Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
- Примеры итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
- Произведения литературы к направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» по итоговому сочинению. Топ-100
- Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты
Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- В чем заключается смысл жизни?
- Внутренняя гармония – это проявление силы человека?
- Возможно ли абсолютная справедливость?
- Возможно ли всеобщее счастье?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». Как Вы это понимаете?
- Для чего человеку нужна совесть?
- Должен ли внутренний мир находить свооё отражение во внешнем облике?
- Должен ли каждый человек искать смысл жизни?
- Достижимо ли всеобщее счастье?
- Каждый ли человек ищет смысл жизни?
- Как бороться с внутренней ленью?
- Как Вы понимаете высказывание «Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?»
- Как Вы понимаете высказывание Сократа: «Познай самого себя»?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Как Вы понимаете термин «самопознание»?
- Как Вы понимаете фразу «Для других мы создаем правила, для себя – исключения»?
- Как Вы понимаете фразу А.В.Луначарского: Всю жизнь человек должен себя образовывать»?
- Как Вы понимаете фразу Г. Гессе: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?
- Как Вы понимаете фразу И.В. Гете: «Прежде всего поучай сам себя, тогда научишься чему-либо от других»?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Цицерона: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира»?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- Как отличить верность себе от нежелания развиваться?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Как связаны общество и государство?
- Как связаны человек и государство?
- Как сделать Россию лучше?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
- Как человеку понять, чем ему заниматься в жизни?
- Как человеку понять, чем он может быть максимально полезен обществу?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
- Какое значение в жизни имеет гармония с самим собой?
- Какой опыт духовно обогащает личность?
- Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто не понимает, зачем искать себя?
- Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто хочет познать себя?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Кого можно назвать совестливым человеком?
- Кто счастлив на Руси?
- Любой ли опыт духовно обогащает личность?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Может ли общество полностью избавиться от пороков?
- Может ли один человек изменить общество?
- Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?
- Можно ли жить, не задаваясь вопросом о смысле жизни?
- Можно ли жить, не прислушиваясь к внутреннему миру?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Почему важно всегда прислушиваться к голосу совести?
- Почему важно помогать тем, кому трудно?
- Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?
- Почему люди деградируют?
- Почему люди уходят в себя?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Согласны ли вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»
- Согласны ли Вы с мнением М. Твена: «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?
- Согласны ли вы с мнением Шарль Луи Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»
- Согласны ли Вы с мыслью Г. Гейне: «Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя»?
- Согласны ли Вы с тем, что внутренний мир важнее внешнего?
- Согласны ли Вы с утверждением «Пока человек существует, он будет себя открывать»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Человек вырастает по мере того ,как растут его цели»?
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Фейербаха: «Общение облагораживает и возвышает. В обществе, человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве»?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
- Согласны ли Вы с утверждением Ф. Бэкона: «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать»?
- Согласны ли Вы с фразой Ж.П. Сартра: «Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам»?
- Согласны ли Вы с фразой Р. Тагора: «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим»?
- Согласны ли Вы с фразой Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Чем опасно для человека отсутствие смысла жизни?
- Чем отличается неравенство от зависимости?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Что значит «быть самим собой»?
- Что значит «в глубине души»?
- Что значит «наедине с собой»?
- Что значит «не врать себе»?
- Что значит «положа руку на сердце»?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Что значит быть честным с самим собой?
- Что значит совесть?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что может заставить человека взглянуть на себя со стороны?
- Что может помочь человеку найти себя?
- Что помогает человеку совершенствовать себя?
- Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
- Что такое общественная справедливость?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что, на ваш взгляд, является источником социальных пороков?
Направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Материал для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» в 2020-2021 учебном году для 11 класса.
Темы по направлению / Список литературы / Примеры / Аргументы / Как раскрыть тему / Цитаты и афоризмы
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Выберите ниже интересующий вас материал:
-
26.09.2021Аргументы «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
(84571)
-
18.09.2021Примеры сочинений по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
(149982)
-
01.09.2021«Кому на Руси жить хорошо? Вопрос гражданина»: список литературы
(40069)
-
01.09.2021Темы сочинений «Кому на Руси жить хорошо? Вопрос гражданина»
(80379)
- Сочинения
- По литературе
- Некрасов
- Цитаты из поэмы Кому на Руси жить хорошо
Кому на Руси жить хорошо — цитаты из поэмы
Тут плачут дети малые. / Тоскуют жены, матери: / Легко ли из питейного / Дозваться мужиков?.. (об алкоголе)
Он до смерти работает, / До полусмерти пьет!..
Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями…
Жалеть – жалей умеючи…
На мерочку господскую / Крестьянина не мерь!..
Порвалась цепь великая, / Порвалась – расскочилася / Одним концом по барину, / Другим по мужику!.. (о крепостном праве)
Толпа без красных девушек, / Что рожь без васильков…
В чужой семье – недолог сон!..
Чужая-то сторонушка / Не сахаром посыпана, / Не медом полита!..
Наддай! – я слово выронил, — / Под слово люди русские / Работают дружней…
В глазах у них нет совести, / На шее – нет креста!..
С голодным не шути!..
тиха, невидима — / Прошла гроза душевная, / Покажешь ли ее?..
Люди холопского звания — / Сущие псы иногда: / Чем тяжелей наказания, / Тем им милей господа…
Все прощает Бог, а Иудин грех / Не прощается…
О произведении
В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается множество проблем русского крестьянства. Казалось бы, после отмены крепостного права жизнь должна измениться, но в действительности всё совсем не так.
Первая проблема, которой касается автор – пьянство. Мужик зарабатывает на хлеб тяжелым трудом, но все деньги спускает в кабаке, позабыв семью. Отчего? Ответ дает Яким Нагой: мужик не ощущает прибыли от своего труда, всё полученное идет трем «дольщикам» – царю, господину и Богу. Непосильная работа убивает стремления к лучшему сильнее, чем вино. В удрученных такой жизнью крестьянах накапливается злость, они были решились на восстание, но алкоголь гасит кровавую бурю в их душе. В этом, пожалуй, и кроется одна из причин, почему низшие слои общества редко выбиваются в люди – дешевая выпивка уводит их от реальных проблем. Мужик пьет от того, с чем мог бы справиться, если бы не алкоголь.
Тут же стоит отметить образ Матрены Тимофеевны, одной из «счастливиц». Ей пришлось не сладко: насильное замужество, чужая сторона, смерть первенца и родителей, голод, упреки, отправка мужа в рекруты. Однако сильная женщина преодолела всё это благодаря своему характеру. Она добилась относительно нормальной жизни, когда не сдалась обстоятельствам: беременная, в мороз, по темноте пошла к барину, чтобы упросить вернуть мужа – одной ей было не потянуть всё хозяйство. И одной из причин, почему она смогла исправить жизнь, сохранить красоту к сорока годам, была непьющая семья, в которой она выросла «как у Христа за пазухой». Однако искать счастливых, не знавших горе людей среди женщин – плохая затея. Это отражает вторую проблему произведения – не знали никогда русские женщины счастья, потеряны от него ключи.
Третье, на что обращает внимание Некрасов, это рабская психология вышедшего на волю крестьянства, которое только учится быть гражданами. Глава о Последыше и рассказ о бедном Якове показывают, что выходит, когда человек всю жизнь в рабстве и не знает другой жизни. Господин Утятин не верит в то, что его, барина, избранного самим Богом, лишают крепостных. Он даже мысли не допускает, что такие, как крестьяне, смогут прожить без его контроля. И эти люди соглашаются подыграть, побыть крепостными, тешат барское самолюбие и благодарят за покровительство.
Второй образ раба – холоп Яков, что всю жизнь прислуживал барину. Когда у господина отнялись ноги, Яков возился с ним, кормил, поил, возил, был «любимчиком». Он не смог уйти даже после того, как барин не дал разрешения племяннику Якова жениться на местной девушке. После раздумий, Яков повесился на глазах господина. Это был некий знак протеста против рабства, которому он не мог противиться.
Однако среди этих персонажей находятся и те, кто может стать опорой для Руси. Примеры – Ермил Гирин, что своей честностью заслужил доверие народа, и Гриша Добросклонов, юный революционер прогрессивных взглядов, который должен изменить Россию к лучшему. Пусть путь крестьянства к свободе будет долгим, но уже сам факт того, что мужики задумались о «счастливце», является доказательством развития у них самосознания.
Также читают:
Картинка к сочинению Цитаты из поэмы Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
- Сочинение Маруся в повести В дурном обществе Короленко характеристика образ
«В дурном обществе» – повесть Владимира Галактионовича Короленко раскрывающая «болезни общества», главной из которых является социальное неравенство. Образы героев переданы писателем настолько ярко
- Образ и характеристика Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души” отличается своим разнообразием образов помещиков, но одним из центральных и основных является характеристика Чичикова, главного героя произведения.
- Основная главная мысль Человека на часах Лескова
В данном рассказе говорится в первую очередь о таких понятиях, как долг и совесть. Автор считает, что когда военный долг призывает совершать действия, противоречащие основным нормам морали и принципам людей, то уже нельзя
- Сочинение Примеры милосердия из жизни
Человек красив и славен добрыми делами! Доброта, щедрость, отзывчивость, милосердие, сострадание – высокие нравственные ценности души человека. Они несут в мир любовь, свет, счастье, радость
- Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве
Образы древнерусских князей в произведении проработаны достаточно тщательно: молодые и лихие Игорь и Всеволод, умудренный опытом Святослав, который защищает общерусские интересы и.т.д.
Данное тематическое направление получило название в честь поэмы Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», о личной ответственности, о счастье и долге, о сложном выборе, о социальной несправедливости. Также можно поделиться собственным мнением относительно виденья причин общественных пороков, предложить способы борьбы с ними, отметить то, что необходимо помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы.
Темы сочинений направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» ориентированы на широкий круг социально-философских вопросов, поэтому они позволяют соотнести историю и современность, опереться на личный читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», «Размышления у парадного подъезда»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «После бала»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Медный всадник», «Дубровский», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
- А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
- Н.С. Лесков «Левша»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
- А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
- Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
- А.И. Куприн «Олеся»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- М. Горький «Старуха Изергиль», «Детство»
- И.А. Бунин «Деревня»
- А.С. Грин «Алые паруса»
- Стендаль «Красное и черное»
Структура итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.
Вступление (60-70 слов)
Вступление итогового сочинения может иметь много вариантов. В нем можно определить авторскую позицию, аргументировав ее затем в основной части. Также можно обосновать свою позицию, подтвердив ее примерами из художественной, исторической или философской литературы. Уместно будет определить проблему или ряд проблем, которые поднимаются в названии сочинения. Для этого можно даже использовать заранее заготовленную цитату.
Таким образом, итоговое сочинение, тема которого будет относиться к направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина», может начинаться с разъяснения вопроса, заданного в самом названии. Однако окончательный ответ на него следует представить в заключении, подведя итог всему вышесказанному.
К примеру, сочинение «Что такое общественная справедливость?» должно начинаться с разъяснения самого понятия справедливости, а затем можно соотнести его с понятием общества. Но давать прямой ответ на заданный в теме вопрос не стоит, рекомендуется это сделать в заключении.
Основная часть (200-250 слов).
В основной части требуется привести доказательства собственных мыслей. Выпускнику необходимо убедить читателя согласиться с его точкой зрения. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.
- Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
- Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.
Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.
Заключение (60-70 слов)
В заключении сочинения необходимо подвести итог всего рассуждения, дать краткий и точный ответ на вопрос темы. Объем заключения должен составлять не более 15 % всей работы. Кроме вывода, в этой части сочинения можно выразить надежду на лучшее или призвать окружающих к каким-либо действиям. Однако следует избегать глаголов второго лица, так как написанное не должно относиться лично к учителю, который будет проверять сочинение.
В заключении итогового сочинения направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина», уместно будет предложить способы устранения социальных пороков или пути усовершенствования общественного и государственного устройства. В своих размышлениях необходимо помнить, что личность и общество взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. В противном случае появляются «лишние люди», судьба которых, как правило, оказывается трагичной.
Аргументы для основной части итогового сочинения. Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Для того чтобы понять социально-политическую проблематику комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», необходимо знать характерные особенности той временной эпохи. Победив в войне 1812 года, народ остался таким же закрепощенным и угнетенным. В обществе зреет недовольство государственной политикой. У многих сознательных граждан появляется желание отстаивать не только свои личные права, но и права представителей низшего сословия. Начинают появляться первые революционные тайные организации – будущие декабристы.
В комедии о «веке нынешнем» и его прогрессивных идеях говорит только главный герой Чацкий. Он – тот новый человек, который стремится изменить общество, сделать свой народ свободным. Его идейные убеждения рождены духом перемен. В образе Чацкого отразилось то новое, что появилось в социальной жизни России после победы над Наполеоном и стало залогом будущих преобразований. История Чацкого – это история о том, какая судьба ожидает истину, искренность и новую, свободную жизнь в мире фальши и лицемерия.
2. А.Н. Островский «Гроза»
А.Н. Островский поднимает в драме «Гроза» проблему взаимодействия общества и человека. Самой важной социальной группой, в которой находится человек, является его семья. Главная героиня драмы росла в атмосфере любви и заботы, но после замужества оказалась в доме Кабановых, где царит тирания. Глава семейства, зажиточная купчиха Марфа Игнатьева Кабанова, требует от домочадцев беспрекословного повиновения. И если ее дети привыкли к таким порядкам, то жизнь для Катерины становится в этом доме нестерпимой. Но ей некуда деваться, потому весь город Калинов проникнут той же атмосферой безволия и унижения. Здесь желания человека и его чувства не имеют никакого значения, все живут согласно давно изжившими себя устоям Домостроя.
Отчаяние и одиночество толкают Катерину на измену, она понимает, что совершает большой грех, но не может отказаться от возможности побыть, хоть немного счастливой. Она осознанно идет против моральных устоев целого общества, и не боится людской молвы. Именно эти люди довели ее до отчаяния, подтолкнули к тому, что привело ее к гибели.
3. И.А. Гончаров «Обломов»
Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» яркий пример человека, отделившегося от общества. Причем изолировался он самостоятельно. Он предпочел лежать на диване и мечтать о желаемом, а не жить реальной жизнью и общаться с людьми. Обломов ушел в себя без остатка, выбрал бездействие, добровольно отказавшись от взаимодействия с обществом. Где-то в глубине души он понимал, что нужно стремиться к деятельности, но все заканчивалось лишь на построении планов, которым не суждено воплотиться в жизнь.
Обломов не видел в окружающем его мире достойной деятельности, а притворяться и лицемерить, как остальные он не хотел. Он не хотел опуститься до уровня тех, кто готов променять свое достоинство на деньги. Со временем общество тоже отказалось от Обломова. Никому не было до него дела, кроме нескольких знакомых, которые время от времени появлялись в доме главного героя. Но и им не удалось ничего изменить в его жизни. Только Агафья Пшеницина смогла позаботиться об Обломове, принимая его таким, какой он есть.
4. М.А. Булгаков «Собачье сердце»
В тот период, когда М.А. Булгаков писал повесть «Собачье сердце» зарождался социализм, поэтому он не смог остаться в стороне от проблем, возникших в это время в обществе. Автор сравнивал происходящее с неудачным экспериментом, во время которого разрушались старые идеалы, на которые держалась вся царская Россия. Подобные Шарикову люди – результат этого эксперимента.
Стремясь построить справедливое, коммунистическое общество «Шариковы» уничтожали материальные и духовные ценности. Интеллигенция понимала, чем это все закончится, но не могла ничего сделать. Писателям оставалось только мечтать, и свои надежды на будущее Булгаков выразил финалом повести, где профессор Преображенский решает исправить свою ошибку. Для этого он проводит еще одну операцию и спустя некоторое время в его квартире снова появляется добродушный, безобидный пес.
Таким образом, общество, представленное в повести, избавилось от Шарикова, но в реальности таких «Шариковых» может быть, сколько угодно. Внешне они ничем не отличаются от других людей, но имеют «собачье сердце».
5. А.И. Куприн «Олеся»
Главная героиня повести А.И. Куприна «Олеся» стала жертвой общественных предрассудков. Крестьяне прозвали ее ведьмой только за то, что она любила собирать в лесу разные травы, которые на самом деле помогали ей лечить людей. Люди ненавидели девушку за то, что она не была на них похожей. Олесе ничего другого не оставалось, кроме как добровольно изолироваться от общества. А попытка сблизиться с окружающими чуть не стоила ей жизни.
Таким образом, Куприн на примере Олеси и жителей ее деревни показал противостояние общества и отдельного человека. Этот конфликт невозможно разрешить, потому что люди всегда боятся того, что отличается от их собственного виденья мира. В таком обществе нет места для яркой, неординарно мыслящей личности.
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» поднимается вопрос истинного и ложного патриотизма. Для автора патриотизм – это естественное чувство, которое возникает у любого человека, любящего свою родину. Истинный патриот будет готов при необходимости встать на защиту своей земли, не думая о собственном благополучии.
Ярким примером такого человека является один из главных героев романа Пьер Безухов. Он ничего толком не смыслил в военном деле, но остался в захваченной врагом Москве, для того чтобы убить Наполеона. Он считает, что только так можно прекратить страдания его родной страны. Пьер самоотверженно защищает свое государство, и даже готов погибнуть ради его свободы.
Не отличающийся ранее особым мужеством, Пьер спасает в Москве девочку из горящего сада, набрасывается на французского солдата, посягнувшего на ожерелье беззащитной женщины, а затем оказывается в плену. Война сильно изменила Пьера Безухова. Страшные события заставили его смотреть на мир совсем по-другому, он почувствовал себя частью простого русского народа и проникся важностью своего долга перед Отечеством.
7. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – это социально-политическая сатира. В начале 70-х годов автор заявил о необходимости создания нового жанра. По его мнению, старый «любовный» роман исчерпал себя, и пришло время общественного романа. Ведь в современном ему обществе по-настоящему драматические конфликты образовывались не в любовной сфере, а в социальной.
Сюжет романа «История одного города» развивается в городе Глупове. Здесь постоянно меняются правители, но жизнь в городе лучше не становится. Ни один из них не думает, и не хочет ничего делать для своего народа. Всех беспокоит, прежде всего, свое собственное благополучие.
Таким образом, в романе описывается не только обстановка этого вымышленного города, но и проблемы всей России в целом. Многие люди, обладающие властью, преследуют только свои цели. «История одного города» – это попытка автора изменить будущее своей страны. В этом романе он задал вопросы, которые заставят людей задуматься о том, как они живут. Его целью было обличение общественных пороков того времени, изображение неправильного государственного устройства.
8. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Н.А. Некрасов постоянно задавался вопросом: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Ответом на этот вопрос стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», сюжет который построен именно на проблеме счастья.
Семеро мужиков из разных деревень отправляются на поиски счастья. В начале поэмы счастье представляется им в виде покоя, богатства и чести. В этом виденье отражается поверхностный взгляд странников. Крестьяне, прожившие много лет в нищете и голоде, не могут представить себе счастья без наличия материального достатка и всеобщего уважения. В соответствии со своими представлениями главные герои формируют и список предполагаемых счастливцев: поп, боярин, помещик, чиновник, министр, царь. Однако им хватило встреч только с двумя людьми из этого списка, для того чтобы понять, что счастье заключается в чем-то другом. Отказавшись от первоначального плана, они попадают на крестьянскую ярмарку, и продолжают свои поиски. Здесь им тоже не встречается счастливый человек, но формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных ценностей.
Именно в этом странствии мужиков и заключается основная проблема поэмы. Автор показывает, что народ еще не готов стать счастливым, люди не видят правильного пути. Сознание странников постепенно меняется, но для перемен во всем обществе, такой путь должен пройти каждый.
9. М. Горький «Старуха Изергиль»
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» представлены две легенды, в которых раскрывается проблема взаимоотношений общества и человека. Главный герой первой легенды Данко готов на все ради благополучия его племени. Он помогает им выбраться из леса, но эта помощь стоит ему жизни. Отчаявшись найти выход в непроглядной тьме, Данко вырвал из своей груди пылающее сердце и осветил им путь. Покинув лесную чащу, он погибает, зато его народ обретает надежду на лучшую жизнь. Никто не оценил его поступок по достоинству, но Данко пожертвовал собой не ради благодарности, он это сделал из любви к людям, ради себя самого.
Полной противоположностью Данко оказался герой второй легенды, рассказанной старухой Изергиль. Ларра пренебрежительно относился к окружающим, считал себя лучше всех остальных. Он не хотел принимать порядки того общества, в котором находился. Возможно, он унаследовал свою жестокость и непомерную гордыню от отца орла, но все же он был человеком, поэтому должен был соблюдать установленные людьми законы. В результате Ларру изгнали из племени, решив наказать его, таким образом, за убийство ни в чем не повинной девушки. И это наказание, действительно, оказалось самым страшным для него. Ведь одиночество хуже смерти, а умереть Ларра не мог.
Таким образом, автор показал, что только общество может помочь личности стать полноценной, а изоляция равносильна ее разрушению.
10. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
А.Т. Твардовскому пришлось лично столкнуться со всеми ужасами войны, поэтому ему удалось воссоздать реалистичный образ русского солдата в своей поэме «Василий Теркин». Для того чтобы поддержать дух русского народа, автор наделил главного героя самыми ценными качествами. Василий Теркин предстает перед читателями отважным солдатом, преданным другом, веселым товарищем, готовым всегда на подвиги, но не требующим за это наград.
Такой образ не может не понравится. Василий Теркин полюбился солдатам и простым читателям с первых глав. Каждый человек может узнать в нем знакомые черты. Глядя на Теркина, павший духом воин находил в себе силы идти дальше. Герой поэмы воспринимал все, выпавшее на его судьбу, как должное, и призывал к этому окружающих. Он относился ко всем тяготам и лишениям с юмором, показывая, что даже в несчастье можно найти что-то хорошее. Подобное отношение делало войну менее страшной, чем она была на самом деле.
Василий Теркин воплощает в себя лучшие черты не только солдата, но и человека. Его имя стало нарицательным. Автор считает, что в каждой роте должен быть свой Теркин, который сможет поддержать воинский дух боевых товарищей и найти выход из самой сложной ситуации.
Цитаты для направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
- «Если тебе мешают люди, то жить тебе незачем». Л.Н. Толстой
- «Гражданственность – это страсть человеческого сердца». В.А. Сухомлинский
- «Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло». Жан-Жак Руссо
- «При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется». Аристотель
- «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». Шарль Луи Монтескье
- «Правда и свобода – вот столпы общества». Генрик Ибсен
- «Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности». Альберт Эйнштейн
- «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». Дени Дидро
- «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
- «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума». К.А. Гельвеций
Алёна Базан | Просмотров: 4.1k
Цитаты из книги «Кому на Руси жить хорошо»
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая не приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет,
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь?
Не ветры веют буйные,
Не мать-земля колышется —
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется,
Дерется и целуется
У праздника народ.
Хорошо не одевайся,
Добела не умывайся,
У соседок очи зорки,
Востры языки!
Ходи улицей потише,
Носи голову пониже,
Коли весело — не смейся,
Не поплачь с тоски!..
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
— А тоже грамотеями
Считаетесь!.. — с досадою
Дворовый прошипел. —
На что вам книги умные?
Вам вывески питейные
Да слово «воспрещается»,
Что на столбах встречается,
Достаточно читать!
Немало Русь уж выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала.
О матушка! о родина!
Не о себе печалимся, —
Тебя, родная, жаль.
Кому живется весело,
Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет.
Домой идти тошнее, чем на каторгу.
Недотерпеть — пропасть!
Перетерпеть — пропасть…
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь не думает,
Что силы надорвет.
Мы же немного
Просим у бога:
Честное дело
Делать умелоСилы нам дай!
Тут трезвому, что голому, неловко.
Вдруг у разбойника лютогоСовесть господь пробудил. Сон отлетел; опротивелиПьянство, убийство, грабеж.
Тени убитых являются,
Целая рать — не сочтешь! Совесть злодея осилила:
Шайку свою распустил.
Роздал на церкви имущество,Нож под ракитой зарыл.
Средь мира дольнего
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую.
Взвесь волю твердую,-
Каким идти? Одна просторнаяДорога — торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идет толпа.
<…>
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь…
И рад бы в рай,
Да дверь-то где?
Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню.
Чисто серебро — Чистота твоя, Красно золото —Красота твоя, Бел-крупен жемчуг —Из очей твоих Слезы катятся…
Живет, а без тела, кричит, а без языка.
Недотерпеть — пропасть!
Перетерпеть — пропасть
Нет на Руси, вы знаете,
Помалчивать да кланяться
Запрета никому!
Тут трезвому, что голому, неловко.
И рад бы в рай,
Да дверь-то где?
А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома.
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет.
С работы, как ни мучайся,
Не будешь ты богат,
А будешь ты горбат!
Нет меры хмелю русскому…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь…
Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед!.
Домой идти тошнее, чем на каторгу.
Что на роду написано,
Того не миновать!
Недотерпеть — пропасть! Перетерпеть — пропасть… — Савелий
Средь мира дольнего
Для сердца вольного
Есть два пути.
Взвесь силу гордую.
Взвесь волю твердую,-
Каким идти?
Одна просторная
Дорога — торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идет толпа.
<…>
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
Весь гнев с души красавец мой Согнал улыбкой ангельской, Как солнышко весеннее Сгоняет снег с полей…
Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть! — Веретенников
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Он до смерти работает, До полусмерти пьет!
Тут трезвому, что голому, неловко.
Откудова богачество Поповское идет?..
Не ветры веют буйные,
Не мать-земля колышется —
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется,
Дерется и целуется
У праздника народ
Горькое время — горькие песни.
Жалеть – жалей умеючи.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.
Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж.
Тени убитых являются,
Целая рать — не сочтешь!
Совесть злодея осилила:
Шайку свою распустил.
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.
По совести, по разуму, По правде отвечать.
Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть? Вино валит крестьянина, А горе не валит его? Работа не валит?
Нельзя ли вашей милости
Помешкать полчаса?
Взамен их… размножаются…питейные дома!
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь не думает,
Что силы надорвет. — Яким Нагой
Хорошо не одевайся,
Добела не умывайся,
У соседок очи зорки,
Востры языки!
Ходи улицей потише,
Носи голову пониже,
Коли весело — не смейся,
Не поплачь с тоски!..
Толпа без красных девушек,
Что рожь без васильков.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
В минуты унынья, о Родина-мать! Я мыслью вперед улетаю, Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.
— А тоже грамотеями
Считаетесь!… — с досадою
Дворовый прошипел. —
На что вам книги умные?
Вам вывески питейные
Да слово «воспрещается»,
Что на столбах встречается,
Достаточно читать!
У нас на семью пьющую
Непьющая семья!
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Немало Русь уж выслала Сынов своих, отмеченных Печатью дара божьего, На честные пути, Немало их оплакала.
О матушка! о родина!
Не о себе печалимся, —
Тебя, родная, жаль.
Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать!
Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая не приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет,
Так неужли над чаркою
Задуматься, что с лишнего
В канаву угодишь?
Нашей-то сторонушки, Три года черт искал.
Нельзя ли вашей милости Помешкать полчаса?
Еще ты в семействе раба, но мать уже вольного сына.
Цитаты 130
Тошен свет, Правды нет, Жизнь тошна, Боль сильна.
+97naya20011
Тошен свет, Правды нет, Жизнь тошна, Боль сильна.
Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! [2]
+51gutanastasiya9
Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! [2]
Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!..
+26
Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!..
Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья.
+12
Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья.
У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова,
+6
У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова,
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное —
+3
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное —
«Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! – учись! трудись!..»
+3
«Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! – учись! трудись!..»
«Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
+3
«Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
«Небось! мы не грабители!» — Сказал попу Лука. (Лука – мужик присадистый, С широкой бородищею. Упрям, речист и глуп. Лука похож на мельницу: Одним не птица мельница, Что, как ни машет крыльями, Небось не полетит.)
+2iphnf8hvii
«Небось! мы не грабители!» — Сказал попу Лука. (Лука – мужик присадистый, С широкой бородищею. Упрям, речист и глуп. Лука похож на мельницу: Одним не птица мельница, Что, как ни машет крыльями, Небось не полетит.)
– А что? запишешь в книжечку? Пожалуй, нужды нет! Пиши: «В деревне Басове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..»
+1muxa7os
– А что? запишешь в книжечку? Пожалуй, нужды нет! Пиши: «В деревне Басове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!..»