1
Кому писал письмо Ванька Жуков в рассказе А.П.Чехова?
- дедушке
- бабушке
- матушке
- тётушке
4 ответа:
1
0
Это произведение Антона Павловича Чехова, знакомо пожалуй каждому с детства.
Ваньке Жукову, сочувствовали наверное все, и его откровения переживались всеми очень близко. Его тоска по родной деревне, родному дому, единственному родному ему человеку, не могла не трогать читателя. Не хитрое изложение мыслей подкупало своей простотой и добротой… Не было у этого мальчики ни Матушки, ни Бабушки, ни Тетушки…
Писал Ваня письмо своему ДЕДУШКЕ в деревню. А звали дедушку Константин Макарович…
Очень трогательное произведение. Я почему то долго думал после его прочтения «Так получил ли дедушка это письмо? Забрал ли он Ваньку?»
1
0
Главный герой трогательного рассказа Чехова «Ванька» — глубоко несчастный мальчик, которого отдали «в люди». Этот сиротинушка чувствовал себя совершенно одиноким, а жилось ему несладко.
Мальчика частенько обижали, плохо кормили, иногда ругали нехорошими словами и рыбой в него тыкали. Поэтому перед Рождеством Ванька отважился написать письмо единственному родному человеку, который жил в деревне.
Послание было адресовано дедушке Константину Макарычу, в нем мальчонка просил старика увезти его домой. К сожалению, письмо вряд ли найдет старика, поскольку конкретный адрес Ваня не написал.
Верный ответ разместился на первой строке списка возможных вариантов, и это: «дедушке».
0
0
Честно говоря трудно быть равнодушным к письму Ваньки Жукова. Ведь как говорится не от хорошей жизни он писал письмо своему дедушке Костантину Макарычу. Да именно Макарычу , а не Макаровичу.. Ведь в России тогда не только дети были малограмотными.
Так что правильный ответ это дедушке. А вот как выглядело это письмо.
0
0
Ответить на ваш поставленный вопрос достаточно легко. Я точно знаю ответ кому писал письмо Ванька Жуков. Написал данное произведение Антон Павлович Чехов.
Ванька Жуков писал письмо своему дедушке в деревню. Достаточно трогательное получилось произведение.
Читайте также
Для того, чтобы ответить на данный вопрос стоило лишь прочитать критику современников на эти рассказы, так вот что говорили по поводу из одного из них:
1 А. Л. Волынский (1861 -1926):
2 И. Е. Репин (1844 -1930):
3 Н. С. Лесков (1831 -1895):
Как видим речь идёт о рассказе » Палата № 6 «, который впервые напечатан в 1892 году в журнале » Русская мысль «.
В нём речь идёт о двух жителях провинциального городка Рагина и Громова, врача и пациента, которые хотя и совершенно разными путями, но попадают в палату для умалишенных, откуда им уже не выйти. Это произведение воспринималось современниками как символическое обобщение русской жизни.
Так что ответом на данный вопрос следует считать вариант Палата №6.
Доктор Рагин — изначально неплохой врач, но его усердие довольно быстро сменяется индифферентностью по отношению
и к больным, и к своим обязанностям. Он придерживается следующих взглядов: ничего не изменить и даже пытаться не стоит, больные были, есть и будут, всех не вылечить, а значит, нечего и стараться.
Побеседовав однажды с Иваном Дмитричем Громовым, пациентом палаты № 6, он начинает считать того единственным умным человеком в городе и регулярно общаться с ним.
А тем временем молодой врач Хоботов хочет занять место главврача, то есть Рагина, и с его легкой руки окружающие постепенно принимают Рагина за сумасшедшего — ведь он постоянно разговаривает с душевнобольным Громовым!
В результате несложной интриги Рагин сам попадает в палату № 6… и вот тогда только понимает, каково это — примириться с существующим положением дел и ничего не менять. И в отличие от Громова он даже не в состоянии жить здесь достаточно долго: Рагин умирает на следующий день после помещения его к сумасшедшим…
Основная мораль рассказа «Каштанка» Чехова — это «синдром заложника». Рыжая собака с детства жила в семье столяра Луки Александровича и его сына Федюшки. Там собаку били, не кормили, пинали, но она хранила верность и преданность им.
Однажды разговор трех приятелей, коротавших время в обществе друг друга, зашел о любви. Хозяин дома, Алехин, привел в пример красивую девушку Пелагею, которая, по какой-то неизвестной причине, была влюблена в смутьяна и пьяницу повара Никанора. Не в состоянии объяснить превратности любви, Алехин вдруг рассказал приятелям о своей самой большой в жизни любви.
Когда он только переехал жить в деревню, то с головой погрузился в работу — нужно было отрабатывать долги, которые тяжелым бременем висели на имении.
Так случилось, что его избрали мировым судьей и время от времени ему приходилось ездить в город на заседания. Там он познакомился с Лугановичем, который пригласил его на обед.
Встреча с женой Лугановича потрясла Алехина, но потом пришли летние хлопоты и до поздней осени Алехин был целыми днями занят.
Случайная встреча в театре с Анной Алексеевной (так звали жену Лугановича) вызвала к жизни целый вихрь чувств. Теперь посещения гостеприимного дома стали более частыми.
Муж и жена всегда с радостью приветствовали гостя.
Так прошло несколько лет: встречи, робкие взгляды и спрятанные глубоко чувства. Все, что мог позволить себе Алехин — это мучиться одним-единственным вопросом — почему Анна досталась Лугановичу, а не ему.
Вскоре Лугановича перевели в другую губернию, Анна собиралась в Крым — поправить расшатавшиеся нервы.
Провожая ее, в купе поезда, Алехин впервые за эти несколько лет не сдержался и обнял ее. Слезы брызнули из глаз Анны, несколько минут они стояли, почти счастливые.
Поезд тронулся, Алехин оставил ее, доехал в соседнем купе до следующей станции и пошел пешком в свою деревню.
Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова.Думаю, что здесь, в этом произведении явно прослеживается аллегория с людьми, власть имущими в России, но совершенно некомпетентными, непрофессиональными и корыстными, прикрывающие собственные некомпетентность и непрофессионализм какими-то внешними атрибутами (элементы одежды Курятина и сигара) и пространными рассуждениями ни о чём (разглогольствования Курятина о том, какая важная и сложная вещь хирургия).
Явно Курятин хочет представить себя человеком такого статуса и таких знаний, чтобы произвести впечатление на окружающих. На самом же деле, есть подозрения, что никаких знаний и навыков у Курятина нет, а знаний и тем более нет.
Касаемо же дьячка- налицо его двойственность. Как только ему стало больно, он тут же забыл о благочестивости и всепрощении и начал посылать проклятия на голову фельшера Курятина.Явная аллегория на большие церковные чины, которые раотают на власть.
Всё это, конечно же, было актуально в царской Российской империи и к современной России отношения не имеет.
Тольк моё мнение.
Оригинал этого произведения
читается всего за 8 минут.
Рекомендуем прочесть
его без сокращений, так интереснее.
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота. Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.
Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его. «А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».
Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал». Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину. «Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех … у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки.
Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»…
Экранизация 🎥
Аудиокнига
Читайте также
-
Мальчики
Антон Чехов · рассказ
Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс. Володя представил своего друга Чечевицына…
-
Крыжовник
Антон Чехов · рассказ
Мелкий чиновник полжизни копит на маленькое поместье, голодает. Наконец, его мечта исполняется, и чиновник превращается в толстого, самодовольного барина, самоуверенно рассуждающего о нуждах народа.
-
Спать хочется
Антон Чехов · рассказ
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель и чуть слышно поёт колыбельную. Ребёнок плачет и не засыпает, Варьке хочется спать, но если она заснёт, хозяева прибьют ее…
-
Каштанка
Антон Чехов · повесть
Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессировать псину, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними.
-
Вишнёвый сад 🌸
Антон Чехов · пьеса
Имение разорённой вдовы выставили на торги. Купец посоветовал ей вырубить сад и сдать землю в аренду. Она против: без сада она не видит свою жизнь. Тогда он выкупил имение и сам реализовал свой план.
-
Тарас Бульба ⚔️
Николай Гоголь · повесть
Война с поляками. У старого казака два сына. Один влюбился в полячку и перешёл на сторону поляков — отец выследил его и убил. Второй отважно бился и погиб в плену — за него отец мстил до самой смерти.
-
Человек в футляре ⚰️
Антон Чехов · рассказ
Учитель гимназии, боящийся всего на свете и живущий согласно распоряжениям начальства, решает жениться. Долгое сватовство извлекает учителя из его «футляра», и он умирает, испугавшись реальной жизни.
-
Лошадиная фамилия
Антон Чехов · рассказ
Желая помочь генералу справиться с зубной болью, все вспоминают забытую приказчиком «лошадиную фамилию» чиновника, заговаривающего зубы.
-
Детство 👊️
Максим Горький · повесть
У мальчика умер отец. Вместе с матерью они переехали к жестокому, жадному деду и доброй бабушке. Мать вышла замуж и умерла после родов. Дед не захотел кормить внука-сироту и выгнал его из дому.
-
О любви ❤️
Антон Чехов · рассказ
Бедный помещик и жена его приятеля много лет любили друг друга, но боялись признаться в своей любви, считая, что недостойны её. Только расставаясь навсегда, они поняли, какие мелочи мешали им любить.
-
Ионыч 💰
Антон Чехов · рассказ
Молодой врач поселился в провинции, влюбился в девушку из творческой семьи. Но та ему отказала, а семья оказалась обывателями, как и весь город. Доктор погряз в скуке, располнел, стал грубым и жадным.
-
Гуттаперчевый мальчик
Дмитрий Григорович · повесть
За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным…
Рассказ про девятилетнего мальчика-сироту Ваню, которого отдали в ученье к сапожнику в Москву. В ночь под Рождество он пишет письмо своему дедушке, который живет в деревне и служит сторожем. Ваня жалуется на тяжелую жизнь и просит деда забрать его.
Ванька читать
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых.
Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.
Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.
— Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку. Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:— Отдирай, примерзло! Дают понюхать табаку и собакам.
Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом…
Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.
А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя.
А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул. «Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит.
И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время!
И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой… Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц… Дед не может чтоб не крикнуть:— Держи, держи… держи! Ах, куцый дьявол!Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее… Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…
(Илл. Гальдяева В.)
❤️ 103
🔥 65
😁 68
😢 85
👎 61
🥱 68
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Рассказ «Ванька», который Чехов написал в 1886 году, – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ваньки» для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.
Содержание
- Основные персонажи рассказа
- Чехов «Ванька» в сокращении
- Короткий пересказ «Ваньки» Чехова
- Сюжет рассказа «Ванька» с цитатами
- Аудио прочтение Ванька Чехов
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.
Другие персонажи:
- Константин Макарыч – дед Ваньки, веселый, очень добрый, работает ночным сторожем.
- Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.
Чехов «Ванька» в сокращении
А. П. Чехов «Ванька» краткое содержание для читательского дневника:
Ваньку после смерти матери отправляют на обучение к сапожнику в Москву. Спустя 3 месяца, в канун Рождества, он пишет письмо деду и просит забрать его обратно в деревню.
Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедом рубили елку и несли по морозу. Как дедовские собаки вертелись у печи. Как барышня угощала его сладостями и выучила письму, а также кадрили.
Он жалуется, что здесь с ним плохо обращаются и мало кормят, сапожник выпорол его за то, что уснул, укачивая ребенка, а жена сапожника ударила, потому что он чистил селедку с хвоста.
Наконец он кладет письмо в конверт, в адресе пишет «деревня», а адресата — «дедушке», опускает в почтовый ящик и спокойно засыпает.
Вывод:
Детская непосредственность легко отображает мир. У детей всё просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Этот рассказ учит детей, что нужно ценить родителей и родных, близких людей, а взрослых — быть добрыми к детям, ведь они так ранимы и требуются во внимании и любви.
Короткий пересказ «Ваньки» Чехова
Краткое содержание «Ванька» Чехов:
Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.
В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.
С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.
Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.
Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.
В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.
Главная мысль:
Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться. Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.
Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Спать хочется» А. П. Чехова:
Сюжет рассказа «Ванька» с цитатами
«Ванька» Чехов краткое содержание с цитатами из произведения:
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота.
Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.
Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его.
«А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».
Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину.
«Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех … у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
анька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»…
Аудио прочтение Ванька Чехов
Короткая и умиляющая история, которая не может оставить равнодушным ни одного читателя, читается за минуту в кратком содержании рассказа «Ванька» для читательского дневника и за 10 минут в полной версии.
Предыдущая
Краткое содержаниеКраткое содержание рассказа «Спать хочется» А. П. Чехова
Следующая
Краткое содержаниеКраткое содержание рассказа «Встреча» М. Зощенко
На чтение 5 мин Просмотров 4.8к. Опубликовано 23.01.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Ванька» менее 1 минуты и подробно за 2 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Ванька»
Юный подмастерье Ваня Жуков страдает от жестокости мастера – грубого и глупого сапожника Аляхина. Мальчик больше не в силах выносить ежедневные побои и пишет письмо дедушке Константину Макарычу, деревенскому сторожу в поместье Живаревых.
Ванька жалуется деду на судьбу, вспоминает покойную мать Пелагею и добрую барышню Ольгу Игнатьевну Живареву. Герой грезит о возвращении домой, о Рождестве и о встрече ласковыми собаками – старушкой Каштанкой и озорником Вьюном.
Мальчик подписывает конверт по-своему, без адреса, и бросает его в почтовый ящик. Ванька всем сердцем надеется на лучшее и не подозревает, что его письмо никогда не дойдет до любимого дедушки.
Главный герой и его характеристика:
- Ванька Жуков – сирота, 9-летний подмастерье сапожника, наивный, трудолюбивый, добрый мальчик. Воспитывался дедушкой Константином Макарычем в поместье Живаревых, после смерти мамы отправлен в Москву на служение к Аляхину, от которого терпит постоянные побои. С теплом вспоминает о родной деревне и пишет письмо дедушке с просьбой забрать его из дома тирана.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Константин Макарыч – худощавый старик лет 65, ловкий и юркий весельчак с пьяными глазами, дедушка Вани, сторож в поместье Живаревых. Держит при себе двух собак, носит просторный тулуп, любит болтать с крепостными девицами и нюхать табак.
- Аляхин – злой сапожник, мастер и учитель Ваньки. На пару с супругой бьет и сурово наказывает безобидного сироту за любую оплошность.
- Ольга Игнатьевна – барышня Живарева, любимица Ваньки, хозяйка Константина Макарыча. Угощала мальчика сладостями и от скуки обучила его грамоте. Отправила героя к Аляхину на обучение профессии сапожника.
- Пелагея – мама Вани, служанка Ольги Игнатьевны, скончалась молодой.
- Каштанка и Вьюн – питомцы Константина Макарыча. Первая собака старая и покорная, второй – непоседливый кобель с длинным телом и черной шерстью, постоянно шалит, за что несет наказания, но стойко выживает.
Краткое содержание рассказа «Ванька» подробно
Ваня Жуков 9 лет от роду поступил в подмастерья к сапожнику Аляхину. Улучив момент, мальчик пишет письмо своему дедушке Константину Макарычу. Старик служил сторожем в имении Живаревых, днем спал или болтал с кухарками, а по вечерам дежурил со своими собаками Каштанкой и Вьюном.
Каштанка стара и покладиста, а Вьюн любит шалить, кусаться и воровать, за что ежедневно получает «на орехи». Константин Макарыч единственный родственник Вани, добрая мама мальчика Пелагея скончалась молодой.
С маленьким учеником сапожник обращается очень грубо. Всю ночь заставляет качать люльку с младенцем, а за любую провинность сечет ремнем или бьет, чем под руку подвернется. Однажды колодкой так приложил, что Ванька едва пришел в себя.
Кормят ы плохо: утром и вечером по корке хлеба, днем – миску каши. Другие ученики не принимают сироту. Ребята постарше гоняют его в кабак за водкой и в хозяйский огород за огурцами. Ваню за воровство с грядок еще сильнее наказывают.
Мальчик в письме рассказывает о своих злоключениях и слезно молит дедушку забрать его из Москвы в деревню. Клянется, что в благодарность будет до самой смерти защищать Константина Макарыча и молиться о его душе.
Герой вспоминает зимние прогулки с дедом в лес по дрова, грезит о скором Рождестве и хочет выпросить у хозяйки поместья Ольги Игнатьевны позолоченный орешек. Раньше мама Пелагея работала служанкой у Ольги.
Барышня всегда была добра к Ваньке, с малых лет учила его грамоте и заморским танцам.
Мальчик с трепетом дописал письмо. Не зная адреса, он вывел на копеечном конверте «на деревню дедушке, Константину Макарычу» и с надеждой бросил его в почтовый ящик.
Кратко об истории создания произведения
Печальный рассказ Антона Павловича Чехова был написан в 1886 году и опубликован в «Петербургской газете». Критики усмотрели в рассказе отсылки к детству самого автора и к рождественским сказкам известных европейских писателей.
При жизни Чехова рассказ выходил в двух сборниках «Рассказы» и «Детвора», а также был переведен на несколько языков и включён в учебное пособие для начальной школы.
Интересные факты о произведении
- Антон Чехов в письмах к брату вспоминал, что «в детстве у них не было детства», а «жесткость и ложь исковеркали нашу юность…». На основании этих записок предполагают, что Ваньку автор списал с собственного детского образа.
- По другой версии Ванька был списан с родственника писателя. Он отдал сына «в люди» к жестокому купцу, который нещадно эксплуатировал детский труд. Зная о страданиях ребенка, отец признавался в собственной беспомощности.
- Золотой орешек, о котором грезил юный Ванечка, отсылает читателей к рождественским чудесам, о которых мечтают дети в сказках популярных писателей.
Анализ рассказа «Ванька» (А.П. Чехов)
Автор: ·
Опубликовано 30.01.2020
· Обновлено 30.01.2020
Страна. Большая и немытая. Ребенок. Совсем кроха, потому и чист. Подобный тандем, невероятно актуальный для царской России, довольно часто встречается на страницах произведений малой прозы А. П. Чехова. Образ несчастного неприкаянного ребенка был для великого писателя полностью автобиографичным. Хоть Чехов и никогда не артикулировал того, что не испытал наивного и чистого детского счастья. Однако сложно представить, что счастье соседствует с запахом тухлой рыбы и соленым привкусом слез, стекающих по щекам. Однако биография Чехова и истории жизни его героев доказывают нам обратное. Ярким тому примером является рассказ А. П. Чехова “Ванька”, анализ которого представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая провести недетский разговор о детском несчастье.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть: о чем произведение?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит?
- 9 Критика
История создания
Читатель впервые увидел “Ваньку” на страницах “Петербургской газеты” в канун наступающего 1887 года. Произведение неслучайно оказалось именно в предновогоднем выпуске: главный герой готовит письмо своему Дедушке в Рождественский сочельник, да и все произведение в целом исполнено атмосферой досадной непричастности к светлому празднику, которую могло разделить великое множество людей. Атмосфера эта показывается автором под самым острым, сентиментальным углом — детским.
В это время Чехов был увлечен детской психологией: по-видимому, первые ласточки страшной болезни отсылали писателя к воспоминаниям о собственном детстве, настолько несчастном, что оно поставило столь ранний крест на его здоровье. В детстве он работал у отца в лавке и от переработки часто болел. Эти обстоятельства стали благоприятной почвой для развития чахотки, от которой и умер писатель.
Особенно интересовал Чехова “третий период детской психики” — этап жизни, когда ребенок начинает самостоятельно отличать добро ото зла, впервые проливает не слезы каприза, а слезы, вызванные несправедливостью, болью, жалостью. Таковым персонажем становится не только Ванька Жуков, но и Варька (героиня рассказа “Спать хочется”), Володя (из “Мальчиков”), Гриша (герой одноименного рассказа) и прочие — список можно продолжать долго. Но это излишне, потому как в значимости темы детства для Чехова мы уже убедились.
Отдельных слов заслуживает также вопрос о том, кто стал прототипом Ваньки Жукова.
- Существует теория о том, что в образ несчастного мальчика Чехов вместил собственный опыт и чувства. И Ванька, и Антоша Чехов были одинаково несчастны: разве что один из них был вынужден проводить детство в окружении обувных колодок и господских сапог, другой — наш классик — среди зловонной рыбы и запачканных прилавков.
- Сторонники другой теории настаивают на том, что прототипом многострадального мальчика стал родственник Антона Павловича — Михаил, отданный отцом на обучение ремеслу в дом купца Гаврилова. Очевидно, что детство человека, столь рано отданного “в люди”, не пестрило яркими воспоминаниями. Единственное, что пестрило тогда — отметины от розог и синяки, зарабатываемые всеми, заслуженными и незаслуженными, способами.
Жанр и направление
Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.
Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.
- Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс.
- Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку.
Суть: о чем произведение?
Рождественский сочельник. В доме сапожника Аляхина пусто: семья хозяина ушла на заутреню, оставив на хозяйстве Ваньку Жукова — 9-летнего ученика Аляхина. Убедившись, что все ушли, мальчик садится на колени перед лавкой и начинает писать письмо, которое он адресует своему дедушке — Константину Макарычу.
В письме Ванька описывает ужасы жизни в доме сапожника. Рассказывает о том, как его избивает то шпандырем, то обувной колодкой, хозяин, как унижает его хозяйка, тыкая в лицо рыбьей головой. Упоминает и о насмешках со стороны подмастерьев, которые гоняли мальчика за водкой и солеными огурцами из хозяйской бочки.
То и дело переводя взгляд с письма на отражающееся в оконном стекле пламя свечи и обмакивая перо в чернила, Ванька представляет себе родную деревню. Сначала деда с собаками Вьюном и Каштанкой, шагающего вокруг усадьбы по свежему снегу, который серебрится под невероятно чистым небом, в котором видны звезды и млечный путь, будто бы отполированный к Рождеству. Потом в его памяти всплывают картины зимнего леса, в который они ходили когда-то с дедушкой за рождественской елкой для господского дома. Последнее, что видится Ваньке — то, как любимый дедушка сидит, свесив ноги с печи, и читает письмо, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.
В своем письме Ванька рассказывает и о подробностях московской жизни, которые для него, как для деревенского мальчика, кажутся диковинными. Он описывает рыболовные и охотничье магазины, со множеством снастей и ружей, мясные лавки, полные лесной дичи, не таких резвых коней и не таких злых собак.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Ванька» перечислены в таблице:
Ванька, главный герой рассказа. | Девятилетний мальчик, проходящий уже третий месяц обучение ремеслу у сапожника Аляхина. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе. |
Константин Макарыч, дед Ваньки. | «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Работает сторожем у господ Живарёвых: дни проводит на печи в окружении табачного дыма, ночью — выполняет свои прямые обязанности, ходит с колотушкой в окрест усадьбы. Все счастье его жизни составляет запах табака, тепло печи, непринужденные разговоры с дворней. Кроме того, что он — единственный родной человек, он еще и самый близкий для мальчика друг и товарищ, с которым у нашего героя связано множество светлых мальчишеских воспоминаний. |
Аляхин, сапожник. | Деспотичный мещанин. Содержит домашнюю кожевенную мастерскую, берет на обучение подмастерьев, давая им возможность обучаться ремеслу и получать хоть и скудные, но средства для существования. Этим его благодетель заканчивается. Люди, которые желали оказаться под его надежным наставническим крылом, оказались под его надменным сапогом: паек подмастерьев скудный (из-за этого они заставляют Ваньку воровать огурцы из хозяйской бочки), а по отношению к главному герою применяется незамысловатое, но жестокое насилие: бедному мальчику то обувной колодной в голову прилетит, то достанется шпандырем по мягкому месту за малейшую повинность. |
Аляхина, супруга сапожника. | Хозяйка дома, подобно мужу, ограниченная и деспотичная мещанка. Из методов обучения Ваньки прибегает к самым непедагогичным. Тыкать в лицо ребенку рыбой за то, что тот начал неправильно ее чистить — метод хоть и действенный, но неоправданно дикарский. Однако Аляхина — глупая женщина, которую мало заботят чувства отданного ей на попечение ребенка. Этим и объясняется ее примитивная беспричинная агрессия. |
Ольга Игнатьевна Живарёва, барыня. | Добродетельная помещица, хозяйка господского дома, при котором поставлен сторожем дедушка Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна, как пишет Чехов — “Ванькина любимица”, она кормила Ваньку леденцами, пока его мать, работавшая горничной, хлопотала по хозяйству. Именно госпожа Живарёва выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, что было выдающейся способностью для крестьянского мальчика. Доброта этой женщины бесхитростна и естественна, скромна и благодетельна. |
Пелагея, покойная мать Ваньки. | “Нету у меня ни отца, ни матери” — пишет деду Ванька. Про мать Ваньки известно мало: работала горничной у господ Живарёвой, была близка к барыне, раз она хотела уделять время Ваньке. Чехов умалчивает о причине смерти Пелагеи, ровно как и о ее человеческих качествах, видимо из желания не превращать свой рассказ в мелодраму. |
Темы
Тематика рассказа «Ванька» заняла и так много Вашего времени, но если Вам не хватило какой-либо темы, то Многомудрый Литрекон с удовольствием ее добавит, когда увидит указание на это в комментариях.
- Тема надежды. Основная тема рассказа, обосновывающая, кажущиеся максимально наивными, действия главного героя. За 3 месяца пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он отрекся от идеи справедливости и доброты. Так бы и было, не будь он еще ребенком. Потому как основа детского мировоззрения — любовь, которую, как известно, не изжить ничем. Но Ванька свято верит в чуть ли не сакральный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, полную веры душу, перспективы на счастье которой, однако, едва ли прослеживаются.
- Тема детства. Как уже говорилось выше, тема детства была обожаема Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный за детство, помог ему стать здравомыслящим, эмпатичным человеком и гениальным писателем гораздо раньше не уступавших ему по таланту современников. В “Ваньке” тема детства раскрыта в контексте “сиротства”, т.е. на примере отсутствия детства у мальчика, Чехов доказывает необходимость педагогических и социальных вложений со стороны общества, обязанного обеспечить детям то, чего они заслуживают.
- Тема мещанства. Раскрывается автором за счет таких персонажей, как Аляхин и его супруга. Аляхины — пример людей, практикующих чуть ли не первобытные подходы ко всему: ведению домашнего хозяйства, воспитанию, обучению. Сложно представить, чему, кроме обувного дела и ненависти, может обучить Ваньку Аляхин. Его мировоззрение ограничено теми опрощенными морально-этическими нормами, которые приняты в ремесленнических кварталах Москвы, в которых, во основном из-за тяжелых условий труда и бедности, образовалась обособленная культура взглядов на остальной мир, полный неблагодарных и высокомерных потребителей.
- Тема агрессии. Она раскрыта Чеховым своеобразно: Аляхины ни разу не имели объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее, Ваньке приходилось терпеть побои и унижения, незаслуженно ему адресуемые. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в любом человеке и активно руководят действиями безвольного тела, не имеющего должного эмоционального интеллекта, позволяющего их сдерживать.
Проблемы
Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.
- Проблема “бездествия”. Проблема сиротства и беспризорничества стояла в Российской империи, без преувеличения, остро. Однако нужно брать во внимание, что не только дети, не имевшие никакого попечения, были лишены детства: деспотизм со стороны родителей и опекунов терпело, как ни прискорбно, еще большее количество детей (мы можем лишь догадываться о точных числах). Тому примером является наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы лучше для него: нищенствовать в деревне, терпеть увечья от Аляхина, воспринимая это к себе обращение как нормальное, или жить сиротском доме в окружении несчастных и обездоленных ровесников.
- Проблема жестокости и равнодушия. Чехова, как моралиста, чрезвычайно беспокоит процесс поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Фатальность перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере взаимоотношений безнадежно несчастных и обозленных взрослых с ребенком, чью чистую душу, полную доверия и тепла, их поступки и проявления слабости деформируют и уродуют — делают похожей на свою.
- Проблема несправедливости. Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, издавна принадлежит к разряду хрестоматийных. Эта тема поднималась Чеховым ни раз, будучи подкрепляема печальными подробностями его биографии. Подчеркивая, что природа мира априори несправедлива, он писал: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».
Основная идея
Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».
В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный. И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать. Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц.
Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов?
Чему учит?
Очевидно, что на момент публикации рассказа, он был предназначен для немногочисленного пласта людей, желающих заглянуть на Ту сторону жизни, без лоска и чистых фраков. «Ванька» заставляет задуматься о том, как живут бедные дети, не одаренные судьбой и родительским попечением. Он учит тому, что сироты нуждаются к сочувствии и достойны лучшего обращения.
Какое-то время спустя “Ванька” стал демонстрацией советскому школьнику прелестей его положения в мире социализма, явной противоположностью которого является алчный мир, в котором приходится жить бедному Ваньке. Советские учителя находили в нем идеологические нравственные уроки: жизнь при царе была жестокой и несправедливой, а в советской России каждый ребенок живет в достойных условиях.
Сейчас же, “Ванька” — если не панацея, то рекомендательное письмо к наглеющему поколению потребителей, не осознающих своего благополучия: ребенок, какие бы блага он не получал, должен осознавать их ценность и сопоставлять их со своим поведением, ведь лучшего заслуживает только тот, кто умеет ценить и эффективно применять то, что он уже имеет. Такова современная мораль рассказа «Ванька».
Критика
Рассказ Чехова был встречен неоднозначными отзывами, среди которых преобладали все же критические высказывания о неудачном раскрытии образа деревни, деревянной заурядности персонажей, заезженности и очевидности их проблем.
Так, журнальным авторитетом того времени, Константином Медвецким рассказ был расценен как “эскизик” и “пустячок”. Во многом, как Медвецкого, так и его сторонников, не удовлетворяла та заурядная сентиментальность, на которой построено все повествование: Чехов будто бы выжимал из своего чуткого читателя скупую слезу.
Однако острота социальной повестки, изложенной в рассказе, гарантировала ему одобрение со стороны множества критиков. Особенно это отмечал Ф. Е. Патковский, не раз превозносивший значимость гражданской составляющей прозы, как литературного явления.
Многими критиками было отмечено и то, как деформировано в “Ваньке” авторское восприятие жизненной справедливости: Александр Богданов (больше известный по псевдонимом А. Волжский) писал о том, как “Ваньке” перманентный Чеховский позитивизм и балагурство сменились вдруг меланхолией.
Не секрет, что особо высоко о краткости и таланте Антона Павловича высказывался самый многотомный русский писатель — Л.Н. Толстой. Исключением не стал и “Ванька”, внесенный им в список “особенно выдающихся” рассказов Чехова, в многом из-за образа главного героя, чье излитое на бумагу горе безумно умилило Толстого.
Автор: Иван Лейтман
Метки: 4 класс5 классАнтон Чеховразборрассказ Ванька
Читайте также:
«Ванька» читательский дневник
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Ванька» – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей.
Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Ванька
Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1886 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.
Константин Макарыч – дед Ваньки, весёлый, очень добрый, работает ночным сторожем.
Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.
Сюжет
Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.
В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.
С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.
Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.
Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.
В конце письма Ванька стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замёрзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес: На деревню дедушке».
Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.
План пересказа
- Ночь перед Рождеством.
- Ванька пишет письмо деду.
- Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
- Счастливые воспоминания Ваньки.
- Описание Москвы.
- Ванька умоляет деда забрать его.
- Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
- Безмятежный сон Ваньки.
Главная мысль
Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.
Чему учит
Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.
Отзыв
Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.
Пословицы
- Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
- Всё хорошо, что хорошо кончается.
- Всякому терпенью бывает конец.
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, как он вспоминал счастливые деньки в родной деревне.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина Валиуллина
10/10
-
Валентина Ященко
6/10
-
Валентина Скуратова
10/10
-
Лера Куципалова
10/10
-
Матвей Дедаев
10/10
-
Ольга Смирнова
10/10
-
Ольга Хайруллина
10/10
-
Елена Королюк
10/10
-
Евгений Романюк
10/10
-
Елена Федотова
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
А какую оценку поставите вы?