Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Сивка бурка и Конек горбунок это одно и тоже или нет? Чем они отличаются?
2 ответа:
4
0
Сивка-Бурка и Конёк Горбунок — это не одно и то же! Сивка-Бурка — богатырский конь, а Конёк-Горбунок, хоть и рождён кобылицею, на коня даже не похож, зато обладает весьма полезными, зачастую волшебными, способностями.
0
0
Конёк-Горбунок — это маленькая лошадка странного вида. Вот как описывает его автор:
А Сивка бурка — взрослый, большой конь, о чём говорит цитата «Конь бежит земля дрожит». Автор сказки выделяет Сивку бурку цветом, о чем говорит следующая цитата:
то есть шерсть коня имеет три цвета: сивый, бурый и каурый.
Вывод: это разные персонажи из разных сказок. Общее у них лишь то, что оба парнокопытные, обладают волшебными способностями и очень помогают главному герою преодолевать испытания и трудности.
Читайте также
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
- Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
- Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.
<hr />
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
<hr />
Герои 2-го плана
- Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
- Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
- Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).
Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…
Презентация на тему: » Сравнение русской народной сказки «Сивка-бурка» и сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» 5literatura.net.» — Транскрипт:
1
Сравнение русской народной сказки «Сивка-бурка» и сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» 5literatura.net
2
«Сивка-бурка»«Конёк-Горбунок» «Было у отца три сына: два умных, а третий – дурак». «У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний был и так и сяк, Младший вовсе был дурак».
3
«Разбила Сивка- бурка все двенадцать замков; катит, лишь земля гудит». «Горбунок летит, как ветер, Вёрст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал». «Сивка-бурка»«Конёк-Горбунок»
4
СравниваемП. П. Ершов «Конек-Горбунок» Народная сказка «Сивка-бурка» Имена главных героев Конек-Горбунок Иван-дурак Сивка-бурка Иван-дурак Наказ отца Ходить в дозор Ходить на могилу Награда Ивана Царь-девица Конек-Горбунок Царь-девица Сивка-бурка Как Иван превратился в богатыря Прыгал в бочки Влезал в одно ухо Сивки-бурки, из другого вылезал Сравнение сказок
5
Кол-во сыновей трое Их отец старик Задания Ивана Поймать Жар- Птицу, достать кольцо Допрыгнуть до царевны Награда Ивана Царь-девица Царевна СравниваемП. П. Ершов «Конек-Горбунок» Народная сказка «Сивка-бурка» Сравнение сказок
6
Список литературы: 1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. – М.: Просвещение, В мире литературы. 5 кл.: Учеб.- хрестоматия: В 2 ч. Ч. 1 / Авт. – сост. А.Г.Кутузов. – М.: Дрофа, Русские народные сказки. – Под общей редакцией В.И. Чичерова. Изд. Моск. ун-та, «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова в картинках. Редактор О.В. Иващенко. Изд. «Изобразительное иск.», Москва, 1988, 16 открыток.
ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ,
или «Принцип дурака»
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Сказки с подобным сюжетом знает каждый. Это и «Конек-Горбунок», и «Сивка-Бурка», и «По щучьему веленью», и множество других вариантов. Это та самая, символическая для русского народа сказка, в которой «было у отца два умных сына, третий – дурак». Помните:
«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля» («По щучьему веленью» А.Н. Толстого, пересказ русской народной сказки). «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был один не богатый, но и не бедный мужик. И было у него три сына: двое грамотеи, а третий – дурак» (типичный зачин для народных сказок об Иванушке-дурачке).
Сказки, конечно, разные. И героя именуют то Емелей, то Иваном, то ласково Иванушкой. И приключения там различные, но вот канва одинаковая: младший брат-дурак всегда достигает в жизни большего, чем его старшие умные братья.
И вот в задаче спрашивается:
Почему же тогда он – дурак?!
Будем разбираться. Что там у Ершова в «Коньке-Горбунке»? Кто-то по ночам начал вытаптывать крестьянское поле, уничтожая урожай. Отец послал сыновей сторожить злодея по очереди. Старшие умные братья, сторожа две первые ночи, особо убиваться не стали, спокойно заснули себе, проворонив злоумышленника. А вот младший, тот, что, по общему мнению, слыл дураком, не заснул, проторчал всю ночь не смыкая глаз (дурак же!) и поймал-таки волшебную кобылицу. Ну а та, попросившись на свободу, пообещала подарить Ивану своего сыночка Конька-Горбунка, то есть тоже дефектного жеребенка. Вот только был он наделен волшебной силой, не зря же волшебная кобылица пообещала Ивану: «На земле и под землей будет он хранитель твой!» А это значило, как мы помним, что будет фантастический Конек охранять хозяина и в мире Яви, и в мире Нави. Так и вышло. И с помощью Горбунка Иван преодолел все препятствия и обрел счастье.
Получается, что никаким дураком Иван не был, а, напротив, был храбрым, упорным, смышленым, доброжелательным, всегда готовым помочь и сделать что-то для других. А дураком его прозвали завистливые братья, которые сами-то не потрудились словить кобылицу, вытаптывающую их поле, а может, побоялись связываться с неведомой силой. А вот Иван потрудился и не побоялся. Отсюда и заслуженная награда.
Внимание! Викторина
А какую народную сказку мы знаем, где выступает волшебным помощником другой конь?
Кто ответил правильно, тот вполне может попросить волшебного коня исполнить и его желание.
И каков же ответ? Правильно – это сказка «Сивка-Бурка». Помните?
Сивка-Бурка, вещая каурка,
стань передо мной,
как лист перед травой!
А знаете ли вы, что значит «сивка-бурка»?
Сивка – то есть сивая масть лошади. На самом-то деле так называли вороную (черную) лошадь с проседью. Бурый – это оттенок коричневого с рыжиной (сравните корова-буренка, бурый медведь). Каурая масть вообще называется «дикой», потому что у нее окрас от красно-рыжей до рыже-коричневой, и разные части тела окрашены по-разному, а вот хвост и грива всегда темнее туловища. Словом, Сивка-Бурка вещая каурка – лошадь невероятной фантастической масти, которая не может быть в реальной жизни, но вполне энергично существует в сказочном мире. Ну а вещая – то есть ведающая, знающая тайны мира и его будущее. Словом, такой конь – наивернейший волшебный помощник.
И опять же сомнения: ну разве же смог бы дурак найти такого помощника, да еще и подружиться с ним так, чтобы тот по первому требованию выполнял любую мечту?!
Что-то не верится, что Иван – дурак…
Ну а что там в других сказках про третьего сына-дурака? Может, там есть подтверждение его глупости?
Поглядим, как у А.Н. Толстого в его пересказе русской народной сказки «По щучьему велению».
Жили три брата. Ну, понятно, два умных. Уехали умники на базар. Куда ж еще умным-то, ясное дело – торговать! Дурака Емелю дома оставили. Жены братьев ему и говорят: «Сходи за водой!» А Емеля на печи лежит и отвечает: «Неохота!» Но бабы знали, как с ленивым парнем управляться. Говорят: «Тогда тебе братья гостинцев не привезут!» Гостинцев Емеле хотелось, вот он и пошел за водой. Дальше все знают – попалась в его ведро щука волшебная. Не захотелось ей на уху, вот она и упросила Емелю: «Ты меня отпусти, а я тебе скажу заветные слова!» Теперь эти слова все знают: «По щучьему велению, по моему хотению…» и так далее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сравнительный анализ авторской сказки П.Ершова
«Конёк-горбунок» и народной сказки «Сивка-бурка»
Урок внеклассного чтения
в 4 классе
подготовила и провела
учитель начальных
классов
Решетняк Галина
Игоревна
Тема. Сравнительный
анализ авторской сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» и народной сказки
«Сивка-бурка»
Цель: рассмотреть
взаимосвязи литературной сказки П.Ершова с волшебной народной сказкой;
формировать умения сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть
идейно-художественное своеобразие сказки Ершова; совершенстволвать умения
анализироватьсредства создания образа персонажа в художественном произведении;
развивать логичесое мышление на основе умственных операций сравнения, синтеза,
анализа, обобщения, воспитывать бережное отношение к родному языку, умение
слышать и слушать речь другого человека.
Тип: урок
внеклассного чтения
Оборудование: мультимедиапроектор, презентации, таблица
сравнительного анализа, портрет П.Ершова, слова для составления ассоциативного
куста.
Ход занятия
1.
Оргмомент
2.
Просмотр видеоклипа
«в мире много сказок»
3.
Сообщение темы
урока. Постановка задач.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в
волшебную страну сказок, узнаем, много новогои интересного.
4.
Мотивация
Создание ассоциативного куста
— Какие бывают сказки?
авторские народные
СКАЗКИ
бытовые о животных
фантастические
— Наш урок будет посвящён волшебным сказкам.
5.
Актуализация
знанний учащихся.
— Когда мы читаем волшебную сказку, мы
попадаем в волшебный удивительный мир . давайте вспомним, какими признаками
отличается эта сказка.
Дети. – В ней есть сказочное место действия:
*тридевятое царство;
* подводное царство.
— Есть фантастические персонажи: Баба-Яга;
леший, колдунья, жар-птица.
— В волшебной сказке случаются превращения:
герои оживают, превращаются в предметы или волшебные слова.
— Иногда героям помогают волшебные предметы
или слова (по-щучьему велению, лети лети, лепесток, через Запад на Восток;
предметы – волшебное кольцо, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка)
Учитель. Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки волшебных
сказок. Эти знания помогут нам сегодня на уроке. Вы должны определить, чем
сказка П. Ершова «Конёк – горбунок» отличается от русской народной сказки
«Сивка-бурка» и чем эти сказки похожи.
6.
Анализ сказок.
— Говоря о сказке «Конёк-горбунок», мы
должны сказать несколько слов о её авторе, Петре Павловиче Ершове. Его часто
называют (хомо юниус либри) – человек одной книги. Так уж вышло, что написав
несколько пьес, поэм, стихотворений, прозаических рассказов, либретто, Ершов
стал известен только как автор удивительной сказки «Конёк-горбунок». Самое
удивительное, что сказка была написана молодым Ершовым, в 19 лет. Как удалось
юноше создать такое удивительное произведение?
Многое в его жизни этому способствовало. Он
родился в Сибири, позже о своей родине Ершов писал:
Рождённый в недрах непогоды,
В краю туманов и снегов,
Питомец северной природы
И горя тягостных оков,
Я был приветствован метелью,
И встречен дряхлою зимой,
И над младенческой постелью
Кружился вихорь снеговой…
Мальчик Петя был тихий, послушный ребёнок, очень любил слушать сказки,
былины, истории про Ермака. Очень много событий, обычаев, сибирской жизни
нашлоотражение в сказке. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь, его
приближённые – бояре. Царь в сказке горазд на посулы и обещания. Вспомните, что
царь обещал Ивану, беря его на службу?
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю,
Царско слово в том порука…
— Исполнил ли царь свои обещания? (Нет, царь
жесток, привередлив, часто грозит Иванушке пытками, побоями, мучительной
казнью.)
— А что можно сказать об Иване?
Ученики.
·
У Ершова Иван смелый,
отважный, находчивый, честный, умеющий ценить дружбу
·
Он умеет прощать чужие
проступки.
·
Он весел,добродушен, верен
слову.
·
Он никому не желает зла,
поэтому удачлив и всем нравится.
— Так почему же дурачком прозвали?
* Его так прозвали не со зла, не за глупость.
Это его маска, которая укрывает от докучливых и глупых.
— Как вы думаете, кто является главным героем
сказки?
* В этой сказке 2 главных героя: Конёк –
горбунок и Иван.
-Почему именно с иваном подружился Конёк –
горбунок?
* Друзьями они стали потому, что оба верные и
надёжные, не подведут в трудную минуту.
— Откуда у Ивана появился Конёк – горбунок?
* Это подарок от кобылицы. Которую поймал на
своём поле Иван.
— Как выглядел Конёк?
*Конёк ростом три вершка, да с аршинными
ушами, на спине с двумя горбами.
— Дети, аршин и вершок – это старинные меры
длины. На уроке математики мы о них говорили. Кто помнит, чему равен аршин?
* аршин – 71 см
* вершок – 4 см
— У Ивана – дурака кроме Конька-горбунка было
ещё 2 великолепных коня. Где царь впервые увидел этих прекрасных коней?
* На базаре.
— Сколько денег запросил Иван в обмен на
коней?
* Две пять шапки серебра – 10 шапок
(На доске картинка, на которой изображено как
Иван поймал жар-птицу)
— Какой сюжет из сказки изображён на картинке?
* Иван поймал жар-птицу
— Найдите и прочитай те отрывок из сказки, в
котором описана охота Ивана на этихъ чудесных птиц.
*Вот полночною порой
Свет разлился над горой,
Будто полдни наступают:
Жары-птицы налетают;
Стали бегать и кричать
И пшено с вином клевать.
Наш Иван, от них закрытый,
Смотрит птиц из-под корыта
И толкует сам с собой,
Разводя вот так рукой:
«Тьфу ты, дьявольская сила!
Эк их, дряни привалило!
Чай, их тут десятков с пять.
Кабы всех переимать –
То-то было бы поживы!
Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!
Чай таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету-
Словно батюшкина печь!»
И, скончав такую речь
Сам с собою под лазейкой,
Наш Иван ужом да змейкой
Ко пшену с вином подполз –
Хвать одну из них за хвост.
— Какие ещё задания царя выполнял Иван?
* Привезти Царь-девицу.
* Принести перстень царь-девице.
* Прыгнуть в котёл.
— Почему Иван не сварился в котле?
* Ему помог Конёк – горбунок.
— Язык сказки ёмкий. Выразительный, густо
замешен на русском фольклоре. В сказке много простонародных слов, выражений. За
эту простоту, за удивитьельные приключения, безудержную фантазию, за верность,
смелость, дружбу мы до сих пор любим и читаем сказку.
7.
Сравнительный
анализ сказок
— Кроме того «Конёк – Горбунок» состоитиз
рояда сюжетов, которые появляются в народных сказках. В какой из прочитанной
вами сказке отец поручает 3 сыновьям оберегать своё добро, а выполняет это
задание только младший сын?
*Сивка-бурка
— Что ещё общего в сказках «Конёк – Горбунок»
и «Сивка-бурка»?
* Чудесный конь помогает главному герою.
* В сказке «Конёк-Горбунок» Царь-девица живёт
в сказочном золотом дворце, а в сказке «Сивка-бурка» Елена Прекрасная живёт в
чудесном тереме
* В обеих сказках присутствует волшебное
кольцо
* И в одной и в другой сказке Иван женится на
прекрасной царевне и становится царевичем
8. Сопоставительный анализ
— Проанализировав обе сказки, мы можем
заполнить таблицу, выяснив, что общего. А что различного в сказках
Самостоятельная работа
Конёк-горбунок |
Сивка-бурка |
Сказка авторская |
|
Три брата |
|
Младшего брата звали Иван-дурак |
|
Главные герои – Иван-дурак и Конёк-Горбунок |
( |
Ивану помогает волшебный конёк |
|
Сказка написана в стихах |
Проза |
Иван добывает кольцо Царь-девицы |
|
Иван превращается в чудесного принца |
|
Самопроверка
(на экран спроектирована изаполненная таблица)
Вывод: — Как вы считаете, сказка Ершова – пересказ русской
народной сказки или это авторская литературная сказка?
·
Поэт создал
своюнеповторимую сказку.
Она отличается от народной и сюжетом и героями.
·
Сказка Ершова более
поэтична, красочна.
Ершов не просто пересказал известный сюжет, а
написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел
выразить свои собственные представления, мысли о жизни. Сказка Ершова – Сказка о самой главной
ценности поэта: о верности и любви.
9.Итог
— Над какими сказками мы сегодня работали?
— Каким образом мы определили, чем сказка
Ершова отличается от народной сказки?
* Мы анализировали поступки героев, сравнивали
сюжет, анализировали образы главных героев.
Самооценка своей работы
— Прикрепите смайлик на ту ступень, которая соответствует
уровню вашей работы.
— Сказка идёт от былин и преданий,
В мир жизни реальной,
В мир науки и знаний.
Сказка учит всем
Премудростям жизни –
Как быть человеком,
Как быть нужным Отчизне.
И как правду от лжи
Вы должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
10. Домашнее задание
— А домашнее задание вам сегодня необычное. У
каждого из вас картинка. Раскрасьте её дома, вспомните слова. Которыми можно
подписать картинку, найдите их в тексте, запишите в тетрадь.