Конспект белинский сочинения александра пушкина статья 8 9 конспект

Перед вами краткое содержание (конспект) 8 статьи из
сборника критических статей Белинского «Сочинения Александра Пушкина». Статья
называется «Евгений Онегин».

«Онегин» является
«самым задушевным произведением Пушкина».
Очень мало произведений, в
которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, как отразилась в
«Онегине» личность Пушкина. Здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое
произведение все равно, что оценить самого поэта «во всем объеме его творческой деятельности». Со стороны формы
поэма Пушкина — «произведение в высшей
степени художественное
».

В «Онегине» поэтически воспроизводится
картина русского общества
, взятого в один из интереснейших моментов его
развития. Поэтому можно сказать, что поэма Пушкина является «исторической в полном смысле этого слова».
Здесь автор является представителем впервые пробудившегося общественного самосознания.
До Пушкина русская поэзия больше подражала западным образцам и мало походила на
свободные произведения самобытного вдохновения. Народными считались те образцы
русского творчества, в которых действуют мужики и бабы, бородатые купцы и
мещане или в которых действующие лица в свой незатейливый разговор включают
пословицы и поговорки. На самом же деле первая истинно национально-русская
поэма в стихах была и есть «Евгений Онегин». «В ней народности больше, чем в любом другом народном русском сочинении».

В решимости Пушкина представить нравственное лицо наиболее
оевропеившегося в России сословия — истинная национальность поэта. Он осознал,
что время эпических произведений прошло, что для изображения современного ему
общества, в котором проза и поэзия жизни смешались воедино, нужен роман, а не
эпическая поэма. Пушкин писал о России и для России. Он далек был от того, чтобы
соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде. Сделай он это — и толпа
восхваляла бы его произведение. Пушкин как поэт был слишком далек от такого
шутовского подвига, столь обольстительного для обыкновенных талантов. Вместе с
Грибоедовым, написавшим «Горе от ума», он положил прочное основание новой
русской поэзии, новой русской литературе.

Попробуем теперь добраться до лежащей в основании «Онегина»
идее. На страстное признание Татьяны в любви Онегин отвечает холодностью. Но
потом он безумно влюбился в нее, даже без надежды на взаимность.

В глазах читателя его поступок безнравствен. Онегин должен был
ответить взаимностью на пламенное признание юной девушки, испросить по форме
родительского благословения, пожениться и жить долго и счастливо с молодой
супругой. Как безнравственно холодно убить Ленского, юного поэта с радужными
мечтами, и ни разу не заплакать о нем, не проговорить патетической речи, где
упоминалась бы окровавленная тень и проч. И как нехорошо оставить роман
неоконченным, без счастливой свадьбы в заключении и рождения детей. Все эти
законы бульварного романа отсутствуют в «Евгении Онегине», отчего роман только
выигрывает.

Среди великих заслуг Пушкина и то, что он вывел из моды чудовищ
порока и героев добродетели, рисуя вместо них обычных людей. Таковыми являются
два главных героя романа — Онегин и Татьяна. Онегин — светский человек, вхож в
высшее общество. Светскость не помешала Онегину сойтись с Ленским, который в
глазах высшего общества мог быть только странным и смешным. Да, Онегину было
скучно у Лариных, но не оттого, что они не светские люди, а оттого, что уровень
образованности у них был ниже, чем у Онегина. Высший круг в России настолько
отдален от всех остальных, что в деревне Онегин сразу же оказывается непонятым.
Благодаря этому Онегина принимают за безнравственного человека.

Онегина нисколько не трогает болезнь дядюшки. Многие читатели
этим крайне недовольны. Причина такого якобы безнравственного поведения —
светскость. «К особенностям людей
светского общества принадлежит отсутствие лицемерства, в одно и то же время
грубого и глупого, добродушного и добросовестного
». Что хорошего в том, как
униженно-предупредителен какой-нибудь бедный чиновник, когда его богатый дядя
собирается умирать, хотя дядя этот всю жизнь свою предпочитал не помнить о племяннике?
В словах Онегина касательно ухода за нелюбимым родственником проглядывает
насмешливая легкость. В этом видны ум и естественность, поскольку отсутствие
натянутой тяжелой торжественности в выражении обыкновенных житейских отношений
не аморальность, а признак ума.

Часто слышится мнение, что Онегин — человек холодный, сухой
и эгоист по натуре. Это мнение ошибочно. «Светская
жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила к бесплотным страстям и
мелочным развлечениям… Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств…»

В душе его жила поэзия, он был не из числа «обыкновенных, дюжинных людей».
Преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот
природы, при воспоминаниях о любви прежних лет — это признаки наличия чувства и
поэзии, но не холодности и сухости. Опыт же и ум привели Онегина к тому, что он
перестал любить расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и
открывался далеко не всякому. Озлобленный же ум является признаком не озлобленности,
а критичности.

К тому же Онегин критичен не только к людям, но и к себе.

«Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек». Бездеятельность
и пошлость жизни не по нему. Он толком не знает, в чем смысл его жизни, но он
точно знает, чего он делать не захочет. Ему не надо того, чем рада, чем так
довольна самолюбивая посредственность.

«Онегин — страдающий эгоист». Есть два вида эгоистов. Первые —
люди без всяких заносчивых или мечтательных притязаний. Поскольку они не могут
никого любить в принципе, они не скрывают этого. Вторые, «везде ища то счастья,
то рассеяния… нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, как обольщения
юности оставляют их». Однако Онегин не принадлежит ни к тому, ни к другому
разряду эгоистов. Его можно назвать эгоистом поневоле.

Когда случай свел Онегина с Лариными, он очень удивился, что
не Татьяна невеста Ленского. Этому равнодушному человеку хватило одного короткого
знакомства, чтобы понять, какая большая разница между сестрами. Однако Онегин в
Татьяну не влюбляется.

«Присутствие элемента непосредственности видно и в самой разумной любви, потому что из нескольких равно достойных лиц выбирается только одно, и выбор этот основывается на невольном влечении сердца. Но бывает и так, что люди, кажется, созданные один для другого, остаются равнодушными друг к другу, и каждый из них обращает свое чувство на существо нисколько себе не под пару».

Зачем же критиковать Онегина из-за того, что он не полюбил
Татьяны-девушки и полюбил Татьяну-женщину. В этом нет ничего ни нравственного,
ни безнравственного. Здесь только влечение сердца, которому мы неподвластны.

«Онегин был так умен, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердце, что не мог не понять из письма Татьяны, что эта бедная девушка одарена страстным сердцем, алчущим роковой пищи, что ее душа младенчески чиста, что ее страсть детски простодушна и что она нисколько не похожа на тех кокеток, которые так надоели ему с их чувствами, то легкими, то поддельными».

Сумев должным образом оценить одну сторону любви Татьяны,
Онегин но мог не заметить и другой ее стороны. Увлечься такой младенчески-прекрасной
любовью до того, как сердце сможет ответить взаимностью, будет нечестным по
отношению к девушке. Хотя бы потому, что это повлечет за собой женитьбу. А
поэзия брака не только не увлекала Онегина, но и отталкивала.

И все-таки, встретив Татьяну, вышедшую уже замуж, Онегин влюбляется.
Это тоже значимо. Прожив всего двадцать шесть лет, Онегин успел многое «пережить, не вкусив жизни, так изнемочь,
устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни
через какие убеждения: это смерть!
» Нельзя было умереть, не отведав
истинного чувства, поэтому сильная и глубокая страсть завладевает сердцем
Онегина.

«Письмо Онегина к
Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности,
светской маски
». Любовь без борьбы не представляла для Онегина никакого
интереса, а новая Татья¬а не обещала легкой победы.

На этот раз страсть другого человека уже не трогает Татьяну. Роман оканчивается отповедью Татьяны, и читатель расстается с Онегиным в самую злую для него минуту.

«Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже сами себе… И эти существа часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами…»

Надеюсь, конспект 8 статьи вам пригодился, на сайте также есть краткое содержание 9 статьи Сочинения Александра Пушкина Вю Белинского.

Конспектирование складывается из нескольких этапов:

1. Ознакомительный этап. Вся статья вни­мательно прочитывается, во время чтения делаются пометки на полях (простым карандашом) – отмечаются основные положения, аргументы, особо выделя­ются важные и точные определения, которые потом
включаются в конспект.

После прочтения вырисовывается общий план ста­тьи, который сначала надо записать на черновике, а потом пункты плана перенести на поля чистовика конспекта.

2. Составление конспекта. Статья вторич­но прочитывается по разделам и конспектируется, т. е. кратко излагаются своими словами содержание разде­ла, основные его мысли, утверждения, определения (тезисы, положения) и доводы. Наиболее яркие и точ­ные формулировки или цитируются в контексте своего предложения, или целиком включаются в конспект как цитаты. Таким образом конспектируется каждый раз­дел статьи.

3. Завершающий этап. Статья ещё раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со статьёй. Пропущенные мысли (краткие) записываются па полях, а значительные – в конце конспекта.

В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина»

Статья восьмая

«Евгений Онегин»

План

I. Место романа в творчестве Пушкина.

II. «Евгений Онегин» есть поэма историческая».

III. «Евгений Онегин» – «национально-русское произведение».

IV. «Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху».

V. Образ Онегина.

1. Характерные черты личности героя.

2. Отношение Онегина к Татьяне.

3.Дальнейшая судьба главного героя романа.

VI. Образ Ленского.

1. «Романтик и по натуре и по духу времени».

2. Ленские теперь – «самые пустые и пошлые люди».

I. В начале статьи Белинский, говоря о месте и зна­чении романа в творчестве писателя, отмечает, что «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. В этом романе более, чем в других сочинениях, отразилась «личность поэта»: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, иде­алы. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой деятель­ности» – так утверждает критик неразрывную связь личности Пушкина и его творения.

II. Белинский называет «Евгения Онегина» «поэ­мой исторической в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица». Кри­тик объясняет это утверждение тем, что «прежде все­го в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведён­ную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития». Это «поэма историческая» и потому, что «в ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые
пробудившегося общественного самосознания». Кри­тик даёт понять, что историческая атмосфера присут­ствует во всех эпизодах и картинах романа, в обрисов­ке основных героев и второстепенных персонажей.

III. Белинский определяет роман «Евгений Онегин» как «произведение в высшей степени художественное», народное, «в высшей степени оригинальное и нацио­нально-русское». Только «с Пушкиным русская поэ­зия из робкой ученицы явилась даровитым и опытным мастером». Белинский считает, что «первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть –
«Евгений Онегин». Критик иронизирует над теми, кто смешивает «народность» с «простонародностью», или псевдонародностью, сводившейся к внешнему изобра­жению отдельных сторон «низкого быта», высмеивает славянофильский национализм с его «лапотно-сермяжными мнениями» о том, будто бы прогресс русской жизни со времён Петровских реформ есть отступление от русской национальности и народности, «будто бы русский во фраке или русская в корсете – уже не рус­ские и что русский дух даёт себя чувствовать только
там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста». Белинский называет такое представление о народно­сти «маниловщиной». Для подтверждения своих мыслей критик приводит слова Гоголя: «Истинная нацио­нальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национа­лен, когда описывает совершенно сторонний мир, но
глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа…» Пушкин, отмечает Белинский, умел «разгадать тайну народной психеи», а значит, умел «равно быть верным действительности при изо­бражении и низших, и средних, и высших сословий». Критик подчёркивает, что «великий национальный по­эт равно умеет заставить говорить и барина и мужика их языком». Итак, по словам Белинского, «тайна национальности каждого парода заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи», в правдивом изображении действительности. Если изображение жизни верно, то и народно.

IV. Важнейшим принципом реализма критик счи­тает всесторонность (универсализм) и правдивость; «Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею её прозою и пошлостию».

Утверждая, что «„Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в из­вестную эпоху», Белинский далее делает экскурс в прошлое, прослеживая, как со времён Петра Вели­кого развивался в России класс дворянства, как пре­вращался он – в лице лучших своих представителей – в носителя просвещения и прогресса. Передовые дво­ряне сформировались отдельно «от массы народа по своему образу жизни». 1812 год потряс Россию, «про­будил её спящие силы и открыл в ней новые, дотоле не известные источники сил», «возбудил народное со­знание и народную гордость и всем этим способство­вал зарождению публичности, как началу обществен­ного мнения».

V. В романе «Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития» «в лице Онегина, Ленского и Татьяны», т. е. взяты чув­ствующие и мыслящие герои, а не вообще представи­тели дворян. Белинский пишет о Пушкине: «Он лю­бил сословие, в котором почти исключительно выра­зился прогресс русского общества и к которому
принадлежал сам, – и в «Онегине» он решился пред­ставить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вме­сте с ним и общество в том виде, в каком оно находи­лось в избранную им эпоху…» 1. С аристократизмом Онегина критик связывает его лучшие качества: ум, естественность, искренность, бескорыстие, доброту, благородство, преданность вы­соким мечтаниям, силу чувства, недовольство собою и окружающей жизнью. Онегин – человек «света», но человек с недюжинными задатками. Вся трагедия его в том, что нет для него условий развернуться, обнаружить себя: «…бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Было бы неверно обвинять героя в безнравственности, «совер­шенно отрицать в Онегине душу и сердце, видеть в нём человека холодного, сухого и эгоиста по натуре». Бе­линский пишет: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». Неудовлетворённость, ра­зочарованность, озлобленный ум – свидетельства то­го, насколько герой выше светского общества. Критик подчёркивает, что не натура, не страсти, не заблуж­дения и предрассудки сделали Онегина таким, а вре­мя, век, воспитание. Неумение найти смысл жизни, применить свои богатые силы – это болезнь века, со­циальная трагедия; её корни – в уродливости совре­менной эпохи, типичным представителем которой и яв­ляется Онегин. Не случайно Белинский, говоря об эгоизме героя, делает существенную оговорку: «стра­дающий эгоист», «эгоист поневоле». Это точная фор­мула. Жизнь Онегина – это страдание, но «страдание истинное, без котурна, без ходуль, без драпировки, без фраз». Томящее Онегина после путешествия чувство – «тоска, тоска!», под которой спрятано глубокое и истинное страдание честной, умной, открытой к доб­ру личности, – передавало драму передовых людей того времени. В то же время Белинский понимает, что нравственные страдания героя – показатель великого общественного пробуждения. Вот почему появление типа Онегина, который Пушкин открыл в русской действительности, есть «акт сознания русского общества», этап его духовного развития.

2. Характер Онегина Белинский рассматривает в его развитии. Говоря о встрече героя с Татьяной в деревне, критик подчёркивает как определяющую черту в поведении Евгения неподдельное и безуслов­ное благородство. Онегин перерождается под влияни­ем своей любви к Татьяне, о чём свидетельствует его послание: «Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нём уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски… он бросился в эту борьбу… со всем безумством искренней страсти, которая так и дышит в каждом слове его письма». Роман оканчивается от­поведью Татьяны, и «читатель навсегда расстаётся с Онегиным в самую злую минуту его жизни…»

3. Рассуждая о развитии образа героя в дальней­шем, Белинский не исключает возможности его духов­ного возрождения. Об этом говорят следующие мно­гозначительные строки: «Что сталось с Онегиным по­том? Воскресила ли его страсть для нового, более со­образного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тос­ка его обратилась в мёртвую, холодную апатию? – Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» Дальнейшее развитие личности Онегина критик ставил в зависи­мость от жизненных обтоятельств, в которых он мог бы оказаться. «Онегин – характер действительный, в том смысле… что он мог быть счастлив или несчаст­лив только в действительности и через действитель­ность».

Белинский считает, что в незавершённости произве­дения – глубокий и много говорящий смысл, что ро­ман «без конца» был предопределён самой жизнью, ибо развязка событии не была ещё дана историей. В то же время роман закончен: «…поэт, благодаря сво­ему творческому инстинкту, мог написать полное и оконченное сочинение… и умел остановиться именно там, где роман сам собою чудесно заканчивается и развязывается, – на картине потерявшегося, после объяснения с Татьяною, Онегина».

VI. «В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, ха­рактер совершенно отвлечённый, совершенно чуждый действительности». Ленский был «романтик и по на­туре и по духу времени… Это было существо, доступ­ное всему прекрасному, высокому, душа чистая и бла­городная». Но в то же время критик отмечает в нём полнейшее незнание жизни, оторванность от неё: «…вечно толкуя о жизни, никогда не знал её». Лен­ский полюбил Ольгу, видя в ней «романтическую меч­ту, нимало не подозревая будущей барыни». Критик заключает, что «люди, подобные Ленскому… или пе­рерождаются в совершенных филистеров, или… делаются… устарелыми мистиками и мечтателями… Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском… Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди».

В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина»

Статья девятая

«Евгений Онегин»

(Окончание)

План

I. Образ Татьяны.

1. Окружающая обстановка, условия, в которых воспи­тывалась героиня.

2. «Существо исключительное» в своей среде.

3. Тип русской женщины.

4. Развитие образа.

5. Последнее объяснение с Онегиным.

II. «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни».

III. Общественное и литературное значение романа.

I. Белинский говорит о величии подвига Пушкина, которое заключается в том, что «…он первый поэтиче­ски воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».

1. Критик останавливает внимание на положении женщины в России, на нравственной атмосфере, в ко­торой родилась и выросла Татьяна. Однообразие и пошлость жизни исказили естественную и живую натуру пушкинской героини. Жизнь Татьяны – тоже страдание, ибо весь её облик, её чувства и мысли на­ходятся в противоречии с окружающим её миром.

2. «Но среди этого мира нравственно увечных яв­лений» Татьяна – «колоссальное исключение», «нату­ра гениальная, не подозревающая своей гениально­сти». Критик говорит о цельности натуры героини, которой чужды внутренние противоречия. «Натура Та­тьяны не многосложна, но глубока и сильна… Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникну­та тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художе­ственного произведения». Татьяна – «это редкий, пре­красный цветок, случайно выросший в расселине ди­кой скалы…»

3. При всей своей исключительности Татьяна – «тип русской женщины». «Натура глубокая, любящая, страстная», сумевшая остаться «естественною, простою» среди искусственности и уродливости окружавшей её действительности, она воплотила в себе лучшие стороны русского национального характера. Для Белинского, как и для Пушкина, Татьяна – «милый идеал». Вместе с тем критик не отрывает её образ от реальной действительности, не возвышает, не идеали­зирует её. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви… ум её спал…»

4. Существо глубоко чувствующее, но замкнутое, Татьяна полюбила не Ленского, которого хорошо зна­ла, а «окружённого тайною» Онегина. В искреннем, привлекающем своей непосредственностью письме сказалась вся Татьяна с её «экзальтированным вооб­ражением»: здесь и «великодушные движения серд­ца», и благородный, но наивный порыв. Анализируя развитие образа Татьяны, Белинский отмечает, что пробуждение ума произошло у героини после посещения ею опустелого дома Онегина. Это место критик относит «к лучшим местам поэмы и драгоценнейшим сокровищам русской поэзии». Критик далее разъясня­ет свою мысль: «…в Татьяне наконец совершился акт сознания; ум её проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Правда, открывшийся Татьяне мир остался ей чуждым, и всё же прикосновение к нему и чтение книг Онегина «при­готовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и пора­зило Онегина».

5. Анализируя последнюю встречу пушкинских героев, критик размышляет о том, что поведение Татья­ны соответствует логике развития её характера: в тех обстоятельствах, в которые она попала, она не могла поступить иначе. «Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить – значит для неё жить, а жертвовать – значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоз­дало её…»

П. Критик отмечает, что Пушкин в своей поэме «умел коснуться так многого, намекнуть о столь мно­гом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!». Белинский го­ворит также, что «отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе, исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною». Всё это даёт критику основа­ние сделать вывод: «„Онегина” можно назвать энцик­лопедией русской жизни и в высшей степени народ­ным произведением».

III. В восьмой статье Белинский пишет: «Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», – эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и об­щественное значение». В конце данной статьи критик уточняет: поэма эта – «акт сознания для русского об­щества». Произведение Пушкина было фактором про­буждения и активизации самосознания передовых людей. Критик размышляет о том, что в «Онегине» мно­гое устарело теперь», что русское общество растёт «и обгоняет «Онегина». Однако, несмотря на это, «как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней испол­ненный любви и благодарности взор…»

Роман Пушкина, указывает Белинский, оказал ог­ромное влияние на современную и последующую лите­ратуру: «Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».

Литература

Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. (Практические советы поступающим в вузы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 99–100, 107–114.

Данный конспект — краткое отображение мыслей Виссариона Григорьевича Белинского, высказанных о произведении «Евгений Онегин» в восьмой и девятой статьях «Сочинения Александра Пушкина». Работа Белинского помогает еще глубже погрузиться в произведение и посмотреть на него глазами известнейшего русского литературного критика 19 века. Статьи Виссариона Григорьевича Белинского представляют сбой обширные и наполненные разнообразными отступлениями размышления о природе русского человека, истории и особенностях отечественной литературы, анализ образов русских людей, и, непосредственно, самого произведения с его героями. Данный конспект включает в себя не только сокращенные фрагменты, посвященные роману, но и кратко представленные отступления от темы, без которых многие мысли литературного критика являются незавершенными и отчасти необоснованными.

Восьмая статья — первая часть критического анализа поэмы «Евгений Онегин». Белинский пишет, что данный стихотворный роман — «самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии». Для Пушкина это произведение является одним из главных творческих достижений, отражает личность поэта. Оценка этого романа является оценкой самого автора.

«Евгений Онегин» — историческая поэма: в произведении отображена картина русского быта целой эпохи, что являлось первым подобным опытом в истории отечественной литературы. В романе «Пушкин является не просто поэтом, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания», до него русские писатели лишь подражали иностранным мастерам, не решаясь на создание чего-то нового и полностью своего. Пушкин же учится у именитых мастеров, но с каждым произведением привносит все больше личного видения. Так, малоизвестная баллада «Жених» 1825 года «и со стороны формы, и со стороны содержания насквозь проникнута русским духом». Многие современники Пушкина не признали «Евгения Онегина» национально-русской поэмой, ведь произведение не только о простых людях, но и о светском обществе: «у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста». Белинский рассуждает об опасениях соотечественников по поводу того, что привезенные в страну европейские привычки искореняют исконные традиции и привычки, но это совершенно не так. Русский человек хоть и способен внешне сойти за любого европейца, но сущность его все равно будет проявляться, он вряд ли сможет стать своим в чужой стране.

«Всё сказанное нами было необходимым отступлением для опровержения неосновательного мнения, будто бы в деле литературы чисто русскую народность должно искать только в сочинениях, которых содержание заимствовано из жизни низших и необразованных классов.», — заключает Белинский. «Евгений Онегин» — не только русское, но и национальное произведение, несмотря на то, что речь в нем идет о людях, образованных и обладающих европейскими манерами. Национальным поэтом критик называет такого творца, который в равной степени достоверно может изобразить жизнь русского человека любого сословия.

«Евгений Онегин» — не только национальное произведение, но и превосходное поэтическое создание, по словам Белинского. Пушкин не только первым решился создать роман о жизни русских людей, а не эпическую поэму, но и облек его в стихотворную форму, что было нонсенсом для литературы того времени. Форму своего произведения и манеру повествования поэт перенял у Байрона, но сходство между работами поэтов минимальное: «Пушкин писал о России для России», «Байрон писал о Европе для Европы». Роман «Евгений Онегин», как и «Горе от ума», стал началом новой русской поэзии и литературы в целом. Пушкин создал «изображение мира русской жизни» одним из первых, вместе С Грибоедовым они «были школою, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь».

Белинский кратко описывает сюжет «Евгения Онегина», который всем и так уже знаком. Но что примечательно, в конце произведения нет «нет ни смерти, ни свадьбы». Открытый финал — достаточно нетипичное явление для романов, драм и повестей, «в особенности русских». Белинский беззлобно насмехается над теми, кто считает, что в этом романе и вовсе отсутствует сюжет, что «Евгений Онегин» — всего лишь «поэтическая болтовня».

Чтобы понять предпосылки создания романа, критик переключается на историческую эпоху, в разгар которой он был написан. Дворянство, как высшее сословие, развивалось стремительно, образовалось так называемое среднее дворянство, «благородные наслаждения бытия становились уже потребностию, как признак возникающей духовной жизни». Эти люди были источником просвещения более широких масс, стремились к искусству, европейским языкам, появилась более легкая светская литература. Именно таким общество застал Пушкин, а позже изобразил жизнь в 20-ых годах 19 столетия в своем романе.

Критик переходит к анализу главных героев, которых, по его мнению, здесь двое: Онегин и Татьяна. Поэт выбрал в качестве своего героя Онегина, светского человека, несмотря на все общественные предубеждения остальных насчет высшего света. Белинский пишет, что в светскости и аристократии нет ничего предосудительного, если оставаться человеком, какими были и Пушкин, и Байрон. Онегин, будучи не только светским, но и образованным человеком, с трудом находится в обществе Лариных, но в то же время сходится с Ленским, «странным и смешным в глазах света существом». Несмотря на то, что публика видела в Онегине бессердечного и жестокого человека, Белинский же рассуждает о его глубоко светской натуре, которая и позволяет ему вести себя немного насмешливо, непринужденно, актёрствовать и подшучивать даже над серьезными и печальными вещами, с такой ленцой вести свою жизнь. Он считает, что герой делает так не из-за злого умысла, а потому, что это в его природе, это его натура. Критик указывает на твердолобость публики, которая считала, что сам Пушкин хотел представить своего героя «холодным эгоистом». Онегина таким сделал сам век, на который пришлось его существование. Он умен, а потому сам смутно догадывается о причинах своих страданий, он из тех людей, которые «желая «многого», не удовлетворяются «ничем»».

В качестве аргумента, опровергающего бездушие Онегина, Белинский приводит его дружбу с юным мечтателем Ленским. «Онегин — добрый малый, но при этом недюжинный человек», — так говорит о нем автор, отстаивая право Онегина быть героем со своей собственной историей: ни гением, ни злодеем, а человеком, разочаровавшимся и запутавшимся. Онегин — страдающий эгоист, эгоист поневоле. В его окружении нет людей, способных понять его, Онегин сторонится деревенских жителей и слывет среди них чудаком.

Что касается Татьяны, многие современники Пушкина задавались вопросом: как мог Онегин не влюбиться в девушку после такого пронзительного письма и почему позже влюбился в светскую даму? Белинский имеет на этот счет вполне однозначное мнение: «Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью.» Помимо случайности и инстинктивного влечения, которые так часто сопровождают это чувство, критик пишет и о проницательности Онегина. Он прекрасно понял Татьяну, оттого ее детская и чистая любовь была ему чужда и непонятна. Это совсем не те чувства и не те отношения, которые могли бы заинтересовать героя. Онегин — тонкая натура, ведь ему было достаточно одного вечера, чтобы составить убедительные портреты сестер Лариных и понять их натуру. Потому утверждать, что он отказал Татьяне из-за собственной толстокожести — нелогично и неправильно. Онегин — пример той самой непонятной многим тоски и страданий. У него есть все для жизни, но он не в состоянии заняться хоть чем-нибудь, все ему чуждо и бессмысленно. Только страсть к Татьяне после их встречи в Петербурге разбудила «дремавшие в тоске силы его духа». Белинский считает, что Онегин в Татьяне видит теперь женщину, которая «знает цену всему, что дано ей, которая много потребует, но много и даст». Онегин не смыслит страсти и жизни без борьбы, а потому с такой готовностью бросается в омут своих чувств к Татьяне, совершенно искренне и даже без надежды на победу.

Роман обрывается после сцены объяснения Онегина с Татьяной. Что же примечательного в открытом финале романа? Именно такое завершение приближает роман к реальной жизни: «в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные».

Девятая статья посвящена Татьяне, чей образ стал первым поэтическим воспроизведением русской женщины. Белинский пишет, что женщина в России «ровно никакой роли не играет», за исключением светских дам, и то в неполной мере. В отличие от европейских женщин, русская девушка в первую очередь невеста, ее готовят к замужеству с ранних лет и большая часть мыслей юных девочек занята именно этим событием. По мнению критика, замужество становится «идеей фикс», к нему сводятся все мечты и стремления. Каким бы не был характер девочки, она «невольно входит в роль, которую дала ей жизнь и в таинство которой ее так прилежно, так основательно посвящают».

Такие девушки выходят замуж, но не знают, что же делать со своей жизнью дальше: их готовили лишь к замужеству, а семейный быт, ценности, нюансы взаимоотношений и воспитания детей остались в стороне. Барышни становятся хозяйками пышно и безвкусно обставленных хором, а все оставшиеся годы проводят в бессмысленных званых вечерах и приемах. Детей они воспитывают так же, как сами когда-то воспитывались маменьками. Но такой сценарий справедлив лишь при удачном стечении обстоятельств — если у мужа достаточно средств на содержание семьи. Если же такая невеста выходит за небогатого, которому необходимо строго рассчитывать свои траты, — «тогда горе ее мужу». Ее воспитывали как будущую барыню, хозяйку, она и здесь будет ею: тратить, командовать, наряжаться, покупать.

Белинский винит в этом не самих девушек, а общество: «взгляд на женщину чисто утилитарный, почти коммерческий: она для вас – капитал с процентами, деревня, дом с доходом; если не это, так кухарка, прачка, ключница, нянька…». Критик называет таких дев «жрицами любви»: все они ищут какой-то несуществующей возвышенной любви, им неинтересны простые чувства, они живут в мире собственных идеалов и фантазий, а когда выходят замуж и понимают, что достигнуть идеала невозможно, то горечь вымещают на избраннике. Исключением является Татьяна Ларина, по-своему гениальная и оттого глубоко несчастная, ведь общество не принимает тех, кто отличен от большинства. Старшие Ларины — типичные представители своего времени, те самые довольные своим положением счастливчики. Их размеренная жизнь прерывалась лишь визитами гостей. В совершенно неподходящем окружении росла Татьяна. Выделялись из него лишь сестра Ольга и жених ее Ленский, но и они были настолько далеки по духу от девушки, что она не могла им довериться: «инстинктивное чувство говорило ей, что они – люди другого мира, что они не поймут ее». Если Ольга после смерти поэт вышла замуж и повторила судьбу мамы, то с Татьяной все куда сложнее. «Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна.», — пишет Белинский, указывая на целостность ее характера, некую монолитность. Она не меняется, но развивается и растет, лишь подчеркивая этим свою целостность.

Будучи задумчивым и тихим ребенком, Татьяне больше нравились страшные рассказы, чем игры с подругами, а повзрослев девушка увлеклась романами настолько, что они поглотили всю ее жизнь. «Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы», — пишет Белинский, подчеркивая ее уникальность и непохожесть на других девушек. Ее внешняя холодность и отчужденность указывает не на отсутствие способности чувствовать, а на глубину испытываемых чувств, их целостность и полноту. Девушка способна на самопожертвование и самоотдачу без какого-либо хвастовства и выставления себя на показ, она самодостаточна и не имеет потребности обсуждать свой внутренний мир с другими. Критик считает, что с любящим мужем Татьяна стала бы прекрасной женой и матерью, отдающейся детям и браку полностью, молчаливо и решительно, «не по рассудку, а опять по страсти».

Многие, не видя любви и поэтичности в жизни, начинают перенимать их из мира книг в том искаженном состоянии, которое неизбежно возникает при столкновении выдуманного с реальным. Любовные страдания какого-нибудь европейского автора из жизни перешли на страницы произведения, в России же сначала создавались романтические произведения по образу и подобию западных, а лишь после описанные там чувства упорно переносились в реальную жизнь, гасли и видоизменялись под напором реальности, так сильно отличающейся от европейской. Эти размышления приводят Белинского к Татьяне, которая, подобно тем идеальным девам, также стала жертвой книжных страстей, приняв желаемое за действительное. Окружающий мир заключил Ларину в определенную навязанную форму, но благодаря естественному и простому в самой ее натуре она вызывает сочувствие, а не презрение или насмешку. Словно «дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший ее внутренний огонь, что ее ум ничем не был занят».

Что касается ее страсти к Онегину, она довольна естественна в своем рождении, но облечена в книжную форму. Еще до знакомства Ларина много слышала о нем, постепенно складывая образ в своем воображении: холодный, загадочный, аристократичный и спокойный, находящийся как бы над миром прекрасный молодой человек. Их первая встреча лишь укрепила домыслы Татьяны, а образ Онегина, такой желанный и романтичный, занял собой все ее чувства, через которые она и воспринимала этот мир. Без своих книг она была бы нема, язык романов — единственный, доступный ей в силу недостаточного воспитания и образованности, следствиями которых и стала некая дикость девушки.

В разговоре Татьяны с няней изображена «русская барышня в разгаре томящей ее страсти». Это единственный раз, когда Ларина не скрывает своей тайны, ведь няня просто не поймет ее, в отличие от сестры или матери, которые могли понять не так, на свой лад.

Чувства Татьяны после отказа Онегина нисколько не угасли, а разгорелись с новой силой. Белинский не видит в этом ничего необычного и считает закономерным: «Несчастие дает новую энергию страсти натур с экзальтированным воображением. Им даже нравится исключительность их положения; они любят свое горе, лелеют свое страдание, дорожат им, может быть, еще больше, нежели сколько дорожили бы они своим счастием, если б оно выпало на их долю…». Страдания приводят Татьяну в дом Онегина, где она в попытке лучше понять возлюбленного берется за те книги, что читал он. «Книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением… оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души…». Этот новый опыт стал подготовительным этапом перед новой жизнью и перерождением в светскую особу, которое так поразило Онегина.

Ответ:

Онегин» является «самым задушевным произведением Пушкина». Очень мало произведений, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение все равно, что оценить самого поэта «во всем объеме его творческой деятельности». Со стороны формы поэма Пушкина — «произведение в высшей степени художественное».

В «Онегине» поэтически воспроизводится картина русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития. Поэтому можно сказать, что поэма Пушкина является «исторической в полном смысле этого слова». Здесь автор является представителем впервые пробудившегося общественного самосознания. До Пушкина русская поэзия больше подражала западным образцам и мало походила на свободные произведения самобытного вдохновения. Народными считались те образцы русского творчества, в которых действуют мужики и бабы, бородатые купцы и мещане или в которых действующие лица в свой незатейливый разговор включают пословицы и поговорки. На самом же деле первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть «Евгений Онегин». «В ней народности больше, чем в любом другом народном русском сочинении».

В решимости Пушкина представить нравственное лицо наиболее оевропеившегося в России сословия — истинная национальность поэта. Он осознал, что время эпических произведений прошло, что для изображения современного ему общества, в котором проза и поэзия жизни смешались воедино, нужен роман, а не эпическая поэма. Пушкин писал о России и для России. Он далек был от того, чтобы соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде. Сделай он это — и толпа восхваляла бы его произведение. Пушкин как поэт был слишком далек от такого шутовского подвига, столь обольстительного для обыкновенных талантов. Вместе с Грибоедовым, написавшим «Горе от ума», он положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.

Попробуем теперь добраться до лежащей в основании «Онегина» идее. На страстное признание Татьяны в любви Онегин отвечает холодностью. Но потом он безумно влюбился в нее, даже без надежды на взаимность.

В глазах читателя его поступок безнравствен. Онегин должен был ответить взаимностью на пламенное признание юной девушки, испросить по форме родительского благословения, пожениться и жить долго и счастливо с молодой супругой. Как безнравственно холодно убить Ленского, юного поэта с радужными мечтами, и ни разу не заплакать о нем, не проговорить патетической речи, где упоминалась бы окровавленная тень и проч. И как нехорошо оставить роман неоконченным, без счастливой свадьбы в заключении и рождения детей. Все эти законы бульварного романа отсутствуют в «Евгении Онегине», отчего роман только выигрывает.

Среди великих заслуг Пушкина и то, что он вывел из моды чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них обычных людей. Таковыми являются два главных героя романа — Онегин и Татьяна. Онегин — светский человек, вхож в высшее общество. Светскость не помешала Онегину сойтись с Ленским, который в глазах высшего общества мог быть только странным и смешным. Да, Онегину было скучно у Лариных, но не оттого, что они не светские люди, а оттого, что уровень образованности у них был ниже, чем у Онегина. Высший круг в России настолько отдален от всех остальных, что в деревне Онегин сразу же оказывается непонятым. Благодаря этому Онегина принимают за безнравственного человека.

Онегина нисколько не трогает болезнь дядюшки. Многие читатели этим крайне недовольны. Причина такого якобы безнравственного поведения — светскость. «К особенностям людей светского общества принадлежит отсутствие лицемерства, в одно и то же время грубого и глупого, добродушного и добросовестного». Что хорошего в том, как униженно-предупредителен какой-нибудь бедный чиновник, когда его богатый дядя собирается умирать, хотя дядя этот всю жизнь свою предпочитал не помнить о племяннике? В словах Онегина касательно ухода за нелюбимым родственником проглядывает насмешливая легкость. В этом видны ум и естественность, поскольку отсутствие натянутой тяжелой торжественности в выражении обыкновенных житейских отношений не аморальность, а признак ума.

Часто слышится мнение, что Онегин — человек холодный, сухой и эгоист по натуре. Это мнение ошибочно. «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила к бесплотным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств…»

В душе его жила поэзия, он был не из числа «обыкновенных, дюжинных людей». Преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы, при воспоминаниях о любви прежних лет — это признаки наличия чувства и поэзии, но не холодности и сухости. Опыт же и ум привели Онегина к тому, что он перестал любить расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, ».

Цели:

  • Познавательная – познакомить учащихся с
    критическими статьями В.Г.Белинского.
  • Развивающая – совершенствовать навыки
    творческого, исследовательского восприятия
    материала, работы с источником дополнительной
    информации по предмету, умению правильно и
    лаконично строить ответ, выделять главное,
    сопоставлять факты, делать выводы, высказывать
    свое мнение. Способствовать развитию
    логического мышления путем проблемных вопросов,
    развивать интерес к урокам литературы.
  • Воспитательная – вызвать интерес к
    внимательному чтению произведений Пушкина и к
    его эпохе.

Оборудование: статьи В.Г. Белинского,
роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, школьный
словарь иностранных слов.

Методы: проблемно-развивающий,
поисково-исследовательский.

https://urok.1sept.ru/articles/512490/pril1.ppt (автор: Поп Наталья Павловна)

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы, цели урока.

Учитель:

Новая тема.

1. Слово о В.Г. Белинском. Это был великий критик,
который рассматривал многие произведения
известных писателей и давал им свою оценку.

Ученик с сообщением о Белинском (3-4 мин).

Учитель:

2. А что такое КРИТИКА? Какие ассоциации
возникают у вас с этим словом?

(Ответы детей: оценка, анализ, суждение, мнение,
взгляды и т.д.).

Работа со словарем.

Давайте найдем определение в словаре
иностранных слов (Школьный словарь иностранных
слов под редакцией В.Иванова).

“Критика- это разбор, обсуждение кого-либо или
чего-либо с целью оценить достоинства или
выявить и исправить недостатки”.

Все это и есть составляющие понятия критики.
Белинский раскрыл в своих статьях именно свои
мысли, взгляды, комментарии о романе “Евгений
Онегин” в целом и его героях.

Перед любой работой мы ставим цель: зачем нам
это?

(Знакомство с критическими статьями поможет
учащимся сравнить свои мысли с мыслями великих
людей, сопоставить взгляды, поразмышлять;
собрать нужный материал для написания сочинения.
В больших по объему статьях необходимо выделять
самое главное. Написать сжатый конспект статей.
Важно не навязывать общих мыслей учащимся, не
должно быть общих фраз: каждый думает по-своему).

Дома учащиеся самостоятельно прочитали статьи
Белинского.

3. Работа с прочитанным материалом.

Учитель:

— Что сказал Белинский в целом о романе? (ст.№8).
Дети зачитывают высказывания, делают записи в
тетради.

— Подчеркнем самое основное (по-вашему мнению).
Многие подчеркнули “Энциклопедия русской
жизни”.

— Как вы понимаете слово “энциклопедия”? Какие
ассоциации у вас возникают? (дети предлагают свои
варианты: книга все обо всем, множество слов,
пояснения, новые понятия и т.д.)

— Как вы думаете, прав ли был В.Г.Белинский,
назвав этот роман “Энциклопедией русской
жизни”? Докажите (ответ дайте
сложноподчиненным предложением). Зачитываются
ответы детей, обобщаются, делаются выводы).

— Давайте проверим, насколько мы с вами
правы, доказывая, что роман А.С.Пушкина – это
“энциклопедия русской жизни”.

— “Евгений Онегин” — произведение уникальное,
не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой
литературе. И мы имеем возможность представить,
как жили в XIX веке представители высшего “света”
и патриархального поместного дворянства, какие
праздники отмечали, во что играли, в какие
приметы верили, что было на столах из еды и питья,
какие были традиции, гадания и т.д.

 Исследовательская работа.

(Ученики зачитывают информацию из страниц
романа, тем самым доказывая, что “Евгений
Онегин” — это “энциклопедия русской жизни”).

4. Белинский о главных героях романа.
Самостоятельная работа.

— А что критик сказал о Татьяне и об Онегине?

— А какими их представили вы?

Запишите свои мысли в тетрадь и сравните с
оценкой Белинского (дополните свои
высказывания).

По ст.№8, №9 выбирается материал, который
касается только героев (дома учащиеся делали
отметки, закладки, чтобы в классе быстрее искать).

5. Результаты по исследованию текста.

— Итак, время самостоятельной работы подошло к
концу. Давайте посмотрим, какие портреты у вас
получились. Образ Татьяны… Образ Онегина….

Учащиеся зачитывают свои записи (проверяем
сильных учеников), остальные могут вносить
дополнения. Плюс этой работы в том, что даже
слабые учащиеся, работая со статьей, ведут
записи, слушают ответы сильных учеников. В
результате у каждого краткий конспект статей
Белинского – необходимый материал для написания
сочинения по роману “Евгений Онегин”. Цель
(научить работать со статьей и выделять главное)
достигнута.

6. Подведение итогов.

— Как работалось на уроке?

— На каком этапе было легко, а на каком были
сложности?

— Понятны ли вам статьи В.Г. Белинского?

Итак, перед вами в тетрадях есть материал,
который вы можете использовать для написания
сочинения по роману А.С. Пушкина “Евгений
Онегин”.

7. Домашнее задание.

Приготовить черновик сочинения. Примерные
темы:

  • “Мой любимый герой в романе А.С.Пушкина
    «Евгений Онегин»”.
  • “Татьяны милый идеал”
  • “В чем я не согласна с критиком Белинским в
    оценке романа и его героев?”
  • “Почему Белинский назвал Онегина “страдающим
    эгоистом?”

Онегин» является «самым задушевным произведением Пушкина». Очень мало произведений, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение все равно, что оценить самого поэта «во всем объеме его творческой деятельности». Со стороны формы поэма Пушкина — «произведение в высшей степени художественное».

В «Онегине» поэтически воспроизводится картина русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития. Поэтому можно сказать, что поэма Пушкина является «исторической в полном смысле этого слова». Здесь автор является представителем впервые пробудившегося общественного самосознания. До Пушкина русская поэзия больше подражала западным образцам и мало походила на свободные произведения самобытного вдохновения. Народными считались те образцы русского творчества, в которых действуют мужики и бабы, бородатые купцы и мещане или в которых действующие лица в свой незатейливый разговор включают пословицы и поговорки. На самом же деле первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть «Евгений Онегин». «В ней народности больше, чем в любом другом народном русском сочинении».

В решимости Пушкина представить нравственное лицо наиболее оевропеившегося в России сословия — истинная национальность поэта. Он осознал, что время эпических произведений прошло, что для изображения современного ему общества, в котором проза и поэзия жизни смешались воедино, нужен роман, а не эпическая поэма. Пушкин писал о России и для России. Он далек был от того, чтобы соблазниться создать что-нибудь в байроновском роде. Сделай он это — и толпа восхваляла бы его произведение. Пушкин как поэт был слишком далек от такого шутовского подвига, столь обольстительного для обыкновенных талантов. Вместе с Грибоедовым, написавшим «Горе от ума», он положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.

Попробуем теперь добраться до лежащей в основании «Онегина» идее. На страстное признание Татьяны в любви Онегин отвечает холодностью. Но потом он безумно влюбился в нее, даже без надежды на взаимность.

В глазах читателя его поступок безнравствен. Онегин должен был ить взаимностью на пламенное признание юной девушки, испросить по форме родительского благословения, пожениться и жить долго и счастливо с молодой супругой. Как безнравственно холодно убить Ленского, юного поэта с радужными мечтами, и ни разу не заплакать о нем, не проговорить патетической речи, где упоминалась бы окровавленная тень и проч. И как нехорошо оставить роман неоконченным, без счастливой свадьбы в заключении и рождения детей. Все эти законы бульварного романа отсутствуют в «Евгении Онегине», отчего роман только выигрывает.

Среди великих заслуг Пушкина и то, что он вывел из моды чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них обычных людей. Таковыми являются два главных героя романа — Онегин и Татьяна. Онегин — светский человек, вхож в высшее общество. Светскость не помешала Онегину сойтись с Ленским, который в глазах высшего общества мог быть только странным и смешным. Да, Онегину было скучно у Лариных, но не оттого, что они не светские люди, а оттого, что уровень образованности у них был ниже, чем у Онегина. Высший круг в России настолько отдален от всех остальных, что в деревне Онегин сразу же оказывается непонятым. Благодаря этому Онегина принимают за безнравственного человека.

Онегина нисколько не трогает болезнь дядюшки. Многие читатели этим крайне недовольны. Причина такого якобы безнравственного поведения — светскость. «К особенностям людей светского общества принадлежит отсутствие лицемерства, в одно и то же время грубого и глупого, добродушного и добросовестного». Что хорошего в том, как униженно-предупредителен какой-нибудь бедный чиновник, когда его богатый дядя собирается умирать, хотя дядя этот всю жизнь свою предпочитал не помнить о племяннике? В словах Онегина касательно ухода за нелюбимым родственником проглядывает насмешливая легкость. В этом видны ум и естественность, поскольку отсутствие натянутой тяжелой торжественности в выражении обыкновенных житейских отношений не аморальность, а признак ума.

Часто слышится мнение, что Онегин — человек холодный, сухой и эгоист по натуре. Это мнение ошибочно. «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила к бесплотным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не был ни холоден, ни сух, ни черств…»

В душе его жила поэзия, он был не из числа «обыкновенных, дюжинных людей». Преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы, при воспоминаниях о любви прежних лет — это признаки наличия чувства и поэзии, но не холодности и сухости. Опыт же и ум привели Онегина к тому, что он перестал любить расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, ».

8-ую и 9-ую статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина» Белинский целиком посвящает анализу романа в стихах «Евгений Онегин». И это не случайно.

По мнению критика, среди всех работ Пушкина «Евгений Онегин» занимает центральное место, поскольку в нем личность поэта проявилась со всей

«полнотой, светло и ясно… Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь, здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Достоинства романа

Переходя к анализу романа, Белинский выдвигает несколько парадоксальный на первый взгляд тезис:

«Самые его [романа] недостатки составляют его величайшие достоинства».

В дальнейшем он расшифровал свое утверждение.

Недостатком романа автор посчитал, как и многие критики того времени, то, что Пушкин показал в нем не современное им общество.

Мира, который Пушкин обрисовал в своем романе, уже не существовало на тот момент, показанные им взаимоотношения в обществе являлись устаревшими.

«Но разве вина поэта, что в России все движется так быстро?»

– восклицает критик и ставит в заслугу поэту то, что он сумел запечатлеть в своем произведении «действительность известного мгновения из жизни общества».

Иными словами, Белинский считал историзм романа одновременно его недостатком и достоинством – недостатком, с точки зрения пользы для современного общества, достоинством – с точки зрения художественной.

Ко второму достоинству «Евгения Онегина» автор отнес его народность. Комментируя журнальные споры, возникшие вокруг романа, критик утверждает, что роман является национальным произведением, обладающим подлинной народностью:

«В романе «Евгений Онегин» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении».

Под народностью он понимал вовсе не изображение жизни простого народа. Он спрашивает, почему современные критики считают, что

«русский во фраке или русская в корсете – уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».

Цитируя Гоголя, автор полностью соглашается с ним:

«Поэт тогда национален, когда он глядит на него [сторонний мир] глазами своей национальной стихии».

К достоинствам романа критик относил то, что он написан прекрасным русским языком, в нем отражены типические русские характеры, весь его дух пронизан чем-то исконно русским, народным, подобно ранней пушкинской поэме «Руслан и Людмила».

Поэтому, несмотря на то, что главные герои романа в стихах – дворяне, Белинский называет «Евгения Онегина» первым подлинно русским произведением.

Критик поддержал Пушкина в его выборе героев – представителей высшего света.

Война 1812 года дала большой толчок патриотическому движению в России, особенно в дворянской среде. Поэтому Пушкину важно было показать тот слой дворянского общества, в котором назревали недовольство и протест против общественно-политического устройства страны и из которого впоследствии вышли декабристы. С точки зрения историзма и развития цивилизации, в тот отрезок времени именно дворянское общество сыграло ведущую роль в судьбе России.

Белинский похвально отметил решимость Пушкина изобразить нравственный облик «наиболее оевропеившегося в России сословия».

Татьяна и Онегин

Вспыхнувшая в душе Татьяны любовь к Онегину вполне объяснима, утверждал Белинский. Воспитанная на французских романах, впечатлительная Татьяна ничего не знала о реальной жизни, но страстно желала обрести новые впечатления. Мужчины, подобные Ленскому, ее не привлекали, поскольку не могли дать

«пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению».

Другое дело – Онегин, прибывший из столицы аристократ, представитель света, молодой, «блестящий», но при этом весь окруженный тайной, глубоко страдающий где-то внутри. Этот образ потряс «неразвитый ум» Татьяны и заставил ее влюбиться в Онегина без остатка.

Письмо Татьяны к Онегину – акт отчаянья, «порыв наивный и благородный», считает Белинский. Она написала письмо бессознательно, потому что «не знала, что делала». Оно – «язык страстей», романтическое и наивное одновременно. Татьяна предстала в нем самой собой, без всяких прикрас и лицемерия. Критик пишет, что письмо «свело с ума всех русских читателей», его считали величайшим образцом «откровения женского сердца». И все потому, что в нем слились простота и истина, которые, по его мысли, являют собой «высшую красоту и чувства».

К сожалению, восклицает Белинский, Пушкину пришлось оправдывать Татьяну перед лицом светских дам, и это беда для общества, которое стоит только пожалеть.

Героиня противопоставлена высшему свету, его чопорности и неискренности, она –

«женщина, а не деревяшка, выточенная по подобию женщины».

Ее вид не «порождает сплин», как вид дам из высшего общества, а пробуждает в груди искренние чувства.

Наша презентация темы

Роман в стихах о прозе жизни

Белинский указывает, что цель Пушкина – показать развитие общества, поэтому он и решил написать именно роман, поскольку чувствовал: в обществе

«проза жизни так глубоко проникла в самую поэзию жизни»,

что для изображения современности эпическая поэма или повесть никак не могла подойти:

«Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».

Критик отвечает на вопрос: почему «Евгений Онегин» написан в стихах: Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано

«ни одного порядочного романа и в прозе».

Это обеспечило произведению грандиозный успех, а Пушкину – громкую славу.

Таким образом, «Евгений Онегин» по своему содержанию – типичный роман, а по форме – поэзия.

Критика того времени часто сравнивала Пушкина и Байрона, находя сходство между байроновскими «Дон Хуаном» и «Чайлд-Гарольдом» и пушкинским «Евгением Онегиным». Белинский решительно отвергает всякое сходство, кроме формы, между произведениями двух великих поэтов, особенно в плане содержания. Конечно, критик признает, что форму подобных романов изобрел Байрон.

Но Байрон

«писал о Европе для Европы»,

и пафос его произведений – вовсе не изображение действительности, а суд над ней.

Пушкин

«писал о России для России»,

он заботился о достоверном отображении действительности, и поэтому его роман – подлинное национальное произведение.

Герои Пушкина – вовсе не демонические личности и не образцы добродетели, как зачастую было в современных Белинскому романах, в том числе, и в романах Байрона. Его герои – обычные люди, отношения между ними складываются естественные, как и в жизни. Критик относил к заслугам Пушкина то, что он

«вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели».

Белинский, подобно многим критикам и читателям, задавался вопросом:

«Почему роман «Евгений Онегин» без конца?».

Почему он заканчивается тем, что Пушкин оставляет своего героя на распутье.

«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?»

– восклицает критик и сам себе отвечает: в романе нет конца, поскольку в самой действительности нет конца, что суть самой жизни заключается в отсутствии развязок. К тому же сам Онегин – «существо неопределенное», «отдавшееся зевоте», не имеющее цели в жизни. Он так никуда не приложил силы своей «богатой натуры», его жизнь лишена смысла, а потому роман лишен концовки.

Татьяна – первый русский характер женщины

Белинский называет Татьяну любимым персонажем Пушкина, и это не случайно. Именно в Татьяне поэт воплотил свой «милый идеал», наделив свою героиню лучшими чертами характера типичной русской женщины.

Свой анализ образа Татьяны Белинский предваряет пространным рассуждениям о женщине вообще и о русской женщине в целом. Он пишет:

«Русская девушка – не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она не что другое, как невеста».

По мнению критика, вся цель жизни русской женщины – удачно выйти замуж, поскольку родители ничему иному, кроме как быть отличной невестой, ее не учат:

«подготовить же ее к состоянию замужества, объяснить ей обязанность жены, матери»

они не способны. Поэтому, выйдя замуж, русская девушка во всем копирует поведение своей матери. В итоге муж получает «второй экземпляр» тещи.

Благодаря своему положению, в которое их поставило общество, русские девушки становятся особами эксцентричными, романтичными, в каждом неженатом мужчине они видят исключительно жениха и готовы влюбиться в него с первого взгляда. Иногда среди них попадаются так называемые «идеальные девы». Они много читают, ведут чувственные дневники, активно переписываются с подругами

(даже если они живут «с нею в одной деревне, а иногда и в одном доме, только в разных комнатах»),

презирают все материальное.

Критик видит у русских девушек два пути дальнейшей жизни, оба неутешительных:

«или быть пошлыми на общий манер, или быть пошлыми оригинально».

Иное дело – Татьяна. Как пишет Белинский, среди русских девушек, задушенных обществом,

«удаются истинно колоссальные исключения»,

и Татьяна является одной из таких

«гениальных натур, не подозревающих своей гениальности».

Критик сравнивает ее с прекрасным цветком, который случайным образом вырос посреди скал. Татьяна – исключительная натура, проявившаяся вопреки обстоятельствам и принципам общественного устройства. И причина эта в том, что она – исключительно целостная и гармоничная.

А.А. Бестужев (1797-1837)

Понять, каким хотели бы видеть роман писатели-декабристы можно из слов Бестужева. Они хотели бы видеть Онегина исключительной личностью, а не одним из многих среди нас. Таким образом, роман должен быть ближе к романтизму, чем к реализму.

Я вижу франта, который душой и телом предан моде — вижу человека, которых тысячи встречаю на яву, ибо самая холодность и мизантропия и странность теперь в числе туалетных приборов. Конечно многие картины прелестны, — но они не полны, ты схватил петербургской свет, но не проник в него.

Но не стоит считать, что роман был забракован. Бестужев отдает должное мастерству автора.

Не думай однакож, что мне не нравится твой Онегин, напротив. Вся ее мечтательная часть прелестна, но в этой части я не вижу уже Онегина, а только тебя. Не отсоветываю даже писать в этом роде, ибо он должен нравиться массе публики, — но желал бы только, чтоб ты разуверился в превосходстве его над другими. Впрочем, мое мнение не аксиома, но я невольно отдаю преимущество тому, что колеблет душу, что ее возвышает, что трогает русское сердце

В.Г. Белинский (1811-1848)

Наиболее ценным представляются отзывы Белинского, давшего развернутую характеристику романа. Белинский первым называет роман «энциклопедией русской жизни» и подчеркивает значение романа в новой фазе развития русской литературы.

Белинский оценивает героев романа как обычных представителей общества в определенных жизненных условиях. Про Онегина он пишет:

бездеятельность и пошлость жизни душит его; он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется

Белинский верит в возможное возрождение Онегина:

Что сталось с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? — Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы не захотеть больше ничего знать

Заметно у Белинского и описание Ленского:

Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе

люди, подобные Ленскому, … или перерождаются в совершенных филистеров или … делаются устарелыми мистиками и мечтателями

Особенно выделил Белинский образ Татьяны, возвышая ее:

Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения

В итоге Белинский приходит к такому выводу:

в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9)

О романе в целом:

1. Историзм

“Прежде всего в “Онегине” мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин” есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица”.

2. Народность

“Немногие согласятся с вами, и для многих покажется странным, если вы скажете, что первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть – “Евгений Онегин” Пушкина и что в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении… Если ее не все признают национальною – это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете – уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста”.

“Причина этой трудности заключается в том, что у нас форму всегда принимают за сущность, а модный костюм – за европеизм; другими словами: в том, что народность смешивают с простонародностью и думают, что кто не принадлежит к простонародию, то есть кто пьет шампанское, а не пенник и ходит во фраке, а не в смуром кафтане, – того должно изображать то как француза, то как испанца, то как англичанина”.

“Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи”.

“У всякого народа есть две философии: одна ученая, книжная, торжественная и праздничная, другая – ежедневная, домашняя, обиходная… И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало “Онегина” и “Горе от ума” произведениями оригинальными и чисто русскими”.

“Истинная национальность (говорит Гоголь) состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа; поэт может быть даже и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами”.

“Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.

3. Реализм

“Он (Пушкин) взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию”. “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.

“В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его!”

4. Значение для последующего литературного процесса

“Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова – “Горе от ума”, стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений… русские поэты еще не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни”.

“Вместе с “Онегиным” Пушкина… “Горе от ума”… положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь. Без “Онегина” был бы невозможен “Герой нашего времени”, так же, как без “Онегина” и “Горя от ума” Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности”.

Образы романа в оценке Белинского:

Онегин

“Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался.

Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою”.

“Онегин – не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не великий человек, а просто – “добрый малый, как вы да я, как целый свет”… Онегин – добрый малый,

Но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.

“Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист, – так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли “fatum” (рок, судьба)”.

Ленский, Ольга

“Онегин – характер действительный, в том смысле, что в нем нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое Явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе”.

“Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время “он сердцем милый был невежда”, вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее.

Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу, – и что ему была за нужда, что она не понимала его, что, вышедши замуж, она сделалась бы вторым, исправленным изданием своей маменьки, что ей все равно было выйти – и за поэта, товарища ее детских игр, и за довольного собою и своею лошадью улана? – Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у ней не было и о которых она и не заботилась. Существо доброе, милое, веселое, – Ольга была очаровательна, как все “барышни”, пока они еще не сделались “барынями”; а Ленский видел в ней фею, сельфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни”.

“Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Вечно копаясь в самих себе и становя себя центром

Мира, они спокойно смотрят на все, что делается в мире, и твердят о том, что счастье внутри нас, что должно стремиться душою в надзвездную сторону мечтаний и не думать о суетах этой земли, где есть и голод, и нужда… Ленские не перевелись и теперь; они только переродились. В них уже не осталось ничего, что так обаятельно прекрасно было в Ленском; в них нет девственной чистоты его сердца, в них только претензии на великость и страсть марать бумагу. Все они поэты, и стихотворный балласт в журналах доставляется одними ими.

Словом, это теперь самые несносные, самые пустые и пошлые люди”.

Татьяна

“Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур”.

“Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…”

“Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина”.

“Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…”

“Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ”.

После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина “она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви… поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина”.

“Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью… Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем?

Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны… Но у нас как-то все это клеится вместе: поэзия – и жизнь, любовь – и брак по расчету, жизнь сердцем – и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых… Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование…”

Loading…

  • Консоль как правильно пишется
  • Конкурс сочинений лето господне
  • Конкурс сочинений история моей семьи в годы великой отечественной войны вклад в великую победу
  • Конкурс сочинений без срока давности опрос
  • Конкурс сочинение на юбилей вопросы