Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
По социально-личностному развитию детей №8 «Родничок» городского округа «город Якутск»
677000 РС(Я)г. Якутск, ул. Лермонтова 23/1 «а» р.т. (факс) 22-55-36 detsad8@yaguo/ru
Конспект занятия
по развитию речи в средней группе
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Воспитатель: Петрова М.В.
Якутск 2019
Цели: «Учить составлять описательный рассказ».
Задачи:
Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на схему, при описании называть ее признаки и действия.
Развивающая: активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета , упражнять в умении образования ласковых слов. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы.
Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: разноцветные , резиновая, железная, деревянная, меховая,
пластмассовая
Методические приемы:
загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.
Материал:
Мешок, игрушки для описания: кубик, мяч, пирамидка, загадки об игрушках, схема для описательного рассказа, игрушки из разного материала.
Ход занятия.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (2МИН)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл ГОСТЬ, НО КТО ЭТОТ гость вам нужно отгадать
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами…(заяц)
-но где он? Он нас испугался и спрятался. Давайте мы его позовем, только тихо, чтобы он не испугался. ( спрятать зайца под тканью)
ИГРА НА УМЕНИЕ МЕНЯТЬ СИЛУ ГОЛОСА «ГРОМКО, ТИХО»
Дети зовут зайца шепотом
-что то он нас не слышит. Давайте позовем его чуть громче
-все равно не слышит. Давайте позовем зайку громко.
-видимо мы его перепугали. Давайте позовем его ласково (зайчик, зайинька…)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (15 МИН)
Зайчик пришел к нам с чудесным мешочком, а в мешочке его любимые игрушки. А чтобы узнать, какие у него любимые игрушки, надо отгадать загадки.
Загадки
Воспитатель: Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет.
Воспитатель: Что это?
Дети: Мяч.
Воспитатель: Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же:
Снизу — шире, сверху — уже.
Воспитатель: Что это?
Дети: Пирамидка.
Воспитатель: Эти чудо – кирпичи
Я в подарок получил,
Что сложу из них – сломаю,
Все с начало начинаю.
Воспитатель: Что это?
Дети: Кубики
Воспитатель: Какие игрушки принес мишка, назовите их по порядку?
Дети: мяч, пирамидка, кубик .
Воспитатель: Как можно назвать, одним словом все это?(УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ)
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки.
Физминутка (1мин)
«Кукла».
Я хожу, хожу, хожу,
(ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу!
(полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.
(потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(руки на поясе, ходьба на носочках,
Проговаривание шепотом).
Воспитатель: Ребята, а зайчик принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили играть с ними и рассказать об игрушках. Поможем зайке?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, что бы рассказать об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему (умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на схему).
Воспитатель: Ребята, рассказ свой надо начинать с название игрушки (по вашему выбору). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки.
Воспитатель Игрушки бывают (каким цветом)
Дети: красные, желтые, зеленые, синие;
Воспитатель Какой формы ? (какой формы): круглые,
Дети: квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.
Воспитатель По величине, игрушки бывают (какие):
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель По величине, игрушки бывают (какие):
Дети: большие и маленькие.
Воспитатель Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха (показ игрушек сделанных из разных материалов)
Как называются игрушки, сделанные из железа?
Дети: Железные игрушки.
Воспитатель: А из дерева?
Дети: Деревянные игрушки.
Воспитатель: А из резины?
Дети: Резиновые игрушки.
Воспитатель: Из меха?
Дети: Меховые игрушки.
Воспитатель: Или мы говорим мягкая игрушка
Воспитатель: игрушка состоит из частей.
У пирамидки есть палочка , колечки и верхушка.
Воспитатель: А следующая картинка по схеме ладошка говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Её можно собирать на палочку колечки и разбирать.
Воспитатель: А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об игрушке: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
Рассказ воспитателя. Это пирамидка. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она маленькая. Пирамидка сделана из пластмассы, она пластмассовая. У пирамидки есть палочка и колечки и верхушка. Пирамиду можно собирать и разбирать.
Воспитатель: Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2МИН)
Воспитатель: давайте немного поиграем, а зайчик посмотрит на нас.
Воспитатель: «Назови ласково»
Мяч- мячик,
кукла- куколка,
мишка- мишенька,
собака-собачка,
пирамида-пирамидка,
кошка-кошечка,
машина- машинка.
Воспитатель: Молодцы.
Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать?
Дети: (Убирать игрушки на место) .
Воспитатель: Молодцы ребята, Зайка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и убирать их на место.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по речевому развитию
Тема НОД: «Составление описательного рассказа по игрушке»
Воспитатель: Ильченко Елена Александровна, I квалификационная категория
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие
Вид занятия: комплексное
Формы образовательной деятельности: словесные и практические игры и упражнения, дидактические игры
Цель: развивать умения составлять описательный рассказ об игрушке, определять и передавать характерные особенности выбранного предмета
Задачи:
Образовательные: обучать умению составлять совместный описательный рассказ об игрушке (при педагогической поддержке воспитателя), учить понимать смысл слов-прилагательных, учить использовать в ответах на вопросы воспитателя простые и распространённые предложения.
Развивающие: развивать монологическую речь, психологические процессы: мышление и воображении.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам , формировать доброжелательное взаимоотношения между детьми в процессе коммуникативной деятельности.
Словарная работа:
Активизация словаря – игрушка, мягкий, пушистый, весёлый.
Обогащение словаря – шершавый, длинный, короткий, серый.
Планируемый результат: составление детьми короткого описательного рассказа, проявление положительных эмоций.
Предварительная работа воспитателя: подготовка демонстрационного и раздаточного материала, подбор словесных и дидактических игр.
Предварительная работа с детьми: рассматривание игрушек, создание игровых ситуаций.
Оборудование: театральна ширма, мнемотаблица, цветные карточки, тактильные дорожки, настольный театр из бросового материала.
Содержание НОД:
№ |
Этап занятия |
Ход |
занятия |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
||
1. |
Вводная часть Организационный момент |
Мотивация (процесс вовлечения детей в деятельность): Кто к нам в группу заходил? |
— Дети проходят по «Тематической дорожке»; Дети проходят по следам – птичьи, мишки, зайца |
5 минут |
Может были птички — невелички? |
Дети останавливаются, становятся полукругом возлеширмы. Дети закрепляют словообразование. Обращение к опыту детей. Дети: здравствуйте! |
2. |
Основная часть |
10 минут |
||
2.1 |
Постановка проблемы |
— Создание проблемной ситуации (Зайка забыл своё имя); |
— Дети придумывают и называют имя зайчику |
Воспитатель: Зайка как тебя зовут? Ты забыл? Не беда, мы поможем тебе! Да! Как вы думаете, как зовут нашего Зайку? |
Дети: Степашка! |
|||
Воспитатель предлагает: сигнальные цветовые карточки, тактильные дорожки. |
— дети отвечают на поставленные вопросы воспитателя; |
Воспитатель:Хочет Степашка вами поиграть, о себе много нового узнать. Расскажем о Зайчике? А я вам помогу. |
Предмета на ощупь, сопровождая действия прилагательными; Дети: Зайка серого цвета. |
Сделан наш Зайка? Угадайте. Возьмите вот такие дорожки. |
Дети: Зайка пушистый, мягкий. Дети: Зайка сделан из меха. |
|||
Длинные уши. Повтори: Саша, … |
2.3 |
Динамическое упражнение «Зайкина зарядка» |
Воспитатель проговаривает и показывает движения логоритмики. |
Дети выполняют ритмические движения совместно с воспитателем. |
Вам понравилось? Тогда скажите: наш зайка какой? |
||||
3. |
Заключительная часть. |
Воспитатель предлагает образец рассказа, стимулирует детей на самостоятельное проговаривание полного или частичного рассказа. |
Дети проговаривают рассказ коллективно, или индивидуально (согласно сложившейся ситуации). |
5 минут. |
3.1 |
Сюрпризный момент. |
Воспитатель предлагает каждому ребёнку зайчика (настольный театр из бросового материала) Воспитатель: Вот сколько у Степашки зайчат. Берите себе, придумывайте имя и выходите танцевать! |
Дети придумываю имя зайчонку, выполняют (по желанию) музыкально – ритмические движения с игрушкой. Зайкина дискотека. |
2 минуты. |
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке»
Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.
- Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.
- Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса
Развивающие:
- Формировать умение понимать поставленную задачу.
- Закреплять навыки правильного произношения.
- Развивать фонетическое восприятие и навыки звукового анализа.
- Формировать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- Воспитание звуковой культуры речи: отчетливо и внятно произносить слова со звуками «С» и «З», выделяя эти звуки из слов, из фраз, регулировать силу голоса.
- Воспитание бережного отношения к игрушкам.
Методические приемы: создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов по игрушкам с использованием моделей), развивающие игры: «Назови первый звук», «Красный и зеленый», физкультминутка. Загадывание загадок.
Материал: игрушки, модели для составления описательного рассказа по игрушкам, сигнальные карточки красного и зеленого цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, моя маленькая внучка, спрашивает: «Много у вас в садике игрушек?». Я ответила, что много. Она попросила рассказать о них. Я к вам обращаюсь за помощью. Помогите мне рассказать о наших игрушках. А я запишу ваши рассказы. Посмотрите, как много игрушек в нашей группе. Все они разные. Я знаю, что вы очень любите с ними играть. Никита, какая твоя любимая игрушка? Покажи ее нам. (Никита показывает, дети рассматривают игрушку.)
Воспитатель:
«Никита, ты можешь рассказать нам о ней? Но не забудь сказать о том, какая это игрушка, как с ней можно играть, описать внешний вид, какой может быть характер, если это медведь, собака или лиса». (Для того, чтобы ребенок не сбился в последовательности, предложить ему опираться на модель описания игрушки: внешний вид, размер, форма, материал, из которого изготовлена игрушка. Вызвать еще 2 детей и предложить рассказать еще по 2 игрушкам).
Воспитатель:
У меня тоже была любимая игрушка, когда я была такая, как вы сейчас. Я про нее загадаю вам загадку:
Хвост пушистый и усы, нет приятнее красы.
Лапки — мягкие подушки, кверху поднятые ушки.
Вы подумайте немножко. Догадались? Это (кошка).
Это была маленькая кошечка, котенок. Я придумывала ему ласковые имена. Догадайтесь и подскажите: какие. (Дети называют.)
Физкультминутка:
Покажите мне немножко, как ступает тихо кошка.
Еле слышно топ-топ-топ, хвостик книзу оп-оп-оп. (2 раза.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, здесь в коробке спрятались игрушки. (Собака, заяц, коза, лиса, слон.) Эти игрушки непростые: в их названиях есть знакомые вам звуки (с) и (з). Хотите поиграть? Тогда давайте знакомиться с правилами игры. Я буду показывать на какую-нибудь игрушку, а вы называете ее так, чтобы хорошо был слышен звук (с) или (З). Дети произносят слова, выделяя указанные звуки, если затрудняются, то показать, как надо сделать правильно.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, что такое чистоговорки?
Предлагаю вспомнить, как мы умеем произносить чистоговорки. Использовать будем звуки (З) и (с).
Сначала все вместе, на одном выдохе
Теперь Кирилл на одном выдохе громко.
Теперь Катя на одном выдохе тихо.
Са-са-са-залетела к нам оса,
Су-су-су- в лесу видели лису,
За-за-за-прилетела стрекоза,
Зу-зу-зу-мы поймали стрекозу.
Часть детей повторяет чистоговорку с вопросительной интонацией, а часть-с восклицательной.
Теперь попробуйте сказать скороговорку со звуком (с):
«У маленькой Сани санки едут сами». Повторить в разном темпе.
А скороговорку со звуком (з):
«Видит волк козу, забыл и грозу» сказать сначала громко, затем тихо, а потом шепотом.
Воспитатель:
Сейчас предлагаю поиграть в такую игру: «Найди первый звук». Правила помните? Надо вспомнить игрушки, в названиях которых, есть звуки (з) или (с). (Зайчик, зебра, зонтик, змей воздушный, звезда, змейка, собака, самолет, замок, слон, самокат, санки, сова, сабля, совок, скакалка, солдатики, Снегурочка, снеговик, строитель.)
Воспитатель:
Вы сегодня уже отгадали загадку, я хочу вам предложить еще отгадать: «Бел, да не сахар, ног нет, а идет». (Снег.) Почему вы думаете, что это снег? (Ответы детей.) «Зимой белый, летом серый». (Заяц.) Почему вы думаете. Что это заяц? Назовите первый звук в слове заяц, снег.
Воспитатель:
Ребята, мне очень понравились ваши рассказы об игрушках. Я их запишу и обязательно расскажу своей внучке. А что понравилось вам? Чем именно? Что нового вы узнали? Какие вопросы или задания для вас были трудные? Что еще хотели бы вы узнать? Об этом мы поговорим на другом занятии.
Анализ занятия:
Занятие соответствует данному возрасту детей. Во время проведения занятия концентрировала внимание детей на разные игры и упражнения. На занятии дети работали активно, внимание их было сосредоточено на предлагаемом материале. Программный материал детьми усвоен, поставленные цель и задачи выполнены. Рассказы об игрушках составлены с использованием моделей. С моделями дети работают с начала учебного года, поэтому сложностей не испытывали. Загадки отгадали без подсказок. Необходимо продолжать работать над формированием и развитием связной речи: учиться спрашивать, рассуждать. А некоторым детям слушать.
автор: Самотохина Светлана Анатольевна
воспитатель ГБОУ ШКОЛА №1568
Конспект занятия в средней группе по развитию речи. “Описательный рассказ по игрушке”
- Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Описание игрушки».
Цели: Развивать у детей все компоненты устной речи. Закреплять на практике нормы речи. Воспитывать у детей умение составлять описательный рассказ по определенной схеме.
Задачи:
Образовательные: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
Закрепить умение детей обследовать предмет и выделять в нем особые приметы.
В описании предмета не забывать рассказать о форме. Цвете и главное в заключении рассказать, как с ним взаимодействовать.
Употреблять в речи названия предметов, из какого материала он сделан. Какие части присутствуют . Развивающие задачи:
Закрепить навыки правильного произношения
Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа
Развивать грамматический строй речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Воспитывать взаимопомощь.
Демонстрационный материал:
Мягкая игрушка зайца, графическая схема описания игрушек, картинки различных игрушек, картинки животных, игрушки для описания: кукла, машинка, .
Словарная работа:
Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.
Ход занятия.
Воспитатель:
ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ С ВАМИ ПОТОПАЕМ НОГАМИ.
ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ.
СЕГОДНЯ ДЕНЬ ХОРОШИЙ.
Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.
– Он серый летом . а зимой белый. У него длинные уши. Он прыгает ,а не ходит. Он мягкий и пушистый. У него 4 лапы . у него маленький хвостик. И он очень любит морковку.
Дети: заяц
Воспитатель: Правильно, дети, это заяц. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.
Дети: Дети зовут зайца, произнося слово «зайка» тихо (шепотом).
Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем зайку чуть громче.
Дети: Дети зовут зайца, произнося слово «зайка» громче.
Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем зайку громко.
Дети: Дети зовут зайца, произнося слово «зайка» громко.
Появляется зайка. Зайка: Здравствуйте ребята. Я вот в лесу живу а к вам первый раз попал. Что это у вас на полках.
Дети отвечают (игрушки). А что с ними надо делать. Дети (играть.)
Воспитатель: Зайка мы любим, играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем тебе о наших любимых игрушках. Зайка присаживайся с нами рядышком и послушай, как ребята будут описывать свои любимые игрушки. А поможет нам описывать игрушки наша схема.
Но прежде чем начать мы немножко отдохнем.
Зайка серенький сидит и ущами шевелит. Вот так. Зайке холодно сидеть . Надо лапочки погреть. Вот так. Зайке холодно стоять надо зайке поскакать .Зайку кто то испугал. Зайка прыг и ускакал.
Составление описательных рассказов по графическим схемам. Ребята сейчас мы с вами расскажем зайке о наших игрушках. Сначало
Что это?
Цвет
Величина
Форма
Детали
Как можно играть?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе,зайка, поиграть вместе с нами.
Ребята будут брать по одной игрушке и рассказывать о ней. А ты слушай и запоминай.
ДЕТИ ПООЧЕРЕДИ ВЫХОДЯТ С ПОНРАВИВШЕЙСЯ ИГРУШКОЙ.
А теперь я зайка опишу вам игрушку, а вы угадаете какую я описал.
Как здорово у вас было. Можно я к вам еще в гости приду и друзей позову. Конечно приходи. До свидания.
Ребята какие вы были молодцы и зайчика всему научили. А теперь можите сами поиграть в любые игрушки которые вам нравятся.
Автор: Юдина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР — детский сад №18
Населённый пункт: г. Истра, Московская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы
Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №18 «Золотой ключик»
Конспект НОД по развитию речи
«Составление описательного рассказа по игрушке»
для детей средней группе.
Воспитатель: Юдина Т.А.
Цель:
обучение описательному рассказу по игрушке.
Задачи:
Связная речь: продолжать учить детей при описании животных называть их
характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;
Словарь и грамматика: познакомить с новым словом «рупор»; активизировать слова,
обозначающие действие и состояние (глаголы); закрепить знания детей о животных;
Звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, развивать правильное
звукопроизношение.
Интеграция областей:
речевое развитие
познавательное развитие
физическое развитие
социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые
развивающего обучения
Методические приемы: Игровые, Словесные, Слушание музыки, Наглядные
Материал:
Игрушки: зайчонок, зайчиха, картинки: лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч; диски с
детскими песнями; корзинка.
Ход занятия
1. Организационный момент
Звучит песня «Улыбка» (В. Шаинский-М. Пляцковский)
Воспитатель: (в руках корзинка, накрытая платочком; в корзинке игрушечный заяц).
Подходите ребята, все ко мне. Утром, когда я шла на работу, услышала, как кто-то хнычет
под кустом. Подошла поближе и увидела корзинку.
Кто – то спрятался в корзинке.
Как вы думаете, кто это может быть? Можете пощупать, только осторожно.
Что вы нащупали? (2-3 детей ощупывают, отгадывают на ощупь, сообщают о своих
предположениях.)
Воспитатель: Кто бы это мог быть? Для того, чтобы узнать об этом, нужно
отгадать загадку:
«Прыг- скок, прыг – скок, длинноушка – серый бок». Конечно это заяц (достаю из
корзины). Он заблудился и просит нас помочь найти его маму. Ребята, а как мы поможем
зайчонку? (ответы детей). Сделаем объявление. (Предлагает детям присесть на
стульчики).
2. Основная часть
Воспитатель: Но сначала давайте рассмотрим его. Надо правильно описать зайчика,
чтобы мама его узнала. Что вы можете сказать про зайца. Какой он?
Дети: маленький, серенький.
Воспитатель: Какой у него мех?
Дети: Мягкий, пушистый, гладкий …
Воспитатель: Какой у него хвостик? (Длинный или короткий)
Дети: Короткий.
Воспитатель: А какие у зайки ушки?
Дети: Длинные, предлинные, длиннющие.
Воспитатель: А глазки?
Дети: Глазки – маленькие черные, круглые, как пуговки.
Воспитатель: Какой у зайки нос?
Дети: Нос – маленький, розовый.
Воспитатель: Что умеет делать зайчик?
Дети: прыгать, скакать, бегать, грызть.
Воспитатель: Где живет зайка?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Что он любит? Чем питается?
Дети: Морковку, капусту, кору деревьев, корягу.
Воспитатель: Кого боится зайчик?
Дети: Волка, лису…Он трусливый (трусишка).
Воспитатель: Ребята, сейчас послушайте, как я расскажу про зайца.
Это зайчик. Он маленький и серый. У зайца мягкий и пушистый мех. У него короткий
хвостик, длинные ушки. Глазки у зайца маленькие, черные, похожи на пуговки, а носик
розовый. Он умеет прыгать, скакать, бегать, грызть. Живет зайка в лесу. Он питается
морковкой, капустой, корой деревьев. Зайка боится волка и лису. Он трусишка.
А теперь расскажите, как я. Рассказы 2-3 детей.
Молодцы! Давайте теперь объявим, что мы нашли зайку и расскажем о нем
в «микрофон», чтобы мама-зайчиха услышала и нашла его.
Ну вот, мы объявили про зайчонка, сейчас его мама услышит и прибежит за ним.
(«Песня мамонтенка» о маме (В. Шаинский-Д. Непомнящая) с постепенным нарастанием
звука)
Стук в дверь. Появляется зайчиха (игрушка).
— А вот и мама-зайчиха пришла (здоровается). Она очень рада, что нашла своего
зайчонка и в благодарность за это хочет поиграть с вами.
Физкультминутка:
(тихо звучит аудиозапись «Зайцы делают зарядку»)
Молодцы! Садитесь на свои места. Ребята наш заинька знает много загадок о своих
лесных друзьях и хочет, чтоб вы их отгадали.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Белка
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех.
Волк
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Ежик
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее.
Лиса
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
Медведь
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Заяц
Дидактическая, игра: «Кто как кричит».
— А сейчас мы поиграем в игру «Кто как кричит». (дети встают в круг)
Я буду называть животное и кидать вам мячик, а вы должны сказать, как кричит это
животное. (Собака, кошка, корова, лошадь, свинья, коза, овца, волк, медведь)
3. Рефлексия
Что мы сегодня делали? Что вам понравилось?
Пришло время нам попрощаться с зайкой и его мамой, им пора домой, в лес. Скажем
им до свидания (дети прощаются с зайчихой и зайчонком под аудиозапись песни «Все
сбывается на свете»).
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
Цели:
— Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ
об игрушках с использованием схемы.
— Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к
выделению существенных признаков.
— В описании — определять объект, последовательно описывать части,
свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце
высказывать оценочное суждение.
— Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из
которых они сделаны.
— Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета
(слева, около, рядом, между, сзади, ‘продолжать закреплять умения детей
употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.
— Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
Методические приемы:
загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки,
образец
воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение
стихотворения.
Материал:
сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,
загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».
Ход занятия.
Дети сидят полукругом напротив воспитателя.
В. : Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте
пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец
правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем
Сорока, сорока
Сорока—белобока,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
В. : Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим) .
В. : Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в
гости, ждем вас) .
Достаю сундучок из—за стола.
В. : Ребята, гости почему—то спрятались. Давайте у Мишки спросим:
«Мишка, а почему гости спрятались? ».
В. : Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них
загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
Загадываю загадки:
Зверь забавный,
Сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка) .
Ростом мал, да удал,
От меня он ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда. (Мяч) .
Не летит, не жужжит жук
А по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина) .
Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. (Кукла) .
Разные колечки
На палочке стоят.
На елочку похожи,
Ребяток веселят. (Пирамида) .
В. : Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка,
машина, мяч, кукла, пирамидка) .
В. : Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).
В. : Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой
игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть.
Поможем Мишке?
(Да) .
В. : Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в
составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю
вопросы по схеме) .
В. : По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие) .
В. : По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные) .
В. : По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие) .
В. : У игрушек есть части, например: у зайца — голова, на голове уши, глаза,
нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета — кабина, хвост, колеса.
В. : Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где
материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые) .
Из железа? (Железные) .
Из дерева? (Деревянные) .
Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки
называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
В. : Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с
куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать,
укладывать спать, качать) .
В. : Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как
надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из
какого материала сделана, как можно играть.
В. : Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.
Рассказ воспитателя.
В. : Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем
и Мишку пригласим с нами поиграть.
Провожу физминутку.
В. : Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку
играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .
В. : Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас
получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками.
Он говорит вам большое спасибо.
В. : Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками.
Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла,
мяч мишка) .
В. : Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка) .
В. : Кто находится между мишкой и куклой? Мяч) .
В. : Кто сидит слева от мячика? (Кукла) .
В. : А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами)
В. : Что находится сзади куклы? (Машина) .
В. : Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка) .
В. : Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли,
что надо делать? (Убирать игрушки на место) .
В. : Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.
С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами. ».
В. : Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с
игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на
места. На этом наше занятие закончилось