Конспект о сказках пушкина 5 класс литература

Конспект урока «Путешествие по Пушкинским сказкам»

Тема урока: «Путешествие по Пушкинским сказкам»

Дата проведения: 12 ноября 2021 г.        

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок обобщения)

Технология урока. Игровая технология, здоровьесберегающие технологии

Цель урока – систематизировать знания учащихся по сказкам Александра Сергеевича Пушкина; воспитывать познавательную потребность; развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать.

Задачи:

  • закрепить знания по сказкам великого русского писателя;
  •  развивать образное мышление, речь, память;
  • развивать коммуникативные навыки.

Планируемые образовательные  результаты:

-формирование знаний об особенностях сказок А.С. Пушкина;

Предметные: умение анализировать текст, выделять специфические особенности сказок; отвечать на вопросы, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение.

Личностные: воспитание нравственных качеств; формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы.

Познавательные УУД:  умение осознавать познавательную задачу, строить логическую цепочку рассуждений,  сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: презентация к уроку, ПК (ноутбук), колонки, экран и проектор, выставка рисунков учащихся.

Ход урока

1.Приветствие, эмоциональный настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Желаю вам прекрасного дня и плодотворной работы.

2.Формулировка темы и цели

Учитель: Какая у нас красивая выставка рисунков, о чем они? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? А какая цель, чем мы будем заниматься?

Ученики: формулируют тему, цель и задачи.

Учитель: правильно, мы сегодня будем говорить о великом поэте и его произведениях. А вот о каких, давайте подумаем…

3.Инсценировка (мальчик, девочка) «Арина Родионовна и маленький Саша Пушкин»

С: Няня, оставь свое рукоделие, расскажи мне сказку.

А: Конечно, Сашенька, устраивайся поудобнее. О ком тебе рассказать? О мОлодце-комарике? Или о прекрасной дЕвице, что заснула беспробудным от злости мачехиной?

С: Нет, няня, ты вчера перед сном что-то говорила про кота… Про волшебного…

А: Поняла, Александр, поняла! Голубочек ты мой, слушай. Ходит тот кот важно, вышагивает, да по дубу огромному…

С: Прыгает, няня? Кошки прыгают с ветки на ветку!

А: Нет, Александр, тот кот не простой. Послушай-ка, связан тот дуб цепью, в нем силушка скОвана богатырская, а котОк-то по этой самой цЕпушке и вышагивает…

Нарастает аудиозапись чтения «У Лукоморья», становится громким, затихает.

4.Беседа

Учитель: Спасибо нашим юным актёрам! Присоединяйтесь к одноклассникам.

Ребята, как вы думаете, кого изображали Вероника и Артем?

Ученики: А.С. Пушкина и его няню Арину Родионовну.

Учитель: Верно. Вот откуда у нашего любимого поэта появился творческий интерес к сказкам, сюжеты и яркие образы для них.

Мы говорили с вами о том, какой был Александр Сергеевич. Я думаю, ему бы понравилась идея весело проверить ваши знания, как считаете? Поэтому я предлагаю вам поиграть.

Правила игры: разделитесь на 2 команды.

Вспомним правила командной работы:

1. Уважай своего одноклассника.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

В жюри у нас витязи прекрасные да девицы красные.

Учитель: перед вами несколько категорий, выбирая одну из них, ваша команда получает вопрос, на формулировку ответа даётся 10 секунд. Кто отвечает, решает капитан команды. Если одна команда даёт неверный ответ, право ответить выпадает команде-сопернику. В случает неудач, правильный ответ озвучит жюри, которое ведет также подсчет баллов.

Категории:

1.Сказочный предмет

2.Язык сказок

«Сказка-ложь да в ней намёк…»

4.Объявления из газеты «Волшебные вести

5.Игра  вопросы в Приложении

6.Физминутка на нейропсихическое взаимодействие (координация рук) + зарядка для глаз:

А) Представьте, что вы сватья баба Бабариха, комар вас кусает. Правой рукой отгоняйте комара – движение вверх-вниз,  левой рукой покажите, что насекомое укусило ваш  глаз – чертим окружность. Поменяйте руки и выполните упражнение снова.

Б) Комар сел на ваш нос, посмотрите на него, затем посмотрите на потолок, вниз, вправо, влево, делаем медленно несколько раз.

7.Продолжение игры  вопросы в Приложении

8.Подведение итогов урока.

Награждение команды победительницы и лучших знатоков сказок А.С. Пушкина

9.Рефлексия (на доске прикреплен портрет А.С. Пушкина и дуб)

Ребята, я надеюсь, что вам понравился наш сегодняшний урок. Давайте на доске каждый напишет слова, которые у него ассоциируются с сегодняшним путешествием в мир сказок Пушкина. Выбирайте разные мелки, можете что-то нарисовать

Ученики: пишут или рисуют что-то возле дуба.

10.Домашнее задание

Прочитать повесть-сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Учитель: спасибо за урок.

Приложение

Категория «Сказочный предмет» (выносятся в коробках)

Угадайте, какой предмет из сказки Пушкина находится в коробке. Можно задать 2 вопроса, на которые я отвечу «да» или «нет». После чего будет подсказка.

1.Видело красоту и зло, и говорить оно могло. (Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

2.Наливное, молодое, золотое. Аппетитное такое. (Яблочко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

3.Пряжу делать помогало, а потом колоться стало (Веретено из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

4.Белка песенки поёт и опять нас всё грызет (Орешки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Категория «Язык сказок»

1.Что означает слово «чернавка»? (Служанка)

2.Что означает слово «перста»? (Пальцы руки)

3.Что означает слово «ломлива»? (Упрямая)

4.Какой литературный прием использован в следующем отрывке:

Ветер,  ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

5.Как называется литературный прием, использованный А.С. Пушкиным в следующих словах: «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула»?

Категория «Сказка-ложь да в ней намёк…»

1Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

2.Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

3.Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

4.Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

5.Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)

6.Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

7. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова:

Постой, –

Отвечает ветер буйный, –

Там, за речкой тихоструйной.

Есть ________________ гора,                                                                                         

В ней ______________ нора,

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается _________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

(Есть высокая гора,                                                                                         

В ней глубокая нора,

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный)

Категория «Объявления из газеты «Волшебные вести»

1. Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой («Сказка о мёртвой царевне…»)

2.Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? (К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

3.Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.
(
«Сказка о царе Салтане…»)

4.Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи («Сказка о царе Салтане…»)

5.Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости («Сказка о попе и …»)

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о сказках Пушкина;
  • развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос;
  • развивать внимание, наблюдательность, любознательность;
  • воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.

Предварительная подготовка: Учащиеся делятся на 3 команды. Ребята перечитывают все сказки А.С.Пушкина, готовят представление команд в стилистике выбранной сказки писателя, инсценировку отрывка из любимой сказки, презентацию.

Ход урока

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой

Добрый день! С каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Покажите. (Дети поднимают цветные карандаши. Красный-тревожное, возбуждённое, негативный настрой. Зелёный-радостное, умиротворённое, позитивный настрой). Посмотрим, изменится ли ваше настроение к концу урока.

2. Самоопределение к деятельности

Чтобы определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, вам предстоит это отгадать. (Слайд 1). Действительно, речь пойдёт о любимых, ярких сказках А.С. Пушкина. Давайте послушаем ребят, которые прочитают стихи об этих чудесных сказках.

Презентация

  1. Когда я не умел еще читать, 
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда, 
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала, 
    Мне бабушка однажды рассказала.
  2. Про царевну-лебедь и Гвидона, 
    И про жадного царя Дадона, 
    Я из сказок Пушкина узнала, 
    Много их уже я прочитала.
  3. Узнал про лукоморье я в пять лет, 
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи, 
    И взрослым, и ребятам – всем близки!
  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

— Вот сейчас мы и проверим: сможете ли вы найти солнечные краски в творениях Пушкина и как хорошо вам знакомы любимые сказки.
Прежде чем мы приступим к работе, хочу напомнить вам заповеди нашего урока:

  1. На уроке закон един: слушают все, говорит один
  2. Словом не сори, дело говори.

—  Передо мною оценочный лист, все ваши задания будут оцениваться по 5-бальной системе. В конце урока мы с вами подведём итог.

3. Работа над темой урока

РАЗМИНКА

Вопросы для 1 группы
«Сказка о попе и работнике его Балде».

1. Продолжить фразу, взятую из сказки.

А) Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару…
(Посмотреть кой-какого товару).

Б) Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь…
(Да понадеялся он на русский авось).

В) Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
(Работает за семерых).

Г) Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти…
(Мне оброк до самой моей смерти)

2. Что случилось с попом от первого щелчка? (Подпрыгнул до потолка)

Как подействовал на попа второй щелчок? (Поп онемел)
Ну, а что сотворил с попом третий щелчок? (Лишил ума?)

3. Какова мораль сказки?

(«Не гонялся бы ты поп за дешевизной»).

Вопросы для 2 группы
«Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Перечислите по порядку все желания старухи.

Корыто

разбитое корыто

Корыто

изба

столбовая дворянка

вольная царица

владычица морская

разбитое корыто

2. Перед вами слова. Ваша задача дать им толкование.

  • Невод — (большая рыболовная сеть)
  • Столбовая дворянка — (особо почетная дворянка древнего рода)
  • Кичка — (праздничный головной убор)
  • Душегрейка — (женская теплая кофта без рукавов)
  • Бояре — (богатые земледельцы)

3. Какую народную пословицу использовал Пушкин в данной сказке?

(Не садись не в свои сани).

Вопросы для 3 группы «Сказка о царе Салтане…»

1. Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

2. Узнайте героя сказки по словесному портрету.

Он сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице… (царь Салтан).

Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.. (тридцать три богатыря)

А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит… (Царевна-лебедь)

3. Какая из предложенных пар  героев НЕ из данной сказки?

А. Три девицы и белочка.

Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря.

В. Повариха и Царевна Лебедь.

Г. Князь Гвидон и злая мачеха.

— Ребята каждой творческой группы приготовили инсценировку фрагментов сказки.

Инсценировка каждой группы.

4. Письменная работа

— Продолжаем работу по любимым сказкам и переходим к письменному заданию.

1 группа.

Можно ли сказать, что в сказке красной нитью прослеживается антитеза? Что такое антитеза? (Противопоставление)

— Кто кому противопоставлен? (Поп-Балда)

— Ребята, вы самостоятельно находите те признаки, по которым герои противопоставлены и оформляете их в виде таблицы: Поп–Балда.

поп

Балда

жадность

щедрость

недобросовестность

честность

глупость

смекалка

— Совершенно верно: в сказке ответственность и непорядочность, ум и глупость, честность и жадность сталкиваются друг с другом.

2 группа

Вашей группе даны карточки со словами из пословиц. Вы собираете пословицы и объясняете, как они связаны со сказкой.

  • Много захочешь — последнее потеряешь
  • Много желать — добра не видать
  • Жадность всякому горю начало

3 группа

Давайте вспомним, на какие группы делятся сказки. (Авторские и народные. Народные делятся на бытовые, о животных, волшебные).

Можно ли утверждать, что «Сказка о царе Салтане…» волшебная?

Найдите в ней признаки волшебной сказки и запишите их.

(1.троекратный повтор :три сестры, тридцать три богатыря, три раза летал за океан к отцу.

2. Выразительные средства6 эпитеты, метафоры, гипербола.

3. волшебные герои:  выходящие из волн богатыри, певунья-белка, разгрызающая золотые орешки с изумрудными ядрышками, царевна лебедь).

4. построение сказки: зачин, присказка

5. добро побеждает зло)

Проверка письменных заданий.

— Любимые сказки вы знаете прекрасно. Теперь мы побываем на самом настоящем сказочном  аукционе. Вам нужно догадаться, кому принадлежат данные предметы.

(Участники каждой команды поочередно отвечают на вопросы викторины, на ответ дается не более пяти секунд).

  1. Разбитое корыто? (Старуха)
  2. Невод? (Старик)
  3. Белочка? (Князь Гвидон)
  4. Волшебное зеркальце? (Злая Царица-мачеха)
  5. Золотой петушок? (Царь Дадон)
  6. Дубовый лук? (Князь Гвидон)
  7. Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три девицы из «Сказки о царе Салтане»)
  8. Собака? (Семь богатырей)
  9. Молодое наливное яблочко (Царица молодая)
    Верёвка? (Балда)

— Последнем этапом нашей творческой работы будет викторина по сказкам А.С.Пушкина.

5. Викторина по сказкам А.С.Пушкина

  1. «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт?
    (Королевича Елисея).
  2. У кого был золотой петушок? (У царя Дадона).
  3. Какая пушкинская сказочная героиня умерла от восхищения? («…Восхищенья не снесла / И к обедне умерла.») (Мать мёртвой царевны).
    Какая пушкинская сказочная героиня умерла от зависти и тоски? (Мачеха мёртвой царевны).
  4. У какой героини сказок Пушкина было такое приданое: «семь торговых городов да сто сорок теремов»? (У мёртвой царевны).
  5. В какой сказке Пушкина рассказывается о принципиально новой форме оплаты труда? («Сказка о попе и о работнике его Балде».
    Оплата щелчками по лбу.)
  6. Кто из пушкинских сказочных героев ест за четверых, работает за семерых? (Б. Балда)
  7. Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил (Балда). В какой из пушкинских сказок нет царицы (царевны)? («Сказка о попе и о его работнике Балде»).
  8. Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С.Пушкина Гвидон и Дадон? (Никем. Они из разных сказок.) 
  9. Какой пушкинский персонаж подслушал беседу трёх девиц? (Царь Салтан)
  10. В какой сказке А.С. Пушкина сёстры-завистницы обманывают царя? («Сказка о царе Салтане»).
  11. Кто отправил эти телеграммы.
    Внимание! Нужно узнать и назвать от кого пришли телеграммы, назвав героя и сказку.
    1. «Приеду с подарками, так как на весь мир одна начала я полотна»
    Ответ: Вторая сестрица («Сказка о царе Салтане».)
    2. «Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».
    Ответ: Корабельщики («Сказка о царе Салтане».)
    3. «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!»
    Ответ: Балда («Сказка о попе и работнике его Балде».)
    4. «Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
    Ответ: Царь Дадон («Сказка о золотом петушке».)
    5. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».
    Ответ: Старик («Сказка о рыбаке и рыбке».)
    6. «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно!»
    Ответ: Молодая царевна («Сказка о мертвой царевне)

6. Рефлексия

— Если бы Вы поймали золотую рыбку, какое желание загадали?

Перед Вами «золотые рыбки».

Каждый возьмет рыбку и запишет свое желание. Я соберу, положу ваши рыбки с желаниями в большой конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим, сбудется ли желание?

— С каким настроением вы покидаете урок? Покажите (Ребята поднимают цветные карандаши).

7. Заключительное слово учителя

Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам произведений А.С.Пушкина. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-нибудь новое. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

1. Учитель: Бурмистрова Людмила Леонидовна

2. Место работы: МБОУ СОШ №9 г. Мытищи

3. Должность: учитель русского языка и литературы

4. Предмет: Литература

5. Класс: 5

6. УМК: Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература: 5 кл. Учебник.: В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2013

7. Тема урока: «В мире сказок А.С. Пушкина»

8. Дата проведения: 21.11.2018 г.

9.Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала

10. Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать изученное о сказках А.С. Пушкина;

углубить знание текста пушкинских произведений

Развивающие: развивать память, мышление, творческие способности обучающихся;

способствовать формированию коммуникативных компетенций через групповую форму работы

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина;

воспитывать неравнодушного, вдумчивого читателя;

воспитывать чувство товарищества, усидчивость

6. Оборудование и материалы:

для учителя – проектор, конспект урока, сказки А.С. Пушкина, портрет А. С. Пушкина, рисунки детей

для учащихсямаршрутный лист, раздаточный материал (карточки, кроссворды, рисунки), реквизит для выступающих детей

7. Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организацион. момент

Я знаю, что вы любите читать,

Пытливые девчонки и мальчишки,

Я верю: вы внимательно прочли

Все эти пушкинские книжки.

Приветствует детей, эмоционально настраивает на урок, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2

II. Формулирование темы урока

— Какие произведения А.С. Пушкина вы прочитали в этом учебном году?

А те сказки, которые читали раньше, помните?

Тогда мы можем отправляться в путешествие по страницам пушкинских сказок. Я желаю вам интересного путешествия!

И начнём мы его с представления команд.

Задаёт вопросы обучающимся.

Формулирует тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Представляют команды.

2

III.

Основной этап урока

1. Станция Знакомая. На этой станции вас ждут вопросы, правильно ответив на которые, вы попадёте на следующую сказочную станцию.

2. Станция Разгадайка.

Вам предстоит решить кроссворд и определить, по какому произведению он составлен.

3. Станция Театральная.

Вернисаж литературных героев.

а) Работа по карточкам

б) Сценки по сказкам

4. Станция Художественная.

«Потерянная иллюстрация»

Чтобы организовать выставку рисунков по сказкам А.С. Пушкина, нужно разобрать иллюстрации, которые перепутались.

5. Станция Бюро Находок (предметов)

Читает отрывки из сказок А.С. Пушкина.

Раздаёт группам кроссворды.

Наблюдает за тем, как идёт работа детей.

а) Раздаёт детям карточки с заданием:

выразительно прочитать отрывок, назвать героя, который в нём описан.

б) Организует и направляет деятельность учащихся.

Показывает детям иллюстрации.

Заранее раскладывает на парте рисунки (зеркало, корыто, цепь, шапка — невидимка, бочка, золотая рыбка)

Отвечают, из какой сказки А.С. Пушкина эти слова.

Решают кроссворд,

Определяют,

по какому произведению он составлен.

а) Группой выполняют задание по карточкам.

Выбирают ученика, который будет отвечать.

б) Инсценируют фрагменты «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

в) Оценивают игру актёров, благодарят их.

Называют произведение А.С. Пушкина, к которому сделана иллюстрация.

Капитаны команд выбирают рисунок, называют, что изображено, из какой сказки.

30

IV. Подведение итогов игры

Объявляет итоги игры.

Выступает с заключительным словом.

Оценивают деятельность команды

3

V. Рефлексия

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают урок, свою работу на нём и работу одноклассников

3

Ход урока

1. Организационный момент

Слово учителя:

Приветствует детей, настраивает на урок.

Я знаю, что вы любите читать,

Пытливые девчонки и мальчишки,

Я верю: вы внимательно прочли

Все эти пушкинские книжки.

II. Формулирование темы урока

— Какие произведения А.С. Пушкина вы прочитали в этом учебном году?

А те сказки, которые читали раньше, помните?

Тогда мы можем отправляться в путешествие по страницам пушкинских сказок. Маршрут путешествия – на доске. Мы побываем на станциях: Знакомая, Разгадайка,

Художественная, Театральная, Бюро находок. Я желаю вам интересного путешествия!

И начнём мы его с представления команд.

Представление команд.

III. Основной этап урока:

1. Станция Знакомая. Здесь вас ждут знакомые произведения А.С. Пушкина. Задание: узнайте произведение по строчке:

1) «33 богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны как на подбор — С ними дядька…» («Сказка о царе Салтане»)

2) «Братья в ту пору домой Возвращалися толпой… Им навстречу, грозно воя, пёс бежит…» (Сказка о мёртвой царевне…»)

3) «А голова ему вослед, Как сумасшедшая, хохочет, Гремит: «Ай, витязь! ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!»

4) «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут, Туча по небу идёт, Бочка по морю…» («Сказка о царе Салтане»)

5) В терему меж тем одна / Приберет и приготовит. / Им она не прекословит, / Не перечут ей они. / Так идут за днями дни. («Ск. о мёртвой царевне…»)
6) «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на поднятых парусах». («Сказка о царе Салтане»)

7) « Княжна встаёт, и вмиг шатёр, и пышной роскоши прибор, и звуки арфы – всё пропало…» («Руслан и Людмила»)

8) « Буду служить тебе славно,  Усердно и очень исправно,  В год за 3 щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу». («Ск. о попе и о работнике его Балде»)
9) Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко почку…

10) Со вздохом витязь вкруг себя / Взирает грустными очами. /«О поле, поле, кто тебя /Усеял мертвыми костями? («Руслан и Людмила»)

11) « Ой, вы, гости-господа, Долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо, И какое в свете чудо?» («Сказка о царе Салтане»)

12) «Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слова молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит, на море чёрная буря»

13) «Лежит несчастная девица / Среди подушек пуховых, / Под гордой сенью балдахина; / Завесы, пышная перина / В кистях, в узорах дорогих…

14) «В руки он ее берет / И на свет из тьмы несет, / И, беседуя приятно, / В путь пускаются обратно…» («Ск. о мёртвой царевне…»)

15) Негде, в тридевятом царстве, / В тридесятом государстве, / Жил-был славный царь Дадон. / Смолоду был грозен он… («Ск о золотом петушке»)

16) Вдруг шатёр / Распахнулся… и девица, / Шамаханская царица, /Вся сияя как заря, /Тихо встретила царя. («Ск о золотом петушке»)

2. Станция Разгадайка

Кроссворд по поэме «Руслан и Людмила».

е

о

4 ш

к

а

е

а

р

е

р

о

й

п

л

н

к

а

о

л

о

в

а

ф

м

о

8 б

р

а

т

По горизонтали:

1 С помощью какого оружия можно победить похитителя Людмилы?

3 В кого превращается колдунья, показывая путь сопернику Руслана?

6 Отказывая пастуху второй раз, колдунья сказала: «…, я не люблю тебя!»

7 О ком в поэме написано: «Пустыни сторож безымянной…»

8 Кем приходится Голова Черномору?

По вертикали:

2 Кто похитил Людмилу?

4 Что помогло Людмиле стать невидимой?

5 Имя одного из соперников Руслана.

3. Станция Театральная.

На Театральной станции

Талантливый народ живёт.

Там много интересного,

Вас вернисаж героев ждёт!

а) Вернисаж литературных героев. Я раздаю карточки с текстом. Выразительно прочитайте отрывок, назовите героя, который в нём описан.

1. Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (царица)

2. В унынье, с пасмурным челом, За шумным праздничным столом Сидят 3 витязя младые…

3. Всё смолкло. В грозной тишине Раздался дважды голос странный. И кто — то в дымной глубине Взвился чернее мглы туманной … (Черномор)

4. В дорогой собольей душегрейке, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки (старуха)

5. Повар, конюх, плотник… Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. (Балда)

6. И входит с важностью за нею, / Подъяв величественно шею, / Горбатый карлик из дверей: / Его-то голове обритой,/ Высоким колпаком покрытой, /

Принадлежала борода.

7. А сама -то величава, Выплывает, будто пава; А как речь — то говорит, Словно реченька журчит. (Царевна. «Сказка о царе Салтане»)

8. «И вдруг сидит передо мной Старушка дряхлая, седая, Глазами впалыми сверкая, С горбом, с трясучей головой…»

б) Инсценирование фрагментов «Сказки о царе Салтане» и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

4. Станция Художник.

«Потерянная иллюстрация». Чтобы организовать выставку рисунков по сказкам А.С. Пушкина, нужно разобрать иллюстрации, которые перепутались.

Назовите произведение А.С. Пушкина, к которому сделан детский рисунок.

5. Станция Бюро Находок. Конкурс капитанов. Помогите вернуть находки в произведения А.С. Пушкина (яблоко, корыто, цепь, бочка, золотая рыбка).

Назовите сказку.

IV. Подведение итогов урока. Объявление итогов.

К концу подошло путешествие наше,

Но с книгами не расстаёмся мы, друзья,

Они нам много интересного расскажут.

«Читайте книги!» — призываю я.

Наследие А.С. Пушкина велико. Вам предстоит прочитать ещё много его замечательных произведений!

V. Рефлексия.

А наше путешествие по пушкинским сказкам вам понравилось?

В какой момент урока вы чувствовали себя особенно успешными?

Что вам понравилось на уроке больше всего?

За что вы похвалили бы себя на уроке?

Что изменили бы в своих действиях на уроке?

С кем было интереснее всего работать в группе? Почему?

Какой этап вызвал трудности?

Какая команда работала сплочённее?

Было ли путешествие полезным для вас?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

VI. Задание на дом: стр. 119 – 123 (чтение). Стр. 119 (вопросы).

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнетуринская гимназия»

Учитель: Чепикова Людмила Николаевна

Нижняя Тура, 2014г

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

5класс

Цель: привитие интереса к творчеству великого поэта

Задачи: развитие коммуникативных навыков учащихся;

углубление знаний пятиклассников в области теории литературы.

Вступительное слово учителя, экскурс в историю создания и написания сказок, представление жюри, критерии оценивания

1 .Представление команд: название, приветствие, эмблема.

2.Разминка:

  • Сколько лет прожили вместе старик со старухой? ЗЗг

  • Что кричал петушок, сидя на спице? «Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»

  • С кем соревновался Балда, бегая вокруг озера? С чертом.

  • Как звали царя в « Сказке о золотом петушке..»? Дадон

  • Сколько раз старик закидывал невод? Зраза

  • Как назывался остров царя Салтана? Буян

  • Что могло делать зеркальце? Говорить

  • Какими словами Пушкин заканчивает сказку «О золотом петушке»? Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

  • Как отблагодарил царь мудреца? Царь хватил его жезлом по лбу дот упал ничком, да и дух вон

  • Кто помог королевичу найти невесту? Ветер

  • Любимый собеседник злой мачехи? Зеркало

  • Что царевна вынесла Чернавке?

  • Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? 7

  • Как звали пса? Соколко

  • Под каким деревом должна была оставить Чернавка царевну? Сосной

  • Что видела в окно царица, ожидая мужа? Снег

  • Что было в яблоке? Яд

  • Страж царя Дадона? Петушок

  • Сватья царя Салтана? Бабариха

  • Летательный аппарат Бабы-Яги. Ступа

  • Кто такой Елисей? Королевич

  • В чем добрались до острова царица с сыном? Бочка

  • Как звали человека, превращавшегося в муху, шмеля? Его звание? Князь Гвидон

  • Какую картину увидел царь возле шатра шамаханской девицы? Его сыновья закололи друг друга

  • Полное название «Сказка о царе Салтане…» о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и Прекрасной царевне лебеди.

  1. «Поймай золотую рыбку» (удочка, золотые рыбки с номерами заданий)

  • Из каких частей состоит сказка?

  • Основные элементы

  • О чем мечтали девицы под окном? (пир, полотно, богатырь)

  • Кого родила царица в письме к царю? Неведому зверюшку

  • Кто подсунул гонцу грамоту? Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

  • Кому обращается царевна, находясь в бочке? К волне

  • Что делает сын на острове? Ломит у дуба сук, шнурок с креста снимает-ужин

  • Кого убил Г видон? Коршуна-чародея

  • Перечислите чудеса в сказке

  • Чем торговали 1 купцы? Соболями, чернобурыми лисами

  • Чем торговали 2 купцы? Донскими жеребцами

  • Чем торговали 3 купцы? Булатом, чистым серебром и златом

  • Чем торговали 4 купцы? Неуказанным товаром

  • В кого превращался князь Г видон? Комар-муха-шмель

  • Кто кого укусил? Повариху-ткачиху-Бабариху

  • Как понять «четырьмя всего глядят»

  • Старик закинул 1 раз невод… Тина-трава морская -рыбка

  • Что просила старуха? Корыто-изба-столбвая дворянка-вольная царица- владычица морская

  • Парчевая на маковке кичка. Зазнаваться,гордиться

  • К кому обращался Елисей? Солнце,месяц, ветер

  • Сколько сказок? Назовите

  • Сколько дней пропадала купеческая дочь? Здня

  • Как ее зовут? Наташа

  • Какой она увидела недобрый сон?

  • Как уличила невеста жениха? Кольцо

  • Какую работу выполняет Балда? Лошадь запрягает, полосу вспашет, печь затопит

  • На что понадеялся поп при уговоре с Б.? на авось

  • Какие слова сказал Б. попу? Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной

  • 1 щелчок прыгнул до потолка

  • 2-лишился языка

  • 3- вышибло ум у старика

  • Что подарил мужик жене в сказке о медведихе? Медвежью шубу в 50р., 3 мед. В 3 р.

  • Кто приходил к медведю посочувствовать? Волк-дворянин, бобр- торговый гость, ласточка-дворяночка, белочка-княгинечка, горностай- скоморох, лисица-подъячиха, зайка-смерд.

3. Капитанский конкурс:

… скажи

…доложи,

…милее,

…белее?

«Сказка о мертвой…» …под окном,

… вечерком.

… царица,- …девица.

«Сказка о царе Салтане..»

  1. Кто прислал телеграммы?

  • Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола! Г оре , смерть моя пришла! Царь Дадон «Сказка о золотом петушке»

  • Не хочу быть столбовою дворянкою, а хочу быть вольною царицей Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Помири нас как-нибудь: одному женою будь, прочим ласковой сестрою.

Семь богатырей «Сказка о мертвой царевне…»

  • Ой ,вы гости, господа, долго ль ездили, куда? Царь Салтан «Сказка о царе Салтане»

  • Здравствуй, барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна? Старик «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой?

Елисей

  • Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. Поп

  • Отпусти, ты старче, меня в море. Рыбка

  • Да вот веревкой хочу море морщить. Балда

  1. Изобразите чудеса в сказках А.С.Пушкина(работа на альбомных листах)

  2. Составьте кроссворд «Что за прелесть эти сказки»

Подведение итогов, награждение команд.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Брейн - ринг по сказкам

Брейн — ринг по сказкам

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная). общеобразовательная школа № 22 VIII. вида». План-конспект. . внеклассного занятия. …

Викторина по русским народным сказкам

Викторина по русским народным сказкам

Тема урока: «Викторина по русским народным сказкам». Цели:. — обобщить знания учащихся по изученным сказкам. — развивать творческие способности …

В гости к сказкам

В гости к сказкам

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида». Занятие по развитию речи. «В …

Коррекционный час по теме «Посуда

Коррекционный час по теме «Посуда

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад комбинированного вида №107 «Лукоморье». г. Вологды Вологодской области. …

игра по произведениям М.Горького

игра по произведениям М.Горького

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. ОЗЕРНИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ. Интеллектуальная игра. …

Викторина по творчеству А. С. Пушкина

Викторина по творчеству А. С. Пушкина

Методическая разработка «Викторина по творчеству А. С. Пушкина в 7 классе». Ф. И. О. автора: Клеменчук Светлана Владимировна. Место работы: Средняя …

Открытый урок по литературе 5 классе (класс-коррекция) по теме:

«Мои любимые сказки Пушкина»

Образовательные цели:

  • Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

  • Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

  • Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций общения;

  • Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного;

  • Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки, живописи, архитектуры, математики, краеведения, прикладных наук.

  • Прививать интерес к предмету

Развивающие цели:

  • Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

  • Развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть;

  • Развивать память, связную монологическую речь учащихся;

  • Обогащать словарный запас учащихся;

  • Способствовать развитию творческого воображения и творческих способностей детей;

Воспитательные цели:

  • Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;

  • Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;

  • Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;

  • Воспитывать чувство прекрасного;

  • Укреплять на уроке дух соревнования;

  • Привлечь к работе на уроке всех учащихся.

Опережающие задания к уроку:

  • устные сообщения по биографии А.С. Пушкина

  • выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”

  • выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне»

  • иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

  • выставка предметов «Пушкин в каждом доме»

Оборудование к уроку:

  • Портрет Пушкина

  • Выставка рисунков-иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

  • Выставка книг

  • Выставка предметов, связанных с Пушкиным

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

Краткое описание:

Урок внеклассного чтения по теме «Мои любимые сказки Пушкина» является обобщающим, закрепляющим и систематизирующим знания учащихся  о творчестве А.С. Пушкина как сказочника. Представляет собой итоговую работу проектной деятельности в классе по данной теме (проект коллективный).
Предполагаемые результаты: 

В ходе урока используются разные виды сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: обучающийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.

Эпиграфы к уроку:

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин

В эти дни, когда живут игрушки,
Реки светлым мёдом налиты,
В первый раз ко мне приходит Пушкин
В сказках золотых.
П. Шубин

План урока:

1.    Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3.    Психологический настрой.
4.    Актуализация опорных знаний.
5.    Повторение теоретического материала.
6.    Сообщения об авторе, музыкальная пауза.
7.    Физминутка.
8.    Работа по сказкам.
9.    Итоги урока.
10.    Рефлексия.
11.    Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, — говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие в замечательный и удивительный мир сказок А.С. Пушкина. Наш урок – итог нашей с вами проектной деятельности по изучению творчества А.С. Пушкина в 5 классе.

Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски, 
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

-Итак, тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки!» (слайд 1).

Психологический настрой. (слайд 2)

Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы — дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов — Александра Сергеевича Пушкина! И нам приятно, что «Солнце» русской поэзии, как называли Пушкина друзья, согревает своими теплыми лучами не только вас, российских ребят, но и всех детей мира.

-Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте друг другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большое, большое солнце. У него красивые желтые лучики – это ваши руки. Поднимите руки вверх. Один лучик вы передаете товарищу, находящемуся справа, (имитация движения), второй лучик вы передали своему соседу слева. А теперь зажмите лучики своего соседа в ладошке, загадайте желание и подуйте. Желание исполнится, потому что вы этого хотите.
Учитель Спасибо всем, а теперь, ребята, занимайте свои места. Наше путешествие начинается!Сегодня мы ещё раз пройдёмся по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” (слайд 3) — и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы. Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими. Посмотрите как изображали Лукоморье художники разных времен (слайды 4,5,6)

В это время: Чтение наизусть пролога к поэме «Улукоморья» -Толкачева Катя или прослушивание по фонохрестоматии

Учитель: А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

(слайд 7) Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми. А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта? (Восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра. Ребята, скажите, пожалуйста, а когда Пушкин впервые встретился со сказками? (бабушка, няня). Действительно, Пушкин с самого детства был окружен русскими народными сказками, которые рассказывали ему бабушка и няня.

Давайте теперь ещё раз повторим свои знания о поэте.

Сообщения учащихся:

1.Валя. (Слайд 8)

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года.  Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски, но особая любовь у него была к русской речи. Бабушка поэта и его няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русским народным творчеством. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пела колыбельные песни. Они запомнились ему на всю жизнь.

2. Лиза (слайд 9)

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. Сейчас мы прослушаем увертюру к опере «Руслан и Людмила». (Слайд 10).

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Гинки (Увертю́ра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п.

3. Витя (слайд 11)

Вот как вспоминал Пушкин о своей няне после:
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

4. Оля (слайд 12)

Прошли годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.
С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в псковском имении своих родителей селе Михайловском, где жила его няня. (Слайд 13)
Представьте себе: (слайд 14) старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок Пушкин использует потом при создании своих литературных сказок.

Учитель: Ребята, Пушкин посвятил своей няне не одно стихотворение. Сейчас Дима прочитает наизусть самое известное из них (Дима Бочков читает наизусть стихотворение «Няне») (слайд 15)

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо (слайд 16), тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах. (Учитель читает стихотворение)

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И песня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Данила (слайд 17)

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 (двухсот) лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает. 

Сегодня на уроке вы покажете, как хорошо вы знаете сказки Пушкина, но прежде нам надо отдохнуть – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 18)

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны

Изобразите:

— Волны на море

— Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

— Как старик забрасывает невод и вытягивает его.

Спасибо, ребята! Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.

Наш класс сегодня красиво украшен вашими работами, предметами пушкинской тематики.

Итак, начнем игру. Сегодня вы работаете в парах, сотрудничайте друг с другом, проявляйте доброту, терпение, взаимовыручку и взаимоподдержку.

1 конкурс Литературная разминка (слайд 19)

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем литературную разминку по сказкам  А.С.Пушкина.

А проведет её всем известный КОТ УЧЕНЫЙ

 (За каждый правильный ответ  дети получают рыбки – фишки).

  • Как звали царя из сказки «О золотом петушке»? (Дадон)

  • Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)

  • Кто и зачем подарил Дадону петушка? (звездочёт, «чтоб стеречь его границы»)

  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (три)

  • Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и3 года)

  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  • Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)

  • Кто исполнял все желания Гвидона (царевна-лебедь)

  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

  •  Где жил старик со своею старухой? В землянке

  • Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон?В один аршин 71.12 см – (слайд 20)

  •  Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана?Острова Буяна

  • Где поп повстречал своего будущего работника Балду?  На базаре

  • У семи богатырей из сказки была собака.  А какая у неё была кличка?  Соколко

  • В кого и в какой послед-ти превращался князь Гвидон? ( Комар, муха, шмель) 

  • Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3)

  • Что поймал старик в 1-й и во 2-й раз? (В 1-й раз – тину, во 2-й раз- морскую траву.)

  • Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер) 

  • За какую плату согласился работать Балда? (За три щелчка)  

  •  Сколько сказок написал Пушкин? (7) (слайд 21)

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане:»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о золотом петушке«

«Жених»

«Сказка о медведихе»

Учитель: Устали? Тогда, ребята, внимание, (слайд 22) волшебный ящик. В нем находятся предметы из сказок Пушкина. Предлагаю вам узнать, что там и угадать из какой сказки этот предмет, какому герою он принадлежит (ребята по очереди подходят к ящику, вытаскивают из него любой предмет и отвечают на вопрос).

Яблоко – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
    Зеркало – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
    Белка – князю Гвидону из «Сказки о царе Салтане»
    Петушок – царю из «Сказки о золотом петушке»
    Рыбка – никому не принадлежит из «Сказки о рыбаке и рыбке»
    Корабль – купцам из «Сказки о царе Салтане»

Рожки – черту из «Сказки о попе и работнике его Балде»

Четки – попу из «Сказки о попе и работнике его Балде»

Веретено – старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Лебедь – царю Гвидону «Сказки о царе Салтане»

Орехи – белке из «Сказки о царе Салтане»

Кольцо – жениху из сказки «Жених»

Половник – сестре-поварихе из «Сказки о царе Салтане»

Корона – царевне

Работа с карточками

У вас на партах есть листы для самостоятельной работы. Пожалуйста, работайте в парах.

Задание 1.

Даны два героя, вы должны ответить из одной ли они сказки словами «Да» или «Нет».  Какая пара первым сделает правильно, получит житон.

1. Царь Дадон и шамаханская царица?     (Да.)
2. Царевна Лебедь и семь богатырей?     (Нет.)
3. Королевич Елисей и мертвая царевна?  (Да.)
4. Князь Гвидон и злая мачеха?    (Нет.)
5. Попадья и золотая рыбка?    (Нет.)
6. Царь Салтан и 33 богатыря?         (Да.)
7. Балда и семь богатырей?     (Нет.)
8. Попадья и поп?    (Да.)

Задание 2. Разгадайте кроссворд.

Пред вами лежат листы с кроссвордом по сказкам Пушкина. Вы должны решить этот кроссворд и тогда у вас получится слово по вертикали.  Кто сделает вперед всех, получает житон.

1.

1.

с

а

Л

т

а

н

2.

в

Е

т

е

р

3.

Б

а

л

д

а

4.

з

Е

р

к

а

л

о

5.

Д

я

д

ь

к

А

6.

п

о

п

а

д

ь

я

1. Имя царя, который из-за клеветы родственников, лишился жены и сына; 

2. Кто помог Елисею найти мёртвую царевну? 

3. Имя героя, который должен был три года собирать оброк с чертей? 

4. У кого царица постоянно спрашивала о своей красоте? 

5. Кто выходил из моря вместе с 33 богатырями?

6. Жена попа.

-Какое слово получилось в выделенных клеточках? ( слайд 23 лебедь) 
-Как вы думаете, почему получилось это слово? (из сказки Пушкина)

Задание на время
Перечислите за одну минуту всех героев «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», помните о том, что герои бывают живые и неживые. (1. Царь 2. Царица 3. Царевна 4. Царица-мачеха 5. Зеркальце 6. Пес Соколко 7. Чернавка 8. Царевич Елисей 9. Семеро богатырей 10. Солнце 11. Ветер 12. Месяц).

Задание «Пушкин» (слайд 24)

Попробуйте отыскать сказочных героев или слова из сказок А. С. Пушкина в слове 

ПУШКИН. Например, СКАЗКИ- Салтан, комар, Арина, зеркальце, кораблик, изба. 

ПУШКИН- повариха, учёный кот, шамаханская царица, корыто, изба, невод. 

Задание «Потеряшки»(слайд 25)

 
Здесь потерялись числа и вы должны вспомнить, откуда они. (Парная работа: каждая пара вытягивает из шкатулки число и отвечает, в какой сказке встречается число): 
— 3 (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне – 3 сестрицы под окном, сказка о рыбаке и рыбке – в третий раз закинул он невод, сказка о попе и его работнике Балде — в год за три щелчка тебе по лбу)
— 33 (сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане)
— 7 (сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Задание «Угадай-ка».

Угадай, откуда строки.
1.«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
2. «И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит» (Сказка о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне)
3.    «Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто» (Сказка о рыбаке и рыбке)
4.    «Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок» (Сказка о золотом петушке)
5.    «А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» (Сказка о попе и о работнике его Балде)
6.    «Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство”» (Сказка о попе и о работнике его Балде)
7.    Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (Сказка о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне)

8. «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился

И царица у окна села ждать его одна» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).

Узнай сказку по её началу? 

        1. «Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе. Просим оба разрешенья, Твоего благословенья».

Из «Сказки о царе Салтане»

              2. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь Додон, смолоду был грозен он…

«Сказка о золотом петушке»

3.     Жил старик со своею старухой

  У самого синего моря…

«Сказка о рыбаке и рыбке»

4.     Жил-был поп, толоконный лоб.

      Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?» (Слайд 26)

1. — Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)

2. Вижу я, что тут 
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (слайд 27)(Молодая царевна)

3. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене. (слайд 28) (Третья сестрица)

4. Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу! (слайд 29) (Мудрец)

Задание «Узнайте сказку» Соотнеси стрелками

Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.

Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

Шатер, звездочет, петушок.

Князь, муха, остров, царь, лебедь.

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка, наказание. 

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане:»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Итоги урока:

— Что нового вы открыли для себя на уроке? Что запомнилось? 
Молодцы! Вы сегодня отлично потрудились, спасибо. Посчитайте каждый  свои житоны. По количеству житонов каждый поставьте себе оценку. На все ли вопросы вы смогли ответить? (нет). Какой вывод можно для себя сделать? (надо больше читать)

Учитель:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

Рефлексия. (слайд 30)

Рефлексия цветок «Настроение» 
— Ребята, наше путешествие в волшебный мир сказок Пушкина, подошло к концу. В этом году мы расстаемся с Пушкиным, но мы вернемся к его изучению в следующих классах. Мы знаем твердо, что Пушкин жив для тех, кто любит его, ценит его бессмертные произведения.

На партах у вас лежат лепестки разных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, розовый).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и прикрепите их магнитиками на доску. 
•    Жёлтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение.
•    Оранжевый цвет — радостное, восторженное настроение.
•    Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
•    Розовый цвет — грустное, печальное, тоскливое.
Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное. 

Пушкин. 
Это имя знакомое с детства
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.

Пушкин.
Это имя на то и дано нам
И оно никогда не мало,
Не застыло казенным каноном
И не в школьную пропись легло.

Пушкин.
Это имя подростка смешного.
Что свечу до полуночи жег
И строчил, и вычеркивал слово – 
Свой веселый сигнальный рожок

Пушкин.
Это имя – веселое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающего никогда.

Пушкин.
Это имя как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами- 
Он наш сверстник и наше дитя.

Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (слайд 31)

СПАСИБО ЗА УРОК (СЛАЙД 32)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахматова А. А. Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой…» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. — М., 1990.-Т. 2.- С. 18—51.

2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны.

3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.

4. Читаем, учимся, играем.-2006.-8

5. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg

6. lib.ru Библиотека Мошкова.

7.Пушкин А.С. Сказки.

Задание 1. Из одной ли сказки эти герои?

1. Царь Дадон и шамаханская царица?  —
2. Царевна Лебедь и семь богатырей?   —
3. Королевич Елисей и мертвая царевна? —

4. Князь Гвидон и злая мачеха?    —

5. Попадья и золотая рыбка?    —
6. Царь Салтан и 33 богатыря —

7. Балда и семь богатырей?    —
8. Попадья и поп?    —

Задание 2. Разгадайте кроссворд.

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вопросы по горизонтали:
1. Имя царя, который из-за клеветы родственников, лишился жены и сына. 2. Кто помог Елисею найти мёртвую царевну?  3. Имя героя, который должен был три года собирать оброк с чертей?  4. У кого царица постоянно спрашивала о своей красоте?  5. Кто выходил из моря вместе с 33 богатырями? 6. Жена попа.

3. Задание на время
Перечислите и запишите за одну минуту всех героев «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», помните о том, что герои бывают живые и неживые.

Задание 4. П У Ш К И Н

П —

У —

Ш —

К —

И —

Н —

Задание 5. «Потеряшки»

3, 33, 7

Задание 6. «Узнайте сказку». Соотнеси стрелками

Терем, прялка, солнышко, месяц, свадьба.

Изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

Шатер, звездочет, петушок.

Князь, муха, остров, царь, лебедь.

Базар, жадность, печка, оброк,верёвка, наказание. 

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»

«Сказка о царе Салтане:»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Домашнее задание (на выбор):

1. Написать в тетрадях мини-сочинение

«Как сказки Пушкина вошли в мою жизнь»

2. Работа с терминами в тетрадях. Соотнесите стрелками на листочке термин и его правильное значение, запишите верный ответ в тетрадь.

ЛУКОМОРЬЕ

мера длины, равная 71.12 см

ЭПИГРАФ

термин теории литературы: яркое, образное определение при слове, влияющее на его выразительность.

ЭПИТЕТЫ

инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п.

УВЕРТЮРА

фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами, либо в начале какого-либо мероприятия

АРШИН

излучина морского берега (от “лука” — изгиб берега)

3. Какие человеческие пороки обличает Пушкин в своих сказках? (письменный ответ в тетради)

Примерный ответ:

За что была наказана старуха? За жадность

Старик? (за трусость и безволие)

В сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и скупость, прославляется ум, смекалка простых людей! В сказках всегда побеждает добро.

  • Конспект нод развитие речи 2 младшая группа русская народная сказка колобок
  • Конспект нод по сказке конек горбунок
  • Конспект нод по рисованию в старшей группе моя любимая сказка
  • Конспект нод по речевому развитию в старшей группе путешествие по сказкам
  • Конспект нод по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине ежи