Кому погорельский посвятил сказку черная курица или подземные жители

План урока:

Краткая биография А. Погорельского

Сюжетная линия повести

Образ главного героя Алеши

Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»

Краткая биография А. Погорельского

История создания первой русской сказочной повести с оригинальным сюжетом «Черная курица, или Подземные жители»

Антоний Погорельский – это литературный псевдоним автора фантастической детской повести «Черная курица,или Подземные жители», который писатель взял по названию усадьбы Погорельцы Черниговской губернии, где он проживал.  Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он родился в 1787 г. в Москве. Алексей был внебрачным сыном министра народного просвещения графа Алексея Разумовского и Марии Соболевской, дочери учителя верховой езды. В этом союзе, продлившемся более 30 лет, родилось 10 детей. Граф Разумовский для своих незаконнорожденных детей добился от государя прав дворянства, фамилия им была дана по названию усадьбы Перово, где жили. Все дети получили прекрасное домашнее образование. Алексей с детства писал небольшие рассказы.

Алексей Перовский стал одним из самых образованных людей своего времени. В 1805 г. Алексей поступил в Московский университет, университетский курс освоил за два года. Еще студентом перевел на немецкий язык повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза». Первыми публикациями его были труды по биологии. Перовский стал членом нескольких научных и литературных обществ. В 1807 г. получил звание доктора философских и словесных наук. После университета служил в одном из департаментов Сената, в 1812 г. стал секретарем министра финансов.

Службу оставил из-за начавшейся войны с Наполеоном, записался в ряды добровольцев. Принял участие почти во всех сражениях Отечественной войны 1812 г., участвовал в заграничных походах, был награжден орденами за отвагу и храбрость. После войны до 1816 г. проживал в Германии, изучал творчество немецких романтиков, познакомился с писателем Э.Т. Гофманом. После возвращения поселился в Петербурге, занимался переводами, посещал литературное общество «Арзамас», где познакомился с А. Пушкиным. В 1820 г. написал две остроумные статьи в защиту поэмы «Руслан и Людмила», высмеяв критиков, которые назвали поэму Пушкина «грубой и простонародной». В 1820-х годах написал четыре повести с фантастическими сюжетами. В 1825 г. опубликовал новеллу «Лафертовская маковница», которая была создана под влиянием новелл Гофмана и стала первым русским произведением в духе фантастического романтизма. Ее героиня, старая торговка лепешками, была всесильной колдуньей, черный кот старушки Мурр мог перевоплощаться в титулярного советника[1] Мурлыкина. В 1828 г. Погорельский выпустил целый сборник фантастических новелл. Вокруг писателя всегда царила творческая атмосфера, он дружил со многими литераторами:А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, К.Ф. Рылеевым, П.А. Вяземским, И.С. Тургеневым и др.

Своей семьи Алексей Перовский не создал, но был дружен со своей сестрой Анной Алексеевной Толстой, с которой воспитывал ее сына Алешу, фактически заменив ему отца.Вместе с сестрой и ее сыном много путешествовал по Европе, в Германии встречался с поэтом Иоганном Гете. Для племянника Алеши Толстого он в 1829 г. написал нравоучительную сказку «Черная курица, или Подземные жители». Одиннадцатилетний Алеша стал прототипом[2] главного героя.

Благодаря дружбе с В.А. Жуковским, который был наставником царевича, Алешу Толстого в 1829 г. представили императору и его семье. Мальчик подружился со своим ровесником Сашей Романовым, будущим императором Александром II. По выходным дням его привозили во дворец для игр с наследником престола. Перовскому не хотелось, чтобы племянник зазнался, потому в форме сказки дал множество мудрых наставлений для самовоспитания. Впоследствии мальчик стал известным поэтом, драматургом и писателем Алексеем Константиновичем Толстым. Для Александра II он остался близким другом на всю жизнь.

В конце 1820-х Перовский вернулся на государственную службу, работал в Комиссии по устройству учебных заведений, дослужился до действительного статского советника, одного из высших чинов.В 1830 г. оставил службу и поселился в малороссийском имении Погорельцы, работал над романами. Роман «Монастырка» стал первым нравоописательным романом в России. В нем подробно описаны традиции, быт, обычаи и нравы Малороссии. Последние годы из-за проблем со здоровьем писатель много времени проводил на лечении за границей, путешествовал вместе со своим племянником. В Италии познакомился с Карлом Брюлловым, который написал его портрет. 21 июля 1836 г. скончался от туберкулеза, похоронен на православном кладбище Варшавы.

1 pogorelskii
А. Погорельский

Сюжетная линия повести

Фантастическое и реальное в сюжете. Основная тема сказочной повести

Со сказочной повести «Черная курица, или Подземные жители» началась литература для детей в России. Впервые главным героем в произведении стал ребенок, повествование пронизано интересом к его внутреннему миру. Сюжет повести построен на изображении двух миров, представленных глазами ребенка:реального и фантастического. Соединение вымысла с правдой создает ощущение, что эти миры взаимодействуют между собой, существуют рядом.

Реальными деталями автор создал историческую реконструкцию[3] столичной жизни конца XVIII века. Например, он подробно описал одежду Алеши, предметы интерьера пансиона[4] и учительского жилища, блюда, которыми угощали гостей у учителя, особенности сервировки и многое другое. Реалистическое отображение эпохи дано в картинах Петербурга, который уже тогда«славился в целой Европе своею красотою». Не было еще «тенистых аллей»,тротуары были выложены досками, Исаакиевский собор и его площадь были не обустроены, мост у собора «узкий и неровный», Адмиралтейство не «обсажено деревьями», Конногвардейский манеж еще без великолепного фасада. Детально описано здание пансиона на Первой линии Васильевского острова: небольшой дом с крышей из голландской черепицы, просторный двор, огражденный забором из барочных досок[5] с дырками от гвоздей. Рассказывается об условиях обучения в немецком пансионе. К воспитанникам учителя обращались на «вы», называли их «господа пансионеры». Однако применялись телесные наказания, юных «господ» розгами пороли за провинности.

Воспитанником пансиона был главный герой повести Алеша. Родители Алеши, жившие далеко, не могли себе позволить забирать сына на праздники и каникулы. Оставшись в одиночестве на зимние каникулы, так как другие ученики разъехались, Алеша от скуки читал книги про рыцарей из библиотеки учителя и предавался романтическим мечтаниям. Ему нравится бродить во дворе, смотреть через дырочки в заборе в переулок, подкармливать курочек. Особенно выделял мальчик черную хохлатую курицу. Эту курицу прислуга считала паршивой, потому что она яиц не несла. Оттого решили приготовить ее на обед к приезду директора. Но Алеша спас Чернушку от кухарки, отдав за жизнь любимицы золотую монету.

2 alesha
Алёша

После спасения курицы жизнь Алеши изменилась, наполнилась приключениями. За избавление от смерти Чернушка решила отплатить благодарностью и, чтобы ребенок не чувствовал своего одиночества, рассказала про подземное королевство. В сказочном мире мальчик попадает в таинственное подземелье, где он увидел рыцарей, познакомился с королем и его подданными. Король подземных жителей в награду за спасение своего главного министра подарил конопляное семечко, которое позволяло овладеть знаниями без обучения. Это давало возможность получать отличные оценки на уроках, не прилагая никаких усилий.

Эта награда стала для мальчика серьезным испытанием.Поначалу голос совести заставлял его испытывать неловкость за незаслуженные оценки, потом характер его начал портиться: он стал высокомерным, ленивым и самодовольным зазнайкой. Из отзывчивого товарища превратился в эгоистичного мальчишку, у него почти не осталось друзей. Легко полученные знания не принесли пользы: не вникая в суть узнанного, Алеша становился ленивым невеждой. К тому же, не тратя времени на подготовку уроков, Алеша от безделья проказничал, «праздность еще более портила его нрав». Учитель, желая повлиять на поведение мальчика, стал задавать ему уроков больше, чем другим. Но и это не помогло, благодаря зернышку мальчик был уверен в своих способностях.

С потерей зернышка Алеша стал совсем беспомощным, у него начались проблемы.Чернушка вернул пропажу, но попросил мальчика встать на путь исправления. Алеша быстро позабыл о своем обещании. Отвечавшего урок мальчика, якобы выучившего за утро двадцать страниц, учитель и ученики уличили во лжи. Под страхом наказания розгами он выдал тайну подземных жителей.Ночью Чернушка пришел проститься с мальчиком, рассказав, что его народ должен покинуть эти места навсегда. Алеша, осознавая ужас своего предательства, впал в горячку. После выздоровления, физического и нравственного, мальчик, хотя свой дар утратил,снова стал обязательным, трудолюбивым и прилежным ребенком. Переболев недугом высокомерия, он вернулся на прежний жизненный путь, к себе самому.

Образ главного героя Алеши

Образы Чернушки и жителей подземного королевства

Герой сказочной повести Алеша – воспитанник пансиона, ему около 10 лет. Он «умненький, миленький», неглупый ребенок.Алеша отзывчив, щедр и скромен. Он слушается взрослых, помогает им, подкармливает курочек.Ради спасения любимой курочки отдал кухарке единственное свое богатство – подаренный ему бабушкой золотой империал[6]. Он не труслив, не побоялся последовать за появившейся ночью Чернушкой в незнакомое место по тайным коридорам, чтобы спуститься под землю.

Но характер мальчика противоречивый. Он послушный, но нарушил запрет Чернушки ни к чему не прикасаться по пути в подземелье. Алеша все же потрогал лапку кота, из-за его непослушания в первую ночь попасть в подземную страну не удалось, а Чернушка чуть не пострадал.Алеша проявил легкомыслие, пожелав всегда отвечать урок, «не учившись». Он научился лукавить, получая благодаря конопляному зернышку незаслуженные похвалы, став первым учеником. В нем проявляется заносчивость и самоуверенность, он возгордился «своими» успехами. Мальчик из страха наказания за неподобающее поведение нарушил обещание Чернушке хранить тайну подземных жителей. Но в конце концов он осознал свой проступок, пожалел о собственном малодушии, захотел исправиться.

4 ministr chernushka
Министр Чернушка

Ключевым персонажем повести является курица, прозванная Чернушкой. Эта не совсем обычная домашняя птица, отличающаяся от других белых куриц цветом и не несущая яиц,в волшебном измерении представлена в образе почтенного министра. Он один из жителей подземного королевства, которые могут в реальном мире появляться в замаскированном виде. Само подземное королевство напоминает европейскую карликовую монархию, маленькие жители которой были ростом не более «пол-аршина[7]», одеты на испанский манер, в шляпах с перьями. Благородный Чернушка – важный вельможа этого государства. Его высоко ценил король, и за спасение министра готов выполнить любой пожелание Алеши. Король, хотя и разочарован просьбой мальчика, ее все же выполнил, с укоризной назвав Алешу «ленивцем».

3 korol podzemnogo carstva
Король Подземного царства

Великодушный министр испытал душевную боль, когда Алеша не сдержал своего обещания. Мальчик обрек жителей подземного королевства на изгнание, а Чернушку на ношение кандалов. Но министр все же простил мальчика, потому что помнил, что тот был доброжелательным и сострадательным ребенком. Прощаясь навсегда, мудрый Чернушка выразил надежду, что Алеша постарается измениться и станет прежним, ведь он верит в него.

Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»

Благодаря Антонию Погорельскому в России появились жанры фантастической повести и нравоописательного романа. Произведения Погорельского высоко ценили многие его современники, в том числе В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители»вызывает интерес у взрослых и детей уже почти 200 лет.

В повести затронуты вопросы воспитания,говорится о необходимости развития ответственности, милосердия, доброты у детей.Автор на примере истории Алеши показал, что в человеческой душе противостоят друг другу добро и зло. Часто одерживает победу плохая сторона, если человеку легко достаются успех или слава. Не стоит обманывать себя иллюзиями, легкий успех часто становится причиной разрушения личности. Чтобы вырасти стоящим человеком, необходимо упорно учиться, трудиться и развиваться. Нужно строже относиться к себе,быть трудолюбивым, порядочным, честным человеком.

Словарь

Титулярный советник – по Табели о рангах чин 9 класса.

Прототип – прообраз, модель, реальная личность, послужившая для создания персонажа.

Историческая реконструкция – воспроизведение, воссоздание культурной атмосферы определенной исторической эпохи.

Пансион – учебное заведение с общежитием для учеников.

Барочные (доски) – доски, полученные после разборки непригодной для плавания барки, т.е. большого грузового судна.

Империал – золотая монета, достоинством в 10 рублей (по тем временам жалование кухарки за полгода).

Пол-аршина – старинная мера длины (35,5 см).

Организация: МОАУ «СОШ № 10 им. Ф.К. Асеева»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Бузулук

Тема

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

выявить нравственные аспекты литературной сказки.

Задачи

познакомить с жизнью и творчеством А.Погорельского;

— систематизировать знания учащихся о фольклорной и литературной сказке;

— формирование нравственных ценностей учащихся.

УУД

Образовательные:

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах и группах.

Формировать УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий сказки, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные умения: характеризуют сюжет произведения, его тематику, сопоставляют сюжеты, персонажей литературных произведений, характеризуют героя литературного произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методы

Беседа по вопросам, презентация, беседа, самостоятельная работа.

Ресурсы

Учебник «Литература 5 класс» учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. — М.: Просвещение, 2014 г.

— рабочие тетради, раздаточный материал, листы оценки

— презентация к уроку

— фильм

— мультипликационный фильм

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.

ЭОР

www.feb-web.ru, www.rubricon.ru

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1. Оргмомент

Самоопределение к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

— Здравствуйте, ребята!

— Какое сейчас время года? 1 слайд.

— Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

  • Изобразите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комья друг на друга. Молодцы!

2 слайд. – Посмотрим, какой у нас получился снеговик?

  • желаю нам с таким же отличным, веселым, сказочным настроением поработать сегодня на уроке. А сопровождать нас будет сказочный снеговик. 3 слайд.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, выполняют движения.

Ответы детей:

Красивый, добрый, веселый, сказочный.

Регулятивные:

Умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

Скажите, с каким жанром литературы мы работали на предыдущих уроках? сказка

— Вспомним с вами, какой основной признак отличает фольклорную сказку от литературной? 4 слайд.

У фольклорной сказки нет автора, а литературная сказка принадлежит конкретному автору.

У вас на столах лежит лист оценивания, в котором вы на протяжении урока будете себе проставлять баллы.

6 слайд. – Снеговик принес к нам на урок викторину.

Вы хотите поиграть со снеговиком?

— Будьте внимательны!

Участвуют в беседе, знакомятся с листом оценивания.

Познавательные УУД:

выявлять сущность,

особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и

классифицировать по

признакам

Викторина

Цель: подвести детей к теме урока, а также к целеполаганию.

Вопросы:

  1. Определите рифму в прологе к «Руслану и Людмиле»

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом… (перекрестная)

  1. Какой прием подразумевает наделение неодушевленных предметов одушевленными качествами? (олицетворение)
  2. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых? (загадки)
  3. Как называется помещение для овец? (овчарня)
  4. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина)

6.В старину так называлась небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах жили девушки (светлица).

  1. Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет? (аллегория)
  2. Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом? (мораль)
  1. Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (сказка )
  2. Известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
  3. Назовите любимого положительного героя русских народных сказок? (Иванушка)
  4. Кто автор строк:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет… (Василий Андреевич Жуковский)

Отвечают фронтально на вопросы викторины, дополняют и корректируют ответы.

Оценивают свое участие в викторине в ЛИСТЕ САМО-И ВЗАИМООЦЕНИВАНИЯ (1 балл)

Подходят к выводу: в ответах викторины зашифровано слово:

П

О

Г

О

Р

Е

Л

Ь

С

К

И

Й

Коммуникативные:

владение навыками аргументированного устного высказывания;

оформление своих мыслей в устной форме; ведение диалога с учителем, слушание и понимание речи других.

3. Целеполагание.

Цель: определение темы урока, целей и задач.

Прочитайте по выделенным буквам слово.

Антоний Погорельский.

— Знакомо вам это имя?

Да, летом и дома читали сказку «Черная курица, или Подземные жители».

7 слайд. Откроем тетради, запишем тему урока. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

— Что вы хотите узнать на уроке?

— Какие ставим задачи?

Ставят перед собой задачи:

узнать биографию писателя;

отличие лит.сказ. от фольклор. характером героев;

чему учит, какие уроки мы можем усвоить для себя.

Формулируют тему и цель урока.

Работают в тетради.

Регулятивные:

учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке.

4. Создание проблемной ситуации.

Цель: заинтересовать детей.

— Сейчас вы просмотрите информационный фильм о творчестве Антония Погорельского.

— Сделайте записи в тетрадях, отражающие значимые события в жизни писателя, используя план на доске.

8 слайд. Фильм о Погорельском.

Работают самостоятельно или в парах при просмотре фильма, делают записи, опираясь на заданный алгоритм действия.

Познавательные

( поиск информации).

Анализ (разрешение проблемной ситуации)

Цель: учить работать по заданному алгоритму, отыскивать только нужную информацию.

Вы посмотрели фильм, какие интересные моменты вам запомнились?

План

  1. Ф.И.О. писателя, годы жизни.
  1. Где провел детство?
  1. Где учился?
  1. Как был связан с Отечественной войной?
  1. В каком году начинает писать?
  1. Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

7. Какой был псевдоним у А.Перовского? — С чем это связано?

8. С какими выдающимися людьми знаком писатель?

— Что такое псевдоним?

Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник

Отвечают по алгоритму, дополняют ответы другу друга, корректируют связные высказывания.

Алексей Алексеевич Перовский, родился в 1787 году.

Детство прошло в родовом имении Разумовского на Украине.

Поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.

В 1822 году.

Своему племяннику Алексею Константиновичу Толстому, знаменитому русскому писателю и поэту.

Антоний Погорельский. В честь села Погорельцы, где он жил.

С Пушкиным, Брюловым, Карамзиным, Вяземским, Жуковским.

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Познавательные:

учатся делать выводы в результате самостоятельной, совместной с учителем и одноклассниками работы.

Личностные: стремление к речевому совершенствованию.

Коммуникация (поиск новых знаний).

обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний.

Слово учителя.

Самостоятельная работа.

Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители считают, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.

Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Соотнесите последовательность событий по нумерации.

Проверяем. СЛАЙД

Упорядоченный ход событий.

1. Жизнь Алеши в пансионате.

2. Спасение Чернушки.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

5. Алеша проявляет необыкновенные способности.

6. Предательство.

7. Прощание с министром.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядочивают сведения, затем сличают с образцом, делают выводы, оценивают свою успешность.

Работают с листом оценивания:

У кого нет ошибок поднимите руку, обратимся к листу оценивания — поставьте себе 2 балла,

поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки – поставьте себе 1 балл.

Познавательные УУД:

выявлять сущность,

особенности объектов; на основе анализа объектов

делать выводы;

устанавливать аналогии;

обобщать и

классифицировать по

признакам;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь работать в паре, группе.

Регулятивные: самооценка.

Аналитическая беседа. Работа с текстом.

Работа в группах (четверках)

Цель: совместное открытие знаний.

— Поговорим о главном герое. Кто он ? (9-10 лет. мальчик Алеша)

— Снеговик предлагает нам поработать в группах. Он собирается на елку и просит нас о помощи, чтобы мы его нарядили. А для этого вы должны выбрать для себя задание по уровню сложности: слайд снеговик

У вас на столах лежат листочки с заданиями, выберите для себя задание

• Кто возьмет задание синего цвета?

• Кто возьмет задание зеленого цвета?

• Кто возьмет задание оранжевого цвета?

Даю время на выполнение задания, включаю слайд-музыка.

Дифференцированная

работа: выбирают для себя задание по уровню сложности:

задания синего цвета – самые простые:

задания зеленого – средней степени сложности;

задания оранжевого цвета – высокая степень сложности.

1 группа. (стр. 122-123) Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка. Дайте характеристику мальчику.

2 группа. (стр.139 (4 абзац)-140)(стр.139 (4 абзац)-140). Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.

3 группа. Какие советы дает Чернушка (стр.144 – 1абзац)? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши (стр.145 – предпоследний абзац)?

4 группа. (стр.147) Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»

5 группа. (Стр. 123 (последний абзац) -124) Охарактеризуйте эпизод «Спасение Чернушки».

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

ФИЗМИНУТКА.

Сядьте поудобнее, сейчас проведем физминутку для глаз, понаблюдайте за снежинкой глазами.

делают зарядку для глаз

Вернемся к сказке. Группы готовы. Слово предоставляется 1 гр.

— Что получил в награду Алеша за спасение Чернушки? — волшебное зернышко.

Ключевые слова для 1 группы «…умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали», «часто скучно бывало,… грустно», «разлучен с родными», «стал привыкать», «чувствовал одиночество», «единственным утешением было чтение книг», «знал наизусть деяния славнейших рыцарей», «переносился в старинные века», «пристально смотрел в дырочки в заборе», «кормить курочек», «особенно любил… Чернушку»

Формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей.

— Почему вначале Алеше не приносят радости его успехи?

Алеша нисколько не утруждается, поэтому похвала не приносят ему удовольствия.

Ключевые слова для 2 группы «Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».

«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили».

В первое время: «не принимал хвалу учителя с тем удовольствием, которое прежде чувствовал», «не заслуживает этой похвалы», «внутренне стыдился».

  • последующие дни: «мало-помалу стал привыкать к похвалам», «принимал похвалы, не краснея», «много стал думать о себе, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех» «нрав испортился», «сделался гордым, непослушным», «самолюбие… заглушало голос совести», «занимался шалостями», «праздность… портила его нрав», «давно отвык от занятий».

Познавательные УУД:

формируем умение

извлекать информацию текста,

ориентироваться в своей

системе знаний,

отличать новое от

изученного с помощью

учителя.

Ключевые слова для 3 группы:

Советы Чернушки Выводы учителя

«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой» «Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»

Приходят к выводу:

Советы Чернушки совпадают с выводами учителя.

Оба они сходятся в том, что праздность развращает человека, труд — это условие нравственной красоты человека.

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

слушать и понимать других,

формировать умение

представлять информацию в

виде схемы, таблицы.

Чернушка верит в исправление Алеши? Да, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика.

Ключевые слова для 4 группы

«…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша», «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком».

«Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».

Уметь проговаривать

последовательность

действий на уроке

— Как называется готовность человека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого? (Самопожертвование).

— Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а кого?

Министра подземного королевства.

Обобщают знания, полученные в течение урока, делают вывод, записывают в тетради

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Просмотр мультипликационного фильма

Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма?

В чем разница?

Вернемся к листу оценки поставим друг другу баллы от 1 до 3. Посчитаем баллы, выставим себе оценку. Поднимите руку, кто набрал 5-6 б., вы получили оценку «5», поднимите руку, кто набрал 4 б., вы получили оценку «4», есть кто набрал 3 б.?

Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу.

В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку.

Работают с листами оценивания.

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Формируем умение определять успешность

выполнения своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей;

словарная работа

– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни.

Попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.

— Какое отношение это имеет к Алеше?

  • спасая себя, забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.»(Стр.146 – 3 абзац). слайд

— Мысленно нарисуйте портрет Алеши, какие вы возьмете краски, чтобы передать характер героев. Объясните свой выбор.

У нас получилась черно-белая гамма. А ведь и то, и другое слово характеризует поступки Алеши. Так какой же он герой, положительный или отрицательный? (Противоречивый).

— Бывают ли такие герои в народных сказках?

(Нет, они или положительные, или отрицательные).

— Вспомним с вами, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).

— Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.

— Как бы вы объяснили первокласснику, что такое добродетель?

(Это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).

— В словаре В.И. Даля дается такое определение: прочитайте его.

Добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.

— Мы сейчас выполним очень важную работу. Попробуем найти в тексте или вспомнить слова, которые помогут, оценить, понять героя и его поступки. И, конечно же, сделать выводы и для себя.

Проверим себя по слайду, что мы еще не назвали?

Делают выводы, что это слова САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

Анализируют таблицу:

Добродетель Порок

скромность

послушание

сострадание

раскаяние

стыд

совесть

доброта

непослушание

нескромность

гордость

самолюбие

самонадеянность

праздность

неблагодарность

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.

— Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или плохо.

  • Как называется этот звоночек, колокольчик? (стр.146 – последний абзац совесть) Слайд колокольчик

— Когда вы поступает вопреки своей совести, как вы себя чувствуете?

Не по себе, мучает совесть.

— А если человек не обращает внимания на звоночек, то что происходит с звоночком? Он замолкает.

— Как говорят про таких, какой это человек? (бессовестный).

Систематизируют и обобщают, подходят к главному выводу о совести.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

5. Рефлексия

Цель: обобщение и

систематизация

знаний

Я предлагаю построить пирамиду событий, происходящие во внутренней жизни героя сказки.

Слайд.

— Что положим в основание пирамиды? (одиночество)

— Что положим в середину пирамиды? (предательство, страдание)

— Что положим в вершину пирамиды? (раскаяние)

— Поразмышляйте, в своем духовном развитии,

куда движется герой, вверх или вниз?

Мысленно отразите это движение в виде стрелки. Слайд.

Вспомним, какие мы ставили задачи?

— узнать о писателе,

— характер героя, какой характер героя в литературной сказке- противоречивый ,

— какие уроки усвоили?

Слайд. Закончите предложение

— Какие уроки сказки усвоили вы?

Я узнал, что надо жить честно, быть скромным,

Я понял, что надо уважать других людей.

Надо быть трудолюбивым, преодолевать в себе лень.

Мне сегодня было интересно…

Волшебное зернышко я (хочу, не хочу) …

Регулятивные:

ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

6. Домашнее задание

Напишите развернутый ответ «Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?» или составьте кластер.

Ребята, спасибо за работу на уроке.

Записывают дом.задание

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.

2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П .,Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

4. Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл. — М.: Просвещение, 2014.

5. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014.

Первая авторская сказка для детей на русском языке была написана в далеком 1829 году. В этой истории исследователи в разные столетия находили очень разнообразные мотивы – вплоть до точного описания церемоний масонов. Повесть обвиняли в излишней нравоучительности и инфернальности, однако и через 200 лет «Чёрная курица, или Подземные жители» остается все такой же захватывающей и по-прежнему учит детей простым и вечным истинам.

Книга вышла в свет под авторством Антония Погорельского. Под этим псевдонимом скрывался Алексей Перовский, старший внебрачный сын графа Алексея Разумовского. Несмотря на сомнительное происхождение, молодой человек воспитывался в доме отца и получил прекрасное образование: в 1807-м он защитил степень доктора философских и словесных наук в Московском университете. В те годы увлечением Алексея были естественные науки. Молодой человек восхищался системой классификации Карла Линнея, и первые его сочинения были посвящены ботанике.

Карл Брюллов, портрет Алексея Перовского

Карл Брюллов, портрет Алексея Перовского

В 20 лет юноша перевел на немецкий язык «Бедную Лизу» Карамзина и благодаря этому вошел в близкое окружение именитого автора, познакомился с Петром Вяземским и Василием Жуковским. Позднее, кстати, судьба сведет его и с Пушкиным, который будет восхищаться фантастическими повестями своего приятеля.

В 1812 году Перовский, не послушав отца, ушел на фронт в казачий полк. Он участвовал во многих сражениях и заслужил себе славу настоящего храбреца. После войны, оставшись на несколько лет в Дрездене, Перовский увлекся немецким романтизмом. До сих пор этого автора, создавшего не так уж и много произведений, называют русским Гофманом.

Кадр из к/ф «Чёрная курица, или Подземные жители», 1980 года

Кадр из к/ф «Чёрная курица, или Подземные жители», 1980 года

В 1820-х годах Перовский начинает заниматься воспитанием и образованием своего племянника Алексея Константиновича Толстого. Именно для будущего писателя (не путать с Алексеем Николаевичем Толстым!) Перовский и написал поучительную и немного мрачную повесть о злоключениях мальчика Алеши, который хотел добиться успеха не честным трудом, а с помощью волшебства. Считается, что история эта во многом автобиографична, ведь маленький Алеша Перовский имел опыт нахождения в частном пансионе.

«Черная курица» была произведением, уникальным для своего времени. Фантастическая история впервые обращалась к внутреннему миру ребенка, рассказывала подробно, как противодействие соблазнам и испытания воспитывают душу. Сегодня некоторые исследователи находят в повести Погорельского и более глубокий контекст, считая ее на самом деле рассказом о масонах в России.

 Кадр из м/ф «Чёрная курица, или Подземные жители», 1975 года

Кадр из м/ф «Чёрная курица, или Подземные жители», 1975 года

Известно, что отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был влиятельным масоном, в разные годы состоявшим членом мастерских Петербурга и Москвы. Однако, судя по всему, он противодействовал своему сыну, стремящемуся попасть в тайное общество. Причиной мог быть неудачный опыт законного сына Константина, который «за границей помешался на иллюминатах», либо тот факт, что масонство в России в 1822 году было строжайше запрещено указом Александра I. Николай I в 1826 году подтвердил этот решение и начал бдительно следить за подозрительными вольными каменщиками.

Однако Алексей Перовский все-таки стал членом нескольких лож (правда не тех, в которых состоял его отец): современный историк российского масонства А. Серков отмечает его принадлежность к ложам Москвы (Ложа Благополучия), Петербурга (Ложа Елизаветы к добродетели) и Дрездена (Ложа трех мечей). Писатель был мастером мистификаций и часто в кругу друзей шутил по поводу принадлежности к тайным организациям.

«Чёрная курица, или Подземные жители», иллюстрации Геннадия Спирина

«Чёрная курица, или Подземные жители», иллюстрации Геннадия Спирина

В своей удивительной сказке, как считают некоторые исследователи, Погорельский создал настоящее двойное дно, заложил второй пласт информации, понятный только избранным. Так, например, важным моментом является то, что время действия повести перенесено за сорок лет назад, в эпоху царствования Екатерины II и в момент начала Великой Французской революции. Согласно одной из распространенных теорий, она была почти полностью подготовлена франкмасонами.

Если придерживаться такого взгляда, то сообщество подземных жителей, вынужденно покинувших свет, напоминает масонство, запрещенное в России за семь лет до выхода книги:
«Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого втайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны».

По мнению сторонников масонской версии «Черной курицы», автор неслучайно помещает действие в Санкт-Петербург – центр российского масонства, и многократно подчеркивает в тексте, что за последние годы с городом произошли важные перемены: в то время и Петербург «далеко еще не был таким, как теперь»: «…одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний», «…я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века…» и т. д.

Кадр из к/ф «Чёрная курица, или Подземные жители», 1980 года

Кадр из к/ф «Чёрная курица, или Подземные жители», 1980 года

Но главное в сказке – это испытания, через которые проходит главный герой. Он должен посетить мир, скрытый от посторонних глаз, и выдержать обет молчания. У него есть покровитель, который поручается за него и в дальнейшем несет кару за ошибку мальчика. По мнению многих исследователей, все это очень напоминает масонский обряд инициации. Главные добродетели, которым на собственном печальном примере приходится научиться Алеше – это честность, скромность и трудолюбие. Возможно, что эти заповеди и являются масонскими, но они в любом случае помогают детям на нелегком пути взросления, и благодаря прекрасной старинной сказке каждый раз оживают заново.

Для любителей конспирологических теорий может быть интересно,Как появились масоны в России, и что о них известно сегодня

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Кому писал ванька жуков в рассказе чехова
  • Кому особенно мешает совесть почему совесть не может ужиться с законами исходя из содержания сказки
  • Кому нужно писать итоговое сочинение
  • Кому нужна война сочинение рассуждение
  • Кому несложно как пишется