Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск
Описание работы: Данная викторина для детей 6-7 лет проводится в виде игры соревнования между командами. Викторину можно использовать на внеклассных мероприятиях с целью закрепления характерных особенностей каждого времёни года и изменениями в природе в течении года.
Цель: формирование знаний о временах года, их особенностях
Задачи:
а) образовательные:
¾ учить различать времена года по характерным особенностям, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;
¾ знакомить с месяцами, соответствующими каждому времени года, их особенномтями;
¾ формировать умение наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе, применять полученные знания на практике;
б) развивающие:
¾ развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы;
в) воспитательные:
¾ воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: письмо, чтение.
Ход игры-викторины:
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нас ждут приятные сюрпризы, конкурсы на уроке — викторине «Путешествие по временам года».
Каждый год мы наблюдаем, как природа меняется от одного времени года к другому. Меняются краски, один пейзаж сменяет другой, и так четыре раза в год. Этот постоянный процесс называют временами года. Давайте сегодня отправимся в путешествие по временам года, посмотрим, как растительный и животный мир проходит через все сезонные изменения от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме и от зимы к весне.
В викторине принимают участие две команды.
И если вы окажитесь победителями, то получите диплом.
Педагог рассказывает о правилах викторины.
За каждый конкурc, который выиграла команда, участники получают 1 балл. В конце викторины подводятся итоги. Первое место получает та команда, которая наберёт наибольшее число правильных ответов и баллов.
1. Конкурс «Стихи о природе» (домашнее задание)
Цель: воспитание бережного отношения к природе
Педагог: Каждый из вас знает, что самое важно беречь природу. Одному из участников команды надо прочитать стихи о бережном отношении к природе: (стихи подбирает каждая команда)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Слайд 1
В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(В. Чижов)
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
2. Конкурс: «Из какого времени года загадка»
Цель: развитие логического мышления, памяти
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса —
Вот и к нам пришла …
(Весна)
Слайд 2
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
слайд 3
Изумрудные луга,
В небе — радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться …
(Лето)
слайд 4
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла…
(Зима)
слайд 5
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
3.Конкурс «Найди ошибку»
Цель: развитие внимания, кругозора, памяти, логического мышления.
ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.
Задание: Ребенок не только должен ответить на вопрос «Что лишнее?» или «Кто лишний?», но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку.
1.Кого не встретишь зимой в лесу?
(волк, медведь, белка, заяц)
Слайд 6
2. Что не растёт осенью?
(лисичка, белый гриб, подосиновик, подснежник)
Слайд 7
3. Что не встретишь на полянке летом?
(колокольчики, розы, снежинка, шиповник)
Слайд 8
4. Кого не встретишь у кормушки зимой?
(воробей, ласточка, снегирь, синица)
Слайд 9
4. Конкурс «Продолжи пословицу»
Задание: продолжить пословицу,
Ход конкурса: педагог по-очереди читает начало пословицы каждой команде. Дети продолжают пословицу.
Начало пословицы |
Продолжение пословицы |
|
1. |
Больше снега |
— больше хлеба |
2. |
Готовь сани летом, |
а телегу зимой. |
3. |
Зимний снег глубокий |
— летом хлеб высокий |
4. |
Весна красна цветами, |
а осень снопами. |
5. |
Осень – запасиха, |
зима — подбериха. |
6. |
Июнь любит работу, |
отобьет от всяких плясок охоту. |
7. |
Кто в августе гуляет |
— тот зимой голодает. |
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
Физкультминутка
Цель: применение здоровьесберегающих технологий для избежания переутомления и перегрузок детей
Педагог: Давайте проведем игру «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
4. Конкурс «Когда это бывает?»
Цель: развитие речи, логического мышления, памяти
Ход конкурса: педагог показывает картинку, дети должны отгадать время года
1. Весна (подснежник) ( слайд10)
2. Зима. ( снеговик) (слайд 11)
3. Лето. ( круг для плавания) (слайд 12)
4. Осень. (зонт) (слайд 13)
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
5. Конкурс «Раскрась картинку с отгадкой»
Цель: развитие логического мышления, практических навыков в раскрашивании.
Ход конкурса: педагог загадывает загадку, дети всей командой находят ответ на картинке-раскраске, коллективно закрашивают ответ.
Загадки:
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы…
(Скворечник)
слайд 14
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал,
Вмиг развеял этот шар.
(Одуванчик)
Слайд 15
За каждый правильный ответ команда получает балл.
6. Подведение итогов игры.
Вот и подходит к концу наша викторина, где вы имели возможность показать свои
знания и умения, смекалку и находчивость. Давайте подведем итоги нашего конкурса.
Подводятся итоги игры и награждаются победители.
7. Рефлексия:
Цель: анализ перемены своего настроения, деятельности в течение урока.
Как вы думаете, справились Вы с поставленной целью?
Какие вопросы викторины понравились вам?
Были какие-то трудности с ответами?
Вы своей работой довольны?
Спасибо вам за проделанную работу! Молодцы!
Список использованных источников:
1. Ахслис Элизабет. Мировой календарь: Природа. — 2013.— С. 46–48.
2. Бальмонт К. «Осень».
3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И «1000 загадок. Пособие для родителей и педагогов».
4. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы».
5. Полак И. В. Время и календарь. — М.: Гостехиздат, 2012, 40 с.
6. Ртицкий Ф. В. День и ночь. Времена года. — М.: Гостехиздат, 2014.
7. Степанов В.«Воробей».
8. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».
9. http:// www.malych.org Журнал для молодых мам.
10. http://www.sochuroki.com/vremena-goda-prirody /
17 ноября 2021 года конкурс ЧИП для детей 5-7 лет, тема «Сказки о временах года» по произведениям русских писателей, а также русским народным сказкам (список смотрите ниже) продлиться по 26 ноября. Этот конкурс представляет из себя форму тестирования, где на 15 вопросов даны 4 ответа, но для удобства детей они представлены в виде картинок. Нужно выбрать один правильный ответ, ну а сам вопрос зачитывает преподаватель.
Ответы на вопросы по конкурсу Сказки о временах года — ЧИП 2021
Ответы на задания ЧИП Сказки о временах года сформированы по русским сказкам: «Два мороза» и «Снегурочка», а ещё в вопросах вы найдёте сказки:
- «Знакомые следы» и «Березовая роща» Е.А. Пермяк
- «Двенадцать месяцев» — С.Я. Маршак
- «Что такое зима» — Н.К. Абрамцева
- «Синичкин календарь» — В.В. Бианки
- «Проказы старухи-зимы» — К.Д. Ушинский
- «Ромашки в январе» — М.С. Пляцковский
- «Осенние корабли» и «Осенняя сказка» — С.Г. Козлов
- «Сказка про лето» — Ирис Ревю
Участниками конкурса могут стать все желающие, но сами задания подготовлены для детей 5-7 лет, это аудитория детей старшего дошкольного возраста ДОУ, дошкольные группы при образовательных учреждений, а также учащиеся первых классов образовательных учреждений.
Офлайн формат конкурса проводится непосредственно в образовательной организации ДОУ или ОУ, взнос примерно составляет 90 рублей.
Бланк содержит 15 заданий с 4 вариантами ответов (картиноки). Кулответ Во время проведения конкурса организатор зачитывает вопрос, участники выбирают и отмечают в буклете с заданиями правильный ответ. Время на выполнение конкурсных заданий – не более 30 минут.
Информация о конкурсе «ЧИП» для детей 5—7 лет размещена на сайте: konkurs—chip.ru
Вопросы и ответы Сказки о временах года
Стоит отметить, что организаторы конкурса ЧИП заранее подготовились к проведению акции и на сайте Международный игровой конкурс «Человек и природа» онлайн опубликовали (смотрите конкурсы для детей 5-7 лет) пробный тест. Вопросы из теста и конкурса смотрите ниже.
- На какой фотографии изображён гриб лисичка?
Кулответ — Б (жёлтый)
- В «Осенней сказке» Сергея Григорьевича Козлова Ёжик и Медвежонок разговаривали о листьях:
— Вот если бы на мне весной выросли листья? — сказал Ёжик, — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
— А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок, — Берёзовые или ясеневые?
— Как у клёна. Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисёнка.
На каком рисунке нарисован Ёжик с кленовыми листьями?
Кулответ — Б
- Какая из этих птиц является одним из древнейших будильников, используемых человеком?
Кулответ — В (петух)
- На какой берёзе осталось столько листков, сколько пришил Медвежонок иголкой, которую ему подарил Ёжик?
Кулответ — Г (на березе осталось двенадцать листиков)
- К Манечке пришла подруга через несколько минут после того, как часы пробили три часа. На какой картинке на часах показано время прихода подруги?
Кулответ — Г
- В какой сказке «Осенние кораблики» Волк сделал Ёжику кораблики. Из чего Волк сделал паруса для корабликов?
Кулответ — Г (кленового листа)
- У рыб бывают очень интересные названия. На какой картинке изображена рыба-клоун?
Кулответ — А (полосатая)
- Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов часто на своих картинках изображал сказочных героев. На каком из фрагментов его картин изображена Снегурочка?
Кулответ — В (Снегурочка 1899 год)
- Во многих городах установлены памятники разным сказочным героям. Какой из этих памятников, посвящённый сказке «Волшебник Изумрудного города», установлен в городе Томске?
Кулответ — Б (Элли и друзья на льве)
- В сказке Виталия Валентиновича Бианки «Синичкин календарь» синичка Зинька наблюдала за жизнью леса и его обитателей целый год. Кто увидел и рассказал синичке Зиньке о берлоге медведицы с медвежатами?
Кулответ — А (мышка)
- Какие следы помогли Никите вывести ребят из леса к жилью в рассказе Евгения Андреевича Пермяка «Знакомые следы»?
– По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Никиту.
– По собачьим, – ответил он. – Собачьи следы всегда к жилью выводят. Потому что сколько ни бегает собака по лесу – обязательно домой прибежит. Так дедушка меня учил.
Кулответ — А
- Как в русской народной сказке «Два Мороза» мужик спасся от Мороза – Синего носа?
Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Гляжу – скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя».
Кулответ — Г
- На какой картинке изображена зима, о которой рассказал удод котенку в сказке Натальи Корнельевны Абрамцевой «Что такое зима»?
Я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди нас ждет Зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой.
Кулответ — А
- Какое из этих животных не является героем сказки «Что такое зима»?
В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все. Под печкой в доме жила мышка. А еще вместе с дедушкой, котенком и «тайной» мышкой жила красивая птица удод.
Кулответ — В
- Кто перебирается зимой в теплые края, спасаясь от нападок старухи-зимы в сказке Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи-зимы»?
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.
Кулответ — Г
- В сказке «Синичкин календарь» синичка Зинька весной наблюдала за жизнью леса. Какое из событий, изображенных на этих рисунках, Зинька не могла увидеть весной?
– Это месяц июнь – начало лета. У всех нас, у птиц, в это время – гнезда, а в гнездах – драгоценные яички и птенчики. У зверей тоже детеныши, звери тоже никого к своей норе не подпустят. Один заяц без забот: растерял своих детишек по всему лесу, и думать о них забыл.
Кулответ — Б
- В сказке Михаила Спартаковича Пляцковского «Ромашки в январе» щенок Тявка нарисовал такой рисунок: «На листке зеленела трава, и повсюду светились маленькие солнышки ромашек. А над ними в углу рисунка сверкало настоящее летнее солнце». Какой из этих рисунков похож на рисунок Тявки?
Кулответ — Б
- В сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака девочка встретила зимой в лесу всех братьев-месяцев. На каком кадре из мультфильма «Двенадцать месяцев» весенние братья-месяцы?
Кулответ — Б
- В «Сказке про лето» Ирис Ревю дедушка соловушки перечисляет ему признаки лета. На каком рисунке художницы Любови Новоселовой изображен один из признаков лета, о котором говорил дедушка?
– О чем вы спорите, друзья? – вступило в разговор Лето. – Я – самое счастливое, самое солнечное, самое привольное время года. Когда прихожу я, то расцветают цветы, колосится пшеница, наливаются яблоки. Когда улыбаюсь я, то пахнет мёдом рожь, краснеет земляника, зреют томаты.
Кулответ — В
- В сказке «Двенадцать месяцев» мачехина дочка, придя в лес к братьям-месяцам, потребовала у них подарки. Что она потребовала у Августа-месяца?
Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц – огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август – яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц – орехов спелых.
Кулответ — А
Пробный тест из 5 вопросов можно пройти на сайте: online.konkurs-chip.ru
В 2021 году Чип уже проводил конкурс «Мир птиц»
Happy
3
Sad
0
Excited
5
Sleepy
1
Angry
0
Surprise
1
С 17 по 26 ноября 2021 года проходит Международный игровой конкурс по естествознанию ЧИП (человек и природа) для детей 5-7 лет. Тема конкурса «Сказки о временах года».
Символ конкурса – рыжий любознательный лисёнок Чип, который вместе со своими друзьями всегда стремится узнавать новое, искать ответы на сложные вопросы и разгадывать загадки природы.
Тема «Сказки о временах года»
Русские народные сказки
-
- «Снегурочка»
- «Два мороза»
Сказки русских писателей
-
- С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
- Н.К. Абрамцева «Что такое зима»
- К.Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
- М.С. Пляцковский «Ромашки в январе»
- С.Г. Козлов «Осенняя сказка», «Осенние корабли»
- Ирис Ревю «Сказка про лето»
- В.В. Бианки «Синичкин календарь»
- Е.А. Пермяк «Березовая роща», «Знакомые следы»
Каждый ребёнок, участвующий в конкурсе, получает красочный буклет с заданиями и небольшой подарок. Буклет содержит 15 заданий с вариантами ответов (ответы оформлены в виде картинок). Во время проведения конкурса организатор зачитывает вопрос, участники выбирают и отмечают в буклете с заданиями правильный ответ. Время на выполнение конкурсных заданий – не более 30 минут.
1. В «Осенней сказке» Сергея Григорьевича Козлова Ежик и Медвежонок разговаривали о листьях:
— Вот если бы на мне весной вырастали листья? — сказал Ежик. — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
— А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок. — Березовые или ясеневые?
— Как у клена. Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка.
На каком рисунке нарисован Ежик с кленовыми листьями?
Ответ: Б
2. На какой березке осталось столько листиков, сколько пришил Медвежонок иголкой, которую ему подарил Ежик?
Ответ: Г
3. В сказке «Осенние корабли» Волк сделал Ежику кораблики. Из чего Волк сделал паруса для корабликов?
Ответ: Г
4. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов часто на своих картинах изображал сказочных героев. На каком из фрагментов его картин изображена Снегурочка?
Ответ: В
5. В сказке Виталия Валентиновича Бианки «Синичкин календарь» синичка Зинька наблюдала за жизнью леса и его обитателями целый год. Кто увидел и рассказал синичке Зиньке о берлоге медведицы с медвежатами?
Ответ: А
6. Какие следы помогли Никите вывести ребят из леса к жилью в рассказе Евгения Андреевича Пермяка «Знакомые следы»?
Ответ: А
7. На какой картинке изображена зима, о которой рассказал удод котенку в сказке Натальи Корнельевны Абрамцевой «Что такое зима»?
Ответ: А
8. Как в русской народной сказке «Два Мороза» мужик спасся от Мороза – Синего носа?
Ответ: Г
9. Какое из этих животных не является героем сказки «Что такое зима»?
Ответ: Б
10. В сказке Михаила Спартаковича Пляцковского «Ромашки в январе» щенок Тявка нарисовал такой рисунок: «На листке зеленела трава, и повсюду светились маленькие солнышки ромашек. А над ними в углу рисунка сверкало настоящее летнее солнце». Какой из этих рисунков похож на рисунок Тявки?
Ответ: Б
11. Кто перебирается зимой в теплые края, спасаясь от нападок старухи-зимы в сказке Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи-зимы»?
Ответ: Г
12. В сказке «Двенадцать месяцев» мачехина дочка, придя в лес к братьям-месяцам, потребовала у них подарки. Что она потребовала у Августа-месяца?
Ответ: А
13. В сказке «Синичкин календарь» синичка Зинька весной наблюдала за жизнью леса. Какое из событий, изображенных на этих рисунках, Зинька не могла увидеть весной?
Ответ: Б
14. В сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака девочка встретила зимой в лесу всех братьев-месяцев. На каком кадре из мультфильма «Двенадцать месяцев» весенние братья-месяцы?
Ответ: Б
15. В «Сказке про лето» Ирис Ревю дедушка соловушки перечисляет ему признаки лета. На каком рисунке художницы Любови Новоселовой изображен один из признаков лета, о котором говорил дедушка?
Ответ: В