Конспект по рассказу горе от ума 9 класс

  • Картина нравов и галерея живых типов.
  • Комедия Грибоедова «как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей». «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Она захватывает длинный период русской жизни. В группе двадцати человек с художественной и объективной законченностью отразилась вся прежняя Москва.

    1. Пороки общества.

    Пока будет существовать стремление к почестям, пока будут водиться охотники угодничать, весело пожить, пока сплетни, безделье и пустота будут частью общественной жизни, будут проявляться черты Фамусовых и Молчалиных.

    1. Роль Чацкого.

    Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов.

    Чацкий умнее прочих и положительно умен. Речь его полна ума и остроумия. У него есть сердце, он честен. Личное горе его не от ума, а от других причин. Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век.

    Роль Чацкого страдательная и победительная.

    Его идеал заключается в свободе от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей удар количеством силы свежей.

    Он обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Воин, если он Чацкий, и притом победитель.

    1. Чацкий и фамусовское общество.

    Борьбы с Фамусовым Чацкий сначала не ищет, – «Чацкому скучно с ним говорить» – и только настойчивый вызов Фамусова на спор выводит Чацкого из его сосредоточенности:

    Вот то-то, все вы – гордецы!

    Смотрели бы, как делали отцы,

    Учились бы, на старших глядя!

    Чацкий не вытерпел и провел параллель века «минувшего» с веком «нынешним». С этого момента поединок разрастается в титаническую борьбу со всей Москвой, – с фамусовским обществом. Образовалось два лагеря: фамусовская Москва с одной стороны и один пылкий боец с другой. Это борьба не на жизнь, а на смерть.

    1. Характер Софьи.

    Софья не безнравственна. Она не так виновата, как кажется. Смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием намека на убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – это общие пороки общества, в котором живет Софья. В ее личности прячется что-то нежное, мечтательное. Все остальное плоды воспитания. С Молчалиным ее свело влечение покровительствовать «скромному» любимому человеку, стремление возвысить его до своего круга. Софья вызывает симпатии. В ней есть задатки недюжиной натуры, живого ума, женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникали лучи света, поэтому ее полюбил Чацкий.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

«В моей комедии 25 глупцов на 1

здравомыслящего человека, и этот человек,

разумеется, в противоречии с обществом его

окружающим, его никто не понимает, никто

простить не хочут, зачем он немножко

повыше прочих».

А.С. Грибоедов.

 Термины.

Роды литературы: эпос, лирика, драма (драма — это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц).

Жанры  драмы: комедия, драма, трагедия.

Комедия — это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе  драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера

Конфликт в пьесе.

Особенности жанра «Горе от ума».

Авторское определение жанра – комедия.

Пьеса выходит за рамки комедийного жанра: сильны трагические и драматические элементы. Конец драматичен. Современники Грибоедова определяли пьесу как «высокую» комедию (пересечение комедии и трагедии).

Современное литературоведение относит пьесу «Горе от ума» к жанру драмы, иногда её называют трагикомедией.

Драматическое произведение  состоит  из частей – это действия и явления.

Авторские ремарки —  это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа.

Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении.

План анализа комедии.

1 действие. «К вам Александр Андреич Чацкий».

1) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова? Каковы сами его обитатели?

2) Как и каким появляется Чацкий?

3) Как встречает Чацкого Софья? Что раздражает её в герое?

4)Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

5)Против чего направлена ирония героя?

Герои пьесы.

Главные

Второстепенные

Внесценические персонажи

Их взаимодействие составляет сюжет.

Представляют типические черты светского общества, создают фон.

Только упоминаются, в действии не участвуют.

Чацкий

Фамусов

Молчалин

Софья

Главные герои (характеризуем по тексту всей пьесы).

Александр Андреевич Чацкий.

Значение имени

В рукописи-Чадский (от слова «чад») – намёк на романтическую отуманенность героя, которая раскрывается в 4-м действии.

Характеристика

Честный, прямой, свободомыслящий, истинный патриот – служит «делу, а не лицам», высмеивает преклонение перед заграничным, бескомпромиссный, ироничный, обладает острым критическим умом.

Взгляды Чацкого

1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство

Герои о Чацком

Павел Афанасьевич Фамусов.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Алексей Степанович Молчалин.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Софья Павловна.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Вывод.

2 действие. «Век нынешний» и «век минувший».

1) О чём рассказывает Фамусов в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой»? Какие события составляют его жизнь и жизнь людей его круга?

2) Когда ироническая перепалка Фамусова и Чацкого, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический  спор?

Два лагеря в пьесе.

Чацкий и его единомышленники

«Фамусовское» общество

Александр Андреевич Чацкий и внесценические персонажи (двоюродный брат Сколозуба , «химик и ботаник» — племянник княгини Тугоуховской.

Павел Афанасьевич Фамусов и его гости, Алексей Степанович Молчалин, Софья Павловна, внесценические персонажи.

3) Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается?

Александр Андреевич Чацкий

Павел Афанасьевич Фамусов

4) Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?

5) Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаём о характере героя из этого действия?

6) Как ведёт себя «влюблённый» Чацкий?

Вывод.

3 действие. «Можно ль против всех?». Анализ сцены бала.

1) Какие события предшествуют сцене бала?

2) Каково место сцены бала в сюжете комедии?

3) Диалог Чацкого и Софьи. Почему Чацкий делает вывод: «…Она его не любит». Прав ли он?

4) Чем выделяется Молчалин в диалоге с Чацким?

5) Почему всех гостей бала принято называть «фамусовская Москва»? Какой основной принцип изображения этих героев? (Сатирическое изображение через речь, позы, жесты персонажей, оговоренных грибоедовскими ремарками; фамилии героев, их нарицательность).

Внесценические персонажи .

Второстепенные герои.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Антон Антонович Загорекий

Репетилов

Характеристика московского света.

4 действие. «Не образумлюсь…виноват».

1) Какие события составляют содержание 4 действия?

2) Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию?

3) В каком монологе Чацкого заключена развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?

4) Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?

Вывод.

Художественный метод пьесы.

Реализм.

-речевая индивидуализация персонажей отражает характеры героев

-герои, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы с нарицательным смыслом (фамусовщина и т.л.)

Классицизм.

-быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность афоризмами и эпиграммами

-правило трёх единств (действие происходит в течение суток в доме Фамусова)

-драматические амплуа (Чацкий – резонёр, Лиза – субретка) и говорящие фамилии персонажей.

Романтизм.

Главный герой – борец и бунтарь, отвергнутый обществом.

Предлагаю 2 письма: Бегичеву и Катенину «О замысле

комедии». Прочитать данные письма, ответить на

вопросы.

Бегичеву – 1 вариант Катенину – 2 вариант

Письмо к Бегичеву

«В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не

сопряжённые ни с малейшим чувством к чемунибудь

хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в

пренебрежении; ни в ком любви к чемунибудь изящному,

притом «несть порок без чести, токмо в отечестве своём, в

сродстве и в дому своём». Отечество. Сродство и дом в

Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого

ребёнка, который теперь вырос, много повесничал,

наконец, становится к чемуто годен, определён в Миссию

и может со временем попасть в статские советники, а

больше во мне ничего видеть не хотят. В Петербурге я по

крайне мере имею несколько таких людей, которые…

судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу,

чтоб на меня смотрели. «…» Ты, мой друг, поселил в меня,

или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я

с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что

составляет истинную красоту души, с того времени, как с

тобою познакомился. И ейбогу! Когда с тобою побываю

вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее».

А.С. Грибоедов С. Н. Бегичеву, 18 сентября 1818г

1) Что Грибоедову не нравится в Москве?

2) Какую роль Бегичев сыграл в жизни Грибоедова?

3) Впечатления Грибоедова от Москвы на ваш взгляд,

связан както с будущей комедией?

Письмо к Катенину

«Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется,

что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама

не глупая предпочитает дураку умному человеку (не

потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен,нет! и

в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего

человека); и этот человек, разумеетсяс с обществом, его

окружающим, его никто не понимает, никто простить не

хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он

весел, и это порок: « Шутить и век шутить, как вас на это

стане!» Слегка перебирает странности прежних

знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей

заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его

не взбесить, но всётаки: «Не человек! змея!», а после,

когда вмешивается личность, «наших затронули»,

предаётся анафеме: « Унизить рад, кольнуть, завистлив!

Разработка урока по литературе в 9 классе

Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.

Цели урока:

1.Обучающие: формировать и углублять понятия о драматическом произведении; познакомить с историей создания пьесы и ее замыслом.

2.Развивающие: учить учащихся на основе прочитанного драматического произведения понимать систему персонажей, внутреннюю логику их мыслей и поступков, продолжить формировать умение характеристики героев.

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать нравственные качества личности: уважение к семье, честность, стремление к просвещению.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, рассказ учителя, учащегося, комментированное чтение, анализ текста.

Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ — технологии, технология диалогового взаимодействия.

Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Выполнение теста по балладе В.А.Жуковского «Светлана».

II.Беседа.

Повторение понятия «комедия классицизма».

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения — отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально — политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.

III.Объяснение нового материала.

1. Слово учителя. Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновремен­но обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого харак­тера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с кос­ным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или харак­терами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе дей­ствия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружи­ной», источником динамического напряжения литературного произве­дения, обеспечивающим развитие сюжета.

2.Запись в тетрадь.

Сюжетэто «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изме­нениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сю­жет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

3. Беседа по вопросам.

Учитель:

__ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма?

— Какие элементы сюжета вы знаете?

— Какие из них являются главными, какие второстепенными?

— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завяз­ка, развитие действия, кульминация, развязка)?

— Возможна ли их перестановка?

— Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к пос­ледующему восприятию комедии как новаторского произведения.

4. Анализ списка действующих лиц.

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

  1. Говорящие фамилии.

  2. Фамусов (от лат.Fата молва), Репетилов (от франц. гере1ег повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…

  • Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

  • Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

  • Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одно­го из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Таври­ды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

5.Индивидуальное домашнее задание. Учащийся делает сообщение о П. Я.Чаадаеве.

На экране — портрет П.Я.Чаадаева.

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном анти­наполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821

внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, по­стигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и дру­гими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828—1830-х годах на­писал и издал историко-философский трактат «Философические письма».

(Несколько слов о произведении).

Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения трид­цатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для ни­колаевской России, что автора «Философических писем» постигла не­бывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу свое­го прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему воп­росу: что есть безумие Чацкого?

6. Чтение I действия комедии.

Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фик­сируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.

Явление 1—5.

Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)

Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

— Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появив­шихся на сцене?

— Какие герои и ситуации комичны?

— Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особен­ность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы под­черкнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорнос­ти (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; исполь­зуется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспи­тании Софьи — «мать» — «принять»),

Явление 7.

Как и каким появляется Чацкий?

— Как встречает его Софья?

— Что раздражает Софью в Чацком?

— Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

— Против чего направлена ирония героя?

После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конф­ликт, между кем, какой характер он носит.

IV. Закрепление. Запись в тетрадь.

Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»

V .Домашнее задание:

  1. Прочитать II действие.

2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение моно­логов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фаму­сова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Выучить конспект урока.

  • Конспект по рассказу бедная лиза 9 класс
  • Конспект по развитию речи в старшей группе рассматривание картины ежи и составление рассказа по ней
  • Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе в гости к сказке
  • Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе путешествие по сказкам
  • Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе путешествие по сказкам