По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви при участии АНО «Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского» проводит девятый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».
На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают реализовать творческий потенциал авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. А сам процесс сочинительства и изложения развивает креативные способности, самостоятельность мышления, навыки правописания, воспитывает читательский интерес и культуру чтения. Чтобы принять участие в конкурсе, школьники обязательно обратятся к Книге, а значит, приобщатся к могучему хранилищу духовной традиции отечественной культуры.
Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей. Главная задача педагогов, наставников и родителей – помочь детям в правильном выборе. Ведь для подрастающего поколения эти книги станут не только источником новых знаний, но и верными спутниками в нравственных исканиях, надежной опорой в период духовного становления и на всем жизненном пути.
Осмысление прочитанного, изложение возникших собственных мыслей и чувств в форме литературной творческой работы будут способствовать формированию у детей и подростков системы православных духовно-нравственных ценностей, основанных на принципах любви, жертвенности, отваги, самоотверженного труда и верного служения на благо Отечества. Преображающий свет памяти, любви и целебное тепло семейного очага – вот главные составляющие успеха в нашем конкурсе.
Конкурс проходит в два этапа в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-12 классы. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2022 года осуществляется прием творческих работ. Объем работ должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков. Конкурсная комиссия оценивает творческие работы и принимает решение об участниках, которые будут приглашены для участия в финале.
Для участия в Конкурсе мы рекомендуем ознакомиться с «Тематическим планом» и самостоятельно подготовить творческую работу согласно предложенным тематическим направлениям. Требования к оформлению работ подробно изложены в «Положении о конкурсе». Для того, чтобы отправить сочинение, необходимо перейти на страницу «Заявка на участие», заполнить анкету участника конкурса и прикрепить соответствующий файл.
На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву приглашаются участники от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты пишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.
Конкурс имеет статус международного, к участию в нем приглашаются учащиеся 6-12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования не старше 18-ти лет.
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на церемонии награждения победителей III сезона конкурса «Лето Господне»
Сердечно приветствую всех вас, особенно лауреатов литературного конкурса «Лето Господне», и поздравляю с заслуженной победой.
Победа в состязании — безусловно, значимое достижение в жизни человека, и не только потому, что его труд получил признание, что немаловажно для творческой личности. Ценность победы прежде всего в том, что она способна окрылить, вдохновить на дальнейшие упорные труды, придать силы и мужество покорять новые вершины и раскрывать свой талант.
Способности дает нам Господь, но как ими распорядиться зависит от нас. Мы знаем Евангельскую притчу, как один человек, призвав слуг, дал одному пять талантов, другому два, третьему один, — каждому по силе его. И господин высоко оценил и наградил тех, кто умножил таланты, и наказал того, кто свой единственный талант закопал в землю (Мф. 25:14-30). Читая работы победителей конкурса, я искренне радовался и благодарил Бога за то, что Он наделил вас, мои дорогие, такими талантами, даровал способность тонко чувствовать и глубоко мыслить — настолько глубоко, что эту глубину мысли трудно соотнести с вашим возрастом. Это свидетельствует о том, что в наше время и очень юные люди способны глубоко мыслить и проникать в суть вещей.
И в вашем возрасте нужно в первую очередь ставить перед собой задачи, связанные с обучением, образованием, воспитанием, и достигать соответствующих целей.
Еще мне хотелось бы сказать о необходимости всестороннего развития личности. Я придаю большое значение эстетическому воспитанию, без чего человек, даже талантливый, очень многое теряет. Потому что эстетическое чувство — как зрение: оно помогает увидеть и почувствовать то, что другим способом почувствовать невозможно. Эстетическое чувство развивается, когда мы созерцаем произведения живописи и скульптуры, когда мы слушаем музыку. Более того, при этом формируется не только чувство прекрасного, но и определенная часть нашего мировоззрения, ведь соприкосновение с красотой возвышает человеческую душу, помогает подняться над повседневностью. Способность человека видеть, чувствовать, понимать прекрасное — это залог всестороннего успеха.
Дай Бог, чтобы вы, нынешнее поколение, сумели сохранить в себе способность не отвечать «да» на все соблазны и искушения; чтобы вы научились прилагать Божественный закон как абсолютный критерий истины ко всему, что вас окружает и бросает некий мировоззренческий вызов. Почему я все это вам говорю? В ваших произведениях, представленных на конкурс, я увидел много полезного, глубокого, мировоззренчески значимого, почему и позволил себе говорить с вами на такие серьезные взрослые темы. Да поможет вам Господь в ваших трудах!
Обращение митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, к участникам Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне»
Вспомните, дорогие друзья, как в раннем детстве ваша мама или бабушка читала вам любимые сказки из красочной любимой книги. Может быть, в то время вы еще сами не могли понимать загадочные буквы, не могли самостоятельно прочитать текст, но замечательные картинки из книжки навсегда врезались в вашу память, и наверняка вы будете когда-то читать эти сказки и своим маленьким детям.
Книга — это не просто носитель информации. Книга помогает формировать культуру народа, культуру просвещения и нравственные основы общества. Являясь зримым свидетельством труда писателей, издателей, знаменитых деятелей книжного просвещения, книга помогает нам сохранять память о наших предках.
Я обращаюсь к вам с призывом полюбить книгу и чтение. Любовь к книге поможет вам в учебе, в совершенствовании навыков при овладении профессией, она поможет вам стать образованными и культурными людьми, поможет по-настоящему любить свое Отечество и нашу великую русскую культуру. Книга всегда может быть замечательным подарком и вашим сверстникам, и взрослым, которые окружают вас.
Для всех ребят, кто по-настоящему любит книги, отечественную литературу и историю, мы проводим наш литературный конкурс «Лето Господне».
1. Общие положения
1.1. Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» на соискание премии за лучшую творческую работу среди учащихся образовательных учреждений на территории Российской Федерации и за рубежом (далее Конкурс) учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1.2. Проведение Конкурса призвано содействовать формированию устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры.
1.3. Конкурс проводится ежегодно и является публичным.
1.4. Проведение Конкурса предполагает:
— равные условия для всех участников;
— освещение в средствах массовой информации;
— неразглашение сведений о результатах Конкурса ранее даты их официального объявления;
— публикацию лучших произведений участников Конкурса.
1.5. Положение о Конкурсе и все вносимые в него изменения, а также состав Конкурсной комиссии и Экспертного совета утверждаются Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цели Конкурса:
— развитие творческого потенциала подрастающего поколения на основе духовной традиции отечественной культуры;
— развитие культуры чтения и интереса к русской литературе;
— популяризация творчества писателей, следующих духовной традиции отечественной культуры;
— содействие формированию у юных писателей творческих навыков, направленных на сохранение и развитие лучших традиций русской литературы.
2.2. Задачи Конкурса:
— поддержка одаренных, творчески мыслящих детей и подростков;
— развитие творческого потенциала участников Конкурса;
— популяризация русского языкового и литературного наследия в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья;
— содействие приобщению детей и подростков к православной культуре и традициям Церкви.
3. Учредители и организаторы Конкурса
3.1. Учредителем и организатором Конкурса является Издательский совет Русской Православной Церкви (далее: Издательский совет).
3.2. Соорганизатором Конкурса является АНО «Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского».
3.3. Издательский совет привлекает партнеров для организационного, информационного и методического сопровождения Конкурса.
3.4. Издательский совет формирует Конкурсную комиссию, Экспертный совет и Отборочную комиссию.
3.3.1. Издательский совет:
— обеспечивает методическое и информационное сопровождение Конкурса;
— координирует деятельность Конкурсной комиссии, Экспертного совета и Отборочной комиссии;
— готовит итоговый отчет по результатам проведения Конкурса.
3.3.2. Конкурсная комиссия:
— определяет финалистов по результатам оценки работ заочного этапа;
— определяет победителей по результатам оценки работ очного этапа.
В состав Конкурсной комиссии входят деятели науки, культуры и искусства, писатели, литераторы, священнослужители и общественные деятели.
3.3.3. Экспертный совет оценивает работы, представленные на Конкурс;
Состав Экспертного совета формируется из преподавателей русского языка и литературы, привлеченных специалистов и экспертов.
3.3.4. Отборочная комиссия:
— определяет перечень кандидатов в финалисты Конкурса на основе результатов оценки работ заочного этапа Экспертным советом.
Состав Отборочной комиссии формируется из сотрудников аппарата Издательского совета и привлеченных экспертов.
4. Условия проведения Конкурса
4.1. Предметом Конкурса являются индивидуальные творческие литературные работы на русском языке, соответствующие требованиям данного Положения.
4.2. Творческие работы принимаются для участия в Конкурсе с 1 сентября по 1 декабря 2021 года.
4.3. Участники Конкурса распределяются по трем возрастным группам, соответствующим: 6-7 классам, 8-9 классам, 10-11(12) классам.
4.4. Участниками Конкурса могут быть учащиеся (студенты) образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования (школ, гимназий, колледжей, лицеев и т.п.) любой организационно-правовой формы, а также воспитанники воскресных школ, учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья не старше 18-ти лет.
4.5. Участникам Конкурса предлагается ознакомиться с тематическим планом (Приложение №2), включающим ключевые тематические направления и возможные темы творческих работ, а также ознакомиться с примерными жанрами творческих произведений (Приложение №3). Выбранные жанр и тема конкурсной работы указываются при заполнении анкеты участника на сайте Конкурса. Раскрытие темы и соответствие выбранному жанру творческой работы учитывается при оценке работ Советом Экспертов.
4.6. Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету участника (Приложение №1) на сайте Конкурса (http://www.letogospodne.ru) и приложить к ней творческую работу, оформленную в соответствии с п.5.1.
Персональные данные участников Конкурса являются конфиденциальной информацией и не могут быть переданы третьим лицам. Работы не рецензируются и не возвращаются.
4.7. Информация о Конкурсе размещена на сайте (http://www.letogospodne.ru).
4.8. Издательский совет оставляет за собой право не рассматривать работы, не соответствующие требованиям Положения, не вступать в переписку с участниками и не объяснять причины отказа.
5. Требования к конкурсным работам
5.1. Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде:
— в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5;
— поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа;
— объем конкурсной работы не должен быть менее 5000 знаков с пробелами (3 страницы формата А4) и не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц А4).
5.2. Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по трем группам критериев:
— творческие достоинства работы (до 10 баллов):
a. оригинальность творческой идеи;
b. самостоятельность мышления, наличие авторской позиции;
c. полнота раскрытия темы;
d. способность к анализу;
e. глубина эмоционального и эстетического воздействия;
— литературно-художественные достоинства работы (до 10 баллов):
a. выдержанность стиля, соответствие выбранному жанру;
b. последовательность изложения;
c. смысловая цельность, связность;
d. яркость и образность письменной речи;
e. композиционная стройность;
— соблюдение правил и норм русского языка (до 5 баллов)
Итоговая рейтинговая оценка складывается из суммы полученных баллов.
6. Порядок проведения Конкурса
6.1. Конкурс проводится в два этапа.
6.1.1. В рамках первого (заочного) этапа Издательский совет проводит предварительный анализ работ на предмет соответствия заявленной теме и оригинальности. Работы проходят проверку через электронную систему «Антиплагиат».
6.1.2. Экспертный совет оценивает работы в соответствии с п.5.2 данного Положения. По результатам оценки Отборочная комиссия формирует рейтинг работ, Конкурсная комиссия определяет число финалистов (отдельно по каждой группе) и приглашает их для участия в заключительном этапе Конкурса.
6.1.3. Второй (очный) этап Конкурса проводится в Москве в третьей декаде марта (в дни весенних школьных каникул). Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием финалистов Конкурса и одного сопровождающего лица для каждого участника заключительного этапа, оплачиваются Учредителем Конкурса.
6.1.4. В рамках второго (очного) этапа финалисты пишут итоговую конкурсную работу.
7. Подведение итогов Конкурса и награждение победителей
7.1. Конкурсная комиссия подводит итоги Конкурса и определяет победителей, занявших 1-е, 2-е и 3-е место в каждой из трех возрастных групп.
7.2. Победители Конкурса награждаются дипломами первой, второй и третьей степени и ценными призами.
7.3. Все финалисты награждаются дипломами участника заключительного этапа Конкурса и памятными подарками.
7.4. Образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей, занявших 1-е место в каждой из трех групп, награждаются дипломами и специальными призами.
7.5. Итоги Конкурса публикуются на сайте (http://www.letogospodne.ru).
7.6. Творческие работы победителей и финалистов публикуются на сайте Конкурса, в литературных журналах, в средствах массовой информации и отдельных сборниках произведений.
© 2021 Издательский совет РПЦ. Международный детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»
info@letogospodne.ru
Подробнее о призах и тематическом плане можно прочитать на сайте конкурса http://letogospodne.ru/info/2017/prizy-i-nagrady/
Международный детско-юношеский литературный конкурс «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва в наступившем году и сам вступил в пору летнего солнцестояния: опыт за почти три сезона накоплен значительный, а, следовательно, пробил часподводить предварительные итоги и думать о будущем, попутно корректируя организационные подходы.
Активность третьего сезона (собрано более 1200 работ) убеждает в том, что инициаторы его изначально ни в чём не ошиблись: как и в прежние годы, конкурс востребован, в нём нуждаются.
Что влияет на массовость участия в «Лете Господнем», каково качество поступивших духовных сочинений, образовалась ли, наконец, творческая среда, открытая каждому талантливому страшекласснику, – вот лишь некоторые из вопросов, волнующих сегодня главного организатора конкурса, Издательский совет Русской Православной Церкви.
Фактор оповещения
Мало какое широкое, «надфедерального» уровня начинание возможно сегодня вне воздействия СМИ.
В третьем сезоне явно положительным фактором, прямо повлиявшим на количество присланных работ, явилось размещение информации о конкурсе в таких массово читаемых газетах и журналах, как «Литературная Россия», «Фома», «Москва», «День и Ночь», «Дружба народов», православный портал «Переправа», портал Литературного института, официальный портал Донецкой Народной Республики, социальные сети и т.п.
Однако при проведении мероприятий нельзя слепо полагаться на один лишь Интернет – он в России, да и за рубежом охватил ещё далеко не всех родителей и педагогов. Поэтому с целью оповещения о новом, третьем сезоне, была предпринята серия теле- и радиоэфиров на ведущих православных каналах – о конкурсе рассказывали и на «Союзе», и на «Царьград-ТВ», и в МИА «Россия сегодня».
По словам помощника Председателя Издательского совета иеромонаха Макария (Комогорова) большую роль сыграло очное представление конкурса в различных регионах страны, включая Урал, Сибирь, Северный Кавказ.
«Наш конкурс стал известен далеко за пределами страны, в частности, полны решимости развивать сотрудничество с конкурсомв Ташкентской и Узбекистанской епархии, мы получили и другие важные для нас отклики из стран СНГ и дальнего Зарубежья», — рассказывает о. Макарий.
Упор на школы
Сообществу «Лета…» предстоит развиваться за счёт школьных учителей. Такая перспектива более чем актуальна: профессионалы, имеющие дело с детьми каждый день по многу часов, лучше всего знают особенности проявления талантов, и знают, как создать для удачного литературного «выплеска» наилучшие условия.
Во время очного этапа в Москве маленькие конкурсанты, несмотря на атмосферу любви и внимания, всё-таки находятся в стрессовой ситуации – незнакомый город, столица, иная жизнь, непривычное обилие впечатлений, а для тех, кто приехал не с родителями, а со своими педагогами, — отрыв от семьи…
Как сделать так, чтобы талант, дарованный Богом, развился и показал себя в полной мере? Для того, чтобы «не упустить чуда», уловить даже мельчайшие его дуновения, в экспертный и конкурсный советы конкурса включается всё больше педагогов.
Педсовет рекомендует
«На основе христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Ценность духовных сочинений в том, что они помогают раскрыть творческий потенциал юных авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. Однако при проверке работ я столкнулась с некоторой неполнотой понимания ребятами жанра эссе. Часто такая работа представляла собой совокупность заимствованных исторических фактов при отсутствии выражения своих мыслей, анализа прочитанного. Среди конкурсных работ гораздо больший интерес вызвали именно творческие работы – рассказы и сочинения», — отмечает эксперт конкурса, педагог московской школы № 1861 «Загорье», заслуженный учитель Российской Федерации Татьяна Васюченкова.
А вот мнение другого эксперта, педагога школы № 1861 «Загорье» Елены Евглевской::
«Для меня, учителя русского языка и литературы, проверка показала, насколько интересными по содержанию и форме могут быть творческие работы детей.Прежде всего поразили стихи и рассказы. Не менее интересны работы, написанные в жанре литературно-критических статей и эссе. Дети оценивают литературные произведения, исходя из духовно-нравственных заповедей. Читая эти работы, понимаешь, что сами авторы стремятся следовать им в жизни, поэтому так убедительно детское слово.
Работы, которые имеют низкий процент уникальности согласно данным программы «Антиплагиат», носят реферативный характер. Думаю, подобные работы надо оценивать по другим критериям, которые необходимо выработать, потому что, с одной стороны, участниками конкурса была проделана большая работа по изучению первоисточника, а с другой, как правило, они либо оцениваются очень низко, либо вообще теряют баллы».
Отписка или исповедь?
Проблема куда как значимая: в системе школьного образования жанр реферата зачастую приучает если не к автоматическому скачиванию информации из сети, то к поверхностному отношению к изучаемому предмету. Через конкурс не могли не пройти именно такие работы, и делать с этим что-то определённо надо.Что?
Возможно, жанр нуждается в ограничительной сегментации в самой школе, а возможно, что некоторой коррекции должны подвергаться и методики обучения некоторым предметам. Стремление к видимым показателям «любой ценой» может с годами превратить систему среднего образования в «счётчик рефератов», сколь автоматически оформляемых, столь и бездумных.
Где же искать «душу живую»? В каком возрасте старшеклассники, подавляемые современными темпами восприятия и усвоения новых знаний, ещё способны проявить к ним личное, выстраданное, подлинно человеческое отношение?
Эксперты сходятся на возрасте 6-8 класса, и готовы ради поисков подлинного таланта поступиться многим, в том числе, даже орфографией и пунктуацией.
«Карова, сабака, аблака»
«Критерий оценивания грамотности тоже нуждается в доработке. Я при проверке не учитывала некоторые орфографические и пунктуационные ошибки, исходя из объёма работы и возраста участника. Уж если речь заходит о публикации лучших детских работ в таких ведущих литературных журналах, как «Дружба народов», «Москва», «День и Ночь», в них по-прежнему действует институт редактуры, через который проходили все без исключения писатели-классики», — убеждена Елена Евглевская.
«Детям-лауреатам, которых мы выберем, нужно, по сути, одно – большой, полномасштабный литературный семинар на постоянной основе, такой, какой мы ведём в Литературном институте», — считает руководитель семинара детско-юношеской литературы в Литинституте Александр Торопцев.
На пороге четвёртого сезона
В будущем, четвёртом сезоне конкурс планирует расширить тематический круг: так, школьникам предложат исследовать жизни и судьбы новомучеников и исповедников Церкви Русской, героев Первой Мировой и Великой Отечественной войн, окинуть острым взглядом будущего писателя природу родного края.
Также по результатам третьего сезона планируется выпустить сборник лучших детских работ, в который, наряду с ними, войдут методологические статьи ведущих экспертов конкурса, педагогов, писателей и самих организаторов, в частности, послание доктора исторических наук, профессора Калужского государственного университета, главы Издательского Совета Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента.
«Мы же, как всегда, постараемся порадовать наших маленьких победителей умными и добрыми подарками»,- подводит итог «круглого стола», посвящённого развитию детско-юношеского литературного творчества, прошедшего на днях в Издательском совете Русской Православной Церкви, помощник владыки Климента иеромонах Макарий.
Эксперты надеются, что фундаментальный подход к конкурсу, направленный на максимально полное изъяснение полученного в результате проведения трех сезонов конкурса опыта, поможет как детям и учителям, так и их родителям лучше понять душу молодого писателя и исследователя и приложить максимум возможных усилий для того, чтобы она – раскрылась.
Сергей Арутюнов
При реализации проекта «Лето Господне» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»
Объявлен международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Дедлайн 20 декабря 2022 года.
Организатор: Издательский совет Русской Православной Церкви.
К участию приглашаются учащиеся (студенты) образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования (школ, гимназий, колледжей, лицеев и т.п.) любой организационно-правовой формы, а также воспитанники воскресных школ, учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья не старше 18-ти лет.
Принимаются литературные работы (рассказы, литературно-критические статьи, эссе, очерки, дневники, путешествия, сочинения) по направлениям:
- I. Священное Евангелие как основание русской литературы.
- II. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвиг любви и веры.
- III. «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа». К 200-летию выдающегося русского писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского.
- IV. «Ничего нет прекраснее беспредельного широкого моря, залитого лунным светом, и глубокого неба, полного тихих сияющих звезд». К 150-летию со дня рождения писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева.
- V. «Величие святой простоты». К 225-летию со дня рождения и 45-летию прославления святителя Иннокентия (Вениаминова), «апостола Сибири, Аляски и Приамурья».
- VI. «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» К.Д. Ушинский. 2023 объявлен годом русского языка в странах СНГ.
Наша официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru, наш телеграмм
Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде: в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5; поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа; объем конкурсной работы не должен быть менее 5000 знаков с пробелами (3 страницы формата А4) и не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц А4).
Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету участника на сайте конкурса и приложить к ней творческую работу.
Призы:
- Победители Конкурса награждаются дипломами первой, второй и третьей степени и ценными призами.
- Все финалисты награждаются дипломами участника заключительного этапа Конкурса и памятными подарками.
- Образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей, занявших 1-е место в каждой из трех групп, награждаются дипломами и специальными призами.
Сайт конкурса: https://letogospodne.ru/
|
«ЛЕТО ГОСПОДНЕ» |
|||
Международный детский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Творческие работы принимаются для участия в конкурсе с 1 сентября по 15 декабря. |
||||
Главная новость
Конкурс «Лето Господне» — проект Издательского совета, учрежден в этом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 6-12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования.
|
Информация
|
Положение
о проведении Международного детского литературного конкурса
имени Ивана Шмелева
«Лето Господне»
Положение
о проведении Международного детского литературного конкурса
имени Ивана Шмелева
«Лето Господне»
1. Общие положения
1.1. Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» на соискание премии за лучшую творческую работу среди учащихся образовательных учреждений на территории Российской Федерации и за рубежом (далее Конкурс) учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1.2. Проведение Конкурса призвано содействовать формированию устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры.
1.3. Конкурс проводится ежегодно и является публичным.
1.4. Проведение Конкурса предполагает:
— равные условия для всех участников;
— освещение в средствах массовой информации;
— неразглашение сведений о результатах Конкурса ранее даты их официального объявления.
1.5. Положение о Конкурсе и все вносимые в него изменения, а также состав Конкурсной комиссии и Экспертного совета утверждаются Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цели конкурса:
— развитие творческого потенциала подрастающего поколения на основе духовной традиции отечественной культуры;
— развитие культуры чтения и интереса к русской литературе;
— популяризация творчества писателей, следующих духовной традиции отечественной культуры;
— содействие формированию у юных писателей творческих навыков, направленных на сохранение и развитие лучших традиций русской литературы.
2.2. Задачи конкурса:
— поддержка одаренных, творчески мыслящих детей и подростков;
— развитие творческого потенциала участников Конкурса;
— популяризация русского языкового и литературного наследия в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья;
— содействие приобщению детей и подростков к православной культуре и традициям Церкви.
3. Учредители и организаторы Конкурса
3.1. Учредителем Конкурса является Издательский совет Русской Православной Церкви (далее: Издательский совет).
3.2. Издательский совет формирует Конкурсную комиссию и Экспертный совет.
3.2.1. Издательский совет:
— обеспечивает методическое и информационное сопровождение Конкурса;
— координирует деятельность Конкурсной комиссии и Экспертного совета;
— готовит итоговый отчет по результатам проведения Конкурса.
3.2.2. Конкурсная комиссия определяет победителей по результатам оценки работ очного этапа.
В состав Конкурсной комиссии входят деятели науки, культуры и искусства, писатели, священнослужители и общественные деятели.
3.2.3. Экспертный совет:
— оценивает работы, представленные на Конкурс;
— оценивает работы, выполненные на очном этапе Конкурса, и представляет результаты оценки в Конкурсную комиссию.
Состав Экспертного совета формируется из преподавателей русского языка и литературы, привлеченных специалистов и экспертов.
4. Условия проведения Конкурса
4.1. Предметом Конкурса являются индивидуальные творческие литературные работы на русском языке, соответствующие требованиям данного Положения.
4.2. Творческие работы принимаются для участия в Конкурсе с 1 сентября по 1 декабря 2015 года.
4.3. Участники Конкурса распределяются по трем возрастным группам, соответствующим: 6-7 классам, 8-9 классам, 10-11(12) классам.
4.4. Участниками Конкурса могут быть учащиеся (студенты) образовательных учреждений (школ, гимназий, колледжей, лицеев), а также воспитанники воскресных школ, учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья не старше 18-ти лет.
4.5. Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету участника (Приложение №1) на сайте Конкурса (http://www.letogospodne.ru) и приложить к ней творческую работу, оформленную в соответствии с п.5.1.
Персональные данные участников Конкурса являются конфиденциальной информацией и не могут быть переданы третьим лицам. Работы не рецензируются и не возвращаются.
4.6. Информация о Конкурсе размещена на сайте (http://www.letogospodne.ru).
4.7. Издательский совет оставляет за собой право не рассматривать работы, не соответствующие требованиям Положения, не вступать в переписку с участниками и не объяснять причины отказа.
5. Требования к конкурсным работам
5.1. Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде:
— в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5;
— поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа;
— объем конкурсной работы не должен быть менее 5000 знаков с пробелами (3 страницы формата А4) и не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц А4).
5.2. Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по пятибалльной шкале по каждому из следующих критериев:
— полнота раскрытия темы;
— соответствие жанру;
— выдержанность стиля;
— самостоятельность мышления автора;
— соблюдение правил и норм русского языка.
Итоговая рейтинговая оценка складывается из суммы полученных баллов.
При рассмотрении литературных работ учитываются их литературно-художественные достоинства, последовательность изложения, яркость и образность письменной речи.
6. Порядок проведения Конкурса
6.1. Конкурс проводится в два этапа.
6.1.1. В рамках первого (заочного) этапа Издательский совет проводит предварительный анализ работ на предмет соответствия заявленной теме и оригинальности. Работы проходят проверку через электронную систему «Антиплагиат».
6.1.2. Экспертный совет оценивает работы в соответствии с п.5.2 данного Положения. По результатам оценки Конкурсная комиссия формирует рейтинг работ, определяет не более 30 финалистов (по 10 в каждой группе) и приглашает их для участия в заключительном этапе Конкурса.
6.1.3. Второй (очный) этап Конкурса проводится в Москве в третьей декаде марта. Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием финалистов Конкурса и одного сопровождающего лица для каждого участника заключительного этапа оплачиваются Учредителем Конкурса.
6.1.4. В рамках второго (очного) этапа финалисты пишут итоговую конкурсную работу.
7. Подведение итогов Конкурса и награждение победителей
7.1. Конкурсная комиссия подводит итоги Конкурса и определяет победителей, занявших 1-е, 2-е и 3-е место в каждой из трех возрастных групп.
7.2. Победители Конкурса награждаются дипломами первой, второй и третьей степени и ценными призами.
7.3. Все финалисты награждаются дипломами участника заключительного этапа Конкурса и памятными подарками.
7.4. Образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей, занявших 1-е место в каждой из трех групп, награждаются дипломами и специальными призами.
7.5. Итоги Конкурса публикуются на сайте Конкурса.
7.6. Творческие работы победителей будут публикованы на сайте Конкурса и в средствах массовой информации.
Конкурсная комиссия
- Митрополит Калужский и Боровский Климент – председатель.
- Протоиерей Владимир Вигилянский – член Союза журналистов России и Союза российских писателей, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова.
- Протоиерей Андрей Ткачев – номинант Патриаршей литературной премии, клирик храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова.
- Архангельский Александр Николаевич – литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель.
- Афанасьев Михаил Дмитриевич – кандидат педагогических наук, действительный член Международной академии информатизации, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России.
- Волгин Игорь Леонидович – писатель и историк, достоевист, поэт, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького, вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского, ведущий программ «Игра в бисер» и «Контекст» на телеканале «Россия—Культура».
- Данилова Анна Александровна – филолог, журналист, кандидат филологических наук, старший преподаватель филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, главный редактор независимого интернет-портала «Православие и мир».
- Николаева Олеся Александровна – поэтесса, прозаик, эссеист, Лауреат Патриаршей литературной премии.
- Поляков Юрий Михайлович – советский и российский писатель, поэт, драматург, главный редактор «Литературной газеты».
Ключевые направления и темы
I. Священное Писание как основание русской литературы.
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества.
Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
II. Монастыри и монашество в русской литературе.
Первые монастыри в летописях и былинах. Киево-Печерский монастырь в древнерусской литературе. Образы святых иноков в житийной литературе. Иноки-миссионеры. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Преподобный Сергий Радонежский и расцвет русского монашества в литературных произведениях. Троице-Сергиева Лавра в русской литературе. Образы иноков в литературе «Золотого века». Русское монашество на Афоне – взгляд через тысячу лет. Монашеский быт в русской литературной традиции. Святые иноки – страстотерпцы и новомученики Русской Церкви. Образы монахов в современной литературе.
Совершенно особенной страницей в истории нашего Отечества является формирование и развитие монашеской традиции на Руси. В наступающем 2016 году будет отмечаться 1000-летие присутствия русского монашества на святой горе Афон. Восприняв основы христианской аскезы в византийском иноческом архипелаге, преподобный Антоний Печерский основал колыбель русского монашества – Киево-Печерский монастырь, и заложил основу развития иноческой традиции на всем пространстве исторической Руси.
Великий поэт Русской земли Александр Сергеевич Пушкин писал: «Монахам мы обязаны нашей историей, следовательно, и просвещением». Образы иноков, устремленных к служению Истине, стяжанию мира и воплощению евангельских заповедей в своей жизни, ярко представлены в лучших произведениях отечественной литературы.
III. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.
Образы Святой Руси в классических произведениях. Церковь и церковность в жизни народа. Тихое сияние святости в образах простых русских людей. Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века. Юродство на Руси и «лишние люди» в творчестве русских писателей-классиков. «Откуда есть пошла Русская земля» – исторические мотивы в классической литературе. Творчество духовных писателей-классиков: Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, Святителя Иннокентия (Вениаминова). Этюды русской православной жизни.
Русская классическая литература полно и емко выразила национальные идеалы, строй веры русского народа. Центральная идея русских писателей-классиков – это осмысление представления о святости как «высшем идеале» присущем народному, национальному взгляду на жизнь.
Неразрывность связи русской классической литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры.
Творчество Ивана Сергеевича Шмелёва занимает особое место в русской литературе. Оно глубоко национально по содержанию. Иван Сергеевич является основоположником направления в литературе, которое условно можно назвать «духовно-художественная проза». Все творческое наследие И.С. Шмелёва проникнуто любовью к Родине, к её истокам, к вере и традициям своего народа.
IV. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии.
Современная православная литература и духовное наследие Святой Руси. Образ Церкви в современном историческом романе. Творчество современных биографов Святой Руси. Духовное осмысление событий современности. Образы «героев нашего времени». Великое в малом.
Для современного русского писателя стремление делиться с читателем своими наблюдениями, сомнениями и прозрениями остается актуальным и важным. Думать о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить нравственные вопросы и предлагать их решения или помогать читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор – основная творческая и нравственная задача.
Все эти качества в полной мере присущи творчеству литераторов, удостоенных Патриаршей литературной премии.
Премия присуждается писателям, внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей и создающим сочинения, обогатившие отечественную литературу.
*По любому из направлений тема может быть самостоятельно сформулирована автором
Примерные жанры конкурсных работ
Рассказ
Рассказ — это небольшое по объему эпическое произведение, отличающееся, как правило, сжатостью и простотой повествования. Эта особая, большая, чем в повести, сжатость раскрытия содержания и является главным признаком рассказа. Число персонажей в рассказе обычно очень невелико. Уплотненность повествования, небольшое количество персонажей, отбор только самого основного делают изображение жизни в рассказе очень выпуклым и ярким. Это позволяет в небольшом по объему произведении обрисовать и самого человека, и окружающую его среду, и пейзаж, что сообщает изображению в нем жизни большую полноту.
Литературно-критическая статья
Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др. Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т.е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
Эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.
Эссе могут быть литературно-критическими, публицистическими, философскими, историко-библиографическими. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.
Очерк
Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. Разновидности современного очерка: публицистический монолог; дневниковые заметки; очерк-портрет; очерк-исповедь; очерк-программа.
Дневник
Дневник — это форма повествования, которая ведется от первого лица. Реальные люди могут записывать те или иные текущие события своей жизни. Это, по сути дела, их подневные автобиографические записи, они всегда современны описываемым событиям.
В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.
Путешествие
Литературный жанр путешествие имеет две разновидности:
Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т.е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно написанные в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина.
Путешествие — это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия. Художественный жанр путешествие формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.
Исходя из задач Конкурса, все представленные выше жанры могут быть реализованы в форме сочинения-описания, сочинения-повествования и сочинения-рассуждения.
Сочинение-описание
Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание – это упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета (вещи, человека, животного, явления, процесса и т.д.). Например: «Портретная характеристика Печорина».
Сочинение-повествование
На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое рассуждение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этого рассуждения будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.
Сочинение-рассуждение
Наиболее распространённый тип сочинения. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.
* Другие жанры могут быть выбраны автором самостоятельно
Новости
28 марта 2017 года в Красном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
О книгах лауреатов Патриаршей литературной премии рассказывает статья митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в «Литературной газете».
6 марта 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялось заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Продолжается прием документов на соискание звания лауреата седьмого премиального сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В «Литературной газете» опубликована статья митрополита Калужского и Боровского Климента, посвященная творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии.
27 июня 2016 года в Издательском совете под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол на тему: «Перспективы развития Патриаршей литературной премии».
25 мая 2016 года в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошел круглый стол, посвященный Патриаршей литературной премии.
20 мая 2016 года в Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина прошла встреча со студентами поэта, публициста, эссеиста, литературного критика, искусствоведа, автора 19 книг стихов и многочисленных публикаций в журналах «Новый мир», «Знамя», «Континент», «Октябрь», «Дружба народов» — Юрия Кублановского.
20 мая 2016 года в рамках культурно-деловой программы книжной выставки-форума «Радость Слова» в Саратовском социально-экономическом институте РЭУ имени Г.В. Плеханова прошла встреча с поэтом, прозаиком, публицистом, лауреатом Патриаршей литературной премии Олесей Николаевой.
18 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил
18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
18 мая 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоится торжественная церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
11 мая 2016 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная Патриаршей литературной премии.
11 мая 2016 года в 11:00 в МИА «Россия сегодня» пройдет пресс-конференция, посвященная Патриаршей литературной премии.
12 апреля 2016 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. События 1 — 22 из 103
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 След. | | Все |
Публикации
Беседа со священником Николаем Блохиным, лауреатом Патриаршей литературной премии.
В журнале «Православное книжное обозрение» опубликована статья об учебнике по аскетике архиепископа Амвросия (Ермакова) и священника Михаила Легеева.
На радио «Вера» рассказали о книге номинанта Патриаршей литературной премии писателя Алексея Солоницына «Земной ангел».
Об искушениях в жизни пастыря рассказывает протоиерей Андрей Ткачев, номинант Патриаршей литературной премии.
В журнале «Русский мир.ru» опубликовано интервью с лауреатом Патриаршей литературной премии, ректором Литературного института имени А.М. Горького, писателем Алексеев Варламовым.
В журнале «Православное книжное обозрение» опубликована рецензия на книгу «Я решила идти за Тобой!», рассказывающую о жизни новомученицы Татианы Гримблит.
4 тезиса о сочетании самореализации и веры в Бога. Статья писателя Александра Ткаченко, номинанта Патриаршей литературной премии.
Статья протоиерея Андрея Ткачева, номинанта Патриаршей литературной премии.
Лауреат Патриаршей литературной премии, ректор Литинститута Алексей Варламов рассказал газете «Вечерняя Москва» о приемной кампании 2017 года, о международных конкурсах и проектах Литинститута и Дома национальных литератур.
Эссе номинанта Патриаршей литературной премии писателя Василия Дворцова.
Беседа Сергея Шаргунова с Юрием Бондаревым – писателем, лауреатом Патриаршей литературной премии.
В журнале «Православное книжное обозрение» опубликована рецензия на книгу Ирины Рогалевой «Один день. Просто прохожих не бывает».
На телеканале «Царьград» вышла программа, посвященная просветительским проектам Издательского совета Русской Православной Церкви.
Беседа с писателем Алексеем Варламовым, лауреатом Патриаршей литературной премии.
«Русская Планета» встретилась с сибирским писателем Мирославом Юрьевичем Бакулиным – лауреатом премии «Просвещение через книгу».
Публикация на «Русской народной линии».
Интервью лауреата Патриаршей литературной премии писателя Александра Сегеня. События 1 — 20 из 188
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 След. | | Все |