И. А. Гончаров посредством критической статьи дал оценку комедии “Горе от ума”.
Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается свежестью и крепкой живучестью.
Вся пьеса представляет кругом знакомых читателю лиц. Одни ценят в комедии картину московских нравов. Другие дорожат солью языка, живой сатирой – моралью. Но “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва.
Фактически сразу публика разнесла рукопись на клочья, на стихи. Соль, эпиграмма, разговорный стих никогда не умрут, как и сам живой русский ум, который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь в свой замок. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.
Герой Чацкий не только умнее всех прочих лиц. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Он, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век, и в этом всё его значение, и весь “ум”.
Фамусов чертит ему такой грубый и уродливый рисунок раболепства, что Чацкий не вытерпел и в свою очередь сделал параллель века “минувшего” с веком “нынешним”. Завязывается борьба, важная и серьёзная, целая битва. На чьей стороне победа? По пословице “Один в поле не воин”? – Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик, и – всегда жертва.
Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Эта борьба его истомила. Он ослабел от “мильона терзаний”. Его роль – роль страдательная, хотя она в то же время и всегда победительная. Он действовал один день, но последствия отразились на всей Москве и России. Он брызнул на заглохшую почву живой водой.
Опубликовано 31 января, 2019
На чтение 12 мин Просмотров 18.5к. Опубликовано 20.01.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Мильон терзаний» за 1 минуту и подробно за 7 минут.
Очень краткий пересказ критического этюда «Мильон терзаний»
На основе анализа действий Чацкого, признанного автором самым умным героем пьесы «Горе от ума», в критическом этюде перед читателем разворачивается картина исторической эпохи с царящими в ней нравами.
Представителем свежих новых веяний выступает искренне влюбленный в Софью — Чацкий. Он неожиданно сталкивается с непонятной холодностью девушки. Это вызывает его беспокойство, переходящее в озлобленность и закончившееся открытым конфликтом с московской знатью, отстаивающей собственные устаревшие консервативные представления о нравственности и морали.
Чацкий одинок среди множества людей. Его не понимает воспитанная на французских романах Софья, стремящийся к богатству и почестям Фамусов, двуличный угодливый Молчалин. Порицает юношу собравшаяся на балу толпа из оригинальных типажей, а невеста объявляет его сумасшедшим. Конфликт завершается бегством Чацкого.
И. Гончаров считает, что комедия «Горе от ума» не утратит актуальности при любой эпохе, так как образ одинокого борца за свободу возникает на исторической арене объективно при смене веков.
В этом заключается отличие деятельного, активно развивающегося духовно Чацкого от праздно прожигающих жизнь Онегина, Печорина — персонажей произведений Пушкина и Лермонтова. Такие герои быстро исчезают.
Характеристика и оценка Гончаровым героев:
- Чацкий — основные сюжетные линии комедии концентрируются вокруг этого героя, которому автором отведена главная роль. Чацкий умен, безукоризненно честен. Он деятельный, остроумный, начитанный, искренний. Это сильная личность с собственным мнением и свободолюбивыми мыслями. Ему чужда праздность, легкость чувств. Чацкий серьезно и нежно любит Софью, стремясь жениться на ней. Не найдя поддержки и сочувствия, молодой человек становится беспощадным и саркастичным. Ему приходится бежать из не принявшей свежести его идей Москвы, увозя в душе «мильон терзаний». Чацкий не воин и не победитель. Он застрельщик, обличитель лжи, поэтому его стезя — быть жертвой.
- Софья — противоречивая натура, в которой природой заложены задатки мечтательности, нежности, женской мягкости, горячего участия, живого ума. Но губительное влияние старорежимного воспитания не позволило раскрыть все грани сильного характера. Софье приходится пережить беспощадное разочарование из-за предательства Молчалина, к которому она была благосклонна. Этот удар оказался даже тяжелее, чем «мильон терзаний» Чацкого.
- Молчалин — умеющий угождать и вести себя прилично маленький небогатый чиновник вращается в кругу влиятельных людей. Внешне секретарь Фамусова — это тихий, терпеливый, льстивый, вкрадчивый человек без собственного мнения. Внутренняя его расчетливость, стремление к почестям, лживость, лицемерие раскрывается в сцене, когда он пытается соблазнить служанку Лизу.
- Фамусов — опасающийся за свое однообразное безмятежно-праздное существование отец Софьи мечтает всегда быть почитаемым и богатым «тузом». Он защищает устаревшие нравственные принципы, боится пересудов и отрицательного мнения знатных знакомых, не признает учености, критикует свободолюбивые высказывания Чацкого.
Другие эпизодические герои:
- А. С. Грибоедов (1795-1829) — драматург дворянского происхождения. Поэт, дипломат, композитор.
- А. С. Пушкин (1799-1837) — драматург, поэт. Сын потомственного дворянина, литературный критик, прозаик, публицист, историк. По мнению Гончарова он «плодотворен, силен, громаден».
- М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — поэт, драматург, прозаик, художник.
- Д. И. Фонвизин (1745-1792) — лингвист, литератор, статский советник.
- Онегин — главный герой одноименного популярного романа в стихах А. С. Пушкина, характеризуется Гончаровым как неспособный к активной деятельности молодой человек, стремящийся блистать в обществе, ухаживать за дамами, в том числе, и замужними.
- Печорин — персонаж романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова, по мнению Гончарова, озлоблен на действительность, но не готов активно противостоять ей. Ведет праздный образ жизни, скучает.
- Екатерина II — Императрица Самодержица Всероссийская. Годы правления — 1762-1796.
- Николай I — Император Всероссийский. Годы правления — 1825-1855.
- Скалозуб — потенциальный жених Софьи.
- Горичевы — московская семья, состоящая из утратившего бодрость под влиянием приторной светской жены мужа, превратившегося в опустившегося подкаблучника.
- Графиня-внучка, шесть княжон, старуха Хлестова, княгиня и князь Тугоуховские, угодливый мошенник Загорецкий — это оригинальные представители московской знати, присутствующие на балу.
- Лиза — смешливая веселая служанка Софьи.
Краткое содержание критического этюда «Мильон терзаний» подробно
«Горе от ума» в сравнении с другими произведениями отличается своеобразной моложавостью, особенной свежестью, бодростью и живучестью.
Речь не идет о противопоставлении комедии Грибоедова бессмертным сочинениям гениального Пушкина, а также произведениям других знаменитых писателей: Лермонтова, Фонвизина. Сравнению подлежат передовые герои (например, Онегин, Печорин), которые быстро ушли в прошлое, оставшись только в литературе.
Этого не случилось с пьесой «Горе от ума», которую все восприняли как образцовое произведение, раскрывающееся с разных сторон. Для одних ценностью служит возможность окунуться в атмосферу московских нравов изображаемой в комедии эпохи. Другим интересна насыщенность произведения меткими эпиграммами, живой яркой жгучей сатирой — моралью.
Произведение на примере двадцати лиц охватывает исторический промежуток, начиная от правления Екатерины и заканчивая восхождением на трон императора Николая. В «Горе от ума» отражен самобытный московский дух и сложившиеся в тот период времени нравы.
Конечно, основные черты грибоедовских героев с течением времени видоизменились и не встречаются в действительности в таком ясном прочтении. Но общечеловеческие образцы не исчезают. Остается угодничество, стремление к чинам и почестям.
Яркие четко обозначенные образы всех персонажей, колорит эпохи, живой язык повествования, соединивший меткую шутку, юмор, самобытный ум, злость образуют изящную, необыкновенную, тонкую и одновременно страстную комедию, как сценическую, так и жизненную.
Чацкому, которому А. Пушкин в своем письме, адресованном А. Бестужеву, отказал в уме, отведена главная роль. Грибоедов же уже в названии комедии заранее информирует о том, что этот герой умен. Понять это позволяет его остроумная речь, безукоризненная честность.
Если сравнивать Чацкого, изображенного в роли искреннего деятельного горячего юноши, с Печориным и Онегиным — болезненными паразитирующими порождениями уходящего времени, то герой Грибоедова, начинающий новый век, несомненно, умнее их.
Он учился, путешествовал, много читал, серьезно любил, а не прожигал, тоскуя, праздно свою жизнь. Конечно, Чацкому довелось, не найдя живого сочувствия, испить горькую чашу, в итоге, до дна. Увозит он «мильон терзаний», чем запоминается читателю и зрителю.
В начале действия влюбленный Чацкий, вернувшийся в Москву после трехлетнего отсутствия, сразу появляется у Софьи. Он радуется встрече, смотрит девушке в глаза и вдруг чувствует непривычный холод с ее стороны. Юноша огорчается.
Он озадачен и слегка раздражен. Он пытается, как и раньше, увлечь Софью разговором, пересыпая свою речь меткими характеристиками Москвы и всех присутствующих в доме персонажей. Но его остроты оставляют девушку равнодушной.
Софья резко, с плохо скрываемой злостью, реагирует только на замечания Чацкого о Молчалине. С этого момента практически все действие пьесы раскрывается на фоне разгадывания Чацким причин холодности Софьи, которую он искренне любит.
При следующем посещении он рассеянно отвечает на вопросы Фамусова, почти не замечая его. Интересует Чацкого только Софья. Немного оживило разговор замечание Фамусова о необходимости молодежи учиться у старших. Такое раболепство было не по нраву Чацкому, который возразил, что в век минувший добивался славы тот, у кого «чаще гнулась шея». Однако спор быстро затихает.
Заинтересовали юношу слова Фамусова о Скалозубе и его возможном сватовстве к Софье. Раздражение Чацкого возрастает. Он резко реагирует на похвалы в свой адрес со стороны Фамусова, сожалеющего, что такой умный человек нигде не служит.
С этого момента в комедии разворачивается еще одно важное противостояние многочисленного лагеря «отцов», ярким представителем которых служит стремящийся быть «тузом» Фамусов, с отважным «врагом исканий». Эта сюжетная линия важна для понимания основной цели произведения. Явной победы, по замыслу автора, не одерживает ни одна из сторон.
Параллельно развивается психологически тонко вычерченная пронизывающая все произведение интрига любви. Понимание ситуации для Чацкого наступает после наблюдения обморока Софьи, случившегося, когда Молчалин упал с лошади. Теперь на подозрении у него уже два соперника, что вызывает сильные душевные переживания и муки.
Перед балом он задает Софье прямой вопрос о том, кого девушка любит. Хотя ответ был уклончив, он позволяет понять, что у Чацкого надежды нет. Но он пытается выяснить, чем его соперник лучше.
После того как Софья обрисовывает уступчивый и покорный характер Молчалина, уходит с мыслями, что девушка не может любить такого человека. Но ревность утихла, а душу охладило чувство безнадежности.
Чацкий готов уехать. Однако, его вовлекает другая сторона московской жизни, развернувшаяся среди множества колоритных лиц на балу. Мастерски описываются разные группы, играющие собственную комедию с раскрытием характеров и законченностью действий.
Например, семейство Горичевых, представленное мужем, превратившимся быстро из бодрого человека под воздействием жеманной светской жены в угодливого подкаблучника.
Присутствует принарядившийся контингент невест — графиня-внучка, шесть княжон. Ярко обрисованы представители века прошлого — старуха Хлестова, княгиня, князь Тугоуховский, угодливый мошенник Загорецкий. На балу множество оригинальных лиц.
Чацкий до ухода успел настроить отрицательно против себя своих старых знакомых едкими саркастическими репликами, дав пищу для обсуждения. Его чаша терпения переполнена. Он ищет сочувствия у Софьи, поверяя, как другу, расстроенное душевное состояние.
В этот момент Чацкий не подозревает, что в лагере противников против него уже созрел заговор. Но главный коварный удар наносит Софья, назвав его сумасшедшим. Да и сам Чацкий, утомленный неравной борьбой, утрачивает остроту и точность мысли. Его речь становится бессвязной.
Юноша опускается до некрасивой сцены ревности, когда увидел, как Молчалин встретился с Софьей. Он несправедливо обвиняет девушку, утверждая, что она давала ему надежду. В бешенстве он обрушивает свой гнев на всю толпу предателей, мучителей.
Бежит прочь из Москвы, вынеся собственный беспощадный приговор всему окружению. Уезжает, чтобы найти «оскорбленному чувству» тихий спокойный уголок. Может, если бы не сжигал Чацкого «мильон терзаний», он смог бы остановиться, призвать свой здравый ум и не наделать «этой кутерьмы»? Но ответа он на этот вопрос, конечно, не нашел бы.
Катастрофа, вызванная сверкавшим на протяжении всей пьесы умом Чацкого и разразившаяся в конце комедии, как гром, поразила всех персонажей. Софья, обладающая задатками женской мягкости, живого ума, со стыдом узнала истинный характер Молчалина.
Пострадал и Фамусов, которого, конечно, Чацкий не образумил, но покой того был возмущен беспокойством о мнении московской знати. Молчалину придется скрываться после того, как он выдал свою низменную натуру, признаваясь служанке Лизе, что увлечен ею, а не Софьей. Все знакомые Чацкого, присутствовавшие на балу, попали под его меткие обличения. Это вызовет со временем новые противоречия.
Уже появляются единомышленники Чацкого, породившего раскол обличением отживших истин и лжи. Например, брат Скалозуба оставил службу, начал читать книги.
Положительность Чацкого заключена в требовании свободы выбора. На определенном историческом этапе он сломлен превосходящим количеством старой изжившей себя силы. Но ему удается нанести смертельный, серьезный удар уходящей эпохе качеством свежей жизнеутверждающей силы. Чацкие неизбежно появляются при смене исторических периодов. В этом заключено бессмертие комедии Грибоедова.
При театральной постановке пьесы артистам необходимо при ограниченном пространстве четко и тонко проживать свою роль. Важно донести присутствие в произведении двух, вложенных одна в другую, комедий (любовной интриги и общей эпохальной битвы).
Кратко об истории создания произведения
И. А. Гончаров — действительный статский советник, известный литературный критик, писатель создал критический этюд «Мильон терзаний» в 1872 г. Это произведение, основанное на глубоком анализе комедии «Горе от ума», признано классическим образцом прогрессивной литературно-эстетической мысли.
Анализ произведения
Кроме непосредственно анализа характера и поступков Чацкого И. Гончаров акцентирует внимание на особый колорит московского общества, характерный для переломного момента на рубеже XVIII и XIX в.
Автор спорит с А. Пушкиным, который в своей критике «Горе от ума» посчитал Чацкого не умным человеком. Гончаров утверждает, что главный герой произведения превосходит по уму всех персонажей пьесы.
И. Гончаров дает ценные рекомендации, позволяющие полноценно раскрыть смысл выдающегося бессмертного произведения Грибоедова на театральной сцене. Он считает, что это возможно только при тонкой передаче душевных переживаний каждого героя пьесы.
- Краткие содержания
- Гончаров
- Мильон терзаний
Краткое содержание Мильон терзаний Гончарова
«Мильон терзание» — это критическая статья, которая раскрывает проблематику пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», носит такое название, так как связана с фразой главного героя Чацкого. Многие герои других произведений отходят на второй план, потому что общество нуждается в новом формате персонажа, в связи с переходом к капиталистическому строю. Главный герой, его мысли, действия делают комедию долговечной и актуальной. В статье описывается спадающая роль таких героев как Онегин («Евгений Онегин» А.С. Пушкина) и Печорин («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Чацкий имеет революционные для своего времени взгляды на образование, общественный строй и место каждого человека в обществе. Также Чацкий значительно умнее и выше духовно, чем его предшественники.
Комедии «Горе от ума» присуще описание общественных нравов, характеристика всех типов персонажей, сатирическое изображение города и его жителей. Каждая деталь пьесы имеет свое соответствие в реальной жизни. Из каждого дома взята история или мысль и перенесена на страницы. В художественном смысле отмечается законченность пьесы и острая социальная направленность. Такими характеристиками пьес удостоились лишь творения Пушкина и Гоголя.
Акцентируется внимание на том, что в комедии много говорящих имен, которые со временем стали нарицательными. Представители Фамусовых и Молчалиных будут существовать в обществе до тех пор, пока не исчезнет любовь людей сплетничать, лениться и, конечно же, подхалимничать и заниматься низкопоклонничеством. Чацкому принадлежит главная роль. Грибоедов указал на то, что именно из-за его ума и мыслей ему горько.
Вопреки многим факторам Чацкий был серьезно настроен к сложной деятельности. Он много читал, изучал науки, путешествовал, перенимал опыт, но против его принципов было прислуживаться высшему руководству, при этом, что он был готов выполнять любую работу во благо общества. В разговорах Чацкого и Фамусова раскрывается главная мысль пьесы. Фамусов приверженец традиций, ему удобно жить по налаженной схеме, Чацкий же несет в себе новые веяния и течения. Из-за этого и возникает конфликт. Проблема лишь в том, что Фамусовых в обществе большинство и с ними сложно состязаться. Кому-то одному.
Ключевое место в комедии занимает любовная линия, а точнее треугольник между Софьей, Чацким и Молчалиным. В порыве такой любви главный герой был готов на унижение, но в этом не было никакой необходимости. В словах Чацкого слышалось разочарование и слезы.
Своими резкими, критичными словами и сарказмом Чацкий настраивает большое количество людей против себя. В такие моменты пытался найти у Софьи сочувствие, но даже не заметил того, что готовиться заговор против него. Борьба против всех не прошла без следа, она утомила главного персонажа, все с чем он остался был «мильон терзаний».
Также Гончаров описывает постановку пьесы на сцене. Говорит о том, что нельзя с исторической точностью изображать события, актер всегда должен быть творцом идеалов тех типов, которые были описаны в комедии Грибоедова.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гончаров. Все произведения
- Мильон терзаний
- Обломов
- Обломов по главам и частям
- Обрыв
- Обыкновенная история
- Сон Обломова
- Фрегат Паллада
Мильон терзаний. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Астафьев
Астафьев Виктор известен своими патриотичными произведениями, которые наполнены любовью к огромной и малой Родине. Часто они автобиографичные.
- Краткое содержание Достоевский Мальчики
Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей
- Краткое содержание Остер Вредные советы
Данные советы можно читать только непослушным детям. Когда вы приходите к своему другу на день рождения, подарок лучше с собой не брать, а оставить дома.
- Разные авторы
Кратко произведения разных авторов
- Краткое содержание Екимов Как рассказать
Пятый год подряд с наступлением весны Григорий, сварщик — монтажник и отец двоих детей брал десятидневный отпуск и отправлялся на Дон ловить рыбу.