- Картина нравов и галерея живых типов.
- Пороки общества.
- Роль Чацкого.
- Чацкий и фамусовское общество.
- Характер Софьи.
Комедия Грибоедова «как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей». «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Она захватывает длинный период русской жизни. В группе двадцати человек с художественной и объективной законченностью отразилась вся прежняя Москва.
Пока будет существовать стремление к почестям, пока будут водиться охотники угодничать, весело пожить, пока сплетни, безделье и пустота будут частью общественной жизни, будут проявляться черты Фамусовых и Молчалиных.
Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов.
Чацкий умнее прочих и положительно умен. Речь его полна ума и остроумия. У него есть сердце, он честен. Личное горе его не от ума, а от других причин. Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век.
Роль Чацкого страдательная и победительная.
Его идеал заключается в свободе от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей удар количеством силы свежей.
Он обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Воин, если он Чацкий, и притом победитель.
Борьбы с Фамусовым Чацкий сначала не ищет, – «Чацкому скучно с ним говорить» – и только настойчивый вызов Фамусова на спор выводит Чацкого из его сосредоточенности:
Вот то-то, все вы – гордецы!
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя!
Чацкий не вытерпел и провел параллель века «минувшего» с веком «нынешним». С этого момента поединок разрастается в титаническую борьбу со всей Москвой, – с фамусовским обществом. Образовалось два лагеря: фамусовская Москва с одной стороны и один пылкий боец с другой. Это борьба не на жизнь, а на смерть.
Софья не безнравственна. Она не так виновата, как кажется. Смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием намека на убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – это общие пороки общества, в котором живет Софья. В ее личности прячется что-то нежное, мечтательное. Все остальное плоды воспитания. С Молчалиным ее свело влечение покровительствовать «скромному» любимому человеку, стремление возвысить его до своего круга. Софья вызывает симпатии. В ней есть задатки недюжиной натуры, живого ума, женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникали лучи света, поэтому ее полюбил Чацкий.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
«В моей комедии 25 глупцов на 1
здравомыслящего человека, и этот человек,
разумеется, в противоречии с обществом его
окружающим, его никто не понимает, никто
простить не хочут, зачем он немножко
повыше прочих».
А.С. Грибоедов.
Термины.
Роды литературы: эпос, лирика, драма (драма — это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц).
Жанры драмы: комедия, драма, трагедия.
Комедия — это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера
Конфликт в пьесе.
Особенности жанра «Горе от ума».
Авторское определение жанра – комедия. |
Пьеса выходит за рамки комедийного жанра: сильны трагические и драматические элементы. Конец драматичен. Современники Грибоедова определяли пьесу как «высокую» комедию (пересечение комедии и трагедии). |
Современное литературоведение относит пьесу «Горе от ума» к жанру драмы, иногда её называют трагикомедией. |
Драматическое произведение состоит из частей – это действия и явления.
Авторские ремарки — это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа.
Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении.
План анализа комедии.
1 действие. «К вам Александр Андреич Чацкий».
1) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова? Каковы сами его обитатели?
2) Как и каким появляется Чацкий?
3) Как встречает Чацкого Софья? Что раздражает её в герое?
4)Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
5)Против чего направлена ирония героя?
Герои пьесы.
Главные |
Второстепенные |
Внесценические персонажи |
Их взаимодействие составляет сюжет. |
Представляют типические черты светского общества, создают фон. |
Только упоминаются, в действии не участвуют. |
Чацкий Фамусов Молчалин Софья |
Главные герои (характеризуем по тексту всей пьесы).
Александр Андреевич Чацкий.
Значение имени |
В рукописи-Чадский (от слова «чад») – намёк на романтическую отуманенность героя, которая раскрывается в 4-м действии. |
Характеристика |
Честный, прямой, свободомыслящий, истинный патриот – служит «делу, а не лицам», высмеивает преклонение перед заграничным, бескомпромиссный, ироничный, обладает острым критическим умом. |
Взгляды Чацкого |
1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство |
Герои о Чацком |
Павел Афанасьевич Фамусов.
Значение имени |
|
Характеристика |
|
Взгляды Фамусова |
|
Герои о Фамусове |
Алексей Степанович Молчалин.
Значение имени |
|
Характеристика |
|
Взгляды Фамусова |
|
Герои о Фамусове |
Софья Павловна.
Значение имени |
|
Характеристика |
|
Взгляды Фамусова |
|
Герои о Фамусове |
Вывод.
2 действие. «Век нынешний» и «век минувший».
1) О чём рассказывает Фамусов в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой»? Какие события составляют его жизнь и жизнь людей его круга?
2) Когда ироническая перепалка Фамусова и Чацкого, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?
Два лагеря в пьесе.
Чацкий и его единомышленники |
«Фамусовское» общество |
Александр Андреевич Чацкий и внесценические персонажи (двоюродный брат Сколозуба , «химик и ботаник» — племянник княгини Тугоуховской. |
Павел Афанасьевич Фамусов и его гости, Алексей Степанович Молчалин, Софья Павловна, внесценические персонажи. |
3) Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается?
Александр Андреевич Чацкий |
Павел Афанасьевич Фамусов |
4) Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?
5) Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаём о характере героя из этого действия?
6) Как ведёт себя «влюблённый» Чацкий?
Вывод.
3 действие. «Можно ль против всех?». Анализ сцены бала.
1) Какие события предшествуют сцене бала?
2) Каково место сцены бала в сюжете комедии?
3) Диалог Чацкого и Софьи. Почему Чацкий делает вывод: «…Она его не любит». Прав ли он?
4) Чем выделяется Молчалин в диалоге с Чацким?
5) Почему всех гостей бала принято называть «фамусовская Москва»? Какой основной принцип изображения этих героев? (Сатирическое изображение через речь, позы, жесты персонажей, оговоренных грибоедовскими ремарками; фамилии героев, их нарицательность).
Внесценические персонажи .
Второстепенные герои.
Сергей Сергеевич Скалозуб |
|
Антон Антонович Загорекий |
|
Репетилов |
Характеристика московского света.
4 действие. «Не образумлюсь…виноват».
1) Какие события составляют содержание 4 действия?
2) Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию?
3) В каком монологе Чацкого заключена развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?
4) Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?
Вывод.
Художественный метод пьесы.
Реализм. |
-речевая индивидуализация персонажей отражает характеры героев -герои, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы с нарицательным смыслом (фамусовщина и т.л.) |
Классицизм. |
-быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность афоризмами и эпиграммами -правило трёх единств (действие происходит в течение суток в доме Фамусова) -драматические амплуа (Чацкий – резонёр, Лиза – субретка) и говорящие фамилии персонажей. |
Романтизм. |
Главный герой – борец и бунтарь, отвергнутый обществом. |
Предлагаю 2 письма: Бегичеву и Катенину «О замысле
комедии». Прочитать данные письма, ответить на
вопросы.
Бегичеву – 1 вариант Катенину – 2 вариант
Письмо к Бегичеву
«В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не
сопряжённые ни с малейшим чувством к чему—нибудь
хорошему. Прежде там любили музыку, нынче она в
пренебрежении; ни в ком любви к чему—нибудь изящному,
притом «несть порок без чести, токмо в отечестве своём, в
сродстве и в дому своём». Отечество. Сродство и дом в
Москве. Все тамошние помнят во мне Сашу, милого
ребёнка, который теперь вырос, много повесничал,
наконец, становится к чему—то годен, определён в Миссию
и может со временем попасть в статские советники, а
больше во мне ничего видеть не хотят. В Петербурге я по
крайне мере имею несколько таких людей, которые…
судят обо мне и смотрят с той стороны, с которой хочу,
чтоб на меня смотрели. «…» Ты, мой друг, поселил в меня,
или, лучше сказать, развернул свойства, любовь к добру, я
с тех пор только начал дорожить честностью и всем, что
составляет истинную красоту души, с того времени, как с
тобою познакомился. И ей—богу! Когда с тобою побываю
вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее».
А.С. Грибоедов — С. Н. Бегичеву, 18 сентября 1818г
1) Что Грибоедову не нравится в Москве?
2) Какую роль Бегичев сыграл в жизни Грибоедова?
3) Впечатления Грибоедова от Москвы на ваш взгляд,
связан как—то с будущей комедией?
Письмо к Катенину
«Ты находишь главную погрешность в плане; мне кажется,
что он прост и ясен по цели и исполнению: девушка сама
не глупая предпочитает дураку умному человеку (не
потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен,нет! и
в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего
человека); и этот человек, разумеетсяс с обществом, его
окружающим, его никто не понимает, никто простить не
хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он
весел, и это порок: « Шутить и век шутить, как вас на это
стане!» — Слегка перебирает странности прежних
знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей
заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его
не взбесить, но всё—таки: «Не человек! змея!», а после,
когда вмешивается личность, «наших затронули»,
предаётся анафеме: « Унизить рад, кольнуть, завистлив!
Разработка урока по литературе в 9 классе
Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.
Цели урока:
1.Обучающие: формировать и углублять понятия о драматическом произведении; познакомить с историей создания пьесы и ее замыслом.
2.Развивающие: учить учащихся на основе прочитанного драматического произведения понимать систему персонажей, внутреннюю логику их мыслей и поступков, продолжить формировать умение характеристики героев.
3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать нравственные качества личности: уважение к семье, честность, стремление к просвещению.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, рассказ учителя, учащегося, комментированное чтение, анализ текста.
Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ — технологии, технология диалогового взаимодействия.
Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Выполнение теста по балладе В.А.Жуковского «Светлана».
II.Беседа.
Повторение понятия «комедия классицизма».
Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения — отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).
2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь
В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.
Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально — политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.
III.Объяснение нового материала.
1. Слово учителя. Комедия Л. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
2.Запись в тетрадь.
Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.
3. Беседа по вопросам.
Учитель:
__ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма?
— Какие элементы сюжета вы знаете?
— Какие из них являются главными, какие второстепенными?
— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
— Возможна ли их перестановка?
— Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к последующему восприятию комедии как новаторского произведения.
4. Анализ списка действующих лиц.
Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:
-
Говорящие фамилии.
-
Фамусов (от лат.Fата — молва), Репетилов (от франц. гере1ег — повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…
-
Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
-
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
-
Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
5.Индивидуальное домашнее задание. Учащийся делает сообщение о П. Я.Чаадаеве.
На экране — портрет П.Я.Чаадаева.
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821
внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828—1830-х годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».
(Несколько слов о произведении).
Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?
6. Чтение I действия комедии.
Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.
Явление 1—5.
— Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)
— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
— Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
— Какие герои и ситуации комичны?
— Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?
Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»),
Явление 7.
— Как и каким появляется Чацкий?
— Как встречает его Софья?
— Что раздражает Софью в Чацком?
— Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
— Против чего направлена ирония героя?
После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.
IV. Закрепление. Запись в тетрадь.
Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»
V .Домашнее задание:
-
Прочитать II действие.
2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».
3. Выучить конспект урока.