Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №212 «Солнышко»
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»
Приготовила:
Иунихина О.А.
г. Барнаул 2019
Цель: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
Развивающие: Развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение.
Воспитывающие: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: письмо в конверте, цветы, дерево, домик, кот, собака, мышь, музыкальное сопровождение, угощение для детей — пирожки.
Предварительная работа:
1.Совместная деятельность: Свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок. Аппликация и лепка «репки».
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка». Подвижные игры.
3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр. Рисование и лепка героев сказки. Игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами как внешними символами роли.
4.Словарная работа: обогащение словаря словами (заплатка, геометрические фигуры, витамины).
Ход занятия:
- Вводная часть (3 мин)
Воспитатель: Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно здравствуй говорить
-Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!
Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело.
Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:
Кошка, внучка,
Мышка и собака Жучка
Деду с бабой помогали,
В огороде урожай собирали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).
Дети: Письмо.
- Основная часть (10 мин)
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
• слон большой, а мышка — … маленькая
• кубик квадратный а мяч- … круглый
• лук горький, а сахар — …. сладкий
• волк злой, а зайчик -…. добрый
• зимой холодно, а летом — ….тепло
• днем светло, а ночью — …темно
(дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Воспитатель: Поехали.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: — Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” — через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А — ах!”.
Воспитатель: ребята кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)
— А ворона где сидит? (На дереве)
— А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: посмотрите, ворона волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал? Может, отгадав загадки, мы с вами и узнаем, кто пропал:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Дети: собака.
Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка).
— Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
— Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?
А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?
Дети: (варианты ответов) Репка.
Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?
Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку) – воспитатель достает собачку (игрушку)
Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()
Физкультминутка.
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили. ( Имитация движения)
А теперь ее потянем, (имитация движения)
И из репки кашу сварим, (имитация движения)
И будем мы от репки, здоровые и крепкие, (показать силу)
У нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.
Дети: кошка.
Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)
Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька) А что любит делать кошка? (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая).
Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?
Дети: кс-кс-кс.
Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.
Дети: (варианты ответа) мышка.
Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька)
А как пищит она?
Как хорошо, что мы всех нашли.
Теперь можем идти дальше.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и отдают животных бабушке).
Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли мне найти моих помощников. А я приготовила для вас угощение — вкусные пирожки. Угощайтесь! (протягивает корзинку с угощением)
3.Заключительная часть (2 мин)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли бабушке, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде)
Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой).
Вот и солнышко заходит,
с собой и сказочку уводит.
Мы сегодня молодцы, постарались от души.
Сказку вспоминали и героям помогали.
12 марта 2019
Методический кабинет
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»
Цель: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
Развивающие: Развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение.
Воспитывающие: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: письмо в конверте, цветы, дерево, домик, кот, собака, мышь, музыкальное сопровождение, угощение для детей — пирожки.
Предварительная работа:
1.Совместная деятельность: Свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок. Аппликация и лепка «репки».
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка». Подвижные игры.
3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр. Рисование и лепка героев сказки. Игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами как внешними символами роли.
4.Словарная работа: обогащение словаря словами (заплатка, геометрические фигуры, витамины).
Ход занятия:
- Вводная часть (3 мин)
Воспитатель: Мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно здравствуй говорить
-Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!
Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело.
Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:
Кошка, внучка,
Мышка и собака Жучка
Деду с бабой помогали,
В огороде урожай собирали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).
Дети: Письмо.
- Основная часть (10 мин)
Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:
• слон большой, а мышка — … маленькая
• кубик квадратный а мяч- … круглый
• лук горький, а сахар — …. сладкий
• волк злой, а зайчик -…. добрый
• зимой холодно, а летом — ….тепло
• днем светло, а ночью — …темно
(дети по очереди становятся в паровозик)
Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Воспитатель: Поехали.
(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: — Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” — через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А — ах!”.
Воспитатель: ребята кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)
— А ворона где сидит? (На дереве)
— А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель: посмотрите, ворона волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал? Может, отгадав загадки, мы с вами и узнаем, кто пропал:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Дети: собака.
Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка).
— Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
— Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?
А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?
Дети: (варианты ответов) Репка.
Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?
Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку) – воспитатель достает собачку (игрушку)
Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()
Физкультминутка.
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили. ( Имитация движения)
А теперь ее потянем, (имитация движения)
И из репки кашу сварим, (имитация движения)
И будем мы от репки, здоровые и крепкие, (показать силу)
У нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.
Дети: кошка.
Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)
Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька) А что любит делать кошка? (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая).
Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?
Дети: кс-кс-кс.
Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.
Дети: (варианты ответа) мышка.
Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька)
А как пищит она?
Как хорошо, что мы всех нашли.
Теперь можем идти дальше.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и отдают животных бабушке).
Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли мне найти моих помощников. А я приготовила для вас угощение — вкусные пирожки. Угощайтесь! (протягивает корзинку с угощением)
3.Заключительная часть (2 мин)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли бабушке, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде)
Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой).
Вот и солнышко заходит,
с собой и сказочку уводит.
Мы сегодня молодцы, постарались от души.
Сказку вспоминали и героям помогали.
Свежие публикации данной категории
Цель: -Развивать речь.
— Закрепить знания о русских народных сказках.
— Воспитывать у дошкольников доброе отношение к окружающим.
— Прививать любовь устному народному творчеству.
Задачи:- вспомнить и закрепить с детьми героев знакомых сказок, умение правильно их называть;
— способствовать развитию связной диалогической речи, приобщению детей к литературному творчеству;
— развивать интерес к театрализованной деятельности.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, просмотр DVD; рассматривание иллюстраций к сказкам. Создание в группе условий для разных видов совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми (плоскостной, объемный, настольный), рассказывание сказок по картинкам, показ детям различных видов театра и русских народных сказок, совместные игры в театра, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, занятия по театрализованной деятельности.
Материалы и оборудование: колокольчик, клубок ниток, дорожка со следами, ширма, игрушки или картинки героев сказки «Репка», избушка, сундук,
Ход:
В группе.
Слышится звон колокольчика.
Воспитатель. Ребята, вы слышите? Что это звенит?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, это звенит колокольчик.
— А где он звенит? Посмотрите вокруг?
Дети идут на звон колокольчика, открывают дверь и находят большой клубок ниток.
Воспитатель. Ой, какой большой клубок! Ребята, он, наверное, волшебный. Посмотрите, от него тянется ниточка. Интересно, куда она нас приведет?
Ответы детей.
Воспитатель Давайте проверим, пойдем за ниточкой и узнаем, куда она нас приведет.
Воспитатель сматывает клубок, дети идут за ним, и приходят в музыкальный зал. Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель. Ребята вы слышите музыку? Это же сказка нас в гости зовет! (музыка «В гостях у сказки»
Воспитатель. — Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
В гости к сказке в тотчас
Мы пришли с вами сейчас!
Воспитатель: -Давайте вспомним сказки которые вы знаете.
пальчиковая игра «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
— Ай-да, молодцы! Много сказок знаете.
Воспитатель: — Посмотрите, здесь какие-то следы. Интересно, кто же ходил? Давайте пойдем по следам.
По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем в сказку мы играть.
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.
(Подходим к первой сказке)
Воспитатель. Все минуточку внимания
Надо сказочки название
Очень быстро угадать.
Слушайте мою загадку!
Загадка: Загляните в огород,
Вырос чудо-корнеплод!
Дед с бабулею и внучка,
Кошка и дворняга Жучка
Плод тащили из земли,
Но, представьте, не смогли!
Так в земле сидела крепко
Пребольшая чудо-
Дети. Репка.
Воспитатель. Правильно, это сказка «Репка». Но посмотрите, кто-то перепутал героев этой сказки. Давайте-ка поставим всё на свои места.
-Кто пошёл репку тянуть? (Дед)
-Кого позвал дед? (бабку)
-Кто пришел на помощь после бабки? (внучка)
-Кого позвала внучка? (Жучку)
-Кто пришел после Жучки? (кошка)
-Кто прибежал последним?( мышка)
-Молодцы! Теперь все по местам. Идем дальше.
Воспитатель: -Но никак нельзя пройти! Кто сидит здесь на пути?
Дети: Медведь.
Медведь: Я заблудился, но не помню, из какой я сказки.
Воспитатель: Ребята, поможем ему?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Посмотрите в кокой сказке мы оказались?
Дети: — Волк и семеро козлят.
Воспитатель: — Чтобы спасти козлят от волка нужно спеть песенку козы. Кто желает спеть?
(Подпевают все)
Воспитатель: — Как вы думаете, в той сказке живёт медведь?
Дети: — Нет.
Медведь: — Нет, это не моя сказка!
Воспитатель: — Но теперь нам не пройти,
Сундучок здесь на пути!
-Посмотрим что в сундучке?
(В сундуке предметы из сказок)
яйцо («Курочка — Ряба»)
три деревянные ложки («Три медведя»)
репка («Репка»)
скалочка («Лисичка со скалочкой»)
Воспитатель: — Молодцы! Идем дальше.
— В какой сказке мы оказались?
Дети: Колобок.
Воспитатель: — Кто живет в той сказке?
Дети: — Дед, баба, колобок, зайчик, волк, медведь лиса.
Медведь: — А вот, это моя сказка! Спасибо вам. Вы мне помогли, и я хочу поиграть с вами в игру.
Подвижная игра «Колобок»
Покатился колобок (бегут на месте)
Мимо зайки (изображают зайца: показывают ушки, лапки, хвостик)
Прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте)
Мимо волка (изображают волка, хватательные движения руками)
Прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте)
Мимо мишки (изображают медведя)
Прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте)
Мимо лисоньки (изображают лису)
хлоп – хлоп. (хлопают в ладоши).
Но лисичка не проста
Ам, и съела колобка! (имитация движений)
Воспитатель: — До свидания. Но посмотрите, что здесь на пути.
Дети: Цветок.
Воспитатель: Но цветок не простой – волшебный! На нем написаны загадки. Давайте их отгадаем.
Игра «Доскажи словечко»
1. В том доме — вот так да!
Поместились без труда
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайка серенький, косой.
Мишка втиснулся, как мог, —
Развалился
Дети: теремок
2. Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Вот несет её медведь
Вместе с пирогами.
Он торопиться, идет быстрыми шагами.
Предстоит им долгий путь,
Хочет Миша отдохнуть.
Только Маша не дает на пенёк присесть
И румяный пирожок по дороге съесть.
Обманула его Маша.
На вопрос скорей ответь,
Как названье той сказки?
Дети: то Маша и медведь
3. Кто кудахчет «куд-куда»?
Есть яйцо, да вот беда, –
Баба с дедом на обед
Не смогли испечь омлет!
Плачет дед и плачет баба.
То сказка
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: Молодцы! В какую же сказку мы теперь попали?
Дети: Теремок
Воспитатель: Кто тут в тереме живёт? (показываю игрушку)
Игра «Рифмованные сказочные выражения».
Мышка – (норушка)
Лягушка – (квакушка).
Зайка – (побегай-ка).
Волчок – … (серый бочок)
Лиса – … (всему лесу краса)
-А кто разломал теремок?
Дети: — Медведь
Воспитатель: Молодцы! Ну что ж идём в следующую сказку.
(на пеньке сидит зайка — ребёнок старшей группы и плачет, а домике — лиса)
Воспитатель: Что ты, зайка, плачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна избушка у лисички растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
Воспитатель: Дети, кто догадается, в какую сказку мы попали?
Дети: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Правильно. А кто же помог зайчику и прогнал лису?
Дети: —Петушок
Воспитатель: Давайте, Ваня будет петушком и пойдет прогонять лису.
(ребёнок подходит к домику )
Петушок: —Иду на ногах в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи.
Поди лиса вон!
Лиса (ребенок старшей группы): Одеваюсь!
Воспитатель: Молодец! А теперь Костя будет петушком.
Петушок: —Иду на ногах в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи.
Поди лиса вон!
Лиса: Одеваюсь!
Воспитатель: А теперь, все вместе.
Все: Иду на ногах в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи.
Поди лиса вон!
Лиса убегает!
Зайчик: Спасибо вам ребята! (заходит в домик)
Воспитатель: А нам пора возвращаться.
Закружились, закружились
И обратно возвратились!
-Понравилось путешествие?
-Кто вам запомнился?
-Молодцы!
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: формирование умения воспроизводить текст знакомых детям сказок.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
- Обогащать словарь детей словами народной лексики (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок), добиваться правильного и четкого произношения слов.
- Активизировать речь детей во время отгадывания загадок, рассматривания иллюстраций к сказкам, картинок с изображением героев сказок.
- Активизировать в речи детей пространственные предлоги.
Развивающие:
- Развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.
- Развивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зрительное и слуховое внимание.
- Развивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ним;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать героям, приходить на помощь.
- Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; желание слушать сказки.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Методы и приемы.
- Игровые: создание воображаемой ситуации, игра-драматизация.
- Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
- Наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание.
- Практические: пальчиковая гимнастика.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: магнитофон; иллюстрации к сказкам «Теремок, «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»; сундучок; шарик с запиской; мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»; волшебный клубочек; кукла Фея.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказкам; отгадывание загадок; игры-драматизации по сказкам; игры в настольный театр.
Планируемый результат: У детей формируется умение рассказывать сказки, активизируется речь в процессе рассматривания иллюстраций и отгадывания загадок, обогатится словарь словами народной лексики.
Ход ООД
I. Организационная часть
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель. Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу (опустить руки, подуть на ладони).
Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычный день, а сказочный.
Воспитатель: — Скажите, а вы любите сказки?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Много сказок есть на свете, сказки эти любят дети.
Сказка, сказка приходи, будут рады малыши,
Тише, дети, не шумите, нашу сказку не спугните
Здесь бывают чудеса, сказка спряталась пока.
II. Основная часть
Сюрпризный момент.
Воспитатель:
— По дорожке дети шли, шарик сказочный нашли.
Шарик то не простой, он волшебный вот какой.
Интересно, чей это шарик? (рассматривают)
Воспитатель: — Ребята, а здесь записка, давайте посмотри, что там? Этот шарик нам прислала фея из страны «Сказок». Она пишет, что у жителей страны Сказок случилась беда, герои перепутались в сказках. Фея просит помочь вернуть героев в свои сказки. Поможем, ребята?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Но, чтобы нам не заблудится Фея передала волшебный клубочек, он будет показывать дорогу в страну сказок.
Воспитатель: — Ребята, давайте мы свами отправиться в путешествие в страну сказок.
Воспитатель: — Все готовы к путешествию?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, дорожка то наша заколдована. Чтобы по ней пройти и попасть в страну сказок давайте пройдем по дорожке и угадаем что там спрятано.
(Дети идут по дорожки и называют геометрические фигуры, их цвет).
Воспитатель: — «Ты, клубочек, повернись, побеги, и нас в сказку приведи!». (кидают клубочек и идут за ним)
Воспитатель: — Ой, посмотрите, там за елкой на опушке, чья-то спряталась избушка.
Не велик собою дом, но зато вместителен,
Уместиться можно в нём, самым разным жителям,
Не висит на нём замок, этот домик…
Дети – Теремок.
Воспитатель: — (Показывает иллюстрацию к сказке «Теремок»)
Верно, ребята, мы отгадали сказку — это сказка «Теремок».
Воспитатель: — Давайте вспомним, какие звери жили в теремке.
Кто первым нашел домик-теремок?
Дети: — Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочек.
Воспитатель: — А кто не поместился в теремок и сломал его?
Дети: — Медведь.
Давайте мы с вами поможем построить новый теремок и расселим зверей в нем так, чтобы всех хватило в нем места.
Пальчиковая игра «Стройка»
Тук-тук-постук, раздается где-то стук
Молоточки стучат, строят домик для зверят.
Вот с такою крышею, вот с такими стенами,
Вот с такими окнами, вот с такою дверью.
На двери весит замок, кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, постучали и — открыли.
Воспитатель: — Молодцы, помогли зверятам построить новый теремок.
Воспитатель: — Ребята, в какой сказке вы побывали?
Дети: — В сказке «Теремок».
Воспитатель: — Ну что ж, нам пора отправляться дальше в путь. По дороге долго шли на пеньке конверт нашли. Давайте посмотрим, что в конверте.
Было яйцо у нас золотое
А осталось лукошко пустое,
Плачет баба, плачет дед,
Но утешает их кто?
Дети. – Курочка-ряба.
Воспитатель: — А теперь, ребятки, давайте расскажем сказку про Курочку Рябу и вернем ее героев в сказку.
А поможет нам вот такая табличка.
(Дети по мнемотаблице рассказывают сказку «Курочка Ряба»).
Воспитатель: — Ребята, в какой сказке вы побывали.
Дети: — Курочка ряба.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, помогли героям сказки «Курочка Ряба» вернуться в свою сказку.
А нам нужно продолжать свой путь, нас еще ждут другие сказочные герои.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, а это что? Это сундучок. А сундучок-то не простой, он волшебный – вот какой, очень хочется всем нам, посмотреть, ну что же там? Чтобы открыть его, давайте с вами разгадаем загадку.
Воспитатель:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке…
Воспитатель: — Кто покатился по дорожке?
Дети: — Колобок.
Воспитатель: — Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку.
(Воспитатель показывает игрушку Колобок к сказке «Колобок»)
Воспитатель: — Кто испек Колобка?
Дети: — Бабушка.
Воспитатель: — Кого встретил Колобок в лесу?
Дети: — зайца, волка, медведя, лису.
Воспитатель: — От кого ушел Колобок?
Дети: — от зайца, от волка, от медведя.
Воспитатель: — Кто съел Колобка?
Дети: — Лиса.
Воспитатель: — Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.
Физминутка «Колобок»
Колобок, Колобок, теплый и румяный! (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок! (прыжки на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился! (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки! (хлопок в ладоши)
Воспитатель: — Молодцы, ребята, помогли героям сказки «Колобок» вернуться в свою сказку.
Воспитатель:
Вправо влево повернись,
В новой сказке очутись.
Воспитатель: — По дорожке мы пошли, корзиночку нашли, а здесь записка, давайте посмотрим, что там.
Жили-были дед, да баба
Мурка кот, собака Жучка,
И непоседа внучка,
Был у них огород,
Что там только не растёт!
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок,
Бросил в землю крепко, что же это?
Дети: — Репка.
Воспитатель:
(Показывает иллюстрацию к сказке «Репка»).
Воспитатель:— Правильно, ребята, Молодцы. Мы попали в сказку «Репка».
Воспитатель: — Что же случилось с героями сказки? Они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Давайте им поможем.
Воспитатель: — Ребята поможем героям из сказки?Проиграть сюжет сказки с детьми!
Дети: — Да.
Воспитатель: — Кто посадил репку?
Дети: — Дед.
Воспитатель: — Кого позвал дед?
Дети: — Бабку.
Воспитатель: — Кого позвала бабка?
Дети: — Внучку.
Воспитатель: — Кого позвала внучка?
Дети: Жучку.
Воспитатель: — Кого позвала Жучка?
Дети: — Кошку.
Воспитатель: — Кого позвала кошка?
Дети: — Мышку.
Воспитатель: — Молодцы, всех расставили на свои места. — Ребята, сказочная фея говорит вам спасибо за вашу помощь, она вам приготовила раскраски с героями сказок.
Воспитатель: — Ребята, чему учат нас сказки?
Дети: — Быть добрыми, храбрыми.
Воспитатель: — Ой, ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад! Клубочек просит нас взяться руками за ниточку, закрыть глаза и сказать волшебные слова! «1, 2, 3! Клубочек, в садик нас верни!». Глазки открываем вот мы с вами и в детском саду.
Заключительная часть (подведение итога)
Воспитатель: — Вам понравилось наше путешествие?
Дети: — да.
Воспитатель: — В каких сказках мы побывали с вами?
Дети: — сказка колобок, курочка ряда, теремок.
Конспект НОД по развитию речи
«В гостях у сказок»
во второй младшей группе
Воспитатель : Башкирова Татьяна Алексеевна
Цель: Уточнение и расширение представления у детей о сказках, развитие речевой деятельности детей.
Задачи:
1. Развивающие: — развивать и активизировать речь детей;
-
называть персонажей из знакомых сказок и выполнять игровые действия с ними;
-
способствовать активизации и развитию связной и диалогической речи, а также памяти;
2.Образовательные:
-
учить слушать и слышать воспитателя;
-
отрабатывать умение отвечать на простые вопросы воспитателя по содержанию сказки;
3.Воспитательные:
— формировать положительные качества, умение сопереживать;
— воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
-
речевое развитие,
-
социально-коммуникативное,
-
познавательное,
-
художественно-эстетическое, физическое.
Виды деятельности:
-
игровая,
-
коммуникативная,
-
восприятие художественной литературы и фольклора,
-
музыкальная,
-
двигательная.
Формы организации:
-
групповая,
-
подгрупповая.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр кукольных театров, участие детей в драматизации сказок.
Материалы и оборудование:
-
фланелеграф сказка «Репка»,
-
сказка «Колобок» – настольный театр,
-
сказка «Теремок» кукольный театр на палочках,
-
подборка музыки,
-
муляж книги,
-
картинки к сказкам.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть:
Дети под музыку входят в группу.
Воспитатель:
-
Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети:
-
Здравствуйте!
Воспитатель:
-
Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите?
Дети:
-
Да!
Воспитатель:
-
Посмотрите, сегодня я принесла книгу с вашими любимыми сказками (воспитатель открывает книгу) …
-
Что случилось? Сказки пропали! Куда же они могли деться?
-
Ребята, а давайте отправимся их искать.
Воспитатель:
-
На чем же мы поедим ребята? (Ответы детей).
-
А давайте отправимся на поиски сказок на волшебном паровозике «Букашка». (дети строятся друг за другом).
Основная часть:
Воспитатель:
-
Вот и наша первая остановка ребята.
(на столе лежат герои из сказки, стоит фланелеграф)
-
Дети, что мы видим? (ответы детей)
-
А, давайте расставим по героев по порядку.
-
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете расставлять героев из сказки. (воспитатель задаёт вопросы, дети крепят на фланелеграф)
Воспитатель:
-
Кто посадил репку? Какая выросла репка?
-
Выросла репка большая-пребольшая (дети показывают ручками какая большая).
-
А кто помогал деду тянуть репку? (дети называют героев сказки)
-
А что же это за сказка? (ответы детей)
-
Молодцы ребята! Все правильно сказали и показали. Вот и узнали, какая здесь была сказка. Давайте положим ёе в книгу (воспитатель кладет в книгу сюжетную картинку к сказке репка, и поедим дальше. (дети строятся друг за другом).
(На втором столе стоит коробка с героями из сказки колобок, на коробке лежит загадка)
Воспитатель:
-
Вторая остановка.
-
В какую сказку мы попали?
-
А что бы узнать отгадайте загадку
«Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
Песни пел под синим небом, для лисы он стал обедом».
-
Кто это ребята?
Дети:
-
Колобок!
Воспитатель:
-
Вижу сказку вы читали и героя все узнали! (рассматривают героев сказки в коробке).
-
Кто испек колобка?
Дети:
-
Бабка!
Воспитатель:
-
От кого ушел колобок?
Дети:
-
От бабушки, от дедушки!
Воспитатель:
-
Кого встретил колобок?
Дети:
-
Зайца, волка, медведя!
Воспитатель:
-
Правильно ребята, зайца, волка, медведя.
-
А кто обхитрил и съел колобка?
Дети:
-
Лиса!
Воспитатель:
-
Конечно же лиса (показывает на лису).
-
И как называется эта сказка?
Дети:
-
«Колобок»!
Воспитатель:
-
Молодцы ребята!
-
И эту сказку мы кладем в книгу (так же сюжетная картинка)
-
Ну что, поедим за новой сказкой
-
Наш паровозик снова отправляется в путь. (звучит музыка)
Воспитатель:
подводит детей к столику, где стоит избушка.
-
Что это за домик?
-
Какая это сказка? (на столе стоит один домик, героев сказки нету)
Воспитатель:
-
А может, мы поиграем в сказку?
Вот пришел и сказки час,
Он зовет в театр нас.
Вы садитесь, не стесняйтесь,
По удобнее располагайтесь.
(дети садятся на стулья)
-
Сегодня мы с вами попали в театр (воспитатель раздает героев)
Приготовьте ушки, глазки,
Мы сейчас расскажем сказку.
Воспитатель:
-
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок,остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик.Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка.Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок,заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни,остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез —никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Воспитатель:
-
Ребята вам понравилась сказка?
-
Давайте возьмем её в нашу книгу.
Заключительная часть:
Рефлексия:
-
Понравилось вам путешествие в поисках сказок?
-
Какие сказки мы с вами вспомнили? (ответы детей).
-
Молодцы, ребята! Наша книга собрана. Нам пора возвращаться в группу, где я вам с удовольствием её прочту. (дети «садятся» на поезд и под музыку едут в группу.