Конспект урока литературы в 7 классе
Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина».
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
Образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;
Развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;
Воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок – размышление.
Основные понятия урока: повесть, тема, проблема, сюжет, притча. Образ «маленького человека».
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Оборудование: экран, компьютер, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя:
— Ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие на тройке коней, как во времена А. С. Пушкина, по просторам нашей родины.
— После долгого путешествия мы остановились на почтовой станции.
Перед учащимися появляется портрет А. С. Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции.
Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями. В более ранние времена, соответствующие скорой ямской гоньбе, такое место называлось ямом.
Определение учащимися (самостоятельно) темы и целей урока.
— О каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы догадались?
— Речь пойдет о повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина».
Тема нашего урока: «Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе».
Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Целеполагание.
Учитель:
— Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?
Кто такой «маленький человек»? Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека?
Мотивационный этап.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Учитель:
— Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял фильм по этому произведению. Роль Самсона Вырина сыграл Николай Пастухов.
Сообщение ученика:
Уникальный факт: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт он в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».
Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кот отвечал за эту работу называли станционными смотрителями.
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».
Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».
3. Закрепление изученного. Работа над текстом.
А. Словарная работа.
— Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель», «повествователь»?
́
Подорожная — в 18—19 вв. письм. свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. П. выдавалась губ. или уезд. властями и удостоверяла право получить на почтовой станции опред. кол-во лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего. Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.
Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).
— Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.
— Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?
— Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.
К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России. Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?
Б. Анализ произведения.
— Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?
(мелкий чиновник)
— Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.
Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.
— Как автор относится к главному герою?
(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)
— А в чём трагедия Самсона Вырина?
— Назовите главных героев повести?
Выразительное чтение текста.
Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к
общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».
— Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?
— Каким мы увидели его впервые?
— Найдите в повести другой портрет этот героя.
-Что изменилось в этом портрете?
-Чем вызваны были эти перемены?
Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.
— Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).
Учитель вводит понятие «маленького» человека в литературе. Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
— Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?
— Переходим к образу другого героя – его дочери.
— Подготовьте устный рассказ «Портрет Дуни».
-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?
-Подтвердите цитатами.
Рефлексивный этап.
— Попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?» Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним особенности жанра «поучение».
(Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).
Зачитывание поучений.
4. Итог урока.
— Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
— Что вы унесете сегодня с урока?
— Над чем задумались?
— Каким высказыванием вы бы закончили урок:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
— Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
5. Домашнее задание: напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
Ключевые слова:
А.С.Пушкин,
«Станционный смотритель»,
повесть,
«маленький человек»
1. Актуализация знаний
Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?
Давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности.(251364). Произведения А.С.Пушкина отличаются необыкновенной глубиной, в них затрагивается много проблем. Выделите их, опираясь на иллюстрации.
Презентация
2. Операционно-исполнительский этап
Постановка проблемы.
Какая проблема является основной? Кто считает, что это «отношения между родителями и детьми, поднимите руки и возьмите жетоны. «Неравный брак» — поднимите руки и возьмите жетоны. «Трагедия « маленького человека»?
Как выяснить, кто прав? (обратиться к тексту произведения). Итак, тема урока «Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какие задачи мы ставим? (Изучить основные проблемы и выявить главную).
Мы будем работать в группе. Каждая исследует свою проблему. Объединитесь в группы в зависимости от вашего выбора. Выберите капитана. Помните: успех группы зависит от каждого ее члена. Задача капитана – организовать совместную работу. Ознакомьтесь с материалами и распределите задания. Не забывайте обсуждать вопросы. Мнение каждого очень ценно!
3. Обсуждение заданий
Выступление групп с результатами исследований.
1 группа
Проблема «неравного» брака
1. В каких случаях брак считается «неравным»? (Неравный брак – это брак, заключенный между людьми разного возраста, разных сословий и разного финансового положения). О каком неравенстве идет речь в повести?
2. Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.
3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?
4. Выдели основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).
5. Расскажи историю похищения Дуни от ее лица.
6. Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)
7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)
8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)
9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)
Выводы: Какие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишлся дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды.Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)
2 группа
«Отношения между родителями и детьми»
1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?
«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сертук с тремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)
2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)
3. Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.
Через полчаса после отъезда дочери |
Мучительное волнение |
Отец узнает, что дочери не было в церкви |
Сердце его начало ныть |
Самсон дожидается возвращения курьерской тройки |
Убийственное известие |
Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром |
Смотритель пошел домой ни жив ни мертв |
Объясни состояние героя. Как оно его характеризует?
4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность? (Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца.)
5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?
Перед вами картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему эта притча получила такое название.
6. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.
7. Расскажи «Притчу о блудном сыне».
Евангельская притча
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)
В чем заключается ее смысл?
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи?
Попробуйте «войти в картину» и прочувствовать состояние героев. Сейчас вы в роли отца: встречаете вернувшегося сына и прикасаетесь к нему. Что ощущаете? А теперь вы в роли сына: склоняете голову перед отцом, стоя на коленях. Что ощутили? (Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. В образе отца и сострадание, и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Сын прощен. Оба счастливы)
Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?
8. Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)
9. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?
Сравните репродукцию и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?
Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилось ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?
Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?
Группа 3
Трагедия «маленького человека»
1. Прочитайте эпиграф к повести «Станционный смотритель». Объясни значение слова «диктатор».
Найди в тексте ключевые слова, характеризующие смотрителей. Соответствует ли эпиграф характеру главного героя? Какова роль эпиграфа? (Ключевые слова: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».)
2. Что такое трагедия? Какие события в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?
3. Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)
4. Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).
Почему так поступил Минский?
5. Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над хорошо одетыми людьми привилегированного сословия? (ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвращение смотрителя, убежал)
Просмотр кинофрагмента «Встреча с Дуней». Каким мы видим Вырина в этот момент? Почему Минский считает вправе так себя вести?
6. Что важнее: чин или человек?
7. В начале повести, рассказывая о сословии смотрителей, рассказчик упоминает общеудобное правило: «чин чина почитай». Что оно означает? Какую роль оно сыграло в повести?
Вывод: Кто такой «маленький человек»? В чем трагизм его судьбы?
- Объясни смысл названия повести. Почему она не названа «Самсон Вырин» или «Гусар и девушка»?
- Кто же виноват в трагедии Вырина?
- Какая проблема является центральной?
Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низших ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными качествами. С Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленького человека».
4. Рефлексия
- О чем заставила задуматься повесть?
- Какие моменты урока запомнились больше всего.
- Оцените свою работу на уроке.
5. Домашнее задание
- Но все могло быть и по-другому, напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо. Попробуйте сделать это от ее лица.
- Представьте, что у вас есть возможность написать Дуне письмо и предотвратить беду. Попробуйте это сделать.
Тема урока: А. С. Пушкин «Станционный смотритель»- изображение «маленького человека».
Цели:
-
Образовательные:
-познакомить школьников с содержанием повести, понятием «маленький человек» в литературе;
-раскрыть идейно – художественное своеобразие повести;
-обучение анализу художественного произведения;
-добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;
-развивать умение учащихся работать с текстом;
-развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
-развивать умение давать характеристику действующим лицам;
-ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный
-
Развивающие и коррекционные:
-развивать речь учащихся, ввести термины: нравственность, нравственный, безнравственный
-развитие логического мышления;
-развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;
-следить за произношением учащихся;
-развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
-
Воспитательные
-воспитание гуманного отношения к людям, уважительного отношения к родителям, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок – размышление.
Основные понятия урока: повесть, тема, проблема, сюжет, притча. Образ «маленького человека».
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.
Оборудование: экран, компьютер, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность. Эмоциональный настрой.)
Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Слово учителя:
— Ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие на тройке коней, как во времена А. С. Пушкина, по просторам нашей родины. Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить.
— Вот и мы, после долгого путешествия, остановились на почтовой станции.
(Слайд) Перед учащимися появляется портрет А. С. Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции).
— А вы знаете, что такое почтовые станции? (Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями. В более ранние времена, соответствующие скорой ямской гоньбе, такое место называлось ямом).
Определение учащимися (самостоятельно) темы и целей урока.
— О каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы догадались?
— Речь пойдет о повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина».
Тема нашего урока: (Слайд) «Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека»
Учащиеся записывают в тетради тему урока
2.Целеполагание.
Учитель:
— Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?
(Кто такой «маленький человек»? Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека? )
Это вопросы, на которые мы должны дать ответы в ходе рассмотрения повести.
3.Открытие нового знания. Анализ повести
Учитель: — Вспомним, что такое повесть? (Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни).
Учитель:
— Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял фильм по этому произведению.
(Слайд) Уникальный факт: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт он в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».
Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кто отвечал за эту работу, называли станционными смотрителями.
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Написано произведение осенью 1830 года (14 сентября) в Болдино. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».
Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. В ней изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком».
— Запишите в тетрадь, понятие «маленький человек» в литературе, чуть позже мы дадим ему определение.
— С чего начинается повесть? (На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин).
— Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?
( Повесть начинается с сообщения о профессии станционного смотрителя Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.).
Работа над текстом в группах
Словарная работа.
1.Запишите ключевые слова, характеризующие смотрителей.
(«сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»).
2. Выпишите устаревшие слова и выражения.
Устаревшие слова и выражения
Коллежский регистратор — чиновник низшего класса.
Подьячий — младший чиновник в допетровской Руси
Фельдъегерь — правительственный курьер.
Подорожная — документ на право пользования казенными лошадьми.
На перекладных — меняя лошадей на каждой станции.
Прогоны — плата за пользование лошадьми.
— Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.
— Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя? (Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности).
— Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?
(Мелкий чиновник. Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).
— Через повествователя мы узнаём об авторской позиции. (Авторская позиция—это отношение автора к своим героям).
— Как автор относится к главному герою?
(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)
— А в чём трагедия Самсона Вырина?
— Назовите главных героев повести?
— Вернемся к вашим записям, которые характеризуют смотрителей. (Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»).
— Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?
— Каким мы увидели его впервые? (С.99)
— Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).
Записи в тетрадях:
(Слайд)1 встреча 2 встреча
свежий седина
бодрый морщины
мужчина небритое лицо
сгорбленная спина
хилый старик
— Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления? (Антитеза)
Запись понятия «антитеза».
— Чем были вызваны эти перемены?
— Какие качества в характере Вырина вам понравились? (Робкий, слабый, забитый, беспомощный, униженный, бесправный, но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства это вызывает уважение).
— Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства (с.105).
— Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.
(Слайд)- А теперь посмотрите на иллюстрацию «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М.Добужинский. 1905 г.
— Какой эпизод изобразил художник?
— Сумел ли он передать чувства героя?
— Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?
— Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)
— Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?
Учитель вводит понятие «маленький человек». Учащиеся записывают определение в тетрадь.
(Слайд) Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
— Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?
— Переходим к образу другого героя – его дочери.
— Подготовьте устный рассказ «Портрет Дуни».
-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?
-Подтвердите цитатами. СМОТРЕТЬ ПО ВРЕМЕНИ!!!
5. Рефлексивный этап.
— Попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?» Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним особенности жанра «поучение». (Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).
Зачитывание поучений 1-2 уч-ся.
6 Итог урока.
— Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
— Что вы унесете сегодня с урока?
— Над чем задумались?
— Каким высказыванием вы бы закончили урок:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)
«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)
— Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.
Оцениваю работу учащихся на уроке.
6. Домашнее задание: напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»