ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 271 имени П.И.Федулова
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Разработка мультимедийного урока
на тему:
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»
Л.Н. ТОЛСТОГО –
ЕЩЕ ОДНА ПРАВДА О ВОЙНЕ.
Выполнила учитель русского языка и литературы
высшей категории
Мандалян Наира Мгеровна
Санкт-Петербург
2016 год
Тема урока: «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого — еще одна правда о войне.
Цели урока: 1. Учебная – ознакомление с произведениями, отразившими военный опыт Л.Н. Толстого; изучение художественного своеобразия
рассказов батального жанра.
2. Воспитательная – показать истинную бесчеловечную сущность любой войны; через рассмотрение реалистичных литературных картин пробудить чувство патриотизма, гуманное отношение к людям.
3. Эстетическая – выявить тесную взаимосвязь разных видов искусства (литературы, живописи, музыки), их общую направленность против войны и в защиту человека.
Межпредметные связи: Использование темы «Крымская война» из курса истории России (конец XVII-XIX век), темы «Виды и жанры искусства из курса «Деловая культура», подтемы «Пластуны в Крымской войне» из курса «Кубановедение».
Виды контроля: 1. Предварительные задания – самостоятельная работа учащихся с материалами по литературе, истории, кубановедению.
2. Индивидуальное домашнее задание творческого характера на карточках.
Оборудование: 1. Декорации IV бастиона.
2. Стенд «Л.Н. Толстой — баталист».
3. Хронологическая таблица «Крымская война».
4. Портрет Л.Н. Толстого.
5. Карточки с терминами.
6. Карточки с названиями рассказов.
7. Костюмы для инсценировок.
8. Флаги.
9. Фотографии Толстого и участников обороны Севастополя.
10. Музыкальное оформление:
«Севастопольский вальс», фонограмма «Гори, гори, моя звезда», исполнение авторской песни «Я вернулся домой».
11. Иллюстрации художников Айвазовского, Тимма, Серова.
12. Мультимедийное оформление, слайд-шоу.
Основные понятия и термины: правда
реализм
натурализм
антитеза
«окопная правда»
батальный
бастион
пластуны
Эпиграф к уроку:
Кто злодей, кто герой..? Все хороши и все дурны…
Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, — правда…
«Севастополь в мае».
… война не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, развивающимися знаменами и гарцующими генералами, а… в крови, в страданиях, в смерти…
«Севастополь в декабре месяце».
ПЛАН — СХЕМА УРОКА
Оргмомент.
Ход урока:
Оргмомент.
I. Вступительное слово учителя (тема и цель урока).
Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование, которое поможет определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас. Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира Даля в 1866 году было записано:
Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.
Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:
Это именно то, что надо теперь русскому обществу: правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.
(чтение цитаты по карточкам на столах).
Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.
(чтение эпиграфов)
Какова же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к истории.
II. Изучение нового материала.
1. Анализ исторической обстановки в середине XIX века.
I половина XIX ознаменована серьезными военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях сражений.
Крымская война. В 1853 году началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники — Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов. Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов против 500 вражеских.
С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в Крыму.
Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.
Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение противника. Началась осада.
В обороне Севастополя участвовало много замечательных людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко. Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.
Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников. Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.
27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган. Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной победой русских людей, показавших чудеса героизма.
Такова краткая историческая справка об этой войне.
Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.
(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова жене, написанного
7 апреля 1855 г. в Севастополе)
Погода здесь хорошая… Стоят туманы… перед нашими окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в Петербурге.
Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромном зале собрания стоны раненых…
Комментарий учителя:
1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично – мужество и самообладание.
2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки – стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.
2. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя.
«Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».
Это слова замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя.
В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными, жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н. Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть, этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный».
Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В 1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив – наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла в Константинополе Петра Толстого.
Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой отправляется в осажденный Севастополь, прямо на IV бастион.
(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)
IV Бастион
Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто говорит: «Я иду на IV бастион» — непременно заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» — большей частью отвечают: «C IV бастиона». Вообще же существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто никогда на нем не был и которые убеждены, что IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.
Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки… Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство…, следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства.
Комментарий учителя:
- «Когда говорит, когда хотят подшутить» — лексический повтор.
- Два взгляда на IV бастион: тех, кто там не был и тех, кто там живет.
- Определить, кто такие пластуны.
- Что такое бастион?
Справка о пластунах.
Ученик: В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях, камышах, выжидая неприятеля…»
Учитель:
В обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона. Внешний вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый опасный IV бастион. После севастопольских событий о них узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под Севастополем». Остались они и в стихах.
Прочитайте пожалуйста.
Ученик: Незрима тень, бесшумен шаг
И затаенное дыхание.
Пускай не дремлет чуткий враг,
Но глаз и слух его обманут.
Часами слившийся с травой
Пластом крадущийся возник,
А смерти свист над головой,
Как неотступный проводник
И страха нет в его глазах,
Он видит только цель свою.
Когда стеной идет гроза,
Наперерез ей – есаул.
Штыком исколотой рукой
Он тронет после ордена
И холод шашки золотой.
Потом, когда уйдет война.
Ученик: Из века в век рядами длинными
Непобежденные идут.
Они не прячутся за спинами
И снисхождения не ждут.
Всегда красивые и сильные
Берут на плечи тяжкий груз
Идут, смеясь глазами синими,
Покручивая темный ус.
И каждый раз с зарею раннею
На страшный жертвенник войны,
Уходят, словно на заклание,
С казачьей песней пластуны.
3. «Севастопольские рассказы» — структурный анализ.
Учитель: Сейчас мы попытаемся разобраться в хронологии и описании событий, которые лежат в основе «Севастопольских рассказов». Перед вами лежат листы с планами к каждому из трех рассказов. В ходе обсуждения следите и участвуйте, просматривая ключевые моменты в повествовании.
Итак, первый рассказ цикла:
I. Севастополь в декабре месяце.
(Сообщение учащегося)
В этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.
Главные эпизоды рассказа:
- Описание фурштатского солдата.
- Посещение госпиталя и операционной.
- Описание IV бастиона.
В декабре Севастополь и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово «покой». Бомбардировки города французской и английской артиллерией не прекращались. Солдаты, матросы и рабочие трудились под снегом и дождем без зимней одежды, полуголодные. Трудились так, что спустя 40 лет вражеский генерал Канробер не мог без восторга вспоминать об их самоотверженности и бесстрашии. 16 тысяч моряков почти все полегли вместе со своими адмиралами Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили врагу!
Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками документальных свидетельств.
Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!
В рассказе звучит твердая «убежденность в невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа».
II. Севастополь в мае.
(Сообщение учащегося)
В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.
Главные моменты рассказа:
- Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.
- Сцена, когда офицер укоряет солдата.
- Описание раненных.
- Сцена перемирия.
- Изображение десятилетнего мальчика на поле среди убитых.
В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов, покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего происходящего.
Главная мысль – об ужасе войны, о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение войны в крови и страданиях.
Учитель: Самый страшный эпизод в рассказе – ребенок на поле битвы. Посмотрите, как мы представили себе этот отрывок из рассказа «Севастополь в мае».
Инсценировка эпизода из рассказа «Севастополь в мае».
(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций полуразрушенного бастиона с белым флагом).
Девушка: (мечтательно) Как прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает цветы).
Юноша: Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на земле.
Девушка: Он набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта долина.
Юноша: Да… Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась…
Девушка: (со страхом в голосе) Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!
Юноша: (с ожесточением) На бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами…
Девушка: (не слушая его) Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они не обнимутся как братья?
Юноша: Нет! Белые тряпки спрятаны (срывает белый флаг). Снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия. Вперед, на бастион! (с криком убегает).
Девушка: (в глубокой печали) Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у вас почему-то принято думать. (прячет лицо в цветы и уходит).
III. Севастополь в августе 1855 г.
(Сообщение учащегося)
Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.
Главные эпизоды рассказа:
- Описание солдат.
- Изображение места битвы.
- Рассуждение о природе подвига.
- История братье Козельцевых.
- Поведение людей.
- Штурм.
В рассказе «Севастополь в августе 1855 г.» звучат следующие слова: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя».
Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан убежденностью Толстого в героизме русского народа.
Главная мысль, высказанная автором – мысль о жестокости любой войны.
Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты, близкие к ним офицеры, жители города, — одним словом, русский народ.
Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз, что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю историю пронес героические традиции русского оружия.
Толстой в своих произведениях прославил две русские национальные эпопеи: героизм в обороне Севастополя и позднее, в романе-эпопее «Война и мир» победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.
4. Работа с терминами и новыми понятиями.
а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о войне» Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой» XX века в литературе о Великой Отечественной войне.
б) Работа с терминологическими карточками.
Реализм – (критический) – художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).
Натурализм – изображение отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются сцены жестокости, насилия и т.д.
Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий (примеры из отрывков о IV бастионе и письма Пирогова).
Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.
(«когда» в отрывке «IV бастион»).
Батальный – [франц. – сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий произведения на военную тематику.
Бастион – пятистороннее оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)
III. Обобщение, объяснение творческого домашнего задания.
(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями Толстого и участников обороны Севастополя).
Комментарий учителя:
Чтобы ответить на вопрос в карточке, необходимо прочитать «Севастопольские рассказы», обдумать конкретный эпизод и составить письменный краткий ответ с изложением своей точки зрения.
Фотографию нужно вклеить в тетрадь по литературе и записать под ней ответ.
IV. Заключение
«Велики судьбы славянского народа!
Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!» — так писал Л.Н. Толстой в очерке «как умирают русские солдаты».
Главная правда о войне – это правда о ее противоестественной сути, о том, что война есть наихудшее зло, противное природе человека. Самый древний нравственный закон гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А стало так, замечает Толстой, словно в нем говорится: «Убивайте друг друга». Натуралистично изображая страшные сцены войны, великий реалист Толстой преследует единственную цель – вызвать неприятие любого насилия.
В эпопее Севастополя нет военной победы, но это не значит, что нет в ней подвига и героизма. Ведь не всегда побеждает оружие, чаще – сила человеческого духа. Истинный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, защитник своего Отечества. Так было всегда и так будет. Послушайте, как пишут песни и поют об этом молодые люди XXI века.
/Звучит авторская песня под гитару «Я вернулся домой/.
Использованная литература
- Л.Н. Толстой. Повести и рассказы. Лениздат, 1986г.
- Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Москва, 1992г.
- В.И. Булганов, П.Н. Зырянов. История России – конец XVII – XIX век. Москва, 2005г.
- Е.А. Маймин. Лев Толстой. Изд-во «Наука», 2006г.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, Просвещение, 2007г.
- Все произведение школьной программы в кратком изложении. Москва, 2005г.
- В.И. Даль. Толковый словарь русского языка, современная версия. Москва, ЭКСМО 2002г.
- Русская литература XIX-XX вв. под ред. В.К. Риньери. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.
- Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX в. (II часть) Просвещение, 2001г.
- В.Н. Ратушняк. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. Краснодар 2000г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема: Художественные особенности «Севастопольских рассказов»
Финальная цитата: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставшийся Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
Главные эпизоды «Севастопольских рассказов»
«Севастополь в декабре месяце»
- Описание фурштатского солдата.
- Посещение госпиталя и операционной.
- Описание IV бастиона.
«Севастополь в мае»
- Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.
- Сцена, когда офицер укоряет солдата.
- Описание раненых.
- Сцена перемирия.
- Изображение десятилетнего мальчика на поле боя среди убитых
«Севастополь в августе 1855г.».
- Описание солдат.
- Изображение места битвы.
- Рассуждение о природе, подвига.
- История братье Козельцевых.
- Поведение людей.
- Штурм.
«Севастопольские рассказы» читательский дневник
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 851.
Обновлено 8 Августа, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 851.
Обновлено 8 Августа, 2021
«Севастопольские рассказы» – цикл, состоящий из трёх рассказов, центральной темой которых стало историческое событие – оборона Севастополя русскими войсками в 1854–1855 годах.
Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника
ФИО автора: Толстой Лев Николаевич
Название: Севастопольские рассказы
Число страниц: 146. Толстой Лев Николаевич. Издательство «Азбука». 2014 год
Жанр: рассказы
Год написания: 1855 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место действия
События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берёт начало в декабре 1854 года, и заканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.
Главные герои
Автор – рассказчик, побывавший в осаждённом городе и описавший свои размышления о войне.
Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твёрдо верящие в победу русской армии.
Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.
Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.
Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
«Севастополь в декабре месяце»
В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.
Автор описывает всю драматичность и жестокую бессмысленность войны: люди гибнут один за другим, в то время как представители власти никак не могут договориться между собой, отправляя на верную смерть лучших сыновей своих стран.
Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.
Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.
«Севастополь в мае»
По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.
Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.
В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.
«Севастополь в августе 1855 года»
Ареной для сражений становится уже сам город. Кратковременные перемирия происходят всё реже. В город прибывают два брата: старший, Михаил Козельцов, вернувшийся после госпиталя, и младший, Володя, юный, восторженный патриот. Бывалые воины никак не могут взять в толк, как можно добровольно оставить спокойную мирную жизнь ради этой войны. Оба брата погибают в сражении. Первый находит свою смерть при ведении атаки на французов, а второй погибает во время засады. Русские вынуждены отступать, и вскоре Севастополь оказывается во власти французов.
Вывод и своё мнение
В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор уверен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужной гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие и является признаком неразумности человеческого общества.
Главная мысль
Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.
Авторские афоризмы
«…А вопрос, не решённый дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью…»
«…Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать…»
«…Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда…»
Толкование непонятных слов
Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.
Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.
Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.
Новые слова
Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.
Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.
Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Тест по рассказам
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Dungeon Master
9/10
-
Дарья Мостовая
5/10
-
Александра Куценко
10/10
-
Светлана Андреева
10/10
-
Саня Белов
10/10
-
Тимур Куртсеидов
10/10
-
Арина Преображенская
10/10
-
Даниил Патрон
10/10
-
Инна Кокушина
8/10
-
Ольга Матяшова
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 851.
А какую оценку поставите вы?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5″ г. Брянска
Урок литературы в 10 классе
«Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». «Севастопольские
рассказы» Л.Н.Толстого.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2018
Цели: совершенствовать навыки работы с художественным текстом; на материале рассказов
показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя; выявить мастерство
писателя в раскрытии «диалектики души» человека; воспитывать интерес к истории страны, чувство
патриотизма.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
— В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправ—
ляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, и Толстой подаёт прошение об
отставке, но получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а когда начинается
осада Севастополя, в Крым, в осаждённый город. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами
князя Андрея Болконского Толстой скажет: «…Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь,
эта жизнь – не по мне!»
11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. Пользуясь численным преимуществом,
войска англо—французской коалиции оттеснили армию бездарного Меншикова. Отступая, она поки—
нула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с
флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов,
Истомин с 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения
организовали оборону города, под ураганным огнем выдерживая осаду 120—тысячной армии непри—
ятеля.
В самом начале этой осады, 7 ноября 1854 года, Толстой прибыл в Севастополь и сражался в осаж—
дённом городе 9 месяцев. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный
сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не сует—
ливый, но упорный» — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой.
В июле 1855 года в журнале «Современник» стали появляться «Севастопольские рассказы» писа—
теля, которые были встречены с огромным интересом. Не только поэтические достоинства рассказов
Толстого привлекли к ним острое внимание читателей. Правду о патриотическом подъёме и героиз—
ме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат и вместе с тем об отсталости николаевской
армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхуш—
кой – вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах», о которых и пойдёт речь
сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
— 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу
уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость,
писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами и офицерами. Всё, что он увидел и
услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось
до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше
всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не
взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под
бомбами. Чудное время!»
Впечатления от первого знакомства с городом и его защитниками и картины, которые Толстой
наблюдал в декабре 1854 года, когда был послан в Эски—Орду со взводом солдат за орудиями, легли
в основу рассказа «Севастополь в декабре месяце». Этот рассказ является своеобразным «путеводи—
телем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в
определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к
пристани…», «Вы отчалили от берега…», «…вы видите будничных людей, спокойно занятых
будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником
событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.
Как создаёт Толстой неприукрашенный облик военных будней?
«На набережной … на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные
пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие—то огромные
брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики,
пехотные ко
́
злы…. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие—
то маленькие пушки… Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят
солдаты и окровавленные носилки…». «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное;
странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не
красиво, но кажется отвратительным беспорядком…»
— Какими показаны защитники Севастополя?
Это «будничные люди, спокойно занятые будничным делом»: «фурштатский солдатик… ведёт
поить … тройку и так спокойно мурлыкает себе что—то под нос, что, очевидно… что он исполняет
свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия, — так же спокойно, и
самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где—нибудь в Туле или в Саранске. То же
выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках
проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с
носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…».
Защитников города рассказчик рисует, описывая госпиталь: старый исхудалый солдат, у
которого нет ноги выше колена, но который и не думает жаловаться, и только из слов его жены
рассказчик узнаёт, что солдат, «бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на
залп нашей батареи», что «он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже
сам работать не может». Ещё один старый солдат: «лицо и тело его какого—то коричневого цвета
и худы, как скелет. Руки у него совсем нет: она вылущена в плече. Он сидит бодро, он поправился; но
по мертвому, тусклому взгляду, по ужасной худобе и морщинам лица вы видите, что это существо,
уже выстрадавшее лучшую часть своей жизни».
— Почему Толстой приводит читателей в госпиталь?
Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоин—
ством ведут себя раненые, здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих
сил всех, кого можно спасти.
— Как описан в этом рассказе 4—й бастион, самое опасное место в Севастополе? (чтение).
«… существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые
никогда на нем не были и которые убеждены, что четвертый бастион есть верная могила для
каждого, кто пойдет на него, и тех, которые живут на нем … и которые, говоря про четвертый
бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т. д.»
«…землянки в грязи, в которые, согнувшись, могут влезать только два человека, и там увидите
пластунов черноморских батальонов, которые там переобуваются, едят, курят трубки, живут, и
увидите опять везде ту же вонючую грязь, следы лагеря и брошенный чугун во всевозможных
видах», батарея – «площадка, изрытая ямами и обставленная турами, насыпанными землей,
орудиями на платформах и земляными валами. Здесь увидите вы, может быть, человек пять
матросов, играющих в карты под бруствером, и морского офицера, который, заметив в вас нового
человека, любопытного, с удовольствием покажет вам свое хозяйство и все, что для вас может
быть интересного. Офицер этот так спокойно свертывает папиросу из желтой бумаги, сидя на
орудии, так спокойно прохаживается от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малейшей
аффектации говорит с вами, что, несмотря на пули, которые чаще, чем прежде, жужжат над
вами, вы сами становитесь хладнокровны и внимательно расспрашиваете и слушаете рассказы
офицера. Офицер этот расскажет вам, — но только, ежели вы его расспросите, — про
бомбардированье пятого числа, расскажет, как на его батарее только одно орудие могло
действовать, и из всей прислуги осталось восемь человек, и как все—таки на другое утро, шестого,
он палил 2 из всех орудий; расскажет вам, как пятого попала бомба в матросскую землянку и
положила одиннадцать человек; покажет вам из амбразуры батареи и траншеи неприятельские,
которые не дальше здесь как в тридцати — сорока саженях».
— Толстой показывает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия
о Севастополе на страницах журналов и газет, в крови и страданиях, вызывая у читателей неприятие
любой войны, восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. В каких словах
заключена главная мысль этого рассказа?
Каждый, кто побывал в осаждённом городе, убедился «в невозможности взять Севастополь, и не
только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа», основанную на
любви к родине.
— «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ
русский…» — заключает писатель в рассказе «Севастополь в декабре».
В последних числах марта 1855 года батарею Л.Н.Толстого перебрасывают на одну из самых
важных позиций обороны города – на 4—й бастион. Переезд совпал с мартовско—апрельским штурмом
Севастополя. На 4—ом бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Участвовал писатель и
в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка,
образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на бастионе послужили
основой для второго севастопольского рассказа – «Севастополь в мае». Какова тема этого рассказа?
Поведение людей на войне.
— Именно «Севастополь в мае» — начало «срывания всех и всяческих масок», первый мощный удар
толстовской критики по официальной идеологии, политике, государству. Восторгаясь героизмом
солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократичес—
кого офицерства и высших сфер военного руководства. Что такое война для таких, как Калугин,
Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?
Возможность получить награды, чины, репутацию храбреца.
— В этих офицерах нет и в помине тех положительных качеств, которыми восхищался Толстой в
простых солдатах. Однако князь Гальцин говорит: «Вот этого я не понимаю, и, признаюсь, не могу
верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». При
этом сам Гальцин наблюдает военные действия из окна своей квартиры.
В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и
простых защитников Севастополя?
Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что
не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по—настоящему
преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес—
кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть
храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо
желанием получить награду.
— Все ли офицеры такие, как «аристократы» и приближенные к ним? Вспомните эпизод из главы 9—й,
где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал
одной из самых опасных батарей»
«Морской офицер в штабс—офицерской шинели…и Георгием» вошёл в блиндаж, чтобы просить
«генерала дать ему рабочих, чтобы исправить на его батарее две амбразуры, которые были
засыпаны». Калугин, которому «хотелось опасности, чтобы снова испытать себя», стал его
просить отправиться на батарею, чтобы посмотреть, «могут ли наши орудия стрелять по
траншее картечью». Капитан, простоявший на батарее всю ночь, отказался это сделать: он
хотел отдохнуть хоть немного, и Калугин удивился, что капитан «между моряками имел
репутацию храбрости».
— Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! Вспомните, как менялось поведение
самого капитана в течение тех 6 месяцев, что он командовал батареей?
«Сначала он тщеславился, храбрился, рисковал, надеялся на награды и репутацию и даже приобрел
их, но теперь уже все эти побудительные средства потеряли для него силу, и он смотрел на дело
иначе: исполнял в точности свою обязанность» и не рисковал жизнью «без строгой необходи—
мости».
— Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защит—
ников города. Близость к народу — это и есть близость к правде.
Писатель рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с
нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль. Наполеон ради своего
честолюбия губит миллионы, а какой—нибудь прапорщик Петрушов, этот «маленький Наполеон,
маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы
получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в
творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».
Чтобы показать противоестественность войны, Толстой рассказывает о том, что происходит, когда
объявлено перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и
благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний
мальчик собирает цветы… «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со
слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят
орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».
В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это
самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестан—
но громили город. Потери защитников составляли 2—3 тысячи человек в день. 27 августа начался
общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона
потеряла всякий смысл. Так закончилась 349—дневная оборона.
В последние дни боёв Л.Н.Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей бата—
реи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил Севастополь одним из последних.
Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в рассказе «Севасто—
поль в августе 1855 года». Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны,
голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Однако в
этом рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь
является исследование души человека на войне перед опасностью.
С какими новыми героями знакомит нас писатель? Расскажите об их судьбах.
Толстой рассказывает о братьях Козельцовых. Старший, поручик Михаил Козельцов, после ране—
ния возвращается в полк. Недалеко от Севастополя, в Дуванкой, на станции, он встречается с
младшим братом, прапорщиком Владимиром Козельцовым, которому «совестно жить в Петербур—
ге, когда здесь умирают за Отечество», и они вместе отправляются в Севастополь.
Михаил — человек, живущий без порывов и без особых душевных тревог, «из чести служит», его
любят солдаты и офицеры. Это натура простая и цельная, это тот человек, которым, в представ—
лении Толстого, становится всякий приехавший на войну честный офицер. В силу своего «опыта»
Михаил утерял патриотическую наивность, поэтому ночь после приезда проводит в кутеже и
пьянстве, спускает в карты даже тот неприкосновенный запас, который он утаил от брата при
первой встрече, так как ни при каких обстоятельствах не хотел его тратить. Однако когда наут—
ро объявили тревогу, «мысль, что его могут принять за труса» заставила его «во весь дух» мчать—
ся к роте, а затем вести её вперёд. «Козельцов был уверен, что его убьют; это—то и придавало ему
храбрости». Умирая, Михаил с «отрадным чувством» думает, что «хорошо исполнил свой долг… и
ни в чем не может упрекнуть себя».
Володя – 17-летний восторженный, романтически настроенный юноша—мечтатель, живущий
благородным порывом патриотизма. Он мечтает о подвиге, о героической смерти, поэтому
болезненно переживает впечатления, связанные с обратной, «прозаической» стороной войны. Ночь
перед штурмом он проводит в мучительном поиске ответов на вопросы: кто он и зачем он тут. И
обретает веру в то, что его судьба, жизнь — есть следование чему—то высшему — Богу, Отечеству,
чести. Он успокаивается и в дальнейшем, забывая о смерти, просто выполняет свое артиллерист—
ское дело. Володя погибает, а не бежит с поля боя, как это делает трусливый Вланга.
— Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?
Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после
одиннадцатимесячной обороны Севастополь: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны
на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
4.Итоги.
— Подведём итог всему тому, что мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же
истинный герой Севастопольской эпопеи?
Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам.
— Что такое война в понимании Л.Н.Толстого? В чём проявляется новаторство писателя в
изображении войны?
Война, по мнению писателя, «есть сумасшествие», она ожесточает человека, убивает в нем лю—
бовь к людям, без чего немыслима жизнь, лишает способности наслаждаться окружающим миром,
природой, так как человек сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым.
Война извращает моральные представления людей, поэтому если «люди делают это сумасшествие,
то они совсем не разумные создания, как у нас почему—то принято думать». Толстой изображает
войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем», а «в насто—
ящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Изображение войны как тяжкого буднич—
ного труда, изображение русского солдата как скромного труженика, истинного героя, который и
не подозревает, что он герой – вот в чём состояло новаторство Толстого.
— «Севастопольские рассказы» называют «первой траншеей» к «Войне и миру». С Сапун—горы, отку—
да Толстой смотрел на горящий Севастополь, он увидел огненную Москву 1812 года.
Литература: Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.:
ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы—конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016
В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».
История сборника
Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.
Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.
Цель и основная тема
Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.
«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, — боль, кровь, страдания и смерть.
Август в Севастополе
Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» — один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.
Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.
С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.
Декабрьский Севастополь
Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка — «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.
На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.
Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще — носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.
Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.
«Севастополь в мае»
Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.
Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.
Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.
Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.
Вывод
Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла — испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Брянска
Урок литературы в 10 классе
«Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Брянск-2018
Цели: совершенствовать навыки работы с художественным текстом; на материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя; выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души» человека; воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию.
— В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправ-ляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, и Толстой подаёт прошение об отставке, но получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а когда начинается осада Севастополя, в Крым, в осаждённый город. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами князя Андрея Болконского Толстой скажет: «…Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. Пользуясь численным преимуществом, войска англо-французской коалиции оттеснили армию бездарного Меншикова. Отступая, она поки-нула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону города, под ураганным огнем выдерживая осаду 120-тысячной армии непри-ятеля.
В самом начале этой осады, 7 ноября 1854 года, Толстой прибыл в Севастополь и сражался в осаж-дённом городе 9 месяцев. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не сует-ливый, но упорный» — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой.
В июле 1855 года в журнале «Современник» стали появляться «Севастопольские рассказы» писа-теля, которые были встречены с огромным интересом. Не только поэтические достоинства рассказов Толстого привлекли к ним острое внимание читателей. Правду о патриотическом подъёме и героиз-ме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат и вместе с тем об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхуш-кой – вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах», о которых и пойдёт речь сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
— 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами и офицерами. Всё, что он увидел и услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!»
Впечатления от первого знакомства с городом и его защитниками и картины, которые Толстой наблюдал в декабре 1854 года, когда был послан в Эски-Орду со взводом солдат за орудиями, легли в основу рассказа «Севастополь в декабре месяце». Этот рассказ является своеобразным «путеводи-телем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега…», «…вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.
Как создаёт Толстой неприукрашенный облик военных будней?
«На набережной … на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные ко́злы…. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие-то маленькие пушки… Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки…». «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком…»
— Какими показаны защитники Севастополя?
Это «будничные люди, спокойно занятые будничным делом»: «фурштатский солдатик… ведёт поить … тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно… что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия, — так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…».
Защитников города рассказчик рисует, описывая госпиталь: старый исхудалый солдат, у которого нет ноги выше колена, но который и не думает жаловаться, и только из слов его жены рассказчик узнаёт, что солдат, «бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи», что «он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может». Ещё один старый солдат: «лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет. Руки у него совсем нет: она вылущена в плече. Он сидит бодро, он поправился; но по мертвому, тусклому взгляду, по ужасной худобе и морщинам лица вы видите, что это существо, уже выстрадавшее лучшую часть своей жизни».
— Почему Толстой приводит читателей в госпиталь?
Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоин-ством ведут себя раненые, здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих сил всех, кого можно спасти.
— Как описан в этом рассказе 4-й бастион, самое опасное место в Севастополе? (чтение).
«… существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые никогда на нем не были и которые убеждены, что четвертый бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, которые живут на нем … и которые, говоря про четвертый бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т. д.»
«…землянки в грязи, в которые, согнувшись, могут влезать только два человека, и там увидите пластунов черноморских батальонов, которые там переобуваются, едят, курят трубки, живут, и увидите опять везде ту же вонючую грязь, следы лагеря и брошенный чугун во всевозможных видах», батарея – «площадка, изрытая ямами и обставленная турами, насыпанными землей, орудиями на платформах и земляными валами. Здесь увидите вы, может быть, человек пять матросов, играющих в карты под бруствером, и морского офицера, который, заметив в вас нового человека, любопытного, с удовольствием покажет вам свое хозяйство и все, что для вас может быть интересного. Офицер этот так спокойно свертывает папиросу из желтой бумаги, сидя на орудии, так спокойно прохаживается от одной амбразуры к другой, так спокойно, без малейшей аффектации говорит с вами, что, несмотря на пули, которые чаще, чем прежде, жужжат над вами, вы сами становитесь хладнокровны и внимательно расспрашиваете и слушаете рассказы офицера. Офицер этот расскажет вам, — но только, ежели вы его расспросите, — про бомбардированье пятого числа, расскажет, как на его батарее только одно орудие могло действовать, и из всей прислуги осталось восемь человек, и как все-таки на другое утро, шестого, он палил 2 из всех орудий; расскажет вам, как пятого попала бомба в матросскую землянку и положила одиннадцать человек; покажет вам из амбразуры батареи и траншеи неприятельские, которые не дальше здесь как в тридцати — сорока саженях».
— Толстой показывает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет, в крови и страданиях, вызывая у читателей неприятие любой войны, восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. В каких словах заключена главная мысль этого рассказа?
Каждый, кто побывал в осаждённом городе, убедился «в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа», основанную на любви к родине.
— «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…» — заключает писатель в рассказе «Севастополь в декабре».
В последних числах марта 1855 года батарею Л.Н.Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4-й бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4-ом бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на бастионе послужили основой для второго севастопольского рассказа – «Севастополь в мае». Какова тема этого рассказа?
Поведение людей на войне.
— Именно «Севастополь в мае» — начало «срывания всех и всяческих масок», первый мощный удар толстовской критики по официальной идеологии, политике, государству. Восторгаясь героизмом
солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократичес-кого офицерства и высших сфер военного руководства. Что такое война для таких, как Калугин, Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?
Возможность получить награды, чины, репутацию храбреца.
— В этих офицерах нет и в помине тех положительных качеств, которыми восхищался Толстой в простых солдатах. Однако князь Гальцин говорит: «Вот этого я не понимаю, и, признаюсь, не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». При этом сам Гальцин наблюдает военные действия из окна своей квартиры.
В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников Севастополя?
Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес-кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду.
— Все ли офицеры такие, как «аристократы» и приближенные к ним? Вспомните эпизод из главы 9-й, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей»
«Морской офицер в штабс-офицерской шинели…и Георгием» вошёл в блиндаж, чтобы просить «генерала дать ему рабочих, чтобы исправить на его батарее две амбразуры, которые были засыпаны». Калугин, которому «хотелось опасности, чтобы снова испытать себя», стал его просить отправиться на батарею, чтобы посмотреть, «могут ли наши орудия стрелять по траншее картечью». Капитан, простоявший на батарее всю ночь, отказался это сделать: он хотел отдохнуть хоть немного, и Калугин удивился, что капитан «между моряками имел репутацию храбрости».
— Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! Вспомните, как менялось поведение самого капитана в течение тех 6 месяцев, что он командовал батареей?
«Сначала он тщеславился, храбрился, рисковал, надеялся на награды и репутацию и даже приобрел их, но теперь уже все эти побудительные средства потеряли для него силу, и он смотрел на дело иначе: исполнял в точности свою обязанность» и не рисковал жизнью «без строгой необходи-мости».
— Наверное, и Толстой прошел тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защит-ников города. Близость к народу — это и есть близость к правде.
Писатель рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Он судит о войне с нравственной точки зрения, показывает ее влияние на человеческую мораль. Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушов, этот «маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья». Так в «Севастопольских рассказах» впервые в творчестве Толстого возникает «наполеоновская тема».
Чтобы показать противоестественность войны, Толстой рассказывает о том, что происходит, когда объявлено перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».
В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестан-но громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.
В последние дни боёв Л.Н.Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей бата-реи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил Севастополь одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в рассказе «Севасто-поль в августе 1855 года». Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Однако в этом рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью.
С какими новыми героями знакомит нас писатель? Расскажите об их судьбах.
Толстой рассказывает о братьях Козельцовых. Старший, поручик Михаил Козельцов, после ране-ния возвращается в полк. Недалеко от Севастополя, в Дуванкой, на станции, он встречается с младшим братом, прапорщиком Владимиром Козельцовым, которому «совестно жить в Петербур-ге, когда здесь умирают за Отечество», и они вместе отправляются в Севастополь.
Михаил — человек, живущий без порывов и без особых душевных тревог, «из чести служит», его любят солдаты и офицеры. Это натура простая и цельная, это тот человек, которым, в представ-лении Толстого, становится всякий приехавший на войну честный офицер. В силу своего «опыта» Михаил утерял патриотическую наивность, поэтому ночь после приезда проводит в кутеже и пьянстве, спускает в карты даже тот неприкосновенный запас, который он утаил от брата при первой встрече, так как ни при каких обстоятельствах не хотел его тратить. Однако когда наут-ро объявили тревогу, «мысль, что его могут принять за труса» заставила его «во весь дух» мчать-ся к роте, а затем вести её вперёд. «Козельцов был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости». Умирая, Михаил с «отрадным чувством» думает, что «хорошо исполнил свой долг… и ни в чем не может упрекнуть себя».
Володя – 17-летний восторженный, романтически настроенный юноша-мечтатель, живущий благородным порывом патриотизма. Он мечтает о подвиге, о героической смерти, поэтому болезненно переживает впечатления, связанные с обратной, «прозаической» стороной войны. Ночь перед штурмом он проводит в мучительном поиске ответов на вопросы: кто он и зачем он тут. И обретает веру в то, что его судьба, жизнь — есть следование чему-то высшему — Богу, Отечеству, чести. Он успокаивается и в дальнейшем, забывая о смерти, просто выполняет свое артиллерист-ское дело. Володя погибает, а не бежит с поля боя, как это делает трусливый Вланга.
— Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?
Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
4.Итоги.
— Подведём итог всему тому, что мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи?
Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам.
— Что такое война в понимании Л.Н.Толстого? В чём проявляется новаторство писателя в изображении войны?
Война, по мнению писателя, «есть сумасшествие», она ожесточает человека, убивает в нем лю-бовь к людям, без чего немыслима жизнь, лишает способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как человек сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Война извращает моральные представления людей, поэтому если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать». Толстой изображает войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем», а «в насто-ящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Изображение войны как тяжкого буднич-ного труда, изображение русского солдата как скромного труженика, истинного героя, который и не подозревает, что он герой – вот в чём состояло новаторство Толстого.
— «Севастопольские рассказы» называют «первой траншеей» к «Войне и миру». С Сапун-горы, отку-да Толстой смотрел на горящий Севастополь, он увидел огненную Москву 1812 года.
Использованная литература
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016