Конспект по сказке сутеева палочка выручалочка

Конспект урока

Тема: Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.

Задачи:

-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;

-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с  читаемым произведением;

— развивать творческое воображение;

-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; высказывают свою точку зрения, оценивают поступки с точки зрения моральной этики;

метапредметные:  регулятивные  — принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, самостоятельно создают способы решения творческой задачи; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

предметные:  научатся – осознанно воспринимать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора,  заглавие, жанр и тему;  получат возможность научиться  —  узнавать изученные произведения по предметам, находить информацию о произведении в учебнике, выполнять несложные задания в парах и группах,   понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

План урока и хронометраж:

№п/п         План урока                                           Хронометраж

1        Организационный момент.                                       2 мин

2        Постановка учебной задачи.                                       2 мин

4        Слушание произведения.                                         8 мин

5        Проверка первичного восприятия.                             3 мин

6        Моделирование обложки.                                         5 мин

7        Работа с произведением: анализ  содержания, определение темы чтения.                                                                                        5 мин

8        Динамическая пауза.                                                      2 мин

9        Составление диафильма                                          8 мин

10       Работа в группах.                                                                  6 мин

11        Итог урока. Рефлексия.                                                        3 мин

12        Рекомендации для самостоятельной работы.             1 мин

Оборудование урока:

1.        Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.

2.       Аудиозапись сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка».

3.        Листочки, цветные карандаши для моделирования.

4.        Компьютерная презентация урока.

5.         Карточки с заданиями для работы в парах и группе.

6.       Карточки для рефлексии.

I. Организационный момент. —  (Слайд №2)

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные.      

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Какой у нас сейчас урок?

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II.Постановка учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

 прогнозировать содержание на основе заголовка.

Цель, которую учитель хочет достичь:

организовать работу в правильном  прогнозировании содержания.

Методы организации работы: словесные, наглядные.                              

-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?

(Встреча с новым произведением).

-Какие умения вам помогут  на уроке?

(Внимательно слушать, фантазировать, моделировать,…).

-Сегодня на уроке мы  послушаем произведение  «Палочка-выручалочка».

-Заголовок произведения «Палочка — выручалочка».( Слайд 3)

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

— О чём может быть текст с таким названием?

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

III.Работа по теме урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

моделировать обложку книги;

правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.

Цель, которую учитель хочет достичь:

учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное;

создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.

Методы: словесные (учебный диалог),  практические ( моделирование).

1.Работа со сказкой В.Сутеева «Палочка – выручалочка»

Слушание

Прослушивание аудиокниги  в исполнении артиста Всеволода Абдулова?

А сейчас вы сядете поудобнее и  послушаете произведение «Палочка – выручалочка».

Беседа 

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А было ли грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

 Моделирование обложки

-Ребята, как вы думаете, что вы послушали?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажем на своих моделях? Какой заместитель возьмем? Покажите. (круг рисуют в воздухе)

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажем это на своих моделях. Какой цвет выберем?

Покажите карандашик. (коричневый)

Давайте посмотрим, если у нашей сказки автор?

-Откройте учебники, найдите и прочитайте, кто написал эту сказку?

 -В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

— Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора. В какой части модели укажем?

Актуализация знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по предметам.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организовать работу по повторению изученных произведений.

Методы: игра

 -Что вы знаете об авторе произведения? (Слайд  4– фото В.Сутеева)

Д. -Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

Ребята! А вы знакомы с произведениями Сутеева?

Вот мы сейчас и проверим.

-У нас с вами есть повод порадоваться, улыбнуться, нам пришла посылка. Давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, морковь, гриб, игрушка-кошка).

— Из каких произведений эти предметы?

— Прочитайте заголовок сказки. Обозначим заголовок в модели. В какой части модели?

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

-Сутеев «Палочка — выручалочка». Эта сказка о животных.

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)  

-Кто являются оформителями данной книжечки?  

— Ученики 1 б класса.

-Где эта книга родилась?  

-г.Тосно Сош №4

— Книга оформлена под руководством Шадриной И.Л..

-Я поздравляю вас, в нашей  «Библиотечке развития» появилась ещё одна новая книга.

Динамическая пауза 

Вы, наверное, устали? Да!

И,   поэтому, все встали!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

А теперь все замолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали

  Анализ  содержания 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.

Цель, которую учитель хочет достичь:

-развивать творческое воображение;

-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

-составлять диафильм

Методы: словесные, работа в парах и группах

-Кто главные герои в сказке?   (Слайд №  5 )

-Ёжик и Заяц.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

Работа в парах.

-А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев.

-Ваша задача: подумайте, каким был ёж и заяц.

-Соедините стрелочкой (волшебной нитью), какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?

воспитанный

вежливый

грубый

смелый                                                                       Ёжик

невоспитанный

добрый

умный                                                                            Заяц

трусливый

находчивый                                                                        

Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает, какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.

— Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.(берутся за руки и поднимают руки вверх)

 (Слайд № 5).

ежик                                                      заяц

воспитанный                    невоспитанный

вежливый                         грубый

смелый                             трусливый

добрый                                                                  благодарный

умный

находчивый

— Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Каким он стал?

-Как автор относится к Ежу? К Зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?

-«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»(Слайд6)

-«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка?(Слайд7)

— Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если  окажется в руках умного и доброго человека.

Физминутка для глаз (Слайд 8)

2. Рассказывание сказки. (Слайды 11-23)

Составление диафильма

Ребята, хотите рассмотреть иллюстрации, которые Сутеев нарисовал к сказке?

Сейчас мы с вами составим диафильм.

Вам надо будет найти не только место картинки в кадре, а еще подписать кадр. Можно пользоваться учебниками, зачитывать или озвучивать своими словами.

Работать будем группами.

Каждая группа получит несколько иллюстраций. Рассмотрите  внимательно, подумайте, какую надпись вы сделайте под  данной иллюстрацией.

Проверка: Ребята выходят к доске, прикрепляют иллюстрацию  и озвучивают.

VI. Итог урока. Рефлексия.

 Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов  деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь:

выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

Методы: Синквейн, стихотворение.

Давайте подведем итог урока и составим синквейн.

(На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки: страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет, побуждает совершать злые поступки, побуждает совершать добрые поступки, побуждает думать.)

На доске появляется запись по ответам детей:

Сказка

добрая, интересная

учит, наставляет, объясняет

побуждает совершать добрые поступки

урок

— Какой урок мы вынесли из сказки?

-Мой добрый друг, пожалуйста,(Слайд24)

 Добро совершать не бойся.

 Помог кому – то – и радуйся,

 Награды не нужно большей.

-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. Смайлик.(Слайд 25)

V. Рекомендации для самостоятельной работы.  (Слайд26)

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов,  хотите быть иллюстраторами?

 — Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.

— Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

-Спасибо за работу!

-Спасибо за урок! (Слайд 27 )

Описание исходного уровня знаний, умений и
навыков, необходимых для проведения урока по
данной теме:


  • учащиеся владеют слоговым чтением.
  • умеют моделировать произведение.
  • любят выполнять творческие работы по тексту.
  • учатся работать в группах.

Учебные задачи:


  • ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  • включить учащихся в эмоционально-творческую
    деятельность, связанную с читаемым
    произведением;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чувство взаимопомощи,
    взаимовыручки.

Учебные умения:


  • правильно называть произведение (фамилия
    автора, заглавие), определять жанр и тему;
  • выявлять авторскую точку зрения и выражать
    свою;
  • прогнозировать содержание на основе заголовка;
  • редактировать деформированный словесный и
    картинный план, создавая при этом диафильм;
  • разыгрывать диалог;
  • создавать продолжение сказки

Оборудование урока.


  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки
    слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1
    класса, с.114-117.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая
    тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
  • Листочки, цветные карандаши для моделирования.
  • Компьютерная презентация урока.
  • Выставка книг В. Г. Сутеева.
  • Костюмы Зайца, Ежа.
  • Карточки для рефлексии.

Конспект урока

1. Организация класса.

— Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Сообщение темы.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас
ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Палочка —
выручалочка”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

— О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка
помогала кому – то? (Золушка)

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши
предположения

3. Чтение учителем произведения

(Книги закрыты).

4. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

5. Моделирование обложки

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала
сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто
написал эту сказку?

-В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

— Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке?

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой,
а рисовал левой.

-Художник и писатель в одном лице – это
настоящий волшебник! А если этот человек ещё и
режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов,
то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.

Обратите внимание на выставку, где собраны не
только книги, которые он сам писал и
иллюстрировал, но и произведения других авторов
с рисунками Сутеева.

-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть
замечательная книга, с которой она хочет вас
познакомить.

(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в
картинках В.Г.Сутеева”.)

-Это, действительно, удивительный человек. Его
рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы?
Отгадайте по моделям обложек.

-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”,
“Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная
кошка”.

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки.
Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью.

-Назовите правильно произведение, с которым мы
сегодня работаем на уроке.

Сутеев “Палочка — выручалочка”. Эта сказка о
животных.

6. Работа с произведением: анализ содержания,
определение темы чтения
.

-Вам встретились такие слова, значение которых
вам было непонятно?

(Если есть такие слова, то они заносятся в
“Словарь нашего класса”)

-Кто главные герои в сказке?

-Ёжик и Заяц.

-Переверните модели и запишите это на обратной
стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

-Каким был Ёжик? Заяц?

Ёжик Заяц
Воспитанный Невоспитанный
Вежливый Грубый
Смелый Трусливый
Добрый Благодарный
Умный  
Находчивый
Сообразительный
Скромный

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил
его?

-Как автор относится к ежу? К зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в
которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и степлером соединяет
в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)

-Где эта книга родилась?

-г. Урень, МОУ УСОШ №1

— Книга оформлена под руководством
С.Ф.Сироткиной.

-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке
развития” появилась ещё одна новая книга.

7. Релаксация. Музыкальная пауза

Дети исполняют песню “В мире много сказок”

В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.

8. Повторное слушание.

— Хотите послушать сказку в исполнении артиста
Всеволода Абдулова?

-На экране будут слайды – рисунки Сутеева

Прослушивание аудиокниги. Просматривание
иллюстраций к сказке

9. Творческая работа в группах.

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа “Мишки”– составить диафильм

2 группа “Белочки”- работа в книге
“Литературное чтение”, с. 117

-Задача вашей группы – прочитать отрывок из
сказки, проинсценировать диалог главных героев.

3 группа “Лисички”– придумать продолжение
сказки от имени Зайца

Презентация работы каждой группы.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

Вопросы учащимся после инсценирования сказки:

-Представьте, что перед вами настоящие герои
сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Ежу? Зайцу?

10. Рекомендации для самостоятельной работы.

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов,
мультипликаторов, артистов, хотите быть
иллюстраторами? Это вы по желанию сможете
сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому
отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу –
самоделку.

— Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица
Ёжика или Зайца своим младшим братьям,
сестричкам, родителям.

11. Итог урока. Рефлексия.

-Может ли простая палочка стать выручалочкой?
От чего это зависит? В чьих руках простая палочка
может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое
важное?

-“Важна не палка, а умная голова, да доброе
сердце!”

-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок”! Чему учит нас сказка?

— Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать
волшебной, если окажется в руках умного и доброго
человека.

-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?
Что понравилось? Что не понравилось? Чему
научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. (Графический
словарь)

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой
знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой

-Встаньте те, кто доволен своей работой на
уроке.

-Прикрепите на общий круг знак, который
соответствует вашему состоянию.

Приложение (презентация)

Конспект урока

по литературному слушанию в 1 классе.

УМК «Начальная школа XXI век».

Тема: Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.

Задачи:

-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;

-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

— развивать творческое воображение;

-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

презентация; портрет писателя; модели обложек; план-схема с ключевым словом палочка; опорные слова: послушай, прочитай, моделируй, фантазируй.

Этапы работы

Содержание этапа

УУД

I.

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к про­дуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подго­товке учащихся к про­дуктивной работе.

Задачи:

создать положительный эмоциональный настрой.

Методы:

словесные.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

(слайд № 2)

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II.

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по заданным моделям.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организовать работу по повторению изученных произведений.

-Ребята, давайте вспомним произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного слушания.

-А для этого повторим памятку для обозначения моделей.

(слайд № 3)

Ваша задача — рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям.

На доске две модели обложек.

?

____?__

_______

Ж.

?

Познавательные:

используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители).

III.

А)

Б)

Изучение учебного материала.

Постановка учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие);

прогнозировать содержание на основе заголовка.

Цель, которую учитель хочет достичь:

организовать работу в правильном названии произведения и прогнозировании содержания.

Методы организации работы:

словесные, наглядные.

Работа по теме урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

моделировать обложку книги;

правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.

Цель, которую учитель хочет достичь:

учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное;

создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.

Методы: учебный диалог, моделирование.

-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?

(Встреча с новым произведением).

-Какие умения вам помогут на уроке?

(Внимательно слушать, фантазировать, моделировать, прочитать).

— Сегодня мы будем правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему с помощью моделирования на уроке.

-Прочитайте автора произведения и заголовок.

(слайд № 4)

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд,

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

— О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка).

-Внимательно послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения оправдались?»

Слушание

Чтение учителем произведения (книги закрыты).

Презентация (слайды № 5-21).

Проверка первичного восприятия.

-Понравилось ли вам произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения о заголовке произведения?

Моделирование обложки.

-А теперь нам предстоит задача моделирование обложки.

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку).

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка? (О животных).

-Покажите это на своих моделях.

(Учащиеся выполняют модель обложки на листках бумаги).

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

-В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

— Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке?

(Слайд № 22 – фото В.Сутеева)

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. Те иллюстрации, которые вы видели при прослушивании сказки, выполнены самим В. Сутеевым.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев

(Слайд № 23 – выставка книг).

— Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.

-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы?

-Мы прочитали сказки Сутеева «Дядя Миша», «Под грибом», «Ёлка».

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью.

-Итак, мы выполнили модель.

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

— В. Сутеев «Палочка — выручалочка». Эта сказка о животных.

Физминутка.

(слайд № 24)

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата;

прогнозирование- предвосхищение результата.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других (когда говорит учитель надо слушать).

Познавательные:

формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Познавательные:

моделирование — используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители).

IV.

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.

Цель, которую учитель хочет достичь:

развивать творческое воображение;

воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

составлять план – схему с ключевым словом палочка;

1. Анализ содержания.

Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?

(Наподдать – ударить).

-В каждом произведении есть главные герои. А сейчас мы должны их охарактеризовать.

-Кто главные герои в сказке?

(Слайд № 25 ).

-Ёжик и Заяц. Обозначим на модели.

З.

Ё.Ё

-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

Работа в парах.

-А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев.

-Ваша задача – подумайте, каким был ёж и заяц (слайд № 26).

-Соедините стрелочкой, какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?

воспитанный

вежливый

грубый

смелый Ёжик

невоспитанный

добрый

умный

трусливый

находчивый Заяц

сообразительный

скромный

благодарный

Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.

— Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.

(Слайд № 27).

З.

Ё.

воспитанный невоспитанный

вежливый грубый

смелый трусливый

добрый благодарный

умный

находчивый

сообразительный

скромный

— Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Как автор относится к Ежу? К Зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

2. Работа с учебником и тетрадью.

-Ребята, на сколько хорошо вы усвоили текст произведения, выполним задания по группам.

Работа по группам (учебник).

1-я группа читает под зелёным прямоугольником;

2-я группа — найти в тексте как автор по-разному называет палочку.

(выручалочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка, выручалочка).

3-я группа – читает под красным прямоугольником.

Работа по тетради.

При ответе 2 – ой группы коллективно выполняется № 2 стр. 33.

При ответе 3 – ей группы — № 3 стр. 34.

Познавательные-

демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения.

Коммуникативные:

работать в паре, стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение;

обращаться к одноклассникам с использованием специальных знаков.

Коммуникативные-

находят в тексте информацию, необходимую для её решения.

V.

Рефлексия.

Цель:

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь:

выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.

-Может ли простая палочка стать выручалочкой?

— От чего это зависит?

-В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? — Что самое важное?

«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»

(слайд № 28).

— Чему учит нас сказка?

— Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.

.

Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому – то – и радуйся,

Награды не нужно большей.

-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак.

  • Сегодня я доволен своей работой

  • Я мог бы работать лучше

  • Я недоволен своей работой

-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.

-Спасибо за работу!

Познавательные:

выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.

Личностные:

оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

VI.

Рекомендации для самостоятельной работы.

По желанию предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

Найти и рассмотреть книгу В. Сутеева «Палочка-выручалочка».

11.01.2018

Суханова Светлана Петровна

Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Оценить




1101

Содержимое разработки

Конспект

организационной образовательной деятельности

Речевое развитие на тему: Сказка В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка»

для воспитанников (6-7 лет)

Подготовила и провела:

Воспитатель

Светлана Петровна Суханова

Цель: Воспитывать у воспитанников положительные качества характера, мотивируя на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи организационной образовательной деятельности:

Познавательное развитие:

Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека;

Развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми.

Речевое развитие:

Знакомство детей с сказкой В. Сутеева;

Совершенствовать коммуникативные навыки: развивать умение думать, анализировать действия литературных героев.

Развивать навыки связной речи, учить составлять связный рассказ;

Пополнять активный словарь воспитанника на тему добро, дружба; а также словами: авторское произведение; иллюстратор;

Учить детей позитивным способам общения со  сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие:

Закрепить приёмы аппликации: правильно держать ножницы, кисть;

Формировать умения двигаться в соответствии с формой музыки.

Социально-коммуникативное развитие:

Закрепить некоторые правила безопасности во время аппликации;

Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков;

Формировать положительное отношение к себе и к окружающим; воспитывать   умение по настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.

Физическое развитие:

Формировать у детей потребность в двигательной активности.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями;

Беседы на нравственные темы;

Чтение художественной литературы: стихи о доброте, Сказки В.Сутеева

Аппликация «Скворечник»;

Рисование «Сосульки плакали», «Солнышко — вёдрышко»,

Настольно-печатные игры «Времена года»;

Дидактическая игра «Кого разбудило солнышко», «Кто в лесу живет?», «Времена года»;

Наблюдения на прогулки за изменениями в природе во все сезоны.

Оборудование: Мультимедийная установка – слайды: «Весенний лес»; письмо; интерактивная игра «Оденемся на прогулку»; музыкальное сопровождение; для аппликации: ватман с изображением дерева и кустарника, салфетки, кисть, подставка.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.

Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, музыкальные.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал. Встают полукругом.

Слайд №1. Как много гостей пришло к нам. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. А теперь посмотрите на меня, я вам тоже подарю свою улыбку. Сегодня мы с вами поговорим о….О чем, попробуйте догадаться сами.

(имя ребенка) приготовила для вас сюрприз, выучила стихотворение. Послушайте, пожалуйста, а потом скажите, о чем мы будем говорить.

Добрым быть совсем, совсем не просто.Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета.Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет.Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети.

— Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о доброте). Какое удивительное и волшебное это слово — доброта!

— Ребята, а что такое «доброта»? (ответы детей)

— Конечно, вы все правы. Доброта — это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Доброта — это солнце. Добрый человек людей, природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают как солнце.

Слайд № 2. Физминутка «Солнышко лучистое» (под музыку)

— А вы считаете себя добрыми? (ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Перечислите, какие добрые дела можете выполнить вы – дошкольники? Кто больше вспомнит и назовет таких дел, которые вы выполняли? (игра с мячом)

Садятся на стулья.

— А какие сказки вы знаете, где приходят на помощь друг другу? (ответы детей)

(Воспитатель берет палочку длиной 20-30 см)

— Что у меня в руках? (ответы детей)

— Это не простая палочка, а палочка-выручалочка.

— Сейчас мы познакомимся с авторской сказкой «Палочка-выручалочка».

Слайд № 3. Автор сказки – Владимир Григорьевич Сутеев (портрет). Этот писатель сам иллюстрировал свои произведения.

— Ребята, а вы знаете, что такое иллюстрировал? (ответы детей)

— Это значит, что человек рисует иллюстрации к сказкам. Таких людей называют иллюстраторами.

А также Владимир Григорьевич Сутеев писал сценарии к мультфильмам. Еще у него был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник!

Слайды № 4. — Я вам предлагаю послушать сказку «Палочка – выручалочка».

Слайды № 5. (иллюстрации к сказке)

— Понравилось ли произведение? (ответы детей)

— Кто главные герои в сказке? (ответы детей)

Слайд № 6. Какой ежик? (Воспитанный, вежливый, смелый, добрый, умный, находчивый, скромный, сообразительный).

Слайд № 6. Какой заяц? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный.)

—  Изменился ли заяц после того, как Ежик его выручил?Как помог еж зайцу? Какой поступок он совершил? Кем стал еж для зайца? (ответы детей)

— Может ли простая палочка стать выручалочкой? (ответы детей)

— В чьих руках простая палочка может стать волшебной? (ответы детей)

— Вы правы, не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.

— А как об этом сказал автор? Что самое важное? (ответы детей)

— Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!

— Чему учит нас сказка? (ответы детей)

Мой добрый друг, пожалуйста

 Добро совершать не бойся.

 Помог кому – то – и радуйся,

 Награды не нужно большей.

Дарите людям добро!

— Как можно изобразить добро?

Слайд №7. Да, добро можно показать улыбкой, ласковым взглядом, объятием, пожатием руки.

Слайд № 8. Я предлагаю вам сделать дерево доброты. Вместо листьев на этом дереве будут сердечки. (на ватмане нарисовано дерево без листьев)

— Подойдите к столам. Перед вами лежат квадраты. Как из квадрата можно сделать сердечко? (ответы детей). Напоминание о правилах безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Вырезанные сердечки наклеим на наше дерево доброты.

Пальчиковая игра «Доброта»

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.                  пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.         трясем кистями.

Наши пальцы пожалеем –       «моем» руки

Добротой своей согреем.         дышим на них

Работа детей, индивидуальный подход к детям.

— Ребята, посмотрите, на наше дерево доброты. Скажите, какое дерево у нас получилось? (ответы детей)

— Еще это дерево говорит о том, что в нашей группе дети добрые, дружные и всегда придут на помощь.

— Уважаемые гости мы вам предлагаем вырезать сердечки и наклеить на наше дерево доброты.

Слайд № 10. Видеоролик о доброте.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292384-konspekt-organizacionnoj-obrazovatelnoj-dejat

Также вас может заинтересовать

  • Конспект Разучивание стихотворения (мастер-класс)
  • Сказочные истории о фруктах в книжках-малышках
  • Конспект занятия по развитию речи
  • Конспект занятия — путешествия по развитию речи «Путешествие в золотой лес» для детей средней группы
  • Конспект занятия в средней группе с элементами драматизации сказки «Колобок»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Воспитатель: Хаустова С.В.

Цель.

 Учить детей слушать сказку, описывать персонажей, их действия, переживания.

Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к «братьям нашим меньшим».

Оборудование.

Мультфильм «Палочка – выручалочка»;  презентация к сказке в. Сутеева «Палочка – выручалочка»;  ½ листа картона с нарисованным силуэтом ежа, коричневый карандаш, пластилин, семена подсолнечника.

Ход занятия.

(дети сидят на стульчиках полукругом перед интерактивной доской)

Воспитатель.

Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к интересной сказке.

Вы, ребята, не стесняйтесь.

Побыстрей располагайтесь.

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки.

Расскажу сейчас вам сказку.

Здравствуй, сказка «Палочка – выручалочка».

Автор сказки В. Сутеев. Он сам иллюстрировал свои сказки, произведения. А также он писал сценарии к мультфильмам.

Еще у В. Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал – левой. Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник.

Послушайте и посмотрите сказку.

(воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации к сказке)

Воспитатель.

А теперь ответьте на мои вопросы.

— Понравилось ли вам произведение?

— Что вам понравилось (не понравилось)?

-Кто главные герои в сказке?

— Какой ежик? (воспитанный, вежливый, смей, добрый, умный, находчивы, сообразительный, скромный)

— Какой заяц? (невоспитанный, грубый, трусливый)

— Изменился ли заяц после того, как Ежик выручил его?

— Как автор относится к героям свое сказки?

— Кто вам понравился больше и почему?

— Чтобы вы посоветовали Ежу, Зайцу?

— Может ли простая палочка стать выручалочкой?

— От чего это зависит?

— В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Как об этом сказал автор? Что самое важное? (Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце).

— Чему учит нас сказка? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека).

Физкультминутка.

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке

Тихо листьями шурша. (ходьба на месте)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косо морковку. (прыжки на месте).

Воспитатель.

Я уже говорила вам,  что В. Сутеев писал сценарии к мультфильмам. Посмотрите мультфильм «Палочка – выручалочка».

(Дети просматривают мультфильм).

Воспитатель.

Отличается ли мультфильм от сказки которую я вам читала? Чем? (ответы детей)

Воспитатель.

А сейчас пройдите за столы и мы с вами сделаем ежика. Из пластилина и семечек.

У вас на листах нарисован силуэт ежика. Возьмите коричневый карандаш и разукрасьте брюшко ежика.  А на спинку ежика налепим пластилин  (слой около 5 мм).

Затем возьмем семечки,  будем втыкать в пластилин, получатся иголки.

(дети выполняют задание под спокойную музыку)

В конце занятия делается выставка из работ детей.

Прикреплённые документы:

Фотографии

  • Конспект по рассказу станционный смотритель
  • Конспект по рассказу светлана
  • Конспект по рассказу обломов
  • Конспект по рассказу недоросль
  • Конспект по рассказу мильон терзаний краткий