Конкурс встречают по обложке русская народная сказка

Проект
«Сказка — дверь в большой мир.
Любимые герои любимых сказок»

Автор: Сухинина Ольга Владимировна

Организация: МАОУ «Гимназия № 76 г.Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

«Сказка нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.»

В.И. Даль

Цель проекта: открытие, развитие и обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новое понимание привычных явлений в свете переживаний прочитанного, воспитание у учащихся культуры чтения сказок.

Задачи проекта:

1.Расширнить знания детей о сказках

2. Научить извлекать из них поучительные моменты и делать из них вывод

3.Развить воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся через реализацию совместных творческих проектов (библиотекарь, ученик, учитель, родитель)

4.Развивать у учащихся устойчивый интерес к книге и чтению, используя взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей.

Сроки реализации проекта:

Учебный год (с 1 октября 2021 по 30 мая 2022 года)

Участники проекта:

  • Педагог-библиотекарь гимназии
  • Классные руководители
  • Учащиеся 1-6 классов
  • Родители
  • Ученическое самоуправление

Этапы проекта:

Подготовительный этап

1.. Составление программы реализации проекта

2. Изучение интернет — ресурсов, литературных источников по теме проекта

3. Разработка методических материалов:

  • Памятка для классных руководителей
  • Требования к итоговой защите проектов

Основной этап

  1. Выступление педагога-библиотекаря на совещании учителей «Содержание программы проекта «Сказка-дверь в большой мир. Любимые герои любимых сказок»
  2. Индивидуальные консультации участников проекта (педагогов, учащихся, родителей)
  3. Знакомство учащихся с проектом (презентация)
  4. Оформление книжной выставки «Книга-источник знаний. Вернисаж любимых сказок»
  5. Прочтение книг с выставки, выбор одной из представленных книг-юбиляров для работы над творческим проектом (используя методы анкетирования, опроса, семейного голосования).
  6. «Сказка-дверь в большой мир»: обзор сказок-юбиляров года для учащихся 1-4 классов
  7. Составление сценариев, создание электронных презентаций проекта «Сказка-дверь в большой мир. Любимые герои любимых сказок»
  8. Проведение мероприятий проекта, согласно утвержденному плану.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта будет содействовать развитию книжной культуры, привлечению к чтению лучших сказок отечественных и зарубежных писателей, умению пользоваться книгой для расширения читательского кругозора, создание фото и видеоотчетов проекта, реализация творческого потенциала всех участников проекта: педагога-библиотекаря, учащихся, классных руководителей, родителей.

Заключительный этап.

  1. Защита проектов в форме инсценировок, литературных игр, викторин, конкурсов рисунков, книжных закладок, плакатов на тему «Чтение, сказки, знание», с использованием костюмов, аудио и видеоматериалов, музыкального сопровождения, сценических атрибутов.
  2. Определение победителей, награждение всех участников проекта (грамоты, памятные подарки, фотосессия) на ежегодном «Параде достижений» МАОУ «Гимназия № 76 г.Челябинска»
  3. Фоторепортаж в группе «Библиотека гимназии 76 « в социальной сети «В контакте»
  4. Фотоотчет на сайте Международной ассоциации школьных библиотек.

Программа реализации проекта «Сказка-дверь в большой мир. Любимые герои любимых сказок»

Класс

Название мероприятия

Цель/содержание

Форма проведения

Домашнее задание учащимся

Дата проведения

1 класс

«Посвящение в читатели»

Цель: знакомство с правилами библиотеки, расширение читательского кругозора, привлечение к чтению

Содержание: путешествие по стране «Библиоград», знакомство с библиотекой, правилами выбора книг, историей книги, бережном отношении к книгам.

Библиотечный урок с просмотром мультфильма, электронной викториной «Доскажи имя сказочного героя», «Узнай сказку по иллюстрации», игрой «Что любит сказка?»

1.Подготовить инсценировку стихотворения С.Я. Маршака «Книжка про книжки».

2.Прочитать русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина

ноябрь

1 класс

«Певец Урала или Аленушкины сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка»

Цель: знакомство с жизнью и творческом уральского писателя, закрепление понятия «Литературная сказка»

Содержание: электронная презентация о творчестве писателя, видеофильм

Познавательный час с электронной викториной.

Инсценировка отрывка из выбранной сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка

1-б класс: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

1-а класс: «Сказочка про Козявочку»

1-г: «Серая шейка»

1.Прочитать книгу «Аленушкины сказки»

2.Принять участие в конкурсе рисунков «Любимые герои «Аленушкиных сказок»

3.Выбрать одну из сказок и подготовить инсценировку. Время: 5-7 минут, приветствуется использование костюмов, сценических атрибутов.

март

2 класс

«В царстве сказов П.П. Бажова»

Цель: формирование универсальных учебных действий: умение ориентироваться в книге, находить ответы на вопросы, знать толкование устаревших слов.

Содержание: информация о писателе, словарь дедушки «Слышко», история написания книги «Малахитовая шкатулка», выразительное прочтение стихотворения Елены Харисовой «Домик писателя»

Беседа с интерактивной викториной, конкурс книжных закладок «Сказы П.П. Бажова»

1.Прочитать сказы П.П. Бажова:

«Каменный цветок»

«Огневушка-поскакушка»

«Серебряное копытце»

2.Конкурс книжных закладок. Темы:

«Радуга сказов П.П. Бажова»

«Сказочный калейдоскоп»

(на выбор)

декабрь

2 класс

«Сказки дедушки Корнея»

Цель: закрепление понятия «литературная сказка в стихах», знакомство с жизнью и творчеством К.И. Чуковского

Содержание: электронная презентация, рассказывающая о многогранном таланте К.И. Чуковского: детский писатель, сказочник, литературовед, ученый.

Литературно-познавательный час к 140-летию со дня рождения писателя, защита творческого проекта в форме инсценировки по одной из сказок К.И. Чуковского

  1. Прочитать сказки К.И. Чуковского
  2. Подготовить инсценировку по одной из сказок (на выбор):

«Крокодил»

«Мойдодыр»

«Тараканище»

«Муха-Цокотуха»

март

3-4 класс

«Сказки А.С. Пушкина»

Цель: закрепление интереса к поэтическому слову.

Содержание: турнир знатоков сказок А.С. Пушкина

Интерактивная игра, инсценировка отрывка из сказки А.С. Пушкина, конкурс плакатов на тему «Чтение, сказки, знание»

Прочитать сказки А.С. Пушкина, подготовиться к игре, нарисовать плакат на тему «Чтение, сказка, знание», подготовить инсценировку по одной из сказок А.С. Пушкина (5-7 минут).

апрель

2-5 класс

Проект Международной Ассоциации школьных библиотекарей (ISLM-2021). Обмен закладками.

Цель: развитие, поддержка, продвижение чтения и библиотек, объединение диалога читателей из разных стран.

Содержание. Знакомство учащихся с международным проектом. Проведение мастер-класса с электронной презентацией «Книжные закладки. Виды. Технология изготовления». Регистрация участников проекта, изготовление и обмен книжными закладками с партнерами- школой из Хорватии (Elementary School Dubovac, Karlovac). Упаковка закладок, отправление по почте. Получение закладок из Хорватии, распаковка, обмен эмоциями. Награждение участников проекта, подведение итогов

Беседа, регистрация участников проекта, мастер-класс по изготовлению закладок, отправление в страну-партнер (Хорватию), получение закладок из Хорватии, фотоотчет, награждение участников проекта.

Изготовление закладок «сказочной» тематики, отправление партнеру проекта: в начальную школу из Хорватии (Elementary School Dubovac, Karlovac).

  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Русская народная сказка «Алеша Попович и Тугарнин-змей»
  • П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»
  • Русская народная сказка «Колобок»
  • Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
  • П.П. Бажов «Серебряное копытце»

октябрь

1-7класс

«Книга-источник знаний. Вернисаж любимых сказок»

Цель: сформировать навыки самостоятельной работы с книгой, популяризация лучших отечественных и зарубежных сказок

Содержание: П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

К.И. Чуковский «Чудо-дерево»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказки»

А. Милн «Винни-пух и все-все-все»

А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Д. Родари «Чиполлино»

Книжная выставка (сказки-юбиляры 2021-2022 года)

Прочитать книги с выставки, выбрать одну из представленных книг-юбиляров для работы над творческим проектом (используя методы анкетирования, опроса, семейного голосования). Сообщить о выбранном произведении педагогу-библиотекарю.

Октябрь-ноябрь

7-8 класс (ученическое самоуправление)

Выставка-инсталяция (фотозона в библиотеке)

«Книжный человек, читающий книгу»

Цель: привлечение внимания к книге, чтению через создание креативной фотозоны из книг

Содержание. Библиотечная инсталяция –одна из инновационных форм создания комфортного пространства в библиотеке. Выставки-инсталяции отличаются от традиционных отсутствием привычных книжных полок. Главное в выставке-инсталяции –это эстетическое наслаждение, ассоциации. Выставка-инсталяция «Книжный человек, читающий книгу» -композиция из книг, представляющая собой читающего человека. Дополнением композиции является теплый шарф, торшер, кресло и журнальный столик. Главная идея фотозоны: человек сделан из книг, которые он читает.

Творческий проект: фотозона в библиотеке.

  1. Определение целей, задач фотозоны
  2. Разработка, название проекта
  3. Выбор места фотозоны, подбор книг
  4. Создание читающего человека
  5. Поиск атрибутов для фотозоны (торшер, столик, кресло, шарф, плед)
  6. Приглашение на фотосессию в тематических группах («Библиотека гимназии 76» «Жизнь 76 гимназии г.Челябинск») в социальной сети «В контакте»
  7. Выбор имени «книжному человеку» с помощью голосования в тематических группах («Библиотека гимназии 76» «Жизнь 76 гимназии г.Челябинск») в социальной сети «В контакте»
  8. Фотосессия

октябрь

1-4 классы

5-9 классы

«Встречают по обложке»: конкурс

Цель: изобразить свое видение обложки любимой книги

Содержание: В конкурсе были выделены возрастные категории и номинации:

1-4 класс «Русские народные сказки»

5-9 класс «Зарубежные сказки»

Конкурс рисунков

Нарисовать обложку любимой сказки, выразив в рисунке свое видение. Лучшие работы, представленные на конкурс, были размещены в фойе первого этажа в номинации «Детское творчество», информация размещена в социальной сети «В контакте»

октябрь

Актуальность проекта. Под влиянием координальных явлений в сфере образования, развития информационных технологий, стал наблюдаться отток читателей из библиотек. Часть читателей исключили чтение книг на печатной основе из своей жизни, а новое поколение, равняясь на нечитающих взрослых, так и не вошло в круг читателей библиотек. Таким образом, возникает необходимость возвращения массовых мероприятий, проектов по популяризации детского чтения на новом уровне. Актуальность проекта заключается в необходимости педагогического отклика на создание читательской среды, вовлечение педагогов, учащихся и родителей в процесс чтения, способствующих развитию читательского интереса у обучающихся. Этим и объясняется разработка и реализация проекта: «Сказка-дверь в большой мир. Любимые герои любимых сказок ».

Предполагаемые результаты.

  1. Повышение значимости и престижа школьной библиотеки как проводника в мире чтения
  2. Умение учащихся работать с книгой, анализировать и оценивать поступки героев.
  3. Реализация совместных литературных проектов способствует развитию коммуникации, речи, творческих способностей как обучающихся, так педагогов и родителей.
  4. Создание фотоальбома о реализации проекта «Сказка-дверь в большой мир. Любимые герои любимых сказок»
  5. Наполняемость странички «Библиотека гимназии 76» в социальной сети «В контакте»

ИТОГ. Самая благодарная аудитория для познания красоты и мудрости сказок – дети младшего и среднего школьного возраста. Они начинают знакомиться со сказками еще до того, как учатся читать самостоятельно, т.е. слушая их в исполнении родителей, рассматривая иллюстрации в книгах, видя сказочные образы на экране. Взрослея, они получают возможность приобщаться к неиссякаемой мудрости сказок. На этом этапе взросления очень важно направить внимание юных читателей на правильное понимание, вдумчивое чтение прочитанных сказок. Совместная творческая работа над проектом сблизила педагогов, родителей и учащихся. Благодаря проекту увеличилось число читателей школьной библиотеки, возросла книговыдача, значительно повысился уровень читательской компетентности. Дети-участники проекта приобщились к лучшим произведениям сказочной тематики, приобрели навыки и умения творчески представить любимые произведения на сцене, бесценный опыт работы в команде.

Список использованной литературы:

  1. 1.Клюшникова Л.А. Как научить любить чтение и книги//Библиотека в школе.-2015.-№5.-С.15-17
  2. 2.Методические рекомендации по чтению вслух.- Текст: электронный//Самарская областная детская библиотека: официальный сайт.- URL: http://www.sodb.ru/node/486 (Дата обращения: 1.11.2019)
  3. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя.-М.: Русская школьная мбиблиотечная ассоциация, 2009.- 319 С.
  4. Тихомирова, И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2009. — № 10. — С. 25-26.
  5. 4.Родительское собрание по детскому чтению/Сост. Т.Д. Жукова.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-288с.
  6. Семейное чтение в год семьи/Сост.: Т.Д. Жукова.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008.-320 с.
  7. Столяров Ю.Н. Сказка-дверь в большой мир: советы взрослым о воспитании у детей культуры чтения сказок.-м.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012.-224 с.
  8. Чаусова С.А. Громкое чтение как форма воспитания вдумчивого читателя//Библиотека в школе.-2009.-№1.-С.32-35

Приложение 1 «Сказка-дверь в большой мир. Любимые герои любимых сказок». Список выбранных книг для творческих проектов в форме инсценировок

№ п.п.

Класс

Название произведения

1

1-а

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»

2

1-б

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»

3

1-г

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

4

2-а

К.И. Чуковский «Тараканище»

5

2-б

К.И. Чуковский «Краденое солнце»

6

2-в

К.И. Чуковский «Крокодил»

7

2-г

К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»

8

3-а

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»»

9

3-б

А.С. Пушкин «О мертвой царевне и о семи богатырях»

10

3-в

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

11

3-г

А.С. Пушкин «Сказка о Попе и о работнике его Балде»

Приложение 2 Международный проект ISLM-2021 «Сказки и народные сказки мира» к Международному месячнику школьных библиотек.

№ п.п.

Название проекта

Участник (Фамилия, имя)

Класс, классный руководитель

Результат, название сказки

Этап (школьный, международный)

1.

«Обмен закладками»

Малькова Александра

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Золотая рыбка»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Международный

(Хорватия)

2.

«Обмен закладками»

Ловягина Вероника

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Змей Горыныч»

Русская народная сказка «Алеша Попович и Тугарин змей»

Международный

(Хорватия)

3.

«Обмен закладками»

Ступишина Анна

2-г

(Феоктистова Л.Д.)

Закладка «Сказы Бажова»,

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

Международный

(Хорватия)

4.

«Обмен закладками»

Малькова Александра

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Винни-Пух и его друзья»

А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Международный

(Хорватия)

5.

«Обмен закладками»

Арзамасцева Анна

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Колобок и компания»

Русская народная сказка «Колобок»

Международный

(Хорватия)

6.

«Обмен закладками»

Сапегина Виктория

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Царевна-лягушка»

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Международный

(Хорватия)

7.

«Обмен закладками»

Симиргеев Артем

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Колобок на окошке»

Русская народная сказка «Колобок»

Международный

(Хорватия)

8.

«Обмен закладками»

Чурбанов Владимир

2-г

(Феоктистова Л.Д.)

Закладка «Серебрянное копытце»

П.П. Бажов «Серебрянное копытце»

Международный

(Хорватия)

9.

«Обмен закладками»

Сахно Варвара

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Алиса в стране чудес»

Л. Кэррол «Приключения Алисы в стране чудес»

Школьный

10.

«Обмен закладками»

Ловягина Вероника

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Вытаскивающаяся змейка»

Школьный

12.

«Обмен закладками»

Шмакова Катя

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Чиполлино»

Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

Школьный

13.

«Обмен закладками»

Халиков Данил

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка «Колобок»

Русская народная сказка «Колобок»

Школьный

14.

«Обмен закладками»

5-б

(Клочкова О.В.)

Закладка с надписью «Brain expiosion”

Школьный

15

«Обмен закладками»

Шмакова Екатерина

5-б

(Клочкова О.В.)

Маленькая закладка с изображением зверька

Школьный

Приложение 3 Отчет Международного Месячника школьных библиотек в МАОУ «Гимназия № 76 г.Челябинск»-21 (для публикации на официальной странице проекта (international School Library Month, ISLM) по теме «Сказки и народные сказки мира»

Страна: Россия

Имя: Сухинина Ольга Владимировна

Клочкова Ольга Владимировна

Должность: педагог-библиотекарь

учитель английского языка

Организация: МАОУ «Гимназия № 76 г.Челябинск»

Международный месячник школьных библиотек в МАОУ «Гимназия № 76 г. Челябинск» в 2021 году.

Гимназия № 76 приняла участие в праздновании Международного месячника школьных библиотек (international School Library Month, ISLM) по теме «Сказки и народные сказки мира», учавствуя в Международных проектах и школьных мероприятиях.

Цель проведенных мероприятий: поддержка и развитие интереса к школьным библиотекам и к чтению как к увлекательному и творческому процессу.

Мероприятия международного месячника школьных библиотек:

1.Фотозона

В школьной библиотеке силами ученического самоуправления была оформлена фотозона: книжный человек, читающий книгу. А имя ему придумали все вместе с помощью голосования в группах «Жизнь 76 гимназии г.Челябинск» и «Библиотека гимназии 76 г.Челябинск» в социальной сети «В контакте». Имя Джузеппе набрало наибольшее количество голосов. Фотозона пользовалась большой популярностью у учащихся не только младшего и среднего звена, но и у старшеклассников. Ребята с удовольствием фотографировались с Джузеппе на фоне книжной выставки «Книга-источник знаний».

https://vk.com/wall-199669065_202

2. Книжная выставка «Книга-источник знаний» (сказки-юбиляры 2021 года).

Цель: сформировать навыки самостоятельной работы с книгой, популяризация лучших отечественных и зарубежных сказок. На выставке были представлены сказки – юбиляры 2021 года, которые пользуются большой популярностью у читателей младшего и среднего звена.

3.Конкурс «Встречают по обложке»

Цель: изобразить свое видение обложки любимой книги. В этом конкурсе были выделены возрастные категории и номинации:

  • 1-4 класс – «Русские народные сказки»
  • 5-9 класс – «Зарубежные сказки»

Лучшие работы, представленные на конкурс, были размещены в фойе первого этажа гимназии в номинации «Детское творчество», информация размещена в социальной сети «В контакте».

https://vk.com/photo-103064687_457249817

4. Праздник для первоклассников «Посвящение в читатели»

Первоклассники совершили экскурс в удивительную страну под названием «Библиоград». Вместе с педагогом-библиотекарем гимназии они побывали на сказочных остановках, на каждой из которых с удовольствием играли в литературные игры и викторины: «Волшебные слова», «Доскажи имя сказочного героя», «Узнай сказку по иллюстрации», «Путаница». Юные читатели прослушали информацию о первых книгах, правилах библиотеки и о бережном отношении к книгам. Завершился праздник торжественным произношением «Клятвы читателя». Под красивую музыку видеоклипа «Возьмите в руки книгу дети» юные читатели выбрали свои первые книги.

5.Интерактивная викторина «Малахитовая шкатулка», посвященная творчеству П.П. Бажова, конкурс книжных закладок «Сказы П.П. Бажова» среди учащихся 2 классов.

На конкурс было представлено более 30 работ, поражающих своей красотой, творческой фантазией и оригинальностью исполнения! Лучшие из низ представлены на выставке-просмотре «Мудрый сказочник». Второклассники познакомились с творчеством П.П. Бажова, с историей написания его знаменитой книги «Малахитовая шкатулка», заглянули в словарик дедушки Слышко, а также душевно и выразительно продекламировали стихотворение Елены Хоринской «Домик писателя».

В ходе интерактивной викторины ребята показали отличное знание текстов бажовских сказов.

Победители викторины и конкурса закладок были награждены почетными грамотами и памятными призами.

6. Проект Международной Ассоциации школьных библиотекарей (ISLM-2021) . Обмен закладками.

Координаторами проекта в гимназии стали: педагог-библиотекарь Сухинина Ольга Владимировна и учитель английского языка, руководитель школьного «Музея мира» Клочкова Ольга Владимировна.

В проекте «Обмен закладками» (возрастная категория 12 лет и младше) приняли участие 8 человек. Это учащиеся 5-б класса (классный руководитель Клочкова О.В.) и учащиеся 2-г класса (классный руководитель Феоктистова Л.Д.). Все участники проекта мастерили традиционные книжные закладки «сказочной» тематики:

  • А.С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке»
  • Русская народная сказка «Алеша Попович и Тугарин змей»
  • П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • А.Милн «Винни-пух и все-все-все»
  • Русская народная сказка «Колобок»
  • Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
  • П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Нашим партнером-участником в Международном проекте ISLM стала начальная школа из г.Карловац (Хорватия), куратор Ana Sudarevic.

Посылку из Хорватии мы получили 13 ноября, а 15 ноября заказное письмо с нашими закладками из России отправилось в далекий г. Карловац.

Книжные закладки из Хорватии (Elementary School Dubovac, Karlovac) обретут свое достойное место и будут храниться в школьном «Музее мира».

Этапы работы над проектом:

  1. Изучение информации о проекте, знакомство с условиями проекта.
  2. Поиск участников проекта и куратора-педагога
  3. Знакомство учащихся с проектом (презентация).
  4. Определение участников (возрастная категория, количество)
  5. Регистрация участников и координаторов проекта
  6. Проведение беседы с электронной презентацией « Книжная закладка. Виды. Технологии изготовления»
  7. «Сказка-дверь в большой мир»: обзор сказок-юбиляров года
  8. Создание закладок участниками проекта
  9. Упаковка, отправление по почте
  10. Получение закладок из Хорватии, распаковка, знакомство, обмен эмоциями
  11. На протяжении всего проекта информационная поддержка и помощь координатора проекта ISLM «Обмен закладками (до 12 лет)» Орловой Светланы Руслановны, педагога-библиотекаря МБОУ «СОШ № 2 с уиоп», г. Лысьва
  12. Составление отчета
  13. Награждение участников проекта, подведение итогов.

Приложение 4 Сценарный отдел

«Певец Урала или Аленушкины сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка»: литературно-познавательный час к юбилею писателя

Цель: знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка

Задачи:

  1. приобщение учащихся к лучшим произведениям писателя
  2. Знакомство с понятием «литературная сказка»

Оборудование:

  • книжная выставка «Вернисаж сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка»
  • электронная презентация
  • проектор, экран

Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена писателю-юбиляру- Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку. Дмитрий Наркисович -это русский писатель, прозаик и драматург, который является знаковой личностью , посланцем Урала в русской литературе.

Дмитрий Мамин родился в 1852 году на Урале, в заводском поселке, недалеко от Нижнего Тагила в семье заводского священника. Завдские мастеровые, старатели часто бывали в семье Маминых и рассказывали истории о своей нелегкой жизни, предания и легенды о прошлом уральских заводов. Жизнь уральских рабочих, крестьян, рудокопов была хорошо знакома Дмитрию. С 16 лет Дмитрий Мамин – Сибиряк вел дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. После окончания Пермской духовной семинарии Дмитрий Мамин поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию, а затем на юридический факультет университета в Санкт-Петербурге, но проучился в нем всего один год из-за тяжелой болезни легких.

В 1877 году Дмитрий возвращается на Урал. Всестороннее познание жизни Урала дает ему право выбрать свой литературный псевдоним Сибиряк: ведь Урал – начало Сибири, богатейшего края, населенного удивительными людьми. С этого времени он носит фамилию Мамин-Сибиряк.

Писатель знакомит нас с уральскими рабочими, золотоискателями, сплавщиками, охотниками, неповторимой природой Урала. Мамин-Сибиряк еще в студенческие годы пишет свои первые произведения о нелегкой жизни рабочих, простых трудящихся людей. Крупные издательства с опаской относились к творчеству молодого писателя, его произведения долго не издавали. Только спустя много лет появились в печати его крупные романы, в которых писатель изображает тяжкий труд народа и его борьбу с несправедливостью.

  • Приваловские миллионы
  • Горное гнездо
  • Хлеб
  • Золото
  • Три конца
  • Дикое счастье

Мамин-Сибиряк становится известным писателем. С большой любовью Дмитрий Наркисович пишет очерки, рассказы и сказки для детей. Его рассказы: «Приемыш», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Богач и Еремка»- это описание жизни маленьких детей, которые с детства вынуждены были заниматься физической работой, чтобы помогать родителям. — настоящая классика детской литературы. Наиболее известный цикл детских сказок Мамин-Сибиряк назвал «Аленушкины сказки». В него вошли наверняка, известные вам, ребята, сказки:

  • Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост
  • Сказочка про Козявочку
  • Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост
  • Ванькины именины
  • Старый воробей

Известно, что название их связано с именем его единственной дочери Алены.21 марта 1892 года в семье родилась дочь Алена, а 22 марта ее мама умерла. Д.Н.Мамин-Сибиряк остался один с маленькой и не совсем здоровой дочерью. Около двух лет он рассказывал Аленушке сказки на ночь, а потом издал их отдельной книгой.

(Демонстрация и просмотр видеофильма «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Жизнь и творчество» Время просмотра – 5 минут)

Память о Дмитрии Наргисовиче Мамине –Сибиряке жива не только в его замечательных книгах:

  • В честь писателя названо несколько улиц, в том числе одна — в Екатеринбурге
  • К 150-летию со дня рождения писателя, в 2002 году Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связаны с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 года на родине писателя, в посёлке Висим (Свердловская область).
  • В Екатеринбурге на улице Пушкина есть дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, открывшийся в 1946 году.
  • В п. Висим Свердловской области (в окрестностях Нижнего Тагила), на исторической родине писателя, на улице Д. Н. Мамина-Сибиряка находится другой дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка[9].
  • 31 июля 1963 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 937 Нижнетагильскому драматическому театру было присвоено имя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
  • По мотивам его книг сняты художественные фильмы: «Золото», «Горное гнездо», «Приваловские миллионы» и др.
  • По замечательным сказкам Мамина-Сибиряка сняты мультипликационные фильмы:
  • «Сказка про Козявочку»; «Сказка про храброго зайца», «Серая шейка» и многие другие
  • В 1952 г. в связи со 100- летним юбилеем было присвоено главной библиотеке Ленинского района г. Челябинска- библиотеке № 22 имени Д.Н. Мамина-Сибиряка. Она находится по адресу: ул. Гагарина, 50. Много лет в холле этой библиотеки существует музей, посвященный Дмитрию Наркисовичу.

Закончить нашу встречу я хочу словами писателя Максима Горького, который высоко оценил творчество Мамина-Сибиряка: «Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык… Земле родной есть за что благодарить вас, друг и учитель наш!».

Книги Д.Н.Мамина-Сибиряка представлены на выставке. С ними вы можете познакомиться позднее.

А сейчас мы познакомимся с вашими творческими проектами. (Демонстрируются инсценировки сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка)

Спасибо всем за замечательные выступления! До новых встреч на страницах любимых книг!

Литература:

  1. Библиогид: Альманах о книгах для детей.-М.: Школьная библиотека, 2004.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Сер.1: Вып.5).-180с.: ил.
  2. Макарова Б.А.Певец Урала//Читаем, учимся, играем.-227.-№8.-С.22-25
  3. Открывая книг у, открываем мир!: сборник материалов.-Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.0264 с.

Приложение 5 Сценарный отдел

«Сказки дедушки Корнея»: литературно-познавательный час к 140-летию со дня рождения писателя

Цель: знакомство с жизнью и творчеством К.И. Чуковского

Задачи:

  1. Закрепление понятия «литературная сказка в стихах»
  2. Знакомство с многогранностью таланта писателя
  3. Защита творческих проектов в форме инсценировок.

Возраст: учащиеся 2 классов

Оборудование:

  • книжная выставка «Любимый сказочник»
  • Электронная презентация
  • Проектор, экран

Библиотекарь! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о замечательном детском писателе, сказочнике-Корнее Ивановиче Чуковском, которому в этом году исполнилось бы 140 лет!

Настоящее имя — Николай Васильевич Корнейчуков Он родился 31 марта 1882 года, а умер 28 октября 1969 года. «Маленьким его друзьям от «двух до пяти» он казался великаном, настоящим волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого шутку, звонкое слово, громкий смех…» Из воспоминаний С. Смирновой.

Первая детская сказка Чуковского «Крокодил» была опубликована в 1916 году. Она сразу же полюбилась маленьким читателям. Следом за «Крокодилом» появились «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» и другие сказки.

Нам жалко дедушку Корнея,

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал.

Не восхищался «Телефоном»,

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг!

В. Берестов

Высокое искусство перевода. Корней Иванович был не только детским писателем, но и переводчиком Он писал: « Не букву буквой нужно воспроизводить в переводе (я готов повторить это тысячу раз!), улыбку – улыбкой, музыку – музыкой, душевную тональность – душевной тональностью». Чуковский много работал над переводами с английского, среди переведенных им выдающихся писателей Англии и США –Уолт Уитмен, Марк Твен, О. Генри, Генри Лонгфелло, Редьярд Киплинг, Оскар Уайльд, Артур Конан Дойл. Чуковский пересказал для детей книги Даниэля Дефо, Рудольфа Эрлиха Распэ, Джеймса Гринвуда. Чуковский познакомил русских детей с английским фольклором: перевел английские народные песенки про обжору Барабека, Котауси и Мауси,и «Человечка – скрюченные ножки». По-своему пересказал он сказку Гью Лофтинга «Приключения доктора Дулитла» и получился знаменитый «Доктор Айболит».

«От двух до пяти». НЕ менее знаменита книга К.И. Чуковского «От двух до пяти». «Прошу, умоляю всех, кто так или иначе близок к детям, сообщить мне для дальнейших исследований всякие самобытные детские слова, речения, обороты речи – все, что вас удивит или заинтересует в вашем или чужом ребенке».

К.И. ЧуковскийОбращение к читателям статьи «О детском языке»

Книга «От двух до пяти» посвящена детскому языку. Писатель работал над ней более полувека. Впервые опубликованная в Ленинграде в 1928 году под названием «Маленькие дети»она, начиная с 3 издания в 1933 году, стала называться «От двух до пяти». При жизни Чуковского книга переиздавалась не один раз и ни одно издание не повторяло в точности предыдущее. Написана она в соавторстве с тысячами ее читателей, с многочисленными корреспондентами писателя, которые делились с ним своими наблюдениями и соображениями. Погуляем по ее страницам:

  • Мама, крапива кусается?
  • — Да.
  • -А как она лает?
  • Мама, зачем это в каждую черешню кладут косточку? Ведь косточки все равно надо выбрасывать.
  • Море – это с одним берегом, а река – с двумя.
  • Что ли ножик – вилкин муж?
  • Глядя на лысого:
  • — Почему у тебя так много лица?
  • Сколько тебе лет?
  • — Скоро восемь, а пока три.
  • Я намакаронился!
  • Собаки нужны охотнику, чтобы на него зайцы не напали?

«Живой как жизнь» В защиту чистоты и выразительности Русского языка в 1962 году вышла книга «Живой как жизнь». Чуковский выступает против засорения языка канцелярским жаргоном, отражающим бездушный бюрократический образ мыслей. Корней Иванович писал: «Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций»

Чуковский-литературовед. Широкая известность книг Чуковского для детей обычно заслоняет другую его работу. А ведь Чуковский достиг успеха в самых разных областях творчества, в том числе был талантливым критиком и литературоведом. Почти 50 лет Корней Иванович занимался творчеством Николая Алексеевича Некрасова. Его книга «Мастерство Некрасова» была удостоена «Ленинской премии» в 1962 году. И в этом же году оксфордский университет присудил ему звание доктора литературы

Чуковский-автор загадок для детей. Еще одна грань творчества Корне Ивановича,- его знаменитые загадки. Сам он писал: «Всегда, где бы я не был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача,- я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей». А сейчас я предлагаю вам, ребята познакомиться с загадками К.И. Чуковского и, конечно же, поразгадывать их! Готовы? Тогда начинаем!

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел-

Прямо по морю пошел!

(Корабль)

Хожу-брожу не лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей

(Расческа)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб- всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю!

(Рот)

Мудрец в нем видит мудреца,

Глупец-глупца,

Баран-барана.

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну-обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя Неряху увидел лохматого!

(Зеркало)

На малину налетели.

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода-

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке,

С бородою из мочалки!

(Пугало)

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты.

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты!

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными!

(Салют)

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами!

А завтра во двор унесите меня.

И бейте меня, колотите меня!

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне!

(Ковер)

Молодцы, ребята! А теперь вспомним сказки Корнея Ивановича! Все вы готовились к сегодняшенему мероприятию: читали сказки, готовили выступление в форме инсценировки. Поэтому легко справитесь с заданием «Доскажи строчку из сказки». Я вам говорю начало строчки, а вы продолжаете, можно хором.

  • «Пошла муха на базар…и купила самовар!
  • Я Федорушку прощаю….сладким чаем угощаю»
  • «В Африке разбойник, в Афрнике злодей….в Африке ужасный Бар-ма-лей!»
  • «А потом позвонили мартышки….пришлите, пожалуйста, книжки!
  • «Жил да был Крокодил….он по улицам ходил!»
  • «Добрый доктор Айболит….он под деревом сидит!

Молодцы! Отлично справились с заданием! Ребята, а вы любите иллюстрации в книжках? Отлично, следующее задание: узнай сказку по иллюстрации. На экране будут появляться иллюстрации из сказок К.И. Чуковского. Ваша задача – определить название сказки.

  1. «Муха-цокотуха»
  2. «Краденое солнце»
  3. «Мойдодыр»
  4. «Телефон»
  5. «Федорино горе»
  6. «Доктор Айболит»
  7. «Бармалей»
  8. «Чудо-дерево»

А сейчас, ребята, подошло время защиты ваших творческих проектов в форме инсценировок. Напоминаю, что время вашего выступления 5-7 минут.

  • 2-а – «Тараканище»
  • 2-б –«Краденое солнце»
  • 2-в -«Крокодил»
  • 2-г – «Муха-Цокотуха»

(Выступления учащихся) Молодцы, ребята! Спасибо за вашу подготовку, замечательные выступления!

А наше мероприятие подошло к концу. До новых встреч на страницах любимых книг!

Литература:

  1. Авдошина Н.Праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского//Начальная школа.-2003.-№ 3.- С.100-101
  2. Смирнова В.Корней Иванович Чуковский//Чуковский К.И.Стихи и сказки.- От двух до пяти .-М.: Дет.лит, 1981.-С.3-8
  3. Тамахин7а И.Р. Великан по имени Чукоша: материалы для проведения библиотечного вечер//Читаем, учимся, играем.-2002.-№ 1.-С.110-112
  4. Хохлова Е.Б. Путаница дедушки Корнея: сценарий литературного утренника// Читаем, учимся, итграем.-2002.-№ 1.-С.117-120

Приложения:

  1. file0.docx.. 388,6 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 11,2 МБ

Опубликовано: 16.11.2022

Категории конкурсов для школьников и дошкольников

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Русская народная сказка»

Сказки – это удивительное и уникальное явление в русской литературе, которое несет в себе исключительную поучительность. Ведь именно с помощью народных сказок удается привить детям любовь к собственной культуре, познакомить с неисчерпаемым богатством нашей народной литературы и донести мудрость, дошедшую до наших дней сквозь века. Приглашаем принять участие в конкурсе с рисунками и поделками, посвященными самым любим русским народным сказкам.

Работы принимаются по следующим направлениями:

Номинации: рисунок, декоративно-прикладное творчество, компьютерная графика

Участники:

Дошкольники

Дошкольники

1-4 классы

1-4 классы

5-8 классы

5-8 классы

9-11 классы

9-11 классы

Работы оцениваются только жюри соответствующего конкурса. Оно определяет победителей, занявших
I, II, III места и участников конкурса.
Результат участника доступен сразу при одобрении работы. Участие в конкурсе бесплатное.
Пакет наградных документов можно оформить в личном кабинете сразу после публикации работы и
получения результата.
Стоимость оформления – 70 руб.

  1. К участию принимается одна работа в одной номинации от одного участника по заданной теме.
  2. Конкурсная работа должна быть выполнена участником самостоятельно.
  3. Конкурсная работа не должна содержать плагиат или принадлежать третьим лицам.
  4. Работа участника должна иметь соответствующее название.
  5. Объем файла с работой не должен превышать 10 Мб.

При не соблюдении участником/куратором данных требований организатор оставляет за собой право
отклонить заявку на участие. В случае возникновения каких-либо вопросов от организатора
участнику/ куратору будет отправлено сообщение.

Вам также может понравиться:

МБОУ «Большереченская СОШ №2»

МАРАФОН СКАЗОК.

Конкурсно-игровая программа для младших школьников.

Условия программы: участвуют 4 команды по 8-10 человек — знатоков сказок.

Каждая команда придумывает название, девиз, рисует эмблему, выбирает капитана и готовит домашнее задание: отрывок из сказки; песня из любой сказки для музыкальной паузы. Для всех участников команды – костюм сказочного героя.

Разработчик: Щербакова Елена Яковлевна,

старшая вожатая

МБОУ «Большереченская СОШ №2».

Цель: приобщение младших школьников к ценностям художественной литературы

Задачи:

Личностные УУД:

— воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

— проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

— анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Познавательные УУД:

— познакомить с героями русских народных сказок, сказок великих писателей;

— развивать творческое воображение, логику мышления и память;

— самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

Регулятивные УУД:

— осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;

— анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

-оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

— Допускать существование различных точек зрения;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— формировать вербальных и невербальных способов коммуникации;

— уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Ведущий: Вы любите сказки? И я люблю. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь, слушаешь – дух захватывает.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». В сказке всегда есть урок, но урок добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Сегодня в марафоне участвуют команды…… Приветствие команд.

Конкурс 1.Разминка.

Ведущий задаёт вопросы командам. Команды отвечают. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лёд. (Кай)

Каким был утёнок, пока не стал лебедем? (Гадким)

Самый круглый сказочный герой? (Колобок)

Всех излечит, исцелит… (Айболит)

Как звали девочку, которая в сказке совершила далёкое путешествие? (Герда)

Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)

Кто помог Дюймовочке попасть в тёплые края? (Ласточка)

В кого превратился гадкий утенок? (В Лебедя)

Девочка с нетрадиционным цветом волос (Мальвина)

Знаменитый мальчик из современной английской сказки (Гарри Поттер)

Транспортное средство старика Хоттабыча (Ковер-самолёт)

У какой героини русских народных сказок длинная коса? (Варвара)

Дискотека, на которую собиралась Золушка (Бал)

Первое чудо золотой рыбки (Корыто)

Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Главный враг доктора Айболита (Бармалей)

У кого из сказочных персонажей Пушкина вся сила была в его бороде? (У Черномора)

Верный друг лисы Алисы (Базилио)

Что в голове у Винни-Пуха? (Опилки)

Имя девочки, спасшей брата Кая (Герда)

Конкурс 2. «Найди знакомые имена»

Каждой команде выдается табличка «Сказочные герои». В клетках таблички записаны имена хорошо знакомых ребятам героев детских книг и сказок. Но буквы имен записаны не всегда в одной строчке. Участники должны отыскать эти имена. Их восемь. (Время выполнения задания 1 минута). Данное задание оценивается в 5 баллов.

«СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ»

Задания для болельщиков.

«Герои сказок в загадках»

Ведущий читает по одной загадке каждой команде. Нужно угадать героя сказки.

Чтоб взлететь над землей,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)

Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино.)

Любит мед, друзей встречает

И ворчалки сочиняет,

А еще — пыхтелки,

кричалки, сопелки… Ух!

Забавный медвежонок… (Пух).

Не остался без хвоста

Добрый ослик наш… (Иа.)

Испекла бабуля деду —

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал,

На носок лисе попал. (Колобок.)

В Простоквашино живет.

Все хозяйство там ведет.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия — морская. (Кот Матроскин.)

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, ее вздыхатель.

Целый день поет о ней. (Мальвина.)

Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки,

И живет один чудак.

Все он делает не так.

Неумейкой он слывет.

Кто его нам назовет? (Незнайка.)

Озорной весельчак

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон.)

Конкурс 3. «Дополни имя сказочного героя»

Ведущий называет первую часть имени героя, а участники игры (по очереди) дополняют недостающее имя. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Папа… Карло.

2. Домовенок… Кузя.

3. Доктор… Айболит.

4. Почтальон… Печкин.

5. Синьор… Помидор.

6. Карлик… Нос.

7. Царевна… Лебедь.

8. Железный… Дровосек.

9. Оле-… Лукойе.

10. Старик… Хоттабыч.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

(исполнение песни из сказки, подготовленной одной из команд)

Конкурс 4. «Волшебные предметы»

*( 1 вариант)

В круг встают по 3 участника из команд, чередуясь с игроками из других команд. Далее звучит стихотворение — вступление к игре.

Предметы волшебные в сказках бывают,

Героев желанья они исполняют:

Ковер-самолет — над миром подняться,

Чудесный горшок — сладкой кашей питаться.

А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,

Волшебных предметов набрать кузовок.

Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.

Участники конкурса по очереди (по кругу) называют известные им волшебные предметы из сказок. Если игрок не может назвать волшебный предмет или повторяется, то он выходит из игры. Побеждает команда, чей игрок остался последним.

*(2 вариант)

Назвать все предметы:

1. Волшебные предметы, исполняющие желания (волшебная палочка, лепесток, кольцо, волосок).

2.Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (зеркало, книга, золотое блюдечко).

3.Предметы, выполняющие работу за героя (скатерть-самобранка, игла, меч-кладенец, дубинки).

4.Предметы, возвращающие здоровье и молодость (молодильные яблоки, живая вода).

5. Предметы, показывающие дорогу (камень, клубочек, перышко, стрела).

6.Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет)….

Конкурс капитанов 5. «Из какой сказки Г.Х. Андерсена предмет».

Капитанам команд выдаются карточки.

Зонтик («Оле-Лукойе»).

Санки («Снежная королева»).

Горошина («Принцесса на горошине»).

Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»),

Крапива («Дикие лебеди»),

Сундук («Сундук-самолет»).

Конкурс 5. «Сказочный переполох»

Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей — Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.

Команды выполняют задание без капитанов.

«Сказочный переполох»

«Жар-птица и Серый Волк».

 

«Царевна Хаврошечка».

 

«Иван-царевич и Василиса-царевна».

 

«Крошечка-лягушка».

 

«Финист Бессмертный».

 

«Кощей — Ясный сокол».

 

Задания для болельщиков.

«Герои сказок в загадках»

Ведущий читает по одной загадке каждой команде.

Отгадайте, о каких героях загадки и из каких сказок эти герои.

1. Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (Емеля из сказки «По щучьему велению».)

2. То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится. (Жар-птица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».)

3. На кочке болотной Невестушка ждет,

Когда же за нею Царевич придет. (Лягушка из сказки «Царевна-лягушка».)

4. Много серебра и злата

В сундуках своих он спрятал,

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный.)

Конкурс 6. «Хоровод сказок»

По началу текста узнайте русскую народную сказку.

Каждая команда получает карточки. Один из игроков команды знатоков зачитывает текст и отвечает.

1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» («Царевна — лягушка».)

2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…» («Иван-царевич и Серый Волк».)

3. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла…» («Василиса Прекрасная».)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…» («Сивка-Бурка».)

«Кто здесь живет?»

Каждая команда получает карточки. Один из игроков команды знатоков зачитывает текст и отвечает.

Это пристанище расположено на крыше дома. И в нём есть что посмотреть : на полу вишнёвые косточки, ореховая скорлупа и обёртки от конфет. Кто хозяин этого дома?

( Карлсон)

2. Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует «русский дух». (Баба Яга)

В этом ветхом-ветхом пристанище у самого синего моря жили они 30 лет и 3 года.

( Старик и старуха)

У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочно – из веток и прутьев, а вот у третьего – каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех жителей.

( Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

Задания для болельщиков.

1. Из чего у Золушки была карета? (из тыквы).

2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).

3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).

4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).

5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).

6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом).

7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).

8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»).

9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая). 10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).

11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).

12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).

13.На чем ездил Емеля? (на печи).

14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).

15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).

16.Кто перенес Айболита в Африку? (орел).

17.В какой сказке птица спасла императора от смерти? («Соловей»).

18.В какой сказке море горело? ( «Путаница»).

19. Что такое «красный цветок»? (огонь).

20.Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)….

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

(исполнение песни из сказки, подготовленной одной из команд)

Задание-конкурс «Рассказ по кругу»

Ведущий читает рассказ, а участники, двигаясь по кругу, изображают всё, что услышали.

«Карусель сказок»

Мы отправляемся в сказочную страну «Лукоморье». Для этого вы надеваете на голову богатырский шлем, подвязываете на пояс меч-кладенец, запрягаете своего богатырского коня Сивку-Бурку. Конь запрокидывает голову, весело ржет и бьёт копытом.

Вы вскочили в седло, свистнули, хлестнули коня плетью и галопом выехали со двора. Вы едете по темному непроходимому лесу. Вдруг с ветвей на вас капает огромная ….капля росы. Толстые колючие ветки преграждают вам путь, сквозь них очень трудно пробираться. Тогда вы громко кричите «Но»; конь прыгает и… благополучно приземляется на другой стороне оврага.

Но вот лес, наконец-то, кончился. Перед вами – огромный дуб. И тут раздаётся оглушительный свист. Это свистит Соловей-Разбойник. Деревья склоняются к самой траве, пыль поднимается столбом, попадает вам в глаза. Ваш конь падает на колени. Сопротивляясь ветру, вы с трудом раскручиваете над головой огромную палицу и бросаете её в Соловья-Разбойника, А сами падаете без чувств.

Аплодисменты!!!

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

Итоговый оценочный лист «Марафон сказок»

Команды

Разминка

Мах 5 б

Сказочные герои

Мах 5 б.

Дополни имя

Мах 5б.

Волшебные предметы

( за каждый правильный ответ – 1 б.)

Конкурс капитанов

Мах 7 б.

Сказочный переполох

Мах 6 б.

Хоровод сказок

Мах 2 б.

Домашнее

Задание

Мах 10 б.

                 
                 

Итого:

Команды

Общий балл

Место

 
     
     

В Душанбе прошел XV Международный конкурс «Искусство книги», в котором участвовали более ста изданий из Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана. Наши издательства привезли Гран-при, девять первых премий и одну вторую.


Первое место книге «Белорусский костюм», обложку которой украшает портрет Радзивиллов, жюри присудило единогласно. Для написания своего труда составители Любовь Ракова и Валентина Белявина проделали огромную работу – изучили архивные документы, картины современников с изображением шляхты. Издание получилось красивым, с множеством иллюстраций. 

Среди лучших оказалась книга сказок, пословиц и поговорок для детей о старинном белорусском быте «Спадчына, або Каб не стаць манкуртам», посвященная Году малой родины. Наград также удостоены альбом живописи и стихов известного графика Рыгора Ситницы, сборник произведений Чингиза Айтматова «I вякуе дзень даўжэй за век» в переводе Михася Стрельцова с иллюстрациями Арлена Кашкуревича, исследование искусствоведа Ольги Баженовой «Белорусский след в культуре и архитектуре Москвы». А ведь конкуренция была достойной, не скрывает директор издательства «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» Владимир Андриевич: 

– Каждая страна с помощью книг старалась показать свою историю и традиции. Стихотворение Янки Купалы «А хто там ідзе?», вышедшее в твердой обложке с переводом на 100 языков мира и с иллюстрациями известных художников, жюри отметило Гран-при. 

Осенью издания будут представлены на Фестивале книги и прессы – центральном событии Дня бело­русской письменности в Иваново. Торжественная церемония награждения победителей конкурса «Искусство книги» состоится в сентябре на 31-й Международной книжной выставке-ярмарке. 

tochickaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Литературная  игра-викторина

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

Задачи:

— создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

— создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

— способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;

— развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству. 

К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:

1. «Заюшкина избушка».
2. «Репка».
3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
4. «Курочка ряба».
5. «Гуси-лебеди».

6. «Морозко»

7. «По щучьему велению»

8. «Снегурочка»

9. «Царевна-лягушка»

10. «Колобок»

11. «Теремок»

12. «Волк и семеро козлят»

13. «Лиса и Журавль»

14. «Маша и медведь»

15. «Три медведя» 

Оформление:

выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации 

Оборудование:

телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, силуэты героев сказок из цветной бумаги 

Место проведения: актовый зал.

Время проведения: 40 минут.

Содержание викторины:

  1. Организационный момент. 

Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова) 

2. Вступительное слово. 

Ведущая 1: — Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, неуставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца. 

Ведущая 2: — Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду. 

Вед. 1. Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

Вед.2 Бродят сказки по белому свету,

Людям дарят  тепло и добро.

Как раскроешь ты дивную книгу,

Так возьмет тебя в плен волшебство.

Вот, как витязь, стоишь на распутье,

Ищешь к счастью дорогу свою;

Вот в волшебном саду у Кощея

Птицы-жар тебе песню поют.

Вед 1. Море синее плещет о скалы,

Буреломы встают на пути,

Машут в небе высоком крылами

Гуси-лебеди — слуги Яги.

Много в Сказочном царстве историй,

И какую ни выберешь ты —

Тебе сказка поможет,  расскажет

Всё о жизни, добре и любви.

Читают уч-ся

СКАЗКИ СЛУШАТЬ Я ЛЮБЛЮ. 

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
— Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем
Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

3. Конкурс «Назови сказку!» 

Ведущая 2: — Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает. 

Презентация. Слайды 2-32 

Тянут дед, бабка, внучка, 
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко
Догадался?  Это …    (Репка)

Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им голубая речка
Все им помогали, 
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали.          (Гуси-лебеди) 

Не послушал брат сестрёнку
Превратился он в козлёнка!
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата?   (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал,
И печалилась баба.
Только кудахтала …       (Курочка ряба)

Старухина дочь сидит
 Зубами стучит.
 А он по лесу потрескивает, 
С елки на елку поскакивает,

Пощелкивает, на старухину дочь поглядывает. (Морозко) 

На печи лежит Емеля,
Долго мучался бездельем.
А потом пошло везенье
Всё …                                     (По щучьему велению)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.          (Снегурочка) 

Если сбрасывает кожу, 
На красавицу похожа.          (Царевна-лягушка)

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам,
 Румяный бок,
А зовётся …                             (Колобок)

В этом доме — вот так да! —
Поместились без труда
Мышь, лягушка, волк с лисой, 
Зайка серенький, косой.
Мишка втиснулся, как мог,-
Развалился…                                (Теремок)

Зайку выгнала лиса…
Плачет зайчик: Вот беда!
Волк, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот!
Догадались  вы, друзья,
Что за сказка эта? Да?         (Заюшкина избушка)

Отворили дверь козлята, 
И… пропали все куда-то!      (Волк и семеро козлят)

Колотил да колотил 
По тарелке носом — 
Ничего не проглотил 
И остался с носом…                 (Лиса и Журавль)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь  скорей ответь!
Названье этой сказки…          (Маша и медведь)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?          (Три медведя)

4. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая 1:   

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

 «К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

 (Жу­равль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)

 «Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Еме­ля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

  «Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я  несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Мед­ведь из русской народной сказки «Маша и медведь».) 

5. Конкурс «Филфорд»

Ведущая 2: — Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.

Презентация. Слайды 33-44 

у

м

е

д

в

е

д

ь

ю

ё

л

р

п

в

о

л

к

ш

э

ж

п

е

т

у

х

т

и

м

с

и

к

ч

с

я

и

ч

к

о

б

к

х

з

щ

ш

г

д

е

д

о

т

л

у

ь

а

п

л

и

с

а

к

н

е

к

р

е

п

к

а

е

у

г

а

с

ь

т

г

у

с

и

м

ю

м

а

ш

а

н

с

л

ч

и

з

к

о

з

а

ч

ц

к

а

й

Ответы:  медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза. 

6. Конкурс  «Ассоциации» 

Ведущая 1: — Ребята, следующий конкурс тоже на сообра­зительность.

Ассоциации — это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попро­буйте отгадать сказки по ассоциации со словами: 

1.           Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2.           Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3.           Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4.           Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5.           Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6.           Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

7.           Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)

8.           Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

7.   Конкурс «Исправь ошибки»

Ведущая 2: — В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» —  «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Пять медведей» — «Три медведя»
«Домик» — «Теремок»
«Морковка» — «Репка» 

8. Конкурс «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Ведущая 1:

Друзья познаются
За добро
Под лежачий камень
Без труда не вытащишь
Доброе братство

рыбку из пруда.
дороже богатства.
в беде.
вода не течёт.
добром платят.

9. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая 2: — Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1.  Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может…

— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

Ведущая 1:

  1. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
    Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
    – А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

Ведущая 2:

3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

 – А что дальше? («Тепло ли тебе, девица?». « Тепло, Морозушко, тепло, батюшка»).

Ведущая 1:

4. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

Ведущая 2: 

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

Ведущая 1:

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. 

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.  Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь? 

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась… 

Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…

(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).

10. Конкурс «Вопрос-ответ»

Ведущая 2: 

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам… (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один малень­кий домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9.Кем была в русской народной сказке заколдован­ная лягушка?(Царевна)

10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скре­бен».(«Колобок»)

11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пе­нек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12.В этой сказке птицы налетели, подхватили маль­чика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, деви­ца?»(«Морозко»)

14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной.(Василиса)

15.«…А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки?(Сестрой)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

18. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)

11. Конкурс «Танграмма. Собери героя сказки»

 Ведущая 1:

Учащимся предлагается выбрать по два человека из команды. На столах лежат танграммы, вырезанные из цветного картона. Задача участников: собрать из геометрических фигур по образцу героев сказок и назвать их.

Ведущая: — Танграм – самая древняя китайская игра. Правила игры исключительно просты. Из семи исходных геометрических фигур нужно сложить силуэт заданной фигуры. Во время составления заданной фигуры обязательно используются все семь исходных фигурок. При этом их нельзя накладывать одну на другую. Они должны плотно прилегать друг к другу.

12. Подведение итогов. 

Выступление школьного кукольного театра

Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги. 

Ведущая 2: — Подошла к концу наша литературная игра-виктори­на. Завершая ее, мы желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!

  • Конкурентоспособный как пишется правильно
  • Конкурентно способные как пишется
  • Конкурент доктора пилюлькина в сказке про незнайку
  • Коничива на японском как пишется
  • Конитель или канитель как пишется