заставляет Снегурочку и Волхову покинуть свои родные стихии.

    В своих произведениях
    Римский-Корсаков использует подлинные народные песни. Так, например, в опере
    «Снегурочка» звучат обрядовая песня «Веселенько тебя встречать, привечать»,
    хороводная «Ай, во поле липенька», плясовая «Купался бобер». Но чаще для
    музыкальных характеристик героев из народа композитор создает свои мелодии
    народного склада. Их инструментовка также соответствует народным традициям.
    Так, песни Леля сопровождает звучание кларнета (пастуший наигрыш). В сцене на
    новгородском пиру оркестр остроумно подражает звучанию скоморошьих инструментов
    – гудкам, дудам,  сопелям. Оставаясь певцом русской национальной культуры,
    композитор, подобно Глинке и Бородину, охотно обращался к образам Востока.
    Восточные мотивы звучат в Песне Индийского гостя («Садко»), в партии Шемаханской
    царицы («Золотой петушок»). Восток привлекал Римского-Корсакова своей
    прихотливой фантастикой, веселой мудростью, цветистой орнаментальной мелодикой.
    По мотивам арабских сказок «1001 ночи» создана им симфоническая сюита
    «Шехеразада». 4 части сюиты – это 4 истории, рассказанные прекрасной и мудрой
    сказочницей. Перед слушателем проходит вереница ярких образов – Синдбад-мореход
    плывет на корабле по бескрайнему морю, царевич, переодетый странствующим
    монахом-календером, повествует о своих фантастических приключениях, весело
    шумит разноголосая толпа на празднике в Багдаде. И все эти картины созданы
    средствами оркестра. Послушает тему Царевича из третьей части сюиты («Царевич и
    царевна»). Это образ юного, нежного, прекрасного юноши, о котором в арабской сказке
    говорится так:

    Подарил
    Сатурн черноту его локонов,

    Яркий
    Марс ему подарил румянец ланит его,

    А
    стрелец бросил с лука век его стрелы метко…

    Образ Царевича,
    наполнен поэзией и очарованием, сладкой негой. Как причудливый восточный узор
    вьется мелодия в сочном звучании скрипок и виолончелей. Это песня любви,
    которую юноша поет своей возлюбленной – Царевне». (музыка)

    Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна,
    картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия. Создавая
    музыкальный образ, композитор одновременно как бы «видел» его. Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова
    составляет его «цветной» гармонический слух — то есть цветовое ощущение
    тональностей и даже отдельных аккордов.

     Звучание часто
    ассоциировалось у него с цветом, краской; слух окрашивал звук в цвета. Не
    случайно сказочный мир композитора привлекал к себе художников. Над оформлением
    оперных спектаклей Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера
    живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и ВВ. Васнецовы. Михаил
    Александрович Врубель – глубоко своеобразный художник – чувствовал и любил
    музыку Римского-Корсакова. Признавая значение Римского-Корсакова для своего
    творчества, он писал композитору: «… я благодаря Вашему доброму влиянию решил
    посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Творчество
    Римского-Корсакова вдохновило Врубеля на картины «Морская царевна» и «Царевна
    Лебедь».  А композитор посвятил ему романс «Сон в летнюю ночь».». (музыка)

    В
    сказочном мире Римского-Корсакова есть место всем – царям, купцам и простому
    люду, скоморохам и лешему, красным девицам и загадочной Шемаханской царице,
    жителям Руси и Востока, обитателям подводного мира и дремучего леса. Но самое
    главное – в этом мире царят Красота и добро, справедливость и любовь. Этот мир
    живет и будет жить долго, потому что создан он великим гуманистом и великим
    композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым на таком фундаменте,
    который нельзя уничтожить – на основе народного искусства!

  • Комплимент в сыворотке как пишется
  • Комплекты тем для итогового сочинения 2022
  • Комплект тем итогового сочинения ис15042021
  • Комплект тем для итогового сочинения 2022
  • Комплект новых кухонь как правильно пишется