НОД от 17.10.Конспект группа старшая (5 лет)
Тема |
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. |
||
Задачи |
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину, развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней |
||
Оборудование:сюжетная картина Ушаковой О. С. «Ежи»,игрушка еж. |
|||
Предварительная работа с детьми: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные». |
|||
Взаимодействие с семьями воспитанников: |
|||
Этапы |
Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей |
Деятельность детей и педагога |
Интеграция образова тельных областей |
Мотивационно –ориентировочный |
1.Беседа о ёжике Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа) Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Игра «Найди ежа» Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…) Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик» — Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».) — Покажите, как ежик пыхтит. (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».) — Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо… Жили- были серый еж и его ….(ежиха) Серый еж был очень тих и ежиха тоже, И ребенок был у них — очень тихий …(ежик). Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек. Еж — отец, ежиха — мать и ребенок-… (ежик). — Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук «ж» (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики). |
Формы, методы, приемы Беседа, демонстрация, игрушки рассказ детей, создание игровой ситуации. |
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Основной |
Прямая речь педагога, варианты ответов детей Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Открывайте глаза. Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине? — Как бы вы назвали эту картину? Динамическая пауза Ребятки в лес пришли к ежу Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) Не умел он топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки») Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки») Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах) -А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине. Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку…. — Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах. (рассказы детей) |
Демонстрация наглядных пособий — картина, рассказ педагога, рассказы детей, создание игровой ситуации. |
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Рефлексивно – оценочный |
-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали. В заключении можно подойти к картине поближе и поискать у ежат нос и уши… |
Рассказы детей. |
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Определения для педагога (по необходимости). |
|||
Последующая работа: |
Определения, термины используемые на НОД Беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», просмотр С. Маршак «Тихая сказка» |
||
Используемые источники: |
Маршак С.Я. «Тихая сказка» http://lukoshko.net/marshak/marsrd5.shtml Гейтерова Е. «Физкультминутки от А до Я». Журнал «Здоровье детей» №7.2009 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1984. Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.:Аквариум., 1995. |
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему
«Рассказывание по картине «Ежи»
из серии картинок «Дикие животные»
Цели:
1. Связная речь. Рассказывание по картине «Ежи». Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных(ежах).
2. Словарная работа. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.
3. Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «ж», учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.
Ход занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Б. Заходера «Еж»:
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
— Знаешь кто мои соседи?
— Лисы, волки и медведи.
Затем спрашивает: «Чем покрыто тело ежа? » (Иголками.)
«Какой еж из-за этого » (Колючий.)
Предлагает послушать загадку про ежа:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)
Задает детям вопрос: «Почему так сказано, что еж — недотрога?»(Потому что он весь в иголках, он не позволяет до себя дотронуться; он колючий, можно уколоться; его нельзя взять голыми руками.)
Загадывает еще одну загадку: «Иглы при себе носит, а шить не умеет.»
Почему так сказано: «Шить не умеет?» «Какие еще есть иголки, для чего они нужны?» (Для шитья.)
Предлагает послушать загадку:»Молодичка — невеличка, тоненька да бела, весь мир одела»- и ответить на вопрос: «Чем похожи иголка ежа и иголка для шитья?»(Они острые, длинные, тонкие и колючие.)
Воспитатель показывает картину «Ежи» (Из серии «Дикие животные».) Предлагает детям внимательно ее рассмотреть и задает вопросы:
«Кто нарисован на этой картине?»
«А у ежа есть семья?» Папа – …(еж). Мама…(ежиха). Детеныш один…(ежонок), много детенышей (ежата)
«Что делает ежиха? Ежата?»
«Что едят ежи?»
«Зачем нужны им иголки?»
«С чем можно сравнить ежа?»
«Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.» (Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф – ф — ф».)
«Покажите, как ежик сердится, пыхтит.» (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)
Физкультминутка.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубком.)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)
Затем воспитатель предлагает детям придумать рассказ про ежей и напоминает, чтобы они не забывали слова, которые говорили о ежах.
«Жили -были ежиха и ежата. Они пошли однажды гулять и пришли на лесную полянку. Ежиха увидела улитку и стала смотреть на нее. Два ежонка смотрели на жука и думали, кто это такой, а один ежонок свернулся в клубок. Жук упал, а ежонок испугался и убрал свою мордочку.»
«Жили — были ежик и ежата. Однажды они пошли гулять. Ежиха — мама увидела улитку. Два маленьких колючих ежонка нашли червячка, смотрят на него и никак не могут его поделить.»
«Жили — были ежики и мама- ежиха. Однажды они пошли в лес. два ежонка поймали жука и не поделили его. смотрят они — под кустом комочек серый.. А это их братец — ежик сжался в комочек от испуга. пока они смотрели на ежика, жук убежал.»
Воспитатель спрашивает детей, чей рассказ им понравился и чем, что нового и интересного они услышали о ежиках в каждом рассказе.
Затем читает детям стихотворение С.Маршака и предлагает закончить некоторые строчки, четко произнося слова-окончания:
Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо…
Жили- были серый еж и его ….(ежиха)
Серый еж был очень тих и ежиха тоже,
И ребенок был у них — очень тихий …(ежик).
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.
Еж — отец, ежиха — мать и ребенок-… (ежик).
Воспитатель просит назвать слова, в которых отчетливо слышится звук «ж» (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).
Дети повторяют последние четыре строки стихотворения, четко произнося все слова, сначала медленно и громко, затем медленно и тихо. Необходимо отметить, что умение оценивать рассказы своих друзей имеет большое влияние на развитие связной речи. Они отмечают интересное содержание, соответствие его заданной теме , использование выразительных средств, характер грамматического оформления. Оценка рассказов, делаемая детьми, способствует развитию умения внимательно слушать текст, следить за развертыванием событий, их последовательностью и завершением.
Список использованных источников:
1. Стих Б. Заходе «Ежик», http://ru-poetry.ru/poetry/17969.
2. Загадки про ежей. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezha.html.
3. Стих С. Маршак «Тихая сказка», http://papinsait.ru/index.php/samuil-marshak-detyam/400-tikhaya-skazka.
Программное содержание:
— формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
— закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
— воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
— развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;
— упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
— развивать внимание, память;
— уточнить знания о жизни диких животных (ежей) в природе;
— воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.
Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.
Предварительная работа:
Чтение рассказов И.Акимушкина «Жил — был ёжик», И.Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.
ХОД:
(дети становятся кругом)
Минутка вхождения в день:
Доброе утро-птицы пропели
Добрые люди-вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам
Солнце встает и идет по делам.
Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
(дети садятся на стульчики полукругом)
— Ребята, скажите, каких лесных животных вы знаете?
— Много живет в лесу животных,
а про кого говорится в этой загадке:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ежик).
(показ иллюстрации на ноутбуке)
— Правильно, ежи очень интересные животные. Живут они семьями, давайте назовем членов семьи ежей:
папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то — ежонок.
-Ёжи обитают в лесу. Живут они в норах. Спина животного покрыта иглами. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Зубы острые. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Ежи приносят пользу — уничтожают вредителей, их нельзя обижать.
— Артем прочитает стихотворение
Трудолюбивый ёжик
Вышел ёжик в лес чуть свет,
Весь в иголочки одет,
А иголочки крепки,
Держат яблочки-грибки,
Ёжик хоть и невелик,
Но трудиться он привык.
Подберёт, засушит впрок
Вместе с яблочком грибок.
Вместе с яблочком грибок.
— Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.
Показ картины «Ежи». Кто нарисован на картине? (ежики).
— Ребята, давайте придумаем название этой картине (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке… ).
Нам нужно составить рассказ по этой картине, рассмотрите ее внимательно и ответьте на вопросы:
- — Что изображено на этой картине? (лесная полянка).
- — А какое время года? (ранняя осень)
- — Что нарисовано на полянке? (пень, трава, ягоды, жука, кузнечика, мох…).
- — Кого вы видите здесь? (ежей)
- — Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).
- — Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей…).
- -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться…).
- — Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
- — Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика…).
- — Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).
— Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)
— Однажды в теплый осенний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.
Ежата маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.
Мама ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать в лесу пищу. Ежиха большая, заботливая, любящая, охраняет от хищников своих ежат.
Один ежонок повстречал на пне большого жука.
Другой ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.
Третий малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.
Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
— Понравился мой рассказ? (да).
— Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.
— Давайте рассмотрим схему:
- Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.
- Затем расскажите, какие ежата.
- Потом опишите маму ежиху.
Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:
- чем занят первый
- кого увидел второй ежонок
- и куда пошел третий.
- И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Заслушиваются по очереди 3-4 ребенка.
После рассказа первого ребенка –
физкультминутка: (под музыку)
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
— Молодцы, ребята.
— Теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение» (с мячом):
Медведь большой, а еж-маленький,
Заяц пушистый, а еж — колючий,
Волк злой, а еж – добрый,
Еж спит днем, а охотится – ночью,
Белка живет в дупле, а еж – в норе,
У лисы-лисята, а у ежихи-ежата,
Один – ежонок, а много – ежата.
— Хорошо, и в конце давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего понравился?
О ком мы сегодня говорили, что новое и интересное узнали о ежах?
— Молодцы, вы все сегодня хорошо позанимались и я приготовила для вас маленький сюрприз – раскраски с изображением ежика. В свободное время вы их раскрасите.
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по
развитию речи в старшей группе
«Рассматривание
картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Цель: Учить самостоятельно составлять рассказ по
картине с
использованием «Мнемотаблицы», привлечение
родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Программное содержание:
1.
Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине,
ориентируясь на «Мнемотаблицу», предложенную воспитателем.
2.
Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в
подборе прилагательных, характеризующих животных.
3.
Закрепить употребление предлогов в речи.
3.
Закрепить правильное произношение звука [ж].
4.
Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Предварительная
работа с детьми: чтение рассказа Акимушкина И. «Жил-был
ежик» с привлечением родителя (законного
представителя) в образовательный процесс.
Оформление:
демонстрационный экран, сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», яблоня, ежик
игрушечный, тропинка, усыпанная осенними листьями, домик тетушки Осени, на
дверях домика висит колокольчик.
Ход
занятия:
Воспитатель:
Здравствуй,
солнце золотое,
Здравствуй,
небо голубое!
Здравствуй,
утро, здравствуй день!
Нам
здороваться не лень!
— Какое
время года у нас сейчас?
— Посмотрите,
ребята, на экран. Здесь изображена ранняя или поздняя осень?/ ранняя
— Почему
вы так думаете?/ листья на деревьях поменяли окраску, деревья стоят в
красивом разноцветном наряде
Игра
«С какого дерева листик?»
(использование
ИКТ)
—
Давайте, угадаем, с какого дерева упал лист.
— С
какого дерева упал этот лист?/ с дуба
— Лист
упал с дуба, значит это лист какой? / дубовый
—
А этот лист, с какого дерева упал?/ с березы
— Какой
это лист? / березовый
И
т.д.
— Умницы!
Дети
садятся на стульчики.
Вдруг
раздается звук «пых» — «пых» — «пых». (Грамзапись).
Воспитатель: Ребята,
кто это пыхтит?/ ответы детей
— Мы
узнаем, когда отгадаем загадку:
Добродушен,
деловит —
Весь
иголками покрыт.
Слышишь
топот шустрых ножек?
Это
наш приятель (ежик).
Воспитатель
показывает ежика, который спрятался под яблоней, укрытый осенними листочками.
Воспитатель: Вспомните,
ребята, какую чистоговорку мы с вами знаем на звук [ж].
У
ежа – ежата, у ужа – ужата.
Воспитатель
предлагает проговорить чистоговорку всем вместе. Проговаривание с детьми.
Игра
«Найди ежа»
— Наш
ежик любит играть в прятки, давайте поиграем с ним. Закрыли глазки – открыли.
Где спрятался ёжик? (Ёжик спрятался за яблоней. Ёжик спрятался под стулом.
Ёжик около яблони. Ежик взобрался на стул.)
—
Молодцы! Вот как весело мы поиграли!
Дыхательное
и имитационное упражнение «Ёжик»
—
А теперь представим, что мы, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит
носик, фыркает.
(Дети,
подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)
—
Покажите, как ежик пыхтит.
(Дети
произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)
— Ребята,
ежик приглашает нас к себе в лес.
Дети
идут по тропинке, усыпанной осенними листьями. В лесу стоит домик, на дверях
висит колокольчик.
— Посмотрите,
домик стоит. Давайте позвоним в колокольчик и узнаем, кто здесь живет.
Выходит
тетушка Осень.
Тетушка
Осень: Здравствуйте, ребята! Я тетушка Осень. Рада видеть
вас. Куда путь держите?
Дети
здороваются.
Воспитатель:
Здравствуйте, тетушка Осень! Мы идем в гости к ежику, только вот не знаем по
какой дороге нам идти.
Тетушка
Осень: Хорошо я вам помогу, но сначала ответьте на вопросы.
Игра
«Продолжи предложение»
(закрепление
изученного по рассказу И. Акимушкина «Жил – был ежик»)
Белка
живет в дупле, а еж – … в норке.
Еж
днем спит, а охотится – …. ночью.
Папа
– еж, а мама — … ежиха.
У
лисы — лисята, а у ежихи — … ежата.
Малыши
– ежата питаются молоком матери, а когда вырастают — питаются … червяками,
жуками, улитками, иногда змеями и мышами, балуют себя ягодами, грибами и
желудями.
Лиса
зимой охотится, а еж зимой — … впадает в спячку.
У
слонихи рождается один слоненок, а у ежихи — … рождаются от двух до десяти
ежат.
Тетушка
Осень: Спасибо, молодцы! Все про ежей вы знаете! А теперь я
покажу вам дорогу.
Тетушка
Осень: Ребята, повторяйте за мной (гимнастика для глаз):
Вот
стоит осенний лес! (Поворот головы)
В
нем много сказок и чудес! (Круговые вращения глаз)
Слева
— сосны (глаза — влево), справа – дуб, (глаза — вправо).
Дятел
сверху тук да тук. (глаза вверх-вниз)
Глазки
ты закрой – открой –
И
картина пред тобой!
Воспитатель:
Посмотрите, а вот и семья ежей. Мы с вами будем составлять рассказ по этой
красивой картине.
Дети
и тетушка Осень садятся на стульчики.
Воспитатель: Внимательно
посмотрите на картину и ответьте на вопросы:
1.
Что
изображено на этой картине? /лесная полянка
2.
А
какое время года? /ранняя осень
3.
Что нарисовано на полянке? /пень,
трава, ягоды, мох, шишки…
4.
Кого
вы видите здесь? /ежей, кузнечика, жука
5.
Сколько
всего ежей на картине? /четверо: мама — ежиха и трое ежат
6.
Какая
мама — ежиха? /большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих
малышей…
7.
Как
вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? /найти пищу, погулять,
побегать, порезвиться…
8.
Ежата
какие? /маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые
9.
Что
делают ежата на полянке? /гуляют, ищут пищу, увидели жука, кузнечика
10.
Как
вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему?
Воспитатель: Ребята,
предлагаю вам придумать название картины. / Семья ежей. Ежиная семейка.
Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке…
Воспитатель:
Послушайте мой рассказ по картине «Ежи»:
Однажды в теплый осенний день мама — ежиха вывела ежат на лесную полянку. Там
росли травка и мох, лежал старый пень, было много ягод и разных насекомых.
Мама
— ежиха наблюдает за своими ежатами и учит их добывать пищу. Ежиха большая,
заботливая, охраняет от хищников своих ежат.
Ежата
маленькие, колючие, любопытные и забавные. Они сразу разбежались по полянке.
Один
ежонок повстречал на пне большого жука.
Другой
ежонок стал охотиться на зеленого кузнечика.
Третий
малыш заметил в траве червяка и поспешил за ним.
Ежатам
очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
Воспитатель:
Давайте покажем, как ежатам нравится гулять на полянке.
Физкультминутка
«Еж»
(под музыку)
Ёж
спешил к себе домой,
Нёс
запасы он с собой.
Через
кочки он скакал,
Быстро
по лесу бежал.
Вдруг
он сел и изменился,
В
шарик круглый превратился.
А
потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
Воспитатель:
Ребята, я приготовила схему-дорожку. Она поможет вам составить рассказ
по картине.
Давайте
рассмотрим схему:
1.
Сначала нужно описать лесную полянку, на которую мама — ежиха привела ежат.
2.
Затем опишите маму – ежиху.
3.
Потом расскажите, какие ежата.
4.
Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что они делают на полянке: чем
занят первый, кого увидел второй ежонок и куда пошел третий.
5.
И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Воспитатель: Составлять
рассказ начнем по цепочке: начинает один, продолжает другой, затем следующий.
—
Молодцы, ребята!
—
Кто хочет рассказать весь рассказ про ежей? /рассказы детей (2-3)
Тетушка
Осень: Молодцы! Рассказы у вас получились интересными! Я
хочу вам подарить веселые раскраски. /передает воспитателю
Воспитатель: Пора
нам, ребята, возвращаться в детский сад, где вы сможете раскрасить милых ежат.
Попрощаемся с тетушкой Осенью и ежами.
По
извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем —
По
лесочкам, по дорожкам в детский сад скорей придем!
—
Где мы с вами сегодня побывали?
—
С кем встретились?
— Что
мы с вами делали? / составляли рассказ с помощью схемы — дорожки
—
Что вам больше всего понравилось?
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи
для детей старшей группы.
Составила: воспитатель Мареева Г. А.
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»
Задачи:
образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным
Оборудование:
Демонстрационный материал:
сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, лист осенний, фотография ежа
Ход НОД
1Сюрпризный момет
Воспитатель: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.
Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках…
Тронешь – и поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это …
Слышите, кто это фырчит? (воспитатель достаёт из за шкафа игрушку – ежа)
2. Игра «Найди ежа»
Воспитатель: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, давайте попробуем его отыскать. Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…)
3. Интересные сведения о еже. Рассматривание фотографии ежа
Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. (Прослушивание в записи звуков ежа) У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят (Почему они спят?), а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.
4. Словесная игра «Расскажи»
Воспитатель: А сейчас вы расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
5.Рассматривание картины
Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Воспитатель выставляет картину «Ежи». Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата. Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья) Какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые…) Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.) Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.) Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.) Какие насекомые изображены на картине?
6. Физкультминутка
Еж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
7. Составление рассказа по картине
Мы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один, продолжает другой. Чтобы было легче рассказывать, используйте план: Где происходит действие? Кто изображён на картине? Опишите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает. Как можно закончить рассказ? Ребята, вам нравятся ежиха и ежата? Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой? Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет — волка, лисы, медведя. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.
8. Игра «Закончи предложение»
медведь большой, а ёж… (маленький)
Заяц пушистый, а еж … (колючий)
Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)
9. Рефлексия
— Ребята, вам понравились наши гости?
— Чей рассказ о ежах вам больше понравился? Чем?
— что нового для себя о ежах вы узнали?
— Спасибо вам за игру! И мне, и ёжику было очень приятно с вами поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.