Страница 25 из 56
1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих двух начал.
Злая царица вызывает страх и негодование. Она готова убить молодую царевну только потому, что она красивее её. Читая, как молодую царевну отводят в лес, или предлагают ей съесть отравленное яблоко, мы переживаем за главную героиню, сопереживаем ей, и мечтаем, чтобы у злой царицы ничего не получилось.
2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Из героев мне больше всего понравилась молодая царевна. Она описана автором не только как очень красивая девушка, но и как человек с очень добрым характером. Когда царевна попала в дом к семи богатырям, она вела себя очень скромно как простая девушка. Это делает её образ очень привлекательным и симпатичным.
3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?
Когда царица прощается с царём, ей очень грустно. Её настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходят девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Автор преувеличивает, что царевна видит всё время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.
Новая царица не похожа на первую. Первая царица любила мужа, а вторая любит только себя. А.С. Пушкин пишет о новой царице:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая…
Кому противопоставляет её автор?
Стихотворные строки о ней начинаются с союза «но», потому что А.С. Пушкин противопоставляет молодую царевну её мачехе.
6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Обращаясь к своему зеркальцу, царица хотела услышать то, что она является самой прекрасной и красивой на всём белом свете.
«Бабой гневной» Пушкин называет её тогда, когда она приказывает Чернавке отвести молодую царевну в лес и убить:
«Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной…»
«Царицей злой» автор называет её тогда, когда она подходит вновь к зеркалу в надежде услышать, что она всех милее.
«Нищей черницей» Пушкин её называет тогда, когда она приходит к дому семи богатырей, переодетая в старушку.
«Злой мачехой» автор её называет, когда царица сидит перед зеркальцем и спрашивает, она ли на свете всех красивее, на что получает отрицательный ответ, а потом умирает от зависти.
7. Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.
В данном тексте переданы такие черты характера царицы: гордость, своенравность, ревнивость, привередливость. Противоречие заключается в том, что царица умна и бела, но очень ревнива и горда. Ломлива- привередлива.
8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?
Богатырям из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина присущи такие черты характера, как мужество, честность и благородство. К попавшей в их дом царевне они относятся как к младшей сестре, хотя сначала предлагают избрать одного из них в супруги. Но, когда девушка объясняет, что уже просватана за королевича Елисея и не может полюбить никого другого, все семеро богатырей, не обижаются, а берутся оберегать и защищать её, словно царская дочь им родня по крови.
10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И трубит уже молва: И молва трезвонить стала:
Дочка царская жива! Дочка царская пропала!
Первая фраза звучит радостно и утверждающе. Вторая звучит неуверенно, как-то дребезжаще. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово «трезвонить» начинается теми же буквами, что и слово «трубить». Но первое слово дребезжит (звук [р’] мягкий, сочетание [зв]), второе слово звучит уверенно ([р] твердый, чётко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости. Во втором ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности.
11*. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Строчки, посвящённые первой царице, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвящённые царевне, — не очень стремительная и тоже плавная мелодия; царице-мачехе- резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная музыка.
13*. Найдите строчки, рассказвающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М.Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор.
На иллюстрациях не все важные эпизоды сказки. Можно дополнить иллюстрацией, как царица разговаривала с зеркальцем и злилась, или как царевна лежит в гробу, или как гроб разбился и царевна ожила.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. В ней поэт использовал традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и доброй падчерице. В этой сказке, в отличие от народной сказки, даются авторские характеристики. Читатель видит отношение автора к главным героиням. В сравнительной характеристике царевны и царицы отмечены и различия в их речи, а также отношение других персонажей к этим героиням. Всё это является признаком литературной, а не книжной народной сказки.
Портрет: описание внешности, характеристика речи
Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».
Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».
Характер, поступки
Царевна была доброй, отзывчивой девушкой, её все любили за это, кроме злобной, завистливой мачехи. Поэтому сенная девушка Чернавка, которой царица приказала завести падчерицу в лесную глушь, связать и оставить на съеденье волкам, пожалела царевну. Она её увела в лес, но не связала и отпустила. Живя в тереме у семи богатырей, царевна пожалела нищую черницу (Чернавку, одетую, как монахиня) и дала ей хлеб. Она ласкова не только с людьми, но и с псом, которого зовут Соколко и который живёт у семи богатырей.
Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.
Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».
Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.
Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».
Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.
Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.
Отношение других персонажей к героиням
Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.
Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.
Царевну ненавидит только ревнивая и завистливая царица, другие люди её любят: и отец, и королевич Елисей, и семеро богатырей. Чернавка в душе её любила, но не осмелилась противиться распоряжениям царицы, решившей, во что бы то ни стало, погубить падчерицу. Даже пёс Соколко, живущий у богатырей, сразу понял, что царевна добра, и стал ласкаться к ней. Соколко хотел, чтобы она бросила яблоко. Он «жалко смотрит, грозно воет, //Словно сердце пёсье ноет, //Словно хочет ей сказать: //Брось!» Но девушка не поняла предупреждения пса, ведь она была доверчива к людям и не заподозрила, что черница хочет её отравить.
Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.
Отношение автора к героиням
В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.
О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».
О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».
Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)
Параметры сравнения | Царевна | Царица |
Портрет | Красива, «белолица, черноброва». | Красива, «высока, стройна, бела». |
Речь | Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. | Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом. |
Черты характера, поведение | Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. | Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно). |
Отношение к другим людям | Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. | К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя. |
Отношение других людей к героиням | Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. | Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы. |
Отношение автора к героиням | Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. | Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой». |
Вывод | Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными. |
Вывод
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает, что добро сильнее зла. Молодая царевна олицетворяет добро, а царица является её антагонистом и олицетворяет зло.
Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района Алтайского края
Открытый урок по литературе в 5 классе
«Образы царевны и царицы
в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алтайская СОШ»
Донцова С.М.
С. Алтайское
Ноябрь 2013г.
Тема: «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
- развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация, мультфильм по произведению.
ХОД УРОКА.
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент. – СЛАЙД 1
Здравствуйте, ребята и гости! Садитесь на места! С помощью смайлов покажите своё настроение на начало урока. Спасибо! Надеюсь, сегодняшний урок поднимет настроение и, самое главное, добавит нам знаний!
2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:
Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
— Так говорил поэт 20 века И. Северянин, которые я, несомненно, разделяю. Думаю, и вы тоже. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный устный опрос:
— Ребята, скажите, какие произведения Александра Сергеевича Пушкина вам известны?
В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка». – СЛАЙД 2
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.
— Дайте определение «сказки», расскажите, какие они бывают, из чего состоят.
(Сказка – это занимательный рассказ с фантастическим содержанием; волшебные, бытовые, о животных; композиция6 зачин, осн.часть, концовка)
2. Индивидуальный подробный устный ответ.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.
3. Разгадывание кроссворда. – СЛАЙД 3
III. Изучение нового материала.
— Ребята, а с какой сказкой Александра Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом уроке? – СЛАЙД 4
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Литературно-теоретический ответ.
—Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина? И между кем она идет?
2.Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Запись темы в тетрадь.- СЛАЙД 5
— Тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина». Запишите тему в тетрадь.
— Ребята, вдумайтесь, пожалуйста, в название нашего урока и ответьте на вопрос «Чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова будет наша цель, наши задачи?»
— Да, действительно, сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам. – СЛАЙД 6
3. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
— Давайте вспомним эти строки, просмотрим инсценирование эпизода сказки и проанализируем образы царевны и царицы.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ
— Найдите в учебнике показанный эпизод (с.93). Сейчас мы с вами будем составлять таблицу «Сравнительный анализ главных героинь». – СЛАЙД 7
Запишите в тетради название колонок таблицы: «Царица» и «Царевна».
— Найдите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их.
— Давайте запишем их в таблицу:
- высока
- стройна
- бела
- умна
- горда
- ломлива
- своенравна
- ревнива
— А теперь запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ, давайте озвучим ваши записи:
- белолица
- черноброва
- нраву кроткого
- добрая
- скромная
- трудолюбивая
4. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова: СЛАЙД 8
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.
— Запишите в таблицу.
— А какие общие черты их соединяют? – СЛАЙД 9
— Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?
— Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.
5. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой» (с.96 учебника).
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась» (с.97 учебника).
— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?
7. Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».
Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.
8. Выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать» (с.99 учебника).
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма данной сказки.
9. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?
— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).
— Почему так подробно описывает автор яблочко?
— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).
— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине? (моя душа)
— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
1. Фронтальная беседа.
— Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
— Обобщите образы в синквейне. – СЛАЙД 10
— Первый вариант напишет синквейн о царице, а второй – о царевне. (2 у доски)
2.Создание синквейна.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
3. Заключительное слово учителя.
В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась неспроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.По итогам урока учитель обращается к учащимся. Что понравилось или не понравилось на уроке? Что показалось сложным (легким)? (Ответ необходимо аргументировать.)
V. Домашнее задание. – СЛАЙД 11
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;
— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;
— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».
VI. Самооценка (смайлы): Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
Оценивание учителем («раздаю оценки»). Молодцы, ребята! Умнички! И какие рисунки хорошие вы нарисовали! – СЛАЙД 12
VII. Тестирование (по содержанию сказки).— СЛАЙД 13
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. «Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…». Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
В стихотворной сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» главными героинями являются царевна и царица. Основную мысль (идею) этой сказки можно определить, сделав сравнительную характеристику царевны и царицы.
Внешность, речь
Прочитав начало сказки, читатель узнаёт, как выглядели царевна и царица, которая приходилась молодой царевне мачехой.
Сначала даётся описание царицы: она была «высока, стройна, бела». Царица разговаривает высокомерно, грубо, ласково обращается она лишь к волшебному зеркальцу, умеющему говорить. Ей нравилось, что оно всегда восхваляло её красоту. Однажды сказало зеркальце, что «царевна всех милее, всех румяней и белее». Тогда его разозлённая хозяйка закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло».
Её падчерица, царевна, когда подросла, тоже стала красавицей, чернобровой и белолицей. Разговаривала она со всеми вежливо, ласково и кротко. Богатыри именно по её речи «спознали, что царевну принимали».
Характер и поступки
Царица была злой, жестокой и завистливой. Узнав от своего зеркальца, что падчерица красивее её, она решила погубить царевну. Царица велела Чернавке, своей сенной девушке, избавиться от царевны: завести её в глухой лес, связать и оставить на съедение волкам.
Когда царица узнала от зеркальца, что её падчерица не погибла, она снова приказала Чернавке избавиться от неё: «Положила иль не жить, //Иль царевну погубить». Жестокая владычица угрожала Чернавке рогаткой, если она не выполнит в этот раз её приказания. Рогаткой раньше называли металлический ошейник с длинными шипами, в нём наказанный человек не мог спать, поэтому погибал. Пришлось Чернавке под видом черницы (монашки) прийти к лесному терему, где жила теперь царевна, и угостить её отравленным яблоком.
Превосходство царевны над царицей состояло не только в красоте, но и в том, что у неё добрый характер. Ко всем она относилась доброжелательно, миролюбиво. Поэтому Чернавка, когда отвела её в лес, пожалела её и не связала.
Доброта царевны проявилась в том, что она дала хлеб нищей чернице (переодетой Чернавке). Она ласково относилась и к псу Соколко, живущему у семи богатырей.
Доверчивость девушки к людям проявилась в том, что она не заподозрила, что черница дала ей отравленное яблоко.
Живя у семи богатырей, трудолюбивая девушка не сидела без дела: топила печь, готовила еду, прибирала комнаты, пряла.
Вела она себя скромно, богатырям не перечила. Они полюбили эту прекрасную девушку и предложили ей, чтобы она выбрала из них себе жениха. Но девушка осталась верной своему жениху. Сказав богатырям, что она невеста королевича Елисея, она добавила, что любит богатырей, как братьев, что они для неё «все удалы, все умны».
Отношение других людей к героиням
Овдовевшего царя будущая царица покорила своей красотой, и он женился на ней.
Свою единственную дочь царь очень любит и ничего для неё не жалеет. Он обещал дать ей в приданое «семь торговых городов да сто сорок теремов». Царь очень горевал, когда его дочь пропала.
Добрую, скромную царевну любят все герои сказки, кроме злой царицы, которая её возненавидела за красоту. Девушка эта всем мила: и отцу, и королевичу Елисею, и семи богатырям. Чернавка тоже её любила. По велению царицы Чернавка завела её падчерицу в лес, но не связала, как велела царица, а отпустила. Царица узнала о том, что сенная девушка ослушалась её, и стала угрожать жестоко с ней расправиться. И Чернавка, хоть в душе любила царевну, исполнила приказ её мачехи и дала ей отравленное яблоко.
Сенная девушка Чернавка очень боится своей жестокой, злой госпожи, понимает, что по её воле может погибнуть. Поэтому она не посмела второй раз ослушаться царицу.
Отношение Пушкина к героиням
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» не народная, а литературная. Поэтому в ней есть авторские характеристики персонажей.
Доброе отношение автора к царевне видно в том, как он ласково её называет («Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша»).
К царице автор относится отрицательно, он называет её «царицей злой», «бабой гневной», говорит о ней: «горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)
Сравнительные параметры | Царевна | Царица |
Внешность | «…Белолица, черноброва…» | «…Высока, стройна, бела…» |
Речь | Речь её красивая, выразительная, доброжелательная. | Речь её высокомерная, грубая. Добродушно и ласково она разговаривала лишь с зеркальцем. |
Характер, поведение | Нрав у неё добрый, незлобивый. Она скромна, вежлива, приветлива. Ведёт себя с людьми доверчиво, тактично. Верна своему жениху. | Нрав злобный. Она надменна, чересчур горда, капризна, вспыльчива, жестока. Не любит никого, кроме себя. |
Отношение автора | Пушкин называет её милой девицей, жалеет её, когда она отравилась и умерла. | Пушкин не любит эту героиню, называет её «царицей злой», «бабой гневной». |
Вывод
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показал различие душевных качеств царевны и царицы. Сравнение этих героинь показывает, что у скромной, милой царевны красота истинная, а у злой царицы — ложная. Сравнительная характеристика царевны и царицы свидетельствует о том, что доброта и скромность привлекают людей, а жестокость и завистливость вредят им. Автор подчеркнул, что зло вредит и самому злому человеку: ведь царица умерла от злобной тоски, когда поняла, что не удалось ей погубить падчерицу.
Сравнительная характеристика царевны и царицы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» мне очень понравилась. Она привлекла тем, что добро побеждает зло. Понравился образ молодой царевны добротой и верностью. Было интересно узнать о чудесном зеркальце. Больше всего мне понравились эпизоды: странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Было очень жалко преданного Соколко. А ещё, читая эту сказку, я восхищался мелодичными стихами А.С. Пушкина.
Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Особенно из героев мне понравились богатыри и царевич Елисей. Они добрые, отважные. Отрицательные эмоции у меня больше всего вызывала царица. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя. Она самовлюбленная и очень злая.
Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?
Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже разболелись глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.
Новая царица совершенно не похожа на первую. В отличие от первой царицы, которая любила, ждала и тосковала о царе, новая царица самовлюбленная, злая.
Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая.
Тихомолком расцветая…
Кому противопоставляет её автор?
«но» в данном случае означает вопреки ожиданиям. Автор противопоставляет её мачехе злой царице.
Союз но – обозначает противопоставление.
Значит, Пушкин противопоставляет молодую царевну царице.
Царевна молодая, красавица – черноброва, белолица, кроткая. Хороша так хороша!
Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная.
Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.
Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».
Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.
Черты характера – горда, ломлива, своенравна, ревнива. Противоречие – умная не может быть ломливой.
Ломливая — капризная.
Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.
«белолица, черноброва. нраву кроткого такого»
Царевна трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная
её любят
ей помогают
«моя душа» – называет её А.С. Пушкин
Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?
Семь братьев-богатырей в сказке Пушкина обладают такими личностными качествами, как:
гостеприимность (богатыри были рады тому, что их посетил гость, пусть даже без спроса);
уважение к чужому труду (братья нарекли царевну «сестрицей», отдавая ей дань за то, что она сделала для них);
дружность (они всегда держались вместе, бок о бок);
бесконфликтность (богатыри не стали спорить или бороться друг с другом, чтобы выяснить, кому должна достаться царевна, а пришли спрашивать об этом ее. Тут же можно отметить следующее качество — уважение к женщине);
смиренность (братья достойно восприняли информацию о том, что у царевны уже есть жених, поэтому никто их них не станет ее мужем);
чуткость (так, они сразу поняли, что собака не просто забавляется, а хочет донести до богатырей важную информацию);
способность любить (богатыри очень любили царевну и с горечью пережили ее погибель).
Богатыри относятся к царевне с любовью, с уважением, с заботой.
Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р ] мягенький, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р1 жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.