НОД в подготовительной группе «Конек-Горбунок» по сказке П. П. Ершова
Петрова Юлия
НОД в подготовительной группе «Конек-Горбунок» по сказке П. П. Ершова
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: «Конек-горбунок», по сказке
П. П. Ершова «Конек-горбунок».
Цель: учить детей рисовать карандашом поэтапно; передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, движение фигур, окружающую обстановку; закрепить умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием данного эпизода; продолжать учить детей правильно пользоваться карандашами.
Материал:
бумага,
простой карандаш,
цветные карандаши,
иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» П. П. Ершова.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке П. П. Ершова «Конек-Горбунок.
Ход занятия
Появляется Жар-птица, спрашивает у детей, из какой она сказки.
Она предлагает детям вспомнить основные эпизоды сказки «Конек- Горбунок». Дети рассказывают самые яркие моменты. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке Конек – Горбунок. Затем предлагает превратиться в художников – иллюстраторов и нарисовать к любому понравившемуся эпизоду из сказки иллюстрацию.
Как нарисовать Конька-Горбунка?
Мы рассмотрим, как нарисовать Конька-Горбунка карандашом поэтапно. Конек-Горбунок – это сказочный персонаж. Сказку «Конек – Горбунок» написал П. П. Ершов. По сюжету этой сказки снимались мультфильмы. Вот и мы возьмем образ из советского мультфильма.
Предлагаю вспомнить некоторые детали.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением волшебного Конька-Горбунка. Обращает внимание на необычность, фантастичность формы — длинные уши, горб, короткие ноги. На сказочность действий. Конек бегает по горам, летает по небу между звездами. В рисунке надо изобразить Конька-Горбунка в движение, передать окружающую обстановку.
Первое, что мы сделаем, так это построим скелет конька-горбунка. Кругами обозначаем голову, грудную и заднюю часть. Также отмечаем расположение ног, нахождение коленей и копыт.
— Дальше начинаем прорисовку головы, рисуем лоб, мордочку и глаз.
— Затем рисуем нижнюю часть головы Конька-Горбунка, уши, челку и шею.
— Рисуем тело и часть ног.
— Рисуем все ноги. Затем стираем все вспомогательные линии.
— Рисуем хвост, седло и гриву.
Рисунок Конька-Горбунка готов.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать тон бумаги в зависимости от задуманного сюжета. Побуждает детей к более полному от-ражению эпизода сказки. На сказочность действий. Конек бегает по горам, летает по небу между звездами. В рисунке надо изобразить Конька-Горбунка в движение, передать окружающую обстановку.
В конце занятия работы выставляются на посмотр, и дети рассказывают Жар-птице, что они изобразили.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 1
СТРУКТУРНОЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ____________________________________________________________________________________________________
659650
Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул. Белокурихинская 6
Конспект
занятия с детьми подготовительной к школе группы
по
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Тема:
рисование «Конек — горбунок»
Выполнила: воспитатель высшей
квалификационной
категории
Ловчикова
Татьяна Ивановна
Алтайское
2022
Схема
конспекта занятия
Образовательная
область: «Художественно-эстетическое
развитие».
Интеграция
образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Тема занятия:
«Конек
— горбунок»
Форма
занятия: групповая.
Цель:
Учить
детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более
полного их отражения в рисунке.
Программные
задачи:
Образовательные:
Закреплять
умение рисовать простым карандашом, отражать детали изображаемого образа; с помощью
акварели создавать яркий рисунок.
Развивающие:
Развивать воображение творчество.
Развивать
эстетическое восприятие, вызвать желание любоваться эпизодами из сказки.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность
при выполнении работы.
Предварительная
работа:
Чтение сказки П.
Ершова «Конек – горбунок», рассматривание иллюстраций.
Методы и
приёмы:
Словесные
приемы:
использование художественного слова, объяснение, выделить особые черты
сказочного героя,
поощрение.
Наглядные: показ
воспитателя
Учебно-методический
комплект: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду» подготовительная к школе группа, 2018г. Хрестоматия для чтения детям 6-7
лет.
Оборудование
и материалы: иллюстрации, е,
альбомные листы, графитный карандаш, акварель, кисти, салфетки, баночки с
водой.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Зачитываю отрывок из сказки П. Ершова «Конек – горбунок»
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
1 часть
Ребята, кто помнит, как называется эта сказка? (Конёк –
горбунок)
Кто написал сказку? (Ершов)
Правильно, это небольшой отрывок из сказки Петра Павловича
Ершова «Конёк – горбунок».
Как у Ивана, младшего сына появился конёк – горбунок?
(ответы детей)
Чем помогал конёк Ивану? (Конёк помогал выполнять трудные
приказы царя)
Молодцы. Вы внимательно слушали сказку, и много запомнили.
Вы, рассматривали иллюстрации в книге.
Кто оформляет рисунками книги? (художники)
Правильно, над рисунками в книге работают художники и
художники – дизайнеры. В конце каждой книги, напечатаны их фамилия.
Они помогают сделать книгу яркой и интересной.
Вывешиваю на доску иллюстрации – картинки к сказке.
Вместе рассматриваем иллюстрации, отмечаем особенности
строения конька горбунка, на спине два горбика, уши – длинные, а в остальном он
похож строением тела на лошадку.
Сегодня, ребята, предлагаю вам нарисовать каждому свою
иллюстрацию к сказке П. Ершова «Конёк – горбунок».
Вспомните самые интересные для вас эпизоды сказки и
изобразите его в рисунке.
Динамическая пауза
А теперь ребята встали (встать)
Дружно руки вверх подняли (руками тянемся вверх)
В стороны, вперед, назад, (руки в стороны, вперед, назад)
Влево, вправо повернулись (повороты влево, вправо)
И на место все вернулись (рассаживаются на свои места)
Пальчиковая гимнастика
По дороге белой,
гладкой
Скачут пальцы — как
лошадки.
Чок – чок — чок,
чок – чок — чок
Скачет резвый
табунок.
(пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения).
2 часть
Все придумали эпизод сказки, подумали, как расположить
героев?
Желаю вам хорошей самостоятельной работы.
В процессе продуктивной деятельности, помогаю детям,
которые испытывают затруднения. Можно посоветовать, что где нарисовать, что
дорисовать, чтобы получалась картинка.
Рефлексия
Раскладываем готовые работы на столе.
Рассматриваем.
Играем в игру «Какой сюжет сказки, изобразил…(имя ребенка)»
Вы все постарались, и
красивые, яркие, иллюстрации к сказке.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
ЗАДАЧИ: Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.
Содержимое публикации
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17»
Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему «Чтение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Выполнила:
воспитатель
М.В. Бякина
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
ЗАДАЧИ: Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: Чтение русских народных сказок: « Сивка-Бурка», «Об Иване-дураке», «Жар-птица и Василиса-царевна». Рассматривание предметов крестьянского быта, иллюстраций русской избы. Заучивание нескольких потешек. Составление описательных рассказов по игрушке, по картинкам с изображением природы. Пересказывание уже знакомых сказок. Разучить пальчиковую гимнастику « Лошадки». Разучить подвижную игру « Лошадками поскачем».
МАТЕРИАЛЫ: Предметы крестьянского быта, иллюстрации крестьянского быта, книги с русскими народными сказками, книга «Конёк-Горбунок», мольберт, портрет П.П.Ершова, скакалки для подвижной игры, диск с подготовленными записями.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем волшебные сказки. Вы уже знаете много сказок, и сейчас я проверю, помните ли вы их, отгадайте, про каких это героев: На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился….. (Колобок.)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну,подскажите имя её. (Красная Шапочка.)
Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек-копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. ( Три поросёнка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…. ( Айболит.)
-Молодцы, все сказки отгадали ! А сегодня я вас познакомлю с одним очень интересным человеком, он писатель, а писал он сказки, очень интересные. Посмотрите на портрет. Это Пётр Павлович Ершов, он жил очень давно. Родился он в деревне, его папа был военным, а мама не работала, она всегда находилась дома со своими детьми, у Петра Павловича был брат. Когда Ершов вырос и пошёл учиться, он написал свою первую сказку «Конёк-Горбунок», потом он написал ещё много стихов и сказок, которые тоже писал в стихах и очень много употреблял старорусских слов, таких как: ГЛАШАТАЙ-это человек, который в старину выкрикивал объявления.
ГОРОДНИЧИЙ- в старину, начальник города.
КОУРКО- рыжая лошадь.
МАЛАХАЙ- длинная, широкая одежда без пояса.
СЕДЬМИЦА- неделя.
СЕННИК- помещение, где хранится сено.
СТРЕЛЬЦЫ- старинное войско в Древней Руси.
ЧЕЛЯДЬ- слуги.
Правда интересные слова? Они встречаются в сказке «Конёк-Горбунок», которую мы сейчас будем читать.
Понравилась сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: Конёк-Горбунок.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька? (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.
Дети: Иван, братья, Конёк, царь.
Воспитатель: Какими были братья?
Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д.
Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?
Дети: Ему подарила кобылица.
Воспитатель: Она ему подарила только конька?
Дети: Нет, ещё трёх коней.
Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони? (Ответы детей.)
— Чем закончилась сказка?
— А с чего всё началось в этой сказке?
-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?
( Зачитываю отрывки по выбору детей, показываю иллюстрации в книге.) Мы с вами познакомились с волшебным коньком, хотите поиграть пальчиками в «лошадки»?
Дети: Да.( Пальчики «скачут как лошадки по коленям под музыку В.Шаинского «Облака».) Воспитатель: Теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали?
— С каким писателем мы познакомились?
— Что больше всего запомнилось?
Вам также может понравиться:
Открытые
Всероссийский конкурс изобразительного искусства «ТАЛАНТ ВЕЛИКИЙ, САМОБЫТНЫЙ
» к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова
10 Января – 25 Мая
-192
Международный конкурс академической живописи «УЧЕБНЫЙ НАТЮРМОРТ
»
30 Ноября – 30 Ноября
Конкурсы
208 работ
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Конспект занятия по литературному чтению для 3 класса «Урок литературного чтения в 3 классе на тему «Великие русские писатели»»
Литературное чтение -
Разное по литературному чтению для дошкольников «Мастер-класс «Проектирование ООД в технологии продуктивного чтения-слушания с дошкольниками»»
Литературное чтение -
Планирование по литературному чтению для 4 класса «»Читайка»»
Литературное чтение -
Планирование по литературному чтению для «Перспективное планирование»
Литературное чтение -
Уроки по литературному чтению для 3 класса «Конспект урока литературного чтения 3 класс. УМК «Школа России» Тема урока: А. Барто «Разлука»»
Литературное чтение
Обновлено: 09.01.2023
Автор: Макарова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО » ЧУПИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,с.Чупино,Пышминский район
Наименование материала: Технологическая карта занятия
Тема: : Знакомство с П.П.знакомство с Ершовым и его творчеством, чтение сказки «Конек — Горбунок»
Раздел: дошкольное образование
Министерство общего и профессионального образования
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование
Составила: Макарова И.Н.
Технологическая карта занятия
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
Образовательные:
Связная речь: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Помочь детям, используя разные
приемы, понять идею художественного произведения.
Грамматический строй речи:
Учить составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с использованием языковых средств
(и, а, потому что и т.д.)
Звуковая культура речи:
Продолжать работу над дикцией, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Обогащать словарный запас новыми словами.
Развивающие: Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П. Ершова.
Материалы и оборудование: Предметы крестьянского быта, иллюстрации, книги с русскими народными сказками,
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое, физическое развитие.
Планируемый результат: Различают жанры литературных произведений, знают название и фамилию автора прочитанной
сказки, сопереживают героям сказки, правильно оценивают их поступки. Проявляют интерес к литературному
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением. ЗАДАЧИ: Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.
Содержимое публикации
воспитатель
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
ЗАДАЧИ: Расширить представления детей о писателе и поэте П.П.Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П.Ершова.
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем волшебные сказки. Вы уже знаете много сказок, и сейчас я проверю, помните ли вы их, отгадайте, про каких это героев: На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну,подскажите имя её. (Красная Шапочка.)
Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький крючком,
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. ( Три поросёнка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…. ( Айболит.)
ГОРОДНИЧИЙ- в старину, начальник города.
КОУРКО- рыжая лошадь.
МАЛАХАЙ- длинная, широкая одежда без пояса.
СЕННИК- помещение, где хранится сено.
СТРЕЛЬЦЫ- старинное войско в Древней Руси.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: Конёк-Горбунок.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька? (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки.
Дети: Иван, братья, Конёк, царь.
Воспитатель: Какими были братья?
Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д.
Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок?
Дети: Ему подарила кобылица.
Воспитатель: Она ему подарила только конька?
Дети: Нет, ещё трёх коней.
Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони? (Ответы детей.)
— Чем закончилась сказка?
— А с чего всё началось в этой сказке?
-Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?
Расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П. П. Ершова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Конспект открытого занятия по Развитию речи с элементами аппликации
3 подготовительная группа
Воспитатели: Сорушева В. В.
Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
Расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П. П. Ершова.
Предшествующая работа:
ПОДГОТОВКА К НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски, но нет ничего интереснее, чем волшебные сказки. Вы уже знаете много сказок, и сейчас я проверю, помните ли вы их, отгадайте, про каких это героев: На сметане мешен, На окошке стужён, Круглый бок, румяный бок Покатился….. ( Колобок.)
Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё, А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)
Носик круглый пятачком, Им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек-копытца. Трое их — и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? ( Три поросёнка.)
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор…. ( Айболит.)
ГЛАШАТАЙ-это человек, который в старину выкрикивал объявления. ГОРОДНИЧИЙ- в старину, начальник города. КОУРКО- рыжая лошадь. МАЛАХАЙ- длинная, широкая одежда без пояса. СЕДЬМИЦА- неделя. СЕННИК- помещение, где хранится сено. СТРЕЛЬЦЫ- старинное войско в Древней Руси. ЧЕЛЯДЬ- слуги.
Дети: Да. Воспитатель: Как называется эта сказка? Дети: Конёк-Горбунок. Воспитатель: Как вы думаете, почему так назвали конька? (Мнения детей.) Назовите главных героев сказки. Дети: Иван, братья, Конёк, царь. Воспитатель: Какими были братья? Дети: Хитрыми, злыми, жадными и т.д. Воспитатель: Как у Ивана появился Конёк-Горбунок? Дети: Ему подарила кобылица. Воспитатель: Она ему подарила только конька? Дети: Нет, ещё трёх коней. Воспитатель: Расскажите, какими были эти кони?(Ответы детей.) — Чем закончилась сказка? — А с чего всё началось в этой сказке? — Какие отрывки из этой сказки вы бы хотели ещё раз услышать?
Конспект урока по литературному чтеню 4 класс П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»разработан по требованиям с ФГОС.У учащихся формируется познавательный интерес к литературному чтению.
Содержимое разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Серебряно-Прудского муниципального района Московской области
Конспект урока по литературному чтению на тему:
учитель начальных классов
Павлова Наталья Викторовна
Конспект урока по литературному чтению 4 класс.
ФИО: Павлова Наталья Викторовна
Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс
Тип урока: закрепление пройденного Используемые технологии:
— технология использования в обучении игровых методов;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.
создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки
Образовательные
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.
Развивающие
— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
— Продолжить работу по развитию общего и литературного.
— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные
— Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
— находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-называть основные события сказочного текста;
-знать основные особенности народной волшебной сказки;
-сравнивать народную и литературные сказки.
-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;
-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
1. Организационный момент .
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Начнём скорей урок!
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). — Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.
Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
1. Определим тип и вид сказки.
2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.
3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение
постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во
второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.
Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.
Обучающиеся представляют результаты своей работы:
*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.
*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.
*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.
Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова
Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).
Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).
Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?
Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Обучающиеся зачитывают часть сказки Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.
— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне. Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
5. Первичное применение нового знания : Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом
7. Домашнее задание.
Учитель: -Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.
Читайте также:
- Конспект по физике 8 класс агрегатные состояния вещества кратко
- Конспект внеурочного занятия секреты устной речи 5 класс
- Конспект урока употребление ь и ъ 10 класс
- Конспект экологической прогулки в средней группе
- Конспект занятия материалы и их свойства
Автор: Макарова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПГО » ЧУПИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,с.Чупино,Пышминский район
Наименование материала: Технологическая карта занятия
Тема: : Знакомство с П.П.знакомство с Ершовым и его творчеством, чтение сказки «Конек — Горбунок»
Раздел: дошкольное образование
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж»
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование
Конспект
Составила: Макарова И.Н.
Ирбит
2019
Технологическая карта занятия
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема занятия: Знакомство с П.П. Ершовым и его творчеством, чтение сказки «Конек – Горбунок».
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Познакомить детей с новым для них автором и его произведением.
Задачи:
Образовательные:
Связная речь: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Помочь детям, используя разные
приемы, понять идею художественного произведения.
Грамматический строй речи:
Учить составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с использованием языковых средств
(и, а, потому что и т.д.)
Звуковая культура речи:
Продолжать работу над дикцией, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Формирование словаря:
Обогащать словарный запас новыми словами.
Развивающие: Развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к жизни и творчеству писателя П.П. Ершова.
Материалы и оборудование: Предметы крестьянского быта, иллюстрации, книги с русскими народными сказками,
книга «Конек – Горбунок», мольберт, портрет П.П.Ершова, скакалки для подвижной игры, диск с подготовленными
записями.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое, физическое развитие.
Планируемый результат: Различают жанры литературных произведений, знают название и фамилию автора прочитанной
сказки, сопереживают героям сказки, правильно оценивают их поступки. Проявляют интерес к литературному
произведению.
Ход НОД:
Этапы,
продолжительност
ь
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы,
формы,
приемы
Предполагаемая
деятельность
детей
Планируемые
результаты
Организационно-
мотивационный
Переключение или
привлечение
внимания детей
Дети входят в группу под музыку
Б.Савельева «Дождик босиком» и
садятся на стульчики на ковре,
поставленные полукругом.
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите
игры, песни, загадки и пляски, но нет
ничего интересного, чем волшебные
сказки. Вы уже знаете много сказок, и
сейчас я проверю, помните ли вы их,
отгадайте, про каких это героев:
— На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился….(колобок)
-Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите имя ее
-Носик круглый пяточком,
Им в земле удобно рыться
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Музыкальное
сопровождение
Чтение загадок
Обращают
внимание на
педагога,
изменившуюся
обстановку в
группе.
Отгадывают
загадки.
Дети отвечают:
«колобок».
-«Красная
шапочка»
Проявляют
интерес, охотно
включаются в
совместную
деятельность.
Правильно
отгадывают
загадки
-Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор………
-«Три поросенка»
-Отвечают:
«Айболит»
Основной
Этап постановки
проблемы
воспитывать любовь
и интерес к жизни и
творчеству писателя
П.П. Ершова.
В: Молодцы ребята, вы отгадали все
сказки!
А сегодня я вас познакомлю с одним
очень интересным человеком, он
писатель, а писал он сказки, очень
интересные. Посмотрите на портрет.
Это Петр Павлович Ершов, он жил
очень давно. Родился он в деревне, его
папа был военным, а мама не работала,
она всегда находилась дома с детьми.
Когда Ершов вырос и пошел учиться, он
написал свою первую сказку «Конек –
Горбунок», потом он написал еще много
стихов и сказок, которые тоже писал в
стихах и очень много употреблял
старорусских слов, таких как:
-глашатай – это человек, который в
старину выкрикивал объявления.
-Городничий – в старину, начальник
города.
-Коурко – рыжая лошадь.
-Малахай – длинная, широкая одежда
Рассказывание
Книги с
другими
сказками
автора
Объяснение
Участвуют в
совместной
умственной и
практической
деятельности.
Дети отвечают на
вопросы,
высказывают
свое мнение
Выполняют
Умеют слушать,
задавать
вопросы
без пояса.
-Седьмица – неделя
-Сенник – помещение, где хранится
сено.
— Стрельцы – старинное войско в
Древней Руси.
-Челядь – слуги.
Правда, интересные слова? Они
встречаются в сказке «Конек –
Горбунок», которую мы сейчас будем
читать, а сейчас хотите тоже поиграть в
лошадок?
Мы с вами поделимся на «лошадок» и
«конюхов»
( у каждого ребенка «конюха» — вожжи
скакалка). По сигналу воспитателя дети
передвигаются сначала шагом,
поднимая высоко ноги в коленях, затем
переходят на бег так, чтобы не мешать
друг другу под музыку «Моя лошадка»
А.Гречанинова. Через некоторое время
«лошадки» останавливаются, их
распрягают и отпускают на луг,
«конюхи» тоже отдыхают. Дети
меняются ролями и снова выполняют
упражнения в беге и ходьбе.
Игровой метод
Музыкальное
сопровождение
задание в
соответствии с
установленными
правилами.
Этап ознакомления
с материалом
Совершенствовать
диалогическую и
монологическую
форму речи. Помочь
детям, используя
-Поиграли, побегали, а теперь садимся
слушать сказку.
Беседа по сказке «Конек – Горбунок»
-Дети, вам понравилась сказка?
Чтение сказки
Дети отвечают:
«Да!»
разные приемы,
понять идею
художественного
произведения.
Учить составлять
простые,
сложносочиненные
и
сложноподчиненные
предложения с
использованием
языковых средств
(и, а, потому что и
-Как называется эта сказка?
Ребята, сказка «Конек-Горбунок»
русская народная или у нее есть автор?
— Кто написал эту сказку?
—
Чем отличаются сказки П. Ершова от
других сказок, которые мы с вами
читали?
— Кто главный герой в сказке «Конек-
Горбунок»?
— Какой Иван в сказке? Опишите его.
-Кто еще главные герои сказки?
-За что Иван получил двух чудесных
коней и Горбунка?
беседа
-«Конек –
Горбунок»
-автор П. Ершов.
-Эта сказка
написана в
стихотворной
форме.
-Иван
Иван – дурак,
неряшливый,
любит спать.
-Отвечают:
«братья, конек,
царь».
-Честно несет
Иван трудную
службу у царя.
Сколько
пришлось
приложить труда,
проявить
смелости и
настойчивости,
Умеют
правильно
отвечать на
вопросы,
выстраивают
полный ответ,
предложение.
т.д.)
Какие поручения выполнял Иван?
-Какими были братья?
-Как у Ивана появился Конек –
Горбунок?
-Она ему подарила только конька?
-Расскажите, какими были эти кони.
-Чем закончилась сказка?
-Какие отрывки из этой сказки вы бы
хотели еще раз услышать?
чтобы выполнить
все царские
поручения.
-караулил
пшеничное поле,
поймал жар –
птицу, искупался
в котле.
-Дети отвечают:
хитрыми, злыми,
жадными и т.д.
Ему подарила
кобылица
-Отвечают: « нет,
еще трех коней»
-Ответы детей.
Дети отвечают:
Иван женился
нацарь – девице и
стал царем.
Ответы детей
Этап
Мы с вами познакомились с волшебным
Музыкальное
Дети отвечают:
практического
решения проблемы
коньком, хотите поиграть пальчиками в
«лошадки»?
сопровождение
«Да»
(пальчики
«скачут» как
лошадки по
коленям под
музыку
В.Шаинского
«Облака»).
Заключительный
Сопоставление
результата
деятельности с
целью
Подведение итогов
образовательной
деятельности
В: Ребята, а вы хотите разыграть какую
– нибудь сценку из сказки?
В: Как хорошо у вас получилось, а
главное вы все правильно запомнили.
Теперь давайте вспомним, что нового
мы сегодня узнали.
-С каким писателем мы сегодня
познакомились?
-Что больше всего запомнилось?
Все сегодня хорошо поработали,
молодцы!
Драматизация
сказки
беседа
Дети выбирают
понравившийся
отрывок,
распределяют
роли.
(драматизация).
Берут на себя
роль, умеют
распределять их
самостоятельно
. Разыгрывают
сценку,
выражают
различные
эмоции, умеют
участвовать в
групповых
действиях.
Участвуют в
оценке и
самооценке
результатов.
Предметные результаты:
-Формировать навык правильного беглого чтения;
-Формировать свое отношение к прочитанному и уметь объяснять значение устаревших слов;
Метапредметные результаты:
-Учиться прогнозировать содержание сказки «Конек-горбунок» по ее заголовку и уметь воспринимать произведение на слух;
— Формулировать учебную задачу урока и планировать свою деятельность;
-Формировать умение высказывать свою точку зрения;
-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.
Личностные результаты:
— Развивать любознательность, интерес к народному творчеству.
— Формировать у детей выдумку, фантазию.
— Расширить словарный запас.
Оборудование: презентация; детские книги; учебник по литературному чтению – 4 класс.стр.37-40.
План:
- Организационный момент — 1 мин
- Проверка домашнего задания -8мин
- Работа над новым материалом — 8 мин
- Подготовка к восприятию – 10 мин.
- Первичное чтение – 15 мин
- Закрепления нового материала– 12 мин
- Итог урока – 5 мин
- Задание на дом – 1 мин.
Ход урока
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, —
Начнём скорей урок!
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: « Приходи!».
Эта присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
2.Проверка домашнего задания.
Ребята, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (сказку «Сивка-Бурка») Перед вами находится иллюстрация.
-Что на ней изображено?
-Какой эпизод соответствует этой иллюстрации?
-Какая это сказка?(народная)
-А сегодня мы познакомимся с авторской сказкой.
3.Работа над новым материалом
— Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:
(читает фонограмма)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И набитою сумой
Возвращалися домой.
-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки — студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.
-Ершову было тогда 19 лет.
-А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина
-«Теперь этот род занятий мне можно и оставить», — такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.
При жизни Ершова эта сказка переиздавалась пять раз. Ершову удалось создать произведение глубоко оригинальное, в котором соединилось авторское и народное начало. На сегодняшнем уроке мы прочитаем первую часть сказки.
-Читая сказку, подумайте, какие черты народной сказки нашли отражение в авторской сказки Ершова.
4.Подготовка к восприятию
-Давайте вспомним по каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (зачин, повторы)
-А какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или литературные, народные)
А из каких частей состоят сказки?(зачин, основная часть, концовка)
-Прочитайте название сказки?
-Как вы понимаете это название?
-Почему не конь, а конек? Почему горбунок?
-Как вы думаете о чем будет это произведение?
-Всего в сказки три части мы познакомимся только с первой.
5.Первичное чтение сказки
(дети читают)
Старинушка – старик
Детина – рослый и сильный молодой мужчина.
Град – столица – Москва.
Деньги с четом принимали – считали прибыль.
Аль – или.
Недалече – недалеко
Сума – мешок из ткани, кожи.
Отродяся не видали — никогда не видели.
Соглядать – подсмотреть, выследить.
Как вы думаете, что будет дальше?
Смекнули – поняли.
Смеркаться – темнеть.
Сбираться – собираться.
Сенник – закопаться под сено.
Сынова – снова.
Не ударил в грязь лицом – не позорился.
Несподручно – неудобно.
Усом не ведет – равнодушен.
Очи- глаза.
Пенять – упрекать.
Погонять- заставляли идти.
Лубков – ярко раскрашенные картинки.
Малахай – старинная крестьянская верхняя одежда.(большая шапка на меху с наушниками.)
6.Закрепления нового материала.
Анализ прочитанной части сказки.
— Чем занималась семья старика?
-Как шли дела у братьев?
-Прочитайте, какое горе у них приключилось?
-Что они придумали? (ходить в дозор, чтобы поймать вора)
-Кто первым пошел караулить поле? ( старший брат)
-Чем закончился его дозор? ( Он никого не поймал)Почему?
-Что он взял с собой? Зачем?
— Что он рассказал дома отцу?
-Правильно ли он поступил? О каком качестве характера это говорит?
-Как бы вы поступили на его месте?
-Как сходил в дозор средний брат?
-Что он взял с собой? Почему?
-Прочитайте, что он рассказал дома?
-Чем закончился дозор младшего сына?
-С какими героями вы уже познакомились? (Иван, два брата,)
-А какие, отношение у вас сложилось к братьям главного героя. Почему?
6.Работа над иллюстрациями
Рассмотрите иллюстрацию
-Кто на ней изображен?
-Кто изображен на переднем плане?
-Как художник изобразил Ивана?
— Кто изображен на заднем плане?
-Найдите в тексте подходящие слова, которые соответствуют этой иллюстрации? Прочитайте?
7.Итог урока
-Что вас заинтересовало при чтении сказки?
-Какие чувства вы испытывали сегодня при чтении сказки?
-Хотелось ли вам прочитать всю сказку?
-Кто из героев вам понравился? Почему?
-Прочитайте на доске русские народные поговорки:
А)Утопающий и за соломинку хватается
Б)Не в службу,а в дружбу
В)Без беды дружбы не узнаешь.
-объясни смысл каждой.
-Подумай, какую из поговорок можно отнести к сказке «Конек-горбунок»
8.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение первой части сказки.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : П.П.Ершов «Конек – Горбунок»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Серебряно-Прудского муниципального района Московской области
Конспект урока по литературному чтению на тему:
«П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»
Выполнила:
учитель начальных классов
Павлова Наталья Викторовна
2016г.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс.
ФИО: Павлова Наталья Викторовна
Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс
Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»
Тип урока: закрепление пройденного Используемые технологии:
— технология использования в обучении игровых методов;
— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
— информационно-коммуникативные технологии;
— здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.
Цель урока:
создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки
Задачи:
Образовательные
-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.
Развивающие
— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
— Продолжить работу по развитию общего и литературного.
— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные
— Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД:
-
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
-
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
-
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
-
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные
— находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-называть основные события сказочного текста;
-знать основные особенности народной волшебной сказки;
-сравнивать народную и литературные сказки.
Метапредметные
-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные
-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;
-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 37- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Ход урока.
1. Организационный момент .
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
2.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Учитель:
Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). — Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
Учитель:
Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.
Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы:
1. Определим тип и вид сказки.
2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.
3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение
постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Вид сказки | |||
Главный герой |
Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во
второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.
2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках
Вид сказки | |||
События |
3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события
Вид сказки | |||
Завершение события |
Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.
Обучающиеся представляют результаты своей работы:
*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.
*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.
*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.
Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова
Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).
Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).
Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?
Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
Учитель
: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Обучающиеся зачитывают часть сказки
Учитель
: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.
С появлением какого животного все начинается в сказке? С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»
Учитель
: Такое событие в литературе называется завязкой.
— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.
Учитель
: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.
Учитель
: Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.
Учитель
: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее
4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
5. Первичное применение нового знания :
Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)
Группа 1 Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия Группа 2 Составьте коллективное панно «Сказочная поляна» Группа 3 Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.
7. Домашнее задание.
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
8. Рефлексия Учитель:
-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.
Самоанализ |
||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
Прикрепите пожалуйста к цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета. Спасибо за урок!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЧУНКАЗМАЛЯРСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
План-конспект
открытого
урока литературного чтения
в 4 «б»
классе
Дата:
16.10.2019г
Тема: Волшебная сказка
П.П.Ершова «Конек-Горбунок »
Разработал и провел учитель начальных классов,
Мансурова Рабият
Маидиновна
Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович
2019г
Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»
Учитель начальных классов : Мансурова
Рабият Маидиновна
Конспект урока литературного чтения в 4
классе
Литературное чтение: учебник для 4 класса
в 2-х ч., ч. 1,
Дата:
16.10.2019 г.
Класс:
4 «б»
Тема:
Волшебная сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок »
Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром
художественных произведений (сказкой) на примере волшебной сказки Ершова
«Конек-Горбунок».
Задачи:
·
ознакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;
·
совершенствовать навык осознанного смыслового
чтения;
·
расширять кругозор учащихся;
·
пополнять лексический запас слов;
·
работать над содержанием произведения, выявлением
основной мысли;
·
совершенствовать умение характеризовать
положительных и отрицательных героев произведения;
·
способствовать воспитанию взаимовыручки,
дружбы, умения преодолевать трудности.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осмысливают представления о нравственных понятиях:
честность, порядочность, взаимовыручка, дружба, отраженных в литературном
произведении
Предметные:
научатся понимать цели изучения темы; развивать
интерес к литературному творчеству, творчеству писателя П.П.Ершова
·
Метапредметные: научатся формулировать учебную задачу урока; находить
информацию в тексте произведения на поставленные вопросы, работать в группе.
Тип
урока: урок открытия новых знаний
Оборудование : учебник, рабочая тетрадь,
толковый словарь,
проектор, презентация №1, №2; музыка к балету «Конек-Горбунок».
Ход урока
1.Оргмомент
Итак,
друзья , внимание –
Ведь
прозвенел звонок,
Садитесь
поудобнее,
Начнем
сейчас урок.
2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка темы и целей
урока.
Прочитаю вам загадку, а вы попробуйте определить, о ком идет
речь?
Скачет лошадь
непростая,
Чудо-грива
золотая.
По горам парнишку
носит,
Да никак его не
сбросит.
Есть у лошади
сынок-
Удивительный
конёк.
— О ком идёт речь?
— Из какого
произведения герой?
— Кто автор этой
сказки?
— Как вы думаете,
какая сегодня будет тема урока? (Пр.№1 слайд 1,2)
•
познакомимся с биографией писателя;
•
выявим тип и вид сказки;
•
проанализируем яркие образы героев и составим их
характеристики;
•
выстроим сюжетную композицию сказки;
•
определим основную мысль
3. Актуализация знаний.
— Определите жанр произведения:
Древнейший жанр повествовательной литературы
преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных
событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. (Сказка)
(Пр.№1
слайд 3)
— На какие 2 группы делятся все сказки? ( авторские и
народные)
(Пр.№1 слайд 4)
–
Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Пр.№1 слайд 5,6)
– В
авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи:
у каждого из них свой характер и поступки.
–
Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет
характерной речью, которая даёт представление о них.
–
При построении автор выдерживает особенности композиции.
–
Какие виды народных сказок вам знакомы? 1
–
Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.
— О чем рассказывают бытовые сказки?
(В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность,
глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка
обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества
людей.)
— О чем рассказывают волшебные сказки?
( В волшебных сказка присутствует элемент волшебства, герои
этих сказок вымышлены. В ней
происходят чудесные, фантастические события)
— О
чём нам рассказывают сказки о животных?
(В сказках о животных
действующими лицами являются дикие звери, реже — домашние животные. Высмеивается поведение
животных за которыми стоит человек.)
4. Постановка проблемы.
– К
какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
5. Поиск путей решения проблемы.
Для того, чтобы убедительно
ответить на этот вопрос, мы должны плодотворно поработать над ее содержанием,
языком сказки, характеристикой героев, познакомиться с биографией писателя.
6. Изучение нового материала.
А) Краткая
творческая биография писателя.
Прежде чем
приступим к работе со сказкой, познакомьтесь с краткой биографией писателя.
Слушайте внимательно, в ней тоже есть частичный ответ на наш вопрос. (Рассказывает
подготовленный ученик).
( Пр. №1. Слайды 8-11)
Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской
губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили
представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.
Во время учебы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает
своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и
литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где
работал сначала учителем, позже директором гимназии.
Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная
сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое
чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834
г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло
более 170 изданий. А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка»
одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .
Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время
появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт
так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела
родная – и русское сердце отозвалось …»
Профессор Виталий Иванович Кодухов (известный языковед, доктор филологических
наук) отзывался о сказке Ершова: « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» — явление
уникальное. При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия. В
ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при
внимательном чтении.»
Беседа:
—
Вы только что прослушали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?
— Где родился
автор?
— Чему
способствовали многочисленные переезды?
— Чем занимался
после университета?
— Благодаря
творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»?
-Установите
соответствие ( Пр.1. Слайды 12,13)
— В чем признался
А.С.Пушкин после прочтения этой сказки? (Пр.1 слайд 11)
— Первое
знакомство с произведением у вас прошло самостоятельно. Но в учебнике дано не
все произведение. Я просила вас прочитать летом это произведение полностью. (Пр.2
слайд 1)
— Кто его
прочитал? (поднимают руки)
— А у кого была
возможность вчера послушать дома? (поднимают руки)
—Значит, остальные
дети знакомились по тексту учебника? (поднимают руки)
— Давайте еще раз
посмотрим, что сказал известный филолог В.И Кодухов? ( Пр.2. Слайд 2)
— Итак,
своеобразие языка можно видеть только внимательно читая произведение, поэтому
мы с вами переходим к чтению.
Б) Речевая разминка
Прочитаем
скороговорки, записанные на доске по 3 раза (медленно, умеренно,
быстро):
Серая
кошка сидит на окошке.
Вставай,
Архип, петух охрип.
От
топота копыт пыль по полю летит.
До
города дорога в гору, а с города – с горы.
Читаем текст на
слайде хором – быстро. (
Пр.2. Слайд 3)
— Что вам это
напомнило? (начало сказки «Конек-Горбунок»)
— Что вы узнали из
этих строк? О ком пойдет речь? Чем занимались старик с сыновьями?
В) Работа в
тетради.
Стр.50-51 задание
№1 « Проталинки»
Вставьте
пропущенные слова и подчеркните слова, которые вам не совсем понятны.
Г) Словарная
работа
— Попробуем
объяснить эти слова.
— Тетрадь стр.51
№2. (с помощью толкового словаря)
— Вам встретятся и
другие слова в тексте, объясним некоторые из них.
( Пр.2. Слайд 4)
( град, сенник, старинушка,
соглядать, сызнова, несподручно, пенять и т.д.)
— Что объединяет
эти слова? (они устаревшие)
Д) Выборочное
чтение.
— Рассмотрите
иллюстрации и скажите, какая неприятность приключилась с ними? Найдите описание
в тексте. (
Пр.2. Слайд 5)
— Как старик
приказал сыновьям решать проблему?
— С какой
ответственностью отнеслись сыновья? Подтвердите строчками текста.
— Как вы думаете,
какой из сыновей изображен на иллюстрации? Найдите, как это описывается в
тексте произведения.
— Кто изображен на
третьей иллюстрации? Найдите строчки в тексте.
— Выполните
задание №3 в тетради самостоятельно.
— Какие сравнения
вы подчеркнули?
Е) Работа над
содержанием.
( Пр.2. Слайд 6)
— Восстановите
правильный порядок событий.
— Почему царь взял
к себе на службу Ивана?
( Пр.2. Слайд 7)
— Как Иван
разговаривает с царем? Какие условия ставит? О чем это говорит? Найдем в
тексте разговор царя с Иваном.
— Какие еще
приключения ждут Ивана? (работают те, кто читал произведение до конца или
слушал) (
Пр.2. Слайд
Физминутка
(Постукивание себя
подушечками пальцев, для улучшения кровообращения. Пальцы, руки, плечи, ноги,
голова).
Ж) Работа по
группам над характеристикой героев.
— Давайте
выясним, каким характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь. Для этого
каждой группе предстоит выполнить задание по плану (карточки). ( Пр.2. Слайд 9)
Характеристика
героя
1.Имя
героя. Где он живет?
2.Чем
занимается?(отрывок)
3.
Какие поступки совершает? (отрывок)
4.Какой
характер у героя?
5.Опишите
внешность и характер героя.
6.
Отношение автора к герою.
7.
Ваше отношение к герою.
— Композитор Р.
Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Пока вы будете работать, будет
звучать эта музыка.
Выступление детей
по группам.
— Как вы думаете,
для чего автором был создан этот персонаж?
(Иван-простой
русский парень, независимый, немного ленивый, но ответственный, находчивый,
смелый в нужную минуту. Автор показывает своеобразную речь простого народа
через этот образ.
Конек-Горбунок – верный друг и
помощник. Это характерно для русских сказок.
Царь— капризный,
глуповатый, не живет своим умом, но у него власть и он приказывает и хочет
владеть всем, не прилагая к этому никаких усилий.)
7. Решение
проблемы
А) Жанр
произведения – сказка.
— Докажите, что
это произведение – сказка. Вернемся к характеристике жанра. (Пр.№1 слайд 3)
(Здесь встречаются
необыкновенные фантастические приключения, сказочные герои, животные
разговаривают, волшебные превращения и т.д.)
Б) Сказка
авторская.
— Докажите, что
это авторская сказка. (Написал П.П. Ершов. В сказке выдерживается композиция.
(Пр.№1 слайд 6)
— Докажите это на
примере данной сказки. (Пр.№1 слайд 7)
(Начинается с присказки — шутливое вступление,
настраивает читателей и слушателей на сказочные события.
Экспозиция – исходная
позиция, описание
времени, места действия, реальные сцены крестьянской жизни, взаимоотношения в
семье.
Завязка – появление
кобылицы, которая приносит Ивану двух златогривых коней и Конька-Горбунка.
Кульминация – для Ивана
наступает не один раз, а трижды, когда ему приходится привезти Жар- птицу,
Царь-девицу и достать кольцо со дна моря и искупаться в котлах с кипящими водой
и молоком.
Развязка – добро побеждает
зло, Иван становится красавцем удалым и царем, а прежний царь сварился в
молоке.
Вывод: сказка авторская.
В) Сказка
волшебная.
— Но обратите
внимание, Ершов построил концовку сказки в соответствии с традициями народной
сказки. Вернемся к (Пр.1. Слайд 5) и докажем, что Ершов в своей
авторской сказке использовал приемы народной сказки.
(Зачин, магическое
число 3, простонародная, устаревшая лексика, герои разговаривают как
неграмотные крестьяне. Главные герои народные персонажи: Иван – простой русский
парень, крестьянский сын, смешной игрушечка-конек с длинными ушами, с двумя
горбами, но верный товарищ)
— К какому виду
народной сказки близка сказка «Конек-Горбунок»? (к волшебной).
— Почему Иван получает
красавицу –жену и царство? (Обладает качествами, которые ценят в народе.)
Вывод: Ершов умело
сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок.
8. Определение главной
мысли.
— Чему учит эта
сказка? Что автор хотел сказать читателю?
(- Все по силам
тому, у кого есть настоящий друг.
— Настоящий друг
поможет пройти все испытания.
— Настоящий друг
вытащит тебя из любой беды.
— Сказка учит
многим добродетелям, но главное Ершов хотел сказать, что неважно, как ты
выглядишь, важно ,какое у тебя доброе сердце. Учит дружить со всеми, помогать в
беде.)
Вывод: Главная мысль
заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка.
Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный
друг ценнее всех богатств.
9. Рефлексивная деятельность.
— Ребята, какую
цель мы ставили в начале урока?
-Мы ее достигли?
Закончите
предложения:
Сегодня
я узнал(а)…
Было
интересно…
Меня
удивило…
Мне бы
хотелось, чтобы…
10.
Выставление оценок (с комментированием).
11.
Домашнее задание.
Вас
ждет творческая работа в тетради стр.53 № 7,8. Теперь вы письменно расскажите о
любом герое данной сказки, используя опорные слова.
При
составлении урока использовались презентации и другие материалы материалы
Интернета.