Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе по теме:
Обучение рассказыванию по картине
«Зимние развлечения».
Цель: развивать
умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.
Задачи:
1. Образовательные:
— расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней
природы;
— учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
2. Развивающие:
-продолжать развивать речь как средство общения;
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;
-обогащать речь прилагательными;
-развивать умение составлять связный рассказ;
-стимулировать творческую активность детей, формировать умение
развивать сюжет изображения на картине.
3. Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к отвечающему товарищу;
-формировать дружеские отношения между детьми, совместное
взаимодействие.
Материалы и оборудование: картина «Зимние развлечения».
Предварительная работа:
• чтение стихотворений о зиме,
• рассматривание иллюстраций,
• беседы по данной теме;
• наблюдение за погодой на прогулке.
Ход занятия
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Д. Зимушка
– зима.
В. Ребята,
а сейчас какое время года? ( Зима. )
В. Правильно!
Какой сейчас зимний месяц? ( Февраль.)
В. Верно.
Зима чудесное время года, не правда ли? ( Да)
В. Дети
не хотят уходить с прогулки домой потому, что на улице интересно. А какие вы
знаете зимние игры? ( Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на
санках, лыжах, с горки.)
В. Молодцы!
А сейчас давайте с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Ты кати, кати снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце выглянет слегка —
Увы! — и нет снеговика.
В. Молодцы!
Зима — чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила
кататься на санках с горки и играть в снежки. Про зиму написано много книг и
картин. Вам не показалась странным, что я сказала «Картины написаны»? (ответы
детей)
В. Я
не ошибаюсь – так принято правильно говорить: «Художник написал, а не нарисовал
картину.
В. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие
дети? ( Да).
(педагог демонстрирует картину «Зимние
развлечения»).
Основная часть:
В. Рассмотрим
картину, какое время года и время суток запечатлено на картине?
Д. На
картине изображено время года «зима», время суток «день».
В. Какая
погода стояла в тот зимний день?
Д. Погода
стояла солнечная.
В. Как
вы определили, что день теплый и солнечный?
Д.
На картине изображено солнышко.
В. Давайте
попробуем с вами составить начало рассказа.
В один теплый солнечный зимний день дети вышли на прогулку. Всем
нашлось дело по душе.
В. Вы
согласны со мной?
Д. Да.
В. Молодцы!
Ребята, что вы видите на переднем плане?
Д.
Дети лепят снеговика.
В.
Молодцы! Расскажите, как дети лепили снеговика.
Д. Они
катали комки, и соединяли их.
В.
Верно. Придумайте имена ребятам!
Д. Их
звали Сережа и Маша.
В. Какие
красивые имена! Продолжаем с вами составлять рассказ: Сережа и Маша
лепили снеговика… (продолжают дети).
В. Молодцы!
Ребята, посмотрите, чем заняты остальные ребята?
Д.
Мальчики играют в снежки, девочки катаются на коньках.
В. Верно!
А как вы назовете ребят?
Д. Петя,
Артем, Максим и Никита.
В. Продолжим
наш рассказ: Петя, Артем, Максим и Никита радостно играли …(дети продолжают
рассказ).
В.
Молодцы! Давайте с вами внимательно рассмотрим, что происходит на заднем плане
картины?
Д. Мальчик
катается на санках с горки, девочки катается на коньках.
В. Верно.
Как звали ребят?
Д. Мальчик
– Коля, девочки – Наташа и Настя.
В. Молодцы!
Продолжим рассказ: Коля сразу же побежал на горку…(продолжает
ребенок). Наташа и Настя …(дети продолжают рассказ).
Физкультминутка.
В. Молодцы!
Мы с вами устали, давайте отдохнем. Вставайте со своих стульчиков, становитесь
в круг.
В.
Вы должны внимательно слушать песенку быстро и четко показывать то, что говорится
в песенке.
Музыкальная игра «Снег руками нагребаем».
В. Ребята,
мы с вами молодцы, отдохнули. Давайте вернемся к нашей картине. — Итак,
послушайте мой рассказ.
В один теплый солнечный зимний день дети вышли на прогулку. Всем
нашлось дело по душе. Сережа и Маша лепили снеговика. Петя, Артем, Максим и
Никита радостно играли в снежки. Коля сразу же побежал на горку кататься на
санках. Наташа и Настя катались на коньках. Всем было хорошо и весело.
Настроение у всех детей было радостное.
В. А
теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает
рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и
развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).
Итог. Молодцы.
Ребята, вы хорошо поработали на занятии, и оно подошло к концу. Мы сегодня
вспомнили, какое весёлое время года — зима. Как много игр и забав в это
прекрасное время года. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 5 ЗАТО Озерный
Конспект открытого занятия по
развитию речи в старшей группе по теме:
Обучение рассказыванию по картине
«Зимние развлечения»
Воспитатель:
Реуцкая И.В.
Февраль 2019 год
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.
2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.
3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.
Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов «багажник», «рама»; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.
Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.
Игровые методы: физминутка — «Встаньте дети», Д.И. «Найди друга».
Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.
Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба».
— Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т.е. своего друга.
Проводится игра «Найди друга»
Дети ищут своего друга с помощью половинки круга.
Воспитатель — молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики.
-ребята, ответьте на мой вопрос: «Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге.
(Рассказы детей.)
Воспитатель — Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях.
— Ребята, кто хочет прочитать стихи о друге?
(Дети читают стихи о дружбе.)
— Друг нам в жизни очень нужен,
С другом жить нам веселей,
Рядом с ним в любую стужу
Нам становится теплей.
— Дружбой искренней и честной
Нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно,
Без друзей нам не прожить.
— Если плачет кто — то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему,
И спросите «почему?»
Это, дети, сделать надо,
Плохо плакать одному!
Воспитатель — Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи.
— Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?
Сейчас я его прочитаю.
Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»
— Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.
— Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть.
Воспитатель задает вопросы по картине:
1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?
Дети. — Это было летом, потому, что дети одеты по летнему.
2. Где находятся ребята?
Дети. — Ребята находятся во дворе.
3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?
Дети. — Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.
4.Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу?
Дети. — Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт.
5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?
Дети. — Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.
6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?
Дети. — Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой.
7. Что может случится, если вовремя не обработать рану?
Дети. — Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.
8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле?
Дети. — Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой).
9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?
Дети. — на багажник, на раму.
10. Как поступил Паша?
Дети. — Хорошо, правильно, замечательно.
11. Как можно назвать такого мальчика?
Дети. — Паша — настоящий друг.
Воспитатель: — Правильно ребята, Паша — настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой.
— Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
Дети. — Того, кто приходит другому человеку на помощь
— не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне.
Воспитатель: — Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.
— Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?
Дети. — Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.
Воспитатель: — Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг.
Физминутка
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)
Влево вправо повернитесь,
И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)
С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)
Ты на мир ясней гляди.
— А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек.
Воспитатель: — Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло.
Образец рассказа:
Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» — Оля. Оля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!
Воспитатель: — Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу;
— Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу?
Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?
— Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?
— От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?
— Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?
— Что ответила ему девочка?
— Куда мальчик предложил довести девочку? почему?
— Стоит ли ей соглашаться? Почему?
— Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?
(Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться — упасть; девочка — поранить — нога; ранка — течь — кровь; мальчик — подъехать — велосипед; мальчик – предложить – подвезти — девочка; девочка – сесть — багажник; девочка — благодарить — мальчик; мама — мазать – ранка — зеленка.)
(Рассказы детей.)
Воспитатель должен спросить первым более сильного ребенка.
Выслушать 3-4 детей.
Итог занятия.
Воспитатель: — Ребята, вы сегодня составили хорошие рассказы и все они о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем.
— Настоящий друг познается в беде.
— Один за всех и все за одного.
— Нет друга — так ищи, а нашел — береги.
— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
— Друзья — не разлей вода.
— В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, я вижу, что вы действительно умеете дружить, как замечательно, что есть такая страна «Дружба». Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба».
Мы с вами много говорили о дружбе, а я вам хочу показать небольшое кино про вас — дружных детей.
(Показ презентации «Дружные дети».)
Воспитатель: — Про кого мы сегодня рассказывали?
Дети: — Мы рассказывали про двух ребят Олю и Пашу
Воспитатель: — Как поступают настоящие друзья?
Дети: — Настоящий друг всегда придет на помощь.
— Друга не оставит в беде.
Воспитатель: — Молодцы, всем спасибо за работу.
Конспект занятия для детей старшей группы «В родной семье» составление рассказов по картине
Государственное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад №23 «Радуга»
Конспект открытого занятия
для детей старшей группы
на тему «В родной семье»
составление рассказов по картине
на 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель:
Суюкулова А.Ж.
Байконур, 2021
Цель: Упражнение детей в умении грамматически правильно строить
предложения. Развитие связной речи.
Задачи:
Образовательная: обогащать и активизировать словарь детей; помогать
дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить
предложения, обучать детей понимать содержание картины, учить детей
придумывать события, предшествующие изображенным событиям.
Развивающая: развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
развивать зрительское восприятие, внимание, воображение, словесно—
логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно—
эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Использование современных образовательных технологии: здоровье
сберегающие технологии, технология музыкального воздействия.
Предварительная работа: беседы о семье и ее членах, рассматривание
семейных альбомов, сюжетных картин, чтение рассказов, сюжетно—ролевые и
дидактические игры, стихотворений, пословиц, загадок, поговорок о семье.
Оборудование: мольберт, сюжетная картина «Наша семья», мяч,
интерактивная доска, магнитофон, флешка
Методы:
• Метод наглядный
• Метод беседы—разговора
Приёмы:
• Игровые приёмы (дидактические игры: «Подбери признаки и действия»,
«Дополни предложение»)
• Словесные приёмы (речевой образец, повторное проговаривание и др.).
Ход
I. Вводная часть
1. Организационный момент
Проходите, ребятишки
Девчонки и мальчишки
Прошу Вас в круг стать
И друг друга за руку взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбку подарите!
Воспитатель: Ребята, давайте, поздороваемся необычным способом!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!
— Как вас ласково называют дома?
2. Сюрпризный момент.
Забегает Буратино.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?
БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу
справиться с заданием.
Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?
БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.
Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов)
(расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста,
нам картину, по которой нужно составить рассказ.
БУРАТИНО: Картина на флешке.
3. Игра «Подбери признаки и действия» (с мячом)
— Мама (какая?) — умная, добрая, красивая, нарядная, трудолюбивая,
заботливая…
— Мама (что делает?) — заботится, готовит, помогает, работает, стирает…
— Папа (какой?) — сильный, добрый, умный, заботливый, спортивный,
надежный…
— Папа (что делает?) — работает, заботится, помогает, водит, плавает…
ІІ. Основная часть.
3. —Ещё мамы и папы нас обнимают крепко. Давайте мы с вами представим
так что нас обнимает мама и сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Обними меня»
И.п.: стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3—4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая
в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем
скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку,
другая на плечо. Повторить 3—4 раза. Ребята, давайте присядьте на ковер и
смотрите на экран.
4. Введение в тему.
— У каждого человека должна быть семья, где все заботятся друг о друге и
помогают друг другу. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые
счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга,
весело и дружно живут все вместе.
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой
– У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сестры…
У каждого на свете,
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог
– Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье
– Подарок самый—самый!
5. Массаж биологически активных точек лица «Наша доченька
проснулась».
Каждое утро наши родители радуется и говорят «Наша доченька проснулась»
Наша доченька проснулась – кулачками трем глаза
Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам
Ручкой влево потянулась – поглаживают брови
Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.
А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам.
Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! – хлопают в ладоши.
6.Артикуляционная гимнастика: Мама испекла блинчики.
И каждое утро нам готовить мамы завтрак, давайте мы на кухню поглядим.
—а на кухне у нас мука, молоко и яйцо. Какой завтрак можно приготовить из
этих ингредиентов? (Блинчики). Давайте, мы свами с поиграем язычком.
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался
углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет
до «пяти—десяти»).
— Сегодня мы поговорим о семье, которая изображена на картине, и
составим рассказ о ней. Ребята, присаживайтесь на стульчики. Сели
правильно, ножки вместе, спинка ровно.
7. Беседа по сюжетной картине
— Кто изображен на этой картине?
— Как можно назвать их одним словом?
— Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? Почему?
— Назовите всех членов семьи.
— Чем они занимались до того, как собрались вместе?
— Чем заняты члены семьи сейчас?
— Какое настроение у взрослых и детей?
— Какая это семья? (большая, дружная, веселая…)
— Какое название можно дать этой картине?
8.Составление рассказа
— Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ.
Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным
можно использовать карточки—помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята,
нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки
выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что
делают? 4. Какая семья?)
Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте
внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты тоже, Буратино, слушай
внимательно.
—Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля из
школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к
столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес
игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил
почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить
трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно
жить в такой семье.
Воспитатель:—Кто желает рассказать? Даяна пожалуйста.
Даяна: Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского сада, а Оля
из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к
столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом
Воспитатель: Даяна, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя
получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Артем,
пожалуйста.
Артем: После ужина каждый занялся своим любимым делом: Ваня принес
игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил
почитать газету. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.
Воспитатель: Артем, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой
рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки—схемы. Умница.
Воспитатель: Алиса, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.
Алиса: Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу.
Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно
жить в такой семье.
Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Алиса,
молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.
БУРАТИНО: Папа и мама вернулись с работы, Ваня пришел из детского
сада, а Оля из школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и
пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом:
Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка
решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить
трудную задачу. Папа с мамой стали ей помогать. Как замечательно
жить в такой семье. Это замечательная семья: большая, дружная и
трудолюбивая!
Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты
рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным,
последовательным. А ну—ка ребята, отдохнем немножко. Встали полукругом,
смотрим на экран.
9.Физкультминутка «Акуленок»
III. Заключительная часть
10.Игра «Дополни предложение»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Дополни предложение».
И дополнять будем словом «семья».
− У меня дружная … (семья)
− Я не смогу жить без своей дружной … (семьи)
− Я благодарна своей дружной … (семье)
− Я люблю свою дружную … (семью)
− Я горжусь своей дружной … (семьей)
− Мы рассказали вам о своей дружной … (семье)
11. Итог занятия.
БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам
спасибо. Я побежал! Пока!
—Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания!
— Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино
составлять рассказ по картине).
—Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился?
(Почему?)
—Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы
смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.
Дети читают стихотворения:
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездка на дачу.
Семья – это праздник. Семейные даты –
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! семья – это сложно,
Но, счастливо жить без семьи – невозможно!
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ЯСЛИ-САД № 74 «ЛУГАЦВЕТИК»
Конспект НОД
по речевому развитию
в старшей группе
«Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Воспитатель:
Самчук Н.Н.
Луганск
2020
Цель: формирование связной речи, воспитание доброты и милосердия
Задачи:
— Закреплять умение составлять рассказ на основе серии сюжетных картин;
— Расширять словарь существительными, глаголами;
— Совершенствовать навыки использования знаков-пиктограмм при составлении рассказа;
— Развивать внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;
— Упражнять детей в подборе вариантов названия для рассказа по данным сюжетным картинам;
– Формировать навыки доброжелательности, взаимопонимания, ответственности,
— Воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.
Оборудование: демонстрационный материал — серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н.Е.Ильякова, Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2006), раздаточный материал – картинки с птицами, схемы-пиктограммы, аудиозапись с голосами зимующих птиц, мячик для игры «Один – много», воробей на палочке для зрительной гимнастики, макет кормушки.
Предварительная работа:
— беседы о зимующих птицах,
— кормление птиц в кормушках на участке, рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Что насыпать в кормушку»,
— чтение художественной литературы —
-
стихов Е. Благининой, З. Александровой, О. Веряевой «Стихи о зимующих птицах», А. Яшина «Покормите птиц зимой»,
-
сказки «Чудесные домики, Или Сказка о зиме и птицах» И. С.Сафаргуловой,
-
рассказов «Птичьи кормушки» Л.Воронковой, «Воробей» Е. Чарушина
Ход НОД:
-
Организационный момент
Воспитатель: — Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Давайте друг с другом поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
— Доброе утро! — Солнцу и птицам!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
— Закройте глаза.
(Звучит аудиозапись звуков зимующих птиц).
— Ребята, что вы слышите?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Правильно. Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке. И птицы, живущие в этом парке, нам о чем-то пели. Что это за птицы, мы узнаем из загадок.
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят! (Синицы)
(Дети отгадывают загадки)
Воспитатель: — Но вы знаете, что в парке живет не одна птица, а много птиц.
Сейчас мы поиграем в игру «Один — много». Для этого нам понадобится мячик. Я бросаю мячик и называю птицу, а вы возвращаете мячик со словом МНОГО.
Игра «Один – много» Цель: упражнять детей в использовании названий зимующих птиц в единственном и множественном числе.
Синица — много синиц, ворона — много ворон, снегирь – много снегирей, дятел – много дятлов, клест – много клестов, голубь – много голубей, воробей – много воробьев.
Воспитатель: — А как мы называем всех этих птиц?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Почему мы их называем зимующими?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Когда мы видим птиц, что они делают?
Игра «Подбери действия». Цель: учить называть глаголы — слова, обозначающие действие предмета – в настоящем времени; расширять глагольный словарь детей.
II. Основная часть занятия
-
Рассматривание серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»
Воспитатель: — На сегодняшнем занятии мы узнаем одну очень любопытную историю. А действие этой истории разворачивается на этих четырех картинах.
(Воспитатель помещает на доску сюжетные картины).
-
Беседа по каждой из картин. Воспитатель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Картина №1
— Какое время года мы видим на картине? Как вы это узнали?
— Кто главные герои?
— Как одеты дети?
— Кого нашли ребята на снегу?
— Что случилось с птичкой?
— Почему птичка замерзла?
— Что решили сделать дети?
Картина №2
— Чем заняты дети??
— Что мальчик держит в руках?
— Куда дети спрятали воробья?
— Почему дети спешат?
— Куда они направляются?
Картина№3
— Кого мы видим на этой картине?
— Где находятся ребята и птичка?
— Во что одеты дети? Почему?
— А как выглядит воробей?
— Что он делает?
— А что делают дети?
Картина№4
— Кого вы видите на этой картине?
— Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?
— Что девочка насыпает в кормушку?
— Где сидит воробей?
— Какое настроение у детей?
3. Физкультминутка «Воробьи»
Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят
(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят и тихонечко летят.
(встают, взмахивают руками)
Увидали крошки, поклевали немножко
(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)
Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!
(разбегаются по группе, машут руками)
Полетели, полетели и на стульчики сели.
(садятся на свои рабочие места)
4. Составление рассказа по картине
Воспитатель: — Ребята, составьте свой рассказ по картинам с помощью схем, которые есть у вас на столах.
Пример рассказа.
Зимой на улице холодно, и птицы голодают. Однажды брат и сестра гуляли по парку. Они увидели, как в снегу замерзает воробей. Девочка сняла варежки и своим теплом согрела воробья. Дети взяли птицу и быстро понесли домой в варежке. Дома дети насыпали в блюдце крошки хлеба, и воробей клевал их. Он согрелся и начал весело и благодарно щебетать. Дети выпустили воробья обратно в парк. Мальчик сделал кормушку и повесил ее на дереве. Дети стали кормить других птиц в парке.
5. Д/у «Придумай название»
Воспитатель: — Интересный рассказ у нас получился. А теперь нам нужно придумать название.
Если дети затрудняются, воспитатель предлагает несколько вариантов названий:
Зимой в парке. Птичка. Дети и воробышек. Воробышек. Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка.
6. Зрительная гимнастика «Воробей» (птичка на палочке)
За окошком воробей
Прыгает по веткам,
Хочет что – то рассказать
Нашим малым деткам.
Мы поищем глазками
Шустрого воробушка.
Глазки смотрят, ищут птичку.
Где же птичка невеличка?
7. Игра «Какая птица». Цель: закрепить названия зимующих птиц, совершенствовать навыки их распознавания, развивать внимание, наблюдательность.
Воспитатель: — Ребята, предлагаю поиграть в занимательную игру. Выберите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, и вы, когда услышите «о себе», прилетаете на кормушку.
Воспитатель держит кормушку и читает стихотворение. Дети подбегают к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
(Включается аудиозапись с птичьим щебетанием, и дети летают по группе. А потом усаживаются на места).
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: — Итак, каких птиц мы сегодня видели?
(Ответы детей).
— А как их называют одним словом?
(Ответы детей)
— Чем мы сегодня занимались на занятии?
— О ком составляли рассказ?
— Чему нас научил рассказ?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: — Ребята, в трудное для птиц время мы с вами не забываем о пернатых. У нас висят кормушки, мы каждый день подкармливаем птиц. А весной и летом они отблагодарят нас: они будут уничтожать насекомых-вредителей и весело петь нам свои чудесные песни.
НОД по развитию речи в старшей группе
«Рассматривание картины «Ежи»
и составление рассказа по ней»
Автор: Лазарева Ирина Сергеевна
Организация: ГБОУ СОШ с.Сырейка СП д/с «Теремок»
Населенный пункт: Самарская область, с.Сырейка
Цель: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; учить самостоятельно составлять описательный рассказ по картине
Задачи:
образовательные:
-учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся знания о диких животных;
-учить отвечать на вопросы по содержанию картины
развивающие:
-развивать мышление, внимание, память;
-развивать связную и диалогическую речь
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе, животным
Оборудование:
Демонстрационный материал:
сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж
Ход:
Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг.
-Доброе утро!-птицы запели.
-Доброе люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!
И к нам солнышко заглянуло-
Доброе, ласковое, нежное!
Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.
1.Беседа о ёжике
Воспитатель: Ребята отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая-
В серенькой одёжке
Ходит по дорожке? (Ёж)
Воспитатель: Как вы догадались, что это ежик? (Ответы детей)
Рассматривание картины Ушаковой О.С. «Ежи»
Воспитатель: Внимательно рассмотрите эту картину и ответьте на вопросы. Кто нарисован на этой картине? Что делает ежиха? Ежата? Что едят ежи? Зачем им нужны иголки? Какими словами можно сказать о еже? Какой он? С чем можно сравнить ежа? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный) Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать) Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Воспитатель: Давайте попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы ребята – маленькие ежата. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает (Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «пых-пых-пых»
Интересные сведения о еже
Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.
2.Физминутка:
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке (ходьба на месте)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша (дети имитируют тихую ходьбу ежика)
А навстречу серый волк,
Ежик на скорей в клубок (дет приседают как бы сворачиваясь клубком)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий (дети встают)
3.Составление рассказа по картине
Воспитатель предлагает детям придумать название картине. Оценивает ответы детей.
Затем составить рассказ про ежей и напоминает, чтобы они не забыли слова, которые говорили о ежах (повторяем слова, которые вспомнили дети).
Воспитатель: Мы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один, продолжает другой.
«Жили-были ежата и мама ежиха. Однажды они пошли в лес гулять и пришли на лесную полянку. Мама ежиха увидела улитку и стала смотреть на неё. Два ежонка поймали жука и не поделили его. Жук упал, а ежонок испугался и убрал свою мордочку. Вдруг смотрят, а под кустом серый комочек. А это оказался еще один ежик. Пока ежата на него смотрели, жук убежал.»
Воспитатель спрашивает детей, понравилось ли им составлять рассказ, и что нового и интересного они узнали о ежах.
4.Игра «Закончи предложение»
— Медведь большой, а ёж… (маленький)
— Заяц пушистый, а еж … (колючий)
— Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
— Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
— У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)
5.Чтение стихотворения С. Маршака «Тихая сказка»
В конце занятия воспитатель читаем детям стихотворение С. Маршака и предлагает закончить некоторые строки, четко произнося слова-окончания:
-Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо.
Жили-были серый ёж и его…(ежиха)
Серый ёж был очень тих и ежиха тоже,
И ребенок был у них очень тихий…(ёжик)
Всей семьёй идут гулять ночью вдоль дорожек.
Ёж-отец, ежиха-мать и ребенок-…(ёжик).
6.Итог занятия.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.
Список использованной литературы:
1.В.В. Гербова «Развитие речи в старшей группе»
2.О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет»
3.Н.Е.Веракса «Комплексные занятия» старшая группа
Источник:
http://www.zoogirl.ru/post/1124/ — интересные сведения о ежике
http://papinsait.ru/index.php/samuil-marshak-dety.-стих С.Маршака «тихая сказка»
Приложения:
- file1.doc.. 44,0 КБ
Опубликовано: 12.12.2021
Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Зимние забавы» (составление рассказа по картине)
- 3 января 2021
Программное содержание:
-
Совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине.
-
Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
-
Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.
-
Развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память.
-
Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», музыкальный центр, DVD диск с музыкой А. Вивальди «Зима», доска, магниты.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать. Итак, послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (Зима).
Короткая беседа по вопросам:
- Ребята о чем эта загадка? (О зиме).
- Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).
- Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).
Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.
Упражнение «Назови действие» (с мячом).
Воспитатель: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.
- Зимой метель… (метёт).
- Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
- Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
- В лесу зимой голодный волк… (воет).
- На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
- Мороз щёки и нос… (щиплет).
- Зимой вода в реке.… (замерзает).
- Иней на ветках деревьев… (блестит).
- Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
- Деревья зимой… (спят).
- Под снегом травка зимой… (греется).
- Зимой насекомые… (прячутся).
Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы? Продолжим играть.
Игра «Третий лишний».
Воспитатель: Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?
Предлагаемые ответы детей:
- Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.
- Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
- Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.
- Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.
- Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.
- Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.
Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.
А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки:
Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).
Бегут вперед, задрав носы
За ними вслед – две полосы. (Лыжи).
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).
Физминутка.
- «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)
- Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)
- Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)
- Дворник улицу метет, (имитируют)
- Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)
- Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)
- Ловко бегам на лыжах, (имитируют)
- И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»
Хорошо зимой – много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).
Динамическая пауза.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует –ш-ш, снежинки – оседают.
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
(Дети ловят мяч, дают ответы воспитателю с уменьшительно-ласкательным суффиксом):
- Снег – снежок
- ветер – ветерок
- звезда – звездочка
- зима – зимушка
- елка – елочка
- снежинка – снежиночка
- солнце – солнышко
- снеговик – снеговичок
- звезда – звездочка.
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»).
Воспитатель: В настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине?
Общение по картине:
- Какое время года здесь изображено?
- Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
- Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).
- Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).
- В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
– Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
Рассказы детей по картине.
Рефлексия.
– Что мы сегодня делали? Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.
Автор: Гумерова Резеда Халидовна, воспитатель МБДОУ ДС КВ «Березка» г. Новый Уренгой, Тюменская область.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Воспитатель, МАДОУ Детский сад № 5 «Пин и Гвин», Республика Башкортостан, г. Агидель
Галеева Г.Р. Составление рассказа по картине «Зима, зимние забавы»: конспект НОД по развитию речи в старшей группе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 10.01.2023).
Заказ № 277665
Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».
Образовательные задачи:
- обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;
- обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
- знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)
Развивающие задачи:
- развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
- закреплять и расширять знания о зимних забавах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
- воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.
Оборудование: картина «Зимние забавы», проектор, ноутбук, экран, доска, магниты, снежки из ватных дисков 20 шт. , раскраски по количеству детей.
Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Зимние забавы»; словестные – отгадывание загадки о зиме, игра «Построй горку из зимних слов»; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы».
Предварительная работа:
- Беседы о зиме.
- Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.
Итак, послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
Верно, зима (на экране картина с зимним пейзажем).
Короткая беседа по вопросам:
— Ребята о чем эта загадка? (о зиме)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что сейчас январь, а это зимний месяц
Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?
Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.
Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?
Дети: Зимние.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.
2. Основная часть.
Воспитатель: Да, ребята, зима – чудесное время года. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Прикрепляю снежки из ваты на доску).
Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая?
|
|
СНЕГ какой?
|
|
|
НАСТРОЕНИЕ какое?
|
|
|
Воспитатель:
— Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
3. Физкультурная пауза «Снежок» (дети встают в круг)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – подбросим
И поймаем.
4. (А давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?)
Рассматривание картины «Зимние забавы» на экране и беседа по ней.)
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»)
Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
Беседа по картине:
— Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?
— Мы видим детей.
— Куда вышли дети?
— Дети вышли на прогулку.
— Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
— На картине зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях.
— Какие деревья вы видите на картине?
— Мы видим на картине березы.
— Что делают дети на прогулке?
— Дети лепят из снега снеговиков.
— Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
— Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
— Кого вы видите слева?
— Мы видим девочку. Она катает снежный ком.
— Кого вы видите справа?
— Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.
— кого вы видите сзади девочек?
— Какой снеговик?
— Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.
— Кто сидит рядом со снеговиком? Расскажите о нем.
— Рядом с ним сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.
— Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?
— За деревьями мы видим здание детского сада.
— Какое настроение вызывает у вас эта картина?
— Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
5. Физкультурная пауза «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики на обеих руках.)
Мы во двор пришли гулять. («Идем по столу пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепим снежинок» ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошим хлеб» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведем правой ладонью по левой.)
А ещё в снегу валялись, (Кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)
Съели суп, и спать легли. («Едим» воображаемой ложкой, а потом кладем ладони под щеку.)
Молодцы!
6. Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.
Сегодня мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».
— С чего вы начинаете рассказ?
— Мы начнем рассказ с описания времени года.
— Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, идет снег. Снег ложится на землю и на деревья.
— О чем вы будете рассказывать дальше?
— Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.
— О ком вы еще расскажете?
— Мы расскажем о щенке.
— Чем вы закончите рассказ?
— Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.
7. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.
Зимние забавы.
На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. Теплый, зимний день дети вышли на прогулку.
Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.
Рядом со снеговиком сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.
Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.
Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.
8. Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.
— О каком времени года мы говорили?
— В какие игры можно играть зимой?
— Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
— Что больше всего вам понравилось?
— Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: Составление описательного рассказа по картине «Охрана границы»
Подготовила и провела: воспитатель 1 КК Вирт Любовь Андреевна Павловск 2019 МБ ДОУ Павловский детский сад «Мозаика»
Образовательная область: «Речевое развитие».
Блок: «Армия»
Модуль: «Защитники Отечества»
Интеграция по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: развивать связную речь, упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по сюжетной картинке, придерживаясь плана рассказывания.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить детей логично, последовательно составлять рассказ по сюжетной картине
- продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.)
- обогащать словарь детей военной лексикой.
Развивающие:
- развивать сообразительность, речь, логическое мышление, память, внимание
- стимулировать речевую активность детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свою армию
- вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов
- воспитывать уважение к воинам Российской армии, чувства патриотизма.
Оборудование: картина «Охрана границы»; картинки с изображением род войск; загадки; игрушки по теме, конверт, звёзды; шоколадные медали; проектор, ноутбук.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций: военной техники, военных профессий, рода войск; беседа о нашей армии, о войсках; заучивание стихотворений на военную тематику; загадывание загадок на военную тему; чтение и слушание рассказов о военных.
Ход.
1. Детский круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Все они такие красивые, с добрыми глазами. Давайте поздороваемся с ними! Дети становятся в круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся»
Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Главнокомандующего Российской армии (Министр обороны РФ) Шойгу Сергея Кужугетовича в звании генерал армии. Он разослал такие письма всем детям нашей страны. В этом письме даны задания в честь празднования Дня Защитников Отечества. Министр обороны (Главнокомандующий) хотел бы найти самых умных, смекалистых, спортивных, сильных, смелых детей для защиты нашей Родины в будущем. Пройдем эти испытания?
Первое испытание – ответьте на вопросы:
2. Беседа по вопросам
Что такое Отечество? (Это наша Родина, страна, вкоторой мы родились и живём)
Почему мы говорим «Наша Армия родная»? (Армия родная, потому что там служили и служат наши папы, дедушки, братья, дяди).
Какими должны быть солдаты в Армии? (Сильными, смелыми, умными, храбрыми, отважными, отзывчивыми, умелыми, ловкими, смекалистыми, здоровыми, крепкими, мужественными).
Как называется наша Армия? (Наша Армия называется Российская)
Почему она Российская? (Российская Армия, потому что наша страна — Россия).
Зачем нужна Армия в мирное время? (В мирное время солдаты учатся управлять военной техникой, проводят учебные бои, учатся стрелять из всех видов оружия).
Зачем в Армии так много военных? (Чтобы защищать нашу страну со всех сторон — и с суши, и с моря, и с воздуха).
Какие рода войск вы знаете? (Сухопутные, погранвойска, ВМФ, Военно-воздушные войска).
Игра «Какие войска?»
Воспитатель: Мы с вами говорили, что существуют различные рода войск. Чтобы хорошо запомнить рода войск поиграем в игру — например, я называю летчики, а вы называете, в каких войсках служат — в летных войсках.
Пограничники…в пограничных войсках
Танкисты в каких…в танковых войсках
Артиллеристы…в артиллерийских войсках
Ракетчики… в ракетных войсках
Десантники…в десантных войсках
Летчики …в летных войсках
Моряки … в морских войсках
Игра «Скажи много».
- Подводная лодка — (много подводных лодок)
- Боевой корабль – (много боевых кораблей)
- Умный капитан – (много умных капитанов)
- Смелый матрос — (много смелых матросов)
- Красивая тельняшка – (много красивых тельняшек).
- Секретное задание – (много секретных заданий)
- Опытный механик – (много опытных механиков)
- Командирские часы – (много командирских часов)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете об армии.
Получайте звезду (на доску крепится звезда)
Второе испытание:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним военные профессии, но для этого нам надо отгадать загадки, если правильно отгадаете загадки, то на экране вы уведете отгадку. (Дети отгадывают загадки)
Он ребята на границе,
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно весь народ
(Пограничник)
Берегись ты враг коварный,
Мы отпор дадим врагу.
Стальные, быстрыемашины
Стреляют метко по врагу!
(Танкист)
С пушкой дружен я в бою,
Ее я чищу и скребу.
И она меня дружок
Никогда не подведет!
(Артиллерист)
На цель наводит он ракету,
Стреляет метко по врагу.
За сотни тысяч метров в точку,
Ракетой в цель я попаду.
(Ракетчик)
Есть такие войска
Дяди Васи.
Нас «ангелами» часто зовут
Спускаемся с неба на землю
Не ждали нас? Мы уже тут!
(Десантники)
В небесах средь облаков,
Заданье выполнить готов.
Зорко небо стерегу
Врага я сверху разбомблю!
(Летчик)
Бушует грозная волна
Совсем она нам не страшна.
Мы парни боевые,
Мы бравые такие! (Моряк)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с «Чудесным мешочком» в игру «Кому что нужно».
Игра «Кому что нужно»
(Ребенок достает из мешочка игрушку (танк, самолет, пушку, ракету) и говорит, военному какой профессии нужен этот предмет и для какой цели.)
Ребенок:
-Танк нужен танкисту, для того, чтобы безопасно передвигаться и поражать цели и т. д.
Дети получают вторую звезду.
Третье испытание — спортивное
3. Физминутка к 23 февраля «Защитники» (Авт. аранжировка О. Мячикова).
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, тверже шаг.
На парад идут солдаты,
И чеканят дружно шаг!
(Дети маршируют по кругу в шеренге
по одному).
А теперь мы моряки:
Приседаем быстро, ловко,
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать
(Приседание, руки вперед, следить
за осанкой).
Руки в стороны — в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет…
Вы доказали, что можете, как солдаты маршировать, приседать и даже летать. Молодцы! Получайте свою звезду.
4. Составление рассказа.
Воспитатель: Это испытание– самое сложное. Нам нужно с Вами составить рассказ по картине, которую нам прислали. Ну, я думаю, что мы и с этим заданием справимся.
Артикуляционная гимнастика (стоя).
Воспитатель:
«Самолет». Как летит самолет: у-у-у.
“Гудит пароход”. Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносить звук {ы}.
Подул ветер: ш-ш-ш.
“Пулемет”. Многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}: т-т-т…
«Танк». Как едет танк: ж-ж-ж
«Подводная лодка». Как плавает подводная лодка, тихо: с-с-с.
Воспитатель: Молодцы! Из вас получатся отличные, защитники. Итак, посмотрите на картину. Внимательно ее рассмотрите.
Кого вы видите на картине? (пограничников)
Почему вы решили, что это пограничники? (Они носят зеленый костюм, фуражка, автомат).
Почему носят зеленую форму? (Потому что они сливаются с травой).
Чем занимаются пограничники в армии? (охраняют границы нашей Родины)
Посмотрите на картину, чтопограничники делают? (бегут куда-то, преследуют, бегут по следу, выслеживают преступника, один пограничник ведет на поводке собаку. Она учуяла, что через границу прошел человек; пограничники увидели следы, значит, нарушитель перешел границу,)
Что у пограничников в руках? (у пограничников в руках оружие – автоматы, сумка, кинжал)
Как вы думаете, что в сумке? (В этой сумке аптечка)
Кто помогает пограничникам? (Собаки)
Давайте опишем собаку. Какая она?
- Собака большая, у нее зоркий глаз. Уши навострились, она что-то учуяла, наверное, следы. Хвост – столбом. Язык высунут, возможно, ей хочется пить.
- Вдруг собака учуяла след.
- Собака ведет людей по следу. Они поймают нарушителя.
- Собака помогает пограничникам, идет по следу.
- В пограничном отряде есть проводник с собакой.
Воспитатель: Итак: Мы видим отряд пограничников: два человека и служебная собака. Они бегут вдоль границы.
Рассмотрите, что на заднем плане картины (за спинами пограничников)
Что мы видим справа? (Справа мы видим пограничный столб)
Для чего эти столбы? (Такие столбы стоят вдоль всей границы)
Что еще позади пограничников? (Вдоль границы проходит полоса рыхлой земли или песка. На ней хорошо видны следы. Вспаханную полосу, похожую на поле)
Как можно начать наш рассказ: (На картине мы видим…, Границу нашей Родины охраняют пограничники. В дозор вышли солдат и его верный пес. Солдаты, которые охраняют границу.)
Как можно назвать картину? ( «Охрана границы», «Пограничники», «На границе»)
Воспитатель: Сейчас вы будете составлять рассказ, подумайте, какие слова вы будете использовать в своем рассказе. Постарайтесь, чтобы у вас не было повторов.
Но сначала послушайте мой рассказ.
«Охрана границы».
На картине мы видим отряд пограничников. Это два человека и собака. Они идут вдоль границы. У пограничников есть оружие – автоматы.
Один пограничник ведет на поводке собаку. Собака учуяла, что через границу прошел человек. Пограничники увидели его следы. Отряд догонит и задержит нарушителя.
Слева мы видим пограничный столб. Такие столбы стоят вдоль границы.
Пограничники несут важную и опасную службу. Они смелые и отважные.
Рассказы детей, 2-3 ребенка составляют рассказ.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Получите еще одну звездочку.
Подвижная игра «Летает, не летает»
Дети двигаются, расставив руки в стороны, на «летающие» слова из текста. Стоят на месте на «нелетающие».
Бабочки? Подушки? Вкусные ватрушки?
Черные грачи? Детские врачи?
Гуси? Апельсины? Быстрые машины?
Помидоры красные? Лебеди прекрасные?
Арбузы полосатые? А коты усатые?
Ласточки? Синички? Все другие птички?
Пчелы? Мошкара? Закончилась игра
5. Работа в центрах.
Воспитатель: У нас сегодня работает два центра: интеллектуальный центр и центр художественного творчества.
Но прежде чем приступить к выполнению задания, я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Наша Армия!»
Аты – баты! Аты – баты! (поочередно шагают указательным и средним пальцами)
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты, потом артиллеристы,
А потом пехота
Рота за ротой (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)
Интеллектуальный центр – задание:
- Помоги солдату добраться до своих товарищей;
- Выложить из палочек военную технику по схемам;
- Решение задач:
а) Солдаты в понедельник на дежурстве по кухне почистили 5 бачков картофеля, а во вторник 4 бачка. Сколько бачков картофеля почистили солдаты за два дня? (5+4=9)
б) Повар на полдник налил 10л кефира, один взвод солдат выпил 5л кефира. Сколько литров кефира осталось для второго взвода? (10-5=5)
в) На ужин была приготовлена творожная запеканка. Один взвод солдат съел 6кг запеканки, а второй 4кг. Сколько кг запеканки съели два взвода солдат? (6+4=10)
Центр художественного творчества – задание:
- Нарисовать и раскрасить военную технику по схемам;
- Слепить из пластилина военную технику по схемам.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Получите еще одну звездочку.
6. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили с вами? Кто защищает нашу Родину?
Воспитатель вместе с детьми вспоминает эпизоды занятия и положительно оценивает деятельность детей. Интересуется, чем запомнилось занятие.
— Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
— А что было самым интересным?
— Трудно вам было?
— Вы довольны своей работой?
— Что вы узнали нового?
— Что бы вы ещё хотели узнать?
— А кому бы хотели рассказать о том, что сегодня узнали?
— А мне на занятии понравились вы, ребята, за активность, за внимательность, за старательность, за усидчивость. Вы справились с заданиями. Показали себя достойными помощниками Защитников Отечества.
Я думаю, что Главнокомандующий узнает, какие умные, смекалистые, спортивные ребята в нашей группе. Мы обязательно ему ответим на письмо.
Я думаю, что Главнокомандующий узнает, какие умные, смекалистые, спортивные ребята в нашей группе. Мы обязательно ему ответим на письмо.
Ребята, Главнокомандующий Российской армией поздравляет вас с успешным прохождением испытаний и он награждает вас медалями.
Воспитатель: На следующем занятии мы продолжим с вами составлять рассказы.
Ритуал прощания:
Ну-ка все встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Ручками махать,
Целый час мы занимались,
И немного баловались,
А теперь, детвора,
Отдыхать и вам пора!
Спасибо за занятие.
< Предыдущая | Следующая > |
---|