Конспект нод по сказке конек горбунок

НОД в подготовительной группе «Конек-Горбунок» по сказке П. П. Ершова

Петрова Юлия 
НОД в подготовительной группе «Конек-Горбунок» по сказке П. П. Ершова

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему«Конек-горбунок», по сказке

П. П. Ершова «Конек-горбунок».

Цель: учить детей рисовать карандашом поэтапно; передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, движение фигур, окружающую обстановку; закрепить умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием данного эпизода; продолжать учить детей правильно пользоваться карандашами.

Материал:

бумага,

простой карандаш,

цветные карандаши,

иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» П. П. Ершова.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок.

Ход занятия

Появляется Жар-птица, спрашивает у детей, из какой она сказки.

Она предлагает детям вспомнить основные эпизоды сказки «Конек- Горбунок». Дети рассказывают самые яркие моменты. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке Конек – Горбунок. Затем предлагает превратиться в художников – иллюстраторов и нарисовать к любому понравившемуся эпизоду из сказки иллюстрацию.

Как нарисовать Конька-Горбунка?

Мы рассмотрим, как нарисовать Конька-Горбунка карандашом поэтапно. Конек-Горбунок – это сказочный персонажСказку «Конек – Горбунок» написал П. П. Ершов. По сюжету этой сказки снимались мультфильмы. Вот и мы возьмем образ из советского мультфильма.

Предлагаю вспомнить некоторые детали.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением волшебного Конька-Горбунка. Обращает внимание на необычность, фантастичность формы — длинные уши, горб, короткие ноги. На сказочность действийКонек бегает по горам, летает по небу между звездами. В рисунке надо изобразить Конька-Горбунка в движение, передать окружающую обстановку.

Первое, что мы сделаем, так это построим скелет конька-горбунка. Кругами обозначаем голову, грудную и заднюю часть. Также отмечаем расположение ног, нахождение коленей и копыт.

— Дальше начинаем прорисовку головы, рисуем лоб, мордочку и глаз.

— Затем рисуем нижнюю часть головы Конька-Горбунка, уши, челку и шею.

— Рисуем тело и часть ног.

— Рисуем все ноги. Затем стираем все вспомогательные линии.

— Рисуем хвост, седло и гриву.

Рисунок Конька-Горбунка готов.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать тон бумаги в зависимости от задуманного сюжета. Побуждает детей к более полному от-ражению эпизода сказки. На сказочность действийКонек бегает по горам, летает по небу между звездами. В рисунке надо изобразить Конька-Горбунка в движение, передать окружающую обстановку.

В конце занятия работы выставляются на посмотр, и дети рассказывают Жар-птице, что они изобразили.

НОД в подготовительной группе «Конек-Горбунок» по сказке П. П. Ершова http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-15720-1453036106.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-15720-1453036117.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-15720-1453036126.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-15720-1453036137.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-15720-1453036151.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-15720-1453036165.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-15720-1453036178.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 1

СТРУКТУРНОЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ____________________________________________________________________________________________________

659650
Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул. Белокурихинская 6

Конспект
занятия с детьми подготовительной к школе группы

по
ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Тема:
рисование
«Конек — горбунок»

                                                                                                                                               
Выполнила: воспитатель высшей

квалификационной
категории

Ловчикова
Татьяна Ивановна

Алтайское
2022

Схема
конспекта занятия

Образовательная
область
: «Художественно-эстетическое
развитие».

Интеграция 
образовательных областей
: «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

 Тема занятия:
«Конек
— горбунок»

Форма
занятия:
групповая.

Цель:
Учить
детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более
полного их отражения в рисунке.

Программные
задачи:
 

Образовательные:

 Закреплять
умение рисовать простым карандашом, отражать детали изображаемого образа; с помощью
акварели создавать яркий рисунок.

Развивающие: 

Развивать воображение творчество. 

Развивать
эстетическое восприятие, вызвать желание любоваться эпизодами из сказки.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность
при выполнении работы.

Предварительная
работа:
 

Чтение сказки П.
Ершова «Конек – горбунок», рассматривание иллюстраций.

Методы и
приёмы:

Словесные
приемы:

использование художественного слова, объяснение, выделить особые черты
сказочного героя,

поощрение.

Наглядные: показ
воспитателя

Учебно-методический
комплект:
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду» подготовительная к школе группа, 2018г. Хрестоматия для чтения детям 6-7
лет.

Оборудование
и материалы
: иллюстрации, е,
альбомные листы, графитный карандаш, акварель, кисти, салфетки, баночки с
водой.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Зачитываю отрывок из сказки П. Ершова «Конек – горбунок»

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу

1 часть

Ребята, кто помнит, как называется эта сказка? (Конёк –
горбунок)

Кто написал сказку? (Ершов)

Правильно, это небольшой отрывок из сказки Петра Павловича
Ершова «Конёк – горбунок».

Как у Ивана, младшего сына появился конёк – горбунок?
(ответы детей)

Чем помогал конёк Ивану? (Конёк помогал выполнять трудные
приказы царя)

Молодцы. Вы внимательно слушали сказку, и много запомнили.

Вы, рассматривали иллюстрации в книге.

Кто оформляет рисунками книги? (художники)

Правильно, над рисунками в книге работают художники и
художники – дизайнеры. В конце каждой книги, напечатаны их фамилия.

Они помогают сделать книгу яркой и интересной.

Вывешиваю на доску иллюстрации – картинки к сказке.

Вместе рассматриваем иллюстрации, отмечаем особенности
строения конька горбунка, на спине два горбика, уши – длинные, а в остальном он
похож строением тела на лошадку.

Сегодня, ребята, предлагаю вам нарисовать каждому свою
иллюстрацию к сказке П. Ершова «Конёк – горбунок».

Вспомните самые интересные для вас эпизоды сказки и
изобразите его в рисунке.

 Динамическая пауза

А теперь ребята встали (встать)

Дружно руки вверх подняли (руками тянемся вверх)

В стороны, вперед, назад, (руки в стороны, вперед, назад)

Влево, вправо повернулись (повороты влево, вправо)

И на место все вернулись (рассаживаются на свои места)

Пальчиковая гимнастика

По дороге белой,
гладкой

Скачут пальцы — как
лошадки.

Чок – чок — чок,
чок – чок — чок

Скачет резвый
табунок.

(пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения).
 

2 часть

Все придумали эпизод сказки, подумали, как расположить
героев?

Желаю вам хорошей самостоятельной работы.

В процессе продуктивной деятельности, помогаю детям,
которые испытывают затруднения. Можно посоветовать, что где нарисовать, что
дорисовать, чтобы получалась картинка.

Рефлексия

Раскладываем готовые работы на столе.

Рассматриваем.

Играем в игру «Какой сюжет сказки, изобразил…(имя ребенка)»

Вы все постарались, и
красивые, яркие, иллюстрации к сказке.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.

ЗАДАЧИ: Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.

Содержимое публикации

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17»

Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему «Чтение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

Выполнила:

воспитатель

М.В. Бякина

ЦЕЛЬ: Познакомить  детей  с  новым  для  них  автором  и  его  произведением.

 ЗАДАЧИ: Расширить  представления  детей  о  писателе  и  поэте  П.П.Ершове. Учить  передавать  своё  отношение  к  поступкам  героев  сказок. Учить  отвечать  на  вопросы  по  тексту, используя  разные  виды  предложений. Развивать  творческое  воображение, интонационную  выразительность  речи. Воспитывать  любовь и интерес к жизни  и  творчеству  писателя  П.П.Ершова.

 ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ  РАБОТА: Чтение  русских  народных  сказок: « Сивка-Бурка», «Об  Иване-дураке», «Жар-птица  и  Василиса-царевна». Рассматривание  предметов  крестьянского  быта, иллюстраций  русской  избы. Заучивание  нескольких  потешек. Составление  описательных  рассказов  по  игрушке, по  картинкам  с  изображением  природы. Пересказывание  уже  знакомых  сказок. Разучить  пальчиковую  гимнастику  « Лошадки». Разучить  подвижную  игру « Лошадками  поскачем».

МАТЕРИАЛЫ: Предметы   крестьянского  быта, иллюстрации  крестьянского  быта, книги  с  русскими  народными   сказками,  книга  «Конёк-Горбунок», мольберт, портрет  П.П.Ершова,  скакалки  для  подвижной  игры,  диск  с  подготовленными  записями.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я  знаю, вы  любите  игры, песни, загадки  и  пляски,  но  нет  ничего  интереснее,  чем  волшебные  сказки.  Вы  уже  знаете  много  сказок,  и  сейчас  я  проверю,  помните  ли  вы  их,  отгадайте,  про  каких  это  героев: На  сметане  мешён,                                                                               

 На  окошке  стужён,                                                                               

 Круглый  бок, румяный  бок                                                                    

 Покатился…..  (Колобок.)                                                        

Бабушка  девочку  очень  любила,                                                               

 Шапочку  красную  ей  подарила,                                                              

  Девочка  имя  забыла  своё,                                                                      

  А  ну,подскажите  имя  её.  (Красная  Шапочка.)                                                       

 Носик  круглый  пятачком,                                                                   

 Им  в  земле  удобно  рыться.                                                                        

Хвостик  маленький  крючком,                                                               

Вместо  туфелек-копытца.                                                                          

Трое  их и  до  чего  же                                                                       

 Братья  дружные  похожи.                                                                       

 Отгадайте  без  подсказки,                                                                      

  Кто  герои  этой  сказки.   ( Три поросёнка.)                                

Лечит  маленьких  детей,                                                                          

Лечит  птичек  и  зверей,                                                                        

Сквозь  очки  свои  глядит                                                                       

 Добрый  доктор….  (  Айболит.)                                        

-Молодцы, все  сказки  отгадали ! А  сегодня  я  вас  познакомлю  с  одним  очень  интересным  человеком,  он  писатель, а  писал  он  сказки, очень  интересные. Посмотрите  на  портрет.  Это  Пётр  Павлович  Ершов, он  жил  очень  давно.  Родился  он  в  деревне, его  папа  был  военным, а   мама  не  работала,  она  всегда  находилась  дома  со  своими  детьми, у  Петра  Павловича  был  брат. Когда  Ершов  вырос  и  пошёл  учиться,  он  написал  свою  первую  сказку  «Конёк-Горбунок», потом  он  написал  ещё  много  стихов  и  сказок, которые  тоже  писал  в  стихах  и  очень  много  употреблял  старорусских  слов, таких  как:   ГЛАШАТАЙ-это  человек, который  в  старину  выкрикивал  объявления.

ГОРОДНИЧИЙ- в  старину, начальник  города.                        

КОУРКО- рыжая  лошадь.                                                        

МАЛАХАЙ- длинная, широкая  одежда  без  пояса.                

СЕДЬМИЦА- неделя.                                                                

СЕННИК- помещение, где  хранится  сено.                        

СТРЕЛЬЦЫ- старинное  войско  в  Древней  Руси.                        

ЧЕЛЯДЬ- слуги.     

  Правда  интересные  слова? Они  встречаются  в  сказке  «Конёк-Горбунок», которую  мы  сейчас  будем  читать.

Понравилась  сказка?                        

Дети: Да.                                                                                                

Воспитатель: Как  называется эта  сказка?                                                

Дети: Конёк-Горбунок.                                                                        

Воспитатель: Как  вы  думаете, почему  так  назвали  конька? (Мнения  детей.) Назовите  главных  героев  сказки.                                                

Дети: Иван, братья, Конёк, царь.                                                                

Воспитатель: Какими  были  братья?                                                        

Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д.                                                        

Воспитатель: Как  у  Ивана  появился  Конёк-Горбунок?                                

Дети: Ему  подарила  кобылица.                                                                

Воспитатель: Она  ему  подарила  только  конька?                                        

Дети: Нет, ещё  трёх  коней.                                                                        

Воспитатель: Расскажите, какими  были  эти  кони? (Ответы  детей.)                

— Чем  закончилась  сказка?                                                                        

— А  с  чего  всё  началось  в  этой  сказке?                                                

-Какие  отрывки  из  этой  сказки  вы  бы  хотели  ещё  раз  услышать?

( Зачитываю  отрывки  по  выбору  детей, показываю  иллюстрации  в  книге.) Мы  с  вами  познакомились  с  волшебным  коньком, хотите  поиграть  пальчиками  в «лошадки»?                

Дети: Да.( Пальчики «скачут как  лошадки  по  коленям  под  музыку  В.Шаинского  «Облака».)                                         Воспитатель:  Теперь  давайте  вспомним,  что  нового  мы  сегодня узнали?

— С  каким  писателем  мы  познакомились?                                                

— Что  больше  всего  запомнилось?                                                        

  Вам также может понравиться:

Всероссийский конкурс изобразительного искусства «ТАЛАНТ ВЕЛИКИЙ, САМОБЫТНЫЙ» к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова


Открытые

Всероссийский конкурс изобразительного искусства «ТАЛАНТ ВЕЛИКИЙ, САМОБЫТНЫЙ
» к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова

10 Января – 25 Мая

Международный конкурс академической живописи «УЧЕБНЫЙ НАТЮРМОРТ»

-192

Международный конкурс академической живописи «УЧЕБНЫЙ НАТЮРМОРТ
»

30 Ноября – 30 Ноября

Международный конкурс детско-юношеского творчества «НАЧИНАЕТ СКАЗКА СКАЗЫВАТЬСЯ»


Конкурсы

208 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по литературному чтению для 3 класса «Урок литературного чтения в 3 классе на тему «Великие русские писатели»»
    Литературное чтение


  • Разное по литературному чтению для дошкольников «Мастер-класс «Проектирование ООД в технологии продуктивного чтения-слушания с дошкольниками»»
    Литературное чтение


  • Планирование по литературному чтению для 4 класса «»Читайка»»
    Литературное чтение


  • Планирование по литературному чтению для «Перспективное планирование»
    Литературное чтение


  • Уроки по литературному чтению для 3 класса «Конспект урока литературного чтения 3 класс. УМК «Школа России» Тема урока: А. Барто «Разлука»»
    Литературное чтение

Обновлено: 09.01.2023

Автор: Макарова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО » ЧУПИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,с.Чупино,Пышминский район
Наименование материала: Технологическая карта занятия
Тема: : Знакомство с П.П.знакомство с Ершовым и его творчеством, чтение сказки «Конек — Горбунок»
Раздел: дошкольное образование

Министерство общего и профессионального образования

Специальность 44.02.01. Дошкольное образование

Составила: Макарова И.Н.

Технологическая карта занятия

Возрастная группа: подготовительная

Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.

Образовательные:

Связная речь: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Помочь детям, используя разные

приемы, понять идею художественного произведения.

Грамматический строй речи:

Учить составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с использованием языковых средств

(и, а, потому что и т.д.)

Звуковая культура речи:

Продолжать работу над дикцией, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Обогащать словарный запас новыми словами.

Развивающие: Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П. Ершова.

Материалы и оборудование: Предметы крестьянского быта, иллюстрации, книги с русскими народными сказками,

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое, физическое развитие.

Планируемый результат: Различают жанры литературных произведений, знают название и фамилию автора прочитанной

сказки, сопереживают героям сказки, правильно оценивают их поступки. Проявляют интерес к литературному

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением. ЗАДАЧИ: Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.

Содержимое публикации

воспитатель

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.

ЗАДАЧИ: Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.

Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем волшебные сказки. Вы уже знаете много сказок, и сейчас я проверю, помните ли вы их, отгадайте, про каких это героев: На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла своё,

А ну,подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки. ( Три поросёнка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…. ( Айболит.)

ГОРОДНИЧИЙ- в старину, начальник города.

КОУРКО- рыжая лошадь.

МАЛАХАЙ- длинная, широкая одежда без пояса.

СЕННИК- помещение, где хранится сено.

СТРЕЛЬЦЫ- старинное войско в Древней Руси.

Воспитатель: Как называется эта сказка?

Дети: Конёк-Горбунок.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька? (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.

Дети: Иван, братья, Конёк, царь.

Воспитатель: Какими были братья?

Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д.

Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?

Дети: Ему подарила кобылица.

Воспитатель: Она ему подарила только конька?

Дети: Нет, ещё трёх коней.

Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони? (Ответы детей.)

— Чем закончилась сказка?

— А с чего всё началось в этой сказке?

-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П. П. Ершова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект открытого занятия по Развитию речи с элементами аппликации

3 подготовительная группа

Воспитатели: Сорушева В. В.

Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.

Расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П. П. Ершова.

Предшествующая работа:

ПОДГОТОВКА К НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем волшебные сказки. Вы уже знаете много сказок, и сейчас я проверю, помните ли вы их, отгадайте, про каких это героев: На сметане мешен, На окошке стужён, Круглый бок, румяный бок Покатился….. ( Колобок.)

Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё, А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Носик круглый пятачком, Им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек-копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? ( Три поросёнка.)

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…. ( Айболит.)

ГЛАШАТАЙ-это человек, который в старину выкрикивал объявления. ГОРОДНИЧИЙ- в старину, начальник города. КОУРКО- рыжая лошадь. МАЛАХАЙ- длинная, широкая одежда без пояса. СЕДЬМИЦА- неделя. СЕННИК- помещение, где хранится сено. СТРЕЛЬЦЫ- старинное войско в Древней Руси. ЧЕЛЯДЬ- слуги.

Дети: Да. Воспитатель: Как называется эта сказка? Дети: Конёк-Горбунок. Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька? (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки. Дети: Иван, братья, Конёк, царь. Воспитатель: Какими были братья? Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д. Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок? Дети: Ему подарила кобылица. Воспитатель: Она ему подарила только конька? Дети: Нет, ещё трёх коней. Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони?(Ответы детей.) — Чем закончилась сказка? — А с чего всё началось в этой сказке? — Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?

Конспект урока по литературному чтеню 4 класс П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»разработан по требованиям с ФГОС.У учащихся формируется познавательный интерес к литературному чтению.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Серебряно-Прудского муниципального района Московской области

Конспект урока по литературному чтению на тему:

учитель начальных классов

Павлова Наталья Викторовна

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.

ФИО: Павлова Наталья Викторовна

Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс

Тип урока: закрепление пройденного Используемые технологии:

— технология использования в обучении игровых методов;

— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Образовательные

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

— Продолжить работу по развитию общего и литературного.

— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

— Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

— находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-называть основные события сказочного текста;

-знать основные особенности народной волшебной сказки;

-сравнивать народную и литературные сказки.

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

1. Организационный момент .

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Начнём скорей урок!

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). — Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

1. Определим тип и вид сказки.

2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.

3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во

второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.

*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.

Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).

Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).

Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Обучающиеся зачитывают часть сказки Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне. Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).

5. Первичное применение нового знания : Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом

7. Домашнее задание.

Учитель: -Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Читайте также:

      

  • Конспект по физике 8 класс агрегатные состояния вещества кратко
  •   

  • Конспект внеурочного занятия секреты устной речи 5 класс
  •   

  • Конспект урока употребление ь и ъ 10 класс
  •   

  • Конспект экологической прогулки в средней группе
  •   

  • Конспект занятия материалы и их свойства

Автор: Макарова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ПГО » ЧУПИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,с.Чупино,Пышминский район
Наименование материала: Технологическая карта занятия
Тема: : Знакомство с П.П.знакомство с Ершовым и его творчеством, чтение сказки «Конек — Горбунок»

Раздел: дошкольное образование

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»

Специальность 44.02.01. Дошкольное образование

Конспект

Составила: Макарова И.Н.

Ирбит

2019

Технологическая карта занятия

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема занятия: Знакомство с П.П. Ершовым и его творчеством, чтение сказки «Конек – Горбунок».

Возрастная группа: подготовительная

Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.

Задачи:

Образовательные:

Связная речь: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Помочь детям, используя разные

приемы, понять идею художественного произведения.

Грамматический строй речи:

Учить составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с использованием языковых средств

(и, а, потому что и т.д.)

Звуковая культура речи:

Продолжать работу над дикцией, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Формирование словаря:

Обогащать словарный запас новыми словами.

Развивающие: Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П. Ершова.

Материалы и оборудование: Предметы крестьянского быта, иллюстрации, книги с русскими народными сказками,

книга «Конек – Горбунок», мольберт, портрет П.П.Ершова, скакалки для подвижной игры, диск с подготовленными

записями.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое, физическое развитие.

Планируемый результат: Различают жанры литературных произведений, знают название и фамилию автора прочитанной

сказки, сопереживают героям сказки, правильно оценивают их поступки. Проявляют интерес к литературному

произведению.

Ход НОД:

Этапы,

продолжительност

ь

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы,

формы,

приемы

Предполагаемая

деятельность

детей

Планируемые

результаты

Организационно-

мотивационный

Переключение или

привлечение

внимания детей

Дети входят в группу под музыку

Б.Савельева «Дождик босиком» и

садятся на стульчики на ковре,

поставленные полукругом.

Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите

игры, песни, загадки и пляски, но нет

ничего интересного, чем волшебные

сказки. Вы уже знаете много сказок, и

сейчас я проверю, помните ли вы их,

отгадайте, про каких это героев:

— На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился….(колобок)

-Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите имя ее

-Носик круглый пяточком,

Им в земле удобно рыться

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Музыкальное

сопровождение

Чтение загадок

Обращают

внимание на

педагога,

изменившуюся

обстановку в

группе.

Отгадывают

загадки.

Дети отвечают:

«колобок».

-«Красная

шапочка»

Проявляют

интерес, охотно

включаются в

совместную

деятельность.

Правильно

отгадывают

загадки

-Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор………

-«Три поросенка»

-Отвечают:

«Айболит»

Основной

Этап постановки

проблемы

воспитывать любовь

и интерес к жизни и

творчеству писателя

П.П. Ершова.

В: Молодцы ребята, вы отгадали все

сказки!

А сегодня я вас познакомлю с одним

очень интересным человеком, он

писатель, а писал он сказки, очень

интересные. Посмотрите на портрет.

Это Петр Павлович Ершов, он жил

очень давно. Родился он в деревне, его

папа был военным, а мама не работала,

она всегда находилась дома с детьми.

Когда Ершов вырос и пошел учиться, он

написал свою первую сказку «Конек –

Горбунок», потом он написал еще много

стихов и сказок, которые тоже писал в

стихах и очень много употреблял

старорусских слов, таких как:

-глашатай – это человек, который в

старину выкрикивал объявления.

-Городничий – в старину, начальник

города.

-Коурко – рыжая лошадь.

-Малахай – длинная, широкая одежда

Рассказывание

Книги с

другими

сказками

автора

Объяснение

Участвуют в

совместной

умственной и

практической

деятельности.

Дети отвечают на

вопросы,

высказывают

свое мнение

Выполняют

Умеют слушать,

задавать

вопросы

без пояса.

-Седьмица – неделя

-Сенник – помещение, где хранится

сено.

— Стрельцы – старинное войско в

Древней Руси.

-Челядь – слуги.

Правда, интересные слова? Они

встречаются в сказке «Конек –

Горбунок», которую мы сейчас будем

читать, а сейчас хотите тоже поиграть в

лошадок?

Мы с вами поделимся на «лошадок» и

«конюхов»

( у каждого ребенка «конюха» — вожжи

скакалка). По сигналу воспитателя дети

передвигаются сначала шагом,

поднимая высоко ноги в коленях, затем

переходят на бег так, чтобы не мешать

друг другу под музыку «Моя лошадка»

А.Гречанинова. Через некоторое время

«лошадки» останавливаются, их

распрягают и отпускают на луг,

«конюхи» тоже отдыхают. Дети

меняются ролями и снова выполняют

упражнения в беге и ходьбе.

Игровой метод

Музыкальное

сопровождение

задание в

соответствии с

установленными

правилами.

Этап ознакомления

с материалом

Совершенствовать

диалогическую и

монологическую

форму речи. Помочь

детям, используя

-Поиграли, побегали, а теперь садимся

слушать сказку.

Беседа по сказке «Конек – Горбунок»

-Дети, вам понравилась сказка?

Чтение сказки

Дети отвечают:

«Да!»

разные приемы,

понять идею

художественного

произведения.

Учить составлять

простые,

сложносочиненные

и

сложноподчиненные

предложения с

использованием

языковых средств

(и, а, потому что и

-Как называется эта сказка?

Ребята, сказка «Конек-Горбунок»

русская народная или у нее есть автор?

— Кто написал эту сказку?

Чем отличаются сказки П. Ершова от

других сказок, которые мы с вами

читали?

— Кто главный герой в сказке «Конек-

Горбунок»?

— Какой Иван в сказке? Опишите его.

-Кто еще главные герои сказки?

-За что Иван получил двух чудесных

коней и Горбунка?

беседа

-«Конек –

Горбунок»

-автор П. Ершов.

-Эта сказка

написана в

стихотворной

форме.

-Иван

Иван – дурак,

неряшливый,

любит спать.

-Отвечают:

«братья, конек,

царь».

-Честно несет

Иван трудную

службу у царя.

Сколько

пришлось

приложить труда,

проявить

смелости и

настойчивости,

Умеют

правильно

отвечать на

вопросы,

выстраивают

полный ответ,

предложение.

т.д.)

Какие поручения выполнял Иван?

-Какими были братья?

-Как у Ивана появился Конек –

Горбунок?

-Она ему подарила только конька?

-Расскажите, какими были эти кони.

-Чем закончилась сказка?

-Какие отрывки из этой сказки вы бы

хотели еще раз услышать?

чтобы выполнить

все царские

поручения.

-караулил

пшеничное поле,

поймал жар –

птицу, искупался

в котле.

-Дети отвечают:

хитрыми, злыми,

жадными и т.д.

Ему подарила

кобылица

-Отвечают: « нет,

еще трех коней»

-Ответы детей.

Дети отвечают:

Иван женился

нацарь – девице и

стал царем.

Ответы детей

Этап

Мы с вами познакомились с волшебным

Музыкальное

Дети отвечают:

практического

решения проблемы

коньком, хотите поиграть пальчиками в

«лошадки»?

сопровождение

«Да»

(пальчики

«скачут» как

лошадки по

коленям под

музыку

В.Шаинского

«Облака»).

Заключительный

Сопоставление

результата

деятельности с

целью

Подведение итогов

образовательной

деятельности

В: Ребята, а вы хотите разыграть какую

– нибудь сценку из сказки?

В: Как хорошо у вас получилось, а

главное вы все правильно запомнили.

Теперь давайте вспомним, что нового

мы сегодня узнали.

-С каким писателем мы сегодня

познакомились?

-Что больше всего запомнилось?

Все сегодня хорошо поработали,

молодцы!

Драматизация

сказки

беседа

Дети выбирают

понравившийся

отрывок,

распределяют

роли.

(драматизация).

Берут на себя

роль, умеют

распределять их

самостоятельно

. Разыгрывают

сценку,

выражают

различные

эмоции, умеют

участвовать в

групповых

действиях.

Участвуют в

оценке и

самооценке

результатов.

Предметные результаты:

-Формировать навык правильного беглого чтения;

-Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших  слов;

Метапредметные результаты:

-Учиться прогнозировать содержание сказки «Конек-горбунок» по ее заголовку и уметь воспринимать произведение на слух;

— Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;

-Формировать умение высказывать свою точку зрения;

-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Личностные результаты:

— Развивать любознательность, интерес к народному творчеству.

— Формировать у детей выдумку, фантазию.

— Расширить словарный запас.

Оборудование: презентация; детские книги;  учебник по литературному чтению – 4 класс.стр.37-40.

План:

  1. Организационный момент — 1 мин
  2. Проверка домашнего задания -8мин
  3. Работа над новым материалом — 8 мин
  4. Подготовка к восприятию  – 10 мин.
  5. Первичное чтение – 15 мин
  6. Закрепления нового материала– 12 мин
  7. Итог урока – 5 мин
  8.  Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, —

Начнём скорей урок!

Сказка мудростью богата,

Скажем сказке: « Приходи!».

Эта присказка, ребята,

Сказка будет впереди.

2.Проверка домашнего задания.

Ребята, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (сказку «Сивка-Бурка») Перед вами находится иллюстрация.

-Что на ней изображено?

-Какой эпизод соответствует этой иллюстрации?

-Какая это сказка?(народная)

-А сегодня мы познакомимся  с авторской сказкой.

3.Работа над новым материалом

— Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

(читает фонограмма)

 За горами, за лесами,

 За широкими морями,

 Против неба — на земле

 Жил старик в одном селе.

 У старинушки три сына:

 Старший умный был детина,

 Средний сын и так и сяк,

 Младший вовсе был дурак.

 Братья сеяли пшеницу

 Да возили в град-столицу:

 Знать столица та была                                      

 Недалече от села.

 Там пшеницу продавали,

 Деньги счётом принимали

 И набитою сумой

 Возвращалися домой.

-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.           

-Ершову было тогда 19 лет.

-А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина

-«Теперь этот род занятий мне можно и оставить», — такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.

При жизни  Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало. На сегодняшнем уроке мы прочитаем первую часть сказки.

-Читая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказки Ершова.

4.Подготовка к восприятию

-Давайте вспомним по каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (зачин, повторы)

-А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные)

А из каких частей состоят сказки?(зачин, основная часть, концовка)

-Прочитайте название сказки?

-Как вы понимаете это название?

-Почему не конь, а конек? Почему горбунок?

-Как вы думаете  о чем будет это произведение?

-Всего в сказки три части мы познакомимся только с первой.

5.Первичное чтение сказки

(дети читают)

Старинушка – старик

Детина – рослый и сильный молодой мужчина.

Град – столица – Москва.

Деньги с четом принимали – считали прибыль.

Аль – или.

 Недалече – недалеко

Сума – мешок из ткани, кожи.

Отродяся не видали — никогда не видели.

Соглядать – подсмотреть, выследить.

Как вы думаете, что будет дальше?

Смекнули – поняли.

Смеркаться – темнеть.

Сбираться – собираться.

Сенник – закопаться под сено.

Сынова – снова.

Не ударил в грязь лицом – не позорился.

Несподручно – неудобно.

Усом не ведет – равнодушен.

Очи- глаза.

Пенять – упрекать.

Погонять- заставляли идти.

Лубков – ярко раскрашенные картинки.

Малахай – старинная крестьянская верхняя одежда.(большая шапка на меху с наушниками.)

6.Закрепления нового материала.

Анализ прочитанной части сказки.

— Чем занималась семья старика?

-Как шли дела у братьев?

-Прочитайте, какое горе у них приключилось?

-Что они придумали? (ходить в дозор, чтобы поймать вора)

-Кто первым пошел караулить поле? ( старший брат)

-Чем закончился его дозор? ( Он никого не поймал)Почему?

-Что он взял с собой? Зачем?

— Что он рассказал дома отцу?

-Правильно ли он поступил? О каком качестве характера это говорит?

-Как бы вы поступили на его месте?

-Как сходил в дозор средний брат?

-Что он взял с собой? Почему?

-Прочитайте,  что он рассказал дома?

-Чем закончился дозор младшего сына?

-С какими героями вы уже познакомились? (Иван, два брата,)

-А какие, отношение у вас сложилось к братьям главного героя. Почему?

6.Работа над иллюстрациями

Рассмотрите иллюстрацию

-Кто на ней изображен?

-Кто изображен на переднем плане?

-Как художник изобразил Ивана?

— Кто изображен на заднем плане?

-Найдите в тексте подходящие слова, которые соответствуют этой иллюстрации? Прочитайте?

7.Итог урока

-Что вас заинтересовало при чтении сказки?

-Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки?

-Хотелось ли вам прочитать всю сказку?

-Кто из героев вам понравился? Почему?

-Прочитайте на доске русские народные поговорки:

А)Утопающий и за соломинку хватается

Б)Не в службу,а в дружбу

В)Без беды дружбы не узнаешь.

-объясни смысл каждой.

-Подумай, какую из поговорок можно отнести к сказке «Конек-горбунок»

8.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение  первой части сказки.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока на тему : П.П.Ершов «Конек – Горбунок»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Серебряно-Прудского муниципального района Московской области

Конспект урока по литературному чтению на тему:

«П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Выполнила:

учитель начальных классов

Павлова Наталья Викторовна

2016г.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.

ФИО: Павлова Наталья Викторовна

Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Тип урока: закрепление пройденного Используемые технологии:

— технология использования в обучении игровых методов;

— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

— информационно-коммуникативные технологии;

— здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

Цель урока:

создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

— Продолжить работу по развитию общего и литературного.

— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

— Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные

— находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-называть основные события сказочного текста;

-знать основные особенности народной волшебной сказки;

-сравнивать народную и литературные сказки.

Метапредметные

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные

-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 37- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Ход урока.

1. Организационный момент .

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

2.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Учитель:

Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). — Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Учитель:

Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы:

1. Определим тип и вид сказки.

2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.

3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Вид сказки
Главный герой

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во

второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

Вид сказки
События

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки
Завершение события

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.

*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.

Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).

Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).

Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Учитель

: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Обучающиеся зачитывают часть сказки

Учитель

: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

С появлением какого животного все начинается в сказке? С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»

Учитель

: Такое событие в литературе называется завязкой.

— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

Учитель

: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

Учитель

: Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

Учитель

: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).

5. Первичное применение нового знания :

Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)

Группа 1 Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия Группа 2 Составьте коллективное панно «Сказочная поляна» Группа 3 Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

7. Домашнее задание.

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

8. Рефлексия Учитель:

-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Прикрепите пожалуйста к цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета. Спасибо за урок!

                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              
«КЧУНКАЗМАЛЯРСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

              
         План-конспект

              
открытого
урока  литературного чтения

              
 в 4 «б»
классе

              
Дата:
16.10.2019г

Тема: Волшебная сказка
П.П.Ершова «Конек-Горбунок »

                                                        
Разработал и провел   учитель   начальных классов,

Мансурова Рабият
Маидиновна                                                                             

Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович 

2019г

 Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Учитель начальных классов : Мансурова
Рабият Маидиновна

Конспект урока литературного чтения в 4
классе

Литературное чтение: учебник для 4 класса
в 2-х ч., ч. 1,

Дата:
16.10.2019 г.

Класс:
4 «б»

Тема:
Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »

Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром
художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки Ершова
«Конек-Горбунок».

Задачи:

·       
ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;

·       
совершенствовать навык  осознанного смыслового
чтения;

·       
расширять кругозор учащихся;

·       
пополнять лексический запас слов;

·       
работать над содержанием произведения, выявлением
основной мысли;

·       
 совершенствовать умение характеризовать
положительных и отрицательных героев произведения;

·       
 способствовать воспитанию  взаимовыручки,
дружбы, умения преодолевать трудности.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осмысливают  представления о нравственных понятиях:
честность, порядочность, взаимовыручка, дружба, отраженных в литературном
произведении

Предметные:
научатся понимать цели изучения темы; развивать
интерес к литературному творчеству, творчеству писателя П.П.Ершова

·        
Метапредметные: научатся формулировать учебную задачу урока; находить
информацию в тексте произведения на поставленные вопросы, работать в группе.

Тип
урока:
урок открытия новых знаний

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь,
толковый словарь,

проектор, презентация №1, №2; музыка к балету «Конек-Горбунок».

Ход урока

1.Оргмомент

Итак,
друзья , внимание –

 Ведь
прозвенел звонок,

Садитесь
поудобнее,

Начнем
сейчас урок.

2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка темы и целей
урока.

Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет
речь?

Скачет лошадь
непростая,

Чудо-грива
золотая.

По горам парнишку
носит,

Да никак его не
сбросит.

Есть у лошади
сынок-

Удивительный
конёк.

— О ком идёт речь?

— Из какого
произведения герой?

— Кто автор этой
сказки?

— Как вы думаете,
какая сегодня будет тема урока? (Пр.№1 слайд 1,2)

 

        
познакомимся с биографией писателя;

        
выявим тип и вид сказки;

        
проанализируем яркие образы героев и составим их
характеристики;

        
выстроим сюжетную композицию сказки;

        
определим основную мысль

3. Актуализация знаний.

— Определите жанр произведения:

Древнейший жанр повествовательной литературы
преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных
событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка)
(Пр.№1
слайд 3)

— На какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и
народные)

(Пр.№1 слайд 4)

       


Чем же отличается авторская сказка от народной сказки?
(Пр.№1 слайд 5,6) 

– В
авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи:
у каждого из них свой характер и поступки.


Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет
характерной речью, которая даёт представление о них.


При построении автор выдерживает особенности композиции.

 


Какие виды народных сказок вам знакомы?
1


Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

— О чем рассказывают бытовые сказки?

(В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность,
глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка
обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества
людей.)

— О чем рассказывают волшебные сказки?

( В волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои
этих сказок вымышлены
. В ней
происходят чудесные, фантастические события)

— О
чём нам рассказывают сказки о животных?

 (В сказках о животных
действующими лицами являются дикие звери, реже — домашние животные. Высмеивается поведение
животных за которыми стоит человек.)

4. Постановка проблемы.

– К
какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

5. Поиск путей решения проблемы.

Для того, чтобы  убедительно
ответить на этот вопрос, мы должны плодотворно поработать над ее содержанием,
языком сказки, характеристикой героев, познакомиться с биографией писателя.

6. Изучение нового материала.

А) Краткая
творческая биография писателя.

    Прежде чем 
приступим к работе со сказкой, познакомьтесь с краткой биографией писателя.
Слушайте внимательно, в ней тоже есть частичный ответ на наш вопрос. (Рассказывает
подготовленный ученик).

                                          
( Пр. №1. Слайды 8-11)

       

      
Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился ­Тобольской
губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили
представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.

     
Во время учебы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает
своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и
литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где
работал сначала учителем, позже директором гимназии.

       
Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная
сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое
чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834
г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло
более 170 изданий.         А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка»
одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .

         
Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время
появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт
так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела
родная – и русское сердце отозвалось …»

 
Профессор Виталий Иванович Кодухов (известный языковед, доктор филологических
наук) отзывался о сказке Ершова: « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» —  явление
уникальное.
При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия. В
ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при
внимательном чтении

Беседа:

Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?

— Где родился
автор?

— Чему
способствовали многочисленные переезды?

— Чем занимался
после университета?

— Благодаря
творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»?

-Установите
соответствие ( Пр.1. Слайды 12,13)

 

— В чем признался
А.С.Пушкин после прочтения этой сказки? (Пр.1 слайд 11)

— Первое
знакомство с произведением у вас прошло самостоятельно. Но в учебнике дано не
все произведение. Я просила вас прочитать летом это произведение полностью. (Пр.2
слайд 1)

—  Кто его
прочитал? (поднимают руки)

А у кого была
возможность вчера послушать дома? (поднимают руки)

Значит, остальные
дети знакомились по тексту учебника? (поднимают руки)

— Давайте еще раз
посмотрим, что сказал известный филолог В.И Кодухов?     ( Пр.2. Слайд 2)

— Итак,
своеобразие языка можно видеть только внимательно читая произведение, поэтому
мы с вами переходим к чтению.

Б) Речевая разминка

Прочитаем
скороговорки, записанные на доске по 3 раза (медленно, умеренно,
быстро):

Серая 
кошка сидит на окошке.

Вставай,
Архип, петух охрип.

От
топота копыт пыль по полю летит.

До
города дорога в гору, а с города – с горы.

 Читаем текст на
слайде хором – быстро.
(
Пр.2. Слайд 3)

— Что вам это
напомнило? (начало сказки «Конек-Горбунок»)

Что вы узнали из
этих строк? О ком пойдет речь? Чем занимались старик с сыновьями?

В) Работа в
тетради.

Стр.50-51 задание
№1 « Проталинки»

Вставьте
пропущенные слова и подчеркните слова, которые вам не совсем понятны.

Г) Словарная
работа

— Попробуем
объяснить эти слова.

— Тетрадь стр.51
№2. (с помощью толкового словаря)

— Вам встретятся и
другие слова в тексте, объясним некоторые из них.

( Пр.2. Слайд 4)

                                   

( град, сенник, старинушка,
соглядать, сызнова, несподручно, пенять и т.д.)

— Что объединяет
эти слова? (они устаревшие)

Д) Выборочное
чтение.

— Рассмотрите
иллюстрации и скажите, какая неприятность приключилась с ними? Найдите описание
в тексте.
(
Пр.2. Слайд 5)

 

— Как старик
приказал сыновьям решать проблему?

— С какой
ответственностью отнеслись сыновья? Подтвердите строчками текста.

— Как вы думаете,
какой из сыновей изображен на иллюстрации? Найдите, как это  описывается в
тексте произведения.

— Кто изображен на
третьей иллюстрации? Найдите строчки в тексте.

— Выполните
задание №3 в тетради самостоятельно.

— Какие сравнения
вы подчеркнули?

Е) Работа над
содержанием.

( Пр.2. Слайд 6)

— Восстановите
правильный порядок событий.

— Почему царь взял
к себе на службу Ивана?

( Пр.2. Слайд 7)

— Как Иван
разговаривает с  царем? Какие условия ставит? О чем это говорит?  Найдем в
тексте разговор царя с Иваном.

— Какие еще
приключения ждут Ивана? (работают те, кто читал произведение до конца или
слушал)
(
Пр.2. Слайд 8)

 Физминутка

(Постукивание себя
подушечками пальцев, для улучшения кровообращения. Пальцы, руки, плечи, ноги,
голова).

Ж) Работа по
группам  над характеристикой героев.

 — Давайте
выясним, каким характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь. Для этого
каждой группе предстоит выполнить задание по плану (карточки).
( Пр.2. Слайд 9)

Характеристика
героя

1.Имя
героя. Где он живет?

2.Чем
занимается?(отрывок)

3.
Какие поступки совершает? (отрывок)

4.Какой
характер у героя?

5.Опишите
внешность и характер героя.

6.
Отношение автора к герою.

7.
Ваше отношение к герою.

— Композитор Р.
Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Пока вы будете работать, будет
звучать эта музыка.

Выступление детей
по группам.

— Как вы думаете,
для чего автором был создан этот персонаж?

(Иван-простой
русский парень, независимый, немного ленивый, но ответственный, находчивый,
смелый в нужную минуту. Автор показывает своеобразную речь простого народа
через этот образ.

Конек-Горбунок – верный друг и
помощник. Это характерно для русских сказок.

Царь— капризный,
глуповатый, не живет своим умом, но у него власть и он приказывает и хочет
владеть всем, не прилагая к этому никаких усилий.)

7. Решение
проблемы

А) Жанр
произведения – сказка.

— Докажите, что
это произведение – сказка. Вернемся к характеристике жанра. (Пр.№1 слайд 3)

(Здесь встречаются
необыкновенные фантастические приключения, сказочные герои, животные
разговаривают, волшебные превращения и т.д.)

Б) Сказка
авторская.

— Докажите, что
это авторская сказка. (Написал П.П. Ершов.  В сказке выдерживается композиция.
(Пр.№1 слайд 6)

— Докажите это на
примере данной сказки. (Пр.№1 слайд 7)

(Начинается с присказки — шутливое вступление,
настраивает читателей и слушателей на сказочные события.

Экспозиция – исходная
позиция,
описание
времени, места действия, реальные сцены  крестьянской жизни, взаимоотношения в
семье.

Завязка – появление
кобылицы, которая приносит Ивану двух златогривых коней и Конька-Горбунка.

Кульминация – для Ивана
наступает не один раз, а трижды, когда ему приходится привезти Жар- птицу,
Царь-девицу и достать кольцо со дна моря и искупаться в котлах с кипящими водой
и молоком.

Развязка – добро побеждает
зло,  Иван становится красавцем удалым и царем, а прежний царь сварился в
молоке.

Вывод: сказка авторская.

В) Сказка
волшебная.

— Но обратите
внимание, Ершов построил концовку сказки в соответствии с традициями народной
сказки
. Вернемся к (Пр.1. Слайд 5) и докажем, что Ершов в своей
авторской сказке использовал приемы народной сказки.

(Зачин, магическое
число 3, простонародная, устаревшая лексика, герои разговаривают как
неграмотные крестьяне. Главные герои народные персонажи: Иван – простой русский
парень, крестьянский сын, смешной игрушечка-конек с длинными ушами, с двумя
горбами, но верный товарищ)

— К какому виду
народной сказки близка сказка «Конек-Горбунок»?  (к волшебной).

— Почему Иван получает
красавицу –жену и царство? (Обладает качествами, которые ценят в народе.)

Вывод:  Ершов умело
сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок.

8. Определение главной
мысли.

— Чему учит эта
сказка? Что автор хотел сказать читателю?

(- Все по силам
тому, у кого есть настоящий друг.

— Настоящий друг
поможет пройти все испытания.

— Настоящий друг
вытащит тебя из любой беды.

— Сказка учит
многим добродетелям, но главное Ершов хотел сказать, что неважно, как ты
выглядишь, важно ,какое у тебя доброе сердце. Учит дружить со всеми, помогать в
беде.)

Вывод: Главная мысль
заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка.
Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный
друг ценнее всех богатств.

9. Рефлексивная  деятельность.

— Ребята, какую
цель мы ставили в начале урока?

-Мы ее достигли?

Закончите
предложения:

Сегодня
я узнал(а)…

Было
интересно…

Меня
удивило…

Мне бы
 хотелось, чтобы…

10.
Выставление оценок
(с комментированием).

11.
Домашнее задание.

 Вас
ждет творческая работа в тетради стр.53 № 7,8. Теперь вы письменно расскажите о
любом герое данной сказки, используя опорные слова.

При
составлении урока использовались презентации и другие материалы материалы
Интернета.

  • Конспект нод по речевому развитию в старшей группе путешествие по сказкам
  • Конспект нод по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине ежи
  • Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе путешествие по русским народным сказкам
  • Конспект нод по развитию грамматического строя речи путешествие в сказку подготовительная группа
  • Конспект нод пересказ рассказа в сухомлинского яблоко и рассвет