Конспект НОД в старшей группе по развитию речи
на тему «Составление рассказа по скороговорке.»
Дата: 09.10.2018
Воспитатель: Нагд-Али Юлия Игоревна
Цель: формировать навыки связной речи.
Материал: 6 кубиков; предметы и игрушки – яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях должны быть звуки [с] и [ц].
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это кукла Настя! Давайте сядем на стулья и поприветствуем ее! Настя думает, что на земле много детей, которые плохо произносят звуки, не узнают их в словах, не знают грамоты. Давайте покажем Насте, что мы умеем.
Воспитатель: Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? (ответ детей)
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой. Слушайте внимательно!
Утро
— Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
— Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
— Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
— Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
Воспитатель: А теперь давайте ответим на вопросы.
Вопросы:
- О чем говорится в этом стихотворении?
- Что сказано про первый день в стихотворении, какой он?
- Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова близкие по смыслу.
- А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите близкие по смыслу слова.
- Что еще может быть хмурым?
- Что может быть солнечным?
Воспитатель: Представляете, есть слова, которые называют, что делает человек или что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (ответы детей) А есть такие слова, которые доносят смысл не совсем точно. Я слышала, как другие говорили: «Папа, иди шепотом. Это я проснул сестричку. Я ботинки наизнанку надел». Можно так говорить? (ответ детей) А как надо сказать правильно? (ответ детей).
Воспитатель: Вы научились говорить произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки. (а-у-и) А теперь произнесите звук [с] протяжно. Попробуйте громко произнести другой звук [ц].
Воспитатель: Сейчас я буду произносить звук [с] или [ц], а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произношу звук [с] – похлопают в ладоши девочки, а если звук [ц] – похлопают в ладоши мальчики.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте отгадаем загадки.
«Четыре братца под одной крышей стоят» (стол)
- Почему вы думаете, что это стол?
- Какой первый звук в слове стол?
«Пять братцев годами равные, ростом разные» (пальцы)
- Почему вы думаете, что это пальцы?
Воспитатель: Молодцы! А еще кукла Настя нам приготовила чистоговорки со звуками [с] и [ц]
Со-со-со- нам сменили колесо,
Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.
Воспитатель: Вы хорошо слышите и различаете звуки [с] и [ц]. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук [с] хлопают в ладоши девочки, на звук [ц] – мальчики. (слон, собака, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец).
Физкультминутка.
Воспитатель: в стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком [с]. Послушайте!
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
С. Маршак
Воспитатель: Послушайте еще раз. В этом стихотворении есть столько слов со звуком [с], сколько на столе кубиков. Сейчас вы будете называть слова со звуком [с] из этого стихотворения. Кто назовет правильно получит кубик.
(Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова слова со звуком [с] и выставляют кубики на столе воспитателя в ряд. Аналогичная работа проводится по стихотворению «Курица и цыплята» А. Капралова)
Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница.
Воспитатель: А теперь придумайте коротки рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». (Заслушивает 3 рассказа, дает им оценку).
Воспитатель: послушайте и повторите скороговорку «Из соседнего колодца целый день водица льется». «Скворцы и синицы-веселые птицы».
А сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее договаривать не буду. Вы доскажете его сами.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело… (солнце)
Слышу, лиса, про твои…(чудеса)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук [с] или [ц] – слышится в слове.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кукла Настя осталась довольна тем временем, которое провела с нами.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась встреча с нашим гостем? Что вам запомнилось больше всего?
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: «Рассказывание по скороговорке»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: развивать словарь, связную речь, учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц; учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
Развивающие: продолжать развивать словарь, развивать внимание, память.
Воспитательные:воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
Материал: 6 пирамидок (елочек, кубиков); предметы и игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки с и ц).
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям:
– Вы научились произносить много разных звуков? Вспомните, какие это звуки (в случае затруднения беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков, например: а, у, и).
– А теперь произнесите звук с протяжно (хоровые индивидуальные проговаривания). Попробуйте громко произнести другой звук – ц (хоровые и индивидуальные проговаривания).
– Сейчас я буду произносить звук с или ц, а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произнесу звук с – похлопают в ладоши девочки, а если звук ц – похлопают в ладоши мальчики. (Поочередно произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги; групповые ответы чередуются с индивидуальными.)
– Отгадайте загадки: «Четыре братца под одной крышей стоят» (стол). Почему вы думаете, что это стол? Какой первый звук в слове стол? Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные» (пальцы). Почему вы думаете, что это пальцы?
– Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками:
со-со-со – нам сменили колесо;
цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
(Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.)
– Вы хорошо слышите и различаете звуки с и. ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с хлопают в ладоши девочки, на звук ц – мальчики.
Прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит медленно с небольшими паузами слова: собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, лицо, борец. Ответы групповые. По последним трем-четырем словам ответы индивидуальные.
Физкультминутка
– В стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком с. Послушайте: «Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он» (С. Маршак). Послушайте еще раз. В этом стихотворении столько слов со звуком с, сколько на столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком с из этого стихотворения. Кто назовет правильно, получит пирамидку.
Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова со звуком с и выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд.
Аналогичная работа на слова со звуком ц проводится по стихотворению «Курица и цыплята» (А. Капралова): «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница».
Воспитатель дает задание придумать короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». Заслушивает три рассказа, дает им оценку.
Воспитатель предлагает послушать и повторить скороговорку Из соседнего колодца целый день водица льется (хоровые и индивидуальные повторения; громко, тихо, шепотом). Аналогичное задание дается на скороговорку Скворцы и синицы – веселые птицы.
– Сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее слово договаривать не буду. Вы доскажете его сами.
Так недавно к нам в оконце
каждый день глядело… солнце.
Слышу, лиса,
про твои… чудеса.
– А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц – слышится в слове (отвечают те, кто вызовется сам).
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459668-konspekt-zanjatija-po-razvitiju-rechi-dlja-de
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СКОРОГОВОРКЕ
Цель: учить составлять короткий рассказ по скороговорке; закреплять умение
использовать в речи сложноподчиненные предложения; уточнить и закрепить правильное
произношение звуков «с» и «ц»; учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо
произносить слова, фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе:
умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).
Наглядный материал. 6 пирамидок (елочек, кубиков); игрушки и предметы: яйцо,
кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях предметов
должны быть звуки «с» и «ц»).
Ход занятия
1. Повторение. Какие звуки мы научились произносить.
Воспитатель (обращается к детям). Вы научились произносить много разных
звуков. Вспомните какие. (При необходимости педагог беззвучно демонстрирует
артикуляцию звуков, например «а», «у», «и».) А теперь произнесите протяжно звук «с».
(Хоровые и индивидуальные ответы.) Попробуйте громко произнести звук «ц». (Хоровые
и индивидуальные ответы.) Сейчас я буду произносить «с» или «ц», а вы должны узнать,
какой это звук. Если я произнесу звук «с», хлопнут в ладоши только девочки, а если звук
«ц» – хлопнут в ладоши только мальчики. (Воспитатель поочередно произносит звуки,
прикрыв рот листом бумаги.)
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Четыре братца под одной крышей стоят.
Почему вы думаете, что это стол? Какой первый звук в слове «стол»?
Пять братцев, годами равные, ростом разные.
Почему вы думаете, что это пальцы?
Воспитатель произносит чистоговорки.
Со—со—со – нам сменили колесо.
Цо—цо—цо – снесла курица яйцо.
Воспитатель предлагает повторить их хором и индивидуально, быстро и медленно.
Следующее з а д а н и е: прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит
медленно, с небольшими паузами слова «собака», «слон», «цветок», «цапля», «оса»,
«лиса», «кольцо», «яйцо», «усы», «лицо», «борец». Если в слове слышится звук «с», то
хлопают девочки, если звук «ц» – мальчики.
2. Игра.
Воспитатель (читает стихотворение С. Маршака).
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
В этом стихотворении столько слов со звуком «с», сколько на столе пирамидок
(елочек, кубиков). Сейчас я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы будете называть
слова со звуком «с». Кто правильно назовет, получит пирамидку.
Аналогично выполняется задание на выделение слов со звуком «ц» из стихотворение
А. Капраловой «Курица и цыплята».
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница.
Воспитатель еще раз повторяет эти строки и предлагает придумать на эту тему
короткий рассказ.
Выслушав ответы троих детей, дает им оценку.
Затем педагог произносит поочередно скороговорки.
Из соседнего колодца целый день водица льется.
Скворцы и синицы – веселые птицы.
Дети повторяют хором и индивидуально громко, тихо и шепотом.
Следующее з а д а н и е: педагог читает стихи, а последнее слово не договаривает. Его
должны сказать дети.
– Так недавно к нам в оконце каждый день глядело… (солнце).
– Слышу, лиса, про твои… (чудеса).
3. Игра «Угадай на ощупь».
Дети должны узнать на ощупь, какие предметы лежат под салфеткой, правильно назвать
их и сказать, какой звук – «с» или «ц» – слышится в слове. Воспитатель вызывает
желающих.