Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 118
1. Прочитайте и перескажите статью, подтвердите сказанное примерами из Пушкинских сказок.
План пересказа статьи С. Маршака «О сказках Пушкина»
- Душа поэта в строчках сказок.
- Немногословная передача чувств.
- О строчке «Тяжелёшенько вздохнула».
- Последний вздох умирающей.
- Что мы учимся ценить.
- Ритм сказок.
- Глубокая мораль.
- Наследница сказки народной.
Пересказ статьи С. Маршака «О сказках Пушкина» для 5 класса
Каждая строчка сказок Пушкина таит в себе частицу его души, так же как таят её строчки его стихотворений. Но если описание природы может занимать целое стихотворение, то в сказке ему уделяется всего пара строк. Так, в «Сказке о рыбаке и рыбке» даётся описание моря. Неспокойно, волнуется, чёрное. Это краткое описание задаёт тон каждому эпизоду, передаёт настроение героев.
Также немногословно поэт передаёт чувства и переживания героев. Но любая его строка может сказать об этих чувствах больше, чем целое стихотворение или рассказ.
Вот, например, строчка «Тяжелёшенько вздохнула». Как ласково и печально оно звучит! Какую гамму чувств передаёт! И как легко это длинное слово ложится в стихотворную строфу, не сбивая её ритм.
В следующей строке сказки «Восхищенья не снесла» слышится уже последний вздох умирающей. Только в народных песнях встречаются такие сдержанные и полные выражения чувств.
С раннего детства мы слушаем сказки Пушкина и учимся ценить чистое и простое, лишённое преувеличения слово.
Подспорьем слову в сказках Пушкина служит ритм. Он свободный, то быстрый, то медленный, легко отзывающийся на юмор или пафос каждой строки. Он меняется на протяжении сказки и лучше всего передаёт настроение: «И молва трезвонить стала» или «И молва трубит опять». Две похожих по смыслу строки с разным ритмом создают разное настроение.
Свободно и быстро летит сказка, но в ней всегда скрыта глубокая мораль. Она не выделена автором особо, она скрывается во всём произведении, пронизывает сказку от начала и до конца. И поэт прямо указывает на эту особенность своих сказок в «Сказке о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
Сказки Пушкина являются наследницами народных сказок и всегда будут для нас эталоном поэтического совершенства.
Конспект урока «Путешествие по Пушкинским сказкам»
Тема урока: «Путешествие по Пушкинским сказкам»
Дата проведения: 12 ноября 2021 г.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок обобщения)
Технология урока. Игровая технология, здоровьесберегающие технологии
Цель урока – систематизировать знания учащихся по сказкам Александра Сергеевича Пушкина; воспитывать познавательную потребность; развивать монологическую речь учащихся, умения сравнивать, анализировать и обобщать.
Задачи:
- закрепить знания по сказкам великого русского писателя;
- развивать образное мышление, речь, память;
- развивать коммуникативные навыки.
Планируемые образовательные результаты:
-формирование знаний об особенностях сказок А.С. Пушкина;
Предметные: умение анализировать текст, выделять специфические особенности сказок; отвечать на вопросы, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение.
Личностные: воспитание нравственных качеств; формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы.
Познавательные УУД: умение осознавать познавательную задачу, строить логическую цепочку рассуждений, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: презентация к уроку, ПК (ноутбук), колонки, экран и проектор, выставка рисунков учащихся.
Ход урока
1.Приветствие, эмоциональный настрой
Учитель: Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение? Желаю вам прекрасного дня и плодотворной работы.
2.Формулировка темы и цели
Учитель: Какая у нас красивая выставка рисунков, о чем они? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? А какая цель, чем мы будем заниматься?
Ученики: формулируют тему, цель и задачи.
Учитель: правильно, мы сегодня будем говорить о великом поэте и его произведениях. А вот о каких, давайте подумаем…
3.Инсценировка (мальчик, девочка) «Арина Родионовна и маленький Саша Пушкин»
С: Няня, оставь свое рукоделие, расскажи мне сказку.
А: Конечно, Сашенька, устраивайся поудобнее. О ком тебе рассказать? О мОлодце-комарике? Или о прекрасной дЕвице, что заснула беспробудным от злости мачехиной?
С: Нет, няня, ты вчера перед сном что-то говорила про кота… Про волшебного…
А: Поняла, Александр, поняла! Голубочек ты мой, слушай. Ходит тот кот важно, вышагивает, да по дубу огромному…
С: Прыгает, няня? Кошки прыгают с ветки на ветку!
А: Нет, Александр, тот кот не простой. Послушай-ка, связан тот дуб цепью, в нем силушка скОвана богатырская, а котОк-то по этой самой цЕпушке и вышагивает…
Нарастает аудиозапись чтения «У Лукоморья», становится громким, затихает.
4.Беседа
Учитель: Спасибо нашим юным актёрам! Присоединяйтесь к одноклассникам.
Ребята, как вы думаете, кого изображали Вероника и Артем?
Ученики: А.С. Пушкина и его няню Арину Родионовну.
Учитель: Верно. Вот откуда у нашего любимого поэта появился творческий интерес к сказкам, сюжеты и яркие образы для них.
Мы говорили с вами о том, какой был Александр Сергеевич. Я думаю, ему бы понравилась идея весело проверить ваши знания, как считаете? Поэтому я предлагаю вам поиграть.
Правила игры: разделитесь на 2 команды.
Вспомним правила командной работы:
1. Уважай своего одноклассника.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
В жюри у нас витязи прекрасные да девицы красные.
Учитель: перед вами несколько категорий, выбирая одну из них, ваша команда получает вопрос, на формулировку ответа даётся 10 секунд. Кто отвечает, решает капитан команды. Если одна команда даёт неверный ответ, право ответить выпадает команде-сопернику. В случает неудач, правильный ответ озвучит жюри, которое ведет также подсчет баллов.
Категории:
1.Сказочный предмет
2.Язык сказок
«Сказка-ложь да в ней намёк…»
4.Объявления из газеты «Волшебные вести
5.Игра вопросы в Приложении
6.Физминутка на нейропсихическое взаимодействие (координация рук) + зарядка для глаз:
А) Представьте, что вы сватья баба Бабариха, комар вас кусает. Правой рукой отгоняйте комара – движение вверх-вниз, левой рукой покажите, что насекомое укусило ваш глаз – чертим окружность. Поменяйте руки и выполните упражнение снова.
Б) Комар сел на ваш нос, посмотрите на него, затем посмотрите на потолок, вниз, вправо, влево, делаем медленно несколько раз.
7.Продолжение игры вопросы в Приложении
8.Подведение итогов урока.
Награждение команды победительницы и лучших знатоков сказок А.С. Пушкина
9.Рефлексия (на доске прикреплен портрет А.С. Пушкина и дуб)
Ребята, я надеюсь, что вам понравился наш сегодняшний урок. Давайте на доске каждый напишет слова, которые у него ассоциируются с сегодняшним путешествием в мир сказок Пушкина. Выбирайте разные мелки, можете что-то нарисовать
Ученики: пишут или рисуют что-то возле дуба.
10.Домашнее задание
Прочитать повесть-сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Учитель: спасибо за урок.
Приложение
Категория «Сказочный предмет» (выносятся в коробках)
Угадайте, какой предмет из сказки Пушкина находится в коробке. Можно задать 2 вопроса, на которые я отвечу «да» или «нет». После чего будет подсказка.
1.Видело красоту и зло, и говорить оно могло. (Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
2.Наливное, молодое, золотое. Аппетитное такое. (Яблочко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
3.Пряжу делать помогало, а потом колоться стало (Веретено из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)
4.Белка песенки поёт и опять нас всё грызет (Орешки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Категория «Язык сказок»
1.Что означает слово «чернавка»? (Служанка)
2.Что означает слово «перста»? (Пальцы руки)
3.Что означает слово «ломлива»? (Упрямая)
4.Какой литературный прием использован в следующем отрывке:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
5.Как называется литературный прием, использованный А.С. Пушкиным в следующих словах: «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула»?
Категория «Сказка-ложь да в ней намёк…»
1Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
2.Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
3.Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
4.Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
5.Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)
6.Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
7. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова:
Постой, –
Отвечает ветер буйный, –
Там, за речкой тихоструйной.
Есть ________________ гора,
В ней ______________ нора,
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается _________________
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.
(Есть высокая гора,
В ней глубокая нора,
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный)
Категория «Объявления из газеты «Волшебные вести»
1. Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой («Сказка о мёртвой царевне…»)
2.Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? (К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
3.Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.
(«Сказка о царе Салтане…»)
4.Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи («Сказка о царе Салтане…»)
5.Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости («Сказка о попе и …»)
Разработка
урока литературы 5 класс
Тема:
«Путешествие в мир
пушкинских сказок»
(урок-игра)
Разработал учитель русского языка и литературы:
Костюшова Н.Н.
2018г
Цель:
-
Создать условия для рождения в сознании пятиклассников картины пушкинского сказочного мира.
-
Способствовать обобщению знаний о сказках А.С.Пушкина. Закрепить понятие о сказке как литературном жанре.
-
Учить аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения с помощью текста.
-
Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову, умение работать в группах, корректно оценивать работу других.
-
Способствовать развитию коммуникативных умений, памяти, мышления, воображения, помочь реализации творческих навыков и актерского мастерства.
Тип урока: закрепление знаний.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый; словесно-наглядный, практический.
Оборудование:
Текст. Портрет А.С.Пушкина. Мультимедийные средства (компьютер, проектор, экран, презентация).
Раздаточный материал (разрезные карточки). Музыкальное сопровождение.
Выставка: книги со сказками А.С.Пушкина.
Ход урока.
-
Орг. момент
-
Вступительная беседа
— Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяем за мамой знакомые слова: «У Лукоморья дуб зеленый…»
Мир пушкинских героев живёт с нами и позже, в школьные годы. А поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водой всех, кто прикоснётся к нему.
Слово учителя:
-Сегодня на урок к нам пришел тот самый ученый кот, которого слушал Пушкин. Он приглашает нас с собой в путешествие по волшебной стране пушкинских сказок.
В путешествии вам будут необходимы знание текста сказок, смекалка, умение слушать и слышать товарища, творческий подход. И ученый кот будет нас сопровождать, помогать.
Весь класс мы разделим на 2 группы. У каждой группы на столе — путевой лист для того, чтобы отмечать свои успехи, получая от кота награду.
Итак, в путь! (музыкальное сопровождение)
III Ход игры
-
ЗАДАНИЕ
В народных сказках есть особое начало и конец. Как они называются?
(зачин, концовка). А в сказках Пушкина они есть? Докажите (каждая группа – по своей сказке).
«Сказка о золотом петушке» |
Негде в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон… |
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок |
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь» |
Три девицы — нет |
И я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил |
«Сказка о попе и его работнике Балде» |
Жил-был поп… |
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной – нет |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Царь с царицею простился… |
Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил |
Итог: посмотрите – ворота в сказку открылись (Кот раздает жетоны)
-
ЗАДАНИЕ
Но мы должны доказать коту, что знаем сказки и не заблудимся.
Восстановите пушкинские строки. Приклеить, повесить на доску
Но невеста____________ До зари в лесу____________ Между тем всё _________ И на терем ____________ |
молодая блуждая шла да шла набрела. |
Вдруг в глазах у всей __________ Петушок спорхнул___________ К колеснице___________ И царю на темя____________ |
столицы со спицы полетел сел |
Пуще прежнего старуха______ Не дает старику мне_________ Уж не хочет быть она_________ Хочет быть столбовою________ |
вздурилась покою крестьянкой дворянкой |
Балда, с попом понапрасну______ Пошел, сел у берега____________ Там он стал веревку___________ Да конец ее в море____________ |
не споря моря крутить мочить |
Итог: молодцы! (Кот раздает жетоны) Двигаемся дальше!
-
ЗАДАНИЕ
Конкурс «Литературный детектив»
Командам выдаётся «чёрный ящик», в которой лежат предметы, встречающиеся в сказках Пушкина (зеркало, золотой петушок, золотая рыбка, бочка, яблоко, муха и т.д). Надо угадать, из какой сказки этот предмет.
Итог: Молодцы, ребята! (Кот раздает жетоны) Продолжаем наш путь!
4. ЗАДАНИЕ
Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»
— За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на вопросы.
— Как царица обращалась к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! Скажи,/ Да всю правду доложи:/ Я ль на свете всех милее,/ Всех румяней и белее?»)
— Что приговаривал Балда? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
— Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря»)
— Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком»)
— В чем заключалась сила и власть Черномора? (в бороде)
— Кто помогал царице избавиться от царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Чернавка)
— Мимо какого острова проплывали корабли в одной из сказок? (мимо острова Буяна)
— В кого превращался князь Гвидон? (в комара, в муху, в шмеля)
— Какую песню пела белочка? (Во саду ли, в огороде…)
— Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк!/ Добрым молодцам урок».)
— Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Соколко)
— Назовите любимое время года Пушкина? (осень)
— Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
Итог: Молодцы, ребята! (Кот раздает жетоны) Идем дальше!
IV.ФИЗМИНУТКА
Избушка на курьих ножках
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Молодцы!!!
-
ЗАДАНИЕ
В сказках Пушкина есть слова, значение которых заставляет нас задуматься. Решим тест (выберем правильный ответ). В этом вам помогут знания, логика и смекалка.
фраза |
значение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А сейчас обменяйтесь тестами и проверьте работу товарищей.
(на доске – верный ответ: словарная статья с объяснением значения)
те, кто не сделал ни одной ошибки, получают жетон от кота.
Итог: Молодцы, ребята! (Кот раздает жетоны)
6. ЗАДАНИЕ
Конкурс «Отгадай героя»
— Каждая команда должна записать на листке имя героя, которого она увидит на экране. Но будьте внимательны! (на экране будут появляться картинки не из сказок А.С.Пушкина)
Итог: Молодцы, ребята! (Кот оценивает правильность выполнения задания и раздает жетоны)
И вот мы подошли к последнему заданию!
7.ЗАДАНИЕ
Ученый кот приготовил нам новое задание – связанное с математикой. Просит ответить, какие сказочные числа вы знаете? Проведите экспертизу и скажите, есть ли эти числа в сказках Пушкина? Представьте доказательства из текста.
Название сказки |
«Сказка о царе Салтане и прекрасной царевне Лебедь» |
«Сказка о попе и его работнике Балде» |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
«Сказка о золотом петушке» |
Волшебные числа |
33 богатыря, 3 раза летал, 3 девицы |
3 испытания, 3 щелчка |
30 лет и 3 года, 3 раза невод закидывал, 3 желания |
7 богатырей, 3 раза обращался за помощью Елисей |
В 3-девятом царстве, в 3-десятом государстве |
За полноту ответа команды получают жетон от кота.
V. Подведение итога.
Молодцы!!! А сейчас подсчитаем количество жетонов.
Кот подводит итоги.
Кот: Ребята, вот мы и подошли к концу нашего путешествия. Для того чтобы попрощаться со сказкой, вспомним концовку «Сказки о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Какой урок вы смогли вынести из сказок Александра Сергеевича?
Мораль (читает учитель)
-
Не задавайся, не проси лишку, а то останешься ни с чем («Сказка о рыбаке и рыбке»)
-
Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым. («Сказка о мертвой царевне и …»)
-
Находчивость и смекалка всегда помогут («Сказка о попе…»)
-
Давши слово – держи, а не давши… («Сказка о золотом петушке»)
-
Все тайное всегда становится явным («Сказка о царе Салтане…»)
КОТ: Молодцы ребята! Я очень рад, что вы хорошо знаете сказки Пушкина! Поздравляю победителей! Но мне пора уходить, меня ждут в Лукоморье. До свидания!!!
VI. Рефлексия.
Слово учителя: ребята, если вам понравилось наше путешествие – приклейте золотую рыбку на красный квадрат, если нет – на синий, а если вы не разобрались еще – то на зеленый.
Большое спасибо за урок!