Конспект урока
Тема: Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Задачи:
-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
— развивать творческое воображение;
-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; высказывают свою точку зрения, оценивают поступки с точки зрения моральной этики;
метапредметные: регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, самостоятельно создают способы решения творческой задачи; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;
предметные: научатся – осознанно воспринимать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получат возможность научиться — узнавать изученные произведения по предметам, находить информацию о произведении в учебнике, выполнять несложные задания в парах и группах, понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
План урока и хронометраж:
№п/п План урока Хронометраж
1 Организационный момент. 2 мин
2 Постановка учебной задачи. 2 мин
4 Слушание произведения. 8 мин
5 Проверка первичного восприятия. 3 мин
6 Моделирование обложки. 5 мин
7 Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения. 5 мин
8 Динамическая пауза. 2 мин
9 Составление диафильма 8 мин
10 Работа в группах. 6 мин
11 Итог урока. Рефлексия. 3 мин
12 Рекомендации для самостоятельной работы. 1 мин
Оборудование урока:
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.
2. Аудиозапись сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка».
3. Листочки, цветные карандаши для моделирования.
4. Компьютерная презентация урока.
5. Карточки с заданиями для работы в парах и группе.
6. Карточки для рефлексии.
I. Организационный момент. — (Слайд №2)
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Какой у нас сейчас урок?
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II.Постановка учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
прогнозировать содержание на основе заголовка.
Цель, которую учитель хочет достичь:
организовать работу в правильном прогнозировании содержания.
Методы организации работы: словесные, наглядные.
-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?
(Встреча с новым произведением).
-Какие умения вам помогут на уроке?
(Внимательно слушать, фантазировать, моделировать,…).
-Сегодня на уроке мы послушаем произведение «Палочка-выручалочка».
-Заголовок произведения «Палочка — выручалочка».( Слайд 3)
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!
— О чём может быть текст с таким названием?
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.
III.Работа по теме урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
моделировать обложку книги;
правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.
Цель, которую учитель хочет достичь:
учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное;
создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.
Методы: словесные (учебный диалог), практические ( моделирование).
1.Работа со сказкой В.Сутеева «Палочка – выручалочка»
Слушание
Прослушивание аудиокниги в исполнении артиста Всеволода Абдулова?
А сейчас вы сядете поудобнее и послушаете произведение «Палочка – выручалочка».
Беседа
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А было ли грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
Моделирование обложки
-Ребята, как вы думаете, что вы послушали?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажем на своих моделях? Какой заместитель возьмем? Покажите. (круг рисуют в воздухе)
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных.
-Покажем это на своих моделях. Какой цвет выберем?
Покажите карандашик. (коричневый)
Давайте посмотрим, если у нашей сказки автор?
-Откройте учебники, найдите и прочитайте, кто написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
— Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора. В какой части модели укажем?
Актуализация знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по предметам.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать работу по повторению изученных произведений.
Методы: игра
-Что вы знаете об авторе произведения? (Слайд 4– фото В.Сутеева)
Д. -Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
Ребята! А вы знакомы с произведениями Сутеева?
Вот мы сейчас и проверим.
-У нас с вами есть повод порадоваться, улыбнуться, нам пришла посылка. Давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, морковь, гриб, игрушка-кошка).
— Из каких произведений эти предметы?
— Прочитайте заголовок сказки. Обозначим заголовок в модели. В какой части модели?
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
-Сутеев «Палочка — выручалочка». Эта сказка о животных.
-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.
(Учитель собирает модели и соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)
-Кто являются оформителями данной книжечки?
— Ученики 1 б класса.
-Где эта книга родилась?
-г.Тосно Сош №4
— Книга оформлена под руководством Шадриной И.Л..
-Я поздравляю вас, в нашей «Библиотечке развития» появилась ещё одна новая книга.
Динамическая пауза
Вы, наверное, устали? Да!
И, поэтому, все встали!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
А теперь все замолчали,
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали
Анализ содержания
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.
Цель, которую учитель хочет достичь:
-развивать творческое воображение;
-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
-составлять диафильм
Методы: словесные, работа в парах и группах
-Кто главные герои в сказке? (Слайд № 5 )
-Ёжик и Заяц.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
Работа в парах.
-А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев.
-Ваша задача: подумайте, каким был ёж и заяц.
-Соедините стрелочкой (волшебной нитью), какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?
воспитанный
вежливый
грубый
смелый Ёжик
невоспитанный
добрый
умный Заяц
трусливый
находчивый
Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает, какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.
— Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.(берутся за руки и поднимают руки вверх)
(Слайд № 5).
ежик заяц
воспитанный невоспитанный
вежливый грубый
смелый трусливый
добрый благодарный
умный
находчивый
— Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Каким он стал?
-Как автор относится к Ежу? К Зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?
-«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»(Слайд6)
-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка?(Слайд7)
— Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
Физминутка для глаз (Слайд
2. Рассказывание сказки. (Слайды 11-23)
Составление диафильма
Ребята, хотите рассмотреть иллюстрации, которые Сутеев нарисовал к сказке?
Сейчас мы с вами составим диафильм.
Вам надо будет найти не только место картинки в кадре, а еще подписать кадр. Можно пользоваться учебниками, зачитывать или озвучивать своими словами.
Работать будем группами.
Каждая группа получит несколько иллюстраций. Рассмотрите внимательно, подумайте, какую надпись вы сделайте под данной иллюстрацией.
Проверка: Ребята выходят к доске, прикрепляют иллюстрацию и озвучивают.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую учитель хочет достичь:
выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
Методы: Синквейн, стихотворение.
Давайте подведем итог урока и составим синквейн.
(На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки: страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет, побуждает совершать злые поступки, побуждает совершать добрые поступки, побуждает думать.)
На доске появляется запись по ответам детей:
Сказка
добрая, интересная
учит, наставляет, объясняет
побуждает совершать добрые поступки
урок
— Какой урок мы вынесли из сказки?
-Мой добрый друг, пожалуйста,(Слайд24)
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение. Смайлик.(Слайд 25)
V. Рекомендации для самостоятельной работы. (Слайд26)
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами?
— Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.
— Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
-Спасибо за работу!
-Спасибо за урок! (Слайд 27 )
Описание исходного уровня знаний, умений и
навыков, необходимых для проведения урока по
данной теме:
- учащиеся владеют слоговым чтением.
- умеют моделировать произведение.
- любят выполнять творческие работы по тексту.
- учатся работать в группах.
Учебные задачи:
- ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
- включить учащихся в эмоционально-творческую
деятельность, связанную с читаемым
произведением; - развивать творческое воображение;
- воспитывать чувство взаимопомощи,
взаимовыручки.
Учебные умения:
- правильно называть произведение (фамилия
автора, заглавие), определять жанр и тему; - выявлять авторскую точку зрения и выражать
свою; - прогнозировать содержание на основе заголовка;
- редактировать деформированный словесный и
картинный план, создавая при этом диафильм; - разыгрывать диалог;
- создавать продолжение сказки
Оборудование урока.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки
слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1
класса, с.114-117.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая
тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
- Листочки, цветные карандаши для моделирования.
- Компьютерная презентация урока.
- Выставка книг В. Г. Сутеева.
- Костюмы Зайца, Ежа.
- Карточки для рефлексии.
Конспект урока
1. Организация класса.
— Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Сообщение темы.
-Сегодня на уроке литературного слушания вас
ждёт встреча с новым произведением.
-Заголовок произведения “Палочка —
выручалочка”.
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)
— О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка
помогала кому – то? (Золушка)
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши
предположения
3. Чтение учителем произведения
(Книги закрыты).
4. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
5. Моделирование обложки
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала
сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных.
-Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто
написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
— Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора.
-Что вы знаете об этом человеке?
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой,
а рисовал левой.
-Художник и писатель в одном лице – это
настоящий волшебник! А если этот человек ещё и
режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов,
то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.
Обратите внимание на выставку, где собраны не
только книги, которые он сам писал и
иллюстрировал, но и произведения других авторов
с рисунками Сутеева.
-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть
замечательная книга, с которой она хочет вас
познакомить.
(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в
картинках В.Г.Сутеева”.)
-Это, действительно, удивительный человек. Его
рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы?
Отгадайте по моделям обложек.
-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”,
“Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная
кошка”.
-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки.
Обозначьте заголовок в модели.
-Сравните с моей моделью.
-Назовите правильно произведение, с которым мы
сегодня работаем на уроке.
Сутеев “Палочка — выручалочка”. Эта сказка о
животных.
6. Работа с произведением: анализ содержания,
определение темы чтения.
-Вам встретились такие слова, значение которых
вам было непонятно?
(Если есть такие слова, то они заносятся в
“Словарь нашего класса”)
-Кто главные герои в сказке?
-Ёжик и Заяц.
-Переверните модели и запишите это на обратной
стороне.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
-Каким был Ёжик? Заяц?
Ёжик | Заяц |
Воспитанный | Невоспитанный |
Вежливый | Грубый |
Смелый | Трусливый |
Добрый | Благодарный |
Умный | |
Находчивый | |
Сообразительный | |
Скромный |
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил
его?
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в
которой каждая страничка – это ваша работа.
(Учитель собирает модели и степлером соединяет
в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)
-Где эта книга родилась?
-г. Урень, МОУ УСОШ №1
— Книга оформлена под руководством
С.Ф.Сироткиной.
-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке
развития” появилась ещё одна новая книга.
7. Релаксация. Музыкальная пауза
Дети исполняют песню “В мире много сказок”
В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.
8. Повторное слушание.
— Хотите послушать сказку в исполнении артиста
Всеволода Абдулова?
-На экране будут слайды – рисунки Сутеева
Прослушивание аудиокниги. Просматривание
иллюстраций к сказке
9. Творческая работа в группах.
-Сейчас будем работать по группам.
1 группа “Мишки”– составить диафильм
2 группа “Белочки”- работа в книге
“Литературное чтение”, с. 117
-Задача вашей группы – прочитать отрывок из
сказки, проинсценировать диалог главных героев.
3 группа “Лисички”– придумать продолжение
сказки от имени Зайца
Презентация работы каждой группы.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
Вопросы учащимся после инсценирования сказки:
-Представьте, что перед вами настоящие герои
сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?
-Что посоветуете Ежу? Зайцу?
10. Рекомендации для самостоятельной работы.
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов,
мультипликаторов, артистов, хотите быть
иллюстраторами? Это вы по желанию сможете
сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому
отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу –
самоделку.
— Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица
Ёжика или Зайца своим младшим братьям,
сестричкам, родителям.
11. Итог урока. Рефлексия.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой?
От чего это зависит? В чьих руках простая палочка
может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое
важное?
-“Важна не палка, а умная голова, да доброе
сердце!”
-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок”! Чему учит нас сказка?
— Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать
волшебной, если окажется в руках умного и доброго
человека.
-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?
Что понравилось? Что не понравилось? Чему
научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение. (Графический
словарь)
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой
знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на
уроке.
-Прикрепите на общий круг знак, который
соответствует вашему состоянию.
Приложение (презентация)
Конспект урока
по литературному слушанию в 1 классе.
УМК «Начальная школа XXI век».
Тема: Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Задачи:
-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
— развивать творческое воображение;
-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
презентация; портрет писателя; модели обложек; план-схема с ключевым словом палочка; опорные слова: послушай, прочитай, моделируй, фантазируй.
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
УУД |
||||||
I. |
Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесные. |
Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! (слайд № 2) -Каким вы хотите видеть наш урок? -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Подарите каждому По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. |
|||||||
II. |
Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по заданным моделям. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению изученных произведений. |
-Ребята, давайте вспомним произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного слушания. -А для этого повторим памятку для обозначения моделей. (слайд № 3) Ваша задача — рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям. На доске две модели обложек.
|
Познавательные: используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители). |
||||||
III. А) Б) |
Изучение учебного материала. Постановка учебной задачи. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие); прогнозировать содержание на основе заголовка. Цель, которую учитель хочет достичь: организовать работу в правильном названии произведения и прогнозировании содержания. Методы организации работы: словесные, наглядные. Работа по теме урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: моделировать обложку книги; правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр. Цель, которую учитель хочет достичь: учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное; создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения. Методы: учебный диалог, моделирование. |
-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания? (Встреча с новым произведением). -Какие умения вам помогут на уроке? (Внимательно слушать, фантазировать, моделировать, прочитать). — Сегодня мы будем правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему с помощью моделирования на уроке. -Прочитайте автора произведения и заголовок. (слайд № 4) Заголовок – это окошко для взгляда вперёд, Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова. Эти слова – всему голова! — О чём может быть текст с таким названием? -Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка). -Внимательно послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения оправдались?» Слушание Чтение учителем произведения (книги закрыты). Презентация (слайды № 5-21). Проверка первичного восприятия. -Понравилось ли вам произведение? -Что вам понравилось? -Что вам не понравилось? -Когда вам было весело? А грустно? -Оправдались ли ваши предположения о заголовке произведения? Моделирование обложки. -А теперь нам предстоит задача моделирование обложки. -Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку). -Почему вы так решили? Докажите. -Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку. -Подумайте, о ком эта сказка? (О животных). -Покажите это на своих моделях. (Учащиеся выполняют модель обложки на листках бумаги). -Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку? -В.Сутеев. Значит, какая это сказка? — Авторская (литературная). -Укажите на модели фамилию автора. -Что вы знаете об этом человеке? (Слайд № 22 – фото В.Сутеева) -Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. Те иллюстрации, которые вы видели при прослушивании сказки, выполнены самим В. Сутеевым. -Писал сценарии к мультфильмам. -Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. -Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев (Слайд № 23 – выставка книг). — Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева. -Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими. -С какими его произведениями мы уже знакомы? -Мы прочитали сказки Сутеева «Дядя Миша», «Под грибом», «Ёлка». -Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели. -Сравните с моей моделью. -Итак, мы выполнили модель. -Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке. — В. Сутеев «Палочка — выручалочка». Эта сказка о животных. Физминутка. (слайд № 24) |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата; прогнозирование- предвосхищение результата. Коммуникативные: слушать и понимать речь других (когда говорит учитель надо слушать). Познавательные: формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Познавательные: моделирование — используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители). |
||||||
IV. |
Закрепление учебного материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов. Цель, которую учитель хочет достичь: развивать творческое воображение; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки; составлять план – схему с ключевым словом палочка; |
1. Анализ содержания. Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно? (Наподдать – ударить). -В каждом произведении есть главные герои. А сейчас мы должны их охарактеризовать. -Кто главные герои в сказке? (Слайд № 25 ). -Ёжик и Заяц. Обозначим на модели. З. Ё.Ё
-Переверните модели и запишите это на обратной стороне. -Почему я поставила двустороннюю стрелку? -Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог. Работа в парах. -А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев. -Ваша задача – подумайте, каким был ёж и заяц (слайд № 26). -Соедините стрелочкой, какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?
Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу. — Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов. (Слайд № 27). З. Ё. воспитанный невоспитанный вежливый грубый смелый трусливый добрый благодарный умный находчивый сообразительный скромный — Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные. -Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его? -Как автор относится к Ежу? К Зайцу? -Кто вам понравился больше и почему? 2. Работа с учебником и тетрадью. -Ребята, на сколько хорошо вы усвоили текст произведения, выполним задания по группам. Работа по группам (учебник). 1-я группа читает под зелёным прямоугольником; 2-я группа — найти в тексте как автор по-разному называет палочку. (выручалочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка, выручалочка). 3-я группа – читает под красным прямоугольником. Работа по тетради. При ответе 2 – ой группы коллективно выполняется № 2 стр. 33. При ответе 3 – ей группы — № 3 стр. 34. |
Познавательные- демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения. Коммуникативные: работать в паре, стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение; обращаться к одноклассникам с использованием специальных знаков. Коммуникативные- находят в тексте информацию, необходимую для её решения. |
||||||
V. |
Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Цель, которую учитель хочет достичь: выявлять авторскую точку зрения и выражать свою. |
-Может ли простая палочка стать выручалочкой? — От чего это зависит? -В чьих руках простая палочка может стать волшебной? -Вы правы, а как об этом сказал автор? — Что самое важное? «Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!» (слайд № 28). — Чему учит нас сказка? — Какой урок возьмём из неё? -Что хотел нам сказать автор? -Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека. . Мой добрый друг, пожалуйста, Добро совершать не бойся. Помог кому – то – и радуйся, Награды не нужно большей. -Дарите людям добро! -Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? -Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак.
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию. -Спасибо за работу! |
Познавательные: выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса. Личностные: оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики. |
||||||
VI. |
Рекомендации для самостоятельной работы. |
По желанию предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям. Найти и рассмотреть книгу В. Сутеева «Палочка-выручалочка». |
11.01.2018
Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Оценить
1101
Содержимое разработки
Конспект
организационной образовательной деятельности
Речевое развитие на тему: Сказка В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка»
для воспитанников (6-7 лет)
Подготовила и провела:
Воспитатель
Светлана Петровна Суханова
Цель: Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи организационной образовательной деятельности:
Познавательное развитие:
Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека;
Развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний;
Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми.
Речевое развитие:
Знакомство детей с сказкой В. Сутеева;
Совершенствовать коммуникативные навыки: развивать умение думать, анализировать действия литературных героев.
Развивать навыки связной речи, учить составлять связный рассказ;
Пополнять активный словарь воспитанника на тему добро, дружба; а также словами: авторское произведение; иллюстратор;
Учить детей позитивным способам общения со сверстниками.
Художественно-эстетическое развитие:
Закрепить приёмы аппликации: правильно держать ножницы, кисть;
Формировать умения двигаться в соответствии с формой музыки.
Социально-коммуникативное развитие:
Закрепить некоторые правила безопасности во время аппликации;
Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков;
Формировать положительное отношение к себе и к окружающим; воспитывать умение по настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.
Физическое развитие:
Формировать у детей потребность в двигательной активности.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями;
Беседы на нравственные темы;
Чтение художественной литературы: стихи о доброте, Сказки В.Сутеева
Аппликация «Скворечник»;
Рисование «Сосульки плакали», «Солнышко — вёдрышко»,
Настольно-печатные игры «Времена года»;
Дидактическая игра «Кого разбудило солнышко», «Кто в лесу живет?», «Времена года»;
Наблюдения на прогулки за изменениями в природе во все сезоны.
Оборудование: Мультимедийная установка – слайды: «Весенний лес»; письмо; интерактивная игра «Оденемся на прогулку»; музыкальное сопровождение; для аппликации: ватман с изображением дерева и кустарника, салфетки, кисть, подставка.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.
Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, музыкальные.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в зал. Встают полукругом.
Слайд №1. Как много гостей пришло к нам. Давайте с ними поздороваемся.
Ребята, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. А теперь посмотрите на меня, я вам тоже подарю свою улыбку. Сегодня мы с вами поговорим о….О чем, попробуйте догадаться сами.
(имя ребенка) приготовила для вас сюрприз, выучила стихотворение. Послушайте, пожалуйста, а потом скажите, о чем мы будем говорить.
Добрым быть совсем, совсем не просто.Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет.Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.
— Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о доброте). Какое удивительное и волшебное это слово — доброта!
— Ребята, а что такое «доброта»? (ответы детей)
— Конечно, вы все правы. Доброта — это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта — это солнце. Добрый человек людей, природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.
Слайд № 2. Физминутка «Солнышко лучистое» (под музыку)
— А вы считаете себя добрыми? (ответы детей)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Перечислите, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники? Кто больше вспомнит и назовет таких дел, которые вы выполняли? (игра с мячом)
Садятся на стулья.
— А какие сказки вы знаете, где приходят на помощь друг другу? (ответы детей)
(Воспитатель берет палочку длиной 20-30 см)
— Что у меня в руках? (ответы детей)
— Это не простая палочка, а палочка-выручалочка.
— Сейчас мы познакомимся с авторской сказкой «Палочка-выручалочка».
Слайд № 3. Автор сказки – Владимир Григорьевич Сутеев (портрет). Этот писатель сам иллюстрировал свои произведения.
— Ребята, а вы знаете, что такое иллюстрировал? (ответы детей)
— Это значит, что человек рисует иллюстрации к сказкам. Таких людей называют иллюстраторами.
А также Владимир Григорьевич Сутеев писал сценарии к мультфильмам. Еще у него был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!
Слайды № 4. — Я вам предлагаю послушать сказку «Палочка – выручалочка».
Слайды № 5. (иллюстрации к сказке)
— Понравилось ли произведение? (ответы детей)
— Кто главные герои в сказке? (ответы детей)
Слайд № 6. Какой ежик? (Воспитанный, вежливый, смелый, добрый, умный, находчивый, скромный, сообразительный).
Слайд № 6. Какой заяц? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный.)
— Изменился ли заяц после того, как Ежик его выручил?Как помог еж зайцу? Какой поступок он совершил? Кем стал еж для зайца? (ответы детей)
— Может ли простая палочка стать выручалочкой? (ответы детей)
— В чьих руках простая палочка может стать волшебной? (ответы детей)
— Вы правы, не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
— А как об этом сказал автор? Что самое важное? (ответы детей)
— Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!
— Чему учит нас сказка? (ответы детей)
Мой добрый друг, пожалуйста
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
Дарите людям добро!
— Как можно изобразить добро?
Слайд №7. Да, добро можно показать улыбкой, ласковым взглядом, объятием, пожатием руки.
Слайд № 8. Я предлагаю вам сделать дерево доброты. Вместо листьев на этом дереве будут сердечки. (на ватмане нарисовано дерево без листьев)
— Подойдите к столам. Перед вами лежат квадраты. Как из квадрата можно сделать сердечко? (ответы детей). Напоминание о правилах безопасности во время работы с ножницами, клеем.
Вырезанные сердечки наклеим на наше дерево доброты.
Пальчиковая игра «Доброта»
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями.
Наши пальцы пожалеем – «моем» руки
Добротой своей согреем. дышим на них
Работа детей, индивидуальный подход к детям.
— Ребята, посмотрите, на наше дерево доброты. Скажите, какое дерево у нас получилось? (ответы детей)
— Еще это дерево говорит о том, что в нашей группе дети добрые, дружные и всегда придут на помощь.
— Уважаемые гости мы вам предлагаем вырезать сердечки и наклеить на наше дерево доброты.
Слайд № 10. Видеоролик о доброте.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292384-konspekt-organizacionnoj-obrazovatelnoj-dejat
Также вас может заинтересовать
- Конспект Разучивание стихотворения (мастер-класс)
- Сказочные истории о фруктах в книжках-малышках
- Конспект занятия по развитию речи
- Конспект занятия — путешествия по развитию речи «Путешествие в золотой лес» для детей средней группы
- Конспект занятия в средней группе с элементами драматизации сказки «Колобок»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Воспитатель: Хаустова С.В.
Цель.
Учить детей слушать сказку, описывать персонажей, их действия, переживания.
Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к «братьям нашим меньшим».
Оборудование.
Мультфильм «Палочка – выручалочка»; презентация к сказке в. Сутеева «Палочка – выручалочка»; ½ листа картона с нарисованным силуэтом ежа, коричневый карандаш, пластилин, семена подсолнечника.
Ход занятия.
(дети сидят на стульчиках полукругом перед интерактивной доской)
Воспитатель.
Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к интересной сказке.
Вы, ребята, не стесняйтесь.
Побыстрей располагайтесь.
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки.
Расскажу сейчас вам сказку.
Здравствуй, сказка «Палочка – выручалочка».
Автор сказки В. Сутеев. Он сам иллюстрировал свои сказки, произведения. А также он писал сценарии к мультфильмам.
Еще у В. Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник.
Послушайте и посмотрите сказку.
(воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации к сказке)
Воспитатель.
А теперь ответьте на мои вопросы.
— Понравилось ли вам произведение?
— Что вам понравилось (не понравилось)?
-Кто главные герои в сказке?
— Какой ежик? (воспитанный, вежливый, смей, добрый, умный, находчивы, сообразительный, скромный)
— Какой заяц? (невоспитанный, грубый, трусливый)
— Изменился ли заяц после того, как Ежик выручил его?
— Как автор относится к героям свое сказки?
— Кто вам понравился больше и почему?
— Чтобы вы посоветовали Ежу, Зайцу?
— Может ли простая палочка стать выручалочкой?
— От чего это зависит?
— В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Как об этом сказал автор? Что самое важное? (Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце).
— Чему учит нас сказка? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека).
Физкультминутка.
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке
Тихо листьями шурша. (ходьба на месте)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косо морковку. (прыжки на месте).
Воспитатель.
Я уже говорила вам, что В. Сутеев писал сценарии к мультфильмам. Посмотрите мультфильм «Палочка – выручалочка».
(Дети просматривают мультфильм).
Воспитатель.
Отличается ли мультфильм от сказки которую я вам читала? Чем? (ответы детей)
Воспитатель.
А сейчас пройдите за столы и мы с вами сделаем ежика. Из пластилина и семечек.
У вас на листах нарисован силуэт ежика. Возьмите коричневый карандаш и разукрасьте брюшко ежика. А на спинку ежика налепим пластилин (слой около 5 мм).
Затем возьмем семечки, будем втыкать в пластилин, получатся иголки.
(дети выполняют задание под спокойную музыку)
В конце занятия делается выставка из работ детей.
Прикреплённые документы:
Фотографии