МБОУ « Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Бегощанский филиал
Открытый урок по литературному чтению
в 3 классе на тему :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Провела: Анохина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
2016 г.
УМК « Школа России »
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Тип урока: обобщение
Оборудование урока: — портрет А.С. Пушкина;
— выставка книг А.С. Пушкина;
Ход урока
Эпиграф к уроку
“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин
1. Мотивация к учебной деятельности
— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность…)
2 . Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.
— Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? (Слайд №1)
Вопросы викторины:
— Где и когда родился А.С. Пушкин?
— Как звали мать поэта? Отца?( Слайд № 2)
— На каком языке говорили в семье Пушкина?
— Кто занимался воспитанием маленького Александра? (Слайд № 3)
— От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
— Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
— Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
— Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)
3 . Постановка учебной задачи и темы урока.
— Ребята, из какой сказки эта иллюстрация? (Слайд № 10)
— Кто написал эту сказку?
— Кто знает полное название сказки ? ( Слайд № 11)
— Сегодня мы продолжим работу по этой сказке
4. Работа по теме урока. Работа над сказкой
(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)
5. Составление картинного плана первой части сказки
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
1) Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедью.
5) Корабельщики на острове.
6. Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
(Дети читают до слов «В те поры война была…».)
— С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)
— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)
— Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле…».)
— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам…)
— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)
— Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)
7. Физкультминутка
— Изобразите волны, набегающие на берег.
— Летящую царевну Лебедь
— Гвидона, натягивающего лук.
— Танцующую белку, поющую песенки.
— Богатырей, выходящих из моря
8. Закрепление изученного
Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»
— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон…».)
— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…)
— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)
— Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)
— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)
( Слайд № 12)
Зыбей — зыбь — легкая волна.
Клёв — клюв.
— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».
— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)
Град — город.
Колымага — большая старинная телега.
Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.
Венец — драгоценный головной убор.
— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)
— Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.
10. Работа над жанровыми особенностями произведения.
— Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?
— Что у неё общего с народными сказками? ( Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)
— В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме) ( Слайд №13)
11. Рефлексия.Подведение итогов урока ( Слайд № 14)
— Какая работа для вас была самая интересная?
-Какое задание оказалось самым трудным?
— Чему учились на уроке?
— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание ( Слайд №15)
Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
- используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
- развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
- воспитывать нравственные качества.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.
3. Работа над сказкой
— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).
— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
— Что такое жанр произведения?
Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.
— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:
- Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
- Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
- Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
- Слайд 6. Обман царя.
- Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
- Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
- Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
- Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
- Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
- Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
- Слайд 13. Встреча с отцом.
— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
— Что такое сюжет?
Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.
Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.
Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)
— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)
Слайд 16. Прочитайте об этом.
С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.
Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)
— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)
— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)
Гипербола – это преувеличение.
Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)
— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)
— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.
-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)
— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)
Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.
Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.
Слайд 23. Физкультминутка.
Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.
Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.
Итак, продолжаем работу над нашим призведением.
— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.
Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.
— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)
— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.
— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)
— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)
— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)
— Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)
— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)
— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)
— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)
— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)
— Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)
— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.
— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)
— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.
— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)
— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?
— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)
— Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.
— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)
— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)
— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)
— Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?
— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.
Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.
заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный
Слайд 33.
— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)
Сказка близится к развязке.
— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.
— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.
— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?
— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)
— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?
— Кого – к миру зла?
— Каких героев в сказке больше?
— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)
— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)
Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.
«Сказка о царе Салтане…» |
Волшебные сказки |
1. Нет зачина. |
1. Начинается с зачина. |
2. Троекратный повтор событий. |
2. Троекратный повтор событий. |
3. Волшебные события, герои. |
3. Волшебные события, герои, предметы. |
4. Сказочный язык. |
4. Сказочный язык. |
5. Зло прощено. |
5. Зло наказано. |
6. Сказочная концовка. |
6. Сказочная концовка. |
Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».
Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.
- Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
- Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
- Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
- Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
- Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
- О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
- Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
- Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.
4. Заключительная часть
Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
5. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 38. Спасибо за урок!
Открытый урок «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре…»
Методическая разработка
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре…»
Продолжительность урока – 40 минут
Учебно—методическое обеспечение:
1. В.М. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь» 1—2 часть, М.,
«Просвещение» 2004г.
2. В.М. Голованова, В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова «Поурочные планы по учебнику »
Родная речь», 3класс, программы 1—4.,М., «Учитель—АСТ», 2003г.
Задачи урока:
1. Сравнить сказку А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу
солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»;
2. Проанализировать сказку А.С.Пушкина, показать детям, что
«пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
3. Воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина, прививать интерес к
особенному слогу поэта.
Оборудование:
книга «Русские народные сказки»;
иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина;
О.А.Кипринсий Портрет А. С. Пушкина.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим знакомство с уникальнейшим поэтом в мировой
литературе А.С.Пушкиным. Вам он скорее запомнился как поэт, сочинивший
замечательные сказки. Давайте вспомним и перечислим их.
На доске таблица:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке.»
2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.»
3. «Сказка о царе Салтане…»
4. «Сказка о Попе и работнике его Балде.»
5. «Сказка о Золотом петушке»
Поэт очень любил, берег и ценил русские народные сказки, в которых
выражалась любовь к родной земле, к природе , народные слова и выражения
часто звучали в его сказках.
2. Работа с иллюстрациями к сказкам А.С.Пушкина (5 иллюстраций)— по
группам.
Определите, к какой сказке даны иллюстрации?
(Каждая группа определяет название сказки, вспоминают наизусть
отрывки).
Сегодня мы проведем исследование , то есть научную работу. А
любое исследование предполагает гипотизу ( предположение). За гипотизу мы
возьмем слова С.Я.Маршака. Они записаны на доске:
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»
И нам необходимо будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть
доказать, что это высказывание не верно.
Вспомните, какую похожую русскую народную сказку мы прочитали?
(«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»)
С этого и началось наше исследование.
3. Анализ работы.
а) Мы много говорили о русских народных сказках. Вспомните, какие
характерные особенности у народных сказок?
—повторы; троекратные.
Примеры: у царя было три сына; надо выполнить три задания.
—в русских народных сказках повторяются устойчивые выражения.
Примеры: «Близко ли, далеко ли»; «Долго ли, коротко»; «Я там был, мед,
пиво пил»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«И стали они жить – поживать и добра наживать».
Кто объяснит, что значит «устойчивые выражения»?
(Они повторяются во многих сказках)
Оказывается, их специально повторяли в сказках, потому что эти выражения
помогали запомнить и рассказать сказку.
Помните, еще есть в сказках устойчивые эпитеты?
Примеры: «терем высокий», «сети шелковые», «земля сырая»…
Верно. Запомните, эпитеты – это образное художественное определение.
б) Какими словами начинается сказка?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря»
Как и в русских народных сказках три девицы, да еще говорят
одинаково:
«Кабы я была царица…»
А какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «Во лбу
солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»? Давайте прочитаем.
Дети читают.
* «Если б на мне женился Иван – царевич, я б ему напряла на рубашку
такую тонкую , гладкую нить, какой во всем свете не спрядут».
* «А если б меня взял… я б выткала ему кафтан из серебра, из золота…»
* «А я ни прясть, ни ткать не умею, я бы родила ему сынов, что ни
ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды…»
А.Пушкин любил слушать сказки, он был насквозь пропитан русскими
народными сказками, которые ему нараспев рассказывала его няня Арина
Родионовна. Наверное, и эту сказку пересказала она, а поэт на ее основе
сочинил свою. То есть взял за основу сюжет этой сказки.
— Но какая сказка интереснее?
Дети. У А.Пушкина сказка интереснее. Но она очень похожа на народную. В
ней тоже есть повторы.
Приведите примеры.
4. Выборочное чтение.
Царь Гвидон три раза превращался в насекомое.
1раз (в комара) «Будь же, князь, ты комаром…
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал».
2раз ((в муху) «В муху князь оборотился ,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль и в щель залез»
3раз (в шмеля) «Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал:
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился».
— Что еще неоднократно повторяется?
(Царевна Лебедь выполняет по просьбе Гвидона три чуда.)
5. Чтение наизусть подготовленных отрывков, в которых описываются
чудеса.
1чудо. Появление белки. «Белка песенки поет и орешки все грызет»,
2чудо. Появление богатырей. «в чешуе, как жар горя» появляются тридцать
три
богатыря.
3чудо.Превращение Лебедя в царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
Следующее направление: сходные ситуации в народных сказках
рассказываются одними и теми же словами.
Найдите эпизоды в сказке А.Пушкина.
Дети. Всякий раз, подплывая к острову князя Гвидона повторяются
слова.
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах».
«Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит,и поит,
И ответ держать велит».
(Рассмотреть три случая, когда подплывают корабельщики)
— Что вы можете сказать , когда корабельщики плывут к царю Салтану?
(Фразы тоже начинаются одинаково)
— Согласны ли вы с таким предположением? Какие слова повторяются?
Ветер весело шумит,
«Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана»
Царевич, когда хотел увидеться с отцом, говорил Лебеди:
«Грусть – тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
И снова число три. Почему царевич Гвидон просил Лебедь исполнить все
три чуда? Так уж необходимы были они ему?
Дети. Гвидон хотел, чтобы отец приехал на его остров и узнал свою жену и
сына.
Следующее направление: устойчивые эпитеты.
Примеры. Красная девица, голубушки – сестрицы, царь—отец, князь
прекрасный, лебедь белая, царь—батюшка.
Следующее направление: Пушкин ввел в сказку народную речь.
На доске:
1. Наступает срок родин…
2. В гневе начал он чудесить…
3. Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет…
Разъяснить данные словосочетания.
«Срок родин» — значит царица должна родить ребенка.
«Начал чудесить» — разозлился, разгневался (царица обещала родить
богатыря, а родила неизвестно кого)
«Поверх текучих вод» —так в народе говорили, когда хотели сказать : плывет
по воде
Приведите еще примеры.
«Здравствуй, крвсная девица…»
«За морем житье не худо»..
Сравнение.
В народной сказке царевна такой красоты, что …
Дети. « ни в сказке сказать, ни пером описать
А у Пушкина?
Дети. Он все описывает, у него царевна – красавица.
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
А сама— то величава,
Выступает будто пава…»
Пушкинская сказка очень связана с народной
Давайте вспомним сказку «Во лбу ой, солнце, на затылке месяц, по бокам
звезды». Чем они похожи?
Сходства:
1. Там тоже были три сестры. Две из них завидовали той, которая стала
царевной.
2. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
В сказке русской народной:
«Нет, — сказал главный судья, — слушайте меня или нет. А моя вот речь:
выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить в море; виновата –
потонет, права – всплывет».
—И что же произошло?
«Она, горемычная, плавала по морю, по океану, с подкидышем, и рос этот
подкидышек не по дням, а по часам».
И он помог вернуть мужа и сыновей.
— Какая сказка вам больше нравится: народная или А.Пушкина?
А.С.Пушкина, она интереснее.
—Она более добрая, чем русская народная сказка. В русской народной
сказке выкололи глаза царице, это очень жестоко, хотя все хорошо закончилось.
Учитель. Конечно сказка Пушкина красивее и глубже народной сказки.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.
—Каким был князь Гвидон?
(Умным, добрым, внимательным. Он очень любил своих родителей и
хотел, чтобы они были вместе.
А еще он был находчивым. Он придумал , как сделать, чтобы отец
приехал. Он маме сделал подарок, он же не говорил про отца, что его видел и
что он скоро приедет)
— А царевна Лебедь?
(Она добрая, нежная, отзывчивая.
Она скромная, только в последний момент князь узнает о том, что Лебедь
царевна, а не птица. Она хоть и волшебница, но не гордится этим.
Царевна Лебедь и князь – главные герои, на которых стремились быть
похожими люди.
Сказка всегда чему—то учит: какими быть, как себя вести и общаться с
другими людьми.
6. Физкультминутка.
7. Отличие русских народных сказок от литературных
Конечно же сказка А.Пушкина отличается от народной не только тем , что в
них стали увлекательнее приключения героев. Они другие по форме , написаны
стихами, что редко было в народном творчестве. Эти стихи зарифмованы, , в них
строго выдержан ритм и размер. Это стихотворные волшебные поэмы. Но
бывало, что в сказках отражались и глубоко личные события и переживания
писателя. Одно из самых удивительно светлых, возвышенных женских образов
пушкинской поэзии — Царевна Лебедь. А если вспомнить, что сказка написана в
самую счастливую пору жизни поэта, в год его свадьбы с Натальей Гончаровой,
то нетрудно догадаться, кого имел в виду поэт, создавая этот пленительный
образ.
8.Итог.
Мы провели с вами большую исследовательскую работу. К какому же
выводу мы пришли?
Дети. Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Мы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака.
9. Домашнее задание. Продолжить исследование:
1 группа – выучить наизусть по выбору отрывок о Гвидоне
(Суметь объяснить мотивы поступка героя)
2 группа — написать, чему учит князь Гвидон и царевна Лебедь.
3группа — выписать в тетрадь повторы и эпитеты из сказки
Слайд 1 Школа России
Литературное чтение
3 класс
Урок 36
Составитель: Беляева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
І кв. категория
МБОУ СОШ с. Кремово
Слайд 2
Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно читать.
Слайд 4Отгадай сказки А.С.Пушкина по предмету.
Слайд 5- К какой сказке иллюстрация?
Слайд 6Тема урока
Цели урока:
Продолжить работу над сказкой, дать характеристику героям
сказки
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Слайд 7Александр Сергеевич
Пушкин
Об авторе
Слайд 10 Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С. Я. Маршак
Слайд 14-Что понравилось?
— Какие чувства остались у вас после чтения?
— Хороший ли конец
у сказки? Почему?
Слайд 15- Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
— На каком
выборе он остановился? Почему?
— Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?
Он ведет себя необычно, подслушивает под окном; ходит один без свиты; жену выбирает и сразу женится.
Слайд 16- Кто и почему желал несчастий молодой царице?
— Куда уехал царь?
— Какие планы были
у завистников?
— Как им удалось их реализовать?
— Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
— Почему же волю царя бояре все-таки выполнили?
— Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?
Слайд 17- Какое путешествие пришлось испытать героям?
— Куда в итоге приплыли наши герои?
-Что
заставило Гвидона превратиться в комары?
-Как наказал свою тетку Гвидон?
-Осуждает ли автор своего героя?
— Каким стал царевич во время путешествия?
— Опишите место, на котором нашли прибежище герои?
-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
-О каком чуде рассказала повариха?
-О каком чуде рассказала ткачиха?
Слайд 18Сказочные образы
ОБРАЗ-
в художественном произведении: тип, характер героя.
Слайд 19Проверка домашнего задания
с. 92 – 102 – нарисовать одного героя сказки,
дать ему характеристику
Слайд 20Физминутка
Изобразите:
• Волны на море.
• Князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
•
Лебедь – гордая осанка, красивая шея – превращается в царевну.
• Царевна Лебедь обрызгала водой Гвидона.
• Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.
– Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу
Слайд 30Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?
Как А. С.
Пушкин подчеркивает свою симпатию к этим героям?
Кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему?
Какими отрицательными чертами наделяет их автор?
Вдумайтесь в имена, которые дал А.С.Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?
Слайд 31Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый,
гневный. Его настроение меняется. Бывает гневный, куралесит.
Дай характеристику героям.
Слайд 32Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать.
Слайд 33Царевна Лебедь – добрая, красивая, скромная, щедрая.
Слайд 34Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.
Слайд 35-Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?
-Есть ли у вас любимый
герой?
-Кто он? Почему он понравился?
Слайд 36Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …
Слайд 37 Домашнее задание.
Мини-сочинение на тему «Чему учат главные герои сказки»
Урок литературного чтения в 3 «А» классе
Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цели:
-
Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учить проникать в глубину содержания произведения
-
Работать над развитием выразительной, грамотной речи
-
Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус
Задачи:
-
Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.
-
Выявить, насколько они знакомы со сказками русского поэта.
-
Осмысление представлений русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода
-
Формирование у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его.
-
Развивать артистические способности.
-
Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование:
— Портрет А.С. Пушкина
— Цитаты поэта « Что за прелесть эти сказки! Каждая из них — поэма. »
« Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
— Выставка детских рисунков
— Журнальный столик, на нём – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага
— Аудиоматериал
Ход урока
1.Орг.момент (звучит классическая музыка, учитель зажигает свечи)
Учитель: Благословен тот день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово
2. Сообщение темы и целей
Учитель:
-
Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.
-
Мы будем говорить о чудесах, которые встретятся в сказке, будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать
-
Назовите автора сказки (слайд 1)
3. Вводная беседа
(входит гусар и две барышни с веерами, делают реверанс, гусар ставит свечи на столик с портретом Пушкина, все садятся)
Учитель: Это имя бесконечно дорого каждому из нас. Оно знакомо нам с детства
(слайд 2)
Учитель: 6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
(слайд 3)
Гусар: Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
(слайд 4)
1 барышня: Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.
(слайд 5)
2 барышня: В семье Пушкиных было трое детей. Старшая — Ольга, средний — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.
(слайд 6)
Гусар: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна
(Музыка меняется, гусар и барышни садятся за парту. Заходит няня, садится за столик и начинает вязать.)
Учитель: Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.
(выбегает маленький Пушкин, обнимает няню, садится рядом)
Учитель: Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их
Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!
Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай
Учитель: И он, как заворожённый, слушал
(выходят гусар и барышни, Пушкин уходит, садится за парту, няня остаётся вязать))
(слайд 7)
Гусар: В 12 лет Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся под Петербургом заведение «Царскосельский лицей».
Учитель: В лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов
(слайд
Учитель: Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.
(слайд 9)
1 барышня: Здесь мы видим комнату Александра Пушкина. В каждой комнате была железная кровать, комод, конторка,
2 барышня зеркало, стул, столик для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. (садятся)
Учитель: В этой комнате Пушкин писал свои замечательные произведения
(слайд 10)
Учитель: Пушкин любил читать свои стихи любимой няне.(музыка громче, входит взрослый Пушкин, читает на ходу)
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне
Подруге юности моей
Учитель: Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует тёплые отношения поэта и Арины Родионовны
Пушкин: Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(няня смахивает слезу)
Няня: Ох, Сашенька, голубчик мой! (уходят)
(слайд 11)
Учитель: —Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и талантливой няни. Многие её сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.
(гасят свечи, включается свет)
Учитель: Прежде чем начать работу над сказкой, немного отдохнём . Выполним дыхательно — артикуляционную гимнастику.
-
Вдох носом, выдох через рот
-
Вдох, задержка дыхания, выдох
-
Вдох, выдох порциями
Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с
Летел комар и звенел: з-з-з
Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)
Пусть летит! з-з-з Упр. «Конфетка» «Лошадка»
4.Работа над произведением.
Учитель: — Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.
Учитель: — Как появилась сказка, вы знаете? (рассказала Арина Родионовна)
Учитель: — Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.
Учитель: — А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. А мне всё-таки белочка больше нравится.
Учитель: — Послушайте начало народной сказки : «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц ( вам ничего это не напоминает?)
Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…)
(включается фонограмма «пряха», выходят девицы)
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)
То на весь крещёный мир приготовила б я пир
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)
То на весь бы мир одна наткала бы полотна
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)
Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь, стороны той государь. (кланяется третьей сестре)
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)
Будь царица и роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)
(фонограмма громче, царь предлагает руку и уводит 3 сестру, подобрав сарафаны, торопятся сестрицы)
Учитель: А мы с вами продолжим работу по учебнику. Мы будем не только читать, но и рассматривать иллюстрации к сказке. Зачем художники делают иллюстрации?
-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи
-Как они называются? (устаревшие – архаизмы)
— Давайте посмотрим на их значение (слайд 12)
Учитель:- Откройте учебник на стр. 68, найдите продолжение эпизода с сестрицами, читаем цепочкой (1 фрагмент)
Учитель: — О чём мечтали девицы?
— Рассмотрите иллюстрацию, постарайтесь представить себе этот эпизод
— Где находятся девицы ( светлица — чистая, светлая, парадная комната в доме) , во что они одеты? (слайд 13)
— Кто услышал разговор сестриц? ( слайд 14)
-Посмотрите на эту иллюстрацию, опишите, что вы видите, ведь не всё мы можем прочитать в сказке
-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)
— Рассмотрите одежду царя (богатая, расшитая мехом и золотом, не одна мастерица потрудилась над его одеждой)
Учитель: — Продолжим чтение…..( 2 фрагмент)
— Куда после свадьбы отправился царь-Салтан? (на войну)
(слайд 15)
— Рассмотрите военное снаряжение царя, что защищает его?
— Как случилось, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?
— Зачитайте эпизод о спасении матери с сыном
РЕЛАКСАЦИЯ
-Закройте глаза, положите головки на парты, представьте, как бочка плывёт по волнам, послушайте шум волн…
-Посмотрите, как дальше стремительно разворачивается действие, благодаря какой части речи мы можем судить об этом?
1 чудо (слайд 16)
Учитель: —Какое первое чудо возникает в сказке?
-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города
— За что же был вознаграждён наш герой, что даже не дворец вырос перед ним, как в других сказках, а целый город
— Почему возникший город назвали чудом? (за одну ночь возник)
— Рассмотрим иллюстрацию и сравним города
— Прочитайте, каким увидели город корабельщики (город новый, златоглавый)
-Что рассказали о городе корабельщики
2 чудо (слайд 17)
-Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха (о белке)
-Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке
-Что нового мы узнали из их рассказа?
-Как вы думаете почему они приукрасили чудо?
-С какой интонацией надо читать о белке?
—Почему белочку назвали диковинкой?
Учитель: Наш урок подходит к концу. Завтра мы продолжим работу над сказкой.
5.Рефлексия
-Давайте подведём итог
-Чем вам запомнился урок?
-Какое чудо вам понравилось больше всего?
1 барышня:- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина
2барышня : Сказки…Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес
Гусар: Читайте Пушкина, учите Пушкина!, А главное – любите Пушкина!
Благодарю вас всех за урок, за активное участие, прекрасные ответы. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.!
6.Д/з (на выбор)
-
Если бы царь выбрал не младшую сестру, а среднюю или старшую, как могли бы развиваться события?
-
В сказке встречаются чудеса. Придумайте своё чудо.
-
Иллюстрация любого чуда
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (3 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.