1
«Что за прелесть эти сказки..» — кто это сказал? Откуда эти строки?
«Что за прелесть эти сказки..» — кто это сказал? Откуда эти строки?
1 ответ:
1
0
«Что за прелесть эти сказки…»- эти слова принадлежат Александру Сергеевичу Пушкину. Известно, что первый сборник детских сказок принадлежит А.Н Афанасьеву. В своём предисловии ко второму изданию писатель подробно охарактеризовал значимость сказки для познания детьми истории страны, обычаев, природы, народного языка. Эти размышления Афанасьева побудили «заняться» сказками Жуковского и Пушкина. Пушкин был просто в восторге от написания сказок! Вот тогда-то в одном из писем он и написал о себе:
Читайте также
Сказка «Морозко» это русская народная сказка. Обычно вспоминают об этой сказке перед новым годом. Суть сказки в доброте, работоспособности и смирении. Присутствует злой герой — мачеха, которая невзлюбила падчерицу и послала ее на верную гибель — зимой в лютый мороз отправила в лес, где падчерица повстречала Деда Мороза. Эти слова «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная» стали любимой фразой у многих.
Эту сказку переделывали двое. Первый это Алексей Толстой — это кстати самый известный вариант переделанной русской народной сказки, и второй вариант — менее известный, но наиболее близкий к изложению народного варианта — в обработке Афанасьева.
Объединить писателей Ушинский, Толстой, Мамин-Сибиряк, братья Гримм одним вопросом довольно трудно. Но вот применительно к сказкам всё же реально. Действительно все эти авторы писали литературные сказки, хотя многие из их произведений были взяты из народного фольклора,слегка переделаны и переписаны, особенно у Толстого и братьев Гримм. Так что наиболее правильным ответом будет ответ А — литературные.
Советских писателей, пишущих сказки, было, кстати, очень много. Не чета современному времени, когда не только сказок, но и даже фильмов на эту тематику раз-два и обчелся. За нас, в основном, Голливуд работает и Джулиан Роулинг.
Советские сказки можно условно поделить на две большие группы: сказки, где действие происходит в сказочных местах, и сказки, где действие происходит в обычной жизни, но потом превращается в сказку.
Мир сказочных сказок, это в первую очередь, серия книг Волкова: Семь подземных королей, Волшебник изумрудного города, Урфин Джюс и пр.
Трилогию о сказочной стране коротышек создал Н.Носов: Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в Солнечном городе, Незнайка на Луне.
Были и другие сказки: «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева, «Крокодил Гена и его друзья» Эдуарда Успенского, сказки о животных Григория Остера, «Три толстяка» Юрия Олеши.
Сказки в стихах Корнея Чуковского: Айболит, Мойдододыр, Тараканище, Муха-Цокотуха.
Еще целая серия создана новогодних сказок!
«Бытовые сказки» — сказки, где в обычную жизнь врывается сказка! «Цветик-семицветик» Валентина Катаева, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, «Приключения желтого чемоданчика» Софьи Прокофьевой, «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца (вообще, Шварц написал немало сказок), «Тайна закрытой двери» Юрия Томина.
Самая первая — это, наверное, «Сказка о Мальчише-Кибальчише» Аркадия Гайдара.
Мне кажется, это не очень известная сказка. По крайней мере, я о ней узнала только будучи взрослым человеком. А сказка интересная и добрая — о горошинах и о смысле жизни. Краткое содержание есть тут. Автор сказки «Пятеро из одного стручка» — знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Сказке много-много лет, конечно, относят её к народной, фольклорной сказке, но любой миф или народное сказание обрабатывали писатели и тогда узнали люди, дети эту историю. Так и с Рябой, в сборнике собранных и переработанных русских сказок 1853-1866гг. была напечатана впервые эта сказка ,автора А.А.Афанасьева.
Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе «Что за прелесть эти сказки…»
Участник: Матюшина Виктория
Класс: 1-А
Учреждение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Мурома Владимирской области
Учитель: Ардамакова Светлана Николаевна
(ответы ученицы 1 «А» )
Задание 1. Названием олимпиады послужили слова «Что за прелесть эти сказки», принадлежащие … А впрочем, … попробуй сам ответить на вопрос, кто и в связи с чем произнес эти слова. Как ты их понимаешь, согласен ли ты с классиком? Дай развернутый ответ.
Ответ. «Что за прелесть эти сказки…» — эти слова принадлежат великому русскому поэту и писателю Александру Сергеевичу Пушкину. Так А.С. Пушкин говорил о сказках, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. Благодаря своей няне Александр Сергеевич познакомился в народными сказками, которые она замечательно рассказывала.
Да, я согласна с А.С. Пушкиным, что сказки — это волшебство. С помощью сказок мы учимся различать добро и зло, правду и кривду, красоту и безобразие.
Задание 2. Какие русские народные сказки соответствуют этим пословицам и поговоркам (т.е. какой момент в развитии сюжета сказки они иллюстрируют). Количество примеров не ограничено, но каждый пример должен быть прокомментирован:
- Поспешишь-людей насмешишь («Лиса и козел»: козел, не подумав, прыгнул к лисе в колодец, а лиса вскочила ему на спину и выбралась из колодца);
- В тесноте да не в обиде («Теремок»: небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного. То есть у всех зверей появилась крыша над головой);
- У страха глаза велики («Кот и лиса»: медведь и волк приняли простого Кота Ивановича за страшного зверя);
- Как аукнется, так и откликнется («Лиса и Журавль»: лиса приготовила журавлю манную кашу в качестве угощения, не подумав, о том, что журавлю неудобно ее кушать, в свою очередь журавль угостил лису окрошкой из кувшина с узким горлом;
«Морозко»: мачеха решила извести нелюбимую падчерицу, но в итоге жадность мачехи погубила родную дочь;
«Звери в яме»: лиса перехитрила всех зверей в яме, но нашелся более находчивый дрозд, который и погубил лису)
Задание 3. Подумай, какие пословицы и поговорки могли бы соответствовать этим сказкам (свой ответ аргументируй):
- «Репка» (без труда не вынешь и рыбку из труда: для достижения какого либо результата необходимо применить усилия; одна голова хорошо, а две лучше: иногда наиболее эффективный результат получается сообща; один в поле не воин: иногда наиболее эффективный результат получается сообща).
- «Гуси-лебеди» (без друга в жизни туго: сестре помогли спасти брата ежик, яблоня, печка, молочная речка кисельные берега).
Задание 4. Назови русские народные сказки, в которых герои превращаются в зверей и птиц.
Финист-ясный сокол: сокол превращается в человека;
Сестрица Аленушка и братец Иванушка: Иванушка превращается в козленочка;
Марья Моревна: сестер Ивана-царевича забирали поочередно замуж сокол, орел и ворон (они превращались в добрых молодцев);
Иван царевич и серый волк: волк превращался в Елену Прекрасную; Царевна-лягушка (лягущка превращается в Василису Премудрую, Василиса Премудрая превращается в кукушку).
Задание 5. В каких русских народных сказках животные выступают в роли помощников главных героев.
Иван царевич и серый волк (волк- помощник Ивана царевича);
По щучьему веленью (щука помогает Емеле);
Крошечка-Хаврошечка» (корова помогает Крошечке-Хаврошечке).
Задание 6. Докажи, что:
1. Лягушачья кожа может оказаться ценным приданным невесты.
2. Баба-Яга может быть не только злой и коварной старухой, но и доброй помощницей.
1. Василиса Премудрая родилась хитрей и мудрей своего отца. За это отец ее наказал и превратил на три года в лягушку. Все в тайне посмеивались над женой-лягушкой Ивана-царевича, но никто не ожидал, что она сможет всех перехитрить и выполнить все наказы отца Ивана-царевича.
2. В сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то- не знаю что» Баба Яга , узнав, что Андрей — стрелок является ее зятем, помогла найти ему старую лягушку. Эта лягушка знала, где найти «то — не знаю что».
Задание 7. Перед тобой названия трех русских народных сказок, но буквы в них переставлены. Догадайся, какие сказки здесь зашифрованы.
ЕРТМЕКО (ТЕРЕМОК), ИРАХЖАК (ЖИХАРКА), ИЗОМЬВЕ ЕВЕЙЗР (ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ).
Задание 8. Вставь подходящее по смыслу слово в название русской народной сказки:
«Финист – … сокол» («Финист- ясный сокол»);
«Крошечка – …» («Крошечка -Хаврошечка»);
«… зернышко» («Петушок и бобовое зернышко»);
«Три царства: …» (Три царства: медное, серебряное и золотое»);
«Бычок – … бочок» («Бычок – смоляной бочок»);
«Иван – крестьянский сын и …» (Иван – крестьянский сын и чудо юдо»);
«Во лбу …, на затылке …, по бокам …» (Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»);
Задание 9. «Литературные перевертыши»: расшифруй названия русских народных сказок.
«Иван Океанович» («Марья Моревна»);
«Принц-головастик» («Царевна-лягушка»);
«Суп с пилой» («Каша из топора»);
«Лиса и три теленка» (Волк и семеро козлят»);
«Волк и цапля» («Лиса и Журавль»);
«Принцесса Мария и черная собака» (Иван-царевич и серый волк»);
«Курочка – серебряное крылышко» («Петушок — золотой гребешок»);
«Сухопутная королева и Иван-дурак» («Морской царь и Василиса Премудрая»);
«Про окунево желание» («По щучьему велению»);
«Летние каникулы птиц» («Зимовье зверей»).
Задание 10. Вспомни, из какой сказки эти слова, кто и зачем их произносит:
1. «Мерзни, мерзни, волчий хвост…»
«Лисичка-сестричка и серый волк» (эти слова произносит лиса для того, чтобы волка обнаружили люди, тогда лисе не придется делится с ним рыбой»);
2. «По щучьему веленью, по моему хотенью…»
«По щучьему веленью» (эти слова произносит Емеля для того, чтобы щука исполняла желания);
3. «Яблонька-яблонька, укрой меня…»
«Гуси-лебеди» (эти слова принадлежат сестре, которая убегала от гусей-лебедей, спасая брата и прося защиты у яблони);
4. «Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки…»
«Мужик и медведь» (данные слова принадлежат мужику, который хотел обмануть медведя и забрать весь урожай себе);
5. «Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…»
«Заюшкина избушка» (эти слова произносит заяц, жалуясь на лису, которая выгнала его из дома).
Каждый год 6 июня, с 1997 года, в России отмечается Пушкинский день.Именно в этот день в 1799 году, в Москве, в дворянской усадьбе Пушкиных, родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.
Какие стихи Пушкина вы запомнили самым первыми? Про кораблик, что «бежит себе в волнах на раздутых парусах?». А может быть, про золотого петушка, или про золотую рыбку из синего – синего моря? Все волшебно в сказках Пушкина.Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, видишь все, о чем написал поэт.Вслушайтесь в стихотворение. Как много в этих строках тепла, сердечности, золотистого света. Они звучат, как музыка…
Пушкин никогда не писал стихов специально для детей, но он умел писать их так просто и в то же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко. Кто из вас ребята не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, об осенней поре, которая очей очарование? Все его стихотворения читаются легко и радостно!
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазки
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети, в 20, в 30, в 45,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(И. Акулинина).
Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с “высокими” литературными жанрами: “Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!” — и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы “видеть свойства нашего русского языка”. Даже в его повестях, романах и не сказочных поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.
Пушкин написал всего семь сказок. Но каждая сказка запоминающаяся. Конечно, сказки были написаны для взрослых. Но очень скоро стали читать сказки и детям. Благодаря мелодичной стихотворной форме сказок, они очень легко и с интересом читаются, становясь понятными даже самому маленькому читателю.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Сказка А. С. Пушкина. Написана 2 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть пометка: «18 песнь сербская».
Аннотация: Сказка о том, что жадность до добра не доводит, хорошо известна вот уже почти два столетия. Старик с женой живут у моря. Однажды в сети старика попадает необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Рыбка молит отпустить её в море, и старик отпускает её, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает о произошедшем жене.
Она заставляет его вернуться к рыбке и потребовать в награду, хотя бы новое корыто….
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдине. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам русской народной сказки.
Аннотация: Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях» — интересное и поучительное произведение. Сказка рассказывает нам о том, как молодая царевна с добрым сердцем живет в неприятном окружении, ее злая мачеха мечтает извести девушку за ее красоту. Царевне приходится убежать в лес, где она находит приют в доме семерых братьев….
«Сказка о царе Салтане»
Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений.
Аннотация: Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.
«Сказка о золотом петушке»
Сказка русского поэта Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных им произведений такого рода. Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения».
Аннотация: Один чародей подарил царю Додону волшебного золотого петушка. Эта птица сидела на башне и, если к столице приближалась опасность, кричала: «Кири-куку! Царствуй, лёжа на боку!»…
«Сказка о медведице»
Аннотация : «Сказка о медведице» — это образец использования народного стиля в поэзии. Пушкин создал сказку не только для детей, но и для взрослых. В этой истории поднимаются вопросы о семье и человеческих отношениях…
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Основная мысль сказки о попе и работнике его Балде в том, что жадность ни к чему хорошему не приводит. За все нужно платить соответствующую цену, не надо гоняться за дешевизной, ведь дёшево не значит хорошо. Как известно скупой платит дважды.
Сказка о попе и работнике его Балде учит не быть жадным, не вестись на дешевизну, соблюдать условия договора, уметь выходить из любой ситуации при помощи ума и смекалки, никого не бояться, уважать свой и чужой труд.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Главная мысль сказки о мёртвой царевне и семи богатырях в том, что внешняя красота не делает человека красивым, если у него уродливая душа. Любовь и добро все равно победят зло. Такие черты, как черная зависть и эгоизм, никогда не принесут счастья.
Сказка учит детей и в первую очередь девочек, быть добрыми, скромными, трудолюбивыми, верными, деликатными. Именно такие качества присущи настоящим царевнам и принцессам. Злость, зависть, самолюбование, нарциссизм, перечёркивают всю внешнюю красоту.
Давайте поиграем.
Вам необходимо вспомнить сказки Александра Сергеевича по героям или предметам, и угадать, о какой именно сказке великого писателя идёт речь.
Загадка №1 ( «Сказа о Царе Салтане»)
Загадка №2 («Сказка о золотом петушке»)
Загадка №3 («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Загадка №4 («Сказка о Попе и работнике его Балде»)
Викторина «Сказка о рыбаке о рыбке»
Свой рассказ о А. С. Пушкине я закончу словами:
Это Пушкин, это чудо, это прелесть без конца
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало.
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Цель: Систематизировать, обобщить и
расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания сказок А.С.Пушкина.
- Учить выразительному чтению.
Развивающие:
- Развивать внимание детей.
- Развивать восприятие, речь, память, воображение,
познавательный интерес. - Развивать мыслительную деятельность учащихся
на уроке. - Учить детей применять знания в нестандартных
ситуациях. - Развивать артистические способности учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к литературному творчеству
А.С.Пушкина. - Воспитывать чувство коллективизма в работе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный
проектор, экран, презентация, карточки, рисунки,
выставка сказок А.С.Пушкина, костюмы для сценки
(сарафаны для девочек, костюм короля), прялки (3),
веретено (3), черный ящик, учебник «Родная речь» 4
класс, часть 1, составители: Л.Ф. Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В. Голованова.
Оформление доски: портрет А.С. Пушкина,
выставка рисунков. По ходу урока доска должна
заполняться табличками.
Комментарий к уроку:
Этот урок предназначен для учащихся 4 классов,
которые занимаются по программе «Школа России»,
по комплекту учебников Л.Ф. Климановой, В.Г.
Горецкого, М.В. Головановой.
Уроку предшествовала большая подготовительная
работа: были прочитаны сказки А.С. Пушкина (5),
создана презентация, приготовлены костюмы для
инсценировки, инсценировка отрывка из сказки А.С.
Пушкина «Сказка о царе Салтане..», нарисованы
иллюстрации к сказкам, подготовлена выставка
сказок, сообщения учащихся.
Средства достижения цели урока:
— использование разнообразных форм и методов
организации учебной деятельности.
— создание атмосферы заинтересованности
каждого ученика в работе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет
готовность к уроку.
Дети в недоумении. Нет 4 учеников.
2. Эмоциональное вхождение в урок.
Стук в дверь. Входят три девицы в сарафанах,
садятся за прялки. Инсценировка отрывка из
сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане:».
3. Определение темы урока.
— Ребята, вы догадались из какой сказки к нам
пришли герои?
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на
уроке? (ответы детей).
Ребята, мы на уроке окунемся в волшебный мир
сказок А.С.Пушкина.
Кому принадлежат слова: — «Что за прелесть эти
сказки! Каждая из них поэма»? (ответы детей)
Да, действительно, каждая сказка А.С.Пушкина
интересна, прелестна.
На уроке мы выясним, в чем же их прелесть? Что
можно с ними сделать? Неслучайно мы урок начали с
инсценировки отрывка из сказки.
— Ребята, легко вам было инсценировать сказку? (ответы
детей).
На доске карточки
Обратить внимание на орфографию.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» рыбка исполняет
любые желания старика.
Давайте же загадаем свои желания на урок, Каким
вы хотите видеть этот урок? (ответы детей).
У меня тоже есть желание: «Я хочу, чтобы вы все
были активными на уроке».
В конце урока мы посмотрим, сбылись ли наши
желания, помогла ли нам волшебная рыбка.
4. Актуализация знаний учащихся.
— Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
На доске прикрепляю табличку
— Какая сказка вам запомнилась больше всех и
почему? Чему учит сказка? Над чем заставила
задуматься?
5. Систематизация и обобщение знаний.
Выступления подготовленных учащихся.
Ян подготовил для вас сообщение. Слушайте,
пожалуйста, внимательно, я задам несколько
вопросов.
— В детстве сказки маленькому Саше рассказывала
няня Арина Родионовна. У неё он с малых лет учился
чистому народному языку. От неё он впервые
услышал замечательные русские сказки.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил
простым народным языком. Этот язык в его сказках
льётся свободно и звонко, как прозрачный родник.
Поэт всегда восторгался богатством,
выразительностью, меткостью русского языка.
— Кто рассказывал сказки А.С.Пушкину?
— Каким языком первым из русских поэтов
заговорил А.С.Пушкин?
Давайте докажем это.
На выставке берём любую сказку, открываем любую
страницу и попробуем прочитать её. Как читалось?
Так говорит простой народ? На каком языке было у
дворян принято говорить? (ответы детей)
Так в чём же прелесть сказок Пушкина?
На доске
Миша: В длинные зимние вечера в ветхом доме в
Михайловском Арина Родионовна, как в детстве,
рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер
в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный
народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт
торопливо записывал нянины сказки. «Что за
прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть
поэма».
Презентация.
Слайды 1 — 6.
Денис
Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые
образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну
Лебедь, Черномора и морских богатырей; Золотого
петушка и затейницу белку. Вместе с народом в
своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил
глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и
невежественных бояр.
— Каких фантастических героев можно встретить в
сказках А.С.Пушкина?
Вам нравятся эти герои?
Так в чём же прелесть сказок А.С.Пушкина?
Табличка
6. Сообщение новых знаний.
А знаете ли вы?
Снежана для вас подготовила рассказ о няне
Арине Родионовне.
— Что нового вы узнали? — скажете после
выступления Снежаны.
Фамилия Арины Родионовны — Яковлева. Вся их
семья была крепостной. Детей было семеро.
Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось
идти работать. Так в трудах выросла, не училась,
не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был
крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала
крепостной. У Арины Родионовны родилось две
дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны
родился последний сынок, её взяли кормилицей для
старшей сестры Пушкина — Оленьки. Сразу же
переехали в Москву, через полтора года родился
Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась
няней в их доме.
Табличка
7. Проверка домашнего задания.
— Какое задание вы выполняли дома?
По ролям — сказка » О мертвой царевне и семи
богатырях».
Перед вами я ставлю задачу: Постарайтесь
передать голосом характеры героев.
— Было ли тяжело читать по ролям?
Ребята, мы опять доказываем, так в чём же
прелесть сказок А.С.Пушкина?
На доске табличка
Оценка чтения. Каждый сам оценивает своё
чтение.
8. Систематизация знаний.
А теперь скажите, ребята, а легко ли
запоминаются стихи А.С.Пушкина?
Давайте проверим. Я читаю начало отрывка из
сказки, а ваша задача вспомнить его и продолжить.
Готовы? Тогда вперед!
— «Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла».
(Царица из сказки «О мертвой царевне и семи
богатырях»)— «Ветер, ветер
Ты могуч
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешься на море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого
Кроме Бога одного».
— Год прошёл, как сон пустой
Царь женился на другой».
Вывод: сказки Пушкина легко запомнить.
Табличка
9. Физкультминутка.
Ребята, вы знаете, что такое пантомима?
Сергею было дано задание найти в словаре
Ожегова толкование этого слова.
Давайте послушаем его.
Сергей. Пантомима — это представление
средствами мимики и жестов, без слов, игра
мимикой.
Ефим нам покажет пантомимой эпизод из сказки.
Наша задача узнать сказку и героя. Потом
попробуем все.
Было ли нам легко изображать персонажей
мимикой и жестами?
Вывод: героев сказок легко изобразить
пантомимой.
Табличка
10. Презентация рисунков.
— А теперь, ребята, отправимся в
Третьяковскую галерею на презентацию выставки
рисунков по теме «Что за прелесть эти сказки!»
На выставку всегда выбирают самые лучшие работы.
Экскурсоводом будет Канноева Наташа.
— В чем же прелесть сказок А.С.Пушкина?
Их легко
11.Заключительный этап урока.
Заключительным этапом урока будет викторина.
Презентация.
Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12.
Черный ящик. Дети задают вопросы. Учитель
отвечает: «Да», «Нет».
Предмет, который лежит в чёрном ящике,
относится к сказкам А.С.Пушкина? (кораблик)
12. Подведение итога работы.
Вывод:
Так в чем же прелесть сказок Пушкина?
Работа по полученной таблице.
13.Рефлексия.
Давайте посмотрим, сбылись ли наши желания.
Было ли вам интересно, узнали ли вы новое, было ли
трудно на уроке?
Чтобы вы ещё хотели узнать?
На доске табличка
У меня на столе свечка, подсвечник и перо. Как вы
думаете, для чего я их принесла?
Всем детям дарю по гусиному перу.
14.Домашнее задание.
На выбор:
- в Интернете найти материал о том, как писали
раньше; - найти, из чего делали чернила раньше;
- попробовать самому сочинить небольшую сказку
или стихотворение.
Литература.
- С.В. Кутявина «Поурочные разработки по
литературному чтению» 4 класс, М., «Вако», 2006 г. - С.В. Кутявина «Поурочные разработки по
внеклассному чтению» 4 класс, М., «Вако», 2009 г. - С.И. Ожегов «Словарь русского языка» М.,
«Русский язык» 1990 г. - Г.П. Попова «Классные часы в 1-4 классах»
Волгоград, «Учитель» 2008 г. - Презентация к уроку.
- Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко «Внеклассные
мероприятия 1-4» М., «Вако», 2005г.
Приложение 1.
Презентация: «Александр Сергеевич
Пушкин».
Цель презентации: заинтересовать
учащихся изучением творчества А.С. Пушкина.
Задачи:
— познакомить с предками А.С.Пушкина, с его
родителями, женой, детьми, няней.
— проверить знания учеников по сказкам.
Презентация состоит из 13 слайдов. На 7 слайдах я
поместила материал о предках Пушкина, о его
родителях, жене, детях, няне. На 5 слайдах я
поместила викторину по сказкам.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
И. Акулинина
Сказки Пушкина…. Есть ли в нашей стране -да и и в других странах мира- человек, который не знает сказки Пушкина – произведения самого знаменитого русского поэта и писателя? Читая любые сказки, ребёнок развивается. Читая сказки Пушкина, малыш получает информацию, обличённую в поток чистейшей русской речи.
Знакомясь с первыми детскими произведениями, вы не только открываете мир вашему малышу, но и обучаете его правильно строить свою речь. Что может быть лучшим пособием для развития речи, чем сказки Пушкина, написанные свыше двухсот лет тому назад?
Конечно же, Александр Сергеевич не писал непосредственно для детей. Но красота слога поэта, доступность для запоминания его текстов, живость сюжета и проникновенность в поступках героев стало основой для того, чтобы сказки Пушкина читали детям с спустя 200 лет после их создания.
Нам с детства знакомы пять сказок великого поэта. Это немаленькие произведения и читать их необязательно сразу полностью. Читайте сказки Пушкина по главам так, как их разделил сам поэт. Останавливайтесь на самых интересных моментах, чтобы поддерживать желание у ребёнка узнавать о том, что будет дальше. Заучивайте отрывки из сказок: их напевные слова легко запомнит любой малыш. Первые сказки Пушкина, которые вы прочтёте малышу — это «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мёртвой царевне…». Сюжеты сказок знакомы и из других сказочных произведений мировой литературы, но, благодаря нашему великому поэту, положенные на стихи запоминаются на одном дыхании. Ваш ребёнок не раз попросит прочесть ему эти сказки и будет вам читать, когда научится это делать сам. Когда ребёнок уже будет учиться, сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде», «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке» встретят его на страницах школьных книг.
По произведениям великого поэта сняты много мультипликационных и художественных фильмов. Все они выполнены на высочайшем уровне. А «Сказка о попе и его работнике Балде» превращена в замечательную музыкальную сказку. Не меньше классических опер и балетов созданы по сюжету сказок Пушкина великими русскими композиторами. Если ваш ребёнок заинтересовался классической музыкой, познакомьте его с этими шедеврами русской музыкальной культуры. Читая сказки Пушкина, вашему ребёнку легче будет познакомиться с другими произведениями детской литературы всего мира и стать по- настоящему грамотным и культурным человеком.
Все Сказки Пушкина в мультипликационном варианте.
Кроссворды по сказкам Пушкина ( с ответами)
Кроссворды по мотивам сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
По вертикали в каждом кроссворде можно прочитать фамилию великого русского поэта А.С. Пушкина
Вопросы.
1. Что должны были платить попу черти?
2. Кого перед утренней зарею выехали пострелять богатыри?
3. Любимое лакомство белочки.
4. Кличка собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях.
5. Как звали жениха царевны?
6. Дерево в лесу, под которым должна была чернавка оставить царевну.
Ответы. 1. Выкуп; 2.Утки; 3. Орешки; 4. Соколко; 5. Елисей; 6. Сосна
Вопросы.
1. Золотой атрибут на дубе
2. Дерево, которое растет у Лукоморья
3. Он не простой, а золотой
4. Каким фруктом отравилась царевна?
5. Напиток из последних строк сказки о царе Салтане и сказки о мертвой царевне
6. На каком острове поселился царевич?
Ответы. 1. Цепь 2. Дуб 3. Петушок 4. Яблоко 5. Пиво 6. Буян
Вопросы
1. У него «толоконный лоб»
2. Кто подарил царю золотого петушка?
3. Он кричал «кири-ку-ку, царствуй лежа на боку
4. В конце сказки они остались у разбитого…
5. Из чего были ядрышки орехов, которые грызла белочка?
6. Старуху погубила… в сказке о золотой рыбке и рыбаке
Ответы. 1. Поп 2. Мудрец 3. Петушок 4. Корыто 5. Изумруд 6. Жадность
Вопросы.
1.Он является персонажем сказки, главным «героем» которой является Балда
2. Где растет дуб в сказке А.С.Пушкина?
3. Их любит грызть белочка
4. Главный атрибут красоты злой царицы
5. Три… под окном
6. … должна превратиться в одном из желаний старухи?
Ответы. 1. Поп 2. Лукоморье 3. Орешки 4. Зеркальце 5. Девицы 6. Землянка
Сказка ложь, да в ней намек!
Загадки по сказкам Пушкина
Дорогие читатели, со сказками Александра Сергеевича Пушкина мы знакомим детей с раннего детства. Они учат добру, терпению, вере в чудеса. Вместе с детьми мы возвращаемся к ним, смотрим чудесные мультфильмы по этим сказкам.
Давайте сегодня проверим, насколько хорошо наши дети знают сказки Пушкина. А помогут нам в этом загадки. В нашей подборке загадки по сказкам А.С Пушкина для дошкольников. И, конечно, есть ответы на тот случай, если вы забыли некоторые моменты в сказках.
Не торопитесь вашим детям подсказывать ответы. Пусть они подумают, а вы можете задать наводящие вопросы. Для детей и вас это может быть очень интересно и познавательно. Ведь потом снова можно будет вернуться к сказкам, перечитать их и восполнить пробелы.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
***
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о…
(Рыбаке и рыбке)
***
Рыбка в сказке есть у нас,
Золотой ее окрас.
Кто желанье загадает,
Все вмиг от нее получает.
(Золотая)
***
Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
(Старик)
***
Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(Землянка)
***
Сказки Пушкина читал?
Сетью той старик поймал
В море рыбку золотую.
Знаешь, братец, снасть такую?
(Невод)
***
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
(Рыбка)
***
Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить?
(Корыто)
***
Сказка — ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
(Корыто)
***
Хвостиком виляет
Желанье исполняет.
(Рыбка)
***
Стало мало ей корыта.
И избы уже ей мало.
Ну-ка, быстро подскажите,
Кем затем старуха стала?
(Дворянка)
Чьи это слова?
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….»
(Старуха)
***
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»
(Золотая рыбка)
***
Воротился старик нынче с моря,
Рассказал мне великое чудо:
Что поймал сегодня он рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелает!
Не посмел он взять с неё выкуп!
Так пустил её в синее море!
Дурачина, такой простофиля!
Не сумел он взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял он с неё корыто,
Наше – не корыто, разруха!
Догадались, кто я? …
(Старуха)
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
***
Если сказку мы эту знаем,
То почешем в раздумьях лоб:
На что же, Балду нанимая,
Надеялся хитрый поп?
(Авось)
***
Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда)
***
С первого щелка
Подпрыгнул я до потолка;
Со второго щелка
Лишился я языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика!
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты за дешевизной»!
И зачем я ему подставил свой лоб?
Как зовут меня? …
(Поп)
***
В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.
(Оброк)
Чьи это слова?
«Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! …»
(Балда)
По всем сказкам А. С. Пушкина сняты мультфильмы. И если ваши дети их смотрели, читали сами сказки, то отгадать из какой сказки отрывок им будет совсем не трудно. Предлагаем посмотреть познавательную видео викторину по этим сказкам.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
«Руслан и Людмила»
***
День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот)
***
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый?
(Лукоморье)
***
Листвой резною он шумит,
Златая цепь на нём висит.
(Дуб)
***
На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)
***
«У лукоморья…» знаешь стих?
Не помнишь если, то прочти.
Ответь, что «с Бабою-ягой
Идёт, бредёт сама с собой»?
(Ступа)
***
Людмила — дочь его меньшая.
И зять — Руслан теперь в почете.
А вы же, имя князя зная,
Его сейчас же назовете…
(Владимир)
***
Черномор хоть бородат,
Все же ростом не богат.
Всех людей такого роста
Называют очень просто.
(Карлик)
Загадки-обманки
Злато он перебирает,
И в округе всех пугает.
Много у него морщин.
Ну конечно это …
(Не Джин, а Кощей)
***
Ходит важно по цепи он,
Сказки знает наизусть.
Этот зверь мы скажем вслух
Называется…
(Не Петух, а Кот)
***
Много дней провел в пути,
Хотел Людмилу он найти.
Колдун его по небу нес.
Это…
(Не Дедушка Мороз, а Богатырь Руслан)
В своих сказках Александр Сергеевич будто говорит: «Относитесь к сказке серьезно. Она учит понимать жизнь, учит видеть в ней добро и зло, учит отстаивать свою правоту и бороться против несправедливости».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
***
Сбылась трех сестер мечта.
Кем, скажите, стала та,
Что мечтала лишь одна
Выткать море полотна?
(Ткачиха)
***
Очень крепким он родился,
Только в бочке очутился.
Баре бочку засмолили,
В океан её пустили.
Мчалась бочка по волнам,
Быстро рос ребёнок там,
Он волне морской молился
И на суше очутился.
Вышиб дно и вышел вон,
Звали как его? ….
(Гвидон)
***
Князь с купцами повстречался,
Их рассказам удивлялся,
И передать просил их он
Царю Салтану свой поклон.
(Гвидон)
***
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)
***
Волшебство случилось тайное:
Остров был необитаемым,
А теперь… Ответьте просто вы,
Что построено на острове?
(Град)
***
Пушки с пристани палят,
Всем сейчас сказать велят,
Как зовется этот остров,
Где живется сказкам просто?
(Буян)
***
Бабариху как-то раз
Укусил он прямо в глаз.
(Шмель)
***
Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Что за дерево растет?
(Ель)
***
Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает.
«Во саду ли, в огороде…»
Громко песенку поет
(Белочка)
***
Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(Изумруды)
***
Маленький зверек
Песенки поет
И орешки все грызет
(Белка)
***
Лебедь всей волшебной силой
В раз второй оборотила
Князь-Гвидона в нам знакомое
Столь простое насекомое
(Комар)
***
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(Шмель, муха, комар)
***
Увенчалась сказка пиром
Угощали медом, пивом
В рот ни капли не попало,
Все по ним лишь и стекало.
(Усы)
«Сказка о Золотом Петушке»
***
Я с большой, высокой спицы
Стерегу царя границы.
Чуть опасность где видна,
Тут же я очнусь от сна,
Шевельнуся, встрепенуся,
К той сторонке обернуся
И кричу: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Я красивый, золотой!
Я Додону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто я, дети? …
(Петушок)
***
Он посажен был на спицу,
От врагов беречь столицу.
(Петушок)
***
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все смирно.
(Петушок)
***
Звездочет царю Дадону
Петушка поднес с поклоном…
— Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерег петух?
(Город, царство)
***
А кому, скажи, дружок,
Громко-громко петушок
Все кричал: «Ки-ки-ри-ку!
Царствуй, лежа на боку!»?
(Дадону)
***
Что с царем накладно вздорить,
Вряд ли кто теперь поспорит.
Чем, скажите, царь Дадон
Мудреца дух вышиб вон?
(Жезл)
Чьи это слова?
«Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! …»
(Мудрец)
***
«Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла…»
(Царь Дадон)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
***
Он невидим и могуч,
Он гоняет стаи туч,
Он гуляет на просторе,
Кораблям — подспорье в море.
(Ветер)
***
Круглолицый, светлоокий,
Светит он во тьме глубокой.
Назови скорей, дружок,
Позолоченный рожок!
(Месяц)
***
Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
(Елисея)
***
Королевич Елисей
Долго шел к любви своей.
Кем являлся сей герой
Для царевны молодой?
(Жених)
***
У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по секрету
С этим маленьким предметом.
(Зеркальце)
***
У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
(Зеркало)
***
Возле терема лесного,
Не пуская к дому злого,
Он усердно службу нес.
Как же звался этот пес?
(Соколко)
Чьи это слова?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»
(Мачеха-царица)
***
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий …»
(Королевич Елисей)
А теперь по этому видео можно проверить свои знания
Видеовикторина по мультсказкам Пушкина
Масмтер- класс «Золотая рыбка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№50»
Ул.Краснознамённая-48
Секция: филологии
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Выполнил: ученица 5 класса
Забелина Мария
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Семёнова Инна Владимировна
г.Чита 2019г
План
-
Введение
-
«Там русский дух … там Русью пахнет!»
-
«Сказка о рыбаке и рыбке»
-
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
-
Заключение
-
Список литературы
1. Введение.
Я полюбил его на утре детских лет,
Когда его слова, родным касаньем ласки,
Переплелись во мне с мечтой народной сказки,
И я в саду искал волшебниц тайный след.
К.Д. Бальмонт
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в семье, принадлежавшей к старинному, но обедневшему роду.
Пушкин получил домашнее образование у гувернёров и учителей- французов. Но русские народные сказки, былины, предания звучали из уст его няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка, пробудив в нём любовь к русскому народу. Он собирал и записывал народные песни,
сказки, а затем и сам создавал чудесные произведения.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина содержат не только мотивы, созданные народным творчеством. В них поэт использует и элементы других жанров фольклора: заговоров, песен.
Сказки Пушкина – это сложный жанр, являющийся гармоничным синтезом собственного и народного творчества.
2. Цель моей работы.
В своей работе я хочу исследовать фольклорную основу и авторские стилистические приёмы сказок А.С. Пушкина на примере « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях », «Сказке о рыбаке и рыбке»
2. «Там русский дух …там Русью пахнет»
А.С. Пушкин -наш национальный гений, и в своём творчестве он выразил национальные образы и идеалы нашего народа. В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (его будущего дядьки), возможно, от крестьян подмосковного Захарова.
Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе Пушкина к живому народному языку и фольклору Но воистину художественный талант он открыл у своей няни во время ссылки в с. Михайловском. Именно там мир устной народной поэзии наполнил Пушкина богатыми впечатлениями, и самым ярким среди них была сказка. Пушкин попытался повторить в своём личном творчестве универсальную закономерность мирового литературного процесса.
По признаку стиля сказки Пушкина можно разделить на две группы: во-первых, сказки с народнопоэтической стилевой основой: «Сказка о Медведихе», «Сказка о попе и о работнике его Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке». И во-вторых, сказки –поэмы, в которых более сильно выражено литературное начало: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Две стилевые тенденции в сказках Пушкина впервые отметил Белинский. В статье «Сочинения Александра Пушкина» критик указал на сказку, в которой поэт умело передал фольклорный стиль и талантливое авторское воплощение-«Сказка о рыбаке и рыбке». Немецкая сказка Гриммов дала поэту сюжетную основу, которую он самостоятельно развил. «Сказка о рыбаке и рыбке» синтезирует особенности всех жанров русского эпоса: сатирической, волшебной, животной сказки. С просьбой к рыбке обращается старик, которому она не может отказать, но одаривается старуха. Символический образ рыбки поставлен в сложную ситуацию- отсюда символическое изображение её нарастающего гнева через картины меняющегося моря.
Сначала море спокойно «Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе», но далее:
Видит,-море слегка разыгралось;
Помутилося синее море;
Не спокойно синее море;
Почернело синее море;
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Сказка обладает скрытой иронией. Зачин и концовку Пушкин преподносит как реальную бытовую картинку. В.В.Виноградов выделил в качестве одного из основных приёмов стиля Пушкина семантическое варьирование. Накопление эпизодов происходит по принципу нарастания. Необычно для фольклора сюжет развивается вокруг антигероя, желаниям старухи нет предела. Не всё зависит от обстоятельств, предупреждает своей сказкой поэт, нужно ещё заглянуть в душу человека, понять , что для него свято.
«Сказка о рыбаке и рыбке» формально соответствует большой группе сказок и анекдотов о нерадивой жене. Жене обычно противопоставлен муж, который старается найти средство для её исправления. Каждый занимался своим, испокон установленным делом:
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Но вот между стариком и старухой встаёт дорогая цена- откупа золотой рыбки. Пушкин рисует контраст доброго, кроткого, бескорыстного старика и злой, жадной, сварливой старухи.
Старик |
Старуха |
Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на прсторе.а |
Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти? Воротись ,дурачина, ты к рыбке, Поклонись ей, выпроси уж избу. |
Сварливая ругань старухи раздаётся до тех пор, пока она-крестьянка. Как только рыбка превращает её в столбовую дворянку, она начинает обращатся со стариком иначе: не как с податливым мужем, а как с холопом:
На него прикрикнула старуха,
На конюшню служить его послала.
Он до конца продолжает видеть в ней свою жену:
Разбранила меня моя старуха;
Ещё пуще старуха бранится;
Пуще прежнего старуха вздурилась.
Логический финал этого может быть разбитое корыто, предупреждает Пушкин. Разбитое корыто-художественная деталь, равная идее. О рыбаке и Разбитое корыто вошло в разговорный язык как поговорка, которая иногда переходит в пословицу: Остался у разбитого корыта, Будет тебе разбитое корыто.
Язык «Сказки о рыбаке и рыбке» богат фразеологизмами, художественно-изобразительными приёмами славянского эпоса: тридцать лет и три года, с непростою рыбкой- золотою.
Итак, в «Сказке о рыбаке и рыбке» слились в общей идее стилевая система и фольклорные приёмы и формы.
4. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Осень 1833 г. Стала кульминационной для сказок Пушкина. В это время была написана «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Поэт продолжил изображение идеальной женщины. После чудесного и величественного образа Лебеди он обратился к сюжету, построенному на противопоставлении двух красавиц: царицы-мачехи и царевны. В фольклоре обычно отсутствует соперничество, героини противопоставлены только как мачеха и падчерица. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» поэт совершенно по-новому оценивает красоту женщины: так же как и народ. У народа одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни даже уважения: Красна ягодка, да на вкус горька. Ей противопоставлялась красота души: Не красавицей дом держится, а умницей; Добрый человек придёт, словно свету принесёт. Под внешней красотой царицы-мачехи скрывается её внутреннее уродство, холодный эгоизм, который автор последовательно обнажает. Смысл сказки Пушкина восходит к народной идее о том, что красота души- это и есть красота человека.
Сюжет «Мёртвая царевна» популярен в фольклоре европейских народов( немцев, итальянцев, французов). В России он больше известен под названием «Волшебное зеркальце», очень большое сходство с немецкой версией сказки о Белоснежке из сборника братьев Гримм. Оно обнаруживается в деталях, например, мачеха велит слуге отвести царевну в лес, убить и принести её сердце и мизинец. Нельзя не согласиться с мнением М.К. Азадовского, что в сюжете пушкинской сказки основной акцент был сделан на немецкий источник, но в сюжетах есть различия. Во – первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:
-
образы богатырей, взятые из русских былин;
-
терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
-
троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
-
язык сказки Пушкина, пропитан русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.
Во – вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь.
Немецкая сказка |
Сказка Пушкина |
1.Зависть мачехи к красоте падчерицы. 2.Мачеха приказывает охотнику убить королеву. Он убивает оленя. 3. Королевна находит в лесу домик 7 карликов и остаётся. 4.Мачеха пытается умертвить девушку с помощью отравленного пояса, гребня, яблока 5. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва. 6. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях. 7. Написана в прозе |
1.Зависть мачехи к красоте падчерице-невесте. 2.Мачеха приказывает служанке погубить царевну. Служанка отводит и щадит. 3.Царевна находит в лесу терем 7 богатырей. 4.Царица умертвляет царевну с помощью отравленного яблока. 3. 5.Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру. 6. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти. 7.Написана в стихах, красивым литературным языком |
Самое существенное различие составляет появившийся у Пушкина мотив поиска исчезнувшей невесты королевичем Елисеем. В украинском фольклоре есть сказка «Золотоволосая Ялена» следующего содержания;
Ворожея советует мужику взять Золотоволосую Ялену. И пошел он искать. Искал, искал, а найти не мог. Пошел тогда к солнцу-спросить, не видало ли оно где Золотоволосую Ялену? А солнце и говорит: «Я освещаю горы и долы, но никакой Ялены я не встречало!» Пошел он потом к месяцу. А месяц и говорит: «Я свечу мало, только по ночам, и не везде досвечиваю, такой Ялены не находил я негде!» Потом пошел он к ветру. Говорит ветер: «Ступай, твою Золотоволосую Ялену тридцать баб с железными языками держат». Мужик добывает у колдуньи чудесного коня, с его помощью похищает невесту, находящуюся в большом стеклянном жбане.
Сходство этой сказки с мотивом поиска царевны королевичем Елисеем очевидно.
Итак, в «Сказке о мёртвой царевне….» использован ряд фольклорных источников:
-
Народная немецкая сказка «Белоснежка» из сборника братьев Гримм;
-
Литературное переложение сюжета из русского сборника конца 18 века «Старая погудка на новый лад»
-
Известный Пушкину из устной традиции украинский вариант сказки;
-
Былина и песня из сборника Кирши Данилова
Несомненно стремление автора приблизить стиль сказки к русскому фольклору и просторечью. Пушкин ввел в неё народные эпитеты( красная девица, молодцы честные, глушь лесная, зеленое вино, алы губки, белы руки, красно солнце), разнообразные повторы (путь-дорога, ждёт-пождёт, жить да поживать, нет как нет), фразеологизмы ( всем взяла, бог с тобой, идут за днями дни, не сойти живой мне с места), слова в ласковой форме:
Усадили в уголок,
Подносили пирожок…
Царевна-сирота-это идеальная, с народной точки зрения , девушка. Она белолица, черноброва и наделена положительными нравственными качествами: нраву кроткого такого, подаёт хлеб нищей, ласкает нежною рукою Соколко, трудолюбива, не прекословит богатырям. Богатыри соблюдают народный обычай гостеприимства. По правилам крестьянской жизни братья отводят ей светлицу-верхнюю неотапливаемую комнату, где тёплое время года жили девушки- невесты и занимались рукоделием.
Роль любви, красоты и смерти в тексте Пушкина очень важны.
1 .Любовь царевны к мужу – настоящая, но она приводит её к смерти («воротился царь – отец. На него она взглянула, тяжелешенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»);
2. Любовь для царя – это привычка («долго царь был не утешен, но как быть? И он был грешен; год прошел как сон пустой, царь женился на другой…»);
3 .Любовь богатырей – чистая, братская («коли красная девица, будь нам милая сестрица…»; «братья милую девицу полюбили…»);
4. Любовь царевны и Елисея – чистая, сильная, на всю жизнь («всех я вас люблю сердечно; но другому я навечно отдана. Мне всех милей Королевич Елисей»; «Королевич Елисей, помолясь усердно богу, отправляется в дорогу за красавицей – душой, за невестой молодой»);
5. Любовь царицы к себе – удовлетворение самолюбия («Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»);
6. Любовь чернавки к Царевне («та, в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила…»).
Понятно, что автор показывает нам красоту чистой, искренней любви, показывает в целом нравственную красоту внутреннего мира человека, которую мы и должны любить. Важна идея произведения, связанная с образом королевича Елисея: если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым.
Вывод: царевна внешне мила, добра, не делает зла, умеет любить; царица внешне красива, но зла, жестока.
Смерть мы встречаем во всех трех частях сказки:
1 ч. Смерть Царицы («Тяжелешенько вдохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»).
Почему умерла царица? (от любви, тоски, счастья…);
2 ч. Смерть Царевны («Плод румяный уронила, закатилися глаза…»); (жертва злобы…).
3 ч. Смерть Царицы – мачехи («Тут ее тоска взяла…»); (от зависти, ненависти, тоски…).
Мы можем сделать вывод, что можно умереть не только от злых людей, зависти, ненависти, тоски, но и от любви (Царица). Однако все та же великая, всепоглощающая любовь может воскресить (чудесное воскрешение Царевны от любви Елисея).
«Красота спасет мир», но красота должна быть не только внешней, но и внутренней. Любовь должна возникать ко всему живому, она может не только убить, но и воскресить, возродить душу. Любовь побеждает смерть.
-
Заключения и выводы.
Я считаю , что А.С.Пушкин ценил народные традиции разных народов . Язык А.С.Пушкина красив и мелодичен. Он использует много стилистических приёмов
( народность языка, чёткое построение рифм и т. д. ) .
Работая с текстом сказок и исследуя количество и роль изобразительно-выразительных средств, я пришла к выводу, что произведения А.С.Пушкина без них были бы бесчувственными, бездушными, обычными, не выражали бы нравственного идеала русского народа.
6. Список литературы:
1. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор; Источники сказок Пушкина-Л.,1938.
2. Непомнящий В.С. Статьи и заметки о Пушкине.-М.,1983.
3. Коровина В.Я. Сказки Пушкина в школе.-М.,1972.
4. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина.-М., «Просвещение»,1989.
5. Леонова Т.Г. Фольклорно-литературный синтез в поэтических сказках А.С.Пушкина.-Томск,1982