«Отцы и дети» (И. Тургенев)
Цитата: «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».
История создания
Поводом для создания романа «Отцы и дети» послужило знакомство Ивана Сергеевича Тургенева с молодым врачом. В этом человеке Тургенев увидел воплощение того самого зарождавшегося течения, которое впоследствии получит название «нигилизм». В романе он постарался выразить принципы нигилистов и описать их.
Роман посвящён «неистовому отрицателю» — литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Проблематика:
- взаимоотношения поколений (старший и младший Кирсановы; старший и младший Базаровы);
- нигилизм (Евгений Базаров);
- отношение к искусству (Павел Кирсанов и Евгений Базаров);
- отношение к природе (Николай Кирсанов — Евгений Базаров);
- старое и новое (Павел Кирсанов — Евгений Базаров);
- проблема происхождения и воспитания (Кирсановы — Базаров).
Смысл названия: В названии романа отражено противоборство старого и нового — мира либерально настроенного дворянства и мира нигилистической прагматичной молодёжи. В то же время Тургенев указывает на вечную актуальность этой темы: всегда были и будут отцы и дети; одни идеи сменяются другими, а старшее и младшее поколения всегда противостоят друг другу.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: социально-психологический роман.
Время и место действия: Действие происходит в 1859-1860 гг. в усадьбах Марьино (имение Кирсановых) и Никольское (имение Одинцовой), а также в деревне, где живут родители Базарова.
Действующие лица
Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).
Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.
Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.
Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.
Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.
Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.
Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.
Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.
Краткое содержание
Весна 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, помещик, на постоялом дворе ожидает приезда своего сына Аркадия, студента. Сын приезжает с другом — Евгением Базаровым.
Домой Аркадий едет с отцом в коляске, а Базаров — отдельно, в тарантасе. Николай Петрович очень рад сыну, всё время обнимает его. Аркадий несколько смущён и всё оглядывается на Базарова.
Николай Петрович рассказывает сыну о жизни имения, осторожно сообщает, что с ним живёт девушка Феня, но если Аркадий против, то она уедет. Кирсанов-младший не протестует против Фени и размышляет про себя о необходимости преобразований в русской деревне. Николай Петрович пытается декламировать Пушкина, но его прерывает Базаров (просит у Аркадия закурить). Кирсанов-старший замолкает и по дороге больше ничего не говорит.
В имении гостей встречает Павел Петрович Кирсанов, красивый и очень ухоженный мужчина (резкий контраст с Базаровым — неопрятным и равнодушным к собственной внешности). После знакомства студенты отправляются привести себя в порядок с дороги. Павел Петрович расспрашивает младшего брата о Базарове (заметно, что Евгений ему не понравился).
За обедом говорили мало. Потом все сразу же разошлись по своим комнатам. Базаров достаточно резко изложил Аркадию впечатления о семействе Кирсановых. Кирсановы-старшие долго не спали: Павел Петрович размышлял о жизни, глядя в огонь, а Николай Петрович думал об Аркадии.
На следующий день раньше всех проснулся Базаров. Он пошёл гулять, а потом с компанией мальчишек отправился ловить лягушек. Аркадий навещает заболевшую Фенечку и выясняет, что у него есть маленький брат. Он радостно воспринимает эту новость и корит отца за то, что скрывал это от него. Николай Петрович и Павел Петрович расспрашивают Аркадия о Базарове. Младший Кирсанов рассказывает, что Евгений — нигилист, не принимает в жизни ничего, не проверив это на собственном опыте. Тут возвращается Базаров. Он несёт лягушек, наловленных для опытов.
После утреннего чая препирательства между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым становятся совсем уж серьёзными. Николай Петрович хочет как-то снять напряжение и просит Евгения помочь ему собрать удобрения (Николай Кирсанов увлечён инновациями в сельском хозяйстве).
Аркадий пытается устранить неприязнь Базарова к Павлу Петровичу и рассказывает другу историю его жизни. Павел Кирсанов подавал огромные надежды: красавец, военный, молодой — по нему сохли женщины, а мужчины ему завидовали. Но Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню. Княгиня была лёгкого нрава: легко сошлась с Кирсановым, легко его бросила. А Павел Петрович страдал и в течение четырёх лет ездил за ней по всему свету. Потом вернулся на родину. Пытался жить по-прежнему, но его настигла весть о смерти любимой. Тогда он бросил всё и уехал в деревню к овдовевшему брату.
Николай Петрович навещает Фенечку и их ребёнка — маленького Митю. Рассказывается история их отношений: Феня и её мама жили очень бедно, и Николай Петрович забрал их в своё поместье. Он полюбил Фенечку, и после смерти её матери они стали жить как муж и жена.
Базаров также познакомился с Феней и ребёнком, сообщив, что он врач, и если его услуги нужны, то он всегда готов помочь. Евгений случайно слышит, как Николай Петрович играет на виолончели. Базаров смеётся (что сердит и раздражает Аркадия).
Крепостные любят Базарова, Павел Петрович испытывает к нему глубокую неприязнь, а Николай Петрович волнуется, как Евгений повлияет на Аркадия. Услышав, что Базаров называет его «отставным человеком», Николай Кирсанов обижается и даже обсуждает это с братом. Павел Кирсанов хочет утереть нос молодому наглецу.
Во время вечернего чаепития происходит скандал: Базаров говорит о «бессмысленности» аристократии, а Павел Петрович утверждает, что нигилизм только ухудшает и без того нестойкое положение в стране. В результате Евгений уходит, назвав этот разговор бессмысленным. Николай Петрович вспоминает, как в юности ссорился с матерью, утверждая, что она его не понимает. Теперь такое же непонимание — между ним и его сыном.
Перед сном Николай Петрович вспоминает покойную жену, Павел Петрович размышляет о своём, а Евгений Базаров предлагает Аркадию съездить в город и навестить давнего знакомого.
Молодые люди едут в город, навещают друга Базарова Ильина, встречают Ситникова — ещё одного знакомого Базарова. Виктор Ситников приглашает их в гости к Кукшиной.
У Кукшиной друзьям решительно не понравилось: неопрятная хозяйка и глупые разговоры ни о чём. В разговорах между прочим упоминается Анна Одинцова.
На балу Базаров и Кирсанов знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой — очень милой и приятной женщиной. Она приглашает друзей в гости. Базаров впечатлён тем, насколько Одинцова не похожа на других женщин.
Рассказывается история Одинцовой: её отец проигрался и оставил дочерям только долги. Анна стала решать проблемы сама. Она вышла замуж, прожила с мужем шесть лет и овдовела. С тех пор живёт замкнуто.
В гостях у Анны Сергеевны Базаров ведёт себя неожиданно: много говорит, с охотой рассказывает о медицине. Анна Одинцова проявляет знание предмета и живой интерес. Они с Базаровым много времени проводят вместе, гуляют в саду. Сестра Анны Сергеевны, Катя, несколько стесняется: позволяет себе лишь играть на фортепиано.
Тем временем Базаров понимает, что влюбился. Его это раздражает, так как он всегда считал любовь ерундой, обманом. Евгений встречает управляющего из их родового поместья, и тот говорит, что родители ждут сына, волнуются. Вечером того же дня Базаров решает объясниться. Он признаётся Одинцовой в любви, но та отвечает: «Вы меня не поняли». Анна Сергеевна не хочет нарушать своего спокойствия. Измучившись, Базаров уезжает к родителям, Аркадий сопровождает друга.
Родители очень радуются приезду Евгения, стараются во всём ему угождать, не демонстрировать своих чувств, чтобы его не раздражать.
У родителей Базаров побыл совсем недолго: Евгений сказал, что из-за их чрезмерного внимания он не может работать. Они почти поссорились с Аркадием: младший Кирсанов пытался доказать другу, что нельзя так относиться к семье. Родители ужасно огорчились, что Евгений уезжает, но стараются скрыть свои чувства.
По пути друзья решают навестить Анну Сергеевну. Одинцова холодно их встречает и даёт понять, что визиту не рада. Евгений и Аркадий возвращаются к Кирсановым.
Проходит время. Аркадия всё же тянет к Одинцовым. Он находит повод и отправляется к ним снова. Базаров занимается только опытами, ни с кем не бывает дружелюбен — только с Фенечкой. Однажды он, чтобы проверить свои догадки, целует Фенечку в губы. Это видит Павел Петрович. Старший Кирсанов уходит, не говоря ни слова, и Базарову совестно.
После этого Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Оба молчат о Фенечке: для всех причина их дуэли — в политических разногласиях. Евгений ранит Павла Петровича в ногу.
После этого оставаться у Кирсановых, конечно, нельзя, и Базаров едет к своим родителям, но по дороге заезжает к Одинцовой. Он беседует с Анной Сергеевной, признаёт свою неправоту и просит остаться другом.
За прошедшее время Аркадий и Катя успели полюбить друг друга, и младший Кирсанов сделал девушке предложение. Базаров недоволен: он говорит, что Аркадий не годится для настоящих дел. Кирсанов возвращается домой.
Базаров же не знает, чем заняться у родителей. Он начинает лечить больных крестьян, но, вскрывая труп тифозного больного, ранит руку и заражается тифом.
Перед смертью он хочет увидеть Одинцову. Анна Сергеевна приезжает. Измученный болезнью Евгений говорит о своих чувствах к ней, а после умирает.
Спустя полгода прогремели две свадьбы: Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Анна Сергеевна также вышла замуж, но не по любви, а по общности мыслей. Павел Петрович уехал за границу. И только старички Базаровы неизменно ходят на кладбище на могилу сына.
Экранизации
«Отцы и дети» (Россия, 1915, немой фильм); «Отцы и дети» (СССР, 1958, режиссёры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская); «Отцы и дети» (СССР, 1974, фильм-спектакль); «Отцы и дети» (СССР, 1983); «Отцы и дети» (Россия, 2008).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кому посвящён роман «Отцы и дети»?
Ответ. Литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.
Обозначьте основной конфликт романа «Отцы и дети».
Ответ. Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт поколений. На это указывает даже название романа. Тема взаимопонимания между старшим и младшим поколениями всегда была актуальна. В романе противоречия эпох воплотились в образах Павла Кирсанова (представитель либерального дворянства) и Евгения Базарова (нигилист).
Поделиться ссылкой
(354 слова) Для тех, кто читал роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, очевидно, что основной конфликт произведения заключается во всем известном различии взглядов поколений. Со временем всегда появляются люди, которые отрицают устоявшиеся государственные порядки и моральные ценности предыдущих поколений, внося свои свежие взгляды на привычные вещи. Интересно, был ли такой человек среди близких или знакомых Тургенева? Кому из них он посвятил свой роман и почему? Посвящение говорит о том, что произведение адресовано известному литературному критику того времени, В.Г. Белинскому. Но есть и другие версии, которые стоит рассмотреть.
История создания романа началась в 1860 году. Как сообщают различные источники (дневники и письма друзей и знакомых), Тургенев размышлял о создании нового произведения, которое описало бы окружающую действительность и отразило различные взгляды того времени. К работе он приступил, когда был в Англии. Задумав повесть, героем которой должен стать молодой врач, он встретил молодого доктора. В нем автор увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило и очаровало автора. Данное знакомство послужило источником вдохновения для написания романа.
Однако существует мнение, что Иван Сергеевич Тургенев «собирал» образ Базарова из нескольких реальных людей, близких по духу и ему самому. Такая точка зрения кажется мне наиболее правдоподобной, потому что автор достаточно подробно описывает героя и создается впечатление, что это образ давно знакомого ему человека. Роман «Отцы и дети» посвящен памяти Виссариона Белинского, являвшегося представителем демократического движения в 1840-х годах. С ним Тургенев познакомился еще в феврале 1843 года, и с того времени у них началась крепкая дружба. Лицо нового сословия и разночинец, который являлся редким гостем для русской литературы того времени, стал одним из прообразов Базарова.
Впервые «Отцы и дети» были напечатаны на страницах популярного литературного издания «Русский вестник» в 1862 году. Неоднозначный образ Базарова произвел ожидаемый эффект на известные литературные круги. Обсуждение этого героя порождало массу споров в печатных изданиях. Множество известных критиков посвящали свои статьи разбору идеи романа, его содержанию и характеристике основного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным знаком для молодого нигилистического движения.
Оказалось, что Иван Сергеевич хотел закончить свою писательскую деятельность после выхода в свет романа «Отцы и дети», но этот роман произвел огромный резонанс и принес успех Тургеневу, чего он сам не ожидал.
Автор: Майя Лаошвили
(420 слов) В знаменитом романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» ясно видна суть конфликта в произведении – виной тому разность взглядов старших и младших поколений людей. Постепенно появляются люди, отрицающие порядки государства и нормы морали представителей более старшего поколения, и, кроме того, эти люди из нового поколения насаждают различными способами свои порядки. Вероятно, среди близкого окружения писателя имелись и такие люди, и, может быть, именно кому-то из их числа автор посвятил свое произведение. Попытаемся разобраться, кому же именно он посвятил свой роман. Так, в посвящении сказано, что адресатом романа является Виссарион Белинский, бывший в то время широко известным литературным критиком. Но помимо него имеются еще кандидаты, и мы обозрим и их.
Начал писаться роман в 1860 году, когда писатель задумался о написании такого романа, в котором бы было отражено современное время со всеми его достоинствами и недостатками, и при этом отражало бы многогранность взглядов на жизнь у людей той поры. Работу над романом он начал, находясь в Англии, и изначально это вообще была повесть, в которой главным героем был молодой доктор. И в реальной жизни он повстречал молодого врача, который имел нигилистические взгляды, которые в то время были большой редкостью, так как не были еще развиты. Этот врач очаровал и удивил писателя. И он вдохновился от знакомства на дальнейшее написание.
Кроме того, некоторые считают, что образ Базарова является собирательным, и для его создания писатель «использовал» реальных людей, которые были ему близки по взглядам и по жизни. А, исходя из деталей и подробностей образа Базарова, такая версия имеет существенное право на жизнь, ибо при ознакомлении с образом главного героя возникает ощущение, что автор его хорошо знал. А точнее – человека, из которого создал его.
Писатель посвятил свой роман Белинскому, известному критику, который представлял движение демократов той поры в первой половине 19 века. Познакомился с ним автор в начале 40-х годов, и они крепко сдружились. Таким образом, может быть, представитель людей, проповедующих новые идеи и одновременно имеющий несколько разных чинов, послужил базой для создания персонажа.
Но напечатан роман был лишь в 1862 году, в «Русском вестнике», и был тепло принят большинством читателей, а обсуждения его деталей и героев повлекло за собой целый бум в литературных кругах. Многие критики писали статьи об этом романе, в которых они разбирали идеи произведения и образы персонажей. А образ Базарова стал знаком для тогда только начинавших развиваться нигилистов.
Таким образом, приходим к выводу, что однозначного ответа, кому же автор посвятил свое произведение, нет. Вероятнее всего, им был Белинский, а может быть, тот врач, который вдохновил его создать целый роман. А может быть, он посвятил этот роман кому-то из своих родных.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Кому посвятил И.С.Тургенев свой наиболее известный роман «Отцы и дети»: Белинскому В.Г., Герцену А.И., Добролюбову Н.А.? Дарим 10 бонусов в 1 вопросе. Здесь можно узнать верный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. Советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным именно в викторине клуба.
На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины. За ответ на этот вопрос можно получить бонусы – 10 баллов клуба.
Кому посвятил И.С.Тургенев свой наиболее известный роман «Отцы и дети»?
«Отцы и дети» – роман И. С. Тургенева, написанный в 1860–1861 годах и опубликованный в 1862 году в журнале «Русский вестник». В обстановке «великих реформ» книга стала сенсацией и привлекла к себе всеобщее внимание, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят как воплощение нового, пореформенного поколения, став примером для подражания молодёжи 1860-х гг. Свойственные Базарову бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным стали идеалами первого поколения пореформенной интеллигенции.
В романе «Отцы и дети» Тургенев представил конфликт двух поколений русской интеллигенции – поколения «бесполезных людей» (отцов) и «новых людей» (детей). Печальную судьбу первого олицетворяет Павел Петрович, который после непродолжительной карьеры «салонного льва» переехал жить к брату, не имея семьи, детей и цели в жизни. Проблема «детей» (в основном Базарова) – это проблема революционеров, которые хотят свергнуть старые порядки, но не могут создать ничего нового. В единственном очерке Тургенев утверждает, что Базаров сочетает в себе черты Гамлета и Дон Кихота.
Следуя примеру главного героя романа Базарова, поколение радикальной русской интеллигенции 1860-х годов охарактеризовало свою систему взглядов как нигилизм. Идея написать данное произведение возникла у автора Тургенева в далеком 1860 году, в это время он отдыхал в Великобритании. И он не стал откладывать идею в долгий ящик и написал этот роман в 1861 году, а уже через год его опубликовал.
Роман посвящен Белинскому, которого Тургенев считал своим учителем. Чувство благодарности, которое писатель испытывал к Белинскому, было так велико, что сохранилось на протяжении всей жизни. Тургенев считал Белинского вдохновителем целого поколения русских литераторов.
Тургенев посвятил свой роман Белинскому, потому что для него он был авторитетом. У Белинского были личные убеждения, он был носителем новой формации и свежих взглядов. На первой странице данного романа и написано, кому он посвящен был. В романе «Отцы и дети» есть главный герой Базаров, в которого И.С. Тургенев вложил черты Белинского. Тургенев отлично показал характер героя и его жизненное кредо.
- Белинскому В.Г.
- Герцену А.И.
- Добролюбову Н.А.
Ответ: Белинскому В.Г.
И.С.Тургенев свой наиболее известный роман «Отцы и дети» посвятил Виссариону Григорьевичу Белинскому. Это правильный ответ на вопрос викторины, за который мы получим по 10 бонусов клуба в качестве награды за любознательность. Также смотрите ответ на вопрос второй викторины в клубе, касающейся АлиЭкспресс. Правильный ответ на нее: Скидки не превратятся в тыкву 🎃.
Исторический контекст романа «Отцы и дети»
Иван Тургенев стал одним из первых писателей, которые в середине XIX века заметили и описали смену одного поколения российского общества другим. Написание и публикация романа пришлись на переломный для Российской империи момент: общественность разделилась на два лагеря, между которыми вспыхнула нешуточная борьба, и найти компромисс не представлялось возможным. Автор ясно видел, что время «отцов» подходило к концу, однако старшее поколение не желало сдавать свои позиции, уступать место под солнцем молодежи, признавать, что наступает новая эпоха с новыми ценностями. Писателю удалось ярко и образно изобразить смену одной идеологии на другую. Роман «Отцы и дети» проиллюстрировал процесс отживания дворянства, на смену которого пришли люди «нового времени».
Этапы работы на романом
Первый замысел будущего произведения возник у Ивана Сергеевича в 1860 году, когда писатель находился в Англии. Тургенев полагал, что он напишет небольшую повесть, о романе от тогда не помышлял. Однако последующая работа над рукописью привела его к мысли, что только жанр романа может в полной мере отразить те глобальные мысли, которые автор хотел донести до читателей.
Через несколько месяцев Иван Тургенев перебрался из Англии в Париж и там составил подробный план будущего произведения, прописав весь сюжет до мельчайших деталей. К весне 1861 года первая половина романа была завершена.
Однако вскоре работа застопорилась, и писатель понял, что заграницей он не сможете завершить произведение, полностью посвященное России. В мае 1861 года он возвращается на родину и там, в течение пары месяцев заканчивает роман.
Июль Тургенев посвятил чтению рукописи своим друзьям. Те давали писателю обратную связь, на основе которой Иван Сергеевич вносил правки. На эту работу ушло еще три месяца работы.
Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.
Творческая история романа
Работа была начата И. С. Тургеневым в 1860 году на острове Уайт в Англии, а дописана в России в 1862. Произведение создавалось в Париже. Было написано в 1861 году, а затем несколько раз дописывалось из-за критики. Автор писал Достоевскому до публикации романа, что его будут ругать, но это пройдет, как летний дождик.
- В первый год сочинения романа Тургенев дописывает первую половину, но потом понимает, что в Париже не может больше создавать произведение, и уезжает на родину. Ему нравится образ главного героя Евгения Базарова. В одном из писем автор пишет, что образцом этого персонажа является провинциальный доктор, с которым ехал в поезде. Молодой человек понравился писателю из-за своих взглядов, также были видны задатки нигилизма, только рождавшегося в то время.
- Дописывает произведение в своем имении, затем возвращается в Париж и читает рукопись друзьям и знакомым, вносит исправления.
Впервые роман появился на страницах издания «Русский вестник». Рукопись попала к литературному торговцу Каткову. Ему не понравилось, как изображен образ главного героя, личности, не принадлежавшей ни к одному сословию. Он думал, что Тургенев разрушит мнения нигилистов-разночинцев. Поэтому работа продолжалась.
После правок и публикации непонятный образ Базарова вызвал множество разногласий. Критики писали статьи для обсуждения, какой смысл произведения и главного героя. Возникновение свежего образа, отвергающего все обыкновенное и великолепное, стало оригинальным гимном молодому скептическому направлению.
Ощущения Тургенева сбылись, потому что его ругали за возвышение разночинцев и за искаженный портрет демократа.
Когда писатель избавляется от напора Каткова, то подготавливает третье издание. Стремится восстановить первый текст, увеличивает критику отцов, вычеркивает подробности, очерняющие Базарова. Осенью 1862 года печатается исправленная версия. Роман посвящен близкому другу Белинскому.
Николай Добролюбов и его роль в романе
Николай Александрович Добролюбов – поэт, публицист и литературный критик – сыграл значительную роль в создании «Отцов и детей». Добролюбов был на 18 лет моложе Тургенева и, фактически, в их фигурах и произошло столкновение двух поколений, двух противоположных взглядов на жизнь.
Началось все с того, что Николай Александрович опубликовал в журнале «Современник», где тогда активно печатался и Иван Сергеевич, свою рецензию на роман Тургенева «Накануне». Критика публициста шла в разрез с замыслом писателя, и раздосадованный Тургенев поставил редактору журнала ультиматум: либо Добролюбов, либо он. Николай Некрасов, возглавлявший на тот момент издание, после долгих колебаний выбрал молодого литератора, считая, что за ним будущее.
Многие современники Тургенева считали, что Н. Добролюбов и стал прототипом Евгения Базарова в «Отцах и детях». Но сам автор отрицал это предположение. Иван Сергеевич оставил подробные воспоминания о человеке, с которого он списал своего главного героя. Это был молодой врач, которого писатель встретил на железнодорожном вокзале в Англии. Писатель и доктор в ожидании поезда беседовали всю ночь, и идеи именно этого человека Иван Сергеевич вложил в уста своего книжного Евгения Базарова. Кроме того, Тургенев подробно изучил труды нигилистов и дополнил образ своего центрального героя главными идеями представителей этого направления.
Юрий СТЕКЛОВ. О СМЕРТИ БАЗАРОВА. Тайна смысла романа Тургенева «Отцы и дети»
Юрий СТЕКЛОВ
О СМЕРТИ БАЗАРОВА
Тайна смысла романа Тургенева «Отцы и дети»
Евгений Базаров… Каждый, кто учился в старших классах, хорошо знает это имя. У одних он вызывает чувство восхищения, у других – чувство негодования, но почти никого не оставляет равнодушным. Интерес к загадочному роману И.С. Тургенева не ослабевает и в наши дни, однако, не поняв главного героя «Отцов и детей» в частности, нельзя уловить основную мысль великого произведения в целом.
В чём же трудность восприятия образа Базарова? Какие эпизоды романа, связанные с ним, кажутся нам непонятными? Безусловно, прежде всего сцена неожиданной смерти, которой автор посвящает целую главу.
«Где же здесь загадка? – спросит читатель. – Во время вскрытия трупа порезал палец и заразился тифом. Оттого и умер. Такое может случиться с каждым». Всё верно. Действительно, в жизни подобное происходит очень часто, однако в литературном произведении не должно быть ничего случайного, непонятного, тем более необъяснимого. Художественная правда не всегда совпадает с жизненной правдой. Не поэтому ли нам кажется, что автор нарочито умерщвляет своего героя и что вполне можно было бы сохранить ему жизнь?
Как же объяснить всё это? Существует ли разгадка смерти Евгения Базарова? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся сначала к школьному учебнику М.Г. Качурина и Д.К. Мотольской. Вот что там написано: «И лишь статья Д.И. Писарева «Базаров» помогла современникам правильно разобраться в романе Тургенева». И больше ничего. В разделе «Болезнь и смерть Базарова» нового учебника Ю.В. Лебедева отмечается лишь, что «со смертью героя осиротела жизнь: и счастье – вполсчастья, и радость – вполрадости». Пособие для учителя «Изучение русской литературы в 10 классе», а также программа по литературе не вносят ясности в эту проблему.
Приходится и нам, как многим исследователям творчества И.С. Тургенева, ссылаться на Д.И. Писарева. «Не имея возможности показать, – рассуждает известный критик, – как живёт и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает. Умереть так, как умер Базаров, – всё равно, что сделать великий подвиг… Весь смысл романа заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он изменил себе, – весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение… Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу…».
Как видно из статьи Д.И. Писарева, сцена смерти якобы показывает духовную мощь, неукротимую энергию героя, который, живи он ещё десятки лет, нашёл бы где применить свои огромные силы. Так-то оно так, но в этом ли смысл целой главы романа «Отцы и дети», посвящённой болезни и смерти центрального героя? Правильно ли понял Писарев сцену смерти Базарова, а значит, и «весь смысл романа»? Не высказывал ли он в «Базарове» такую же тенденциозную мысль, как это получилось в статье Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?».
Как бы то ни было, одно несомненно: был дан ход неправильному толкованию идейного содержания всего произведения. Ведь недаром же И.С. Тургенев писал не раз в своих письмах, что «Базарова совершенно поняли только два человека: Достоевский и Боткин». До нас не дошло письмо Фёдора Михайловича, где он разбирает тургеневский роман, однако известно ответное письмо Ивана Сергеевича: «Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления – и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже то, что я не счёл нужным вымолвить… Дай бог, чтобы все увидали хотя часть того, что Вы увидели!».
Не только Д.И. Писарев, но и многие именитые его современники не «увидали» главного в романе «Отцы и дети». «Напишите мне, бога ради, о Базарове длинное объяснительное письмо… Зачем Базаров заразил себя и нарочно ли это сделал или нет, и что Вы этим хотели сказать?» – спрашивал А.Ф. Писемский, известный уже в то время писатель. Последовал ли ответ И.С. Тургенева на это письмо, мы не знаем. В различных противоречивых высказываниях по поводу своего романа автор не раскрывает секрета двадцать седьмой главы.
Так что же поняли Ф.М. Достоевский и В.П. Боткин? Что они обнаружили такое в «Отцах и детях», недоступное для их современников и для последующих поколений? Можно ли «увидеть хотя бы часть того», что увидел Достоевский?
Нам кажется, что можно, даже и больше, но для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, следует напомнить читателю, при каких обстоятельствах появился роман «Отцы и дети».
Известно, что в 50-60-е годы XIX века произошло размежевание революционных и либеральных течений в русской общественной жизни. Этот процесс не мог не отразиться и в литературных кругах, и в художественных произведениях. И.С. Тургенев, один из главных сотрудников «Современника», к лету 1861 года прерывает, а затем и прекращает отношения с журналом и его редактором Н.А. Некрасовым. Поводом послужила опубликованная в «Современнике» статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой тургеневский роман «Накануне» истолковывался с революционно-демократических позиций. «Убедительно тебя прошу, – обращался Тургенев к Некрасову в своём письме, – не печатать этой статьи: она кроме неприятностей ничего мне наделать не может, она несправедлива и резка – я не буду знать, куда деться, если она напечатается». Но Некрасов не послушался, все-таки опубликовал статью в своём журнале, тем самым отказался от Тургенева, чтобы не потерять Добролюбова. Истинная же причина разрыва Тургенева с «Современником», как и Л.Н. Толстого, впрочем, заключалась в том, что они не восприняли идеи вождей революционной демократии – идеи социального переустройства общественной жизни путём кровавой революции. «Тургенева, – отмечал В.И. Ленин, – тянуло к умеренной монархической и дворянской конституции, ему претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского».
Уже в начале 1862 года роман «Отцы и дети» увидел свет. Естественно, в нём должно было отразиться отношение И.С. Тургенева к демократам-разночинцам и предстоящей революции. Во-вторых, мы должны искать разгадку не в критической литературе, а в самом тексте художественного произведения, как это и сделали Достоевский и Боткин.
Итак, от писаревского объяснения причин смерти Евгения мы отказываемся, потому что оно очень зыбкое и не исходит из художественной концепции романа. В самом деле, какой же это «подвиг – умереть так, как умер Базаров»? Многие в такой ситуации умирают именно так, по-человечески: это и мать Фенечки, и те двое из Марьина, которые скончались от не менее страшной болезни – от холеры. Писарев утверждает, что сцена смерти выявляет потенциальные возможности Базарова, но тогда незачем умерщвлять его: ведь от тифа не все умирают, и было бы достаточно показать тяжёлую форму болезни с потерей сознания, уверенность героя в летальном исходе, а затем постепенное выздоравливание.
В художественно-композиционной структуре романа 27-я глава действительно играет особенную роль, можно сказать ключевую. «Смерть Базарова, – писал Тургенев Случевскому, – должна была, по-моему, положить последнюю черту на его трагическую фигуру». Такой трагический финал предопределён. Базаров не мог не умереть, он должен был сойти со сцены. И его убивает не автор, а герой сам себя обрекает на погибель.
Немногочисленных действующих лиц тургеневского произведения можно разделить в основном на две группы. Первую группу составляют люди простые, безыдейные, тесно связанные с природой, не выходящие из круга предначертанных человеку обязанностей и возможностей, а вторую группу – люди идейные, «самоломанные», оторванные от природы, а значит, и природы самого человека. К первой группе можно отнести Кирсанова Николая Петровича с сыном Аркадием, стариков Базаровых, Фенечку, Катю, Анну Сергеевну в какой-то мере. Вторую группу представляют Евгений Базаров и Павел Петрович, разница между которыми состоит только в том, что один из них защищает идеи революционных демократов, а другой – отжившие идеи консервативной части либеральных дворян, но оба оказались в плену предвзятых принципов, теоретических положений, никак не совместимых с естественными стремлениями нормального человека. С этой точки зрения и Евгений Базаров, и Павел Кирсанов – «лица трагические».
Заразная болезнь Базарова начинается не случайно и не после того, как он порезал палец, а предопределённо и намного раньше, задолго до 20 мая 1859 года, о чём можно догадаться, читая уже первые главы романа. Недаром автор, как нам кажется, сравнивает эту болезнь с курением. «Какой здесь воздух! Как славно пахнет!.. Нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях!» – восхищается Аркадий родной природой. Но этот чудесный воздух отравляет сам же, правда, отраву получает из рук Базарова: «Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, сроду не куривший, поневоле… отворачивал нос». Итак, представители второй группы и почти все примыкающие к ней, такие, как Евдоксия Кукшина, Виктор Ситников, курят табак, отравляют чистый воздух, окружающих людей, а также свой организм, тем самым приближая к себе и ближним преждевременную смерть. Несомненно, эта художественная деталь символизирует здесь любую идею, предвзятую и заразную, которая, как и табак, постепенно умерщвляет своего носителя и отравляет дурманом других. А простые герои, как правило, не увлекаются курением, значит, они не поражены идеей полного отрицания и разрушения.
Справедливости ради стоит отметить, что Василий Иванович Базаров тоже курит. Случайно ли это? Вряд ли. Он тоже отчасти заражён горделивым умом, довлеющим над сердцем. Под влиянием набожной супруги он лишь до поры до времени проявляет смирение, а после смерти сына он взбунтовался против Бога, «Василием Ивановичем обуяло внезапное исступление. «Я говорил, что я возропщу, – хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то, – и возропщу, возропщу! «».
В Евгении Базарове борются друг с другом два человека: человек простой, естественный и человек идейный. И вот, когда естественное, то есть «широкая жизненная волна, непрерывно катящаяся и кругом нас и в нас самих», вырывается наружу, Базаров как бы избавляется от заразной болезни-идеи, выздоравливает на некоторое время, поэтому ему кажется, что «сигарка не вкусна», и он «швыряет её в пыль дороги». Такое происходит с ним, когда он безнадёжно влюбился в Одинцову, когда он превратился из рационалиста в романтика. Не показан Базаров курящим и перед смертью. Умирая, он выздоравливает, избавляется от «заразы», поэтому становится более естественным, человечным.
Строчки о заразных болезнях людей, о поражении идейных героев различными недугами то и дело встречаются в романе. Они подготавливают почву для возникновения и развития смертельной болезни Базарова: аристократ Павел Петрович, человек принципа, поставивший «на карту женской любви всю свою жизнь», страдающий от припадка, «как отравленный, бродил с места на место»; «жители …й губернии успели привыкнуть к посещениям холеры»; идеи революционных демократов действуют на общество как тиф, как холера, «и эта зараза уже далеко распространилась».
Тайнопись Тургенева расшифровывается с трудом, лишь при тщательном анализе выявляются, казалось бы, незначительные факты, поясняющие тем не менее авторскую мысль. Так, например, Тургенев не раз подчёркивает тяжёлый, болезненный склад и Базарова, и Павла Петровича, используя только для их характеристики однокоренные слова с отрицательным смыслом: «желчное лицо», «был жёлчен», «весь жёлтый и злой», «кипение желчи»… Следует обратить внимание и на следующую художественную деталь: Базаров, умный человек, не случайно постоянно проигрывает в карты. И кому же? Опять-таки представителям первой группы. Это говорит о том, что он проигрывает им и в жизни, идеи нигилизма привели его к поражению.
«Следить за нитью романа после смерти Базарова я не намерен. Когда умер такой человек… стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу?..» – вопрошает Писарев. А наш современник, автор учебника Ю.В. Лебедев, вслед за Писаревым произносит в адрес нигилиста панегирическую речь, усыновляет его от имени народа и серьёзно утверждает, что «великая народная любовь освящает могилу Базарова». И зря. Ведь именно после смерти революционера происходят события, без которых не завершился бы роман и нельзя было бы понять авторскую концепцию. Какие же это события? А вот какие.
«Состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». Устроила свою семейную жизнь и Анна Сергеевна: она тоже вышла замуж. Даже Пётр, «окоченевший от глупости и важности», женился и, может быть, со временем поумнеет чуть-чуть. При жизни Базарова, в дни его пребывания в Марьине, там царила вражда не только между ним и Павлом Петровичем, но и между Кирсановыми и крестьянами, но как только Евгений умер и прекратилось незаметное распространение его заразной болезни-идеи, как только Николай Петрович и Фенечка, занимавшиеся прелюбодеянием, обвенчались в церкви, как только второй источник заразной болезни-идеи, Павел Петрович, покинул Марьино, тотчас восстановилось нарушенное равновесие, а «ферма», раньше приносившая одни убытки, начала «приносить довольно значительный доход». Эти простые, безыдейные люди приобретают семейное счастье, передают свою любовь в какой-то мере своим детям, и нить жизни не обрывается. А Базаров? Он так и не сумел и не успел жениться, не передал детям своего духовного наследия. Значит, нет у него и у базаровщины будущего.
Правда, есть в романе страшный эпизод, где Базаров общается с крестьянскими детьми, может быть неосознанно внушая им теорию разрушения, и эта сцена, вся аллегорическая, рассчитана прежде всего на думающего читателя. Дворовые мальчишки интересуются, для чего барину нужны лягушки. «А вот на что, – отвечал Базаров, – я лягушку распластаю да посмотрю, что у неё там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается». – «Да на что тебе это?» – «А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придётся». Если задуматься, речь здесь идёт об уничтожении одной, низшей формы жизни ради процветания другой, высшей. Биолого-медицинские опыты Базарова легко проецируются на социальную плоскость. Он всё отрицает, «выражаясь точнее, разрушает» пока на словах, а позже его последователи, профессиональные революционеры-большевики, проведут опыты на миллионах людей: уничтожат одних во имя жизни других, ведь люди – те же лягушки!
Живой «мертвец» Павел Петрович тоже оказался одиноким, аристократизм привёл его в жизненный тупик. У него тоже нет семьи, нет детей, хотя Фенечка, имеющая «несомненное сходство» с княгиней Нелли Р., могла бы стать его женой, но этого не позволяют «принсипы».
А Николай Петрович, такой же дворянин, как и его брат, стоит вне идеи, вне принципов, поэтому он женился на дочери простого чиновника, затем, после смерти жены, полюбил дочь своей экономки, Федосью Николаевну, которая, не выходя замуж, родила ему сына.
Финал романа показывает, что отцы и дети, не оторванные от природы, от Бога, обретают человеческое счастье, что временные конфликты между ними исчезают и крепнут дружба и любовь. «Всем было очень хорошо, – пишет о них Тургенев. – Дела их начинают поправляться… Николай Петрович успел уж полюбить Катю без памяти, Фенечка после мужа и Мити никого так не обожает, как свою невестку». Аркадий и Катя назвали своего сына Колей не «в память Базарова», а в знак уважения и любви к Николаю Петровичу.
Аркадий уже успел забыть о своём бывшем «учителе»: не он, а его молодая жена предлагает тост в память Базарова, и то только шёпотом. Принято считать, что Евгений сам разрывает отношения с Аркадием, увидев, как его «ученик» превращается в «семейную птицу». «Я ждал от тебя совсем другой дирекции», – заявляет Базаров и продолжает укорять его в том, что Аркадий «не дорос» до нигилиста-революционера. Между тем молодой Кирсанов сам отходит от своего учителя, от его взглядов и учения, недаром задолго до окончательного разрыва он успел «соскучиться под одним кровом с Базаровым, и тянуло его вон», однако Аркадий «по-прежнему желает быть полезным, но уже не там ищет свои идеалы, где искал их прежде». Здоровый организм молодого Кирсанова отторгает привязавшуюся было болезнь базаровщины. И натура Николая Петровича не предрасположена к ней, чего не скажешь о Базарове. Он действительно генетически так устроен, что склонен отрицать и разрушать. «Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения, – говорит он искренне своему лучшему ученику, заметим, в спокойной обстановке. – Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу».
Таким образом, Базарова к разрушению толкают две силы: ложная идея революции и изначальная склонность к отрицанию и наполеонизму (даже в карточной игре, по словам отца, он следует «наполеонскому правилу»), а значит, склонность и стремление к неограниченной власти. Катя недаром сравнивает его с сильным хищником. «Этого нельзя хотеть… Вот ваш приятель этого не хочет, а в нём это есть», – говорит она Аркадию. Черты хищника показаны и в сцене объяснения в любви. В Базарове вспыхивает «тяжёлая страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…». Он «бросает на женщину пожирающий взор». Эта сцена приобретает большее значение, если мы её сопоставим с подобным эпизодом, где Аркадий тоже признаётся в любви, но очень стеснительно, скромно и вежливо. Звериное в Базарове просыпается и во время ссоры со своим другом. Сатанинская гордость, «бездонная пропасть самолюбия» Базарова, считающего себя гигантом и богом, не позволяют ему уступить в споре своему ученику, хотя Аркадий во всём прав. Исчерпав все аргументы, учитель готов пускать в ход «грубую монгольскую силу». Лицо его становится зловещим, глаза загораются, как у хищника.
Тургенев не верит, что Базаровы могут переустраивать жизнь, приносить народу облегчение. Казалось бы, мысли о «необходимых преобразованиях» в России должны беспокоить в первую очередь революционера Базарова. Парадоксально, но факт: о них думает Аркадий! Значит, не о счастье народа беспокоится Базаров. Сквозь художественную ткань произведения пробивается совершенно другая мысль: разрушение, то есть кровавая революция, нужно Базаровым для самоутверждения, для получения неограниченной власти над народом. Разве не об этом говорят слова нигилиста, произнесённые не в провоцирующей остановке, что мы наблюдаем в споре с Павлом Петровичем, а опять-таки в спокойном, откровенном разговоре со своим ближайшим другом? «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, – говорит он, – для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?». Теперь становится понятно, почему мысли о преобразовании автор передаёт Аркадию, а не Базарову: только такие люди, как молодой Кирсанов, образованные, добрые, человечные, любящие и сердобольные, сумеют что-то изменить в положительном направлении, а люди, поражённые всяческой идейной заразой и склонные к «драке», могут привести общество к трагедии, если они дорвутся до власти. В Базарове мы видим предтечу большевистских вождей, отцов народов и т.п.
Из всего сказанного следует, что Базарова незачем противопоставлять Павлу Петровичу. Они не антиподы, скорее всего антиподами являются Аркадий и его учитель, а также братья Кирсановы. Правда, такое противопоставление связано лишь с одним из значений названия романа, среди которых можно выделить семейно-бытовое, социальное, историческое, политическое, философское и религиозное. В семейном значении «отцы и дети» – это родители и их сыновья и дочери, например старики Базаровы и единственный сын Евгений. В социальном значении «отцы и дети» – это старшее поколение и молодое, у которых не всегда бывает взаимопонимание. В историческом значении «отцы и дети» – это консервативные российские дворяне 40-60 годов XIX века и революционные демократы-разночинцы, между которыми и шла непримиримая борьба. В романе их представляют антагонисты Павел Петрович и Евгений Васильевич. В философском значении «отцы и дети» – это старое, умирающее и новое, зарождающееся, и между ними существует тесная связь, однако старое никогда не уступает своего места без боя, а новое, став на его место, со временем тоже устаревает. В политическом значении «отцы и дети» – это господствующая, направляющая сила в обществе и ею же рождённые оппоненты. В религиозном значении «отцы и дети» – это верующие, то есть мудрые, высоконравственные люди, и атеисты, богохульники, блудные сыновья, имеющие, однако, возможность вернуться к Отцу своему.
Историческое значение названия романа лежит на поверхности и всем понятно. Павел Кирсанов и Евгений Базаров действительно являются антиподами и антагонистами, но для Тургенева важнее другое значение – религиозное. И тут оба героя, к которым временно примкнул и младший Кирсанов, оказываются в одном и том же лагере, однако Аркадию всё-таки удалось вырваться из него. Блудные сыновья Павел и Аркадий, надо полагать, вернулись к Отцу своему с покаянием, а блудный сын Евгений не вернулся после долгих скитаний к Отцу своему, не покаялся перед Ним.
Базаров относится к народу скептически, а его ученик – по-христиански, с сочувствием; Евгений не признаёт искусства, красоты Божьего мира, а Аркадию по душе всё прекрасное; учитель фактически не почитает своих родителей, что является прямым нарушением пятой заповеди Закона Божьего, а ученик души не чает в своём отце; первый из них несчастлив в любви, ибо видит в женщине прежде всего объект наслаждения (сказано: «не прелюбодействуй», Исх 20:14), а второй нашёл это счастье, потому что в женщине уважает человека; Базаров существует и умирает, а молодой Кирсанов живёт и процветает.
Сознают ли трагизм своего положения Павел Петрович и Базаров? В какой-то мере наверняка, но они уже не могут вырваться из плена принципов и идей, идущих вразрез с православной верой. Они их рабы. Поэтому мизантроп Павел Петрович «бросается на диван и остаётся неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок, и жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».
Но всё-таки в конце романа он остаётся жив, может быть, потому, что в Дрездене начинает посещать русскую церковь и «почти незаметно креститься», а Базаров умирает, так как кощунствует, отвечая дерзко своему отцу: «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть». А напоследок он сознательно отказывается от причащения перед смертью, и, когда уже находился в беспамятстве и без него Василий Иванович пригласил служителя церкви соборовать сына, «один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом, что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».
Таким образом, произведение Тургенева, отражая неспособность либеральных дворян что-либо положительно изменить в жизни общества, а также возникновение на исторической арене новой силы, революционных демократов, в то же время выдвигает путём христианского осмысления самую важную социально-философскую проблему – проблему преобразования существующих порядков. Революционный путь неприемлем. Он заводит всех в тупик, приближает к трагедии, приводит к смерти. Роман направлен также против любой идеи, действующей вразрез с православной верой, с природой самого человека. Чем больше он нарушает естественный ход своих стремлений, желаний, предписанный заповедями Христа, чем больше «ломает себя», то есть грешит, тем быстрее приближается к разладу души, к саморазложению как личности.
Смерть Базарова – это закономерный результат раздвоения человека, результат подавления с помощью гордого ума духовного начала. Каждый из нас должен жить, не выдумывая теорий, несовместимых с христианским учением, не осложняя грехами своё пребывание на земле, а наоборот, упрощая его и следуя Святому Писанию. Такими показаны крестьяне, которые душой поняли это и поэтому не восприняли Базарова, и его родители, по словам Герцена «совершенно живые и живущие». Они так созданы, им хочется жить так, а сын их другой, у него другие ощущения, он по-другому устроен. На формирование его личности повлияли три фактора: во-первых, естество, то есть он такой же человек, такой же «романтик», как и многие другие смертные; во-вторых, теория, идея, знание, или запретное «познание добра и зла» (Быт 2:17), при помощи которых он хочет обуздать и переделать естество, данное Господом; в-третьих, особая наследственность, которая определила ему такой «склад» – стремление критиковать, отрицать и властвовать.
Естество его рвётся к природе, к прекрасному, к любви, к Богу, а ложное знание, теория мешают этому, притом третий фактор – своеобразная наследственность, приобретённая, может быть, от деда, который «землю пахал», – способствует второму фактору, а иногда и противоречит ему под воздействием естества, то есть Базаров иногда не верит и самому себе, своим мыслям. Он критикует себя, сомневается в себе не как в человеке, а как в нигилисте, революционере, заражённом «трихинами» разрушения.
Всех ожидает распад, преждевременная смерть, кто пытается переделать себя и других по воле своей, а не Господней, кто пытается вырваться из того, что отпущено нам природой, то есть Богом, – всех, в том числе и человеческие сообщества, и само человечество. Вот какой «вышел смысл романа» «Отцы и дети» – гениального предвидения последствий революционных событий XX века в России и в то же время грозного предупреждения революционерам всех мастей.
Краткое содержание романа «Отцы и дети»
Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.
Окончив университетское обучение домой к родителям возвращается Аркадий Кирсанов. Вместе с ним приезжает погостить у друга его товарищ по учебе Евгений Базаров. Отец Аркадия Николай Петрович столь рад видеть сына, что с распростертыми объятиями принимает и его друга. Но вскоре выясняется, что резко нигилистические взгляды Базарова вызывают раздражение у брата хозяина дома Павла Петровича Кирсанова – блестящего аристократа и приверженца традиционных устоев. Евгений и старшие Кирсановы регулярно ведут ожесточенные споры на злободневные вопросы. При этом обе стороны остаются глухи к доводам оппонентов, слыша в этих разговорах лишь себя.
В поездке Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Одинцовой. Мужчина, отрицавший любовь как таковую, ловит себя на сердечной привязанности к этой умной и красивой женщине. Аркадий также испытывает симпатию к Анне Сергеевне, на почве влюбленности друзья отдаляются друг от друга. Но вскоре Аркадий влюбляется в сестру Анны Одинцовой Катеньку, отрекается от своих нигилистических взглядов в пользу традиционной и понятной ему жизни и делает девушке предложение любви и сердца.
Базаров же, успев сразиться на дуэли с Павлом Петровичем, возвращается к родителям и берет на себя обязанности сельского лекаря. По неосторожности он заражается от больного тифом и понимает, что скоро покинет этот мир. Он отправляет к Анне Сергеевне просьбу о свидании, и та приезжает к нему. Евгений понимает, что в душе он большой романтик и ранее отрицал любовь лишь потому, что никогда до той поры не встречался с этим чувством.
После смерти Базарова и старший, и младший Кирсановы счастливо устраивают свою личную жизнь. А за могилой нигилиста ухаживают лишь его престарелые родители.
Действующие лица
Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).
Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.
Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.
Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.
Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.
Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.
Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.
Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.
Тема романа
Иван Тургенев раскрывает в своем романе глобальную и многогранную тему отцов и детей. Причем подходит он к ней как со стороны известного конфликта между старшим и молодым поколением, так и со стороны приверженцев старых и новых взглядов на жизнь. Таким образом название «Отцы и дети» можно расшифровать не только как семейный конфликт, но и как непонимание двух поколений, столкновение различных типов мировоззрения.
Базаров представляет собой представителя нового поколения, который мыслит прогрессивно, не желает слепо подчиняться традиционным устоям просто исходя из того, что «так положено». Он все подвергает сомнению, и если какая-то идея не выдерживает проверку на прочность, он ее смело и без сожаления отвергает.
Основной посыл книги – заставить читателя задуматься, а какой тип мышления близок ему самому? Какую позицию выбирает каждый из нас: лениво и безропотно созерцать происходящее или активно бороться за новое будущее?
В одном из писем Иван Сергеевич так объяснял замысел романа: «Я вывел семейство Кирсановых как представителей передового дворянства. Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?».
«Отцы и дети» в культуре
Поделиться новостью в Соцсетях:
Для тех, кто читал роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, очевидно, что основной конфликт произведения заключается во всем известном различии взглядов поколений. Со временем всегда появляются люди, которые отрицают устоявшиеся государственные порядки и моральные ценности предыдущих поколений, внося свои свежие взгляды на привычные вещи. Интересно, был ли такой человек среди близких или знакомых Тургенева? Кому из них он посвятил свой роман и почему? Посвящение говорит о том, что произведение адресовано известному литературному критику того времени, В.Г. Белинскому. Но есть и другие версии, которые стоит рассмотреть.
История создания романа началась в 1860 году. Как сообщают различные источники (дневники и письма друзей и знакомых), Тургенев размышлял о создании нового произведения, которое описало бы окружающую действительность и отразило различные взгляды того времени. К работе он приступил, когда был в Англии. Задумав повесть, героем которой должен стать молодой врач, он встретил молодого доктора. В нем автор увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило и очаровало автора. Данное знакомство послужило источником вдохновения для написания романа.
Однако существует мнение, что Иван Сергеевич Тургенев «собирал» образ Базарова из нескольких реальных людей, близких по духу и ему самому. Такая точка зрения кажется мне наиболее правдоподобной, потому что автор достаточно подробно описывает героя и создается впечатление, что это образ давно знакомого ему человека. Роман «Отцы и дети» посвящен памяти Виссариона Белинского, являвшегося представителем демократического движения в 1840-х годах. С ним Тургенев познакомился еще в феврале 1843 года, и с того времени у них началась крепкая дружба. Лицо нового сословия и разночинец, который являлся редким гостем для русской литературы того времени, стал одним из прообразов Базарова.
Впервые «Отцы и дети» были напечатаны на страницах популярного литературного издания «Русский вестник» в 1862 году. Неоднозначный образ Базарова произвел ожидаемый эффект на известные литературные круги. Обсуждение этого героя порождало массу споров в печатных изданиях. Множество известных критиков посвящали свои статьи разбору идеи романа, его содержанию и характеристике основного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным знаком для молодого нигилистического движения.
Оказалось, что Иван Сергеевич хотел закончить свою писательскую деятельность после выхода в свет романа «Отцы и дети», но этот роман произвел огромный резонанс и принес успех Тургеневу, чего он сам не ожидал.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Главные образы повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)
Следующая
СочиненияСочинение: Сравнение и сопоставление Аксиньи и Натальи в романе «Тихий Дон» (М. А. Шолохов)