Кому посвятил в г распутин автобиографический рассказ уроки французского

Предлагаем ознакомиться с одним из лучших рассказов в творчестве Валентина Григорьевича и представляем его анализ. Распутин «Уроки французского» опубликовал в 1973 году. Сам писатель среди других своих произведений его не выделяет. Он отмечает, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним. Фото автора представлено ниже.

распутин уроки французского анализ

Смысл названия этого рассказа

Два значения есть у слова «урок» в произведении, которое создал Распутин («Уроки французского»). Анализ рассказа позволяет отметить, что первое из них – посвященный некоторому предмету учебный час. Второе – это что-то поучительное. Именно такое значение становится определяющим для понимания замысла интересующего нас рассказа. Преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронес через всю свою жизнь.

Кому посвящен рассказ?

Копыловой Анастасии Прокопьевне посвятил Распутин «Уроки французского», анализ которых нас интересует. Эта женщина – мать Александра Вампилова, известного драматурга и друга Валентина Григорьевича. Она всю свою жизнь проработала в школе. Воспоминания детской жизни легли в основу рассказа. По словам самого писателя, события прошлого способны были согреть даже при слабом прикосновении.

Учительница французского

Лидия Михайловна в произведении названа собственным своим именем (ее фамилия –Молокова). Писатель в 1997 году рассказал о встречах с ней корреспонденту издания «Литература в школе». Он поведал о том, что Лидия Михайловна была у него в гостях, и они вспоминали школу, поселок Усть-Уда и многое из того счастливого и трудного времени.

Особенности жанра рассказа

По жанру «Уроки французского» – рассказ. На 20-е годы (Зощенко, Иванов, Бабель), а затем на 60-70-е (Шукшин, Казаков и др.) приходится расцвет советского рассказа. Этот жанр оперативнее всех других прозаических реагирует на изменения в жизни общества, поскольку он быстрее пишется.

анализ распутин уроки французского

Можно считать, что рассказ – первый и древнейший из литературных родов. Ведь краткий пересказ некоторого события, например, поединка с врагом, случая на охоте и тому подобных, является уже, по сути, устным рассказом. В отличие от всех других видов и родов искусства, рассказ человечеству присущ исконно. Он возник вместе с речью и является не просто средством передачи информации, но и выступает инструментом общественной памяти.

Произведение Валентина Григорьевича – реалистическое. От первого лица написал Распутин «Уроки французского». Анализируя его, заметим, что рассказ этот можно считать в полной мере автобиографическим.

Главные темы произведения

Начиная произведение, писатель задается вопросом о том, почему же мы чувствуем всякий раз вину перед учителями, как и перед родителями. И вину не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после. Таким образом, автор определяет главные темы своего произведения: взаимоотношения ученика и учителя, изображение освещенной нравственным и духовным смыслом жизни, становление героя, который приобретает благодаря Лидии Михайловне духовный опыт. Общение с учительницей, уроки французского стали для рассказчика воспитанием чувств, уроками жизни.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, – безнравственный поступок. Однако что стоит за ним? Ответ на этот вопрос дает в произведении В. Г. Распутин («Уроки французского»). Анализ позволяет вскрыть мотивы, движущие Лидией Михайловной.

распутин уроки французского анализ произведения

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были «городские» продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, «проигрывает» для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И ее вовсе не осуждает Распутин («Уроки французского»). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает.

Кульминация произведения

Кульминация произведения наступает после этой игры. Рассказ до предела обостряет парадоксальность ситуации. Учительница не знала о том, что в то время такие взаимоотношения с подопечным могли привести к увольнению и даже к уголовной ответственности. Этого не знал до конца и мальчик. Но когда все же случилась беда, он стал понимать поведение своей школьной учительницы глубже и осознал некоторые аспекты жизни того времени.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами – городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

в г распутин уроки французского анализ

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература – это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Главные герои

Продолжим анализ произведения «Уроки французского» Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и Лидия Михайловна. Ей было в то время не больше 25 лет. Автор отмечает, что в ее лице не было жестокости. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

валентин распутин уроки французского анализ

В рассказе мальчик поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс он пошел в 1948 году. В деревне, где жил мальчик, была лишь начальная школа. Поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать «ученым человеком». И герой все свои усилия прилагает для этого, преодолевая тоску по дому и голод для того, чтобы не подвести своих земляков.

С добротой, мудрым юмором, человечностью и психологической точностью изображает взаимоотношения с молодой учительницей голодного ученика Распутин («Уроки французского»). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает.

Язык произведения

Прост и выразителен одновременно язык произведения, автор которого – Валентин Распутин («Уроки французского»). Анализ его языковых особенностей выявляет умелое использование в рассказе фразеологических оборотов. Автор тем самым добивается образности и выразительности произведения («продать с потрохами», «как снег на голову», «спустя рукава» и др.).

анализ повести распутина уроки французского

Одной из языковых особенностей является также наличие устаревшей лексики, которая была характерна для времени действия произведения, а также областных слов. Это, например: «квартировать», «полуторка», «чайная», «пошвыркать», «вякать», «тюкать», «хлюзда», «притайка». Проведя анализ повести Распутина «Уроки французского» самостоятельно, вы сможете найти и другие подобные слова.

Нравственное значение произведения

Главному герою рассказа пришлось учиться в сложное время. Серьезным испытанием для взрослых и детей были послевоенные годы. В детстве, как известно, гораздо острее и ярче воспринимается и плохое, и хорошее. Однако трудности также закаляют характер, и главный герой проявляет нередко такие качества, как решительность, выдержка, чувство меры, гордость, сила воли. Нравственное значение произведения заключается в воспевании вечных ценностей — человеколюбия и доброты.

Значение творчества Распутина

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.

анализ рассказа уроки французского распутин

На этом завершаем анализ рассказа «Уроки французского». Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.

Библиографическое описание:


Стороженко, А. С. «Уроки французского» как автобиографическое произведение / А. С. Стороженко, Н. А. Топоркова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 4 (56). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/young/archive/56/2971/ (дата обращения: 10.01.2023).





Гипотеза:


автобиографические произведения могут содержать как достоверные сведения, так и художественный вымысел



Цель:


проанализировать рассказ «Уроки французского»



Задачи:


раскрыть образ главного героя, изучить биографию В. Г. Распутина, найти автобиографические сходства и различия, проанализировать концепцию рассказа



Актуальность:


рассказ «Уроки французского» спустя полвека является интересным и значимым, как и в момент написания



Методы исследования:


культурологический, поисковый, анализ и сбор информации, сопоставительный



Практическая значимость:


данная работа может быть использована при изучении творчества В. Г. Распутина на уроках литературы в средней школе

Рассказ «Уроки французского» является автобиографическим произведением, в котором Валентин Григорьевич Распутин рассказывает читателям о своих школьных годах, а именно о сложностях учебы в послевоенное время.

Впервые рассказ был опубликован в газете «Советская молодежь» в 1973 году.

В рассказе есть как автобиографические моменты, так и предположительно художественный вымысел.

Автобиография — это последовательное описание человеком событий своей жизни. Автобиография относится к жанру художественной литературы, поэтому порой для нее присущи вымысел и вариативное изменение действительности.

Главного героя рассказа «Уроки французского» зовут Володя, автор намеренно не дает ему свое имя. И это является первой ярко видимой отличительной чертой.

C:UsersГостьDesktopAAACQW9QhG8VXUl30hr_CYoX85DkL5xreQ27vVY2pl96dJxoh8xXJbki2j4Ji_J7WdlUoOlknuoYB0GX8IuG1FoFJD0.png

Школьные годы писателя пришлись на сложное послевоенное время, поэтому В. Г. Распутин не понаслышке знает о том, как тяжело было получить даже среднее образование.

Главный герой рассказа — Володя является собирательным образом подростка, учившегося в разлуке с семьей. До него никто не покидал родную деревню писателя с целью получения образования больше 4 классов, так как в деревне была только начальная школа.

Володю собирают на учебу всей деревней. Кто-то приносит ему недостающие учебники, другие стараются передать немного денег, а некоторые помогают и едой.

Местный шофер единственной в колхозе машины с энтузиазмом берется помогать семье Володи. Он отвозит мальчика в райцентр, передает посылки из дома, помогает маме добираться в гости.

В райцентре нашему герою пришлось столкнуться со многими трудностями: голод и как следствие этого малокровие, трудности при изучении французского языка, конфликтные ситуации со сверстниками.

C:UsersUserDesktop1011038775.jpg

Неожиданно человеком, протянувшим ему руку помощи, стала учительница французского языка Лидия Михайловна. Валентин Григорьевич взял данный момент из своей жизни. Ему в детстве также помогала учительница, в рассказе он заменил только имя.

C:UsersUserDesktop13521332181019016f97fea6aa3845bc-копия.jpg

Удивительно, но когда рассказ Распутина вышел в печать, то учительница, так искренне и старательно помогавшая своему ученику не смогла вспомнить все детали посылки, нюансы игры. И это показывает то, что истинное добро, которое делается от чистого сердца, забывается тем, кто делает и хранится в памяти того, кому это добро было сделано.

C:UsersUserDesktop4355.jpg

Тема рассказа не только любовь к ближнему и помощь, но и нравственный выбор учителя, его доброта и понимание.

Яркие описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в одном из отдаленных сибирских сел, небольшого сибирского городка. «Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку». И эти воспоминания являются автобиографичными.


Вывод:

рассказ «Уроки французского» содержит в себе автобиографические черты, а также имеет художественный вымысел, который помогает читателю лучше понять тяготы послевоенного детства автора.

  • Кому посвятил В.Г. Распутин автобиографический рассказ «Уроки французского»? а другу Александру Валентиновичу Вампилову;

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      allysonjennings135

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • literatura
    Литература

    3 минуты назад

    Левша придумать 3 вопроса ( для 16 главы )

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    4 минуты назад

    РЕБЯТ созрел вопрос только кратко!!!!!!Чем отличается Шаньга от Расстегаи????

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    Вычислите значение функции

  • himiya
    Химия

    14 минут назад

    Чем отличается белый и черный фосфор

  • algebra
    Алгебра

    14 минут назад

    Решите уравнение (алгебра)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

«Уроки французского» В.Распутин

27 Апрель 2013 — Автор Светлана

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»

Л. Н. Толстой

Валентин Распутин

Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Аталанка. И сама деревня, и ее жители вошли в литературные произведения Распутина. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины».
Распутин невозможен без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми, без чистого, незамутненного  народного языка.

Автобиографичность рассказа «Урок французского»

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть – Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым.»

«Уроки французского»

В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.

Вот что рассказывает о ней сам писатель:

«…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил Анастасии Прокопьевне. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого уже настало время. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой» (Книжное обозрение, — 1987-№38-28 августа – с.6)

Уроки доброты

Рассказ, через много лет после описанных в нем событий, помог В. Г. Распутину найти ту самую учительницу. Она прочитала рассказ и узнала себя в нем; только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь. Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.

В. Г. Распутин завершил свою статью «Уроки доброты» словами:

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

Запомни

«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире круг его действия».

Доброта – это качество человека, проявляющееся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к людям. Настоящая доброта бескорыстна.

Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. По словам писателя, «есть такие понятия, как духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед».

Валентин Распутин

Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».

Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия.

—Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра…

—                                                                   Л.Н. Толстой

—Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.

—                                                          В.А. Сухомлинский

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

—                                                               Л.Н. Толстой

Запись была размещена в Суббота, 27 Апрель 2013 в 6:55 пп в рубрике Распутин В.. Вы можете подписаться на тему через RSS 2.0.
Вы можете оставить комментарий, или трэкбэк со своего сайта.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина В.Г.

История создания

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -— поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1.    «Чтобы учиться дальше… и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2.    «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3.    «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4.    «Получив его (рубль), … я покупал на базаре баночку молока».
5.    «Они били меня по очереди … не было в тот день человека несчастнее меня».
6.    «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».

Печать

Просмотров: 337907


1


«Уроки французского» (15 марта 1937) Автобиографический рассказ


2


Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, его детство прошло в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Родился Валентин Григорьевич Распутин в поселке Усть-Уда, в трехстах километрах от Иркутска, его детство прошло в деревне с красивым, напевным именем Атланка. И сама деревня, и её жители вошли в литературные произведения Распутина. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары.


3


Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. Рассказ «Уроки французского» – произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.


4


Это была очень серьезная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым». После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующий классы, находилась только в районном центе Усть-Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному, После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующий классы, находилась только в районном центе Усть-Уда, а это целых пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.


5


Лидия Михайловна Молокова (с греческого – прообраз) – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. Рассказ, через много лет после описанных в нем событий, помог Распутину найти ту самую учительницу.


6


В рассказе «Уроки французского» В.Г.Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего отважно, как солдат, свои В рассказе «Уроки французского» В.Г.Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего отважно, как солдат, свои обязанности и неустрашимость души. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склоняется ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.


7


Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь. Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь.


8


Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно нарушила все школьные, традиционные правила: стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.


9


1. В какое время происходит действие в рассказе? А) довоенное; б) военное; в) послевоенное. 2. Почему мать, «наперекор всем несчастьям», отправила мальчика учиться в райцентр? А) в городе было легче с продуктами; б) мальчик учился хорошо и «в деревне признавался за грамотея»; в) надеялась на помощь своей знакомой, жившей в городе. 3. Мальчику в городе было очень трудно, и он хотел вернуться в деревню. Что ему было перенести тяжелее всего? А) трудности учёбы в новой школе; б) голод; в) тоску по дому.


10


4. Почему, несмотря на голод и одиночество, мальчик учился хорошо? А) боялся наказаний и позора; б) не умел относиться спустя рукава к тому, что на него возлагалось; в) мечтал стать лучшим учеником класса. 5. Почему учительница французского языка больше других учителей интересовалась жизнью мальчика? А) её об этом попросила его мать; б) потому что у него по всем предметам, кроме французского, были пятёрки; в) была классным руководителем. 6. Что положила Лидия Михайловна в посылку, якобы присланную из деревни? А) макароны; б) гематоген; в) шоколад.


11


7. Что покупал герой рассказа на выигранные деньги? А) молоко; б) печенье; в) хлеб. 8. Почему Лидия Михайловна назначила ежедневные занятия вечером у себя дома и не отменяла их? А) хотела его наказать; б) хотела, чтобы он улучшил оценку; в) хотела ему помочь. 9. Что имеет в виду автор, когда говорит: «Наказание превращалось в удовольствие»? А) мальчик перестал чувствовать себя неловко и не стеснялся обедать у Лидии Михайловны; б) привык жить в городе и подружился с ребятами; в) почувствовал вкус к изучению французского языка.


12


10. С какой целью учительница стала играть со своим учеником в «пристенок»? А) хотела войти к мальчику в доверие, чтобы он перестал её стесняться; б) думала таким образом отвлечь его от плохой компании; в) чтобы дать ему возможность на выигранные деньги покупать продукты. 11. Почему Лидия Михайловна перестала преподавать в школе? А) вышла замуж и уехала; б) перешла в другую школу; в) вынуждена была уехать после того, как директор узнал о её игре на деньги с учеником. 12. Какие фрукты мальчик видел только на картинке, но сразу узнал, получив посылку? А) яблоки; б) лимоны; в) апельсины.


13


1 в 4 б 7 а, в 10 в 1 в 4 б 7 а, в 10 в 2 б 5 в 8 в 11 а 2 б 5 в 8 в 11 а 3 в 6 а, б 9 в 12 в 3 в 6 а, б 9 в 12 в


14


Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Писатель концентрирует внимание читателя на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. Тема произведения – жизнь в послевоенные годы. Писатель концентрирует внимание читателя на нравственном, духовном опыте человека как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. Идея рассказа «Уроки французского» – самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.


15


Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла в школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я видел их только на картине, но догадался, что это они».


16


Указ о награждении Валентина Распутина орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность. Указ о награждении Валентина Распутина орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность. 15 марта 2007 года писателю Валентину Распутину исполнилось 70 лет.


17


Над чем заставляет задуматься автор? автор? Как бы вы поступили на месте Лидии Михайловны? Какие уроки она преподала герою?


18


Читайте книги В.Распутина

  • Кому попало как пишется
  • Кому погорельский посвятил сказку черная курица или подземные жители
  • Кому писал ванька жуков в рассказе чехова
  • Кому особенно мешает совесть почему совесть не может ужиться с законами исходя из содержания сказки
  • Кому нужно писать итоговое сочинение