Конспект литературные сказки 5 класс меркин

Введение

Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, беседа, изучение нового материала, физкультминутка, закрепление,
вопросы, итог урока, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 5 класса
на тему:
«Русская литературная сказка»

Цель – выявить различия
авторской сказки от народной.

Задачи:

Обучающие

-организовать деятельность
учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

— выявить различия авторской
сказки от народной

Развивающие

— создать условия для развития
у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и
аргументировать ее;

— создать условия для развития
умения находить в произведении отличительные особенности

Воспитательные— создать условия для формирования жизненной позиции учащихся,
основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Ход урока.

1.                 
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Беседа с учащимися.

Здравствуйте,
ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства
с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей,
которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с
вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.

(Дадим определение сказки;
покажем отличия авторской сказки от народной).

2. Основная часть урока.

Итак, ребята, вспомним,
что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях).

Вспомните, какие сказки мы с
вами уже прочитали? (Называют сказки)

Хорошо, вы перечислили сказки
народные и литературные . Рассмотрим, чем отличаются эти сказки. Как ещё
по-другому называют литературную сказку ? Почему?

(Авторской. У литературной
сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).

Правильно. В этом и заключено
первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала
сказка народная? Почему?

(Когда книгопечатание не было
развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме .
Литературная сказка же существует в письменной форме)

Правильно. Это второе отличие.
Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он
стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?

(Народная сказка передавалась
из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее
постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )

Хорошо. Запишите третье
отличие. Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она
появилась? А литературной?

(Нет. А дату создания
литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое
произведение )

Хорошо. Это ещё одно отличие.
Запишите его в таблицу.

Так как народная сказка
существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит?

(Народная сказка была невелика
по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную
сказку можно читать в свободное время и с перерывами). 

Правильно. Это следующее отличие.
Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются
народные сказки?

( В некотором царстве, в
некотором государстве…)

Можем ли мы точно определить
место и время действия?

(Точное место и время
определить невозможно ).

А место и время действия в
литературной сказке? Приведите пример .

(В литературной сказке автор
называет место и время, а если нет, то оно угадывается. Например, в сказке А.
Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» точно указано и время, и
место событий ).

Правильно. Какие сказки вам
кажутся более волшебными? Почему?

(Действие происходит будто бы
в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными,
фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности,
которая нам близка).

Кроме этого, ребята, каждую
литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения
художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:

Народная сказка

Нет автора. Автор — народ

Литературная сказка

Есть автор

Народная сказка

Устная форма

Литературная сказка

Письменная форма

Народная сказка

Изменяемый текст

Литературная сказка

Неизменяемый текст

Народная сказка

Нет даты

Литературная сказка

Есть дата

Народная сказка

Небольшая по объему

Литературная сказка

Больший объём

Народная сказка

Неопределенное пространство и
время

Литературная сказка

Пространство и время
определено

Народная сказка

События более волшебные

Литературная сказка

События приближены к реальности

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса
и проследите путь снежинки до земли.

 
                   Проведем,
друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы не
будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи же
буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что ты
видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К ним
ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

3.Закрепление

Русская
народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы. Сказочные мотивы
можно встретить в рукописных книгах XV—XVII веков. Особенно широкий интерес к
фольклору, к истории национальной культуры появляется в России со второй
половины XVIII века.

Сказка
проникла во все жанры литературы — поэму и повесть, рассказ и роман. Все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Лермонтов и Гоголь,
Одоевский и Толстой.

В
первые десятилетия XIX века появились удачные обработки народных сказок. Новую
страницу в создании литературных сказок открыл А. С. Пушкин. Он подал пример
наполнения сюжета народных сказок новыми идеями. Жить на посылках — всё равно
что лишиться жизни. Зависеть от самовластья — нет ничего тяжелее — вот о чём
говорит нам «Сказка о рыбаке и рыбке».

Переплетение
реальной жизни с таинственным и волшебным миром подземного королевства,
нравоучительный сюжет и поэтичность мы увидим в сказке Антония Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители».

Русская
сказка, народная или возникшая на её основе писательская, литературная, никогда
не была заурядной, беспочвенной фантазией; в сказках реальный мир всегда
покоряется воле сказочника, сказка всегда зовет к преобразованию мира на
началах человечности и красоты.

1.  
Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что
отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?

2.  
Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?

4.Итог урока

-Какая была тема урока?

-Что изучали?

-Какие задания выполняли?

Домашнее задание: написать
сочинение-миниатюру по теме: « За что я люблю сказки?»

Тема. А.С.  Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

Цель: ознакомить с содержанием вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» и его художественными особенностями; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения, выражение своего мнения по поводу прочитанного; воспитывать любовь к художественному слову, эстетические чувства.

Оборудование: различные издания поэмы «Руслан и Людмила», иллюстрации к ним.

Теория литературы: литературная сказка, герои литературных произведений; прозаическая и стихотворная речь.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

— Выдающийся русский поэт, старший современник А. С. Пушкина, Василий Андреевич Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот високоурочистий день, когда он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”». Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, что это за сказка-поэма, как она создавалась.

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Каким вы представляете себе А.С.  Пушкина?

• Что особенного было в биографии поэта?

• Какая из этих качеств, по вашему мнению, наиболее характерна для Пушкина: патриотизм, талантливость, мужество, образованность?

Свое мнение обоснуйте. (Каждая из этих черт была присуща поэту.)

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

— Как известно, со слов своей няни Арины Родионовны Пушкин записал несколько народных сказок, среди них была и такая: «Что за чудо,- говорит мачеха,- вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенес перед дворец странный дуб».

В этом же тетради поэта были и знакомые нам строки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» «Край лукоморья дуб зеленый.».

2. Сообщения учащихся о сюжете сказки-поэмы О. Пушкина «Руслан и Людмила»

3. Слово учителя

— На уроке мы подробно познакомимся лишь с прологом к поэме.

4. Словарная работа

Поэма — большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам;

пролог — вступление;

лукоморье — изгиб морского берега в форме лука;

витязь — рыцарь, воин;

изумрудный — ярко-зеленого цвета;

главарь — предводитель, командир. 

5. Выразительное чтение «Пролога» к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Сначала читает учитель, затем ученики (в переводе и на языке оригинала). 

6. Обмен впечатлениями о прочитанном

— Что значит «русский дух»? Почувствовали ли вы его и в какой способ? 

7. Эвристическая беседа, выполнение поисково-исследовательских заданий

• Герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэмы? («Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птицу и Серого Волка», «Кощей Бессмертный» и др.)

• Запишите всех героев и фантастические образы, которые населяют сказочный мир Лукоморья. (Леший, русалка, домик на курьих ножках, тридцать витязей, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба Яга в ступе, царь Кощей, королевич, грозный царь, предводитель морской)

• Из скольких частей состоит, по вашему мнению, пролог? (Из трех: зачина (рус. присказки) — 1-6 строки; основной части — 7-29 строки и конечности — 30-33 строки, характерной для сказок.)

• В прологе часто (14 раз) повторяется слово «там». С какой, по вашему мнению, целью? (Чтобы подчеркнуть, что все происходит где-то там — в сказке.)

• В конце пролога автор говорит, что и он «там был», «и мед пил.», «и кот ученый сказок» его учил. Что это значит? (Это означает, что в душу поэта навсегда вошел волшебный мир русской народной сказки.)

• Сравните текст оригинала и перевода. Сделайте вывод о качестве перевода (точность, художественность).

Словарик к тексту оригинала

Неведомый — неизвестный, неведомый; дол (устаревшее) — долина;

видения — чудеса, видения, фантастические картины;

брег — берег;

витязь — воин, рыцарь;

чредой — по очереди, один за одним;

дяди (устаревшее) — воспитатель;

пленяет — берет в плен;

чахнет — худеет, болеет.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков

Найдите логические пары — предмет и его признак.

ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ДОРОЖКИ, БЕРЕГ, ВИТЯЗИ, ЦАРЬ, ВОЛК, ДУХ.

ГРОЗНЫЙ, БУРЫЙ, РУССКИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, УЧЁННЫЙ, МОРСКОЙ, НЕВЕДОМЫХ, ЗЛАТАЯ, ПРЕКРАСНЫХ.

V. Домашнее задание

Выучить наизусть пролог к поэме А. Пушкина « Руслан и Людмила», уметь его анализировать; сделать иллюстрации.

VI. Итог урока

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

Я считаю, что народные сказки имеют поучительный смысл, который нужен не только детям, но и взрослым

Я считаю, что сказки — это только забава для детей и все

Я не могу еще определиться со своим мнением

(Дети проявляют свою позицию, поднимая руки или занимая места возле плаката или надписи на доске; мнение обосновывается теми, кто желает.)

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Литературные сказки» »

Сегодня
мы…

·                  
Поговорим о русской литературной сказке.

·                  
Узнаем кое-что о писателе Антонии Погорельском.

·                  
Начнём рассматривать его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители».

Наверняка
вам нравятся сказки. А какие сказки – ваши любимые? Кто-то с уверенностью
скажет: народные! И начнёт перечисление: «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля»,
«Конёк-горбунок», «Муха-Цокотуха»…

Стоп! Но
последние сказки – вовсе не народные! На обложках даже указаны их авторы.

А всё
потому, что это – так называемые авторские, или литературные, сказки.
Такие же, как сказки Пушкина, о которых мы совсем недавно говорили.

Русская
литературная сказка – это совершенно особый жанр литературы.

Такие
сказки могут писаться в стихах или прозе.

Например,
все знают о сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино». Она написана в
прозе.

А вот
сказка Жуковского «Спящая царевна» написана стихами – как и сказки Пушкина.

Мы уже
выяснили на примере пушкинской сказки, что обычно литературная сказка опирается
на традиции народной.

Иными
словами, у литературной сказки есть корни, и корни эти уходят в устное народное
творчество. Создатели литературной сказки опираются на фольклор – это
основа, база, для сказки авторской.

Выходит,
если мы соединим русскую народную традицию и талант и
самобытность автора, у нас как раз получится русская литературная сказка.

Во
многом, конечно, она будет похожа на народную. Например, литературные сказки
можно разделить на бытовые, волшебные и сказки о животных.

И в
литературных сказках точно так же происходят необычные события и превращения,
могут разговаривать животные и предметы.

Однако
литературная сказка похожа на любого ребёнка. Конечно, она многое взяла от
своей матери – народной сказки. Но она росла, развивалась и приобретала
собственные качества.

В конце
концов получилась вполне самостоятельная литературная личность, которая,
правда, не теряет связи и со своей народной матерью.

Но чем
же отличаются народная и литературная сказки?

Представим,
что нам хочется добавить в сказку каких-то своих деталей.

В
народной сказке это можно было сделать, ведь каждый из рассказчиков добавлял
что-то своё. Поэтому народные сказки существуют в нескольких вариантах. Но в
литературной сказке такое невозможно, ведь её написал конкретный автор.

А что
отражается в сказке?

Если
сказка народная – в ней, конечно, отразятся ценности народа и народное
представление о справедливости.

Но автор
будет вкладывать в своё произведение свои мысли, свои ценности и свою философию,
так что литературная сказка отражает позицию автора.

Как
влияет на сказку эпоха?

Если  говорить о народных сказках, то там действия
всегда происходят в какие-то очень давние времена. И такие сказки всегда
интересны и ценны. К тому же, со временем в них могли добавляться какие-то
поздние изменения.

Но
литературная сказка очень часто – отражение той эпохи, когда она написана.

Итак, что
мы пока что узнали?

Литературная
сказка – это сказка, которую сочинил определённый автор.

Литературная
сказка берёт свои истоки в народной сказке.

Однако
литературную сказку нельзя изменить. Она отражает свою эпоху и взгляды своего
автора. И этим отличается от народной сказки.

Интересно,
а когда появились авторские сказки?

В
середине и конце 18 в. литературными сказками увлекались многие авторы.
Этот жанр был так популярен, что даже императрица Екатерина Великая писала
сказки! Например, она сочинила для своих внуков «Сказку о царевиче Хлоре».

Но
расцвет литературной сказки – это приблизительно 1830-е гг.

Около
1830 г. были написаны и «Спящая царевна» Жуковского, и «Конёк-горбунок» Ершова,
и сказки Пушкина.

Вот,
наверное, как счастливы были дети! А вот и нет. В большинстве своём в те
времена литературные сказки предназначались не для детей. Считалось, что
это вполне взрослая литература.

И поэтому
такой сенсацией стала сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».
Написал её Антоний Погорельский – человек, о котором стоит рассказать
немного подробнее.

Антоний
Погорельский – это псевдоним. На самом деле писателя звали Алексей
Алексеевич Перовский
. Родился он в 1787 г. и был внебрачным сыном
известного русского государственного деятеля.

Алексей
Перовский получил блестящее образование. У него была степень доктора
философских и словесных наук.

Часто
Алексея Перовского изображают на портретах с государственными наградами. Это
потому, что он отправился добровольцем на войну с Наполеоном и прошёл её до
самого конца.

Он
занимал важные должности и удостоен нескольких наград.

Но нам,
конечно, интереснее то, что у Перовского был племянник. И его воспитанию
Перовский уделял много внимания.

Звали
племянника Алексей Константинович Толстой, и потом он тоже стал писателем. Нам
ещё предстоит знакомство с его творчеством.

И именно
для маленького Алёши его дядя написал сказку «Чёрная курица, или Подземные
жители». Написана была эта сказка в 1829 году. И автор опубликовал её под
псевдонимом «Антоний Погорельский». Эта сказка считается известным литературным
явлением, потому что это первая сказка для детей на русском языке.

«Чёрная
курица, или подземные жители» −
это классическая литературная сказка.

Давайте
посмотрим, чем она отличается от народных сказок.

Для
начала, мы не можем в ней поменять ни словечка. Конечно, мы принимаем
текст таким, каким его написал автор.

Место
и время действия
в сказке «Чёрная курица, или подземные жители» автор
обозначает предельно чётко – это Санкт-Петербург, как говорит автор, «сорок лет
назад», то есть в конце 18 в.

И в
сказке всё подтверждает, что дело происходит именно там и именно тогда.

Подробно
описывается пансион, его двор, традиции и обитатели, упоминаются костюмы,
причёски, блюда той эпохи.

Вспомним,
как подробно автор описывает, во что одевали Алёшу, главного героя повести. Или
припомним вот такой отрывок:

«Дортуары,
или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней,
а по левую жили две старушки, голландки, из которых каждой было более
ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним
говаривали».

Здесь и
старинное название спален, и старушки-голландки, и упоминание Петра Первого – в
одном предложении.

Не менее
подробны описания героев. Даже второстепенных или эпизодических персонажей
автор описывает полно и художественно. Мы узнаём об их привычках, одежде или
даже манере речи!

Вспомним,
с каким акцентом разговаривает чухонка-кухарка!

— Вотта я паду кассаину и пошалюсь. Шорна курис нада режить…
Он леннива… он яишка не
делать, он сыплатка не сижить.

А ведь
передача таких деталей – это как раз признаки художественной литературы!

Но почему
так подробно передаются детали? Да потому что в сказке совмещается
действительность и волшебный мир!

Ведь основные
действия с Алёшей происходят в реальном мире
. И только ночью он вслед за
Чернушкой окунается в чудеса подземного мира.

И мы
верим событиям в реальном мире, ещё и потому, что персонажи – психологически
сложные и достоверные
. Они не принцессы и не богатыри. Здесь есть учитель,
который хочет гордиться своим учеником, но заискивает перед начальством и может
быть и строг, и несправедлив.

Да и Алёша
– самый обычный мальчик, в котором есть и доброта, и совесть, и лень, и
зазнайство.

И именно
внутренней перемене, которая происходит в персонаже, уделяется самое большое
внимание в сказке.

После
своего невольного предательства Чернушки персонаж многое осознаёт, меняется
нравственно и начинает вести себя с людьми иначе.

Причём,
внутренние метания и страдания персонажа занимают в повести не одну строчку,
чего в народных сказках никогда не бывает.

Мы видим,
что Алёша – не богатырь и не герой, а самый обычный человек со слабостями,
которые он пытается преодолеть и преодолевает.

Наконец, однозначной
победы над злом, торжества справедливости в сказке нет.
Подземные жители
вынуждены покинуть своё королевство, потому что Алёша проговорился об их тайне.
Чернушка остаётся в оковах. Но Алёша осознаёт свою ошибку и будет стараться
хоть немного облегчить участь министра. Он вновь обретает друзей, и это как раз
– самое главное, что есть в сказке.

Итак, «Чёрная
курица, или Подземные жители»

это волшебная повесть, написанная Антонием Погорельским.

В
отличие от народной сказки, в повести много описаний и примет эпохи. В ней
совмещается реальный и волшебный мир. А герои получают подробные
характеристики. Кроме того, большое внимание уделяется внутренним переменам в
главном герое – это самое важное, что есть в повести.

Поэтому
«Чёрная курица, или Подземные жители»

это выдающийся пример русской литературной сказки.

МБУ ЛИЦЕЙ №51 Г.О.ТОЛЬЯТТИ

Урок литературы в 5

классе

Автор: Григорьева Ирина Павловна, учитель

русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5

Учитель: Григорьева Ирина Павловна

Тема: Литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь (понятие

«композиция художественного произведения» и ее элементов: завязка,

кульминация, развязка)

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок – путешествие.

Цели учителя:

1. Познакомить учащихся с элементами композиции.

2. Научить «видеть» элементы художественного произведения.

3. Развивать творческое воображение и навыки анализа художественного

произведения.

4. Воспитывать эстетическое восприятие текста.

Оборудование:

1. Текст восточного сказания М. Ю. Лермонтова « Три пальмы».

2. Текст рассказа К.Г. Паустовского « Котворюга».

Предварительная подготовка: инсценированние сказки с участием 3х человек.

Ход урока:

1. Начало урока. Создание мотивационной ситуации. Вступительная беседа.

Вы любите необычные путешествия?

Кто из вас может похвастаться, что был в мастерской сказочника или

писателя?

Кому из вас хочется прикоснуться к необычному и таинственному?

2. Слово учителя. Постановка проблемы. Определение задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с элементами композиции

художественного произведения. Определим, из каких же частей состоят стихи,

рассказы, сказки. Побываем в мастерской писателя, попробуем себя в образе

поэтов и писателей.

Давайте вспомним, что же называется композицией произведения?

3. Вовлечение в тему.

Как вы думаете, любое художественное произведение создается само по себе

или всетаки по какимто законам?

Вот сейчас и посмотрим: так ли это?

Мы с вами совершим путешествие в сказку. Но выто внимательные читатели и

знаете, что « сказкаложь да в ней намек». На что намекает наша сказка сейчас и

узнаем.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чего ждете от путешествия?

Ученическое целеполагание:

Познакомиться с частями композиции произведения.

Правильно понимать текст, который читаешь.

Принимать участие в инсценировках.

Учиться правильно выражать свою мысль.

4. Проблемный вопрос.

Но, чтобы наш просмотр был с пользой, ответим на два вопроса (записаны на

доске)

1. Из каких элементов состоит композиция художественного произведения?

2. И какой из них, на ваш взгляд, самый важный?

5. Инсценировка сказки (4 человека): герой « Автор»;

герой «Завязка»;

герой « Кульминация»;

герой «Развязка».

Автор: Однажды Петя Ошибкин сочинял рассказ, но он у него никак не выходил:

то мальчик не знал с чего начать, то, как закончить, и как бы не пропустить самое

важное и значительное событие. После долгих мучений Петя ушел гулять, и что

тут началось? Вдруг появились какието человечки.

(выбегают три человека, с надписями на груди: «Завязка», «Кульминация»,

«Развязка».)

Завязка: Я, начало художественного произведения, без меня никак нельзя, иначе

не будешь знать, с чего начались события в художественном произведении.

Развязка: Ну и подумаешь начало, всего важнее, чем все закончилось, то есть я

самое важное звено в произведении.

Кульминация: И что вы спорите, вы обе нужны, чтобы знать, с чего началось

действие и чем закончилось. Я же не спорю с вами, что ясамый важный элемент

композиции, хотя с латинского языка я значу вершина и стою между вами,

подвиньтесь.(встает между ними) Вот теперь композиция произведения в сборе.

6. Аналитическая беседа.

Понравилась сказка?

Посмотрим, кто из вас самый внимательный и скажет: из каких элементов

состоит художественное произведение?

А какой самый важный?

Учитель: Теперь давайте запишем в тетради новые термины, с которыми мы с

вами сегодня познакомились (термины записаны на доске)

7. Самостоятельная работа в тетрадях (переписывают с доски)

Завязка начальный момент в развитии событий, изображенных в

художественном произведении

Кульминация т лат. Culmen, вершина) наивысшее напряжение в

художественном произведении.

Развязка заключительный момент в развитии действия художественного

произведения.

8. Лингвистическое наблюдение.

Понаблюдаем и над лирическим произведением (стихотворением). Есть ли в

стихах: завязка, кульминация, развязка.

Давайте обратимся к вашим текстам, где напечатано восточное сказание М. Ю.

Лермонтова «Три пальмы». Я вам выразительно его прочитаю, а вы возьмите

простые карандаши и отметьте те элементы композиции, которые найдете в

тексте.

8.1.Выразительное чтение сказания.

8.2 Беседа по прочитанному произведению.

Какие композиционные части вы выделили?

В каких строках вы увидели завязку?

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли

Родник между ними из почвы бесплодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

Где наивысший пик в стихотворении?

Но только что сумрак на землю упал

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

8.3 Словарнолексическая работа

Питомецчейнибудь воспитанник

Питомцы столетий (переносное значение)воспитанные временем.

Где же развязка столь грустных событий?

И нынче все дико и пусто кругом

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

Молодцы, справились с этой задачей замечательно.

Какова была наша цель?

9.Работа по синтезу художественного произведения.

Теперь давайте поможем Пете Ошибкину составить всетаки текст. Перед вами

конверт, с тремя частями текста К. Г. Паустовского. Ваша задача: расположить

части так, чтобы получился рассказ. Обоснуйте свой вариант текста.

Часть 1

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он

обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его

толком не видал. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у

кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Часть 2

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и,

запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через

огороды и протащил кукан с окунями. Мы бросились в погреб и

обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней,

пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня.

Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

9.1. Словарнолексическая работа

Куканспециально сплетенная сумка для пойманной рыбы.

Часть3

Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:

Что же нам с ним делать?

Выдрать!сказал я.

Не поможет,сказал Ленька.У него с детства характер такой.

Кот ждал, зажмурив глаза. Тогда Рувим неожиданно сказал:

Надо его накормить, как следует!

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему

замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и

сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на

пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными

нахальными глазами. С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

10.Вывод по данному этапу урока.

Ученики приводят примеры рассказов, которые у них получились, объясняют,

где и какая часть композиции. Исправляются ошибки, если таковые имеются.

11. Рефлексия. Соотнесение нового материала с имеющимися знаниями.

1. Что нового вы сегодня узнали?

2.Что было главным?

3.Чему научились?

4. Что на уроке было интересным?

12. Домашнее задание.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основными элементами композиции.

Дома вам предстоит продолжить путешествие по мастерской писателя, только

уже своей и выполнить следующее задание.

Творческая работа: сочинить сказку, используя данный элемент композиции,

первоначально определив, что это: завязка, кульминация или развязка.

Этим летом в лесу над прудом

Я набрел на таинственный дом.

В доме странные вещи случались,

Хоть волшебники нам не встречались.

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС)

Тема урока: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы работы: беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, кластер

Цели урока:

-знакомство с содержанием сказки;

— формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);

— воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества

Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Межпредметные связи: живопись

Планируемые результаты:

— предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.

— коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

— регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

— познавательные УУДпоиск и выделение необходимой информации,самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

личностные УУДформирование ценностного отношения к происходящим событиям.

Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намёк –

добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Что такое сказка?

— Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки.
(Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.)

III. Постановка учебной задачи

—  Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».

IV. Создание проблемной ситуации

— Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).

— Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?

V. «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки «Царевна-лягушка»

1). Беседа

— Как надо пересказывать или читать сказку?

(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)


  2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова

(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.) 
 

VI. Первичное закрепление

— Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка? 

VII. Динамическая пауза. Физкультминутка

VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа

— Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.

IX. Работа с репродукциями

Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

— Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

— Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

X. Составляем кластер (работа в парах).

— Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)

XI. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока(выставление оценок)

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)

— Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.

— Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?

(Добро победит зло)

— Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?

XII. Домашнее задание

— Перечитайте сказку.

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

 — Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).

— Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).

4

МБОУ «Верхотомская общеобразовательная основная школа»

Кемеровского муниципального района Кемеровской области

Урок литературы в 5 классе

«Волшебный мир сказок»

(по программе и учебнику Коровиной В.Я.)

        Составила:

                                                      Перфильева Светлана Викторовна,

  учитель русского языка и литературы

                                          МБОУ «Верхотомская ООШ»

Урок литературы в 5 классе

(по программе и учебнику В.Я.Коровиной)

Тема:    

  «Волшебный мир сказок»

Задачи:

  1. Расширить знания обучающихся о русских народных сказках как одном из жанров устного народного творчества; о видах сказок, их героях.

Познакомить с особенностями народных сказок: присказкой, зачином, концовкой, повтором, постоянными эпитетами; особенностями волшебных сказок.

  1.  Упражняться в определении жанров устного народного творчества, умении пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлении рассказа по иллюстрациям, краткому конспектированию.
  1. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению.

Оборудование:

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказкам и герои сказок, тексты, представляющие жанры устного народного творчества, карточки-задания для групп, карточки с названием сказок, слайд-презентация «Волшебные сказки»

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

(по теме «Устное народное творчество»)

Учитель:

— Народная мудрость гласит: «Повторение – мать учения».

  1. Вспомним, что такое ФОЛЬКЛОР?
  2. Назовите фольклорные жанры.
  1. Упражнение в определении фольклорных жанров:

(Каждый обучающийся получает карточки с небольшими текстами)

Задание: выразительно прочитать текст, определить жанр.

  1. На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой? (Считалка)

  1. Ябеда – беда, тараканья еда. (Дразнилка)
  1. Два конца,

Два кольца,

А посередине – гвоздик. (Загадка)

  1.    На дворе трава, на траве – дрова. Дрова на траве двора. (Скороговорка)
  1. Дождик, дождик, пуще!

Выросла капуста.

Я капусту не люблю,

Лучше пряников куплю. (Закличка)

  1. Баю, баюшки, баю,

Не ложитесь на краю.

Придет серенький волчок

И укусит за бочок. (Колыбельная песня)

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Пословица)
  1. — Ладушки, ладушки,

  Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку. (Потешки)

  1. Изучение материала по теме урока по плану (план записан на доске):
  1. Что такое СКАЗКА?
  2. Обряд посвящения.
  3. Виды сказок.
  4. Герои волшебных сказок.
  5. Особенности народных сказок
  6. Художники, иллюстрировавшие русские народные сказки.
  1. Беседа с обучающимися.

Учитель:

Народные сказки – самый распространенный и читаемый, необычайно любимый детьми жанр устного народного творчества.

— Какие русские народные сказки вам известны?

— Ваши любимые герои сказок?

— Как вы понимаете слова из одной пушкинской сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

— Чему учат народные сказки?

  1. Работа с учебником .

— Что же такое СКАЗКА?

Найдите в учебнике и запишите в тетрадь понятие «сказка».

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

  1. Рассказ учителя об ОБРЯДЕ ПОСВЯЩЕНИЯ как одной из версий появления жанра сказки  (приложение1)
  1. Знакомство с видами народных сказок.

— Продолжите чтение статьи учебника и выпишите в тетрадь

а) виды сказок:

        1. Сказки о животных

        2. Бытовые сказки

        3. Волшебные сказки.

б) Упражнение в определении видов народных сказок

— Проверим знания сказок и их героев, а так же потренируемся в определении видов сказок

        Обучающиеся получают карточку с названиями сказок.

Задание – определить вид сказки по названию.

  1. «Лиса и Волк»…… (сказка о животных)…………………………
  2. «Теремок»………………………………………………………
  3. «Каша из топора»………………………………………………….
  4. «Царевна – лягушка»………………………………………………
  5. «Как мужик гусей делил»…………………………………………..
  6. «Лиса и журавль»……………………………………………………
  7. «Иван-царевич и Серый Волк»……………………………………..
  8. «Василиса Прекрасная»………………………………………………

5. Знакомство с двумя мирами волшебных сказок: миром мертвых и живых, с их героями.

        а) Заполнение обучающимися таблицы и их рассказ об известных героях

        Учитель:

В волшебных сказках существует два мира (см. таблицу). У каждого из вас какой-либо герой, который населяет тот или иной мир Обучающиеся рисуют таблицу и каждый получает иллюстрацию, рисунок с каким-либо героем волшебных сказок

. Представьте своего героя ( Его имя, характер, нрав, в каких сказках вы с ним встречались?)

Какой мир он населяет?

(В ходе выступлений обучающиеся вносят имена героев в таблицу, учитель дополняет, если необходимо, рассказ о героях сказок)

Приложение

Змей Горыныч                             Леший                                        Кощей

                                                                                                            Бессмертный

                                                                   Солдат

Иван-царевич        Василиса Прекрасная                                      Бабка (Внучка

                                         (Премудрая)                                              (Машенька)

Учитель:

Баба Яга живет на границе этих миров ( Рассказ учителя о герое – приложение )

……………………………………………………………………………………

Герои волшебных сказок совершают путешествие из мира живых в мир мертвых и обратно.

6.Особенности народных сказок

Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает карточку и самостоятельно выполняет задание

Задание 1 группе

Прочитайте начало сказки «Сивка-Бурка»

«Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди…»

Определите, что это прозвучало? Выпишите в тетрадь определение из учебника (страница 12)

        Задание 2 группе

Вспомните, с каких слов обычно начинаются сказки?

       («Жили-были…», «В некотором царстве…» и т.д.)

        Прочтя материал на странице 12, определите что это?

        Чтение определения «ЗАЧИН»  по учебнику и запись в тетрадь.

Задание 3 группе

Какими словами обычно заканчиваются сказки? По учебнику определите, как называются эти слова. Запишите определение в тетрадь. (КОНЦОВКА)

        Задание 4 группе

Вспомните, как обычно называют, с кем или с чем сравнивают героев сказок

                Например:  Иван-царевич – добрый молодец

                                 Красивая девушка – красна девица

                                Брови – соболиные

                                Уста – сахарные и т.д.

Как называются эти слова? Найдите определение на странице 13 и выпишите в тетрадь.

Задание 5 группе

В народных сказках часто используются  ПОВТОРЫ, которые помогают легко и быстро запомнить сказку. Вспомните и приведите примеры сказок, где встречаются повторы.

7.Отчет групп, запись в тетрадь определений.

……………………………………………………………………………………

Приложение (слайд-презентация «Волшебный мир сказок»)

8. Работа с иллюстрациями к русским народным сказкам и творческое задание группам: «изобразить» — разыграть сюжет сказки, отраженный в иллюстрации.

          ……………………………………………………………………………………

 9.Знакомство с именами художников и их иллюстрациями, картинами на   сказочные сюжеты:

(Ю,Васнецов, И.Кузнецов, Т.Маврина» и другими) – стр. 13.

……………………………………………………………………………………

  1. Итог урока.
  1. Домашнее задание:

Прочитать сказку «Царевна-лягушка».

Определить вид сказки, найти присказку, зачин, концовку, эпитеты, повторы

Приложение 1

Одна из версий возникновения жанра волшебной сказки

     «Волшебные сказки – это прекрасный вид народной художественной прозы»

                                                                                           (В.Я.Тропп)

Троп создал теорию, согласно которой волшебная сказка уходит своими корнями в первобытное общество и связана с ОБРЯДОМ ПОСВЯЩЕНИЯ.

Этот обряд был свойственен родовому строю. Он совершался над юношами, достигшими половой зрелости, и был придуман для того, чтобы ввести их в родовое объединение, а так же для получения ими права на вступление в брак.

Предполагалось, что мальчик во время обряда должен был «умереть», а затем «воскреснуть» новым человеком.

Обряд был чудовищным. Для его совершения строились специальные дома или шалаши, имеющие форму животного. Дверь в такое жилище представляла собой пасть, которая должна была «пожирать» юношу.

Обряд совершался в глубокой тайне в глухом лесу.

Мальчиков уводили из дома, инсценируя похищение. В лесу их подвергали пыткам и истязаниям: наносили глубокие раны с целью вызвать рубцы на теле, сдирали кожу. Это была как бы одна из форм смерти.

Были и другие, которые выражались в символическом сжигании мальчиков. Или, например, юношам отрезали пальцы, производили обрезание.

Продолжались эти жестокости долго – иногда неделями. Сопровождались голодом, жаждой, темнотой и ужасом.

Все это вызывало то состояние, который посвящаемый считал смертью.

Те, кто выдерживал эти мучения, «воскресали из мертвых». Им рассказывали мифы племени, тайны, которые составляли сокровища рода, обучали приемам охоты, то есть всему тому, что было необходимо в жизни.

Воскресший получал новое имя, на кожу наносилось клеймо и другие знаки обряда. Таким образом он получал право жить в племени и жениться.

Возвращаясь в племя и рассказывая о тех видениях, чудовищах, которых видели в бреду, юноши «давали жизнь» новому виду народного творчества – сказке.

Характеристика некоторых действующих лиц волшебных сказок.

БАБА ЯГА

С ней герой сказки встречается на границе царства живых и царства мертвых. Эта встреча – обязательный компонент сюжета. Ее назначение – отделить границу мира реального – живых людей, и мира таинств, зловещего мира чудовищ и смерти. В Бабе Яге отразились черты древнего образа хранительницы очага (не случайно она лежит на печи). Она живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (что олицетворяет собою гроб), тем самым напоминая древний обычай воздушного погребения, когда покойников хоронили на деревьях или помостах.

«Баба Яга – мертвец. Изба тесна, она в ней как в гробу. Ей не по себе от запаха человека. В ней люди видели предка по женской линии, живущего за той гранью, которая отделяет живых людей от мертвых,» — отмечал А.Аникин.

Вслед за этим герой попадает в царство мертвых, границы которого охраняет на Калиновом ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (интересно, что и река Смородина, и Калинов мост подтверждены документально).

Троп отмечает, что Калинов мост – обязательная деталь волшебной сказки. Мост – это переход в «змеиновы края».

Баба Яга – в начале пути, Змей – в конце пути.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ изображается как многоголовое страшилище, огненное, крылатое существо, которое подымает бурю.

Афанасьев утверждал. Что этот образ связан с природной стихией и это ни что иное, как описание грозы, то есть описание реального вихря, ослепительного блеска молний и так далее.

Змей называется ГОРЫНЫЧЕМ, но это не указывает на его связь с горами.

В древнем понимании гора – это «верх вообще», то есть Горыныч – это «обитающий наверху».

Древние славяне словом ГОРА обозначали лес, то есть Горыныч – значит «лесной».

Лес часто горел, и в представлении народа Змей был связан со стихией огня. Огонь ползет по земле, и слово «змей» в словаре В.Даля трактуется как «ползущий по земле». То есть, так или иначе, Горыныч связан с природной стихией.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Исследователи отмечают три основных значения слова КОЩЕЙ:

— в древнерусском языке это слово означало «раб, пленник, слуга»;

— кощей – от слова «кость», что означает «костистый, тощий, худой»;

— от «коша» — господин.

Он владыка царства смерти. Хозяин загробного мира.

Этот образ связан с древнейшими представлениями человека о загробном мире. В нем запечатлено представление о том, что нахождение души возможно где-то далеко от ее обладателя.

Душа —  жизнь Кощея скрыта в яйце. Яйцо — в утке…….

Яйцо символизирует начало жизни. Разбив яйцо, можно уничтожить жизнь.

  • Конспект инсценировки сказки красная шапочка
  • Конспект или канспект как правильно пишется
  • Конспект занятия экологическая сказка
  • Конспект занятия чтение сказки цветик семицветик в старшей группе
  • Конспект занятия чтение сказки царевна лягушка в старшей группе