Кому из героев рассказа м горького старуха изергиль симпатизирует рассказчик

Образы рассказчиков в

произведениях М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького

(«Герои нашего времени», «Старуха Изергиль».)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Феномен рассказа в рассказе. Глава 2. Особенности построения образа героя-рассказчика в произведениях русской литературы. 2.1. Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

2.2. Особенности образа рассказчика в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2.3. Образ рассказчика в русской литературе.

Заключение

Основные источники информации

Введение

Любое литературное творение – это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Повести Белкина» А.Пушкина; роман М.Лермонтова «Герой нашего времени» – тоже цикл отдельных новелл, объединенных общим героем — Печориным). Любое художественное целое – это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны.

При этом всегда в произведениях появляется герой-рассказчик, который и объединят цикл рассказов-воспоминаний о прошлом. Так как на наш взгляд – это менее изученный вид композиционного построения произведения, для исследовательской работы мы выбрали следующую тему: образы рассказчиков в произведениях М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького («Герои нашего времени», «Старуха Изергиль»).

Актуальность данной работы состоит в том, что мы можем обратить внимание молодого поколения к произведениям XIX века, посредством интересных способов построения произведений, ярких образов героев-рассказчиков.

Объект исследования: композиционный прием «рассказ в рассказе» в русской литературе XIX века. 

Предмет исследования: герои-рассказчики в произведениях М.Горького и М.Ю. Лермонтова. 

Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы проследить, как писатели раскрывали сюжетные особенности произведения через композиционный прием «рассказ в рассказе».

Гипотеза: использование композиционного приема «рассказ в рассказе» в произведения М.Ю. Лермонтова (XIX век) и М. Горького (рубеж XIX – XX веков) акцентирует внимание на особом образе — образе повествователя.

Задачи: 

  1. изучить особенности повествования в произведениях М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького («Герои нашего времени», «Старуха Изергиль»);

  2. проанализировать образы героев-повествователей в произведениях М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького («Герои нашего времени», «Старуха Изергиль»);

  3. сопоставить портретную характеристику героев-повествователей в произведениях М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького («Герои нашего времени», «Старуха Изергиль») по их речи, поступкам, описанию, мнению других персонажей.

Методы исследования: 

  • изучение произведений М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького («Герои нашего времени», «Старуха Изергиль»)

  • анализ и синтез сопоставляемых фактов, приводимых в разных произведениях, 

  • сравнение

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она в дальнейшем может использоваться в процессе консультирования в исследованиях по психологическому портрету в русской и мировой литературе. 

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении произведений М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького на уроках литературы.

Глава 1. Феномен рассказа в рассказе.

Художественная форма «истории внутри истории» обычно ассоциируется
с циклом арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Но эта форма присутствует
во всех культурных традициях, поэтому неудивительно, что она мгновенно
перекочевала и в авторскую прозу. Причем речь здесь идет не только о произведениях, в сюжетах которых рассказчики то и дело передают друг другу эстафету (от «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле и «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова до «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого и «Арабского кошмара» Роберта Ирвина), а вообще о способе, предполагающем отклонение от основной темы,
обусловленное обнаружением внутри придаточной темы еще одной придаточной и так далее. И любопытен здесь не столько сам художественный прием, ставящий целью держать читателя в напряжении (столь вышколенный и опошленный детективно-сериальной индустрией), а то, что сама форма «истории внутри истории» не просто оказалась невероятно притягательной и пережила многие столетия, но фактически легла
в основу человеческой экзистенции [2].

С одной стороны, несомненной особенностью этих обрамленных рассказов
является их повествование о повествовании (метапроза) – это художественная речь, которая, рассказывая о чем бы то ни было, всегда повествует также о языке, о рассказывании, о самой себе. Это саморефлексия, находящая свое воплощение в подмененной реальности, комбинирующей множество историй и смешивающей их настолько сильно, что уже становится невозможным различить момент их перманентных переходов одной в другую. Эти обрамленные истории, если процитировать Джона Барта,
«на сознательном или же неосознанном уровне напоминают нам о следующей
наружной рамке: о художественном тексте наших собственных жизней, которому мы одновременно приходимся и авторами, и действующими лицами и в котором наше чтение «Тысяча и одной ночи», скажем, есть история в нашей истории». [4]

Речь идет о деятельности или процессе, чье развитие оказывается парадоксальным образом обусловлено отклонением и отступлением от его «генеральной» линии.
И здесь открывается еще одна грань этих рассказов в рассказах:
обнаружение их тотальной незавершенности, их подчинения  закону неполноты. Весьма любопытным оказывается этап, на котором эта форма перепроецируется на саму художественную речь, поднимаясь одновременно на ступень философии. Определяя условную точку отсчета для этого литературного вектора, можно обратить внимание на произведения Роберта Вальзера, Франца Кафки, Сэмюэля Беккета. В дальнейшем
же этот прием незавершенного высказывания становится особенностью самых разных по манере письма авторов – от Уильяма Берроуза до Саши Соколова[3].

Так, в романе Вальзера «Разбойник» на каждой странице появляются
несколько сюжетных тем, композиционных линий, мало связанных друг с другом мыслей, которые потенциально могут быть развиты в дальнейшем повествовании, но далеко не все развиваются, и сам принцип последующего обращения к той или иной теме не поддается никакой логике. Рассказчик как будто бросает в воздух целый сонм тезисов и с ловкостью жонглера ожидает, какой из них первым упадёт обратно в его руки, и тогда
уже уделяет ему внимание. Но ловкость эта вполне может обернуться нежеланием жонглера-рассказчика ловить тезис, и тогда он падает к его ногам, терпеливо (и порой небезосновательно) надеясь, что на него все-таки обратят внимание (совсем не так у Жана-Поля Сартра в «Отсрочке» или у Олдоса Хаксли в «Контрапункте», где каждый
переход выверен и не предоставляется случаю). Но, несмотря на усложненность композиции, фактически, мы имеем дело всё с той же формой истории внутри истории – только рассказчик здесь ещё реже утруждает себя формальной обязанностью завершить одно повествование, прежде чем перейти к следующему.

Глава 2. Особенности построения образа героя-рассказчика в произведениях русской литературы. 2.1. Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Ранние произведения М. Горького отличаются большим разнообразием по своей тематике и жанровым особенностям. Многие ранние произведения («Макар Чудра», «Челкаш», «Два босяка», «Песня о соколе» и др.) проникнуты чувством резкого неприятия окружающего мира и страстным устремлением к лучшему будущему.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Он отображает идеал народа, его мечту о прекрасном и героическом[9].

Это произведение имеет стройную композиционную структуру. Рассказ разбивается на три части, включает три новеллы (легенда о Ларре, исповедь старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). Здесь мы видим смешение романтического (легенды) и реалистического (главные герои). В этой философской трилогии автор размышляет над вопросами о жизни и смерти, об одиночестве, об ответственности, о подвигах.

Ещё одной особенностью композиции рассказа является приём ретроспекции. Сначала повествование ведётся от лица рассказчика. Читателю становится известно, где точно происходит его встреча со старухой Изергиль и что он делает в Бессарабии. В экспозиции его устами рисуется таинственная, фантастическая картина: «…по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок… Луна взошла. Её диск был велик и кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи…». Это описание настраивает нас на восприятие чего-то сказочного, красивого и великого. 
    Основу произведения составляют рассказы старухи Изергиль, они подаются в ином ключе, в ином стиле. Образы, созданные в них, контрастны. Они выполняют разные сюжетные функции. Рассказчик молод, любопытен, наблюдателен. Ему интересно всё новое: люди, события. Потому он с большим интересом относится к своей собеседнице Изергиль. Рассказчик является связующим звеном для всех трёх историй. Это сторонний наблюдатель, он более близок к читателю.

На стороне Изергиль седина лет, мудрость. С одной стороны, это «экзотический» образ, фольклорный, она будто сама часть легенд. Но, в то же время, образ старухи рисуется реалистическими красками: у неё «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие потрескавшиеся губы». [6]

Легенды передаются и слушаются реалистическими персонажами в реалистической обстановке. Это как бы сближает легенды с жизнью, подчёркивая тесную связь между романтикой и обычной жизнью. На первый взгляд, жизнь Изергиль пропала даром. Ни дома, ни семьи, ни детей. Вечная погоня за неясным идеалом. Не растратила ли она себя попусту? Эта героиня не знает ни нравственности, ни добропорядочности. Зачем она жила?

Но сама жажда поиска, постоянная неудовлетворённость настоящим – вот в чём гений старухи Изергиль. В реальной жизни она не нашла того, что искала, но прошлое осталось в её сознании как сказка, мечта. Ярче всего её характеризуют слова: «…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам». 
    Когда старуху слушает автор, она, «иссушённая временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень». Её жизнь не была освещена созидательным трудом, не было дела, которое стояло бы выше её. И когда героиня засыпает под лохмотьями на берегу моря, её становится жалко. Жизнь её кажется бессмысленной.

 В рассказе звучит одна из истин: «Человек за всё платит сам». Ларра думает, что, не давая ничего людям, он тем самым сохранит себя, а Данко безоглядно отдаёт себя людям. Хотя те не верят ему, хотят убить. А он, понимая и страстно жалея людей, готов ценою жизни найти для них верную дорогу, осветить их сознание, чтобы они поняли самих себя, свои цели и задачи. Люди должны стать сильными и бесстрашными, должны научиться бороться за себя. [10]

Данко жил полной жизнью. Ларра же сам обрёк себя на абсолютную пустоту. Истина заключается в том, что, не отдавая свои силы, страсть, стремления, не включившись в общую борьбу, не получишь от жизни ничего.

Авторские высказывания об отношении к старухе и к её рассказам усиливают героический пафос произведения: «Я смотрел на неё и думал: сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд».

 В рассказе присутствуют два лица, от которых ведётся повествование: рассказчик, то есть сам автор, дающий оценку старухе Изергиль, и сама старуха, через легенды передающая философские истины.

2.2. Особенности образа рассказчика в произведении

М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

«Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов», — писал Белинский о романе «Герой нашего времени». Это произведение явилось первым русским психологическим романом, так как в нем логика повествования определяется логикой развития характера главного героя, а не хронологией событий.

Рассказчик — герой всех рассказов. В главе «Бэла» он таинственен, будто ведет повествование под псевдонимом. Но тотчас он показан при свидании с Максимом Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Потом у нас в руках журнал Печорина. А в поэтичном рассказе «Тамань» герой становится создателем собственной автобиографии, нагнетая загадочность. Когда же мы переходим к «Княжне Мери», то таинственность несколько рассеивается, хотя впереди еще ждет «Фаталист», который нагнетает чувство горечи, хотя в нем Печорин уже не участник, а лишь рассказчик. [1]

Такое впечатление, что, как писал Белинский, мы имеем дело с картиной, состоящей из «нескольких рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героев».

Новаторство М. Лермонтова при написании романа можно определить своеобразным, диалектическим подходом к «истории души человеческой», который и лег в дальнейшем в основу метода психологического реализма. Надо сказать, что автора не зря сравнивали с Печориным. Он сомневался в справедливости тех социальных форм, по которым жило российское общество. Нападая на современников, он нападал и на себя самого, каким он был, пока шел со всеми по одной дороге. Тут просто необходима цитата из предисловия к роману, так как она предельно современна, что доказывает высокий рейтинг бульварных романов и телесериалов наряду с низким уровнем продаж произведений истинно литературных: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии… Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь место…»

Образ рассказчика меняется, как уже говорилось, не хронологически, а психологически. Создавая крупный портрет Печорина, писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина. [8]

«В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них», — прокомментировал В. Г. Белинский.

Думается, что раздвоение натуры объясняется тем, что в каждом из нас присутствует мелочность и великость. Стилистический прием Лермонтова помог жестко выделить и разделить эту человеческую двойственность.

2.3. Образ рассказчика в русской литературе.

На основе анализа образа героя-рассказчика в произведениях М.Ю. Лермонтова и А.М.Горького («Герои нашего времени», «Старуха Изергиль»), сделаем некоторые выводы о том, какова роль и каков образ рассказчика в литературе XIX века.

Рассказчик – это условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Он есть, например, в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова и в произведениях, о которых мы говорили в своей исследовательской работе. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия. [11]

Рассказчик в литературе — условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении. Он проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных повествователей. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки) и не звучит на сцене.

Рассказчик — тот, кто рассказывает историю, устно или письменно, которую услышал когда-либо и решил ее пересказать. В художественной литературе может означать мнимого автора истории. Ведется ли рассказ от первого или от третьего лица, повествователь в художественной литературе всегда предполагается либо как некто, вовлеченный в действие, либо как сам автор.

Кто же все-таки рассказчик в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»?

Рассказчик и старуха Изергиль противопоставлены. Рассказчик — «молодой и сильный», но «мрачный», «как демон». Он «слеп», по выражению героини. Изергиль на­зывает это преждевременной старостью души: «стариками родитесь вы, русские…». Очевидно, в представлении Изер­гиль он обычный человек, не обладающий той жаждой жизни, которую несет она сама. Возможно, ему свойственна опреде­ленная рефлексия. [5] Рассказчик у Горького — представитель мира «культуры», «цивилизации». Сама же героиня — древ­няя старуха, «время согнуло ее пополам», у нее тусклые, сле­зящиеся глаза, «хрустящий» голос. Однако в ней много жиз­ни, ее история полна ярких событий, любви, самоотвержен­ности. Ярче всего ее характеризуют слова: «…Он любил подви­ги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам».

Что же мы можем сказать о рассказчике в исследуемом произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Стремясь к наибольшей объективности и достоверности, Лермонтов поручает повествование трем рассказчикам: Максиму Максимычу («Бэла»), проезжему офицеру («Максим Максимыч» ) и Печорину («Журнал Печорина»). Однако Лермонтову было важно не только объективно показать Печорина, но и вызвать определенное отношение к нему. Поэтому такое большое значение приобретает изображение поступков действующих лиц и личности рассказчика.

Максим Максимыч-рассказчик — небогатый армейский офицер с начальным военным образованием, всю жизнь служивший вдали от людей высшего круга. И по образованию, и по складу ума, и по мировоззрению, и по положению в обществе Максим Максимыч противоположен Печорину. Он не может понять его странные, «необыкновенные» поступки: этот новый офицер был для него человеком с «большими странностями», объяснить которые добродушный штабс-капитан не в состоянии. Поэтому Максим Максимыч и не пытается пересказывать рассуждения Печорина, а только фиксирует его поступки. И оттого, что об истории Бэлы и Печорина повествует человек простой, искренний и прямой, еще больше ощущается трагическая опустошенность героя, которого не может возродить даже самоотверженная любовь гордой и нежной Бэлы.

Заключение.

Русская национальная культура в XIX веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика». Русская литература 19 века заслужено названа «золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. «Золотой век» подарил нам многих известных мастеров. [3]

В это время в русской литературе появляется композиционный примем «рассказ в рассказе».

Всякая книга кем‑то рассказана. Это так очевидно, что мы почти никогда об этом не помним. А между тем тот, кто рассказывает, повествует, излагает, — всегда перед читателем. Он может вплотную подойти к автору, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

Русские писатели-классики раскрыли широкий спектр возможностей рассказчика: от «обрамляющего» условного рассказчика И. С. Тургенева до гримасничающих масок Н. В. Гоголя; от простодушного Петра Андреевича Гринева («Капитанская дочка») до нервного, захлебывающегося желчью «парадоксалиста» («Записки из подполья» Ф. М. Достоевского), от холода страстного печоринского «журнала» («Герой нашего времени») до эпического в своей простоте повествования Ивана Северьяныча Флягина («Очарованный странник» Н. С. Лескова). Рядом с этими виртуозами И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов на первый взгляд кажутся совершенно равнодушными к проблеме рассказчика, но это ложное впечатление: у них тоже присутствует образ рассказчика, и это, быть может, еще более тонкие и сложные случаи. Дидактическое, наставническое начало Толстого и просветительское начало Чехова создают эффект прямого разговора с читателем. Кажется, что они, как во многих случаях и Тургенев, пренебрегают оттенками художественного смысла, возникающими от взаимодействия образа повествователя с образами героев произведения. Но они вовсе не пренебрегают, а полностью вбирают, подчиняют эти оттенки, создавая таким образом многослойную, глубинную смысловую перспективу произведения. Яркий образ рассказчика встает перед читателями в трилогии Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Чехов же, будучи великим и тонким мастером «объективного» рассказа, оставил нам непревзойденные в своей классической ясности образцы повествования, доверенного рассказчику: «Скучную историю», «Ариадну», «Человека в футляре», «Дом с мезонином».

Рассказ в рассказе, история внутри истории — это элемент композиции в литературе, то есть рамочная композиция. Это значит, что автор в своем произведении представляет еще один рассказ. Основное произведение является как бы рамкой для вставленного в него рассказа или рассказов.

Особенностью данного приема является наличие образа рассказчика, который повествует события, как бы пересказывая, так как слышал их из других уст.

Проведя исследовательскую работу, мы старались доказать, что использование композиционного приема «рассказ в рассказе» в произведения М.Ю. Лермонтова (XIX век) и М. Горького (рубеж XIX – XX веков) акцентирует внимание на особом образе — образе повествователя.

Создание образа рассказчика сопряжено с применением таких стилевых форм, как сказ и стилизация, с использованием так называемой словесной маски (например, у М. Горького — старуха Изергиль в одноименном рассказе, у М. Ю. Лермонтова — Максим Максимыч, и др.). Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект. Совершенно недопустимо отождествлять реального автора с образами рассказчика, повествователя. При таком отождествлении пропадает эффект объемности, присущий настоящему искусству слова, произведение теряет глубину, сужается смысл, обедняется содержание рассказа.

Основные источники информации

  1. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Художественная литература, 1977.

  2.  Барт Д. «Рассказы в рассказах в рассказах». // Locus solus. Антология литературного авангарда ХХ века. СПб., 2006, с. 406.

  3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. — М., 1979, — С. 7 -180; Виноградов В,В. Проблема автора в художественной литературе // О теории художественной речи. — М., 1971. -С. 105-211с

  4. Бланшо М. Тот, кто не сопутствовал мне. // Рассказ? М., 2003, с. 287.

  5. Бланшо М. Ожидание, забвение. // Рассказ? М., 2003, с. 524.

  6. Горький М. Собр.соч. в 30-ти т. — М., 1954. — Т.28. — С.320.

  7. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1973

  8. Лермонтов М.Ю. Сборник. – М.: 1974 — 295 с.

  9. Михайловский Б. Творчество М.Горького. М., 1974 – 295 с.

  10. Ревякин А.И. История Русской литературы 19 века. Первая половина. М., 1981.

  11. Русская литература: XX век: Справочные материалы / Сост. Л. А. Смирнова. — М., 1995.

Какую роль в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” играет образ повествователя? (ЕГЭ по русскому)

Рассказу “Старуха Изергиль” характерно наличие стройной композиционной структуры, так как он представлен в трех частях, включая при этом в себя три новеллы. Особенность композиции рассказа также состоит в использовании приема ретроспекции – изначально повествование ведет

Рассказчик, и читатель из его уст узнает, где точно он встречается впервые со старухой Изергиль. К тому же нам становится известно, что делает рассказчик в Бессарабии. Благодаря его повествованию в экспозиции производится зарисовка таинственного, фантастического изображения: по небесам “…бродили обрывки туч…странных очертаний… красок…”.

Посредством подобного способа описания читатель настраивается на восприятие великого и сказочно красивого.

Основа произведения состоит из рассказов старухи Изергиль, подача которых происходит в ином силе и ключе. Созданным в них образам характерен контраст. Им досталась роль исполнителей сюжетных функций.

Рассказчик отличается молодостью, любопытством и наблюдательностью. Он проявляет интерес ко всему новому: людям, событиям. Он достаточно живо интересуется своей собеседнице Изергиль.

Этот рассказчик выступает в качестве связующего звена между всеми тремя историями и стороннего наблюдателя, более близкого к читателю.

Старуха, описанная автором, “иссушенная временем, … сердцем без желаний, … тоже почти тень”. Жизнь рассказчицы не освещалась созидательным трудом, так как в ней отсутствовало дело, которое бы стояло выше ее. Героиню становится жалко, ведь жизнь ее – бессмыслица.

Автор в своем рассказе озвучил неопровержимую истину: “Человек за все платит сам”.

По мнению иного персонажа произведения по имени Ларра, если не давать ничего людям, то можно таким образом сохранить себя. Иной герой Данко видит смысл жизни в полной отдаче себя людям, даже если они не желают верить парню и хотят его убить. Но понимая и жалея людей, герой рассказа готов отыскать верный путь для них, пусть даже ценою жизни.

Он стремится к освещению их сознания, чтобы они пришли к осознанию себя, целей и задач. Необходимо людям превратиться сильных и бесстрашных личностей, чтобы научиться вести борьбу за себя.

Loading…

Какую роль в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” играет образ повествователя? (ЕГЭ по русскому)

Легенды о Ларре и Данко входят в рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». С ними познакомила рассказчика старая молдаванка Изергиль. Она называла эти красивые легенды сказками.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко показывает романтический идеал, выражающий любовь к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим (Ларра).

Внешность

Ларра и Данко — красивые и сильные молодые люди. Глаза Ларры «были холодны и горды, как у царя птиц». В очах Данко «светилось много силы и живого огня».

Происхождение

Ларра — сын гордого и смелого орла и красивой черноволосой женщины из могучего племени. Когда-то орёл унёс из этого племени девушку. В горах у них родился сын. Когда орёл стал слабеть от старости, то поднялся в небо, сложил крылья, упал на острые уступы гор и разбился насмерть. Его жена привела сына в своё племя через 20 лет после того, как её утащил орёл.

Данко был родом из племени смелых и сильных людей, которые жили в прекрасном месте: их таборы с трёх сторон окружали леса, а с четвёртой — расстилалась степь.

Характер

Герои обеих легенд, рассказанных старухой Изергиль, гордые юноши, но в характере Ларры гордость сочетается с себялюбием, презрением к людям. Гордость Данко помогает ему преодолевать трудности и помогать соплеменникам.

И у Ларры, и у Данко есть черта характера, которая проявляется максимально. Ларра воплощает исключительный индивидуализм, а Данко — максимальную степень самопожертвования во имя любви к людям.

Крайний индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал воли и силы. Данко склонен к самопожертвованию просто потому, что такова его натура.

Жизненная позиция

Ларра видит смысл своей жизни в том, чтобы делать то, что хочет, и брать то, что желает. Юноша никого не признаёт выше себя, уверен, «что таких, как он, нет больше». Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего».

Смысл жизни для Данко состоит в том, чтобы спасти своих соплеменников, вытеснив из их сознания тьму трусости, страха.

Совершённые поступки

Ларра вёл себя по отношению к людям эгоистично. Когда они спрашивали его о чём-нибудь, он «отвечал, если хотел, или молчал». Со старейшинами племени он разговаривал без почтения и заявил, что не чтит их, как другие. Старейшины сказали: «Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет». Ларра рассмеялся и пошёл, куда хотел — к красивой дочери одного из старейшин. Он обнял её, а девушка оттолкнула его и пошла прочь. Тогда Ларра ударил её и наступил на грудь упавшей девушки. Кровь брызнула из её уст, и девушка умерла, а Ларра стоял с гордым видом, не опустив головы. Старейшины, поговорив с ним, поняли, что он не считается ни с кем, уверен в своей исключительности и праве делать только то, что хочет, брать то, что ему нужно, не давая ничего взамен и никому не помогая. Люди, по совету самого мудрого из них, изгнали сына орла. Тогда-то и дали ему имя Ларра, которое означало: отверженный, изгнанный.

С тех пор Ларра приходил в племя, похищал всё, что хотел, в том числе девушек и скот. Стрелы, пущенные в него, не причиняли ему вреда, так как тело его было закрыто покровом высшей кары. Несколько десятков лет он вредил людям, но однажды пришёл к ним и не стал защищаться, когда они бросились к нему. Тогда один из людей, догадавшись о его намерении, крикнул: «Не троньте его! Он хочет умереть!» Люди остановились, а Ларра бросился на них, но они уклонялись от его ударов. Ларра ударил себя в грудь ножом, но нож сломался. Тогда он упал и стал биться головой об землю, но она отстранялась от него — просто углублялась от ударов его головы.

И стал Ларра ходить повсюду, ожидая смерти, но ему в наказание была дана высшими силами вечность. Ларра весь высох, стал как тень, перестал понимать слова и поступки людей. Он ходит повсюду, но нет ему места среди людей. Так был наказан этот человек за непомерную гордость.

Если поступки Ларры были продиктованы его крайним эгоизмом, то поступки Данко были направлены на пользу людям. Когда его племя было изгнано из родных мест более сильным племенем и стало погибать в непроходимом лесу, юноша призвал их идти вперёд, пройти этот гиблый болотистый лес и выйти на простор. Когда в пути его соплеменники обессилели, чтобы воодушевить их и осветить путь в тёмном лесу, Данко разорвал себе грудь, вырвал из неё своё пылающее сердце, высоко его поднял и пошёл вперёд, освещая людям дорогу. Когда племя добралось до конца леса, Данко увидел свободную землю, широкую степь, реку, радостно и гордо засмеялся, упал на землю и умер.

Отношение соплеменников к героям

Люди, к которым привела Ларру мать, сразу обратили внимание на его глаза, холодные и гордые, как у орла. Старейшины племени рассердились, что этот молодой юноша разговаривал с ними, как с равными, и решили изгнать его из племени. После того, как Ларра убил девушку, отвергнувшую его, соплеменники долго с ним говорили и, поняв, что он считает себя выше всех на земле, стали думать, как его наказать. Самый мудрый из них посоветовал им применить самое страшное наказание — наказание одиночеством. Люди отпустили юношу и, когда он через много лет, желая, чтобы его убили, пришёл к ним, не стали его убивать, так как хотели, чтобы Ларра и дальше мучился от одиночества.

Соплеменники Данко поверили этому гордому смельчаку, что у них хватит сил идти вперёд по гиблому лесу, чтобы выйти на простор. Путь был очень труден, многие погибали в болоте. Люди пали духом и обрушились с обвинениями на Данко. Они упрекали его в том, что юноша не умеет управлять ими, и за это хотели его убить.

Когда Данко, разорвав себе грудь, вырвал пылающее сердце и стал освещать им путь, люди бросились за своим юным предводителем и быстро дошли до просторного места, освещённого солнцем.

Радостные люди не заметили, как Данко упал и умер, и не видели его всё ещё пылающего сердца, лежащего рядом с умершим юношей. Заметил сердце только один человек. Он был очень осторожен, боязлив и, на всякий случай, решил уничтожить гордое сердце. Наступил этот человек на сердце ногой, оно рассыпалось в искры и угасло. С тех пор и видят люди в степи голубые искры, которые появляются перед грозой.

Смысл образов Ларры и Данко

В образе Ларры автор осуждает абсолютный эгоизм, доведённый до крайности индивидуализм и презрение к людям.

В образе Данко воплощён духовный порыв помочь людям стать свободными, вырваться из тьмы. Образ этого романтического героя вдохновляет людей спасать других от никчемности, слабости, покорности тёмным силам. В память о Данко мать-природа украшает мир голубыми искрами, появляющимися в степи перед грозой. Величавый образ «огненного сердца» призывает людей не отчаиваться в трудных ситуациях, помогать другим жить полной жизнью, а не прозябать.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко (таблица)

Параметры сравнения Ларра Данко
Внешность Молодой красавец с холодным и гордым взглядом, напоминавшим взгляд орла, царя птиц. Красивый юноша, в глазах которого светится живой огонь и сила.
Происхождение Сын орла и женщины из могучего племени. Родом из племени весёлых, сильных и смелых людей, живших когда-то на благодатной земле.
Характер Горд, самолюбив, высокомерен, жесток, эгоистичен, смел, силён духом. Черта характера, максимально проявляющаяся, — крайний индивидуализм. Бесстрашен, силён духом, мужественен, горд, добр, милосерден. Максимально проявляющаяся черта характера — крайняя степень самопожертвования для спасения людей.
Жизненная позиция, отношение к окружающим Ценит только себя. К людям относится, как к собственности, похищает девушек, крадёт у племени скот, берёт то, что ему нужно. Жесток к людям. Любит своих соплеменников, относится к ним по-доброму, жалеет их и вдохновляет на поиск лучшей доли. Смысл жизни для Данко — вытеснить из сознания соплеменников страх, трусость, чтобы возвратилась свободная достойная жизнь.
Совершённые поступки Убил девушку, дочь одного из старейшин племени, за то, что она оттолкнула его, когда он её обнял. Изгнанный из племени, стал разбойничать: воровать девушек и скот. Сумел убедить соплеменников идти из гиблого леса, несмотря на опасную, трудную дорогу. Когда они обессилели, вырвал из груди своё сердце и поднял над головой этот пылающий факел, освещая людям дорогу и призывая продолжать путь к свободной жизни.
Отношение соплеменников к героям Возмущались высокомерием и жестокостью Ларры. За убийство девушки изгнали его из своего племени, наказав одиночеством. Доверились Данко, увидев в его очах силу и живой огонь, и пошли за ним вперёд, чтобы выйти из густого тёмного леса к простору и свету. От трудностей пути соплеменники героя пали духом и стали упрекать его в неумении руководить ими и даже хотели его убить за это. Когда Данко вырвал своё горящее сердце и стал освещать им путь, люди бросились за своим смелым предводителем. Выйдя из тёмного леса на свет и простор, обрадованные соплеменники Данко даже не заметили, что он упал и умер. Нашёлся среди них внимательный и осторожный человек, который боясь чего-то, наступил на пылающее сердце Данко ногой, чтобы оно угасло.
Смысл образов Ларры и Данко Осуждение эгоизма, крайнего индивидуализма и самомнения, презрения к людям. Помощь людям в обретении свободы и лучшей жизни, вдохновение на путь от тьмы к свету.
Общие черты Ларры и Данко Внешняя красота, смелость, гордость, сила духа.
Главные отличительные качества Крайний индивидуализм. Крайняя степень самопожертвования во имя любви к людям.
Вывод Ларра — романтический антиидеал, воплотивший максимальный индивидуализм и презрение к людям. Данко — романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям.

Вывод

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» включённые в него две легенды о Ларре и Данко представляют читателям романтический идеал и антиидеал. В образе Данко доведена до максимальной степени любовь к людям и готовность самопожертвования во имя этой любви, а в образе Ларры — крайний индивидуализм.

Сравнительная характеристика Ларры и Данко даёт понимание разнообразия человеческих характеров и жизненных ценностей.

Действия легенд, рассказанных старухой Изергиль, происходит в древности, но и сейчас людям напоминают о подвиге Данко голубые искры, оставшиеся от его сердца, которые появляются перед грозой, а об эгоизме Ларры, ставшим за тысячелетия тенью, напоминает тёмная тень от клочка облака.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Ранние произведения М. Горького отличаются большим разнообразием по своей тематике и жанровым особенностям. Многие ранние произведения («Макар Чудра», «Челкаш», «Два босяка», «Песня о соколе» и др.) проникнуты чувством резкого неприятия окружающего мира и страстным устремлением к лучшему будущему.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Он отображает идеал народа, его мечту о прекрасном и героическом.

Это произведение имеет стройную композиционную структуру. Рассказ разбивается на три части, включает три новеллы (легенда о Ларре, исповедь старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). Здесь мы видим смешение романтического (легенды) и реалистического (главные герои). В этой философской трилогии автор размышляет над вопросами о жизни и смерти, об одиночестве, об ответственности, о подвигах.

Ещё одной особенностью композиции рассказа является приём ретроспекции. Сначала повествование ведётся от лица рассказчика. Читателю становится известно, где точно происходит его встреча со старухой Изергиль и что он делает в Бессарабии. В экспозиции его устами рисуется таинственная, фантастическая картина: «…по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок… Луна взошла. Её диск был велик и кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи…». Это описание настраивает нас на восприятие чего-то сказочного, красивого и великого.

Основу произведения составляют рассказы старухи Изергиль, они подаются в ином ключе, в ином стиле. Образы, созданные в них, контрастны. Они выполняют разные сюжетные функции. Рассказчик молод, любопытен, наблюдателен. Ему интересно всё новое: люди, события. Потому он с большим интересом относится к своей собеседнице Изергиль. Рассказчик является связующим звеном для всех трёх историй. Это сторонний наблюдатель, он более близок к читателю.

На стороне Изергиль седина лет, мудрость. С одной стороны, это «экзотический» образ, фольклорный, она будто сама часть легенд. Но, в то же время, образ старухи рисуется реалистическими красками: у неё «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие потрескавшиеся губы».

Легенды передаются и слушаются реалистическими персонажами в реалистической обстановке. Это как бы сближает легенды с жизнью, подчёркивая тесную связь между романтикой и обычной жизнью. На первый взгляд, жизнь Изергиль пропала даром. Ни дома, ни семьи, ни детей. Вечная погоня за неясным идеалом. Не растратила ли она себя попусту? Эта героиня не знает ни нравственности, ни добропорядочности. Зачем она жила?

Но сама жажда поиска, постоянная неудовлетворённость настоящим — вот в чём гений старухи Изергиль. В реальной жизни она не нашла того, что искала, но прошлое осталось в её сознании как сказка, мечта. Ярче всего её характеризуют слова: «…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам».

Когда старуху слушает автор, она, «иссушённая временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень». Её жизнь не была освещена созидательным трудом, не было дела, которое стояло бы выше её. И когда героиня засыпает под лохмотьями на берегу моря, её становится жалко. Жизнь её кажется бессмысленной.

В рассказе звучит одна из истин: «Человек за всё платит сам». Ларра думает, что, не давая ничего людям, он тем самым сохранит себя, а Данко безоглядно отдаёт себя людям. Хотя те не верят ему, хотят убить. А он, понимая и страстно жалея людей, готов ценою жизни найти для них верную дорогу, осветить их сознание, чтобы они поняли самих себя, свои цели и задачи. Люди должны стать сильными и бесстрашными, должны научиться бороться за себя.

Данко жил полной жизнью. Ларра же сам обрёк себя на абсолютную пустоту. Истина заключается в том, что, не отдавая свои силы, страсть, стремления, не включившись в общую борьбу, не получишь от жизни ничего.

Авторские высказывания об отношении к старухе и к её рассказам усиливают героический пафос произведения: «Я смотрел на неё и думал: сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд».

В рассказе присутствуют два лица, от которых ведётся повествование: рассказчик, то есть сам автор, дающий оценку старухе Изергиль, и сама старуха, через легенды передающая философские истины.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

    Ранние произведения М. Горького отличаются большим разнообразием по своей тематике и жанровым особенностям. Многие ранние произведения («Макар Чудра», «Челкаш», «Два босяка», «Песня о соколе» и др.) проникнуты чувством резкого неприятия окружающего мира и страстным устремлением к лучшему будущему.

    Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Он отображает идеал народа, его мечту о прекрасном и героическом.

    Это произведение имеет стройную композиционную структуру. Рассказ разбивается на три части, включает три новеллы (легенда о Ларре, исповедь старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). Здесь мы видим смешение романтического (легенды) и реалистического (главные герои). В этой философской трилогии автор размышляет над вопросами о жизни и смерти, об одиночестве, об ответственности, о подвигах.

    Ещё одной особенностью композиции рассказа является приём ретроспекции. Сначала повествование ведётся от лица рассказчика. Читателю становится известно, где точно происходит его встреча со старухой Изергиль и что он делает в Бессарабии. В экспозиции его устами рисуется таинственная, фантастическая картина: «…по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок… Луна взошла. Её диск был велик и кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи…». Это описание настраивает нас на восприятие чего-то сказочного, красивого и великого.

    Основу произведения составляют рассказы старухи Изергиль, они подаются в ином ключе, в ином стиле. Образы, созданные в них, контрастны. Они выполняют разные сюжетные функции. Рассказчик молод, любопытен, наблюдателен. Ему интересно всё новое: люди, события. Потому он с большим интересом относится к своей собеседнице Изергиль. Рассказчик является связующим звеном для всех трёх историй. Это сторонний наблюдатель, он более близок к читателю.

    На стороне Изергиль седина лет, мудрость. С одной стороны, это «экзотический» образ, фольклорный, она будто сама часть легенд. Но, в то же время, образ старухи рисуется реалистическими красками: у неё «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие потрескавшиеся губы».

    Легенды передаются и слушаются реалистическими персонажами в реалистической обстановке. Это как бы сближает легенды с жизнью, подчёркивая тесную связь между романтикой и обычной жизнью. На первый взгляд, жизнь Изергиль пропала даром. Ни дома, ни семьи, ни детей. Вечная погоня за неясным идеалом. Не растратила ли она себя попусту? Эта героиня не знает ни нравственности, ни добропорядочности. Зачем она жила?

    Но сама жажда поиска, постоянная неудовлетворённость настоящим – вот в чём гений старухи Изергиль. В реальной жизни она не нашла того, что искала, но прошлое осталось в её сознании как сказка, мечта. Ярче всего её характеризуют слова: «…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам».

    Когда старуху слушает автор, она, «иссушённая временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень». Её жизнь не была освещена созидательным трудом, не было дела, которое стояло бы выше её. И когда героиня засыпает под лохмотьями на берегу моря, её становится жалко. Жизнь её кажется бессмысленной.

    В рассказе звучит одна из истин: «Человек за всё платит сам». Ларра думает, что, не давая ничего людям, он тем самым сохранит себя, а Данко безоглядно отдаёт себя людям. Хотя те не верят ему, хотят убить. А он, понимая и страстно жалея людей, готов ценою жизни найти для них верную дорогу, осветить их сознание, чтобы они поняли самих себя, свои цели и задачи. Люди должны стать сильными и бесстрашными, должны научиться бороться за себя.

    Данко жил полной жизнью. Ларра же сам обрёк себя на абсолютную пустоту. Истина заключается в том, что, не отдавая свои силы, страсть, стремления, не включившись в общую борьбу, не получишь от жизни ничего.

    Авторские высказывания об отношении к старухе и к её рассказам усиливают героический пафос произведения: «Я смотрел на неё и думал: сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд».

    В рассказе присутствуют два лица, от которых ведётся повествование: рассказчик, то есть сам автор, дающий оценку старухе Изергиль, и сама старуха, через легенды передающая философские истины.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Род, направление, жанр
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты. 

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми. 
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом. 
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре
  2. История жизни старухи Изергиль
  3. Легенда о Данко

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя.  И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

герои рассказа «старуха изергиль» характеристика
ларра сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него.
старуха изергиль

старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

данко юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.
образ повествователя это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.
люди в рассказе

общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Темы

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Автор: Михаил Щепин

Метки: 11 класс9 классМаксим ГорькийразборСтаруха Изергиль

Читайте также:

  • Кому из героев рассказа в г распутина уроки французского принадлежит этот портрет
  • Кому из героев принадлежат слова своей судьбы не минуешь тургеневым в рассказе бежин луг
  • Кому из героев комедии принадлежит рассказ о театрале который отобрал у крепостных крестьян детей
  • Кому из героев комедии принадлежит рассказ о театрале горе от ума
  • Кому и почему сочувствует автор в рассказе гранатовый браслет