Краткое содержание «Недоросль»
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 29948.
Обновлено 19 Сентября, 2022
О произведении
Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых.
Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями». Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
Действие пьесы происходит на протяжении суток в начале 1780-х годов в России, в деревне Простаковых.
Главные герои
- Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.
- Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 15 лет, такой же глупый, как и родители, глупый, ленивый, невежестенный. Грубый, жестокий, отца ни во что не ставит, над учителями издевается. Лебезит перед матерью, но только потому, что чувствует в ней силу.
- Правдин – постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их имении, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.
- Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.
- Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.
- Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.
- Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.
Другие персонажи
- Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.
- Еремеевна — няня Митрофана.
- Кутейкин – семинарист, который сам бросил учиться, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики. Учитель Митрофана.
- Вральман – бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни. Учитель Митрофана.
- Цыфиркин – отставной сержант, честный человек, учитель арифметики. Учитель Митрофана.
- Тришка — портной, слуга Простакова.
Краткое содержание
Действие 1
Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, Тришка оправдывается тем, что он не портной. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо, и Тришку прогоняют вон из комнаты.
Заходит разговор о Митрофане: наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал, всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца, а Митрофану так жалко её было: устала ведь. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение, и Митрофан убегает на голубятню.
Скотинин, Простакова и Простаков говорят, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный близкий родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.
Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.
Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Простакова уводит Софью. Забегает слуга и сообщает, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.
Действие 2
Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.
По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она прочит Софью за Митрофана. Скотинин выходит из себя.
Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин с Митрофаном ссорятся по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.
Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Простаковак отправляет сначала Софью, а вслед за ней и Митрофана посмотреть приготовленную для Стародума комнату. Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.
Действие 3
Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Софье. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показывает ему, что горячность не всегда хороша, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.
Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это очень удивляет дядю Софьи.
Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Простакова рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает сестру, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.
Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.
Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Под диктовку Кутейкина Митрофан пишет о себе, что он не человек, а “поношенье человека”, но сам Митрофан даже не понимает, что он пишет. Появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.
Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.
Действие 4
Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том, как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга, но любовь эта должна быть дружеской.
Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью, – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и Милона.
Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Простакова снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.
Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума: кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.
Действие 5
Правдин и Стародум обсуждают, что скоро все узнают: без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные, образованные, воспитанные люди.
Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает: зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям, и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.
Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана: он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.
Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Простакова бросилась обнимать сына: “Один ты у меня остался!” Но Митрофан отталкивает мать: “Отвяжись ты!” Отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить, и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».
И что в итоге?
Простакова и Простаков — лишаются своего имения, теряют сына.
Митрофан — отправляется в столицу на службу.
Правдин — после выполнения задания продолжает работать на государственной службе.
Милон — продолжает служить в армии, собирается жениться на Софье.
Софья — становится невестой Милона.
Стародум — возвращается в Москву, где, вероятнее всего, будет жить вместе с Софьей и Милоном.
Скотинин — возвращается в своё поместье с твёрдым наказом быть более милосердным с крепостными.
Кутейкин — остаётся без жалованья.
Цыфиркин — за свою честность получает плату от Правдина, Стародума и Милона.
Вральман — возвращается на службу к своему прежнему хозяину, Стародуму, в качестве кучера.
Заключение
Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.
Тест по комедии «Недоросль»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Роман Павлушкин
14/18
-
Раяна Муслимова
18/18
-
Елена Шультайс
18/18
-
Гоша Кишенёв
18/18
-
Chika Az
14/18
-
Соня Лойко
18/18
-
Яромир Корнишков
12/18
-
Зоя Васильевна
18/18
-
Даниэль Жестков
16/18
-
Вадим Беккер
17/18
Рейтинг пересказа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 29948.
А какую оценку поставите вы?
На чтение 9 мин Просмотров 95.7к. Опубликовано 24.03.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Недоросль» менее 1 минуты и подробно по действиям за 7 минут.
Очень краткий пересказ пьесы «Недоросль»
Комедийная пьеса «Недоросль» структурно разделена на пять действий, события развиваются во владениях господ Простаковых. Сюжет комедии прост. Сын провинциальных помещиков Митрофан желает жениться на дальней родственнице Софье, осиротевшей и воспитанной с ним в одном доме. На беду, на девушку положил глаз и дядя Митрофана — Тарас Скотинин. Софья находится в трудной ситуации, но появляется её дальний родственник — Старадум, который с помощью чиновника Правдина выводит на чистую воду всё семейство.
В развязке Софья становится женой любимого человека офицера Милона, а имение Простаковых оказывается под государственной опекой за дурное обращение с крепостными. Митрофан уходит в армию.
Главные герои и их характеристика:
- Госпожа Простакова — хозяйка дома, без образования и особого воспитания. Хитрая, грубая и корыстная особа.
- Митрофан Простаков — единственный сын четы Простаковых 16-ти лет. Глупый, безвольный и невоспитанный паренёк.
- Правдин — представитель нового дворянства, олицетворяющий в пьесе закон и порядок. Прибыл в имение Простаковых на постой и с целью разобраться в жестоком отношении хозяев к слугам.
- Стародум — опекун Софьи. Порядочный и умный человек, добившийся в жизни всего самостоятельно и честным путём.
- Софья — воспитанница Простаковых, сирота при приданом. Честная, отзывчивая, образованная девушка.
- Милон — суженый Софьи, потерявший с ней связь на долгое время. Военнослужащий, отличающийся доблестью, храбростью и честью.
- Тарас Скотинин — брат Простаковой, находящийся в постоянных поисках наживы.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Простаков — безвольный и ведомый супруг госпожи Простаковой.
- Еремеевна — нянька сына Простаковых Митрофана.
- Кутейкин — жадный и не очень старательный учитель грамматики.
- Вральман — конюх, представившийся немцем и учителем.
- Цыфиркин — учитель арифметических наук, честный военный в отставке.
- Тришка — слуга в имении Простаковых.
Краткое содержание пьесы «Недоросль» подробно по действиям
Действие I. Одна невеста — два жениха
Госпожа Простакова отчитывает крепостного Тришку за плохо сшитый кафтан для её сына Митрофана. Хотя Тришка предупреждал, что не мастер по шитью. Её супруг, господин Простаков, с ней согласен, а брат Простаковой и дядя Митрофана — Скотинин, считает, что работа сделано добротно. Слугу гонят прочь.
Далее говорят про Митрофанушку, который плохо спал. Отпрыск Простаковых утверждает, что не ел, но на самом деле крепко подкрепился на ужин и всю ночь хлебал квас. Мать жалеет сына, он убегает на голубятню.
Оставшиеся господа обсуждают сватовство Скотинина к Софье, воспитаннице Простаковых. Её единственный родной человек дядя Стародум переехал куда-то в Сибирь и не выходит на связь. Из разговора становится понятно, что жених корыстно желает обогатиться за счёт будущей невесты, сама Софья ему безразлична.
Появляется Софья с письмом от Стародума. Простаковы не верят, что дядя девушки жив. Софья предлагает им прочесть письмо, но выясняется, что никто из них не умеет читать. Послание озвучивает Правдин. Оказывается дядя Софьи, не только не сгинул, но и назначил за ней денежное приданое. Госпожа Простакова задумывается о Софье как о жене своего сына. Женщины уходят. Вбегает слуга и сообщает, что в их деревне остановились на постой солдаты.
Действие II. Появление Милона — настоящего возлюбленного Софьи
Офицер Милон и Правдин оказываются давними знакомыми. Правдин делится с другом, что прибыл в эти края, чтобы «приосанить» Простакову. А Милон приехал сюда в надежде встретить любимую, с которой был разлучен после гибели её родителей, когда её взяла под опеку дальняя родня.
Велением судьбы Софья идёт мимо друзей. Происходит радостная встреча двух любящих сердец. Софья жалуется Милону, что Простакова собралась женить на ней своего глупого отпрыска. Подходит Скотинин, который волнуется, что уедет восвояси ни с чем — без жены и без наследства. Милон и Правдин подбивают его на ссору с сестрой.
Мимо проходят няня Еремеевна и Митрофанушка Простаков. Женщина настаивает, что Митрофану нужно заниматься грамотой, но тот категорически против. Скотинин затевает стычку с племянником по поводу женитьбы на Софье.
Разъяренный Скотинин уходит. Появляется чета Простаковых. Госпожа Простакова льёт лестные речи Милону, хвалит Софью и хвастает, что всё приготовила для встречи Стародума. Простаков и Софья уходят, появляются Кутейкин и Цыфиркин. Педагоги рассказывают Правдину свои истории — как жили, как учились и как попали в имение Простаковых.
Действие III. Возвращение Стародума
Прибывает карета Стародума. Его встречает Правдин. Старый приятель сходу поведал Стародуму о происходящем безобразии в деревне Простаковых и, главное, о том,
что Скотинин и Митрофан «делят» его племянницу Софью. На что Стародум сказал, что не стоит «пороть горячку», прежде чем что-то предпринять — нужно всё взвесить. Он рассказал Правдину о том, где был и что повидал за годы отсутствия.
Затем появляется Софья, дядя и племянница объясняются. В это же время между Простаковой и Скотининым происходит драка, которую удаётся унять Милону. Когда Простакова замечает Стародума, она призывает Митрофана и супруга. Вместе они наигранно рады родственнику и всячески ему льстят.
Стародум объявляет, что хочет увезти Софью в Москву и выдать замуж. Девушка, хоть и не знает, что будущим мужем станет её избранник Милон, с волей дяди соглашается. Зато Скотинин и Простакова бурно пытаются его отговорить от такой затеи. Простакова спешит рассказать, что в её роду обучение в почёте не было, но её сын усерднейшим образом и всеми способами познаёт грамоту и арифметику. Правдин не даёт договорить женщине, сославшись на усталость прибывшего издалека гостя.
Все расходятся, на сцене остаются педагоги Митрофана — учитель арифметики Цыфиркин и грамматики Кутейкин. Оба жалуются на абсолютную бездарность своего ученика и на вечную помеху в образовании Митрофана — немца Вральмана.
Вновь появляются Митрофан и Простакова. Состоится неудачный урок арифметики — мало того Митрофанушка сам не рвётся к знаниям, ему ещё в этом деле активнейшим образом «помогают» матушка и Вральман. После ухода Простаковых учителя вновь ссорятся и хотят побить Вральмана, но тот сбегает.
Действие IV. Стародум намеревается забрать Софью из семьи Простаковых
Между Софьей и Стародумом происходит важная беседа о жизненных ценностях. Дядя объясняет Соне, что богатство не в злате, а в добродетели, в праведных поступках по отношению к другим людям и Отечеству. Он говорит, что должность должна быть заслужена делами, одного названия мало, а муж и жена должны быть одним целым, невзирая на своё происхождение.
Стародум получает письмо, благодаря которому становится ясно, что молодой человек, будущий супруг Софьи, это Милон. Через беседу с офицером Стародум понимает, что он человек высоких моральных качеств. Дядя с радостью благословляет брак.
В разговор постоянно вмешивается Скотинин, пытаясь выставить себя в выгодном свете, но выглядит от этого смешным. Затем появляются Простакова, Правдин и Митрофан. Хозяйка дома продолжает нахваливать просвещённость своего отпрыска. После небольшой проверки становится ясно, что её похвалы ни чем не подкреплены.
Стародум объявляет, что завтра же увозит Софью и выдаёт её замуж. Простакова, Скотинин и Митрофан задумывают перехватить девушку перед отъездом.
Действие V. Всем по заслугам
По приказу Простаковой Еремеевна пытается силой увезти Соню, но ей мешает Милон. Правдин объявляет такое действие вне закона и говорит, что Простаковых за преступление может ждать суровое наказание. Хозяйка дома вымаливает прощение у Софьи, но как только с Простаковой снята печать вины, она намеревается отыграться на слугах, которые упустили шанс выкрасть девушку. Простакову останавливает Правдин, зачитав правительственную грамоту, в которой значится, что всё имение переходит под опеку государства.
Появляются учителя Митрофана. Их рассчитывает уже Правдин, наградив каждого по заслугам: честного Цыфиркина в полной мере, а расчётливого Кутейкина оставляют без гроша. Вральман сознаётся, что он бывший конюх, а не учитель и переходит служить к Стародуму.
Софья, Милон и Стародум уезжают. Митрофан ссорится с матерью и отправляется на военную службу. Простакова в отчаянии — она потеряла всё.
Кратко об истории создания произведения
Первые наброски пьесы датируются 1770-м годом. Для создания произведения Фонвизин обработал большое количество материала — труды пера зарубежных и русских писателей похожей тематики, сатирические статьи и комедии, написанные Екатериной II. Работа завершилась в 1771 году, спустя год прошла её премьера на театральных подмостках, режиссером постановки выступил сам автор. Опубликовали комедию впервые в 1773 году.
Основная идея пьесы «Недоросль» была в раскрытии темы воспитания, повсеместно затрагиваемой в эпоху Просвещения. В процессе создания Фонвизин добавил в свой труд и некоторую социально-политическую проблематику, а название пьесы связал напрямую с указом Петра I Великого о запрете жениться молодым, не получившим образования дворянам, по-другому именуемых «недорослями».
Урок: интегрированный курс «Литература»
Класс : 9
Тема урока :«Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Гуманистический пафос . Особенности композиции. Смешное и трагическое в комедии»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Образовательная.
Познакомить с произведением Д.И. Фонвизина «Недоросль», историей создания и художественными особенностями.
Рассмотреть проблематику произведения.
Дать понятие о гуманистическом пафосе комедии.
Рассмотреть особенности композиции комедии.
- Развивающая.
Развивать умения характеристики образов литературного произведения, умение систематизировать теоретический материал, навыки анализа драматического произведения.
- Воспитательная.
Воспитывать любовь к учебе, уважительное отношение к родителям, гуманистическое мировоззрение, гражданское мировоззрение, стремление быть полезными своему Отечеству
Оборудование: текст комедии Фонвизина «Недоросль», электронная презентация к уроку, тестовые задания , видео-урок по теме, карточки самооценивания, таблицы для характеристики героев, отрывки из спектакля «Недоросль», портрет Фонвизина.
План урока
1. Организация класса — просмотр отрывка из спектакля «Недоросль»-ИКТ
2. Рассказ учителя о комедии «Недоросль», актуализация знаний по теории литературы
2. Проверка д/з – тестовые технологии,
3. Самопроверка //(технологии гуманного образования)
4. Получение новых знаний просмотр видео-урока по теме //элементы дистанционного обучения, ИКТ
5. Составление кластера «Комедия «Недоросль»//рефлексия содержания
6. Создание проблемной ситуации// (элементы проблемного обучения)
7. Характеристика образов (работа в группах) //интерактивные технологии
8. Самооценивание
9. Домашнее задание
10. Подведение итогов урока
11. Оценивание
Ход урока
I. Организация класса.
Просмотр отрывка из спектакля Д.И. Фонвизина «Недоросль». Сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний
1. Рассказ учителя о создании комедии «Ревизор»
Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей[1] — документов, разрешающих вступление в брак
2. Недоросль — недоучка, глупый человек
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провел около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Работа над «недорослем» займет у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 г.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера).
Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок
2. Повторение литературоведческих терминов
Па́фос(от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.
Гуманистический пафос – стремление главных героев к высоким гуманистическим идеалам, их возвышение и утверждение наперекор обстоятельствам и противодействию
Компози́ция (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения»
III. Проверка домашнего задания.
1. Тестовые задания по произведению «Недоросль» — узнай героя
- Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
- Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
- Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такадрянь в глаза лезла.
- Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
- Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
- Софья. Я получила сейчас радостное известно. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.
- Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
- Милон. Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете
- Еремеевна. Да не гневи дядюшку. Вон, изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить.
- Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.
- Стародум. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому.всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного
- Вральман. Матушка мая! Што тепе надопно? Што? Сынок, какоф ест, да тал бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, да в могилу.
2. Самопроверка
IV. Изучение нового материала.
1. Беседа о композиции комедии (учащиеся называют сцены из произведения, которые соответствуют составляющим частям композиции)
- 1. ЭКСПОЗИЦИЯ – сцена примерки кафтана Митрофаном
- 2. ЗАВЯЗКА – получение письма Софьей
- 3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ – Приезд Милона, приезд Стародума, приезд Правдина, соперничество Митрофана и Скотинина за руку Софьи
- 4. КУЛЬМИНАЦИЯ – похищение Софьи
- 5. РАЗВЯЗКА – взятие имения Простаковых под опеку государства
6. ЭПИЛОГ –отторжение Митрофаном матери
2. Просмотр видео урока по теме «Художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
3. Составление кластера для анализа произведения
4. Проверка//самооценивание.
5. Характеристика образов главных героев учителей Митрофанушки (работа в группах)
Митрофан (в переводе с греческого «являющий свою мать») |
|
О воспитаниии образовании |
Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. |
Основные черты характера |
Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный. |
Отношение к другим людям |
Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина). |
Отношение к просвещению |
Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению. |
Отношение кродными близким людям |
Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким — к матери, отцу, нянюшке. |
Особенности речи |
Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи — капризный, пренебрежительный, порой грубый. |
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать. |
|
Госпожа Простакова |
|
История воспитания и образования |
Выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян. |
Основные черты характера |
Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой. |
Отношение к другим людям |
В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее. |
Отношение к просвещению |
Образование излишне: «Без наук люди живут и жили». |
Простакова как помещица |
Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» |
Отношение к родным и близким людям |
Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит. |
Отношение к сыну, Митрофанушке |
Любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего. |
Особенности речи |
О Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок». |
Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. |
Учителя |
|
Учитель математики. |
Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю». |
Учитель русского и церковнославянского языка. |
Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден. |
Учитель истории. |
Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика. |
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда. |
Еремеевна — нянюшка Митрофана |
|
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличительные черты |
В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому. |
Отношение к Митрофану |
Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». |
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы |
У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Живет в постоянном страхе, трепещет перед своей госпожой. |
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность. |
Вывод: могли ли такие учителя воспитать настоящего гражданина, готового служить верой и правдой своему отечеству? Почему?
6. Проверка //самооценивание
7. Проблемный вопрос: «Почему, имея стольких учителей, Митрофанушка остался неучем?
V. Подведение итогов урока. Прием неоконченных предложений.
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравился такой вид работы…
- Я хочу поблагодарить…
- На уроке я работал…
VI. Оценивание.//самоценивание//команда получает одну оценку на всех//капитан может вносить коррективы.
VII. Домашнее задание по выбору
1. Прочитать материал учебника, ответить на вопросы после текста
2. Написать сочинение -автобиографию героя.
3. Подготовить выразительное чтение смешных сцен
4. Составить кластер-характеристику героя.
Дополнения к уроку
Таблица 1. Особенности классицистической комедии
Классицистическая комедия
Классицизм |
Реализм |
Правило трех единств |
социальна проблематика |
Говорящие фамилии героев |
обличение крепостничества |
Деление героев на положительных и отрицательных |
обличение сициальных проблем |
уравновешение героев |
реализм изображения образов |
поучительное содержание |
индивидуализация речи |
правдивое изображение действительности |
|
Раздаточный материал для учащихся
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»
НАЗОВИ ГЕРОЯ КОМЕДИИ
- 1) Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
- 2)При твоих глазах мои ничего не видят.
- 3)И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
- 4) Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
- 5) Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
- 6) Я получила сейчас радостное известно. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.
- 7)Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
- 8)Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете
- 9)Да не гневи дядюшку. Вон, изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить.
- 10) Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.
- 11) Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного
- 12) Матушка мая! Што тепе надопно? Што? Сынок, какоф ест, да тал бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, да в могилу.
Ответы на тестовые задания
МИТРОФАН
ПРОСТАКОВА
ПРОСТАКОВ
СКОТИНИН
МИЛОН
СОФЬЯ
СТАРОДУМ
ПРАВДИН
ЕРЕМЕЕВНА
ЦИФИРКИН
КУТЕЙКИН
ВРАЛЬМАН
План характеристики образа Еремеевны
Еремеевна — нянюшка Митрофана |
|
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличительные черты |
|
Отношение к Митрофану |
|
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы |
|
Отношение к Еремеевне |
|
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность. |
План характеристики образа Простаковой
Госпожа Простакова |
|
История воспитания и образования |
|
Основные черты характера |
. |
Отношение к другим людям |
|
Отношение к просвещению |
|
Простакова как помещица |
|
Отношение к родным и близким людям |
|
Отношение к сыну, Митрофанушке |
. |
Особенности речи |
|
Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. |
План характеристики образов учителей
Учителя |
|
Учитель математики Цифиркин |
|
Учитель русского и церковнославянского языка Кутейкин |
|
Учитель истории Вральман |
|
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда. |
Таблица самооценивания
Группа__________
Фамилия |
Тестовые задания |
Составление кластера |
Характеристика образов |
Составление синквейна |
Средняя оценка |
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
- проблема нравственного разложения дворянства (Простаковы, Скотинин);
- проблема воспитания (Митрофанушка).
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
- чёткое деление персонажей на положительных (Стародум, Софья, Правдин) и отрицательных (Простаковы, Скотинин);
- говорящие фамилии (Простаковы — от слова «простак», Скотинин — «скотина», Вральман — «врать», Милон — «милый», Стародум — «старый (давний, опытный)» + «дума (мысль)»).
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
- Простаков — муж госпожи Простаковой, отец Митрофана. Слабый человек, стремящийся во всём угодить жене и фактически не имеющий собственного мнения.
- Госпожа Простакова — мать Митрофанушки. Властная, самовлюблённая, даже жестокая. Слепо любит Митрофана.
- Митрофан — собственно недоросль. Избалованный и неискренний юноша, упивающийся вседозволенностью.
- Скотинин — брат госпожи Простаковой. Грубый человек, который превыше всего ценит свиней.
- Софья — порядочная и образованная девушка, сирота.
- Стародум — дядя и опекун Софьи.
- Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи.
- Правдин — постоялец Простаковых, чиновник, который в результате вершит справедливость в делах Простаковых.
- Кутейкин — учитель Митрофана, в прошлом семинарист.
- Цыфиркин — учитель Митрофана, в прошлом военный.
- Вральман — учитель Митрофана, в прошлом — обычный кучер.
- Тришка — портной-самоучка.
- Еремеевна — няня Митрофана.
- Слуга Простакова.
- Камердинер Стародума.
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги… А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка […]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «… Люблю свиней, сестрица.».
Поделиться ссылкой
- Краткие содержания
- Фонвизин
- Недоросль
Краткое содержание Фонвизин Недоросль
В рассказе описывается жизнь одной деревенской семьи по фамилии Простаковы. У барыни Простаковой был сын по имени Митрофан. Мать заказала ему кафтан у портного. После чего разозлилась на портного. Потому что кафтан был узким для 16 – летнего Митрофана. Портной Трижка оправдывался, как мог. Но барыня слушать не стала. Ее муж господин Простаков был послушным человеком. В этот раз он высказал свои взгляды насчет узкого кафтана. Также свое мнение высказывает Тарас Скотинин, являющийся братом госпожи. Кафтан сшили для Митрофана ко дню обручения Тараса и Софьи. Софья была родственницей отца Митрофана и жила у них дома. Ее вырастила мать в Москве, а отец скончался. Но полгода назад умерла и мать девушки. После кончины Простаковы взяли ее к себе. Сама Софья не знала, за кого должна выйти замуж.
Через определенное время Софья получает письмо от пропавшего дяди. Тут Простакова расстроилась. Поскольку ее надежды на свадьбу не оправдались. Простакова обвинила Соню в обмане. Но проверить свои догадки не могла. Поскольку она, ее муж и брат не умели читать. Прочитать письмо помог сосед Правдин. В письме было написано, что дядя оставляет своей племяннице все свое состояние. Узнав такую новость, Простакова решает женить на Софьи своего недоросля сына Митрофана. К Правдину приехал его друг Милон, который был офицером. Милон был влюблен в одну девушку, которая осталась сиротой. Но об этом он не рассказывает своему товарищу. Его возлюбленной была Софья. Они встретились и очень сильно обрадовались. Потом Софья рассказывает о скором замужестве за Митрофана. Милон начинает ревновать. Его ревность утихает, когда он узнает о недоразвитости Митрофана.
Узнав об отказе женитьбы, Скотинин приходит в бешенство и набрасывается на Митрофана. Его заслоняет его няня Еремеевна. Учителя приходили сами к Митрофану. Но Митрофан выражает недовольство и говорит, что не хочет учиться. Простакова узнала, что него напал Тарас. Она утешила сына и сказала, что он скоро женится. В селение приезжает дядя Софьи. По дороге он встретился с Правдиным, и они поговорили.
Дядя Стародум приехал освободить Софью от этих невежд Простаковых. Он встретился с племянницей и обещал ее освободить. В это время в комнату вошли Тарас и Простакова. Брат с сестрой там же подрались. Узнав, что приехал богатый дядя Софьи Простакова начинает льстить и проявляет гостеприимность. Простакова рассказала гостю о скорой свадьбе. Стародум категорически против свадьбы. Он обещал, что скоро он увезет Софью в Москву и выдаст ее замуж за достойного человека. От такого заявления Софья очень сильно расстроилась. Потом дядя ей объяснил, что она сама вольна в своих решениях. Простакова расхваливает своего сына и об его образовании.
В конце Стародум, его племянница и Милон уехали из города. А семья Простаковых остались в своей деревне.
Произведение высмеивает жадность и глупость.
Очень кратко
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Фонвизин. Все произведения
- Бригадир
- Недоросль
Недоросль. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Астафьев Веселый солдат
Роман В.П. Астафьева состоит из двух частей. В первой части, которая называется Солдат лечится, главный герой Сергей попадает в госпиталь для лечения полученной боевой травмы.
- Краткое содержание Пантелеев Республика Шкид
В повести рассказывается о воспитанниках учебного учреждения. Шкид – это школа социально – трудового воспитания для подростков. Школа была открыта в 1920 году. Заведение находится в городе Петроград
- Краткое содержание Дойл Последнее дело Холмса
Печальная повесть доктора Ватсона начинается с того, что поздним весенним вечером Шерлок Холмс появляется на пороге дома Ватсонов. Он бледен, худ и немного поранен. Ватсон не видел друга довольно
- Краткое содержание Толстой Живой труп
Пьеса, написанная Львом Николаевичем Толстым Живой труп — это истории любви, тесно переплетающиеся друг с другом. Федор Протасов — пьющий, гуляющий мужчина, который уже давно не любит свою жену Лизу.
- Краткое содержание былины Святогор-богатырь
Основным персонажем произведения является былинный богатырь Святогор, известный по всей Руси своей могучей силой и небывалыми подвигами.
На чтение 15 мин Просмотров 19.9к.
Обновлено 27 апреля, 2021
Представляем вашему вниманию краткое содержание комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» по действиям и явлениям. Это бессмертное произведение, в котором автору удалось в комедийной форме отобразить причины всех бед России – крепостное право, традиционное дворянское воспитание и невежество.
Содержание
- Главные герои
- Краткое содержание
- Действие первое
- Явление 1
- Явление 2
- Явление 3
- Явление 4
- Явление 5
- Явление 6
- Явление 7
- Явление 8
- Действие второе
- Явление 1
- Явление 2
- Явление 3
- Явление 4
- Явление 5
- Явление 6
- Действие третье
- Явление 1
- Явление 2
- Явление 3
- Явление 4
- Явление 5
- Явление 6
- Явление 7
- Явление 8
- Явление 9
- Действие четвёртое
- Явление 1
- Явление 2
- Явление 3
- Явление 4
- Явление 5
- Явление 6
- Явление 7
- Явление 8
- Явление 9
- Действие пятое
- Явление 1
- Явление 2
- Явление 3
- Явление 4
- Явление 5
- Явление 6
- Явление 7
- Явление последнее
Главные герои
Митрофан Терентьевич Простаков – главный герой, недоросль. Избалованный, глупый и неблагодарный юноша 16 лет.
Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Необразованная хитрая дворянка, которая пойдёт на всё ради личной выгоды. Очень любит своего сына.
Терентий Простаков – отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Необразованный дворянин, который ничего из себя не представляет, во всём подчиняется своей жене.
Еремеевна – кормилица Митрофанушки.
Софья – сирота, племянница Стародуба, воспитываемая в доме Простаковых. Честная, милая, образованная и добрая девушка, которую вначале не ценят, а потом мечтают выдать замуж за Митрофанушку.
Стародум – дядя и опекун Софьи. Мудрый и практичный человек, разбогатевший, благодаря своему трудолюбию. Идеи, высказываемые им в комедии, выражают взгляды авторы.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Честный, добрый, образованный и хорошо воспитанный юноша. Ценит людей по поступкам, а не словам.
Тарас Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Грозный, жестокий, необразованный человек. Любит свиней, хочет жениться на Софье.
Адам Адамович Вральман – учитель французского языка и других наук у Митрофанушки. На самом деле бывший кучер Стародума. Нехороший, хитрый, корыстный человек.
Сидорыч Кутейкин – в прошлом семинарист, учит Митрофанушку грамоте. По профессии дьячок, церковнослужитель. Малообразованный человек, бросил учёбу в семинарии на первом курсе.
Пафнутьевич Цыфиркин – сержант в отставке, учит Митрофанушку арифметике. Добрый, честный, простой человек. Не берёт деньги за свои уроки, понимая, что они не принесли успехов.
Краткое содержание
Действие первое
Явление 1
Недовольная госпожаПростакова приказывает привести портного Тришку. Ей не нравится, как он сшил кафтан для Митрофанушки.
Явление 2
Госпожа Простакова ругает портного Тришку за то, что он пошил узкий кафтан Митрофанушке. Тришка оправдывается, что он самоучка и надо было поручить шить кафтан настоящему портному.
Явление 3
Приходит муж госпожи Простаковой. Он боится гнева своей супруги, поэтому неуверенно говорит, что кафтан сидит на сыне мешкавато. Госпожа Простакова возмущена тем, что он не видит изъянов и приказывает ему наказать Тришку.
Явление 4
Вошедший в комнату Тарас Скотинин, брат госпожи Простаковой, говорит, что кафтан сшит «изряднехонько». Госпожа Простакова прогоняет Тришку и велит кормилице Митрофана дать ему завтрак. Выясняется, что любимый сын госпожи Простаковой плохо спал ночью, ему снилось, как его матушка била батюшку. И ему стало очень жаль матушку, которая устала во время этого процесса. Скотинин отмечает, что по всей видимости, Митрофан – маменькин сынок, а не папенькин. Госпожа Простакова предлагает послать за доктором, но Митрофан отказывается и убегает на голубятню.
Явление 5
Скотинин интересуется, где его невеста. Он спрашивает, не пора ли Софье сказать о том, что ее выдают замуж. Но госпожа Простакова считает, что ещё рано.
Господин Простаков вспоминает о том, как они взяли Софью в свой дом. Она была ещё младенцем, как не стало ее отца, а через полгода случился удар с ее мамой. После этого дядя Софьи Стародуб уехал в Сибирь и пропал, поэтому его стали считать тоже умершим. Софья осталась круглой сиротой и Простаковы, будучи родственниками, забрали девочку к себе и стали приглядывать за ее имением.
Далее Скотинин хвалится своим умением собирать оброк с крестьян. Его сестра просит их научить этому и интересуется, чем ему так сильно понравилась Софья. Оказывается, Тарасу понравилась вовсе не девушка, а то, что он любил больше всего в жизни – свиньи, которые водились в ее деревнях.
Явление 6
Входит Софья с письмом в руке и радостно улыбается. Ее дядя Стародуб, которого считали погибшим, приехал в Москву. Госпожа Простакова отказывается в это верить, она говорит, что Софья все выдумала. Софья предлагает ей самой прочесть письмо, но выясняется, что Простакова, ее муж и ее брат не умеют читать.
Явление 7
Появляется Правдин. Госпожа Простакова знакомит его со своим братом, а затем просит прочитать письмо. Из письма становится известно, что Стародум жил в Сибири и несколько лет не мог выйти на связь. За это время он упорным трудом нажил себе приличное состояние и хочет сделать Софью наследницей. Госпожа Простакова тут же бросается обнимать и поздравлять Софью, говоря о том, что лучшей невесты для Митрофана она найти не сможет. Затем она уводит девушку к себе в спальню, для того чтобы поговорить. Скотинин понимает, что никакого сговора в этот день не будет.
Явление 8
Слуга докладывает о том, что в их деревне остановились солдаты. Простаков с досадой говорит о том, что солдаты их разорят. Правдин пытает уверить его в обратном, а затем уводит познакомить с офицером, который ведёт этих солдат.
Действие второе
Явление 1
Выясняется, что Правдин и Милон старые знакомые. Правдин рассказывает приятелю о том, что он определён в здешнее наместничество. Он восхищается местным наместником, считает его честным и отзывчивым человеком. Не называя имён, Правдин рассказывает о Простакове, характеризуя его как глупого помещика, и о его жене – «презлой фурии с адским нравом». Далее он интересуется, надолго ли Милон в этих краях. Оказывается, уже через несколько часов солдаты должны продолжить свой путь в Москву. Милон рад этому, потому что мечтает найти свою возлюбленную, которую после смерти матери забрали какие-то родственники. Этой возлюбленной оказывается Софья.
Явление 2
Софья и Милон не могут нарадоваться неожиданной встрече. Софья жалуется возлюбленному на своих родственников, рассказывает, сколько ей пришлось от них натерпеться. Особенно ей неприятно поведение госпожи Простаковой, которая ради личной выгоды способна на всё. Девушка рассказывает, как Простакова, узнав о её наследстве, решила, во что бы то ни стало, выдать её замуж за своего сына. Милон начинает ревновать, но Софья старается его убедить, что это лишнее. Она не дала ответа на предложение Простаковой, попросив дождаться приезда своего дядюшки.
Явление 3
Неожиданно появляется Скотинин. Он жалуется на то, что сестра привезла его в свою деревню жениться, а теперь отправляет обратно ни с чем. Все очень удивляются тому, что его невестой должна была стать Софья. Милон старается держать себя в руках, он возмущен тем, что Скотинин сравнивает Софью со свиньёй. Правдин останавливает рассуждения Скотинина, говоря о том, что Простакова решила женить на Софье Митрофанушку. Скотинин в гневе обещает избить своего племянника.
Явление 4
Появляются Митрофан и Еремеевна. Скотинин зовёт своего племянника подойти к нему. Митрофан не может понять, в чём дело, почему дядя на него так злится. Тогда Скотинин спрашивает его, хочет ли он жениться, и кидается на племянника, после того, как он признаётся, что уже давно хочет. Правдин останавливает Скотинина, а Еремеевна заслоняет собой Митрофана. Из-за спины кормилицы Митрофанушка кричит дяде, чтобы он проваливал.
Явление 5
Приходят Простаковы. Госпожа Простакова начинается жаловаться на бездействие своего мужа, сравнивая его с телёнком. Она говорит о том, что ей самой приходит вести всё хозяйство: «то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Единственная отрада в жизни Простаковой – её сын Митрофан.
Приходят учителя Митрофана. В одном из них, в учителе арифметики Циферкине, Милон узнаёт отставного солдата из своего гарнизона. А другой учитель – Кутейкин рассказывает, что не доучился в семинарии, «убоявшись бездны премудрости». Теперь он служит дьячком и обучает Митрофана грамоте.
Явление 6
Госпожа Простакова просит Митрофанушку прочитать задания. Тот отказывается, жалуясь на дядюшку, который хотел его побить. Простакова начинает бранить Еремеевну за то, что не заступилась за своего воспитанника. Еремеевна оправдывается, рассказывая, что была готова драться, но Скотинин ушёл. Простакова приказывает накормить учителей, затем уходит из комнаты вместе с Митрофаном. Кутейкин и Циферкин жалеют Еремеевну и отводят её под руки к столу.
Действие третье
Явление 1
В поместье приехал Стародум. Правдин поспешил встретить старого друга. В разговоре он отметил особое обхождение своего товарища и Стародум рассказал, что это всё результат воспитания и образования, данных ему его отцом, который служил при Петре Великом. Тогда, по его словам, люди были более простыми и достойными.
Стародум просит Правдина побыть ещё в комнате, чтобы успокоиться, потому что он слишком разгневан поступком Простаковых. У него было жизненное правило – ничего не делать сгоряча.
Явление 2
Приходит Софья. Стародум сразу узнал племянницу, потому что она была похожа на свою мать. Он говорит, что слышал в Москве о том, что Софья живёт у Простаковых против своей воли. Рассказывает племяннице, что уехал в Сибирь, потому что хотел заработать денег для её будущего, ведь она единственная радость в его жизни и утешение в старости. Правдин замечает, что его товарищ мог бы заработать ещё больше, но Стародум говорит, что ему и так достаточно. Он заработал столько, сколько необходимо для того, чтобы Софья могла выбрать себе достойного жениха, даже если он окажется бедным.
Явление 3
Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Он напоминает им о том, что они брат и сестра. Стародум не может сдержаться от смеха. Простакова вначале выказывает своё недовольство поведением неизвестного гостя, но узнав, кто это, сразу же меняет своё тон и зовёт прислугу.
Явление 4
Вместо заболевшей Палашки приходит Еремеевна, и снова получает незаслуженные оскорбления от хозяйки дома. Простакова велит ей позвать своего мужа и Митрофана. Она сильно суетится из-за приезда Стародуба, называя его вторым родителем, батюшкой и благодетелем.
Явление 5
Госпожа Простакова, её муж и Скотинин бросаются обнимать Стародума, а Митрофанушка пытается поцеловать его руку. Стародуму неприятно подобное поведение. Он при всех говорит Софье, что они на следующий же день уезжают в Москву. Простаковы начинают причитать, что не смогут перенести эту разлуку. Тогда Стародум говорит, что они могут порадоваться за любимую воспитанницу, потому что он нашёл ей жениха, поэтому забирает в Москву. Все поражены данным известием, в том числе и Софья.
Стародум, заметив смятение окружающих, говорит Софье, что примет любой её выбор. Все повеселели после этих слов, а Скотинин принялся сразу же нахваливать себя. Простакова, перебивая брата, стала расхваливать Митрофанушку. Говорила, что они ничего не жалеют для сына, отдают последние деньги на его обучение. Увидев учителей, госпожа Простакова решила познакомить их со Стародумом, но он захотел отдохнуть с дороги и откланялся.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин беседуют и жалуются на свою жизнь. Кутейкин говорит, что уже четыре года учит Митрофана, а тот так и не научился читать. Цыфиркин, в свою очередь, говорит о том, что за три года не смог научить его считать, хотя бы до трёх. Они приходят к выводу, что во всём виноват Адам Адамович Вральман, который мешает Митрофану учиться.
Явление 7
Госпожа Простакова просит своего сыночка поучиться хотя бы для вида, пока Стародум отдыхает. Митрофанушка отвечает: «Не хочу учиться, а хочу жениться», но всё же садится за учебный стол. Простакова присаживается рядом, собирается вязать кошелёк. Митрофан очень грубо обращается с Цыфиркиным и не хочет учить новый материал, его матушка за него заступается. Затем началось занятие грамматикой с Кутейкиным.
Явление 8
Появляется Адам Адамович Вральман и начинает причитать, что учителя хотят уморить ребёнка. Госпожа Простакова соглашается с ним и велит окончить занятия. Кутейкин и Цыфиркин злятся на Вральмана, который не даёт им учить Митрофана. Вральман всячески старается убедить Простакову, что жизнь у Митрофана и без учёбы сложится наилучшим образом. Митрофанушка убегает.
Явление 9
Цыфиркин и Кутейкин упрекают Вральмана в том, что он сам ничего не делает и другим не даёт заниматься своим делом. Затем учителя набрасываются на Адам Адамовича, но он убегает.
Действие четвёртое
Явление 1
Софья ждёт, когда её дядя выйдет из своей комнаты. Чтобы скоротать время она решает почитать книгу, но размышления не дают ей вникать в то, что она читает.
Явление 2
Появляется Стародум. Он интересуется, какую книгу читает Софья и даёт ей советы, пытаясь научить разбираться в людях. Он говорит о том, что в мире много завистников, не достойных почтения. Поэтому нужно жить по совести и ценить в людях, прежде всего, благонравие, без него умный человек – чудовище. Софья признаётся Стародуму, что все его слова задевают её сердце, она сама об этом думала, но никак не могла изъяснить свои мысли.
Явление 3
Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Стародум делает вид, что не может прочитать его без очков и просит Софью принести их. На самом деле он хотел прочитать письмо наедине.
Явление 4
Стародуму написал его хороший друг, за племянника которого он хотел выдать замуж Софью. Этого юношу звали Милон. Стародум не знал его лично, но слышал, что все окружающие считают его честным и достойным человеком.
Явление 5
Софья приносит очки своему дяде. Стародум говорит, что это письмо принадлежит Софье, так как в нём идёт речь о её возможном женихе. Софья смущается и собирается в чём-то признаться дяде.
Явление 6
В комнату заходят Правдин и Милон. Правдин представляет Стародубу своего приятеля офицера. Стародуб спрашивает у Милона, не приходится ли ему родственником граф Честан. Милон говорит, что это его дядя. Стародум рад знакомству, а после дальнейшего разговора всей душой располагается к этому юноше. Затем он с радостью сообщает Софье, что она выбрала себе того, кого он сам ей собирался предложить в мужья. Софья признаётся, что любит Милона. Стародум восхищённо соединяет их руки и даёт своё согласие. Все счастливы.
Явление 7
Появляется Скотинин. Он старается убедить Стародума, что Софья будет счастлива, став его женой. Стародума веселит происходящее.
Явление 8
Входит госпожа Простакова, её муж, Митрофан и Еремеевна. Простакова интересуется, хорошо ли отдохнул Стародум, а затем предлагает ему посмотреть, чему научился её сынок. Демонстрируя своё знание грамматики, Митрофан говорит, что слово дверь – это прилагательна, так как она приложена к своему месту. Правдин с сарказмом замечает, что в грамматике Митрофан силён. Простакова не понимает, что над ними насмехаются. Она говорит, что без наук люди жили и живут, поэтому всё, чего не знает Митрофанушка, – вздор. Стародум замечает, что невежественным людям весьма утешительно считать вздором всё то, чего они не знают. Правдин и Милон уходят.
Явление 9
Стародум говорит Простаковой и Скотинину, что Софья уже сговорена с другим. Госпожа Простакова не хочет с этим мириться и придумывает, как добиться своего. Она приказывает подать карету к заднему крыльцу за час до отъезда Стародума, а Еремеевне велит сторожить дверь Софьи. Становится понятно, что Простакова решила насильно выдать Софью замуж за своего сына.
Действие пятое
Явление 1
Правдин рассказывает Стародуму о том, что у него появился способ унять бесчинство Простаковой. Ему было поручено взять под опеку дом и деревни, как только пострадают подвластные злой помещице люди. Их разговор прерывает какой-то шум.
Явление 2
Милон с обнаженной шпагой отталкивает от Софьи Еремеевну и кричит, чтобы никто не смел подходить к его возлюбленной. Софья подбегает к Стародуму и просит защитить её. Выясняется, что Милон стал свидетелем того, как Софью насильно пытались посадить в карету. Еремеевна признаётся, что её собирались обвенчать с Митрофаном.
Явление 3
Появляется госпожа Простакова с мужем и её сын. Правдин говорит о том, что Стародуб и Милон имеют полное право требовать от правительства строгое наказание для обидчиков. Простаковы в испуге бросаются на колени и просят прощения.
Явление 4
Стародум и Софья прощают обидчиков. Простакова тут же начинает грозиться своим слугам скорой расправой, обещает наказать того, кто выпустил из рук Софью. Она говорит, что вправе делать со своими людьми всё, что захочет. Правдин опровергает её слова, говоря, что тиранствовать никто не имеет права. Простакова не слушает его и собирается идти исполнять задуманное, но Правдин останавливает её, а затем начинает читать вслух правительственный приказ. Там говорится о том, что он должен взять в опеку дом Простаковых и их деревни из-за бесчеловечия хозяйки. Простакова вне себя от горя, а Скотинин торопится уйти, чтобы его не постигла подобная участь.
Явление 5
Простакова просит Правдина не исполнять указ или дать ей хотя бы отсрочку на три дня. Как аргумент приводит то, что ей нужно рассчитаться с долгами, к примеру, доплатить учителям. Правдин требует привести всех учителей.
Явление 6
Еремеевна приводит всех учителей. Стародум узнаёт во Вральмане своего бывшего кучера. Все присутствующие удивляются. Вральман признаётся, что не мог найти работу кучера в Москве, поэтому пошёл на обман, чтобы не умереть с голода.
Правдин объявляет, что теперь он опекун этого дома, поэтому отпускает учителей. Кутейкин требует расчёта, Простакова возмущается его наглостью и называет ненасытной душой. Когда дело доходит до Цыфиркина, он говорит, что ему ничего не надо, несмотря на то, что ему должны за целый год работы. Он объясняет это тем, что ученик ничему у него не научился за всё это время. Стародум восхищается честностью Цыфиркина, а затем он, Милон и Правдин дают ему денег. Вральман просится обратно кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает Стародуму, что его карета готова. Стародум разрешает Вральману отвезти себя.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Госпожа Простакова в это время бросается обнимать своего сына, говоря о том, что теперь он один у неё остался. Митрофан грубо отталкивает мать, и она падает в обморок. Софья и Еремеевна помогают Простаковой подняться. Правдин упрекает Митрофана, говоря о том, что именно безумная любовь к сыну и довела госпожу Простакову до несчастья. Затем он решает отправить Митрофана служить. Очнувшись, Простакова в отчаянии говорит о том, что она погибает, ведь у неё нет больше власти и сына.
Стародум подводит итог всему произошедшему словами: «Вот злонравия достойные плоды!».
Конец комедии