(375 слов) Мы часто слышим о том, что в России живется плохо. И в этом утверждении отражается истина: большинство наших соотечественников страдает от бедности, социального неравенства, проблем с экологией и преступностью. Почему же так происходит? Основная проблема заключается в менталитете русского человека, который сам раболепствует перед власть имущими и не борется за обеспечение своих прав. Чтобы доказать это, обратимся к литературным примерам.
Вспомним рассказ А.П. Чехова «Толстый и Тонкий». После долгой разлуки случайно встретились старые друзья. Приятельская беседа согрела сердца героев, но продолжалась лишь до тех пор, пока Порфирий не узнал, что Михаил стал значительным лицом и обогнал его на карьерной лестнице. С этого мгновения даже вид Тонкого изменился: он съёжился от страха и раболепия. Он мгновенно переменил тон и стал относиться к другу так, будто перед ним начальник. Вся его семья поддержала эту перемену и соответствовала ей. Как ни старался Михаил развеять предубеждения, ничего не помогало. Былой теплоты уже не было, зато появились лесть и угодничество. Таковы многие люди в России: они склонны к чинопочитанию и добровольному унижению. Они ни за что не будут требовать уважения к себе и своим правам. Напротив, они сами будут распалять тирана и позволять ему портить их жизнь лишь на том основании, что он выше, а они ниже, и неважно, насколько это справедливо.
Такую же проблему А.П. Чехов затронул в рассказе «Смерть чиновника». Главный герой случайно чихнул на лысину генерала. Он был так сконфужен и напуган, будто задел высшее мифическое существо. Он несколько раз извинился, а потом не смог отпустить это воспоминание и стал вновь и вновь накручивать себя. Он дважды был у генерала в приемной, чем окончательно вывел человека из себя. Услышав его ругань, Червяков настолько был ошарашен, что умер от огорчения. Удивительно, что даже жена поддержала нелепое поведение героя и посоветовала ему отправиться в приемную к генералу. Автор показал, как люди сами доводят себя до смерти, пресмыкаясь и раболепствуя перед начальниками. Как в стране, населенной такими трусливыми идолопоклонниками, может быть хорошо? Они же сами портят свою жизнь.
Таким образом, пока народ будет считать себя маленьким и бесправным, будет позволять помыкать собой и попирать свои законные права, никакие социальные проблемы сами собой не решатся. Чтобы добиться счастья и благополучия, нужно проявить смелость, инициативу и самоуважение. Эти качества помогают выстроить диалог общества и власти, в котором можно прийти к разумному компромиссу.
Плохо на Руси живется людям, страдающим из-за расслоения общества на классы. Чаще всего общается внимание на крестьянство. Народ страдал из-за нужды, притеснения, несправедливости и поборов со стороны помещиков. Но не только эта категория людей испытывала трудности и страдала. Социальная система была несправедлива и к другим слоям населения. Этому есть яркие примеры в художественных произведениях.
А.С. Пушкин в романе «Дубровский» демонстрирует, что от жестоких помещиков и социальной несправедливости страдали не только крестьяне, но даже дворяне. Андрей Гаврилович лишается поместья и всего имущества из-за своего знакомого, который подкупал и запугивал судей. В романе ярко показано как из-за вседозволенности и безнаказанности более богатых и влиятельных людей страдали обедневшие дворяне. Влиятельные соседи, используя свои связи, лишали знакомых поместий. Юный Дубровский страдает от притеснений Троекурова. И борется против несправедливости. Читатель понимает, что страдают в России люди доверчивые, искренние, наивные. И что нужно отстаивать свои права.
А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» также показал страдания дворянина, вернувшегося на родину. Чацкий умен, образован. Жизнь за границей помогла юноше осознать проблемы своей страны. Молодой герой жаждет служить отчизне, стремится к реформам и улучшению жизни народа. Но он не понят, отвергнут и осмеян московским обществом дворян. На первом месте в этом обществе чинопочитание, поклонение деньгам и связям. А прогрессивные идеи бойкого юноши их только пугают. Даже молодежь не поддерживает главного героя. Девушки лишь зачитываются французскими романами, а юноши праздно рассуждают о жизни.
Есть и такие как Молчалин. Этот герой прекрасно приспособился к обществу и ко времени. Его главная цель — выгодно жениться. Такие как Молчалин обычно добиваются поставленной цели. Им на Руси живется хорошо. А такие как Чацкий живут плохо. Они борются за свои идеалы, не желая приспосабливаться. Таким образом в России страдают люди, чьи прогрессивные идеи не поняты, не приняты социумом. Всегда и везде появлялись люди, чьи взгляды, творчество, идеи опережали время. Их не желали понять и услышать.
Из приведенных литературных примеров видно, что страдали на Руси не только крестьяне, но и дворяне. В России сложно найти единомышленников людям с прогрессивными взглядами. А также тяжело людям доверчивым и наивным. Но этой категории граждан везде непросто. Надо учиться отстаивать свои права, находит помощь и поддержку, доносить свою точку зрения.
Тема сочинения:
«Кому на Руси жить плохо и почему?»
Мы часто слышим о том, что в России живется плохо. И в этом утверждении отражается истина: большинство наших соотечественников страдает от бедности, социального неравенства, проблем с экологией и преступностью. Почему же так происходит? Основная проблема заключается в менталитете русского человека, который сам раболепствует перед власть имущими и не борется за обеспечение своих прав. Чтобы доказать это, обратимся к литературным примерам.
Вспомним рассказ А.П. Чехова «Толстый и Тонкий». После долгой разлуки случайно встретились старые друзья. Приятельская беседа согрела сердца героев, но продолжалась лишь до тех пор, пока Порфирий не узнал, что Михаил стал значительным лицом и обогнал его на карьерной лестнице. С этого мгновения даже вид Тонкого изменился: он съёжился от страха и раболепия. Он мгновенно переменил тон и стал относиться к другу так, будто перед ним начальник. Вся его семья поддержала эту перемену и соответствовала ей. Как ни старался Михаил развеять предубеждения, ничего не помогало. Былой теплоты уже не было, зато появились лесть и угодничество. Таковы многие люди в России: они склонны к чинопочитанию и добровольному унижению. Они ни за что не будут требовать уважения к себе и своим правам. Напротив, они сами будут распалять тирана и позволять ему портить их жизнь лишь на том основании, что он выше, а они ниже, и неважно, насколько это справедливо.
Такую же проблему А.П. Чехов затронул в рассказе «Смерть чиновника». Главный герой случайно чихнул на лысину генерала. Он был так сконфужен и напуган, будто задел высшее мифическое существо. Он несколько раз извинился, а потом не смог отпустить это воспоминание и стал вновь и вновь накручивать себя. Он дважды был у генерала в приемной, чем окончательно вывел человека из себя. Услышав его ругань, Червяков настолько был ошарашен, что умер от огорчения. Удивительно, что даже жена поддержала нелепое поведение героя и посоветовала ему отправиться в приемную к генералу. Автор показал, как люди сами доводят себя до смерти, пресмыкаясь и раболепствуя перед начальниками. Как в стране, населенной такими трусливыми идолопоклонниками, может быть хорошо? Они же сами портят свою жизнь.
Таким образом, пока народ будет считать себя маленьким и бесправным, будет позволять помыкать собой и попирать свои законные права, никакие социальные проблемы сами собой не решатся. Чтобы добиться счастья и благополучия, нужно проявить смелость, инициативу и самоуважение. Эти качества помогают выстроить диалог общества и власти, в котором можно прийти к разумному компромиссу.
Количество слов: 375
Публикуем свежие сочинения по поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» для учеников 10 класса.
Да, очень интересное!
40.66%
Да нет, бывали книги и получше
25.27%
Проголосовало: 6751
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Этот рейтинг формируется на основании голосования наших читателей. Примите участие в голосовании: поставьте лайк лучшему на ваш взгляд варианту!
Вариант 1
В центре поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» лежит образ пореформенной России. Некрасов потратил целых двадцать лет, чтобы написать произведение. Скрупулезная работа включала в себя сбор правдивых фактов, описывающих историческую эпоху. Старания были не напрасны: мало кто смог бы описать также тщательно и широко жизнь народа страны. Причем затронуть удалось весь спектр социальных слоев: от царя до крестьянина.
Хотя автор иронизирует в начале поэмы, предлагая читателю самому догадаться о каком годе и стране речь идет. Но по мере прочтения становится понятно, что мы читаем о событиях 1861 года, когда в процессе реформы были «освобождены» крестьяне. Реформа имела противоположный своему предназначению эффект. Не имеющие своей земли крестьяне оказались в еще большей кабале.
Писатель пытается донести до общества тот факт, что жить так дальше нельзя. Крестьяне разорены, они голодны и тяжело трудятся. Поэт не пытается смягчить краски и как-то поэтизировать страдания: он прямо описывает нищету крестьян, их грубые нравы, влияние на их жизни религиозных предрассудков и особенно вред пьянства.
К сожалению, писатель так и не успел завершить произведение. Главный вопрос «Что делает человек счастливым?» так и остался открытым…
Вариант 2
Некрасов без приукрас описал истинное положение простого народа в своей известной поэме «Кому на Руси жить хорошо». Он 20 лет трудился для того, чтобы собрать как можно больше правдивой информации, пообщаться с большим числом представителей разных социальных слоев. Он так и не успел закончить произведение до своей смерти. Но выразил основную мысль: жизнь крестьян не стала проще от того, что была проведена реформа 1861 года. А в некоторых случаях даже стала сложнее.
Подчеркнуть положение крестьян автору удалось в том числе и с помощью такого малозаметного приема, как выбор названия тех мест, откуда были родом крестьяне, искавшие правду. Уезд Терпигорев прямо указывает на то, как много горя приходится терпеть народу. Пустопорожня волость напоминает о пустой жизни и отсутствии надежды у людей. Деревни Заплатив и Дырявино — символ того, что даже на приличную одежду беднякам денег не хватало. Разутого и Знобишево — многие дети даже не имели собственной обуви, а в зимний период приходилось теперь холод. Если случался пожар, людям было не с чего восстанавливать собственное жилище, о чем нам напоминает деревня Горелово. А название Неелово недвусмысленно указывает на недостаток даже простой пищи во многих семьях.
Вот так мастерски и без прикрас автор показывает нам голодную, бесправную и безрадостную жизнь крепостного народа. Что же поменялось в жизни этих людей после реформы? По сути, изменился хозяин: если раньше это был барин, то теперь волостной.
Вариант 3
Николай Алексеевич Некрасов нескрываем того, с каким сочувствием он относится к тем представителям простого народа, которые не согласны мириться со своим бесправием и голодом.
Мир эксплуататоров породил множество жестоких и безпринципных людей. В то же в время в среде крестьян жили те, кто сумел сохранить настоящую человечность и проявлять самопожертвование. Особенно можно выделить таких персонажей, как Яким Нагой, Матрена Тимофеева, Ермил Грин, богатырь Савелий, староста Влас, Агап Петров, семь искателей правды и пр.
Каждый из героев имеет свою цель в жизни, у каждого своя причина отправиться на поиски правды. Но все они вместе демонстрируют общее пробуждение крестьянской Руси, признаки зарождающиеся новой жизни, нового мышления. Самоотверженный настрой хорошо передают слова правдоискателей:
«Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!»
Кажется, в этих словах автор выразил свою собственную мечту, свое видение того, каким должно быть мировоззрение каждого человека: забота о благополучии ближнего.
Вариант 4
Яркие персонажи поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрируют общее положение простого народа. Также они передают настрой разных народных масс, который, скорее всего постепенно и привел спустя несколько десятилетий к революции 1917 года. Хочется обратить особое внимание на двух героев произведения.
Первый герой — это Яким Нагой. Это яркий представитель «праведников» и «правдолюбцев» в крестьянской среде. Он разделяет трудолюбивую и голодную жизнь всего крепостного народа. Но выделяется на фоне остальных своим непокорным характером. Яким работает честно, сохраняет при этом чувство собственного достоинства. Он обладает выдающимся умом и хорошо понимает, в чем причина бедной жалкой жизни крестьянина. Он мастерски описывает состояние «гневной и грозной души» крестьянина, которая ежедневно успокаивается вином.
Еще один заметный персонаж — это Ермил Грин. Он достаточно грамотен — работает писарем. В округе прослыл как справедливый, умный и преданный народу человек. На должности старосты оправдал ожидания людей. Но нельзя сказать, что он идеальный праведник. Пожалев собственного брата, он поставил в рекруты сына Власьевны. Совесть не давала ему покоя, поэтому он чуть было не покончил жизнь самоубийством. Во время бунта он был замечен своим ярким выступлением, за что оказался в тюрьме.
Через эти и другие образы Некрасов предупреждает читателя о том, какие опасные и мощные силы копятся в сердцах обделенных крестьян, что в последствии может привести к большому бунту.
Вариант 5
Поэму можно воспринимать как художественный способ передать обществу собственное понимание автора жизни его страны и народа. Некрасов в названии произведения передает ключевой посыл: а есть ли те, кто действительно чувствует себя хорошо в России? И за этим вопросом как звено в логической цепочки скрывается следующий: что же нужно человеку для счастья?
Сюжет построен вокруг путешествия умудренных опытом крестьян, которые решили найти по-настоящему счастливого человека. Они общаются с представителями разных сословий, но главное внимание обращают на простых мужиков.
Поэма не стесняясь и не боясь всеобщего осуждения откровенно поднимает острую тему: народ освобожден, но стал ли он от этого счастливым? И что еще не хватает людям для полного счастья?
Заметно, что Некрасов уважает тех крестьян, которые в своем сердце отказывают рабской покорности перед господами. Гриша Добросклонов, Савелий, Ермил Грин, Матрена Тимофеева и другие — вот фавориты писателя.
Кажется, что Некрасов нашел для себя ответ на вопрос о том, как достичь подлинного счастья. Он считает, что счастливым становится человек, отдающий себя служению народу. Отдавать себя другим — радость действительно более правдивая, чем эксплуатировать других и отбирать у них последнее. В этом есть доля истины. Но кому именно посвятить свою жизнь и через какое дело реализовать дух самопожертвования — наверное, каждый человек должен принять собственное осознаное решение.
Вариант 6
Поэма твердо заняла позицию центрального места в творчестве русского писателя Н.А. Некрасова. Более тридцати лет усердного труда были вложены в ее написание. Некрасов постарался уложить в произведение множество волновавших его проблем. Но особое внимание хочется уделить художественному мышлению автора, позволившему затронуть самые глубокие струнки души читателей.
Поэма призвана направить внимание читателя на такие абстрактные, но важные понятия, как «счастье», «честь», «свобода» и «покой». Чтобы не отвлекать внимание от этих тем, сюжетная линия представляет собой сборник самостоятельных глав, объединенных лишь одним образом-символов дороги. При этом каждая глава является маленьким самостоятельным и законченным мини-произведением. Таким образом, внимание читателя хоть и следить за развитием сюжетной линии, но не погружается в нее целиком, так как разорванность сюжета не позволяет этого сделать. В то же время общая тематика поэмы сохраняется от корки и до корки.
Таким образом, писатель смог создать новый особый жанр поэмы социально-философской направленности. Свободный язык и уникальный стиль выполнили свою функцию. Даже сегодня, спустя многие десятилетия, мы легко перенимаем образ мыслей Некрасова, проникаемся глубинным смыслом произведения и осознаем причины многих явлений внутри современного общества.
Читать поэму «Кому на Руси хорошо» одновременно легко и приятно и в то же время не каждому будет понятно. Дело в том, что автор умело смог объединить простую народную речь, понятные читателям всех времен образы со сложной философской идеей. Это значит, что если сам текст на его поверхностном уровне читатель уловить может легко, то вот вникнуть вглубь сути произведения способен только хорошо думающий и неравнодушный к людскому горю человек.
Кто-то найдет здесь для себя прекрасный пример стихотворной речи. Автор действительно максимально емко и грамотно выражает свои мысли, задевая глубокие чувства и доходчиво донося мысли. Другой сможет найти среди героев самого себя — настолько разнообразная линия персонажей и сюжетов внедрена в произведение.
Лично мне понравилось тема поиска счастливого человека. Действительно, о том что такое счастье каждый имеет свое собственное представление. Но вот если поставить перед собой задачу и найти по-настоящему счастливого человека, достичь этого будет непросто. Люди до сих пор не смогли найти однозначный ответ на этот вопрос. Можно сказать, что их поиски продолжаются. Хотя что-то мне подсказывает, ответ очень простой и лежит на поверхности…
А какие размышления у вас вызывает это произведение? Расскажите в комментариях!
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
Кому на Руси жить плохо?
«А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, А Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора». Мне кажется, эти слова Сергея Есенина очень точно характеризуют бедственное положение простого народа на Руси. Действительно, большинство людей на Руси страдает по многим причинам. Во-первых, из-за страшных условий проживания и бедности. Во-вторых, государство просто не оказывает поддержку простому населению, нарушает их права. Я думаю, что на Руси живут плохо как крестьяне, так и просто добрые и отзывчивые люди. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
В рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор» у главной героини Матрены была тяжелая судьба. Она должна была выйти замуж за Фаддея, но он пропал на фронте. Матрене пришлось выйти замуж за его младшего брата. Дети Матрены умерли в младенчестве, а муж в итоге погиб на фронте. Тогда главная героиня взяла на воспитание девочку Киру. Главная героиня часто помогала своим соседям собирать урожай. Раз в шесть недель Матрена кормила пастухов мясом, которое сама себе позволить не могла. Я уверен, что Матрена живёт не для себя, а для других. У неё не возникает мысли отказать в помощи даже в те моменты, когда сама нуждается в этом. Судьба Матрены трагична. Несмотря на всю свою доброту, Матрена живет плохо. Она погибает на железнодорожных путях, помогая Фаддею перетаскивать половину своего дома, которую завещала Кире.
Приведу ещё один литературный аргумент. Обращусь к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. В самом начале произведения семеро крестьян из разных деревень затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского народа? Крестьяне упорно хотели найти счастливца на Руси. Они высказывали свои предположения и пришли к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп и царь. В поэме представлены тяжелые судьбы крестьян. К примеру, история жизни Якима Нагого очень просто и трагична. Он жил в Петербурге, но разорился и попал в тюрьму. После это вернулся в деревню и принялся за тяжелую работу. Герой тянется к пьянству, потому что в его жизни нет ничего хорошего. Тяжелая судьба была и у Матрены Тимофеевны. Она терпела унижения и различные трудности на работе. Вера в бога помогла Матрене пережить тяжелые моменты в жизни. Герои поэмы Некрасова живут плохо, но не перестают искать свое счастье.
В заключение я хочу сказать, что государство виновато в бедности и трудной жизни простого народа. Никакие социальные проблемы сами не решаются. Необходима помощь и поддержка со стороны власти. Простому населению остается только верить и искать свое счастье!