Конспект по рассказу светлана

Тема:  В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
  2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

— Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)

— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

 Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

 Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

 С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока.

К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

  1. Проверка индивидуальных домашних заданий

— Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

— Первое задание  — найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

— Второе задание – вспомнить характерные  признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)

  1. Анализ произведения
  1. Исследовательская работа

— А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

— Ответ 1 варианта  на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

— Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

— Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

— Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

— Символом чего является голубь? (В народе  — символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

— А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

— Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

2. Анализ поэтического текста.

Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

 Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

 как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

— Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

— Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только  показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

— Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

— Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

— В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

— Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

 Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

— Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

— Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

— Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

— Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

— Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

цвет

значение

доводы

местоположение

белый

печаль

снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

сон Светланы

белый

чистота

белая скатерть, белый голубь

И наяву (до сна) и во сне Светланы

чёрный

печаль

чёрная даль, чёрный ворон

сон Светланы

алый

теплота, забота, нежность

«пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого

пробуждение Светланы

— Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

— Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

— И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

 4. Подведение итогов

— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

— В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии. (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание — Выучить отрывок из баллады

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.

«Светлана» (В. Жуковский)

Цитата: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…».

История создания

Жуковский был увлечён романтической поэзией. Особенно ему нравилась баллада Г. Бюргера «Ленора» (история о девушке, которую крадёт жених-мертвец»). Именно этот сюжет и лёг в основу «Светланы». Правда, Жуковский изменил финал: встреча с мёртвым женихом оказывается страшным сном, а жених жив и возвращается к любимой.

Баллада «Светлана» стала свадебным подарком: Жуковский подарил её сестре своей возлюбленной Александре Протасовой, когда та выходила замуж.

Значение произведения

«Светлана» очень быстро приобрела широкую популярность: прежде таких захватывающих историй о любви в русской литературе не было.

Появление имени Светлана и последующее внесение его в святцы исследователи связывают именно с балладой Жуковского. Прежде это имя использовалось преимущественно в качестве названия для кораблей и прочих судов.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: баллада.

Тема

Баллада представляет собой историю о разлучённых возлюбленных. В ней можно отследить темы верности и судьбы. Итог баллады таков: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном.

Краткое содержание

Все девушки гадают на жениха, а Светлана грустит: её жених уехал и не даёт знать о себе. Девушка решается на гадание с зеркалом, и в процессе гадания за её спиной появляется жених Светланы. Он увозит девушку: «Поп уж в церкви ждёт… / Хор венчальну песнь поёт».

Они едут по степи. Ночь. Светлане страшно. Светлана с женихом проезжают мимо церкви, где идёт отпевание покойника. Жених Светланы необыкновенно бледен и молчалив.

Сани с женихом и невестой останавливаются у избушки. И тут же жених вместе с санями и лошадьми пропадает. Светлана решается войти в строение. В комнате на столе стоит гроб. Светлана молится. Мертвец начинает стонать и шевелиться, но прилетает белый голубь, садится на грудь мёртвого и тот затихает. Светлана с ужасом узнаёт в мертвеце своего жениха.

Кричит петух, и Светлана просыпается. Однако сон напугал её: не вещий ли? Светлана садится у окна и видит сани, которые везут её жениха — живого и здорового.

Метрика

  • Размер: четырёхстопный хорей.
  • Рифма: перекрёстная (абаб).

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: радостные эпитеты реальной жизни «звонкий», «статный», «сладостный», «милый»; мрачные эпитеты дурного сна: «унылый», «одинокий», «чёрный», «страшный».

Олицетворение: жалобно кричит сверчок, жутко каркает ворон, петух радуется наступлению утра.

Параллелизм: у Светланы неспокойно на душе — в природе снежная буря, ей радостно — светит солнце.

Риторические вопросы: «Что, подруженька, с тобой?», «Где, в какой ты стороне?», а также многочисленные междометия, которые помогают придать балладе живость.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какого волшебства ждут в балладе «Светлана» подруги главной героини, гадающие в святки?

Ответ. Они ждут замужества.

Какие два цвета многократно упоминаются в балладе?

Ответ. Белый (снег, луна, бледная кожа Светланы, белая скатерть, белый голубь) и чёрный (чернота вдали, чёрный ворон). Такой контраст соотносится с представлениями о дне и ночи, добре и зле. Светлана соприкасается с миром тёмного и мистического, но сама она представляет светлое начало, что и обусловливает счастливую развязку.

Поделиться ссылкой

Обновлено: 09.01.2023

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…

Так начинается баллада. Из гадания девушки хотели узнать, что их ждет впереди. Жуковский описывает гадание на зеркале. Темное зеркало, страх заглянуть в него, увидеть свою судьбу. Все это предстоит Светлане. Будущая жизнь Светланы проносится перед ней в зеркале: неизвестная судьба жениха, разбойничий притон, жених – мертвец. Жуковский применяет прием вьюги и метели, которая стирает все следы, и пишет новую судьбу. С каждой строчкой нагнетается страх, который захватывает и читателя и Светлану. Голубок, прилетевший на грудь мертвеца, спасает Светлану, от страшного будущего. Здесь несчастье – лживый сон;

Страшное гадание оказалось только сном. Пробуждение принесло счастье, приехал жених с горящей любовью в глазах. Как всегда, в балладах Жуковского побеждают человеческие гуманистические чувства.

Вариант №2

В произведении автор рассказывает о девушках, решивших погадать в один крещенский вечер. К Светлане, одной из них, сзади подошёл её жених, бывший на войне, он повёз её в церковь на санях, но в дороге пропал. Девушка зашла в избушку и увидела гроб, в котором лежал её любимый. Светлана сразу же проснулась. Девушка боялась того, что это вещий сон, но опасения не подтвердились, так как тут же с войны приехал её жених.

Образ Светланы в произведении – это некий религиозный символ, девушка уже несколько лет молится и живёт по обычаям церкви, однако, всё же решает погадать. Она не отрекается от Бога даже тогда, когда узнаёт о смерти своего жениха, не снимает крест, когда гадает, и за её веру судьба становится благосклонной, возвращая его девушке.

Другие образы очень смутные, так как большая часть произведения – это сон девушки. Композиция построена на противопоставлении дня и ночи, реальности и фантазии, что очень характерно для произведений романтического направления.

В произведении затронуты проблемы религии. Жуковский знал, что русский человек не был православным на все сто, поскольку, хоть и верил в Христа, молился в церкви и праздновал Пасху, но ещё и отмечал языческие праздники, такие как Новый год и Масленицу. Вдобавок ко всему, люди боялись сглаза, поэтому три раза плевались через плечо, не ели с ножа и сидели на дорожку, то есть были суеверными, что никак не вяжется с православием. Такое происходит и сейчас, поэтому эта баллада Жуковского актуальна и в наши дни.

Произведение учит читателей всей душой верить в Бога, быть преданными ему и никогда не отходить от своих идеалов, принципов. Сон здесь символизирует не просто временное забытье, но и то страшное распутье, на котором находится человек, ищущий веру и правду. Пробуждение – это, наоборот, познание истины и полная гармония в душе у человека. Поэт понимает, что нельзя постоянно жить в своих мыслях и мечтах, не быть твёрдым в своих убеждениях, потому что только отсутствие сомнений приведёт человека к счастливой жизни.

Гадание с перстнем.

Брали чашу с совершенно ровным дном, без всяких рисунков. Наливали в неё три четверти воды и осторожно опускали перстень на середину чаши. Потом через время смотрели через воду в середину опущенного кольца. Так гадающая якобы могла увидеть лицо будущего жениха.

Гадание на воске.

Свечку измельчали и клали кусочки в металлическую ложку .Расплавляли воск над огнём и быстро выливали в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: кто что увидит. Животное означало веселье, радость, исполнение желаний. Башня — очень хороший знак. Человеческая тень – приятное свидание.

Гадание на зеркалах.

Два зеркала равной величины устанавливали одно против другого, освещая их при помощи двух свеч. Когда зеркала установлены и освещены, гадающая должна остаться в комнате одна. Она должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал. Время для гадания точно определить нельзя. Можно просидеть далеко за полночь и ничего не увидеть, можно вздремнуть и во сне увидеть многое.

К. П. Брюллова “Гадающая Светлана”.

Вопросы для конспекта:

1) Василий Жуковский родился в_____________________________

В 14 лет Жуковский поступил в _________________________________________________________

3) Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов

5) В 1831 году Жуковский пишет сказки ________________________________.

6) Творчество Жуковского уникально потому, что _____________________________________

Вопросы для конспекта:

1) Василий Жуковский родился в_____________________________

В 14 лет Жуковский поступил в _________________________________________________________

3) Стихотворение ______________________________принесло Жуковскому известность и поставило его в ряд лучших русских поэтов

5) В 1831 году Жуковский пишет сказки ________________________________.

6) Творчество Жуковского уникально потому, что _____________________________________

Вопросы для конспекта:

1) Василий Жуковский родился в_____________________________

В 14 лет Жуковский поступил в _________________________________________________________

Анализ №3

В анализируемом стихотворении присутствует символика русского фольклора: черный ворон, как вестник смерти; белый голубь, как символ Святого Духа; с криком петуха исчезают все видения. Кроме того, В. А. Жуковский неслучайно использует один из основных мотивов немецкого народного творчества, а именно умыкание невесты мертвецом.

Основная тема стихотворения соответствует теме любви. Именно любовь толкает Светлану на необдуманный поступок, который противоречит православным традициям. Раскрытие темы автор осуществляет на примере традиционных крещенских гаданий незамужних девушек на суженого. Одна из девушек, Светлана, при помощи гадания захотела узнать о судьбе своего жениха, находящегося на войне. В результате Светлана увидела страшное видение: панихиду, метель, избу в заснеженном поле с черным гробом, в котором лежал ее жених. Искренняя молитва помогла Светлане очнуться, видение оказалось кошмарным сном – отражением ее собственных страхов. После пробуждения Светлана видит жениха, благополучно вернувшегося с войны.

Следует отметить, что в отличие от немецкого оригинала во время видения Светлана молится Богу и просит защиты, которую вскоре и получает – ей удается избежать смертельных объятий мертвеца. В то время как Ленора обращается к высшим силам с роптаньем, что ее жених не вернулся с войны, и, как следствие, навлекает на себя беду.

Главной идеей стихотворения является мысль о том, что необходимо верить в Божий промысел и не отступать от его законов, в том числе не прибегать к помощи нечистой силы посредством гаданий, как это сделала Светлана.

Основой композиции стихотворения является противопоставление, главным образом сна и реальности, смерти и жизни, веры и суеверий и т.д.

В своем произведении В. А. Жуковский поднимает несколько проблем. Во-первых, проблема принятия человеком своей судьбы. Несмотря на обрушившиеся на нее страхи, Светлана не обвиняет никого в смерти своего любимого, а кротко молит о его спасении. Таким образом, автор хочет показать силу любви и веры, способные победить злые силы.

Во-вторых, поднимается проблема суеверия, к которому столь склонен русский народ. Наряду с религиозностью, люди продолжают верить в приметы, осуществлять языческие ритуалы.

В отличие от баллады немецкого поэта Жуковский выбирает благополучное завершение истории для главных героев. Кошмарное видение оказывается сном, а реальность представлена счастливой встречей влюбленных. Таким образом, Жуковский хочет лишь преподать урок, не желая жестоко наказывать свою героиню.

9 класс по плану кратко







ТИП УРОК: Урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

ВИД УРОКА: Урок развивающего контроля.

ЦЕЛИ:

Образовательные: Анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении; систематизировать и обобщить знания, повторить и закрепить изученное;

Развивающие: Способствовать развитию речи, творческих способностей и мышления учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность;

Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, верить в светлое, доброе, высокое.

ЗАДАЧИ УРОКА: формировать навык анализа поэтического текста, развивать устную речь обучающихся, развивать образное мышление и воображение, совершенствовать умение работать в группе, в паре.

ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийная презентация, интерактивная доска, рабочие листы группы, документ-камера, MimioVote – беспроводная интерактивная система опроса учеников.

Урок построен на основе применения информационных технологий: работа с интерактивной доской, презентацией, документ-камерой, MimioVote – беспроводной интерактивной системой опроса.

В ходе урока были применены разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Использованы различные виды деятельности: беседа, слово учителя, выступление в группах, работа с разными видами источников знания.

Созданию нужного эмоционального настроя обучающихся способствовало соответствующее оформление кабинета. Материал урока оказался интересным для учащихся. Отмечалась активная работа, высокий темп деятельности. Урок прошел в теплой атмосфере.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся. Урок поставленной цели достиг.

І. Организационный момент.

Учитель приветствует. Организует учащихся к уроку. Учащиеся настраиваются на плодотворную работу.

II. Актуализация прежних знаний.

Вступительное слово учителя. Задает вопросы, актуализирующие знания учащихся. Выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом. Учащиеся слушают объяснение учителя и включаются в обсуждение. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. УУД: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); (Открыт 1 слайд презентации).

(Открыт 2 слайд презентации). Что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера).

Виды баллад: героические, бытовые, любовные.

III. Основная часть урока.

Учитель выдвигает проблему. Сообщает тему, цели, план урока. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Учащиеся с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

Эта баллада была создана на русском материале и сохранила лишь намёк на литературные мотивы первоисточника. Жуковский лишь заимствует у Бюргера традиционный для европейской литературы сюжет: возвращение мёртвого жениха. Как мы называем такой сюжет? (бродячий сюжет)

Работа по теме урока. Учитель предлагает разделиться на группы и обсудить правила работы в группе, выбрать лидера группы. Учащиеся делятся на группы и обсуждают правила поведения в группе. УУД: Установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К). достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л).

Сегодня мы создаем справочник, в котором разместим теоретические сведения по теме нашего урока и к которым еще неоднократно будем обращаться. Работа по созданию справочника будет проводится в группах. Обговорим правила работы в группе.

Проектное задание (Работа в парах, в группах). Учитель сопровождает и контролирует мини-проект. Учащиеся обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз. Заполняют таблицу по предложенным темам.

2 группа: Отражение народных традиций в балладе. Иллюстрации к балладе. (Из предложенных выбрать те, которые отражаются в сюжете баллады, мнение обосновать). (Рабочий лист 2 группы).

Пара учащихся работает над изобразительными средствами, заполняет таблицу тропов, указывает роль. (Рабочий лист пары).

Физминутка. Учитель приглашает учащихся отдохнуть. Учащиеся выполняют упражнения. УУД: Регулятивные.

IV. Подведение итогов:

V. Рефлексия

(Открыт 4 слайд презентации). Учитель предлагает продолжить предложения. Учащиеся отвечают, подводят итог собственной учебной деятельности. УУД: Личностные–адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Сегодня я повторил(а), (что?)

Сегодня я научился(лась)….

Я не совсем понял(а)…

Как я оцениваю свою работу на уроке?

VI. Домашнее задание

4). Кризис первых постдекабристских лет и новый творческий подъем (1826-1841). Тяготение к большим эпическим формам и переводам.

Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского

Начиная свой творческий путь как подражатель и переводчик европейских романтиков, Ж во многом усвоил те черты романтизма , которые были присущи их творчеству.

1). Самое большое значение имеют чувства, жизнь сердца. В основе романтизма лежала идеалистическая философия, согласно которой дух превосходил материю

2). Романтиков не интересовала окружающая действительность. Стихотворения посвящены исследованию чувств: автора или героев. Поэзия подчеркнуто эмоциональна.

3). Высшим существом для романтиков являлся творец, художник. Ему открыты высоты человеческого духа. (Не случайно в элегиях Ж лирический герой – юноша-певец).

4). Для романтизма характерен необычный герой с богатой внутренней жизнью, ярким воображением. Это сильный, страстный человек, часто одинокий и обреченный на непонимание.

5). Романтики не воспринимали окружающую действительность и не обращались к ее исследованию. Писали об идеальном поэтическом мире. Бегство от действительности было возможно в мир фантастики и мистики, в мир прошлого (но идеализированного), в географически удаленные государства (на Восток), использовался фольклор.

6). Смысл романтических произведений – общечеловеческие ценности, историческая конкретика не важна.

7). Романтизм обусловил развитие жанров элегии, романса, послания, поэмы.

Также для творчества Ж характерен мотив памяти , воспоминаний. Жить для Ж – значит помнить. Связь времен, эпох, прошлого, настоящего и будущего очень важна.

Основная идея романтизма Ж – романтическая идея двух миров.

Элегия – это жанр, в котором есть философские размышления, слышится выражение скорби, печали, разочарования, присутствуют мысли о прошлом, воспоминания. Элегия как жанр относится к медитативной лирике.

Он начал этот жанр и утвердил его в России. Под балладой подразумевали краткий рассказ о любви, большей частью несчастной; могилу, крест, привидение, ночь, луну, иногда домовых, ведьм и т.д. В балладе Ж был более глубокий философский смысл. Баллада – народная песня в средние века, прямое выражение романтизма.

Эсхин – эпикуреец, искатель жизненных благ: роскоши, славы, веселья. В конце жизни его не покидает уныние – величайший грех.

Светлана не возроптала на провидение и поэтому обрела счастье. Она стоически отнеслась к жизненным испытаниям, была готова терпеть горе, и была вознаграждена. Но идейный смысл не сводится к этой простой морали. Ж. верит в вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом. Любовь торжествует над смертью – вот романтическая идея баллады.

В эстетике романтиков существовала идея, что слов для выражения поэтической мысли недостаточно.

Он лишь в чистые мгновенья

Бытия бывает к нам

И приносит откровенья,

Чтоб о небе сердце знало

В темной области земной,
Нам туда сквозь покрывало

Он дает взглянуть порой;

И во всем, что здесь прекрасно,

Что наш мир животворит,

Убедительно и ясно

В. Г. Белинский о Жуковском как о первом русском поэте-романтике.

Ж, в понимании Б, первый русский поэт-романтик. В этом отношении Б полемизирует с Полевым, который видит первого русского романтика в Пушкине.

Германн пришел на отпевание старухи в монастыре. Когда он подошел к гробу, ему показалось, что старуха открыла один глаз и подмигнула ему. Лизавету в это время вынесли в обмороке. Ночью Германну явилась старуха и сказала, что она пришла против своей воли. Потом назвала три карты: тройка, семерка и туз помогут выиграть. Только ставить надо одну карту в сутки, после выигрыша никогда не играть и жениться на Лизавете.

Герман все выполнял, как она сказала. Поставил все деньги на тройку, потом на семерку, а на третий день выпала ему вместо туза пиковая дама , и картинка ужасно напоминала старуху, которая смеялась над ним. От горя Германн спятил, сидит теперь в Обуховской больнице в 17-м нумере и твердит: тройка-семерка-туз, тройка-семерка-дама…

Лизавета вышла замуж за очень любезного молодого человека, и она воспитывает бедную родственницу.

В финале произведения возникает мотив возвращения на круги своя. Лизавета Ивановна занимает позицию старой графини – берет в дом бедную родственницу на воспитание. Читатель может предположить вновь повторяющуюся схему борьбы человека за цель неприемлемыми средствами.

Место и время действия

События баллады происходят в начале XIX века в России, в одной из деревень.

Главные герои

  • Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.

Другие персонажи

  • Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.
  • Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.
  • Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

для самых нетерпеливых —

для самых занятых —

для самых крутых —

Краткое содержание

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

И что в итоге?

Светлана – дождалась своего возлюбленного жениха; страшный сон не был пророческим.

Жених Светланы – после долгого отсутствия наконец возвращается к Светлане таким же милым и любящим, как раньше.

Заключение

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Факультет русской филологии и документоведения

Кафедра русского языка и литературы

КОНСПЕКТ УРОКА

студентка 3 курса группы 320761

факультета русской филологии и документоведения

Зимнякова Дарья Владимировна

старший преподаватель кафедры

русского языка и литературы

Миронова Галина Семёновна

Конспект урока

(на основе п/р под ред. В. Я. Коровиной)

Вид урока: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Эпиграф к уроку: Его стихов пленительная сладость // Пройдёт веков завистливую даль… А. С. Пушкин.

Развивающие: умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитывающие: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Письменный экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Что присуще романтизму. (5 мин.) (слайд 2).

Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.

Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

Интерес к фольклору и национальной истории.

Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.

Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т. Г. Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е. А. Баратынского, А. В. Кольцова, А. И. Герцена.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

Учитель: «Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще с баллад. Современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад. Под балладой тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

5. Определение баллады как жанра (5 мин.) (5 слайд).

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями (запись в тетрадь).

— Почему автор начинает балладу с описания крещенского гадания? В крестьянском быту Святки – самый большой праздник. Они длятся почти месяц: с Николина дня (19 дек.) до крещенья (19 января), когда крестьяне, покончив со всеми работами, предаются отдыху.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как эпическое произведение эпическое имеет героев, сюжет.

— Расположите события по порядку.

Девушки гадают в крещенский вечер.

Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

Светлане является её жених и увозит её венчаться.

Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

— Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

— Какие элементы в сюжете реальные?

— Что относится к фантастическому?

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

— Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

5) Баллада имеет композицию.

— Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

Завязка: гадание.

Кульминация: встреча с мертвецом.

Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.

— Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)

— Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)

Вьётся над санями:

Таким образом, пророчество становится не таким страшным.

… в тишине Лёгкое журчанье:

Вот глядит: к ней в

уголок белоснежный голубок с светлыми

глазами, тихо, вея,

прилетел, к ней на перси

тихо сел, обнял их

крылами: но не спит

Лёгкие он крылы;…

Это происходит так же во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).

… шумным
Бьёт крылом петух,

День встречая пеньем.

— Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана — героиня русской баллады.

— Что же мы видим русское, национальное в балладе?

— В чём смысл баллады?

— В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?

— Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады ?

— Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию — счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад — надеждой на радостную, полную любви жизнь?

7. Домашнее задание: (3 мин) (слайд 11).

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На их основе дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

3) Отрывок наизусть (по выбору).

8. Итог урока (3 мин).

— Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

— Что вам понравилось?

— А как бы вы оценили свою работу?

В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Болеее того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.

Вложение Размер
v.a.zhukovskiy_svetlana_nravstvennyy_mir_geroini_ballady.docx 18.04 КБ

Предварительный просмотр:

-развивающие : развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;

-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

3.Чтение и анализ баллады

-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?

(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)

— Какой вам представляется главная героиня – Светлана?

Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)

Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).

— Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)

-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).

-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).

— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).

— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).

-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).

— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).

-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение

полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).

— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).

— Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).

4. Подведение итогов.

Читайте также:

      

  • Конспект по физике 10 класс мякишев работа силы
  •   

  • Охрана общественного порядка конспект
  •   

  • Конспект книги кабалевского как рассказать детям о музыке
  •   

  • Числовые и буквенные выражения конспект урока
  •   

  • Общественный транспорт конспект урока

Краткое содержание «Светлана»

Краткое содержание «Светлана»

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 4553.

Обновлено 9 Февраля, 2022

О произведении

Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».

Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Светланы», которое будет полезным для читательского дневника и анализа книги. Проверить полученные знания поможет специальный тест на нашем сайте.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События баллады происходят в начале XIX века в России, в одной из деревень.

Главные герои

  • Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.

Другие персонажи

  • Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.
  • Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.
  • Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

Краткое содержание

Как-то раз «в крещенский вечерок» собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – «молчалива и грустна» Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья: ее «милый друг далёко», и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях: возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении «в полночь, без обмана» должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана «с тайной робостью» садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится «тихий, легкий шепот».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот «бледен и унылый». Вскоре перед ее глазами появляется «божий храм», наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают «кони, сани и жених». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она «в дверь с молитвою стучит», и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает «белоснежный голубок с светлыми глазами», садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится «тайный мрак грядущих дней». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и «статный гость к крыльцу идет». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

И что в итоге?

Светлана – дождалась своего возлюбленного жениха; страшный сон не был пророческим.

Жених Светланы – после долгого отсутствия наконец возвращается к Светлане таким же милым и любящим, как раньше.

Заключение

Заключение

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной.

После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» рекомендуем прочесть балладу в полном варианте.

Тест по балладе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Нефёдова

    10/10

  • Kelly Klerson

    7/10

  • Даша Яковлева

    10/10

  • Анастасия Музыка

    10/10

  • Державин Гавриил

    6/10

  • Ангелина Васильева

    9/10

  • Ольга Смирнова

    10/10

  • Варя Милеева

    10/10

  • Максим Саркисянц

    10/10

  • Диана Лискина

    10/10

Рейтинг пересказа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 4553.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 5 мин Просмотров 14.4к. Опубликовано 06.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Светлана» за 1 минуту и подробно за 3 минуты

Очень краткий пересказ баллады «Светлана»

Действие начинается с описания девических крещенских гаданий. Незадолго до полуночи Светлана сидит перед зеркалом в надежде что-либо узнать о своем суженом. Незаметно девушка засыпает и видит страшный сон. Жених, сначала молча, везет ее в церковь, где стоит гроб, а затем бросает в степи рядом с избушкой. В ней Светлана вновь сталкивается с женихом, который оказывается мертвецом. Ее спасает от смерти лишь вмешательство добрых сил (белого голубя).

Светлана просыпается ранним утром и видит за окном прекрасный пейзаж. В это время раздается звон колокольчика. Из приехавших саней на крыльцо подымается живой жених девушки.

Главные герой и его характеристика:

  •  Светлана  – девушка, которая уже долгое время страдает от разлуки с любимым человеком. Чтобы отвлечься от тревожных размышлений, она прибегает к гаданию. Светлана видит страшный сон, но на следующий день к ней наконец-то приезжает жених.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Подруги Светланы  – девушки, собравшиеся крещенским вечером для гадания.
  •  Жених Светланы  – молодой человек, вынужденный по какому-то делу покинуть невесту. Целый год он не дает о себе знать и даже посещает беспокоящуюся Светлану во сне в образе мертвеца. Долгая разлука только усиливает радость от встречи на следующее утро.

Краткое содержание баллады «Светлана» подробно

Вечером накануне Крещения девушки гадают на своих женихов. Светлана не принимает участия в затеях подруг. Она грустит о своем любимом, от которого уже целый год нет никаких вестей.

Стараясь развеять горе Светланы, девушки накрывают для нее стол белой скатертью и ставят на него зеркало со свечою. По народным поверьям в полночь в зеркале можно будет увидеть свою судьбу.

Светлана остается одна и с нетерпением всматривается в зеркало. Вскоре она слышит голос своего суженого. Девушка оборачивается и видит жениха, который зовет ее венчаться.

Светлана вместе с милым другом садится в сани и по залитой лунным светом степи отправляется в путь. Постепенно девушка начинает испытывать неясный страх, потому что ее спутник не говорит ни слова.

Сани останавливаются у небольшой церквушки. Через распахнутую дверь Светлана с ужасом видит, что посреди храма стоит гроб. Кони срываются с места и сквозь метель мчатся дальше. Жених по-прежнему молчит.

Наконец, вдалеке показывается какой-то огонек. Сани останавливаются перед небольшой избушкой и исчезают вместе с конями и суженым. Светлана остается одна посреди степи. Единственный выход – зайти в дом. Перекрестившись и проговорив молитву, девушка отворяет дверь.

В избушке никого нет, лишь так же, как и в церкви, стоит гроб, закрытый белым покрывалом. Испуганная Светлана робко усаживается в углу под иконами. К ней на грудь спускается неизвестно откуда взявшийся белый голубь.

Сон Светланы

Вьюга стихает, но Светлана видит, что покрывало начинает шевелиться. Оно внезапно срывается с гроба. Лежащий мертвец пытается подняться. Из гроба даже раздается стон.

Светлана уже готовится к страшной смерти, но белоснежный голубь перелетает на грудь мертвеца. Он в ярости скрежещет зубами, бросает на девушку страшный взгляд и бессильно затихает в гробу. Светлана с изумлением узнает в усопшем своего жениха.

Девушка просыпается за столом перед зеркалом. На дворе раздается крик петуха, в окно пробиваются лучи солнца. Светлана очень напугана. Ей кажется, что ужасный сон предвещает какое-то несчастье.

Мучаясь зловещими предчувствиями, Светлана смотрит в окно. Тут неожиданно вдали показываются сани, раздается веселый звон колокольчика. Приехавшим гостем оказывается живой и здоровый суженый девушки. Счастливая встреча влюбленных предвещает не беду, а долгожданную свадьбу.

Баллада завершается авторским выводом: нужно верить не в страшные приметы, а в свою судьбу.

Кратко об истории создания произведения

«Светлана» была написана и издана Жуковским в 1812 г. Ее сюжет перекликается с первой балладой поэта – «Людмила». В ней мертвый жених забирает несчастную невесту на тот свет. В «Светлана» этот фантастический эпизод становится просто сном, а все произведение получает счастливый финал.

Жуковский посвятил балладу своей племяннице – А. А. Воейковой (Протасовой).

План-конспект урока по русской литературе «Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В.А. Жуковского»

9 класс

Цели и задачи: повторить изученный материал, познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Тип урока: анализ литературного текста.

Оформление урока:  репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою «Светланы», видеофрагменты.

Ход урока

1. Вступительное слово.

-Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса, кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (Василию Андреевичу Жуковскому) Правильно, так сказал юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского». Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

-Тема сегодняшнего урока «Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана» В.А. Жуковского». Мы познакомимся с содержанием и художественными особенностями баллады, покажем национальный колорит произведения, будем продолжать учиться анализировать текст.

2. Актуализация знаний по теории литературы

-Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский? (Русский романтизм)

-Назовите жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

-Вспомним, что такое баллада? 

-Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?

(Светлана – русское имя, означает «светлая» и создает соответственное настроение. Особую популярность это имя приобрело в России после опубликования баллады Жуковского)

3. Словарная работа

— Какие ассоциации возникают у вас со словом «свет».

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

— Назовите антоним слову «свет». Какие ассоциации связаны со словом «тьма»?

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

— В тексте баллады встречаются слова, которые вышли из нашего употребления. Как они называются? (устаревшие слова)

Было задано индивидуальное задание: найти устаревшие слова, которые встретились в произведении и объяснить их значение. (учащийся читает)

4. Аналитическая беседа по тексту

— Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады Бюргера «Ленора».

Видео

Сообщение учащихся

В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.

Гадали как правило на суженого.

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде.

Гадание с зеркалами было самым страшным.

Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга, освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

— Почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

Какой страной представляли Россию раньше, конечно, помимо того, что она была огромной? (Это холодная страна, с вечной зимой).

— А чем занимались в зимнее время девушки на Руси? (Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке)

— Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет, композицию.

Назовите композиционные части и действия в балладе.

Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.

Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.

Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.

Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.

Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.

Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.


— Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы. Каков символический характер пространства и времени? (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

— Назовите героев. (Светлана, подруги, жених Светланы).

— Важную роль в раскрытии образа героини играет диалог (Чтение наизусть по ролям отрывка диалога Светланы с подружками)

— Почему не испытывает веселья Светлана?

— Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

— Кратко перескажите, что происходит во сне Светланы?

— В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ(Дорога – это не только традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) 

— До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

— Следующие символические образы, которые помогают осмыслить балладу «Светлана» — это птицы. Назовите птиц, которые присутствуют в балладе. (Ворон, голубь, петух)

Самостоятельная работа в парах  по рядам

1 ряд – Ворон (В народе: Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти. В балладе:

Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль!…

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным)

2 ряд – Голубь (В народе: Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа. В балладе: …в тишине Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел,обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул

 Лёгкие он крылы;…

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога)

3 ряд – Петух (В народе: Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник. В балладе:

шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз «на границе» зла и добра)

— Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что «наяву» не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне — «нейтрализуется» присутствием голубя.

Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца — это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твёрдость духа Светланы (она — героиня русской баллады).

— Ещё один символ — свет. Что можно сказать про него?

(Свет — конечно, несёт добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком, и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся, и исходящим от луны, хоть и сквозь туман, и даже имя героини отождествляется со светом. Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта Вера не дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение, к любимому суженому)

— Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении.

цвет

значение

доводы

местоположение

белый

печаль

снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона

сон Светланы

белый

чистота

белая скатерть, белый голубь

И наяву (до сна) и во сне Светланы

чёрный

печаль

чёрная даль, чёрный ворон

сон Светланы

алый

теплота, забота, нежность

«пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого

пробуждение Светланы

— Вообще краски, и звуки присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует (до сна — гадания, веселье девушек, и после пробуждения очень много появляется звуков, цвета, эмоции очень разнообразные: от лёгкого трепета после страшного сна до радости, счастья от встречи с любимым). Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живёт, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций, кроме нескольких оттенков печали, не было, как будто жизнь приостановилась, а если она приостановилась, то и прийти, в принципе, наша героиня никуда не смогла бы (по той самой дороге жизни): в том же числе и к трагичному, недоброму финалу.

Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась».

— Цена скачки с мертвым женихом описана автором очень подробно. Почему? (Для нагнетания страха).

— Что еще помогает Жуковскому увеличить ощущение чувства страха?

— Какие образы помогают Светлане спастись?

(Образ «белоснежного голубка», по церковным канонам это Святой Дух).

— И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг «окутывают» Светлану после сна, «кричат» нам о том, что жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не «скинули» с себя впечатления от страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся только прочесть:

Улыбнись, моя краса,
Счастье — пробужденье».

— Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких. Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.

— Баллада отличается большим разнообразием средств художественной выразительности.

Самостоятельная парная работа. Выписать из текста средства художественной выразительности (метафоры мертвое молчанье», «свет-судья лукавый»), эпитеты милый», «статный», «тайный»), сравнения мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день»), олицетворения тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок»), гиперболы тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами»).
— Что русского, национального в этой балладе? (Обряд крещенских гаданий; голубь — символ Духа Святого, защитника чистой души; снежные заносы, одинокая «хижинка под снегом»; утреннее пенье петуха; тройка с колокольчиком)​​​​​​​

5. Подведение итогов урока.

— Какой же смысл в балладе В. А. Жуковского? Почему он посвятил ее любимой племяннице накануне ее свадьбы? (Смысл оптимистичный, светлый. Пусть все печали и тревоги остаются во сне, человек достоин счастья и радости, если он верен своему народу, христианской любви, народным обычаям, если он просто хороший человек.)

Вот такой добрый и дивный подарок получила Александра Протасова, а вместе с ней и все любители русской поэзии.

Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов.

Все  детали русского национального быта так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что «Светлану» без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким она написана.

Верность — заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман)

С верой нет ничего невозможного. (Пословица)

Верность — стойкость и неизменность в чувствах.

Вера — убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.

— Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а романтическая Светлана — героиня русской баллады.

6. Выставление отметок

7.Домашнее задание

Выразительное чтение отрывка или инсценировка отрывка.

8.Рефлексия

На доске плакат с незажжённой свечой.

-Если вы удовлетворены занятием, и оно было полезным для вас, приклейте огонёк к фитилю, если урок был в определённой степени для вас полезен, если вы только почувствовали интерес к теме, приклейте огонёк подальше от фитиля, а если пользы от занятия вы получили мало, не очень поняли, о чём идёт речь, оставьте огонёк на парте

Спасибо за урок!

  • Конспект по рассказу обломов
  • Конспект по рассказу недоросль
  • Конспект по рассказу мильон терзаний краткий
  • Конспект по рассказу мильон терзаний гончаров в сокращении
  • Конспект по рассказу капитанская дочка