Кому на руси жить хорошо энциклопедия крестьянской жизни сочинение

Перед вами – отличное сочинение-рассуждение для 10 класса на тему «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни». Сочинение рассчитано, прежде всего, для учеников 10 класса, однако может быть использовано и в других классах.

В данном сочинении анализируется основная тема произведения – жизнь простого народа на Руси.  Автор сочинения уделяет внимание стилистике поэмы, анализируя те художественные средства, которые помогают Некрасову добиться поэтической точности в создании этой энциклопедии народной жизни.

Сочинение-рассуждение «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни»

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку«. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена, помешала смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа, жизнь крестьян.

С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, освободившую крестьян, они оказались еще в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Автора тревожит мысль о невозможности такой жизни, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении.

Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска- беда измучила» с особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветие устного народного творчества.

Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне- правдоискатели:

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож…

В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа и «счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями«, и «голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы» — все люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие«.

Перед нами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и других. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюба, крестьянского праведника. Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громом греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается!

Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.

Однако, непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий — богатырь святорусский«. Убийство немца- притеснителя, произошедшее стихийно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.

Савелий-богатырь является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества, как искренняя любовь, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко сопереживать горю других.

Именно такие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, порой в «сокрытую искру» могучих внутренних сил:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней кажется несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, основной мотив поэмы-мотив поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам, самым обездоленным и забитым существам на Руси.

Конечно, в поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного Якова верного«, который сумел-таки отомстить своему барину; работящих крестьян из главы «Последний», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других образов.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то и можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, основанная на фольклорном материале, создает впечатление исполняемой на многие голоса.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни.

Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни.

    Поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Автор хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, произведение так и не было закончено — помешала смерь поэта. Таким образом, основной темой осталась жизнь народа. Жизнь крестьян. С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, “освободившую” крестьян, они оказались в еще худшем положении: не имея своей земли — попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, крестьянском разорении.

    Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого “тоска-беда измучила”, с особой силой звучит в народных песнях, коих довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества. Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

    Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:

    Подтянутой губернии,

    Уезда Терпигорева,

    Пустопорожней волости,

    Из смежных деревень —

    Заплатова, Дырявина,

    Разутова, Знобишина,

    Горелова, Неелова,

    Неурожайка тож.

    В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и “счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”, и “голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы” — все люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”.

    Перед нами встает множество ярких, разнообразных персонажей: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, самих семи правдоискателей и другие. Эти лучшие из крестьян сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина искать правду, но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:

    Не надо мне ни серебра,

    Ни золота, а дай Господь,

    Чтоб землякам моим

    И каждому крестьянину

    Жилось вольготно, весело

    На всей святой Руси!

    Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского праведника. Яким способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

    У каждого крестьянина

    Душа что туча черная,

    Гневна, грозна — и надо бы

    Громам греметь оттудова,

    Кровавым лить дождям,

    А все вином кончается!

    Яким Нагой живет той же трудолюбивой, но нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народных уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

    Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, но затем в порыве раскаяния чуть не кончает самоубийством. История героя завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила, как и образ Якима Нагого, говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах.

    Однако непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе “Савелий — богатырь святорусский”. Убийство немца-притеснителя, произошедшее стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.

    Савелий-богатырь, с моей точки зрения, является самым сильным героем в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом и такие человечные качества, как искренняя любовь к Матрене Тимофеевне, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. Именно такие герои, а не кроткие и покорные, были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, назревает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, с верой в “сокрытую искру” могучих внутренних сил:

    Рать поднимается — Неисчислимая,

    Сила в ней скажется Несокрушимая!

    Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна. Здесь можно вспомнить и “счастливую” крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам — самым обездоленным и забитым существам на Руси. В поэме есть еще много интересных образов: “холопа примерного — Якова верного”, который сумел-таки отомстить своему барину, или крестьян из части “Последыш”, которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других.

    Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма создает впечатление народной песни, исполняемой на многие голоса.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни.

Смотрите также по
произведению «Кому на Руси жить хорошо»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Н. А. Некрасов задумал написать «эпопею крестьянской жизни». Но когда произведение вышло в свет, стало ясно, что оно отражает не только жизнь крестьянства. Эта поэма стала настоящей энциклопедией всей русской жизни, «народной книгой», понятной народу, правдивой и яркой. В ней автор воссоздал широкую панораму дореформенной и послереформенной России, показал перемены, которые произошли в стране.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это не поэма о герое или героях, это эпос народной жизни, раскрывающий основные ее стороны, все ее многообразие. Автор стремился в своем произведении дать не только ответ на вопрос, поставленный в заглавии, но и на вопрос о том, куда идет Россия, каковы дальнейшие пути развития народа, каково его будущее. Для того чтобы лучше раскрыть психологию русского крестьянина, поэт показывает условия, в которых складывалась жизнь людей. Здесь мы видим и картины недавнего прошлого, времена реформ и пореформенную жизнь, получаем возможность заглянуть в будущее, предугадать дальнейший ход событий. В своей поэме Некрасов противопоставил два мира, две сферы жизни — мир господ, помещиков, крепостников и мир русского крестьянства.

Несколько правдоискателей отправляются на поиски счастливых людей. В их представлении счастье должно быть у представителей господствующего класса, так как сами они относятся к простому народу и счастья в своей жизни никогда не видели. Это становится понятным уже из названий деревень, из которых вышли мужики:

 Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень —

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож.

 Странники отправляются к помещикам, и взгляду читателя открываются яркие образы господ. Мы видим и «кругленького», «румяненького», «пузатенького» Оболта-Оболдуева, имеющего «ухватки молодецкие» и испытывающего пристрастие к псовой охоте; и князя Утятина с хищным взглядом, «клювом, как у ястреба» вместо носа, дикого самодура, в образе которого соединились черты паралитика и сумасшедшего. Встречаем мы также еще более жестокого помещика Поливанова, который нещадно сечет и топчет ногами своих дворовых, прогоняет «нагишом» из дома свою дочь и ее высеченного плетью мужа; помещика-офицера Шалашникова, который жестоко порет своих крестьян; омерзительного пана Глуховского, кровожадного истязателя своих подчиненных.

Перед нами проходит целый ряд озлобленных, недовольных новыми порядками представителей верхов. В народе они называются «счастливцами», хотя на самом деле счастливых среди них нет. Более того, все они чувствуют свою обреченность, шаткость своего положения, бессилие что- то вернуть или изменить. Не чувствует себя счастливым и сельский поп — человек чуткий и добрый, хозяйственный и деловитый. В ответ на вопрос «Сладка ли жизнь поповская?» рассказывает путникам о своих скудных доходах, о том, что в новые времена у духовенства нет ни покоя, ни богатства, ни чести, то есть всего того, из чего, по его мнению, слагается счастье.

Но все-таки наиболее несчастным, обездоленным и страдающим выступает в поэме низший класс. Самые разнообразные представители русского народа предстают перед нами: это люди разных профессий, занятий, возрастов, характеров. Тут и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Тут и бабы, девки, мужики со скалкой, молодушка, старуха, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, вахлаки и многие другие. Это настоящее народное море — шумное, бурливое, необозримое и… страдающее. Страдающее от несправедливости жизни, в которой они, трудолюбивые, добрые, честные, искренние люди, должны влачить жалкое существование и терпеть унижение от самодуров-помещиков. Сознание крестьянства наиболее ярко выражает Яким Нагой, который справедливо говорит о мужиках: «люди мы великие». Осознание своего величия, понимание того, Что трудом крестьянским живет вся страна, а сам крестьянин при этом нищенствует, вызывает их гневный протест:

 У каждого крестьянина

Душа что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

 В образе Якима перед нами предстает еще один слой русского народа — потенциальные революционеры, борцы за свободу народа.

 Эй, царство ты мужицкое,

Бесшапочное, пьяное,

Шуми — вольней шуми!

 Эти слова Нагого — яркое свидетельство того, что в России в период реформы готова была разразиться народная революция, которая в силу различных причин потухла, так и не успев разгореться. «А все вином кончается», — так характеризует Яким слабость крестьянского протеста.

Рисуя многообразие крестьянского мира, Н. А. Некрасов создает яркий образ Савелия, «богатыря святорусского», в котором воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского человека — былинные, героические черты. Каждого из нас сразу покоряет свободолюбие и могучая сила Савелия, который ходил в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность постоять за народ, его душевное благородство и мужество:

 И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужель не богатырь?

 Но вовсе не обязательно обладать богатырской внешностью, чтобы быть сильным и стойким ко всем жизненным трудностям человеком. Об этом свидетельствуют в поэме образы русских женщин, таких как Матрена Тимофеевна Корчагина — умная, красивая, гордая женщина, сильный характер которой закалился в многочисленных жизненных трудностях:

 Ногами я не топтана,

Веревками не вязана,

Иголками не колота…

По мне — тиха, невидима, —

Прошла гроза душевная,

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные…

 Годами копится гнев крестьянки, но, не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми крестьяне «надрожалися». Показывая те несчастья и лишения, через которые пришлось пройти героине, автор дает понять, что судьба Матрены — это судьба миллионов таких же русских женщин, судьба великого русского народа.

Некрасов видел в народе силу, способную осуществить великие перемены в стране:

 Рать поднимается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

 Но пока русский народ находится только лишь на пути к «пиру на весь мир». Поэт видит счастливое будущее страны в единении крестьянства и интеллигенции, которая борется и страдает «за обойденного, за угнетенного». Именно с этой целью он вводит в повествование образ интеллигента-революционера Гриши Добросклонова, который точно знает, что счастье народное может быть достигнуто только в результате всеобщей борьбы за народные интересы.

 Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое.

 Но и такие революционеры, как Добросклонов, в одиночку, без народа не могут добиться желаемого. Только совместные усилия революционеров и народа, «который учится быть гражданином», могут, по мнению Некрасова, вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья.

Н. А. Некрасов полностью выполнил поставленную перед собой задачу. Он не успел закончить свое произведение. Но несмотря на это, «Кому на Руси жить хорошо» стала поистине народной поэмой-эпопеей: и по своему идейному звучанию, и по масштабности изображения современной ему народной жизни, и по постановке важнейших вопросов времени, и по героическому пафосу, и по широкому использованию поэтических традиций русского народного творчества, и по близости поэтического языка к живым речевым формам. Поэт достоверно и точно отобразил в поэме все стороны русской жизни. И потому, знакомясь с этим великим произведением, мы в полной мере узнаем достоверную историю целой эпохи в жизни России.

«Поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни»

Сочинение


Поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Автор хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, произведение так и не было закончено — помешала смерь поэта. Таким образом, основной темой осталась жизнь народа. Жизнь крестьян. С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, “освободившую” крестьян, они оказались в еще худшем положении: не имея своей земли — попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, крестьянском разорении.
Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого “тоска-беда измучила”, с особой силой звучит в народных песнях, коих довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества. Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заппатова, Дырявима,
Разутова., Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и “счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”, и “голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы” — все люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”.
Перед нами встает множество ярких, разнообразных персонажей: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, самих семи правдоискателей и другие. Эти лучшие из крестьян сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина искать правду, но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского праведника. Яким способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается!
Яким Нагой живет той же трудолюбивой, но нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народных уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, но затем в порыве раскаяния чуть не кончает самоубийством. История героя завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила, как и образ Якима Нагого, говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах.
Однако непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе “Савелий — богатырь святорусский”. Убийство немца-притеснителя, произошедшее стихийно, незапланированно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.
Савелий-богатырь, с моей точки зрения, является самым сильным героем в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом и такие человечные качества, как искренняя любовь к Матрене Тимофеевне, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко переживать горе других. Именно такие герои, а не кроткие и покорные, были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, назревает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, с верой в “сокрытую искру” могучих внутренних сил:
Рать поднимается — Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна. Здесь можно вспомнить и “счастливую” крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам — самым обездоленным и забитым существам на Руси. В поэме есть еще много интересных образов: “холопа примерного — Якова верного”, который сумел-таки отомстить своему барину, или крестьян из части “Последыш”, которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утяти-ным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма создает впечатление народной песни, исполняемой на многие голоса.

Другие сочинения по этому произведению


«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
«Хозяева жизни» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Золото, золото, сердце народное…» (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Кому на Руси жить хорошо
«Кому на Руси жить хорошо» — народная поэма
«Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея
«Люди холопского звания» (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Люди холопского звания» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо
«Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Сердце народное» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо
«Такая почва — душа народа русского…»
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
В поисках народного счастья
В чем заключается противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси?
Встреча странников с Оболтом-Оболдуевым. (Анализ главы «Помещик» из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Гриша Добросклонов — народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Ермил Гирин и Яким Нагой (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Есть женщины в русских селениях…
Есть ли в поэме «Кому на Руи жить хорошо?» ответ на поставленный в заглавии вопрос?
Жанровое и композиционное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Жизнь помещиков (по поэме “Кому на Руси жить хорошо»)
Изображение времени в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение народа в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение народа в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Как отвечает Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Как решается проблема счастья в поэме «Кому на руси жить хорошо»
Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Картины русской жизни в творчестве Некрасова (По поэме «Кому на Руси жить хорошо»)
Концепция счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Крестьянские типы в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна Корчагина (по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Мой ответ на вопрос некрасовских странников
Мотивы времени и пространства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Мотивы народного творчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Народные мотивы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ автора в поэме-эпопее Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ Григория Добросклонова в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
ОБРАЗ ГРИШИ ДОБРОСКЛОНОВА
Образ Ермила Гирина (по поэме «Кому на руси жить хорошо»)
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ Матрены Тимофеевны (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
Образ многострадальной женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образы крестьянок в поэмах «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо»
Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы помещиков в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасоеа «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
Образы правдоискателей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы Якима Нагого и Ермилы Гирина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Почему авторскому осуждению подвергается не только помещечий деспотизм, но и добровольное холопство?
Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор осуждает не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство?
Почему в финале поэмы Гриша не встречает странников, а странники не видят Гришу? (по поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. А. Некрасова
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н. Некрасова.
Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Роль пролога в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Русское крестьянство в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо».
Савелий — богатырь святорусский (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Смысл счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сопоставительный анализ образов Ермила Гирина, Савелия и Григория Добросклонова
Старая Русь в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь Утятин.
Судьба русской крестьянки в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Судьба русской крестьянки в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Счастье в понимании Н. А. Некрасова и моем.
Счастье в понимании Некрасова и моем
Счастье в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова
Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Тема народа и России в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова
Тема счастливой жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Типология крестьянского характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
ТИПЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Типы крестьян в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Фольклорная основа поэмы Н. Л. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Художественное своеобразие поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье, вспыхнувшем в прологе? (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Каково же место и значение фольклора в поэме
«Пир на весь мир» (анализ главы из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Характеристика образа Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение жизни женщины-крестьянки в произведениях Н. А. Некрасова
Идейный замысел поэмы обозначен «Кому на Руси жить хорошо»
Проблема народного счастья в поэме М. О. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Время в поэме и время работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?»
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Житие Матрены Тимофеевны по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Композиционная структура поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Композиционная форма поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
«Кому на Руси жить хорошо» – зеркало крестьянской жизни
Притча «О двух великих грешниках» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Авторская позиция в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Мир крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Идейно-тематическое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Система образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо
Некрасов. Образы помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века
Типология крестьянского характера в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Типология персонажей в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Значение образа Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Содержание отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо»)
Композиционная форма развития сюжета поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Образы борцов за народное дело в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
ОБРАЗ ГРИГОРИЯ ДОБРОСКЛОНОВА В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?»
Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Есть женщины в русских селеньях…
Творческая история поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
О жанре и стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
«Народные заступники»: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов
Раздумья семи эпических мужиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение на тему поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Чем отличается представление о счастье народа и помещиков («Кому на Руси жить хорошо»)
Юмор и сатира в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы помещиков в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Жизнь Матрены Тимофеевны
Гриша Добросклонов 1
Матрена Тимофеевна 2
Народный герой Григорий Добросклонов
Смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Литературный жанр социально-философской поэмы
Актуальность произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ Родины, России в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Как решаетcя проблема cчаcтья в поэме
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение народа
Героиня поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Тимофеевна
Русская жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Изображение судьбы русской женщины в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».»
Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт Оболдуев и Князь Утятин
Ирония и сатира в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Женский образ в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”
Роль странников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Гриша Добросклонов 2
Савелий 2
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – итог раздумий автора о судьбах страны и народа
Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Пролог поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Фольклор в поэме в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Как живется чиновнику, боярину, купцу и царю в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Житие Матрены Тимофеевны по поэме «Кому на Руcи жить хорошо»
Образы крестьянских женщин в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Эпопея народной жизни поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Критический анализ типичных ошибок на примере поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
Художественный разбор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема «народных страданий» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Литературная критика о поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Песня как основная форма рассказа поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Фигура столетнего Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Принципы переработки фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Образы заступников народных в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Житие Матрены Тимофеевны
Ритмическое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Сатирическое изображение помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
«О двух великих грешниках». (Анализ легенды из поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
Судьба русской женщины-крестьянки. (По поэме Некрасова <Кому на Руси жить хорошо?>)
Композиция поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Помещики и «люди холопского звания» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Что сближает поэму «Кому на Руси жить хорошо» и фольклорное произведение
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь
Образы Матрены Тимофеевны и Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Ермил Гирин 1
Матрена Тимофеевна 1
Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Барин и мужик в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Художественное исследование народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Счастье героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Широкая социальная панорама в поэме «Кому на Руси жить
Формы борьбы народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Немец-управитель
Образов Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Обобщенный фольклорный образ поэмы
Образ многоcтрадальной женщины
Образ многострадальной русской крестьянки в поэме
Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Мир господ в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Первый вариант)
Народная жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Как представляют себе счастье герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ народного заступника Гриши Добросклонова
Анализ легенды из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Крестьянская Русь в изображении Некрасова (Поэма «Кому на Руси жить хорошо»)
Многообразие народных типов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образы крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ русского крестьянина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Жизнь народа – жестокое отражение действительности (в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
«Счастливица» Матрена (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Два стиля Некрасова «народный» и «гражданский» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Барин и мужик в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Встреча странников с Оболтом Оболдуевым
Способ развития действия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Повествование в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Последнее произведение Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Житие Матрены Тимофеевны 2
Галерея образов помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Нищета и невежество народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Фольклорные жанры в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Тема женской доли в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XIX века.
Как понимают счасье герои поэмы Н.А.НЕКРАСОВА «Кому на руси жить хорошо?»
Встреча странников с Оболтом — Оболдуевым. (Анализ главы
Ермил Гирин 2
Савелий 1
Любовный треугольник
Способ развития действия в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Второй вариант) (План-сочинение)
Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
О поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Описание образа русской женщины в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Барин и мужик в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как энциклопедия народной жизни

Поэму
«кому на Руси жить хорошо» Некрасов, по
его же словам, собирал «по словечку в
течение двадцати лет». «Я задумал
изложить… — писал поэт, все, что я знаю
о народе, все, что мне привелось услыхать
из уст его…»

Жанр этой поэмы
с трудом поддается определению. Можно
сказать, что это народная эпопея нового
времени. Внешне сюжет поэмы выглядит
так: семеро мужиков из разных деревень
задались вопросом: «Кому живется весело,
вольготно на Руси?». В поисках ответа
они путешествуют по всей России,
встречаются с людьми из разных сословий
(попом, помещиком, купцом, чиновником,
разными людьми из народа). Сюжет
произведения построен так, чтобы охватить
жизнь всей пореформенной России.

Большую часть
поэмы Некрасов посвящает обзору именно
народной жизни, ведь главным героем
произведения является русский народ.
На протяжении всего произведения автор
создает коллективный потрет русского
народа, который складывается из
совокупности центральных персонажей
(Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша
Добросклонов. Ермила Гирин), эпизодических
(Агап Петров, Глеб, Вавила, Влас, Клим и
др.), «многоголосья» толпы (глава «Пир
– на весь мир»).

Уже в первой главе
«Поп» создаются масштабные картины
народной жизни. Герои выходят на дорогу,
и перед их глазами простирается вся
русская земля: «Леса, луга поемные, Ручьи
и реки русские…» Далее эта картина
связывается с жизнью народа: весной
разливаются реки, которые заливают все
поля, а значит, оставляют крестьянина
без урожая. Из рассказа попа мы узнаем
не только о жизни духовного сословия в
России после отмены крепостного права,
но и бедственном положении большинства
крестьянских семей, не способных
заплатить священнику за его работу.

В главе «Сельская
ярмонка» крестьянская масса предстает
перед нами во всех своих широте и
многоцветии: «Там шла торговля бойкая,
С божбою, с прибаутками, С здоровым,
громким хохотом…» Здесь описывается
народный отдых. Народные предпочтения:
книжная лавка, в которой народ покупает
лубки с изображением «толстых генералов»,
балаган с Петрушкой. Здесь появляется
герой Вавила, пропивший все деньги, но,
благодаря щедрости «барина», купивший
подарок любимой внучке.

Глава «Пьяная
ночь» открывает откровения крестьян,
показывает скрытую сторону их жизни:
вот одна женщина жалуется другой на
конфликты с зятем; вот Оленушка обманула
пьяного мужика, съев пряник и убежав от
него; вот несчастная старая женщина
просит у молодого паренька любви. Но
уже здесь начинают проявляться и
социальные мотивы, темы бедственного
положения крестьян. На протяжении всего
произведения перед нами проходят картины
тяжелой, нищей и бесправной жизни
крестьянства. Некрасов показывает, что
после отмены крепостного права положение
крестьянства в России почти не изменилось.

Панорама народной
жизни раскрывается как бы исподволь,
во время поисков мужиками правды. Причем,
чем дальше продвигаются странники, тем
более оформленным становится представление
о счастье. Со встречей с Ермилой Гириным
намечается образ народного заступника
и намечается еще одно условие счастья
– уважение народное. Савелий дополняет
этот образ: он народный мститель и
богатырь. Матрена Тимофеевна – женский
вариант «счастливого» со своим толкованием
проблемы: «Не дело – между бабами
счастливого искать». На последнем этапе
поисков мы встречаемся с Гришей
Добросклоновым, наиболее, по мнению
Некрасова, развитым и счастливым. Этот
герой готов отдать жизнь во имя торжества
«честного дела», во имя улучшения жизни
народа.

Поэма «Кому на
Руси жить» насыщена фольклорными
мотивами и образами. Сюжет поэмы во
многом схож с народным сказом о поисках
истины и счастья. Начинается произведение
со своеобразного зачина, свойственного
русским сказкам и былинам: « В каком
году – рассчитывай, В какой земле –
угадывай…»

Встречаются в
поэме и народные приметы: «Кукуй,
кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься
ты колосом – Не будешь куковать!» Часто
встречаются в поэме и загадки: «Никто
его не видывал, А слышать – всякий
слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка
– кричит». Для этого произведения
характерны также постоянные эпитеты и
сравнения: «Как рыбка в море синее».
Появляются в поэме и фольклорные образы
(скатерть-самобранка, например).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Кому на руси жить хорошо цитаты для итогового сочинения
  • Кому на руси жить хорошо тема сочинения примеры
  • Кому на руси жить хорошо сочинение про крестьянку
  • Кому на руси жить хорошо сочинение декабрьское аргументы
  • Кому на руси жить хорошо сочинение гроза