Конфликт в рассказе и с тургенева бирюк возникает между и воровавшим лес

Ответ:

Согласно сюжету, в прямой конфликт вступают Фома Кузьмич, по прозвищу Бирюк (так называют в Орловской губернии одинокого и угрюмого человека), лесник, честно выполняющий свои обязанности по охране леса, и бедный крестьянин, которого нужда заставила воровать дрова. Рассказчик-охотник, оказавшийся в доме лесника из-за начавшейся непогоды, становится свидетелем этого инцидента. Он наблюдает за тем, как даже во время разбушевавшейся грозы Бирюк едет в лес, чтобы поймать с поличным воришку.

Сам Бирюк тоже беден, тем более вынужден один воспитывать детей, потому что жена его бросила — убежала с «проезжим мещанином». Но для него воровство — последнее дело, поэтому он беспощадно выявляет нарушителей и готов наказывать их по справедливости. Только где она, эта справедливость? Все в избе лесника указывает на нищету, отчего у рассказчика даже «сердце … заныло». Дети голодают, едят такой хлеб, что барин есть и не станет. Сам Бирюк недоверчив, угрюм и немногословен, искренность трудно ему дается. И хотя охотник получает приют, а Бирюк даже готов проводить его до дома, так как «в лесу шалят», обнаружив нарушителя, такого же, как он, бедолагу, лесник становится беспощадным судьей. Не зря автор в его характеристике использует такие сравнения: «окрестные мужики боялись как огня», «нагрянет, как снег на голову».

Слушая жалобные объяснения мужика о том, что он вынужден был воровать «с голодухи» и ему «круто приходится», Бирюк молчит, потом оправдывается тем, что и он подневольный, с него «взыщут». Тургенев мастерски показывает, как в душе героя происходит внутренняя борьба. Он готов посочувствовать бедному мужику, вынужденному в непогоду воровать лес у барина, чтобы истопить печь и приготовить еду для голодной семьи, но «держит лицо» — оставляет нарушителя взаперти. И только когда вконец отчаявшийся мужик называет лесника «зверем» и «душегубцем окаянным», Бирюк изменяет свое отношение.

Бедняк готов принять наказание, даже смерть, но обвинив лесника в бесчеловечности, он добивается неожиданного эффекта — Бирюк его отпустил: «одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак», а потом схватил за шиворот, нахлобучил шапку прямо на глаза и вытолкал его в открытую дверь. Так неожиданно для всех разрешился внутренний конфликт героя: жестокость, навязанная долгом службы, уступила место сочувствию и пониманию чужой беды

Тургенев показал героя, который, несмотря на трудные ситуации, пытается остаться человеком. Этим он не похож на других и поэтому его не принимают односельчане

Объяснение:

Сегодня мы проведем анализ произведения И. С.Тургенева»Бирюк», и выясним, как проявляется характер человека через егопортретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя кприроде и людям, также отметим его социальную направленность. 
Начнем с истории создания рассказа»Бирюк». 
Рассказ»Бирюк» был написан в 1847 году.Создавая это произведение, как и весьцикл»Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления ожизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые врассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесникБирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне. 
Врассказе «Бирюк» композиция не отличается от других рассказов «Записок».Петр Петрович встречается с бирюком во время охоты). Выделим элементыкомпозиции: 
1) Завязка появляется, в то время какначинает портиться погода, как бы предзнаменуя автору о лесничем, с егонезавидным жизненным положением. 
2) Кульминациянаступает внезапно, после окончания ливня (что вводит в заблуждение,поскольку после дождя наоборот обычно всё налаживается) — бирюк слышитглухой стук топора. 
3) И, наконец, развязка происходит,когда Фома кричит мужику: «Убирайся к черту с своею лошадью!». Весьманеожиданный поворот, ведь атмосфера накалилась до предела, ичувствовалось, что без хорошей драки не обойдётся. Ан, нет. Вот онпростой крепостной крестьянин – добрый малый 
Бирюк — главный герой этого рассказа.Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор дает нам портрет героя. 
По В. И. Далю: Бирюк: 
1) зверь, волк. 
2) нелюдимый, угрюмый человек. 
Давайте попробуем найти связь между внешним видом и внутренней сущностью Бирюка. 
По тексту: Бирюк — 
высокого роста, 
плечист, 
черная, курчавая борода, 
мужественное лицо, 
сросшиеся брови, 
небольшие карие глаза: 
Геройрассказа действительно нелюдимый и замкнутый . Его сделала таким жизнь:положение лесника, ненависть мужиков, одиночество.Тургенев считает, чточеловек, близкий к природе,любящий и понимающий ее не может озлобиться.Именно близость к природе, слитность с ней,природную красоту героя иподчеркивает автор. 
Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения 
Длятого чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь влитературном произведении описание жилища героя может многое добавить кего портрету. 
Познакомившись с описанием жилища Бирюка, мы можем сказать о нем, что его жизнь трагична и безотрадна. 
Обратимвнимание на пейзаж, т. к. он является элементом композиции, и определимего роль в произведении. Описание природы подготавливает читателя кпоявлению главного героя. Гроза — образ, символ.Бирюк — гроза воров.Гроза — психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев. 
Тургенев постоянно использует средства выразительности, чтобы оживить природу, подчеркнуть ее красоту, своеобразие. 
Олицетворения: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашептали и т. д. 
Неотъемлемойчастью рассказа является конфликт. В чем же заключается внешний ивнутренний конфликт рассказа «Бирюк», и каково его значение? 
Конфликтвнешний — это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний -внутри самого главного героя — его чувство долга вступает в противоречиес чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости исострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета. 
Обаосновных персонажа, лесник — Фома Кузьмич и пойманный им мужик,находятся в равных социальных и житейских условиях. Однако у двух людейразные жизненные позиции. Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случаенарушает закон либо в отношении неприкосновенности частнойсобственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, вкотором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна нежалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие,имя которому — крепостное право. Вот проблема этого рассказа. 
Ну, в общем, как-то так.

Оцени ответ

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 7 классе.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «БИРЮК».

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА.

ЦЕЛИ УРОКА: 

обучающие:   

  • обучение приёму анализа художественного текста;

развивающие: 

  • развитие речи детей,
  • умения рассуждать,
  • отстаивать своё мнение;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство сострадания,
  • создание ситуации эмоционального переживания.

                         ХОД УРОКА.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Мы прочитали один из лучших рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк». Как вы уже знаете, этот рассказ входит в сборник «Записки охотника». (Можно остановиться подробнее на этом сборнике). Для начала вспомним, что такое рассказ как жанр прозаического произведения.

                                                         Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня нам предстоит разобраться в художественном своеобразии рассказа «Бирюк» и понять, что же такое «конфликт». Попробуем кратко передать содержание этого рассказа.

                                                    Один ученик кратко пересказывает.

УЧИТЕЛЬ: В таком пересказе дана только внешняя цепочка событий. Автора же «Записок охотника» интересовали прежде всего характеры крестьян. Как вы думаете, что такое характер?

Дети начнут перечислять различные черты характера (добрый, злой, волевой, мужественный).

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Когда всё  то, что вы сейчас перечислили, в совокупности психических, духовных черт проявляется в поведении и составляет характер человека.

Так вот, Тургенев стремился раскрыть внутренний мир человека с помощью деталей портрета, жестов, особенностей речи, интонации героя, не говоря прямо о том, что герой думал и чувствовал в данную минуту. Посмотрим на примере, как это удалось сделать писателю.

РАБОТА  С ТЕКСТОМ.

УЧИТЕЛЬ: Найдите, пожалуйста, эпизоды беседы автора с девочкой, дочерью лесника.     Сколько их?

Ученики находят, кто-то читает.

УЧИТЕЛЬ: Сколько всего слов произносит девочка на протяжении рассказа?

Ответ: Всего 5 слов.

УЧИТЕЛЬ: Писатель не сообщает, какие мысли проносятся в её голове, какие чувства она испытывает. Мы об этом можем только лишь догадываться. Как? Давайте посмотрим, как комментирует автор её действия.

                                     На доске заранее записано  (закрыто). Ученики читают.

                                                  … произнесла едва внятно.

                                                  … прошептала она.

                                                  … ещё более понурив своё печальное личико.

УЧИТЕЛЬ: Подумайте и скажите, как благодаря комментариям автора, мы можем понять, что творится на душе у девочки?

Ответы учеников. ( В первом случае, очевидно, она смущается, видя незнакомого человека. Во втором случае к смущению прибавляется стыд и горькое чувство от сознания одиночества, неустроенной жизни и бедности, ведь отец перед этим рассказал постороннему человеку о бегстве матери и о том, что у них в доме ничего нет, кроме куска хлеба).

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! А теперь попытаемся сделать вывод. Итак, какой характер у девочки?

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Характер девочки раскрыт, раскрыт  её внутренний мир  путём интонации её речи. Как вы думаете, как относится автор к своей героине, благодаря каким средствам выразительности это достигается?

Ответы учеников. ( Личико…)

УЧИТЕЛЬ: Найдите, пожалуйста, эпизод беседы автора с лесником. Обратите внимание на речь героя рассказа. Попробуйте объяснить, какие чувства героя скрываются за выделенными словами.

Ученики ищут, анализируют, отвечают.

УЧИТЕЛЬ: Мы с вами на примерах убедились, как автор мастерски через интонацию речи, саму речь, через собственный комментарий раскрывает нам внутренний мир героев. Продолжим наше знакомство с художественными особенностями этого рассказа.

Итак, рассказ начинается совсем обычно: «Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках». Далее следует великолепный тургеневский пейзаж. Вообще, И.С.Тургенева называют «непревзойдённым мастером русского пейзажа»

                                     Запись на доске: непревзойдённый.

УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете это слово?

Ответы учеников. (Можно посмотреть в толковый словарь).

УЧИТЕЛЬ: Давайте ещё раз внимательно почитаем отрывок и постараемся представить себе эту картину.

Чтение отрывка наизусть одного подготовленного ученика.

УЧИТЕЛЬ: Представили картину? Какие  средства выразительности языка использовал автор при описании грозы? Приведите примеры.

                          Ответы учеников. ( Эпитеты, метафоры, олицетворение).

УЧИТЕЛЬ: Благодаря этим средствам языка нам удалось увидеть картину грозы, нарисованную мастером слова. Таким образом, Тургеневу  обращается к зрительному ощущению  читателя. Вам на дом было задано нарисовать картину грозы. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

                       Демонстрация рисунков на стенде с комментариями (2-3 ученика).

УЧИТЕЛЬ: А теперь вновь обратимся к тексту. Найдите в описании  ключевые (основные) слова, воссоздающие картину грозы.

Дети ищут.

УЧИТЕЛЬ: К какой части речи они относятся? (Глаголы)

Дети должны найти все глаголы движения.

УЧИТЕЛЬ: Какое это средство выразительности?

Олицетворение.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, какую роль в воссоздании данного пейзажа играет олицетворение?

                    Ответ. ( Чтобы показать что-то грозное, надвигающее, страшное, чтобы мы как-то услышали эту картину).

УЧИТЕЛЬ: Значит, автор воздействует и на наши слуховые ощущения. Итак, разразилась гроза, дождь полил как из ведра. И вдруг … из грозы появляется мужик. Лесник, леший. Обратите внимание на эти слова. Когда мы увидели лесника?

                                                      Ответ. (В свете молнии).

УЧИТЕЛЬ: Автор-охотник избушку тоже увидел  при свете молнии. Чего можно ожидать от такого начала?

Ответ. (Чего-то фантастического).

УЧИТЕЛЬ: А что мы видим?

Ответ. (Убожество, бедность).

УЧИТЕЛЬ: Найдите описание избы, перескажите.

Ответ подготовленного ученика.

УЧИТЕЛЬ: Почему у автора «сердце заныло»?

Ответ. (Из жалости).

УЧИТЕЛЬ: По описанию избы можно судить о жизни лесника?

Ответ. (Да, он беден).

УЧИТЕЛЬ: Найдите описание Бирюка, о чём свидетельствует его портрет?

Ответ. (Сильный, мужественный человек, похож внешне на богатыря).

УЧИТЕЛЬ: Лесник оказывается известным Бирюком- грозой местных крестьян. Почему так удивился охотник, узнав об этом?

                                        Ответы. (Ему было любопытно увидеть человека, о котором много слышал, а возможно, он не ожидал увидеть такого богатыря).

УЧИТЕЛЬ: Продолжим наш анализ. В ходе повествования появляется ещё одна неожиданность. «Куда? Стой!»- загремел вдруг железный голос Бирюка».Обратите внимание, опять слово вдруг. Видно, это неспроста. Писатель хочет показать, что в размеренной, обыденной, привычной жизни таятся серьёзные конфликты, столкновения людей. Что же такое конфликт? Посмотрите на доску. Прочтите.

     НА доске запись. Конфликт – столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств, взглядов.

УЧИТЕЛЬ: Запишите, пожалуйста, в ваших тетрадях определение. Между кем в рассказе возникает конфликт?

                                         Ответ. (Между Бирюком и мужиком).

УЧИТЕЛЬ: Итак, что же произошло?

Ответ. (Бирюк увидел мужика, ворующего лес, схватил его и привёл в избушку).

УЧИТЕЛЬ: Давайте посмотрим, как это могло произойти на самом деле. Наши ученики подготовили сценку.

Ученики показывают сценку.

УЧИТЕЛЬ: Бирюк и воришка — оба мужики. Так почему между ними возник конфликт?

                                    Ответ. (Бирюк охраняет лес, это его работа. «Воровать не след». Он знает, что крестьяне, от которых он охраняет лес, воры и враги).

УЧИТЕЛЬ: Чем вызвана озлобленность, угрозы, ненависть к Бирюку?

Ответ. (Отчаянием).

УЧИТЕЛЬ: Итак, подведём итоги. Какая ситуация возникла в рассказе?

Ответ. (Есть закон. Нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принадлежит).

УЧИТЕЛЬ: Кто из героев выполняет этот закон?

Ответы. (Только Бирюк, а остальные мужики воруют лес).

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите по тексту, как автор реагирует на эту ситуацию, какова его авторская позиция?

                            Ответы. (Автор жалеет мужика, готов заплатить за него деньги, чтоб только Бирюк отпустил).

УЧИТЕЛЬ: Почему? Разве автор не понимает, что Бирюк прав?

                                Ответы. (Понимает, но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья, дети).

УЧИТЕЛЬ: Да, нет выхода, Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьяне крепостные, а значит, бесправные.

УЧИТЕЛЬ: Почему Бирюк тоже жалеет этого озлобленного, измученного человека?

Ответы. (Он сам такой же крепостной. Ему все беды знакомы).

УЧИТЕЛЬ: Чем заканчивается рассказ?

Ответы. (Бирюк отпускает мужика, тем самым нарушая свой жизненный принцип, закон («воровать никому не след»).

УЧИТЕЛЬ: Кто же из героев прав? Кто стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк?

                                     Размышления и ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание на то, как по-разному называют лесника. (Фомой, Фомой Кузьмичом, Бирюком). Так почему же в конце концов он остаётся Бирюком? В чём смысл рассказа?

                                        Подведение итогов, задание на дом.

  • Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2 3 лет борисенко
  • Конфеты по дорогам сказок свит лайф
  • Конспект урока сочинение по картине шевандроновой на террасе 8 класс
  • Конфеты в гостях у сказки
  • Конспект урока сказка о молодильных яблоках и живой воде 6 класс меркин