Конспект оод по речевому развитию в старшей группе составление рассказа по скороговорке

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи

на тему «Составление рассказа по скороговорке.»

Дата: 09.10.2018

Воспитатель: Нагд-Али Юлия Игоревна

Цель: формировать навыки связной речи.

Материал: 6 кубиков; предметы и игрушки – яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях должны быть звуки [с] и [ц].

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это кукла Настя! Давайте сядем на стулья и поприветствуем ее! Настя думает, что на земле много детей, которые плохо произносят звуки, не узнают их в словах, не знают грамоты. Давайте покажем Насте, что мы умеем.

Воспитатель: Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? (ответ детей)

Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой. Слушайте внимательно!

Утро

— Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

— Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

— Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

— Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

Воспитатель: А теперь давайте ответим на вопросы.

Вопросы:

  1. О чем говорится в этом стихотворении?
  2. Что сказано про первый день в стихотворении, какой он?
  3. Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова близкие по смыслу.
  4. А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите близкие по смыслу слова.
  5. Что еще может быть хмурым?
  6. Что может быть солнечным?

Воспитатель: Представляете, есть слова, которые называют, что делает человек или что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (ответы детей) А есть такие слова, которые доносят смысл не совсем точно. Я слышала, как другие говорили: «Папа, иди шепотом. Это я проснул сестричку. Я ботинки наизнанку надел». Можно так говорить? (ответ детей) А как надо сказать правильно? (ответ детей).

Воспитатель: Вы научились говорить произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки. (а-у-и) А теперь произнесите звук [с] протяжно. Попробуйте громко произнести другой звук [ц].

Воспитатель: Сейчас я буду произносить звук [с] или [ц], а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произношу звук [с] – похлопают в ладоши девочки, а если звук [ц] – похлопают в ладоши мальчики.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте отгадаем загадки.

«Четыре братца под одной крышей стоят» (стол)

  • Почему вы думаете, что это стол?
  • Какой первый звук в слове стол?

«Пять братцев годами равные, ростом разные» (пальцы)

  • Почему вы думаете, что это пальцы?

Воспитатель: Молодцы! А еще кукла Настя нам приготовила чистоговорки со звуками [с] и [ц]

Со-со-со- нам сменили колесо,

Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.

Воспитатель: Вы хорошо слышите и различаете звуки [с] и [ц]. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук [с] хлопают в ладоши девочки, на звук [ц] – мальчики. (слон, собака, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец).

Физкультминутка.

Воспитатель: в стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком [с]. Послушайте!

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

С. Маршак

Воспитатель: Послушайте еще раз. В этом стихотворении есть столько слов со звуком [с], сколько на столе кубиков. Сейчас вы будете называть слова со звуком [с] из этого стихотворения. Кто назовет правильно получит кубик.

(Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова слова со звуком [с] и выставляют кубики на столе воспитателя в ряд. Аналогичная работа проводится по стихотворению «Курица и цыплята» А. Капралова)

Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница.

Воспитатель: А теперь придумайте коротки рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». (Заслушивает 3 рассказа, дает им оценку).

Воспитатель: послушайте и повторите скороговорку «Из соседнего колодца целый день водица льется». «Скворцы и синицы-веселые птицы».

А сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее договаривать не буду. Вы доскажете его сами.

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело… (солнце)

Слышу, лиса, про твои…(чудеса)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук [с] или [ц] – слышится в слове.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кукла Настя осталась довольна тем временем, которое провела с нами.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась встреча с нашим гостем? Что вам запомнилось больше всего?

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: «Рассказывание по скороговорке»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: развивать словарь, связную речь, учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц; учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

Развивающие: продолжать развивать словарь, развивать внимание, память.

Воспитательные:воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

Материал: 6 пирамидок (елочек, кубиков); предметы и игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака цыпленок, слон (в названиях предметов должны быть звуки с и ц).

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям:

– Вы научились произносить много разных звуков? Вспомните, какие это звуки (в случае затруднения беззвучно демонстрирует артикуляцию звуков, например: а, у, и).

– А теперь произнесите звук с протяжно (хоровые индивидуальные проговаривания). Попробуйте громко произнести другой звук – ц (хоровые и индивидуальные проговаривания).

– Сейчас я буду произносить звук с или ц, а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произнесу звук с – похлопают в ладоши девочки, а если звук ц – похлопают в ладоши мальчики. (Поочередно произносит звуки, прикрыв рот листом бумаги; групповые ответы чередуются с индивидуальными.)

– Отгадайте загадки: «Четыре братца под одной крышей стоят» (стол). Почему вы думаете, что это стол? Какой первый звук в слове стол? Другая загадка: «Пять братцев годами равные, ростом разные» (пальцы). Почему вы думаете, что это пальцы?

– Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками:

со-со-со – нам сменили колесо;

цо-цо-цо – снесла курица яйцо.

(Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.)

– Вы хорошо слышите и различаете звуки с и. ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с хлопают в ладоши девочки, на звук ц – мальчики.

Прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит медленно с небольшими паузами слова: собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, лицо, борец. Ответы групповые. По последним трем-четырем словам ответы индивидуальные.

Физкультминутка

– В стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком с. Послушайте: «Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он» (С. Маршак). Послушайте еще раз. В этом стихотворении столько слов со звуком с, сколько на столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком с из этого стихотворения. Кто назовет правильно, получит пирамидку.

Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова со звуком с и выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд.

Аналогичная работа на слова со звуком ц проводится по стихотворению «Курица и цыплята» (А. Капралова): «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница».

Воспитатель дает задание придумать короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». Заслушивает три рассказа, дает им оценку.

Воспитатель предлагает послушать и повторить скороговорку Из соседнего колодца целый день водица льется (хоровые и индивидуальные повторения; громко, тихо, шепотом). Аналогичное задание дается на скороговорку Скворцы и синицы – веселые птицы.

– Сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее слово договаривать не буду. Вы доскажете его сами.

Так недавно к нам в оконце

каждый день глядело… солнце.

Слышу, лиса,

про твои… чудеса.

– А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц – слышится в слове (отвечают те, кто вызовется сам).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459668-konspekt-zanjatija-po-razvitiju-rechi-dlja-de

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СКОРОГОВОРКЕ

Цель: учить составлять короткий рассказ по скороговорке; закреплять умение

использовать в речи сложноподчиненные предложения; уточнить и закрепить правильное

произношение звуков «с» и «ц»; учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо

произносить слова, фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе:

умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

Наглядный материал. 6 пирамидок (елочек, кубиков); игрушки и предметы: яйцо,

кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон названиях предметов

должны быть звуки «с» и «ц»).

Ход занятия

1. Повторение. Какие звуки мы научились произносить.

Воспитатель (обращается к детям). Вы научились произносить много разных

звуков. Вспомните какие. (При необходимости педагог беззвучно демонстрирует

артикуляцию звуков, например «а», «у», «и».) А теперь произнесите протяжно звук «с».

(Хоровые и индивидуальные ответы.) Попробуйте громко произнести звук «ц». (Хоровые

и индивидуальные ответы.) Сейчас я буду произносить «с» или «ц», а вы должны узнать,

какой это звук. Если я произнесу звук «с», хлопнут в ладоши только девочки, а если звук

«ц» хлопнут в ладоши только мальчики. (Воспитатель поочередно произносит звуки,

прикрыв рот листом бумаги.)

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Четыре братца под одной крышей стоят.

Почему вы думаете, что это стол? Какой первый звук в слове «стол»?

Пять братцев, годами равные, ростом разные.

Почему вы думаете, что это пальцы?

Воспитатель произносит чистоговорки.

Сососо – нам сменили колесо.

Цоцоцо – снесла курица яйцо.

Воспитатель предлагает повторить их хором и индивидуально, быстро и медленно.

Следующее з а д а н и е: прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит

медленно, с небольшими паузами слова «собака», «слон», «цветок», «цапля», «оса»,

«лиса», «кольцо», «яйцо», «усы», «лицо», «борец». Если в слове слышится звук «с», то

хлопают девочки, если звук «ц» – мальчики.

2. Игра.

Воспитатель (читает стихотворение С. Маршака).

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

В этом стихотворении столько слов со звуком «с», сколько на столе пирамидок

(елочек, кубиков). Сейчас я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы будете называть

слова со звуком «с». Кто правильно назовет, получит пирамидку.

Аналогично выполняется задание на выделение слов со звуком «ц» из стихотворение

А. Капраловой «Курица и цыплята».

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыпленок, то умница.

Воспитатель еще раз повторяет эти строки и предлагает придумать на эту тему

короткий рассказ.

Выслушав ответы троих детей, дает им оценку.

Затем педагог произносит поочередно скороговорки.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

Скворцы и синицы – веселые птицы.

Дети повторяют хором и индивидуально громко, тихо и шепотом.

Следующее з а д а н и е: педагог читает стихи, а последнее слово не договаривает. Его

должны сказать дети.

Так недавно к нам в оконце каждый день глядело… (солнце).

Слышу, лиса, про твои… (чудеса).

3. Игра «Угадай на ощупь».

Дети должны узнать на ощупь, какие предметы лежат под салфеткой, правильно назвать

их и сказать, какой звук «с» или «ц» слышится в слове. Воспитатель вызывает

желающих.

  • Конспект нод развитие речи 2 младшая группа русская народная сказка колобок
  • Конспект нод по сказке конек горбунок
  • Конспект нод по рисованию в старшей группе моя любимая сказка
  • Конспект нод по речевому развитию в старшей группе путешествие по сказкам
  • Конспект нод по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине ежи