Завершился федеральный этап Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Всего в конкурсе приняли участие 835 человек из 80 регионов России. Участники представили работы на 30 языках народов России. Победителями признаны восемь школьников, 16 ребят стали призерами. Учредителем конкурса выступает Минпросвещения России.
В номинации «Сочинение о своей культуре на русском языке» на конкурс поступило 730 работ: 134 сочинения – от учеников 4-х классов, 211 – от школьников 5–7-х классов, 201 – от обучающихся 8–9-х классов и 184 – от старшеклассников (10–11-е классы).
Победителями и призерами конкурса в этой номинации стали школьники Амурской, Архангельской, Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Алтайского и Ставропольского краев. По итогам конкурса они набрали наибольшее количество баллов.
В номинации «Описание русской культуры на родном языке» участники представили 105 работ: 18 сочинений – от учеников 4-х классов, 16 – от учащихся 5–7-х классов, 41 – от школьников 8–9-х классов и 30 – от обучающихся 10–11-х классов.
Победителями и призерами конкурса в номинации признаны школьники из республик Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тюменской области и Хабаровского края.
Церемония награждения восьми победителей и 16 призеров конкурса пройдет 3 ноября 2022 года в Москве. По итогам конкурса будет издан сборник лучших сочинений.
Рейтинговый список участников конкурса доступен по ссылке.
Справочно
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке направлен на поддержку и развитие познавательного интереса школьников в области изучения русского и родных языков, сохранения ценностей традиционной народной культуры, осознания языковой идентичности посредством самостоятельной творческой работы над созданием художественного текста.
Учредитель конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации, оператор – Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации.
Конкурс проводится в два этапа: региональный и федеральный. Все его участники получают сертификаты. Победители и призеры конкурса награждаются ценными призами и дипломами.
–сочинение о своей культуре на русском языке;
Очерк
Педагоги, несущие свет
Музыка — это посредник между духовной и чувственной жизнью.
Б. Арним
Российская культура – понятие широкое. Наш народ необычайно талантлив. Мы получили в наследство от великих предшественников книги и картины, прекрасные музыкальные произведения. Русская культура – отражение нашей души, она обширна, многогранна и многолика.
В современном мире мы все дальше уходим от культурных ценностей: классическим книгам предпочитаем «блокбастеры», театру и посещению музеев – видео в «Тик-токе», классической музыке – популярные хиты современности. Хотелось бы подробнее остановиться на музыкальной культуре.
Как жаль, что в наши дни очень многим уже не нужна классическая музыка, в почёте мощный припев и громкий бит. Если такая тенденция будет продолжаться и дальше, то наш народ потеряет важнейшую часть культурного пространства. Но не все так плохо, ведь в нашей стране остались неравнодушные люди, стремящиеся донести хорошую музыку до каждого – это работники культуры, педагоги музыкальных школ. Они учат новое поколение правильным ценностям, приучают к любви к музыке.
Этот труд всегда был творческим, ведь основная его задача – сотворение, созидание личности, развитие и утверждение духовного начала в человеке.
Профессия педагога-музыканта включает в себя разностороннее развитие ребёнка, основанное на умениях и навыках педагогической, воспитательной и организационной деятельности. Учителя помогают обогатить внутренний мир подростка, развивают эстетические взгляды, чувства, которые прививают интерес к изучению российской и мировой культуры.
Мне хотелось бы рассказать о своих учителях музыкальной школы города Каменки Пензенской области. Каменские педагоги стараются повысить культурный уровень граждан, проводя различные мероприятия. Они переносят общество в мир чудесной музыки, прививают нравственные качества.
Обучение в школе искусств — это не только уроки вокала, сольфеджио, знакомство с музыкальными инструментами, нотами, но и нравственно-патриотическое воспитание. Суть его в том, чтобы вложить в детские души любовь к родной природе, дому и семье, истории и культуре своей страны.
В нашей музыкальной школе много сильных, грамотных учителей, любящих свою профессию. Но я хотел бы остановиться на своем первом учителе, Журавлёвой Вере Рахматовне. Я для нее не просто ученик (да и многие другие ребята), а родной ребенок, которому она открыла дорогу в мир искусства.
Не секрет, что процесс обучения, постижение азов и отработка техники — довольно скучное занятие. Должен быть вдохновляющий пример и таким примером и вдохновителем для меня является Вера Рахматовна. Со своими учениками она регулярно проводит культурные мероприятия не только в музыкальной школе, но и за ее пределами. В течение учебного года, наш коллектив посещает школы и детские сады города. Также рады нас видеть и в ближайших населенных пунктах: Головинщино, Кикино, Кевда.
В сценарии концертов включены русские народные сказки, песни, частушки, обрядовые игры. Всё это способствует формированию внутренней готовности к восприятию наших истоков — русской народной культуры, вызывает у детей положительные эмоции; укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни. Фольклор раскрывает детям самые главные и простые жизненные понятия: взаимоотношение человека с природой, жизнь в коллективе, национальную гордость. Занятия, проводимые в школе искусств, приобщают детей к видам национального творчества: архитектуре, живописи, хореографии. На основе этих мероприятий развиваются личные культурные качества ребенка, как основа его любви к Родине.
Главным для наших учителей музыки всегда было и будет несение культуры в массы, показ того, что классическая музыка – это не «что-то страшное из чулана», а увлечение, способное удовлетворить любого человека, ведь в классике есть всё: начиная от весёлых лёгких мелодий, до сложных произведений, наталкивающих на раздумье.
Таким образом, приобщая общество к музыкальному наследию своего народа, педагоги музыкальной школы воспитывают в нем патриотизм, а он неотделим от воспитания чувств. Из года в год у нас проходит акция «Культурный день», 15 октября, в день рождения М. Ю. Лермонтова, организовывается концерт в городском парке, напротив его памятника. Посетители наслаждаются прекрасной музыкой, лирикой и душевной атмосферой.
Большинство концертов проводится силами учеников нашей школы. Это заинтересовывает и родителей, и детей, увлекая в мир прекрасного. «Культура в наши дни очень важна, без нее сложно жить. Она, как лекарство, лечит любую душевную травму, помогает в трудной ситуации найти верное решение, настроиться на работу и учебу» — часто повторяет Вера Рахматовна.
В заключение хочется сказать, что носители культуры в наши дни не просто нужны, они необходимы. Если мы начнем забывать своих творцов: Даргомыжского, Глинку, Чайковского, Мусорского – мы будем духовно ослаблены. Именно об этом не устают нам говорить наши замечательные педагоги, наши проводники в мир прекрасного.
БЛАНК
КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Всероссийского конкурса
на
лучшее сочинение о своей культуре на русском языке
и
лучшее описание русской культуры на родном языке
Титульная страница
Субъект Российской Федерации: Смоленская
область
Город (населенный пункт): пгт
Холм-Жирковский
Полное название образовательной
организации: МБОУ «Холмовская СШ имени
Героя Советского Союза П.М.Михайлова
Участник конкурса:
Фамилия: Соколова
Имя: Александра
Отчество: Дмитриевна
Класс обучения участника: 6 «а»
Номинация сочинения: «Сочинение о своей
культуре на русском языке»
Жанр сочинения: рассказ
Название сочинения: «Удивительный русский
язык»
Текст сочинения : Я живу в
небольшом поселке городского типа, мне нравится моя малая Родина. Учусь я в 6
«а» классе, изучаю уже шестой год русский язык. Он для меня родной. С каждым
годом узнаю много нового и интересного. Русский язык необычайно
прекрасен, удивителен и разнообразен.
Когда я была маленькой, часто ходила к
своей бабушке, мне нравилось у неё бывать, потому что она говорила фразы ,
которые мне были тогда непонятны.
Однажды, мы с ней играли, а потом
моя бабушка сказала: «Всё. Делу время, а потехе час!» Я не поняла сначала и
переспросила: «А как это?» Бабушка мне объяснила. Потом мы с ней пошли на
кухню ,и она мне опять сказала: «Не красна изба углами – красна пирогами». И для
меня это тоже было непонятно.
От своей бабушки я слышала так
много разных пословиц (это я позже узнала, что это были пословицы и поговорки).
Я стала обращать внимание на то, что и мои родители тоже используют в своей
речи пословицы.
Многие известные люди говорили о
русском языке. Вот , например, И.С. Тургенев : « Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками». Я
только в шестом классе стала понимать значение этих слов. Мне ещё очень
нравится фраза А . Куприна, он сказал: « Русский язык в умелых руках и в
опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, поучителен, ловок и
вместителен». Это очень мудрые слова, потому что русский язык очень красивый
язык, в нём огромное разнообразие слов. Есть слова, которые можно заменить ,
если не знаешь как писать, а смысл предложения не меняется, эти слова
называются – синонимами.
На каждом уроке русского языка мы
узнаем разные орфограммы. Узнаём всё новое и новое, познаём наш прекрасный
русский язык. Да, он очень сложный, но интересный и загадочный. Иностранцы
не всегда могут понять наш юмор , пословицы и поговорки.
Однажды папа предложил маме : «Жена,
хочешь попить чайку?» А мама ответила загадочно : «Да. Нет, наверное ,а не
знаю!» Я рассмеялась. Что можно подумать? Папа накрыл на стол и мама пошла
пить с ним чай. Иностранцы сломали бы голову, услышав мамин ответ.
Вот такой наш русский язык. Необычный,
загадочный, удивительный, но интересный.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинская средняя общеобразовательная школа №8»
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее сочинение русской культуры на родном языке.
Номинация: «Сочинение о своей культуре на русском языке»
Подготовила: Карпова Алина,
обучающаяся 9 класса МБОУ «Целинская СОШ №8»
Адрес образовательной организации:
347760 Ростовская область п. Целина, 3 линия, 111
Домашний адрес: 347760 Ростовская область
п. Целина,4 линия, 136
Руководитель: Юнкина И.С., учитель русского языка
и литературы МБОУ «Целинская СОШ №8»
Адрес места работы: 347760 Ростовская область
п. Целина, 3 линия, 111
Тел.: 8-928-137-26-32 e-mail: irinaiunkina75@mail.ru
п. Целина
2021 год
Донская земля – колыбель казачества
Тихий Дон. Гордо несёт он свои воды по широким просторам полей к Азовскому морю. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями и морями. Сколько казаков сложило свои смелые головы в Донских степях и по берегам Дона, сколько лежит их на дне Азовского и Чёрного морей, не знает никто. Жестокие войны и кровавые сражения шли здесь из года в год, изо дня в день. Здесь жили тревожной боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивившие мир своими подвигами. Обо всех этих фактах рассказывает нам история зарождения и развития казачества. Она помогает понять обычаи и традиции, пережившие века и дошедшие до наших дней.
Казаки имели тихую и уединённую жизнь. В своих привычках соблюдали простоту. Чертами характера казаков являлись доброта и честность. Они не лицемерили, а действовали открыто. Уважение к старшим, особенно к пожилым казакам, закрепилось в традициях. С детства к этому приучали молодёжь. Молодые люди стыдились сделать при старике малейшую непристойность. Любой старец мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей. Женщины во всём должны были отдавать первенство мужчинам, даже уступить дорогу при встрече, причём независимо от погоды. Воровство и обман считались преступлениями.
Основа казачьего общества – это семья. Брак – христианское таинство, семья его святыня, и никто не вправе вмешаться в жизнь семьи без её просьбы. Ответственность за всё, что происходит в казачьей семье, несут все её члены, но в большей степени глава семьи – отец.
Соблюдали старые обычаи. Дети получали имена того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. И этот обычай строго соблюдался. Казачки отлично знали церковную службу, хозяйничали, шили сарафаны, вязали чулки. Других работ, кроме рыбной ловли и содержания скота, не было. Девушки были стыдливы и скромны. Приданного им не давали. Жених должен был по уговору передать родителям невесты «кладку», то есть денежную помощь в размере от 50 до 200 рублей. Этот обычай вёлся с той поры, когда казаков было больше, чем невест.
Казаки с десяти лет пасли табуны и ездили на рыбную ловлю. Помогать взрослым они приучались с детства. Но в любом случае казачонок должен был быть всегда опоясан. На поясе была написана молитва «Живый в помощи Вышнего». Снять или потерять пояс было нельзя, за этим следила мать.
Первой одеждой считалась крестильная рубашка. Рубашку шила или дарила крёстная мать. Она надевалась только один раз – в момент крещения ребёнка. Крестильная рубашка сохранялась и сжигалась матерью, если ребёнок умирал или взрослый казак погибал на войне. Если мать не хотела верить в смерть сына, крестильная рубашка сохранялась до последних дней жизни самой матери с наказом положить её в материнский гроб. Туда же клали рубашки без вести пропавших, которых недьзя было поминать ни среди мёртвых, ни среди живых.
Но не только крестильная, но и любая другая нательная рубашка имела ритуальное магическое значение: с больного ребёнка рубашку пускали по воде, если болезнь была тяжёлой, и сжигали на костре, если была какая – нибудь напасть, чтобы огонь и вода – чистые стихии – пожирали болезнь.
Важным для казачонка было получение первых штанов. Штаны он получал в три года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. И это не случайно. Без штанов невозможна правильная езда на лощади. Штаны становились не только первым предметом для верховой езды, но и признаком его мужского достоинства, признания его уже большим.
Вскоре наступал древнейший обычай первой стрижки ребёнка. Когда мальчику исполнился год, крёстная мать вместе с женщинами – родственницами усаживала его на кошму и первый раз в жизни стригла. Обряд сопровождался благими пожеланиями и ритуальными песнями. Остриженные волосы собирались и хранились в киоте именной иконы, которая дарилась ребёнку при рождении и сопровождала его всю жизнь.
Казачья шапка овеяна большим количеством легенд и преданий. Она была предметом почитания, поклонения и гордости казака.
Если одежда – вторая кожа, то шапка, как считали казаки, — вторая голова.
Считалось смертельным оскорблением для замужней женщины «опростоволосить» её, то есть сорвать головной платок. Для казака таким смертельным оскорблением была сорванная или сбитая с головы шапка. Сбитая с головы шапка – вызов на поединок, брошенная оземь – цена проигрыша.
Шапка играла большую роль и в гражданской жизни казаков, особенно в семейной. Она была символом юридических прав главы семьи. У неё было особое место в убранстве казачьего курени. По числу шапок можно было узнать, сколько казаков живёт в доме.
Шапку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привёзший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из сумы простреленную или порубленную шапку и молча проходил мимо родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи перепоручается Богу или христианам.
Если женщина вторично выходила замуж, то её новый муж после венчания шапку прежнего хозяина убирал. Тайком нёс её к реке и опускал в воду со словами: «Прости, товарищ, но не гневайся, честно взял я твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту».
Шапка играла большую роль и в обряде сватовства. Кинуть её в окно – бытовой обычай. Если девушка тут же выбрасывала её на улицу, это означало отказ. Если нет, то вечером казак мог прийти с отцом или крёстным по поводу сватовства. Если родители были против этого, то возвращали шапку, говорили: «Кто – то шапку потерял. Примерьте, не ваша ли». Если родители были не против, то звали девушку и спрашивали у неё, не находила ли она шапки какой. Девушка приносила шапку и если клала крестом вниз – означало согласие, если вверх – несогласие. Неудачливому жениху отец или крёстный предлагал прикинуть шапку. А отец девушки радостно говорил: «Твоя папаха? Носи её на здоровье». На улице она слетала с головы неудачника от крепкого отцовского подзатыльника.
Большое значение в жизни казака придавалось причёске. Донские казаки стриглись «под горшок». Чтобы подстричь волосы ровно, надевали горшок на голову и волосы ровняли по краю. Срезанные волосы имели огромную силу. Они тщательно прятались: закапывали волосы в землю или сжигали, опасаясь, что попадут к врагу и тот совершит над ними заклинания.
Застолица – один из основных обычаев, чтимых в семьях и в быту. За обеденным столом семья усаживалась по заведённому порядку: у окна, ближе к образам. В торце стола хозяин — отец семейства, человек в возрасте. Слева от него, под образами, старый отец, за которым сын почтительно ухаживает. Справа от хозяина сидит уважаемый гость или гости. Слева и справа, вдоль стола — сыновья и дочери. Замыкает стол хозяйка – жена хозяина. Рядом с ней мама хозяина.
Хранителями обычаев были старики. Не занимая никакой должности, они играли огромную роль в общественном мнении. Даже не состояв в совете стариков, они могли сказать своё слово. Без их одобрения ни одно распоряжение Атамана не выполнялось.
Мало что соблюдается в наше время из этих обычаев. Ещё Н.В. Гоголь в «Тарасе Бульбе» говорил: «…какие басурманские обычаи; свой со своим не хочет говорить; свой своего продаёт…». Создаётся впечатление, что характеризовал он нашу действительность.
НА КАРТЕ
ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»
Старт Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке
Уважаемые коллеги!
Информируем вас о старте Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке
ПОЛОЖЕНИЕ
Сопроводительные документы
Цель Конкурса – поддержка и развитие познавательного интереса школьников в области изучения русского и родных языков, сохранения ценностей традиционной народной культуры, осознания языковой идентичности посредством самостоятельной творческой работы над созданием художественного текста.
Задачи конкурса:
– создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;
– способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому и родным языкам, культуре своего народа как важнейшим духовным ценностям;
– способствовать созданию оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, укрепления общероссийского гражданского единства с учетом языковой ситуации в субъектах Российской Федерации, статуса русского языка как государственного и языков народов России.
Конкурс проводится среди 4 возрастных групп участников Конкурса:
1-я группа – обучающиеся 4 классов;
2-я группа – обучающиеся 5-7 классов;
3-я группа – обучающиеся 8-9 классов;
4-я группа – обучающиеся 10-11 классов.
Конкурс в Московской области проводится в 3 этапа:
Срок проведения школьного этапа |
До 15 сентября 2022 года |
Срок проведения муниципального этапа |
До 21 сентября 2022 года |
Срок подачи заявок на участие в региональном этапе конкурса |
До 18:00 21 сентября 2022 года |
Срок проведения регионального этапа |
До 30 октября 2022 года |
Дата объявления итогов регионального этапа |
30 октября 2022 года |
*Сроки проведения школьного и муниципального этапов устанавливаются муниципальными органами управления образования (либо уполномоченными учреждениями) самостоятельно, с учётом указанного периода проведения соответствующего этапа.
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
Каждый участник может представить на Конкурс только одну работу. Сочинение выполняется на русском языке. Выбор тематического направления и номинации осуществляет участник Конкурса. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
Конкурсная работа должна быть выполнена в прозе в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, заочной экскурсии, очерка, притчи или в стихотворной форме в жанре поэмы, оды, думы, былины, баллады, элегии, песни, послания, басни, лирического стихотворения. Выбор жанра сочинений участник осуществляет самостоятельно, совмещение жанров не допускается.
Конкурс проводится в следующих номинациях:
– сочинение о своей культуре на русском языке;
– описание русской культуры на родном (не русском) языке.
Участникам предлагаются следующие тематические направления для конкурсного сочинения:
• «И, смутно слыша звук родимой речи, Я оживал, и наступил тот миг, Когда я понял, что меня излечит Не врач, не знахарь, а родной язык» (Р. Гамзатов): к Международному десятилетию языков коренных народов (2022–2032 гг.);
• «К истокам народной культуры»: 2022 год – Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России;
• «Народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской» (К. И. Чуковский): к 140-летию со дня рождения К. И. Чуковского и Десятилетию детства в Российской Федерации (2018–2027 гг.);
• «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы» (Петр 1): к 350-летию со дня рождения российского императора Петра 1;
• «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Г. Паустовский): к 130-летию со дня рождения писателя;
• «И стало все просто, и понял я вдруг – Иного не надо мне края, А только б дорога, да речка, да луг, Да небо родимого края» (К. Ш. Кулиев): к 95-летию со дня рождения балкарского поэта;
• «Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу» (П. И. Чайковский);
• «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А. Н. Толстой);
• «Кажется, нигде столь резко и ярко не высказывается внешняя и внутренняя жизнь народов со всеми ее проявлениями, как в пословицах, в кои облекается его дух, ум и характер» (И. М. Снегирев);
• «Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простерлась и на наше время» (В. П. Аникин).
Количество участников регионального этапа конкурса – по восемь работ от каждого муниципального образования (по одной в каждой номинации от каждой возрастной группы, направление двух и более работ в одной номинации от одной возрастной группы не допускается).
Заявки на участие в региональном этапе принимаются только от ответственного координатора от муниципального образования. Для получения ссылки на форму подачи заявки муниципальному координатору необходимо в срок до 05.09.2022 прислать на адрес электронной почты ruslangrcrya@gmail.com следующие сведения: ФИО куратора, должность, место работы, адрес электронной почты, контактный телефон.
Для участия в конкурсе необходимо приложить следующие материалы:
– сканированная копия рукописного сочинения, выполненного на бланке Конкурса (формат PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 300 dpi, объем не более 3 МБ. Сканированная копия сочинения должна представлять собою один файл);
– копия сочинения в формате Word;
– сканированная копия согласия на обработку персональных данных (публикацию персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») участника/законного представителя (для несовершеннолетних обучающихся);
– для сочинений, выполненных в номинации «Описание русской культуры на родном (не русском) языке», обязателен перевод текста на русский язык (в формате Word).
Причины, по которым заявка может быть не принята на региональный этап:
– заявка отправлена после срока;
– недостаёт необходимых документов (работы в формате Word, работы на бланке, согласий на обработку персональных данных, заявки);
– работа выполнена не на бланке конкурса;
– работа не соответствует ни одному из тематических направлений и/или жанров, ни одной из номинаций;
– в одной номинации от одной возрастной группы от муниципального образования направлено несколько работ;
— работа была ранее опубликована в СМИ и заимствована из интернета.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
1) Формулировка темы конкурсного сочинения: точность отражения проблематики Конкурса и оригинальность авторской интерпретации ее конкретного аспекта;
2) содержание конкурсного сочинения:
– полнота раскрытия темы сочинения;
– раскрытие отношения к русскому либо к родным языкам, культуре своего народа как важнейшим духовным ценностям;
– корректность использования исторических, культурных и других материалов при написании сочинения;
– воплощенность идейного замысла;
3) жанровое и языковое своеобразие конкурсного сочинения:
– соответствие жанра выбранной номинации;
– богатство лексики;
– стилевое единство текста;
– целесообразность использования языковых средств;
– образность, выразительность языковых средств, используемых автором;
4) грамотность сочинения (0 ошибок — 3 балла, 1-2 ошибки — 2 балла, 3 ошибки — 1 балл, более 3 ошибок — 0 баллов):
– соблюдение орфографических норм;
– соблюдение пунктуационных норм;
– соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов) (русский/родной язык).
5) Дополнительный балл за творческую составляющую сочинения (1 балл максимально)
Оценка по каждому показателю выставляется по шкале 0-3 балла. Максимальное количество баллов – 40.
Победителями конкурса признаются участники каждой номинации в каждой возрастной группе, набравшие максимальное количество баллов и занявшие верхние строчки рейтинговых списков регионального этапа конкурса.
Призерами Конкурса признаются участники каждой возрастной группы, занявшие следующие за победителями 2-ую и 3-ю строчки рейтинговых списков регионального этапа конкурса.