Учительская газета, №17 от 23 апреля 2002. Читать номер
Сказка “Конек-Горбунок”, как всякая сказка, предназначена для детского чтения, но если бы только для детского!
Чем взрослее мы становимся, тем больше раздвигается горизонт проблем, охваченный сказкой, чем больше постигает человек русскую литературу, тем больше он понимает, что сказочный в ней только сюжет, зачин: златогривые кони, Конек-Горбунок, прилетающий через горы и моря, Жар-птица, Рыба-кит – герои народных сказок. А за ними стоит реальная жизнь реальной страны, которая называется Россия.
Какие строгие порядки были заведены в граде-столице, ведь уже в первых строчках сказки П.П.Ершов предупреждает читателя: действие происходит “не на небе, на земле”. И поэтому реалистическими красками написана ярмарка: “Чтобы не было содому, Ни давения, ни погрому, И чтобы никакой урод не обманывал народ”. Таково содержание приказа городничего, объявленного глашатаем. Но, во-первых, открыть ярмарку без разрешения городничего нельзя, а, во-вторых, как узнаваема Русь почти сегодняшнего дня: “Покупальщики идут; У гостей товар берут; Гости денежки считают, Да надсмотрщикам мигают”.
И не названа взятка, и никто не говорит о продажности души, а всем становится ясно, что твердый уговор есть у гостей с надсмотрщиками, не обидят они последних, получат наблюдатели за “правилом торговли” свое сполна, если только не вмешаются в торговое дело, промолчат. Будут довольны и те, и эти, а до народа им дела нет.
Жесткими реалистическими красками рисует автор поведение городничего, когда он увидел необычное поведение народа перед конным рядом: “Городничий удивился, Что народ развеселился…”
В его городе, без его ведома, народ смеется и кричит, и городничий отдает не шуточный и совсем не сказочный приказ отряду: “Чтоб дорогу прочищал”.
И опять встает перед нами великая, покорная матушка Русь: “Тут народ зашевелился, шапки снял и расступился”. Но вдруг городничий увидел великолепных, неземной красоты коней. И вспомнил, что он – власть, и что не отказался бы от власти побольше, а для этого надо было выслужиться перед царем (еще одна чисто русская привычка), и он “наказал престрого всем, чтоб коней не покупали, не зевали, не кричали; что он едет ко двору доложить о всем царю”. Оставив часть отряда (чтоб следили), он поехал для доклада.
Мы привыкли к тому, что царь в сказке “Конек-Горбунок” дурак-дураком, и вдруг понимаем, что там, где есть возможность употребить власть, он использует ее сполна. Городничий, зная свое место в государстве, умеет притвориться человеком послушным и исполнительным. (Авось удастся подняться повыше по служебной лестнице – вековечная мечта русского чиновника…)
И всем телом упадает –
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить!
А когда царь милостиво разрешает ему говорить, он представляется всезнающему царю, что видел двух таких коней:
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые
В мелки кольца завитые,
Хвост струится золотой.
И алмазные копыта
Красным жемчугом обиты.
Коней покупают во дворец, а вместе с ними забирают и Ивана в качестве главного конюшенного.
Итак, Иван живет во дворце и оказывается в центре дворцовых интриг. Как точно заметил Ершов, взаимоотношения, которые царили среди придворных, непонятны Ивану. Появился новенький, незнакомый. А прежний начальник над конюшей, который из “боярских слыл детей”, не мог простить Ивану его возвышение и решил изжить Ивана. Так не диво. Он притворился немым и глухим, а сам же думает: “Постой-ка, я те двину неумойка”. Иван, ничего не подозревая, живет своей спокойной жизнью, тогда как на него уже готовится донос, подлый заговор. Иван не понимает, что каждый из царской свиты готов на любой подлый поступок ради чина повыше и денег побольше, любой ищет повода угодить царю, тем самым намекая на то, чтобы получить награду за свою лесть. И закружилось колесо интриг, центром которого стал Иван.
Во всей придворной знати не нашлось ни одного, который бы посочувствовал, посоветовал, как надо вести себя в той или иной ситуации. И чем больше Ершов понимает российскую действительность, тем острее становятся зарисовки придворного общества.
Царское правительство очень точно поняло, что сказка опасна, и поэтому после третьего издания сказка была запрещена. И только после смерти Александра II, в 1856 году, когда объявили амнистию декабристам, объявили амнистию и сказке. И напишет тогда П.П.Ершов вещие слова: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству – счастливый ему путь”.
Чем дальше мы читаем сказку, тем страшнее образ царя. Хочется рассмотреть несколько приказов царя Ивану:
“Молчать!
Ты мне должен отвечать:
В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро –
Жароптицево перо?
Что я – царь али боярин?
Отвечай сейчас, татарин!”
“Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородою,
Ты поплатишься со мною:
На провеж – в решетку – на кол!”
Эти слова: “На провеж – в решетку – на кол!” повторяются неоднократно и поэтому хорошо запоминаются.
Мы не видим царя в обычной жизни, как будто ее, этой обычной жизни, нет. Предстает перед нами только в ситуации, когда надо принять решение. И в этих эпизодах он капризно решителен, своенравен, и поэтому особенно опасен. Попробуй объяснить что-то самодуру, облеченному неограниченной властью! Это трагедия всякой власти, всякого народа.
Ершов, далекий от придворной жизни, живущий все годы учебы в университете на деревянных улочках окраин Петербурга, каким-то чутьем угадал бездну мрака, интриг, непорядочности, царящих при дворе. В мягкой сказочной форме девятнадцатилетний поэт сумел приоткрыть читателю такие закоулки российской действительности, до которых поднялись позже самые маститые писатели.
Но П.П.Ершов не ограничивается только петербургским двором, он понимает, что подобное происходит везде. Еще мальчиком увидел он в Тобольске Рыбу-Кит, гору, лежащую в форме кита около гимназии, и появилось еще одно царство, расположенное на небе. Иван спешит в новое царство, туда, где “крестьянки лен прядут, прялки на небо кладут”. Но его не пугает новая жизнь, которая происходит в этом загадочном дворце, который висит в воздухе “Между небом и землей”. Иван как истинно русский крестьянин, поцеловал свою матушку-землю и словно князь поехал во дворец. Он сравнивает два царства: земное, где можно издеваться над человеком, решать его судьбу, и небесное. Земное царство кажется ему черным и грязным, это же царство светлое и голубое: “Чай небесная светлица… Что-то больно высока!”
Увидев царство будущей царицы поближе, он понимает, что оно похоже на то, земное: “А ведь терем с теремами, Будто город с деревнями”.
Но сама внутренняя обстановка, теплая и дружелюбная, удивила его. Сам царь Месяц обращался с ним как с другом. Однако было неспокойно, так как все были озабочены пропажей царицы, и, рассказав, что с царицей все в порядке, Иван намекает на то, что в их стране нет порядка, и если не спасти ее, она станет такой же, как земной царь. Когда Иван говорит, что царь задумал жениться на Царь-девице, Месяц все понимает.
Иван был тронут гостеприимством местного царя. Но внутренне – это крестьянский дом, в котором живут простые люди, несущие на себе крестьянскую долю.
Да стою я крепко в том –
Просидит он женихом!
Вешь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял!
Полно, паном больно стал!
Месяц, небесный царь, судит греховный разврат, но П.П.Ершов дает понять, что судит он не только за это! Можно предположить и за что бог послал невзгоду на Рыбу-Кита. Месяц про то же сам говорит Ивану о его земном царе; он все знает и как бы выводит читателя на нужную дорогу.
Но вернемся вместе с Иваном к Рыбе-Киту. Это царство – царство страдания за преступления:
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет бог с него невзгоду.
А сколько жизней проглотил Тобольск? Тобольск долгие годы оставался местом страдания и горя. Избавить Кита от этих мучений сможет только Бог. Ни одному земному правителю даже и в голову не пришло облегчить участь своих подданных.
И вдруг освобожденный Кит стал таким “хорошим”, что помог Ивану найти кольцо Царь-девицы. Но как царь не терпит на земле возражений своих подданных, так и Кит полновластно распоряжается своими.
И опять сказочная форма помогает Ершову раскрыть положение дел в России. И, наконец, еще один важный момент в сказке: “Все читатели утверждают, что царем стал Иван, ведь на самом деле царицей-то стала Царь-девица: “Я хочу царицей быть”. И с чистой душой требует, чтоб ее признали и ее “новоявленного” мужа Ивана. И очень напоминает эта ситуация приход на русский престол императрицы Екатерины II. По трупам к власти, а все считают ее благодетельницей России. И Ершов не случайно этим эпизодом заканчивает сказку.
Итак, сказка “Конек-Горбунок” прочитана, но проанализировать ее до конца невозможно, так как это поистине гениальное произведение, у которого нет конца. Как гениально нейтральна последняя строфа:
Во дворе же пир горой
Вина льются там рекой,
За дубовыми столами
Пьют бояре со князьями (!!!)
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Нельзя не заметить, что народ пьет где попало, князья и бояре за дубовыми столами, а автор при этом только присутствует.
Так и проживет он свою жизнь, ничем не воспользовавшись от своего служебного положения, и этим поднимается еще выше в нашей памяти.
Мария ЗАН
Тобольск
Содержание статьи
- В чем смысл сказки?
- Чему учит?
- Мораль
- В чем суть: краткое содержание
- 1 часть
- 2 часть
- 3 часть
- Вопросы на внимательность
- Сколько заплатил царь Ивану за двух жеребцов?
- Какая рыба нашла кольцо Царь-Девицы?
- Как автор описывает замок Царь-Девицы?
- Для любознательных
- Какой стихотворный размер используется в произведении?
- К какому литературному жанру относится?
- Какое другое литературное произведение имеет похожий стиль и музыкальность?
Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок» наполнена яркими образами, юмором и удивительными событиями. Для современных читателей она может быть сложна в прочтении из-за выражений, которые в 21 веке вышли из обихода. Чему учит сказка «Конек-горбунок»? Прежде всего, настоящей дружбе. В ней показано, каким преданным может быть товарищ.
В чем смысл сказки?
Главная мысль сказки – вместе с настоящим другом можно преодолеть любые препятствия, спастись от смерти и осуществить мечты. В каждой сценке произведения можно найти свой смысл. Здесь нет одного ответа.
- «Не все то золото, что блестит». Эта пословица отражает образ конька-горбунка, некрасивого, но преданного и волшебного.
- «Каждому воздается по заслугам». Завистливый и жестокий царь сварился в котле, лживые и корыстные братья не получили несметных богатств, о которых мечтали. Иван добросовестно относился к поставленным задачам, и получил верного друга, царство и красавицу-жену в придачу.
Чему учит?
Произведение «Конек-горбунок» учит отличать настоящие ценности – дружбу, честность, бескорыстие.
Она высмеивает людские пороки. Вот лишь несколько примеров:
- Главный герой ответственно выполняет поручение отца. Он не смыкает глаз в поле, а после ухаживает за царскими конями. Иван отправляется в далекие земли по заданию царя, и достает для него дивные вещи. За это судьба его награждает, а его братья остаются ни с чем.
- Иван безграмотный и простоватый. Это видно по разговору с царем. Однако он искренний и говорит правду, в отличие от своих «умных» братьев и спальника, которые врут на каждом слове.
- Царь хочет слишком многого: жар-птицу, красавицу, а затем и вовсе вернуть молодость. Тем самым он показывает себя глупым и завистливым правителем. Иван радуется тому, что у него есть, и получает все, о чем мечтал.
Мораль
Кобылица дарит Ивану двух вороных коней, которых он может продать. Кажется, что это самый ценный подарок. Но настоящее добро, счастье и славу ему приносит маленький горбатый конек – преданный друг и товарищ. Благодаря ему главный герой справляется со всеми испытаниями и становится царевичем.
Мораль сказки: дружба – ценный дар.
В чем суть: краткое содержание
Произведение Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок» наполнено событиями и приключениями. Сказка написана в трех частях, достаточно объемная и предназначена для чтения младшими дошкольниками в течение каникул. В чем ее суть:
Крестьянский сын Иван, которого все считают дураком, поймал волшебную кобылицу на поле своего отца. За свою свободу она дает ему двух вороных жеребцов и одного маленького конька-горбунка. Жизнь Ивана круто меняется, начинаются приключения. Парень то и дело попадает в беду, а конек-горбунок его выручает. Заканчивается сказка тем, что Иванушка-дурачок становится дивным молодцем и женится на заморской царевне.
Рассмотрим, о чем говорится в сказке кратко.
1 часть
Жил-был старик с тремя сыновьями. Старший был умный, средний «и так, и сяк», а младшего дурачком называли. Жили они тем, что выращивали пшеницу на продажу. Но вот по ночам стал кто-то поле портить. Отправился старший сын Данила его сторожить, да испугался ночной непогоды и спрятался. Средний сын Гаврила замерз и тоже ушел с караула.
Тогда старик послал караулить поле младшего сына Иванушку-дурачка. Уселся он под кустом, и смотрел за полем. Вдруг в полночь появилась белая кобылица. Схватил ее Иван, и как бы та не брыкалась, не отпускал. Сдалась кобылица и пообещала через 3 дня родить 2 славных коней и одного маленького с двумя горбами. Первых можно дорого продать, а конек-горбунок будет верным товарищем, «который зимой согреет, летом холодом обвеет, в голод хлебом угостит, в жажду напоит».
Дома Иванушка-дурачок ничего не сказал о кобылице, а придумал историю, что топтал пшеницу сам черт. А он его будто словил, да побил. Посмеялись над дурачком и забыли. Коней от кобылицы Иван-дурак в сарае запер. В какой-то праздник старший брат случайно увидел их, да позавидовал. Решили они со средним братом тайно жеребцов в столицу отвезти и продать.
Скоро обнаружил Иван пропажу, да запричитал с отчаянья. Конек-горбунок тут же его успокоил, и пообещал помочь. Вмиг нагнали они братьев, и решили, что вместе коней продавать будут. Ночью Иванушку послали проверить, что за огонь пылает вдали. Помчался он на коньке своем, и обнаружил перо Жар-птицы. Предупреждал его друг, что перо много проблем принесет, но дурак не послушал. Спрятал его в тряпки.
Добрались братья до столицы. Сразу заприметили коней Ивана и доложили царю. Заплатил он за них даже большую цену от той, что была названа. Повели коней было в замок, да вырвались они и обратно прибежали. Делать нечего, назначил царь Ивана командиром конюшен, чему тот несказанно обрадовался.
2 часть
Иванушка-дурачок во дворце как сыр в масле катался. Да только обозлился на него спальник, который до него был начальником над лошадьми. Стал следить за ним и заметил, что Иван весь день отдыхает, а кони чудом сытые и ухоженные. Спрятался он на ночь в стойле и увидел, как в полночь конюх достал дивное перо Жар-птицы, да коней накормил и причесал. Поутру, как Иван заснул, схватил он перо и побежал к батюшке-царю.
Восхитился царь жароптицевым пером, и разозлился на Ивана, что скрывал от него богатство. Приказал привезти Жар-птицу в замок, а иначе голову с плеч снимет. Стал конек-горбунок Иванушку утешать, и пообещал помочь. Сказал он взять у царя два корыта, пшено и вино. Рано утром отправились в путь. Привез конек-горбунок хозяина на поляну, где до зарницы собираются волшебные птицы и подсказал, как одну из них поймать.
Перемешал Иванушка вино с пшеном в одном корыте, а другим накрылся. Прилетели Жар-птицы. Светло стало, как в печке. Иван возьми и схвати одну. Позвал конька, сунул птицу в мешок, и повез в замок. Обрадовался царь и назначил Ванюшу царским стремянным. Еще сильнее спальник обозлился. Услышал он от слуг сказку о прекрасной Царь-девице, и вот что придумал. Рассказал будто Иван хвалился ее достать.
Приказал царь достать ему прекрасную девицу, а не то казнит. Снова причитает Иванушка, а конек-горбунок его утешает да подсказывает. Нужно, чтобы царь выдал шатер, расшитый золотом, две ширинки и обеденный прибор со сладостями. Утром отправились в путь. Привез конек-горбунок Иванушку на берег океана, на который 2 раза в год сходит Царь-Девица. Разбил он шатер, поставил прибор на ширинку, и стал дожидаться гостьи, спрятавшись.
Явилась Царь-Девица, напилась и наелась, и начала играть на гуслях. Тут Ивана-дурака и сморило. Заснул он и упустил девушку. Что делать? Конек-горбунок сказал ждать царевну на следующий день, да только не засыпать впредь, а то без головы останется. Как не хотелось Иванушке поспать, да сдержался, и схватил Царь-Девицу. Привез ее в царский замок.
Тут же влюбился царь в дивную царевну. А та условие ставит, мол, перстень мой достань из окияна, иначе свадьбе не бывать. Приказал царь выполнить задание Ивану. Снова конек-горбунок его утешает, да поучает.
3 часть
Поскакал Иван на коньке на поиски перстня. Принес он его к чудо-юдо рыбе-киту с селом на спине. Он был очень печален оттого, что вынужден лежать посреди моря в наказанье. Кит попросил его освободить. Отправились друзья в замок Царь-Девицы.
В замке Месяц рассказал Ивану, за что наказан кит. Поглотил он 30 кораблей, и чтобы получить прощенье, должен выпустить их. Иван передал киту слова Месяца, и тот выпустил все корабли. В благодарность за свою свободу он предложил сделать все, что в его силах. Достал кит Ивану перстень Царь-Девицы.
Выполнил Иванушка приказ царя, да отдал перстень. Только Царь-Девица все одно не хочет замуж за старика. Попросила она царя снова стать молодым. Для этого он должен на заре искупаться в кипящем молоке, в вареной, а после в студеной воде. Приказал тогда хитрый царь искупаться первым Ивану. Опечалился он и рассказал все коньку-горбунку. Тогда конек-горбунок пообещал его снова выручить.
Перед тем как прыгнуть в котлы, позвал он своего друга проститься. Конек хвостом махнул, мордой в котлы макнул, свистнул. Прыгнул Иван во все три котла, и сделался таким пригожим, словно князь. Увидел это царь и бросился в кипяток, да тут же сварился. А Царь-Девица и Иван поженились и стали царем и царицей.
Вопросы на внимательность
Сказка «Конек-горбунок» полна деталей. Только очень внимательные читатели смогут ответить на поставленные вопросы. Можно использовать вопросы для игры-викторины для младших школьников.
Сколько заплатил царь Ивану за двух жеребцов?
Иван попросил за жеребцов два-пять шапок серебра (десять). Но царь отвесил ему больше, сверху дал пять рублей.
Какая рыба нашла кольцо Царь-Девицы?
Иванушке кольцо передал кит. После своего освобождения он созвал морских подданных и отправил на поиски перстня. Где он спрятан, знал ерш, который гуляет по всем морям. Его, гуляку, крикуна и забияку наши в пруду, где он дрался карасем. Ерш вырыл ящик с перстнем в омуте на дне, и его передали владыке-киту.
Как автор описывает замок Царь-Девицы?
Автор сравнивает его с зарницей. Замок (терем) находится на востоке в небе, и весь светится. Ночью в нем спит Солнце, а днем Месяц. Свод у замка хрустальный, столбы завитые, с тремя звездами на верхушке. Вокруг него дивный сад, в котором у деревьев ветки из серебра. На ветках поют райские птицы в золотых клетках. Замок похож на целый город. Его украшает православный русский крест из звезд.
Для любознательных
Следующие вопросы можно использовать, как задание со звездочкой. Они помогут узнать больше о произведении и литературе в целом.
Какой стихотворный размер используется в произведении?
Сказка «Конек-Горбунок» написана в стихах хореем (чертырехстопным с парной рифмовкой).
К какому литературному жанру относится?
Русская литературная сказка (сказочная поэма).
Какое другое литературное произведение имеет похожий стиль и музыкальность?
«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина и другие произведения автора. В сказке «Конек-Горбунок» в точности повторяются некоторые фразы. Например, «пушки с крепости палят». Ершов вдохновлялся сказками Пушкина, которые в то время только появились.
«Конек-горбунок» – длинное произведение, однако стоит его прочитать от начала и до конца, чтобы сделать собственные выводы. Коротко в двух словах рассказать суть сказки не получится. В ней переплелась жизнь русского народа того времени, волшебные персонажи, дружба, любовь, юмор и увлекательные приключения.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова
Анализ сказки Ершова Конек-Горбунок
Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль в сказке. Эпиграфы, которые автор использовал наталкивать читателя на дальнейшие сои рассуждения и сохраняли интригу.
В первой части идет активное знакомство с героями сказки, рассказывается об их жизни и чертах характера. Вторая и третья часть о приключениях и событиях героев, которые заинтересовывают читателя и это только присказка, которая готовит к главной сказке и волшебству.
Автор изображает Ивана с добротой и неким детским юмором, а его братьев наоборот. Ершов описывает братьев, как лживых и жадных парней, при этом сравнивая с Иваном, который говорит только правду и трудолюбивый. Хотя его и называют дураком, однако это не так, эта самый обычный рабочий крестьянин, а вот его окружение больше подходит под это описание.
Царя представляют в сказке смешным, трусливым и невоспитанным, над ним смеется даже Месяц. К такому Царю и соответственное отношение, его слуги готовы работать только за рыбу и выгоду для них, так как знают, что Царь не имеет власти над ними.
Главный герой и друг Ивана Конек, помогает ему во всем и всегда оказывается рядом в нужный момент. Конек помогал Ивану выполнять глупые поручение Царя, они и Жар-птицу нашли, и царевну похитили и кольцо раздобыли. Все же он перевоплощается в человека и женится на Царевне, и становится Царем. Тем самым негативные персонажи были наказаны и побеждены, как и положено концовке русской сказке.
Вполне естественный процесс, когда все меняется и становится современным, что касается и сказок. Поэтому данное произведение будет довольно сложным для современных читателей з-за слов, которые уже вышли из обихода в 21 веке. Однако юмор и смысл сказки «Конек-Горбунок» останется понятным для всех.
Стоит отметить, что Ершов умело соединил мотивы сказок, из которых вышло яркое путешествие главного героя, выделяются его лучшие черты и все это объединяет прекрасный юмор.
В итоге читатели получили сказку в виде четырехстопным хореем и звучит довольно мелодично, как будто автор написал произведение на одном дыхании. Но сказка покорила всех и даже Пушкина своими образами, событиями в третьей части и национальными традиционными выражениями.
2 анализ
Произведение «Конёк-Горбунок» напоминает народную сказку, так как содержит присказку, повторы, зачин, концовку и элементы волшебства.
Главный герой изображён как простой и доверчивый человек. Из-за его любви к коням становится понятно, какой он добрый и чуткий юноша. Так как Иван заботился и ухаживал за этими животными, они сбежали к нему от хозяина. Главный герой ответственный, потому что выполняет поручение отца в отличие от братьев Данилы и Гаврилы. Но при всех своих положительных качествах Ивана есть существенный минус-это безграмотность, которая видна по его разговору с царём.
По сравнению с Иваном его братья очень ленивы и корыстны. Обманывают отца, ставят деньги, личное благополучие выше собственного брата, отправляя его на погибель.
Кобылица описана как лошадь необычайной красоты. Она положительный герой, хотя и уничтожала урожай, который ей не принадлежал. Кобылица честная, потому что выполнила обещание, данное Ивану. Дала ему лучших коней и настоящего друга за выполненные указания.
Царь представлен как завистливый, глупый правитель. Он хочет слишком много. Сначала перо жар-птицы, потом красавицу, а затем и вовсе вернуть молодость.
Конек-Горбунок изображён как преданный друг. Он умён, обладает тайными знаниями, во всём помогает хозяину. Конек-Горбунок ценит Ивана.
В сказке «Конёк-Горбунок» говорится о многом, например, о ценности дружбы, предательстве, корыстности людей. В чём же смысл произведения «Конёк Горбунок?». Из него необходимо вынести жизненные уроки. Во-первых, вместе с другом можно преодолеть все трудности. Во-вторых, нужно судить людей не только за внешний вид, но и духовную наполненность. Конек-Горбунок был на вид совершенно некрасив, но обладал многими выдающимися качествами, а главное вел себя как надёжный друг. В-третьих, чего-то добиться можно только благодаря долгому и упорному труду. В-четвёртых, нужно быть добрым, честным, бескорыстным, как главный герой.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова
Популярные сегодня темы
- План рассказа Кто хозяин Осеевой
В рассказе В. А. Осеевой «Кто хозяин?» действия происходят между друзьями, которые не могли поделить собаку. Однажды у уличной бездомной собаки появилось сразу два хозяина. Это были товарищи, мальчики по имени Коля и Ваня
- Сочинение Человек в тоталитарном государстве
Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.
- Сочинение Мое любимое стихотворение Фета
В жизни каждого человека есть такие минуты, когда сердце начинает ликовать от ощущения счастья, хочется благодарить природу-матушку за возможность созерцать ее незабываемые пейзажи. Представляя, как один из лучших поэтов-пейзажистов
- Образ Петербурга в повести Портрет Гоголя сочинение
Произведение Гоголя «Портрет» разделено на две тесно взаимосвязанные части. В первой части автор знакомит нас с таинственным портретом, купленным юным художником в картинной лавке
- Характеристика и образ Обломова в романе Гончарова сочинение
Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване.
Анализ
сказки «Конёк – Горбунок»
Автор — Ершов Петр
Павлович
Жанр — Волшебная
литературная сказка в стихотворной форме
Главные герои:
Иван, Конек-горбунок, Царь, Царь-девица, братья Ивана, рыба-кит, месяц
Главная мысль:
любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг.
Чему учит сказка
«Конек-Горбунек?» Это произведение учит как стать настоящим другом, учит
упорству и целеустремленности. Эта сказка показывает, что нужно ценить дружбу,
поддерживать своих друзей всегда и во всём. Хороший товарищ всегда сможет
помочь в беде или даже сможет спасти твою жизнь.
Признаки волшебной
сказки в сказке «Конек-горбунок»:
волшебные
существа,
чудесные
превращения,
путешествие за
подвигом,
троекратные
повторы.
Пословицы к сказке
«Конек-горбунок»:
седина в бороду — бес в ребро (про царя).
верный друг —
лучше сотни слуг.
не родись
красивым, а родись счастливым.
всякая невеста для
своего жениха родится.
Сюжет
сказки Жила когда-то семья и были в семье три сына. Два сына были хорошие умные
молодцы, а младшего все кликали Дураком. Вот, однажды на пшеничном поле
завелись воры и отец сыновей стал посылать каждого сына сторожить поле, но
старшие сыновья были избалованные и заснули ночью и ничего не увидели, а
младший сын увидел ночью красивого коня, который мял пшеницу и поймал его. Конь
попросил пощады у Ивана и тот смиловался отпустил коня и за это конь дал Ивану
маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим другом и помогал ему
выполнить самые сложные задания царя, а так же выручал его из всех опасностей.
Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван сделался
красавцем и женился на прекрасной царевне.
Отзыв
о сказке «Конек-горбунок»: Сказка Ершова мне очень понравилась, она написана в
стихотворной форме и читать её легко. В этой сказке много волшебства и
необычное сплетение сюжетов. События в сказке развиваются хоть и предсказуемо,
по обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочностью и юмором. За
приключениями Ивана и Горбунка следишь с неотрывным вниманием и нарастающим
интересом. Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных
персонажей.
Ответы к школьным учебникам
В сказке «Конек-горбунок» есть присказка, зачин, сказочные герои. Во многих русских сказках часто присутствует такой персонаж как Иванушка-дурачок, которому обязательно помогает волшебная сила.
Присказка:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Зачин:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Сказочные герои:
кобылица, конек-горбунок, жар-птица, рыба-кит.
Троекратные повторы
: Вот, как стало лишь смеркаться, Стало сызнова смеркаться, Стало в третий раз смеркаться.
2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
Волшебное в этой сказке: сказочные говорящие герои, необычное появление коней и т. п. Что могло быть на самом деле: кобылица действительно могла ходить на чужое поле.
3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так:
- из жадности;
- из скупости;
- из желания достичь своей цели;
- из стремления быть добрыми и честными?
Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?
В произведении говорится, что «старший умный был детина, средний был и так и сяк». Оба брата обманывают отца, чтобы получить его похвалу, крадут коней у Ивана, чтобы продать их и разбогатеть.
4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
Братья похожи тем, что оба были обманщиками. Иван же был честным, всепрощающим, добрым.
5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
Кобылица обещала Ивану родить двух коней, если он будет ухаживать за ней.
Но давно уж речь ведется,
Что лишь дурням клад дается,
Ты ж хоть лоб себе разбей,
Так не выбьешь двух рублей.
7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.
1. Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить.
2. Посмотри каких красивых Двух коней золотогривых Наш дурак себе достал.
3. Царь раскланялся и вмиг Молодцом с повозки прыг… Глаз своих с коней не сводит…
4.Делать нечего, придется Во дворце тебе служить.
8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
Примерные вопросы: Как братья ловили вора? Как Иван поймал вора? Что обещала кобылица Ивану? и пр.
9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
План
1. Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
2. Как Иван поймал кобылицу.
3. Обещание кобылицы.
4. Как братья украли коней.
5. Конек-горбунок и его помощь.
6. Иван продает царю коней.
7. Иван на службе в царской конюшне.
10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее?
Нет, не все.
11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.
12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в «Рабочую тетрадь», где ты будешь искать необходимую информацию.
Против — напротив
Недалече — недалеко
С набитою сумой — с полным кошельком
Соглядать — увидать, увидеть
Смекнули — придумали
Сенник — матрас, набитый сеном
Несподручно — неудобно
Малахай — широкий кафтан без пояса
Улуча — выбрав, найдя
Очью — глазом
Три вершка — очень маленького роста
Аршинными ушами — длинными ушами
Мочи было — силы было
13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.
Примерный план рассказа
1. Где жила рыба-кит.
2. Что и почему с ней случилось.
3. Как рыба-кит снова ушла жить в море.
Контрольная работа
Тема:”Художественный анализ произведения П.П.Ершова “Конёк- Горбунок”
1. История жизни П.П.Ершова
2. Анализ художественных средств сказки.
3. Список литературы.
Введение
Сказка понятие обобщенное. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно проследить проявление народных традиций в литературной сказке.
Петр Павлович Ершов родился в 1815 году 22 февраля, в сибирской деревне Безруковой, Топольской губернии. Отец его часто переезжал по долгу службы. П.П.Ершов запомнил на всю жизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые ему рассказывали люди. В 1824 году Ершова вместе с братом Николаем отдали в гимназию. Учился Ершов хорошо, опережая брата. Что-то напевая и придумывая разные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее, он закончил гимназию. После гимназии он уехал в Петербург и поступил на филосовско-юридический факультет Петербургского университета.
Однажды на курс пришёл Пётр Алексеевич Плетнёв, который преподавал русскую словесность и вместо лекции прочитал сказку. Первую сказку П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”.В том же году сказку напечатали в журнале”Библиотека для чтения”.Это было не единственное произведение Ершова. В 1834 году к печати была одобрена первая часть”Сибирского казака”, а затем и вторая часть”Стариной были”. Так же в 1834 году Ершов окончил университет. К этому времени он остался один с мамой, так как брат и отец умерли. Вместе с мамой Ершов вернулся в родной Тобольск,где стал преподавать. Но свою литературную деятельность он не забросил. В 1835 году Ершов создал пьесу “Суворов и станционный смотритель”. Ершов не оставлял литературную деятельность, он много писал, рассказы, стихи, но все эти произведения не имели такого успеха как всеми любимый и родной”Конёк-Горбунок”.Всю оставшуюся жизнь, после Петербурга, Ершов прожил в Тобольске где был сначала преподавателем, потом инспектором, а затем директором, в 1857 году, в той же гимназии, в которой он учился сам.
Первое издание “Конька-Горбунка” не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезана цензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже без цензуры.
После выхода четвертого издания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине,но и за рубежом.
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,…
“Эх, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется за шутки,
А жена за прибаутки,…….”
А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:
Ну-с, так вот! Раз Данило
(В праздник, помниться, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океян.
Горбунок летит, как ветер,…
И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:
Тут, уклав его в ларец,
Закричал(от нетерпенья),
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
«Гей! позвать мне дурака!»…..
В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц,поговорок:
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт:
«Что дадите мне за вестку?
Бьёт свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,………»
Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:
…Как в суседке он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небо послом,
Как он солнцевам селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался царём.
«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. …
(о Даниле)
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать-
И всю ночь ходил дозором
У соседки под забором.
(о Гавриле)
А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:
Спотыкнувшися три раза,
Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там,
Входят братья к двум коням.
Братья не просто входят как Иван:
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискачкой, словно пан,
Бокам входит в балаган.
Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал»…
С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:
И посыльные дворяна
Побежали по Ивана,
Но, столкнувшись все в углу,
Растянулись на полу.
Царь тем много любовался
И до колотья смеялся.
А дворяна, усмотря,
Что смешно то для царя,
Меж собой перемигнулись
И вдругоредь растянулись.
Царь тем так доволен был, …
Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.
Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит, моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.
Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович, вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:
Вишь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял!…
Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке, она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.
Хотя прочтение этой сказки для современного читателя вызывает определенные сложности (многие слова уже вышли из обихода и смысла этих слов многие люди не знают), но общий смысл сказки и её юмор остается по прежнему понятен.
Это великое произведение про которое Пушкин А.С. сказал после прочтения: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Это великое произведение сделало П.П.Ершова знаменитым когда он был студентом и забытым в конце жизни. Когда в 1869 г. П.П.Ершов скончался многие газеты написали что умер автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок» некоторые люди того времени были очень удивлены видь они наивно полагали что сказка «Конек-Горбунок» народная сказка. Другие же думали, что автор этой сказки уже давно скончался. Но не смотря на это она по прежнему радует читателя и поражает своим юмором.
Список литературы:
1. «Конек-Горбунок» Издательство «Радуга» Министерство печати и информации Российской Федерации 1993г.
2.Свободная энциклопедия ВикипедиЯ htt://ru.wikipedia.org/wiki/
Теги:
Литературный анализ сказки «Конёк Горбунок»
Контрольная работа
Литература
Эта сказка появилась в 1834 году, в пору, когда своё слово о народности сказали все видные литераторы и критики. Однако «Конёк-Горбунок» вызвал новую волну споров на эту тему. В. Г. Белинский отказал сказке даже в достоинствах «забавного фарса», журнал «Отечественные записки» ругал сказку за отсутствие народности в вымысле, за «рифмованные нелепости» и «площадные» выражения. Цензуре показалось опасным сатирическое изображение русского царства. Однако Ершова и его сказку поддержали те, кто понимал народность более широко. Первым признал «Конька-Горбунка» профессор изящной словесности (так тогда называли художественную литературу) Санкт-Петербургского университета П. А. Плетнёв. Крупнейшие поэты-сказочники поддержали талантливого писателя. Жуковский заметил, что это не только побасенка для детей, а Пушкин отозвался высокой похвалой («Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка!.. вы избрали правильный путь. Теперь этот род сочинений можно мне и оставить… А сказку вашу издать для народа. Миллион книжек!.. с картинками и по самой дешёвой цене…»).
На пути «Конька-Горбунка» к народу было и немало препятствий: сказка то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревал Страну Советов. Несмотря на всё это, «Конёк-Горбунок» нашёл дорогу к народу и попал даже в собрание народных сказок.
В круге детского чтения сказка появилась сначала как подцензурная переделка, а потом уже в настоящем виде. До сих пор она остаётся одной из лучших сказок русского детства.
№27. Изображение ребёнка в русской литературе Х1Х – начала ХХ века.
Х1Х –ХХвв.- время активного развития собственно детской художественной литературы, поставившейв центр повествования личность ребенка, положившей начало проявлению детского «я», сущности детской души, детского мировосприятия и контекста собственно детской жизни. Взгляд на мир меняется; он перестает восприниматься как «производный мир взрослых». Отринув это восприятие, взрослый человек увидел ребенка не себе подобным, а другим, имеющим свою психоэмоциональную специфику, свой круг интересов, проблем, пристрастий, свое восприятие действительности, разительно отличающееся от взрослого.
Тема детства и образ человека растущего рассматривались на широком философском, социальном, культурологическом фоне. Детство как полноценный период человеческой жизни старались вписать в общую картину мира, которая без этого периода представлялась неполной, дисгармоничной, разорванной, поскольку ребенок есть наследник прошлого и носитель традиций, хранитель духовных и материальных богатств, накопленных человечеством.
Огромную роль в познании ребенка, его души, его жизни, его возможностей, как физических, так и нравственных, психологических сыграла общая литература рубежа веков (Чехов, Андреев, Бунин). Ребенок и детство у писателей – реалистов стали изображаться без идеализации, перестали быть некими знаковыми фигурами, материалом для философских обобщений.
Игрушка как знак родовой принадлежности к детству в подобной литературе крайне редка. Кукла, которую приносит Вася, не столько является игрушкой для умирающей Маруси, сколько психотерапевтическим средством, «первой и последней радостью ее недолгой жизни».
Тип ребенка — «маленького каторжника», созданный литературой рубежа веков, исключал тему игры и игрушки в ее первоначальном смысле. Это исключение видится как своеобразная художественная и социальная задача авторов: в мире, где жизнь ребенка становится адом, а смерть – избавлением от него, не может быть игр и игрушек, потому что у детей – «каторжников» отобрано полноценное детство, а иногда и право на жизнь (маленький шахтер Сенька).
«Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве. Социальная и художественная значимость рассказа.
Игрушка – центр повествования, одно из самых ярких произведений. Герой рассказа – тринадцатилетний Сашка изображен в пору прощания с детством, в пору слома его психического и физиологического состояния, неудовлетворенности жизнью и растущего отвращения к людям, его окружавшим. Он ненавидел и бил не только товарищей по гимназии, но даже собственных отца и мать. Он хотел свободы, какой-то растительной жизни, где не требовалось умываться по утрам, и «боялся одного голода». Обладая «непокорной и смелой душой», он стал превращаться в волчонка, в орущего звереныша, которого не могла остановить, отрезвить даже собственная боль. Грубое, животное, нутряное чувство переполняло Сашку. Даже мать видит в нем щенка.
Сашка – продукт семьи пьющей, мстящей за страдания друг другу, выставляющей напоказ «ужас человеческой жизни» и одновременно тяжело переживающей его. В ней все враги. Происходящее с членами семьи – распад родственных отношений, вражду и ненависть, постоянное желание сделать больно другому – мать называет неуместным здесь словом «статистика», напоминавшим о прошлом мужа – грамотея и больно ранившим его, умирающего от чахотки.
Идея унижения, подчинения всех себе, а может быть, и мести «чистеньким детям», витает над Сашкой. Не щадит он даже маленького Колю Свечникова, протянувшего ему игрушечное ружье. Игрушка в руках Сашки становится средоточием зла и мести, неожиданных для Коли и от того еще более страшных и болезненных. Елка, на которую пригласили Свечниковы Сашку, которая вызывала восторг детей, оказалась для него границей между двумя мирами. Преображение Сашки происходит тогда, когда он замечает игрушку – воскового ангелочка, висевшего на елке. Здесь на елке Сашка впервые понимает, что у него вроде бы «есть отец и мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти».
И это еще одна граница между миром прежнего Сашки, щенка, волчонка, грозившего превратиться в матерого зверя, и миром Сашки обновленного, который теперь даже возможное прикосновение к крылышкам ангелочка посчитал «безумной жестокостью».
В реалистическом рассказе Андереева игрушка становится символом возможности изменения детского сознания, детского мировосприятия, прикосновения к жизни чистой, одухотворенной. Ангелочек на миг останавливает Сашку от окончательного падения, превращения в зверя. Игрушка у Андреева нечто духовное, не объективируемое. Сашка воспринимал ангелочка не глазами, а чувством. В нем рождалось и крепло невероятное желание получить его, прикоснуться к нему. Ради исполнения этого желания Сашка был готов на все: раскаяться, вновь начать учиться, стать на колени перед хозяйкой дома, терпеть и казаться хорошим до тех пор, пока она не согласиться дать ему игрушку.
Получив ангелочка, Сашка внешне становится другим: «на глазах его сверкнули две маленькие слезинки». Ангелочек в руках Сашки – это «короткий момент» «веяния человеческого счастья».
До тринадцати лет Сашка не знал состояния одухотворенности, которое возникает в жизни чистой и неиспорченной, которое положительно влияет на психическое здоровье и развитие человека. С ангелочком он пережил новое для себя чувство краткого единения с отцом, то чувство «что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым. Ощущение чистой, радостной, светлой жизни на миг было даровано не только Сашке, но и его отцу. Ведь ангелочек был снят с елки и отдан его сыну женщиной, которую когда-то он любил сам.
Но все, происходящее в Сашке и вокруг него, кратко, одномоментно, иллюзорно. Взяв ангелочка, он возвращается домой к пьяной матери, к «бревенчатой, покрытой копотью стене», к «грязному столу», к «погибшему человеку» — его отцу. Минуты нечаянной радости, пережитые вместе с отцом, перебьет сон. И растаявший ночью восковой ангелочек унесет с собою призрачную надежду на обновление его бытия. С нею закончится тот период, который в человеческой жизни называется детством. И вместо символа детства – игрушки с наступающим утром в жизнь Сашки врывается другой символ – стук железного черпака зазябшего водовоза. Он – свидетельство того страшного круга жизни, из которого не вырваться Сашке, не уйти от судьбы отца и матери, не преодолеть даже с помощью той звериной силы и настойчивости, которая зрела в нем.
Естественно, что в тех произведениях, которые были непосредственно адресованы детям, нет ощущения трагедии жизни ребенка. Собственно детская литература, развивая тему игры и игрушки, почти никак не соприкасается с этой темой в общей литературе. Она не поднимается до символических обобщений, тем более не связывает эту тему с социальными проблемами жизни России того времени. Наоборот, она возвращает ее в детство, в мир, изначально принадлежащий ей.
№28. Природоведческая детская литература: история становления и развития.
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIIIв.журнал И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже стихи, где описывались чувства, которые возникали у лирического героя от созерцания природы (Карамзин «Весенняя песнь меланхолика»).
Такое позднее обращение к теме объясняется отсутствием традиции: ведь древняя литература не знала описаний природы, а в случае необходимости пользовалась устойчивыми стилистическими формулами, которые скорее всего свидетельствовали о каноне, нежели об индивидуальном восприятии мира природы.
В устной словесности долгое время существовали рассказы о животных, на смену им пришли сказки, многие из которых сразу прижились в детской среде и удовлетворяли детское любопытство к миру животных.
Но в XIXв.стало ясно, что нужна детская природоведческая книга. Заметим, что в 40-е гг. 19в.-время активного развития детской литературы-говорится о научно-познавательной книге. О художественной литературе речи нет.
В 60-е гг. 19в.научно-популярных книг стало так много, что Н.Мамин-Сибиряк свидетельствует о них как о «ярком знамении времени».
В это время природоведческие произведения активно востребованы и читателями, и составителями хрестоматий. Педагоги и методисты говорят о том, что обучение ребенка следует начинать с рассказах о временах года, самом человеке, домашних и диких животных и т.д.
Не будучи довольным тем, как преподносились «натуральные знания» в детской книжке, составители хрестоматий сами сочиняют детские произведения. Так появляются зообеллетристика Л.Толстого и К.Ушинского. Рассказы этих авторов, короткие, насыщенные действием, создавались в первую очередь как познавательные. Они знакомят читателя с внешним видом, повадками, образом жизни животных и одновременно являются материалом для упражнений в технике чтения. Отсюда лаконичность, динамика, простота языка.
Манера повествования Ушинского сказочная, просторечная. Звери у писателя разговаривают, имеют семью, читают книжки. Он часто пользуется фольклорными художественными средствами «на хвосте узоры, на ногах шпоры».
Поскольку произведения в большей степени создавались как учебные, авторы не забывали о сообщении детям новых знаний, полезных сведений, пригодных в реальной жизни. В рассказе Л.Толстого «Фазаны» описывается подробно процесс охоты собаки на фазана, как она его ищет, загоняет на дерево и охотник застреливает его.
Благородная цель развития маленького человека была важной для писателей-педагогов. Но и не менее важными были и воспитательные цели. Ушинский одним из первых отметил в детской литературе нравственное воздействие природы на человека («Дети в роще»). Рассказ психологически точен, автор одушевляет природный мир, зная, что именно таким, живым, себе подобным, воспринимают его дети. Анимизм как особенность детского мышления, представленный в этом рассказе, станет впоследствии основным художественным приемом природоведческой литературы.
Традиции Толстого и Ушинского быстро прижились, и в обзорах 80-х гг.XIXв. природоведческие рассказы, рекомендованные для чтения маленьким детям, фигурируют часто. Их сочиняют и переводят. В них отмечается хорошее знание авторами естественной среды обитания, привычек, образа жизни животных и птиц.
Два пути развития природоведческой литературы определились в 60-80-е гг.XIXв.:
1. Научно-познавательная литература, связанная со знанием, обучением детей, развитием их интеллекта, любознательности;
2.Художественная литература, оказывающая сильное воздействие на эмоции, формирующее нравственное отношение детей к миру природы, эстетическое восприятие его реальной красоты и силы.
Достойную роль в развитии художественной литературы сыграл Д.Н.Мамин- Сибиряк
. «Серая шейка», «Аленушкины сказки», где представлен реальный или сказочный природный мир, мир, полный драматизма и радости. Он тесно связан с человеческим: в природе, как и в человеческом обществе, свои несчастья, беды, проблемы. Так же, как старый, полуслепой Емеля, Утка, мать Серой Шейки, драматически ощущает свое бессилие, невозможность помочь слабому, защитить его от опасности.
Но произведения для детей, особенно «Аленушкины сказки», которые, «писала сама любовь», несмотря на драматизм повествования, полны светлой надежды на изменение горестного положения героев, веселья, смеха, взрыва эмоций обитателей прибрежного пространства.
Мир природы изображается писателем гармоничным. Персонажи его произведений стараются жить в согласии друг с другом, находить компромиссы.
Но самое главное для писателя – это гармония в отношениях человека и природы. Чтобы подчеркнуть важность этой мысли, писатель избирает своим героем человека обездоленного, для которого все живое – прежде всего средство к существованию, возможность выжить. Емеле нужно было отыскать олененка и убить для своего внучка, т.к. внук не может больше есть черный хлеб и соленую козлятину, поэтому бредет он по тайге. Когда он находит олененка, он не может его убить, т.к. это значит уподобиться неразумной волчьей стае. Емеля опускает ружье, а больной внук понимает деда и радуется тому, что оно не совершилось.
Начиная с рассказов Мамина-Сибиряка, тема взаимоотношения человека с природой звучит как глубоко нравственная тема. Он говорит о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как животного организма, подобного человеку. В связи с этим основным художественным приемом он избирает антропоморфизм. Отдельные представители мира природы могут не только выполнять похожи действия, как у человека, но и мыслить, как человек, глубоко мыслить, переживать.
Антропоморфическое восприятие животного мира свойственно и А.П.Чехову
. «Каштанка», «Белолобый». О рассказах Чехова говорили как об интересных явлениях в детской литературе. И в то же время не все рецензенты соглашались отнести их к детскому чтению « рассчитано не для детского понимания, слишком много тонкой отделки».
Это была настоящая, большая литература для маленьких. Создавая их, автор предъявлял к себе высокие требования, говорил о том, что писать для детей трудно, работал подолгу, оттачивая каждую деталь, редактировал, обсуждал написанное с издателями, специально искал жудожника-анималиста для оформления «Каштанки».
Новаторство Чехова заключается в создании психологического образа животного
. Его герои мыслят, анализируют свои поступки. Каштанка понимает, что заблудившись, она виновата сама. Автор описывает характер своих героев, их душевное состояние, те переживания, которые одолевают их: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная».
Картины жизни животных, которые рисует сам Чехов, поразительно точны: теплый пар, запах навоза и овечьего молока чувствует не только волчица, разгребающая соломенную крышу хлева, но и читатель. Его рассказы пронизаны запахами, звуками, он знает повадки, образ жизни, привычки животных (обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть с добычей). Благодаря этому литературный герой на какое-то время становится типичным обитателем мира природы.
Рубеж веков не внес каких-либо разительных изменений в процесс развития природоведческой литературы. Из созданного большое внимание привлекают рассказы Натальи Ивановны Манасеиной. «Бутузка».
Автор стремится проникнуть в психологию животного (песик любит шерсятной платок, который напоминает ему мать и воспринимается как ее тепло и ласка). Манасеина ратует за то, чтобы животные жили естественной, т.е. привычной для них, жизнью: привезенный с дачи в городской дом, Бутузка не может привыкнуть к правилам жизни в неволе, огорчает и страдает от этого. Педагог по образованию, автор не забывает дать в своих рассказах образец детского поведения по отношению к природному миру («Лягушка»).
После революции 1917г. в природоведческой литературе происходят кардинальные изменения. На протяжении длительного времени ведущей темой становится тема покорения природы человеком, тема господства человека над природой (В.И.Инбер «Ночь под Москвой»).
Так же круто изменилось и направление развития литературы. Она в основном становится научно-художественной и продолжает оставаться ею до конца XXв. Приоритет ее над художественной стал возможен потому, что в детскую литературу, начиная с 20-30-х гг., приходили писатели, владеющие огромным запасом профессиональных знаний о природе, обладающие талантом умного собеседника, хорошо знающие возрастные особенности детского восприятия. Это Бианки, Акимушкин и т.д.
Профессиональные знания писателей оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений. Это проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Много пришлось потрудиться Мухе (Бианки «Хвосты»), чтобы уяснить: хвост каждому живому существу дан для дела, а не для красоты, как раньше наивно полагала она. Все персонажи этого произведения одушевлены, что естественно приближает их к ребенку-читателю и делает строгие научные истины доступными для него.
Писатели-природоведы пользуются особым жанром сказки-несказки
, родоначальником которого является В.Бианки.
Он хотел, чтобы во всех произведениях все было ясно, чтобы в каждом из них было какое-то открытие, чтобы читатель понимал взаимосвязь всего живого.
Главной книгой жизни Бианки, по мнению Сладкова, является «Лесная газета», созданная в жанре энциклопедии
, где представлена система знаний о временах года. Энциклопедия тематически многообразна, системна, в ней представлено множество интересных сведений по различным вопросам.
Иногда энциклопедические знания преподносятся читателю в форме сказки (Шурко «Солечный мальчик»). Андрюша, будущий первоклассник, поверив в сказку, начинает понимать все человеческие языки, языки животных и птиц и одновременно накапливает знания из различных областей науки.
Кроме книг, посвященных естественной жизни природы, есть книги о животных, живущих в неволе (Дуров «Мои звери», Чаплина «Питомцы зоопарка»).
Во второй половине XXв. в природоведческой литературе заметна специализация авторов
. Чарушин писал о животных-детенышах, по возрасту близких к тем читателям, кому адресована книга. Н.Романова пишет о мелких живых существах («Ящерка без хвоста»), а ее книга «Муравей Красная точка» — это научно-художественное описание эксперимента, который проводился автором.
Автор для наблюдения помечает муравья красной точкой, чтобы удобней было за ним наблюдать. Он обретает имя, автор – возможность наблюдать за ним. У муравья есть семья, свой дом, подружка-тля, которая угощает его « сладкой каплей березового сока». Экспериментатор переживает драматический момент исчезновения муравья во время дождя и радостную встречу с ним, храбрым и сильным. Он постигает тайны муравьиной природы: оказывается, «муравьи умеют чувствовать время», крепко спят ночью, даже яркий свет фонарика не будет их; имеют общих детей, которых вместе кормят; касаясь усиками друг друга, сообщают новости. Благодаря муравью с красной точкой читатель не только узнал о муравьях, но и сам захотел быть исследователем.
С.Сахарнов более всего пишет об обитателей моря, так как с ним связана его профессия («По морям вокруг земли» детская морская энциклопедия).
Писатели изображают природу полной тайн. Они находят тайны там, где, казалось бы, их нет, где все давно известно и ясно. Дмитриев пишет о собаках, кошках, лошадях, т.е. о тех, кто давно уже рядом с человеком.
Но главной проблемой природоведческой литературы является нравственная проблема взаимоотношения человека с природой
. Вопреки существовавшей на протяжении длительного периода (20-90-е гг. XXв.) общегосударственной установкой о том, что человек является хозяином и преобразователем природы, детская литература ставит перед собой задачу формирования нравственного отношения человека к природе, отношения, при котором человек выступает существом разумным, берегущим природу, знающим особенности ее развития, ощущающим себя частью природы, умеющим разумно пользоваться ее богатствами. Особенность решения этой задачи заключается в отсутствии примой назидательности, открытой дидактики, поучения. Чтобы нравственное содержание разговора стало яснее ребенку, писатели прибегают к жанру сказки (Бианки «Красная горка»). В обычном реалистическом рассказе также не исключается нравственная проблематика (Пришвин «Лоси»). И также используется олицетворение как художественный прием, созвучный мировосприятию ребенка (Пришвин «Осинкам холодно»).
Нравственность природоведческой литературы заключается также и в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающей других.
Природа писателей – это олицетворение Родины
. Задача современных писателей – изменить взгляд человека на природу, сделать устойчивым понимание кровной связи мира человека и мира природы. Имея маленького читателя как объект приложения своих идей, детская литература с помощью особого художественного языка говорит с ним о том же, и чем страстно обсуждали Чехов в «Лешем».
Природоведческая проблематика в детской литературе тесно связана с экологической: в защите и охране одинаково нуждается душа человека и душа окружающего его мира.
Художественное направление развития литературы о природе представлено именами Пришвина, Паустовского, Житкова (цикл «Рассказы о животных»).
Определение понятий «природоведческая литература», «анимизм», «антропоморфизм».
В теории детской литературы нет научного определения понятия природоведческое произведение
. Очевидно, им можно считать то произведение, где основной темой является сама тема природы, взаимоотношений человека и природы, основным объектом изображения – природный мир, основными художественными средствами – анимизм, антроморфизм, в научно-художественной литературе – научное описание. Главная задача – воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы (1919г.). В наше время к этому необходимо добавить задачу воспитания разумного отношения человека ко всему природному миру.
Анимизм
(душа) – это одушевление животных, растений, предметов, наделение их свойствами и качествами, присущими человеку.
Антропоморфизм
(от антропо… и греч. morpho — вид), уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.
В. Белинский о природоведческой детской книге
.
Белинский впервые отметил, что нужна природоведческая литература. Делая ежегодные обзоры того, что издавалось для детей, заметил отсутствие «толковых книг», дающим детям знание об окружающем мире. Критик не только говорил о создании научно – познавательной и учебной книги для детей, но и наметил темы, считая нужным «провести ребенка по всем трем цартсвам природы». Он подсказал основной способ изображения природы – одушевление, антропоморфизм.
Путь знакомства ребенка с миром природы должен быть простым: надо рассказать малышу о том, что окружает его, о самом обычном и каждодневным. Белинский неоднократно указывал на то, какою должна быть детская природоведческая книжка: это «книжка с картинками», с «простым толковым текстом о том, как прекрасна природа», текстом, в котором представлена «научная систематизация излагаемого».
Стихи Михалкова, весёлые и язвительные, лирические и возвышенные, глубоко гуманные и по-настоящему детские вошли в наш советский и российский быт, стали частицей жизни нашей страны и нашего народа. Родившиеся в конце 20-х – начале 30-х годов, а затем их дети, внуки и правнуки впитывали и продолжают впитывать вместе с Михалковскими строчками стремление к взаимопомощи, дружбе, уважительное отношение к труду и трудящимся, неприязнь к эгоизму, лени, лжи и трусости.
Детские стихи Михалкова моралистичны. Он рисует и похвальные, и предосудительные людские поступки, уча таким образом детей различать «хорошо» и «плохо», добро и зло, можно и нельзя, утверждает справедливость и призывает противодействовать несправедливости. Всё это – в открыто публицистической манере. И – что чудесно – ребятня, обычно отторгающая любые поучения, которые пытаются им «навязать» взрослые, принимают добрые советы Михалкова, принимают охотно и с радостью. Доверчиво окунаются они в стихию этой замечательной, светлой поэзии, которая, с одной стороны, предназначена для детей, а с другой – показывает им большой и сложный «взрослый мир».
Это может показаться парадоксальным, но особенность Михалковского юмора в том, что автор никогда специально детей не смешит. Напротив, его повествование серьёзно, волнительно. Но юные читатели улыбаются и смеются. Особенно это заметно в том же «Дяде Стёпе», которому, между прочим, не очень комфортно со своим ростом: и в кино его просят сесть на пол, и в тире ему приходится нагибаться. Выступает Дядя Стёпа и как герой, причём в комичной ситуации: подняв руку, он выступает в роли семафора, предотвращая катастрофу. А после войны Дядя Стёпа работает милиционером – благородная профессия. За что же так любим Дядя Стёпа? Не за свой гигантский рост, но за доброту, храбрость и помощь всем, кто в ней нуждается.
Стихотворения Сергея Михалкова можно назвать самобытным и очень значительным явлением русской поэзии. Они представляют собой прекрасное сочетание звонкости и чистоты детского голоса, педагогической мудрости и такта, остроумия и артистизма. Именно благодаря этим качествам Михалков смог возродить в русской литературе жанр басни. Стоит отметить, что качества эти присущи и Михалковской прозе, пьесам, киносценариям.
Михалковские детские стихотворения чрезвычайно просты и понятны. Однако за внешней простотой проглядывается величайший талант, жизненный опыт, нелёгкий труд. С первого дня Великой отечественной Михалков работал военным журналистом – он не понаслышке знал, что такое война. Все её ужасы он видел собственными глазами. Его детская поэзия, добрая, открытая, солнечная – это призыв к миру во всём мире, к дружбе между нациями, защита прав человека и в частности ребёнка на счастливую жизнь без войны и других бедствий. В послевоенные годы Михалков выступил с книгой «Всё начинается с детства», а также написал ряд статей с размышлениями о том, каким должно быть воспитание в современной семье, в школе, с формулировкой своих собственных соображений по этому поводу.
Известен Сергей Михалков и как переводчик. Будучи великолепным мастером стиха, он превосходно справился с задачей донесения до маленьких русских читателей произведении поляка Юлиана Тувима и болгарина Асена Босева. Михалков переводил и поэтов из республик бывшего СССР. Переводы Михалкова сохраняют дух подлинника, оставаясь, при этом, самостоятельными художественными произведениями. Любопытно, что пересказанная им в 30-х годах знаменитая английская сказка о трёх поросятах, получившая у нас огромную популярность, в 1968-м вышла в английском переводе с авторством С. Михалкова.
Творчество С. Михалкова давно известно во всём мире, переведено на многие языки. Он удостоен многих орденов и наград, отечественных и иностранных, но главная награда – всенародное признание, которое он заслужил благодаря своему таланту и любви к людям.
В последний день нашего конкурса «Конек-Горбунок как зеркало…?» мы публикуем эссе одного из победителей
Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: слайд из диафильма 1966 г./dia-films.ru
Его автор — пользователь социальной сети читателей LiveLib, зарегистрировавшийся под ником NataliyaSuvorova . Название эссе говорит само за себя — но мы все-таки напоминаем, что не случайно выбрали 1 апреля в качестве дня подведения итогов. Москвичи могут выразить свое согласие или несогласие лично, в Литературном институте им. Горького (Тверской бульвар, 25, вход со стороны Б. Бронной), в 18.00.
КОНЕК-ГОРБУНОК КАК ЗЕРКАЛО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТЕ ЖЕНЩИНЫ
До поры до времени в сказке действуют лишь мужские персонажи. В самом деле: что может женщина, разве ей устеречь поле, справиться с волшебной кобылицей, или добыть жар-птицу? Нет, это исключительно мужское дело.
Но все-таки без прекрасной девицы в сказке не обойтись. И наконец она появляется. Каким же образом? Один из слуг рассказывает сказку о дочери Месяца и сестре Солнца прекрасной Царь-девице. Что же мы узнаем в первых же словах о ней? Что живет она в басурманской стороне, куда православные ни ногой и плавает на шлюпке самолично правя веслом.
Данное описание отражает мнение, что женщине воли давать нельзя, что православные ценности требуют, чтобы женщина сидела дома и самолично ничем не правила. Даже шлюпкой. А позволить девице такое поведение могут только «на поганом окияне».
Дальше, что неудивительно, царь велит Ивану похитить девицу и привезти к нему. Подготовившись, согласно советам Горбунка к похищению Иван под песню красавицы засыпает. Кого он винит в этом? Естественно саму девушку:
«Нет, постой же ты, дрянная! —
Говорит Иван, вставая. —
Ты вдругорядь не уйдёшь
И меня не проведёшь.»
Как же это знакомо! От Евы и до наших дней во всех неудачах своих обвинить женщину! Вот и сказка об этом же.
Иван ловит Царь-девицу на приманку: расставляет шатер и выставляет в нем яства. В этом эпизоде явственное отражение находит принцип «сама виновата»: зашла в шатер, значит испытывала судьбу, хотела быть похищенной. Девиантное поведение.
Попав к царю, девица даже не делает попыток заявить о том, что она свободная женщина и за царя замуж идти не хочет. Она понимает, что ее единственный шанс избежать брака с нелюбимым стариком — это идти путем хитрости и коварства. Она заявляет царю, что выйдет за него, только если он достанет из океана ее перстень.
Интересно, что было бы, если бы Иван этот перстень не достал? Иван сбежал бы из царства, или был бы казнен, царь послал бы другого посланца… В конце концов ему бы надоело ждать, а девица… Кто бы ей помог тогда? Никто. И пришлось бы ей в конце концов выйти за царя против воли.
Дальше чудно. Отец девицы — Месяц, узнает от Ивана, что дочь его жива и здорова. На то, что девицу похитили, Месяц не гневается. Получается и в басурманской стороне похищение девицы сильным мужчиной не считается преступлением. Женщина и там собственность. А может, это отражает мнение, что раз похитили девицу, то она это позволила.
Злит Месяца только старость жениха. Ну в самом деле: что от такого зятя получишь? Но идти спасать пятнадцатилетнюю дочку Месяц не спешит. Ну а зачем? В конце концов, девица так или иначе замуж выйдет — отрезанный ломоть.
Примечателен разговор между царем и его невестой. Она отказывается выходить за старика, он ее увещевает:
«Что ж мне делать-то, царица?
Страх как хочется жениться»
Но если в начале разговора царь упрашивает невесту, говорит, что если она не согласится, то он умрет, то ближе к концу разговора, он уже хмурит брови. И кто знает, не потащил бы царь девицу под венец за косы, если бы она не придумала инновационное средство омоложения: купание в котлах с кипящей и ледяной водой.
После смерти царя царь-девица заявляет свои претензии на престол. Вспомним, сказка написана в 19 веке, уже после того, как даже и в православной стране правили женщины и правили в одиночку. Но что же пишет Ершов? Девица, спрашивая у народа, люба ли она им в качестве повелительницы требует признать
«Володетелем всего —
И супруга моего!»
Т.е. девица не видит для себя иной возможности править, как только в союзе с мужчиной. Одна, несмотря
на молодость, красоту, сильный характер и ум, она править не готова. И супругом своим она называет именно похитителя-Ивана. Как зарекомендовавшего себя в качестве смелого и предприимчивого мужчины. Вспомним, что Иван неоднократно называет Царь-девицу некрасивой, болеющей сухоткой, говорит, что он такую бы за себя не взял. Однако же в конце сказки он, ни слова не говоря, женится на этой — с его точки зрения — уродине. Можно ли говорить о любви? Нет, это исключительно политический союз, в котором каждый преследует свою выгоду. Иван получает царство, а девица то самое пресловутое плечо, которым и через которое она сможет управлять страной. Понимание этого не скрывается и от третьих лиц. Присутствующий на площади народ признает Ивана царем только ради «талана» Царь-девицы.
Итак, мы видим, что вся история Царь-девицы отражает бытующие в стране с истинными православными ценностями представления о женщине: самостоятельной она быть не может. Она всегда находится под властью либо отца, либо мужа. Либо похитителя. В этом плане сказка как нельзя более актуальна сейчас, когда, несмотря на завоеванные женщинами права зарабатывать и распоряжаться своим заработком, избирать и быть избранной, а главное: право распоряжаться своей судьбой, свободой, своим телом, подвергаются прессингу. Когда средняя зарплата женщин зачастую ниже, чем у мужчин, занимающих аналогичные должности; когда считается, что мужчине надо кормить семью, а женщине… видимо женщины на колготки зарабатывают. Когда в изнасиловании по различным причинам обвиняют саму жертву (Царь-девице незачем было заходить в шатер, а современной женщине незачем было ходить в короткой юбке/возвращаться поздно вечером домой и т.п.). Когда все чаще возрождаются попытки контроля над жизнью и телом женщины, в т.ч. от популистски настроенных законодателей.
Перечитайте сказку. Представьте себе судьбу Царь-девицы, насильно вырванной из своей жизни, представьте, каково ей будет прожить всю жизнь с Иваном, который без помощи Конька-горбунка мало что из себя представляет. С Иваном, которого она не любит и который не любит ее. Вы бы хотели при прочих равных такой судьбы для себя?
Просмотры: 0