Конспект расскажи сказку колыбельные мама 2 класс школа россии

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 05.11.20        
База практики:
МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс: 2а

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: Музыка        
Учитель: Андрейчикова Ирина Владимировна         
Студент-практикант: 

Тема:        Расскажи сказку. Колыбельная. Мама.
Тип урока: Открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: создать условия для осознания учащимися связи музыки и живописи.

Деятельностная: научить детей слушать музыку.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с музыкальными произведениями.
  2. Формировать умение воспринимать музыку, выражать свое отношение к произведениям искусства.
  3. Развивать художественный вкус и интерес к музыке.

Развивающие:

  1. Развивать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  2. Развивать умение классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, сравнивать и обобщать информацию.
  3. Развивать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
  4. Развивать умение осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.
  5. Развивать умение сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству на основе восприятия образов музыки и живописи.

Планируемые результаты:

 Предметные:

  1. Знания учащихся о музыкальных картинах.
  2. Умение воспринимать музыку и живопись, выражать свое отношение к произведениям искусства.
  3. Художественный вкус и интерес к музыке.

Личностные:

  1. Эмоционально-ценностное отношение к искусству на основе восприятия образов музыки и живописи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
  2. Умение осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Познавательные:

  1. Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  2. Умение классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, сравнивать и обобщать информацию.


Коммуникативные:

  1. Умение сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: раздаточный материал.        

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

1.1. Приветствие
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня урок музыки у вас проведу я.
-Садитесь, пожалуйста.

1.2. Эмоциональный настрой
-Прежде чем мы начнем, проверьте чтобы у вас на столах не было ни чего лишнего.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Фронтальный

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Беседа учителя.

— Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

— Послушайте музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.)

— Назовите музыкальное произведение. (Марш)

— Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)

— О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах).

— Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)

— Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.)

— Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм)

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальный, самоконтроль

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

 — Кто пел колыбельную?

 — О чем обычно поется в колыбельных?

Выявляют затруднение

Фронтальный, самоанализ

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

  Правильно, сегодня мы поговорим на тему  «Расскажи  сказку.  Колыбельные.  Мама»

—  Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями    двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

 — По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.            

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка?

Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?              

«Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.  

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки.

 Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

Формулируют тему урока, ставят цель и задачи деятельности

Фронтальный, самоконтроль

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. «Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание

 -Итак, вы услышали  музыкальные  сказки  П.Чайковского  и  С.Прокофьева.  

-Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

5.2. Физминутка

( дети выполняют движения под музыку: руки на пояс, танцуют под музыку, кружатся, руки в сторону, вверх, поворот головы вправо, влево).

Слушают рассказ учителя


Выполняют действия физминутки

Фронтальный, самоконтроль

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы).

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.

— Послушайте песню («Спят усталые игрушки» )

— Узнали ли вы ее? — Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Как звучит музыка?

— Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?

— Какими красками нарисован образ мамы?

— Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки?

— Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям?

Работают с картинами, анализируют, обобщают

Высказывают свои предположения, обосновывают их

Фронтальный, самоанализ

7. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Разучивание и пение песни

— Теперь разучим новую песню:

— Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.

Послушайте ее.

— Какое настроение создала у вас эта песня?

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:

-разучивание ритмического рисунка песни;

— распевание;

— вокализация (по группам, рядам, хором).

Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю. Яковлева

Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий».

— О ком мы говорили на уроке?

— Какие произведения слушали?

— Что нового узнали?

Разучивают новую песню

Фронтальный, индивидуальный

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

Подводят итог урока, анализируют свою деятельность

Самоконтроль, самоанализ

Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери главная песня в мире;

начало всех человеческих песен».

Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных

песен.

Задачи:

познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и

П.И.Чайковского, развивать в детях интонационнообразное понимание музыкальных

произведений;

вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение

передавать собственные впечатления с помощью музыкальнотворческой деятельности

(исполнения, игры на музыкальных инструментах);

воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с

колыбельными песнями.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран

презентация к уроку;

музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний.

Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам

вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

Кто композитор этого марша?

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какие бывают марши? Где звучат марши?

Приведите пример веселого марша и грустного марша.

Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

Кто пел колыбельную?

О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

(Слайд)

Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся

композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки

о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

В сказках происходят разные чудесные события.

Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,

о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня

маленькому Сереже.

Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте,

одинаковые эти сказки или разные?

Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка»

П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему

рисунку.

Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

Почему эта песня не колыбельная?

Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» слушание

Узнали ли вы ее?

Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной

песни?

Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти

инструменты?

Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» исполнение + игра на музыкальных инструментах.

Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,

прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая

малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в

ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает

колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы

думаете?

Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. лайд)

Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими

исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и

пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

Музыкальное прощание

Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет

углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских

композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева

(пьесы из сборника «Детская музыка»).

По типу урок комбинированный. При планировании данного урока

учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания

по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно

образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности

музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах

колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и

П.И.Чайковского, развивать в детях интонационнообразное понимание музыкальных

произведений;

Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение

передавать собственные впечатления с помощью музыкальнотворческой

деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие

колыбельных песен.

Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой

на возможности детей;

подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания

музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений,

что позволило ученикам проникнуться интонационнообразными особенностями

колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в

сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства,

выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к

проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных

произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на

этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в

уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием,

выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных

инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в

форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было

отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы

урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока

позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило

компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по

времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений,

«живое» исполнение учащимися и учителем все это активизирует внимание и

интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за

счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительноэмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей

и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную

психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку

(высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно.

Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти

эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития

творческой активности детей.

(урок № 8)

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран

— презентация к уроку;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

— Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

— Музыкальное приветствие. (Слайд)

  1. Актуализация знаний.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. (слайд)

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши? Где звучат марши?

— Приведите пример веселого марша и грустного марша. (слайд)

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

— Кто пел колыбельную?

— О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

— Почему эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

13.11.2017

«Расскажи сказку. Колыбельная. Мама.»

Шабалина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

Конспект урока музыки на тему «Колыбельные песни» 2 класс «Школа России»

Оценить




2799

Содержимое разработки

Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов

Дидактическая цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

— познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

— компьютер, проектор, экран

— презентация к уроку;

— музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

Организационный момент.

— Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

— Музыкальное приветствие.

Актуализация знаний.

— Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

— Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

— Кто композитор этого марша?

— О чем мы говорили на прошлом уроке?

— Какие бывают марши? Где звучат марши?

— Приведите пример веселого марша и грустного марша.

— Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

— Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

— Кто пел колыбельную?

— О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

— Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

— Почему эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение + игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» — исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

— А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

Любите своих мам,слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).

По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно-образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

— Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.

— Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

— подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

— подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений, что позволило ученикам проникнуться интонационно-образными особенностями колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительно-эмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку (высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/279431-rasskazhi-skazku-kolybelnaja-mama

Также вас может заинтересовать

  • Использование игровых приемов при обучении музыкальной грамоте и навыкам игры на фортепиано в общеобразовательной школе
  • Урок музыки в 1 классе на тему «Мажорики и минорики»
  • Урок музыки, 3 класс, 1 четверть тема «Музыка моего народа»
  • Обряды и праздники русского народа: Масленица
  • Урок музыки во 2 классе

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Конспект открытого урока по музыке. Тема: “Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ” 2 «А» класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок по теме:

“Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ”

2 «А» класс

Подготовила:

учитель музыки

Тарасова О.В.

Время: 45 минут

Количество детей: 20 чел.

24 ноября 2014 года

Конспект урока

Тема:

Цель урока:

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Методы:

Оборудование:

Структура урока:

1 мин.

4 мин.

5 мин.

7 мин

4 мин

4 мин

4 мин.

2 мин.

2 мин.

10 мин.

2 мин.

I. Орг. момент

II. Повторение пройденного материала.

Вывешивается портрет П.И. Чайковского

III. Изучение нового материала

Показ портретов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

Показ изображений героев сказок.

«Спят усталые игрушки» — слушание

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

«Колыбельная медведицы» — слушание, пение.

Обучающимся раздаются тексты песни.

V. Домашнее задание.

VI. Подведение итогов урока.

“Расскажи сказку. Колыбельные. Мама ”

Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского), интонационными особенностями колыбельной песни.

познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы».

учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанр;

вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память;

чувство ритма;

вокально-хоровые навыки;

ассоциативное мышление;

творческие способности;

воспитывать доброту и любовь к маме, к природе; музыкальный вкус;

Объяснительно- иллюстрационный; частично поисковый; анализа и сравнения; обобщения; музыкальной драматургии; ретроспективы и перспективы.

учебник — Критская, Сергеева, Шмагина; аудио и видеозаписи; наглядный материал(портреты композиторов) инструмент фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Орг. момент.

Повторение.

Слушание Детский альбом П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Повторение теоретического материала.

Изучение новой темы.

1. Знакомство с произведением П.И.Чайковского « Нянина сказка».

— стихи.

— рассказ о няне Чайковского.

— прослушивание пьесы «Нянина сказка».

— обсуждение прослушанного.

2. Знакомство с произведением С.С. Прокофьева «Сказочка».

— прослушивание произведения.

— обсуждение.

3. Просмотр видеофрагмента. Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «Детская колыбельная мелодия »)

4. Сообщение новой информации о колыбельных.

5. Работа с учебником на стр. 34 – 35.

— обсуждение.

6. Прослушивание песни «Спят усталые игрушки» А. Островского с пластическим интонированием.7. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома».

8. Разучивание новой песни «Колыбельная медведицы», композитор Евгений Крылатов на слова Юрия Яковлева.

Итог урока.

Ход урока:

— Здравствуйте ребята. Садитесь. — Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

— Послушайте музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.)

— Назовите музыкальное произведение. (Марш)

— Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)

— О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах).

— Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)

— Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.)

— Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм)

— Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое. Тема нашего урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.»

А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок.

Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию.

На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр Чаковский и Сергей Прокофьев.

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием.

Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.

Всё в мире хочется познать,Всё хочется увидеть в мире:В стране мелодий погулятьИ поиграть на струнной лире.Цветок нас ждёт…Нам музыка всего дорожеФантазий сказочная нитьНе заблудиться нам поможет.

Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.

— У маленького Пети Чайковского тоже была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

— В сказках происходят разные чудесные события.

— Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка?

— Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

— О чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?

Я вам сегодня принесла иллюстрации к сказкам, давайте посмотрим и отгадаем их.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

— Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента. (ВИДЕОФРАГМЕНТ: «Заставка «Спокойной ночи малыши». (или «мелодия из программы «Спокойной ночи малыши»)

— Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся)

— По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся)

Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.

Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35.

— Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы). — Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.

— Послушайте песню ( «Спят усталые игрушки» )

— Узнали ли вы ее? — Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?- Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

— Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

— Как звучит музыка?

— Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?

— Какими красками нарисован образ мамы?

— Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные звуки?

— Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и слушателям? — Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.

Послушайте ее.

— Какое настроение создала у вас эта песня?

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:

-разучивание ритмического рисунка песни;

— распевание;

— вокализация (по группам, рядам, хором).

Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю. Яковлева

Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий».

— О ком мы говорили на уроке?

— Какие произведения слушали?

— Что нового узнали?

Литература и оборудование

Учебные: учебник «Музыка» 2 класс, Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, Москва «Просвещение» 2013 год.Наглядные: мультимедийные презентации; презентация Microsoft PowerPoint, голоссарий (запись на доске) –кантата.ТСО: компьютер, мультимедиапроектор.Интернет ресурсы: classic-musik.ru, news.yandex.ru, ru.wikipedia.org,images.yandex.ru

Задачи:

  1. Образовательная
    • усвоение жанра колыбельных песен, его
      основных признаков;
  2. Развивающие:
    • развитие музыкального слуха;
    • музыкальной памяти;
    • чувства ритма;
    • развитие вокально-хоровых навыков;
    • ассоциативного мышления;
    • развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные:
    • воспитание доброты и любви к маме, к
      природе;
    • воспитание музыкального вкуса;
    • высокой духовной культуры.

Методы:


  • Объяснительно- иллюстрационный;
  • Частично поисковый;
  • Анализа и сравнения;
  • Обобщения;
  • Музыкальной драматургии;
  • Ретроспективы и перспективы.

Форма организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование:


  • учебник — Критская, Сергеева, Шмагина;
  • аудио и видеозаписи;
  • наглядный материал;
  • инструмент фортепиано.

План урока


  1. Организационный момент. (Вход под
    музыку)

  2. Актуализация темы урока.
  3. Раскрытие темы урока на музыкальных
    произведениях:
    • “Спят усталые игрушки” – А. Островский
    • “Мама” – П.И.Чайковский
    • “Колыбельная медведицы” из
      мультфильма “Умка” – Е. Крылатов
    • “Сонная песенка” – Р. Паулс
  4. Обобщение темы.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.

Ход урока

Вход под музыку “Спят усталые игрушки”
– музыка Островского. Музыка1.mp3

Учитель: Ребята, какая музыка
встретила вас?

Ответ детей: Это песня из передачи “Спокойной
ночи малыши”.

Учитель: Да, эта музыка часто звучит
по радио и телевидению.

А как называется песня, которую мама поёт
вам или вашим младшим братьям или сёстрам
перед сном?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

— Сегодня мы и поговорим о разных
колыбельных. И композиторов, и народ, и
композиторов – классиков всех волнует этот
жанр песен. Сегодня у нас будет необычный
урок, мы совершим с вами путешествие в
вечернюю сказку.

 — А поможет нам туда попасть волшебный
цветик – семицветик.

— С его помощью мы познакомимся и узнаем
все характерные черты колыбельных песен,
исполняя и слушая различные музыкальные
произведения. Мы будем постепенно
заполнять значение каждого лепестка нашего
цветика – семицветика, узнавая что-то новое.
У каждого из вас лежит на парте свой
волшебный цветок. И если вам наш урок
понравиться и все лепестки вами будут
разгаданы, то в конце нашего урока
заполните нашу корзинку своими цветами. Это
и будет для меня самый лучший подарок от вас.

— Итак, отправляемся в путешествие в
вечернюю сказку.

Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.

Учитель: Послушайте знакомую вам
пьесу и определите, что это за произведение
и кто его написал. Слушайте (звучит пьеса “Мама”
– П.И. Чайковского) Музыка2.mp3

Возможный ответ детей: Прозвучала
пьеса “Мама” – П.И. Чайковского из “Детского
альбома”

Учитель: Молодцы!

— А какой инструмент исполнил пьесу?

Ответ детей: Фортепиано.

Учитель: Кто для нас самый близкий и
родной человек на свете?

Возможный ответ детей: Мама.

Учитель: Мы очень много знаем и
песен, и стихов о маме. Кто сможет нам
рассказать?

Ответы детей: (дети рассказывают
стихи о маме)

Учитель: Молодцы!

— А с каким чувством ребята рассказали нам
о маме?

Возможные ответы детей: С
любовью, нежностью.

Учитель: Да, добрые мамины глаза,
приветливая улыбка, ласковая мамина песня
перед сном.

— Как называется такая песня?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

Учитель: Молодцы!

— Ребята, есть у вас любимая игрушка?

(ответы детей)


Учитель: А свои игрушки
укладываете спать?

Ответы детей:

Учитель: Давайте попробуем
изобразить, как мама укладывает малыша.

(вызвать девочку с игрушкой)


Учитель: А мы ребята поможем
движением руки, подчеркнём выразительность
интонации.

Дети: (исполняют вокализом на “Ля”
“Спят усталые игрушки”)

Учитель: На что похоже движение
наших рук? Какая интонация звучала в пьесе?

Возможные ответы детей:
Убаюкивающая, покачивающая.

Учитель: Молодцы! Как прекрасно
началось наше путешествие. Вот мы и
разгадали сердцевину нашего волшебного
цветка. Ведь все его лепестки выросли из
этого главного свойства музыки – интонация.

— Любая мама, мама – волчица, мама –
медведица, для своего малыша укладывая его
спать, поёт спокойную убаюкивающую песню.

— А какую вы знаете колыбельную мамы –
медведицы?

Ответ детей: “Умка”.

Учитель: Давайте её исполним.

— С какой интонацией будем исполнять?

Возможные ответы детей: Убаюкивающей…

Учитель: Когда наступает вечер,
стихает вьюга, и на берегу становиться тихо
и спокойно, тогда белая медведица начинает
петь песенку для своего маленького
непослушного медвежонка.

— Давайте ребята встанем и исполняя
изобразим интонацию движением тела.

Дети: (исполняют один куплет песни
“Колыбельная медведицы” из мультфильма “Умка”
– музыка Е.Крылатого)
Музыка3.mp3

Учитель: Молодцы!

— Продолжая путешествие в вечернюю сказку
мы разгадаем лепесток и определим какой был
у песенки ритм?

— Приготовьте ваши ладошки и давайте
вместе прохлопаем его

Дети: (хлопают)

Учитель: Какие были хлопки?

Возможные ответы детей: Ровные.

Учитель: Давайте посмотрим,
правильно ли мы определили?

(запись мелодии нотами на доске)


Учитель: Давайте споём мелодию
нотками и прохлопаем ритм.

— Какими длительностями записана мелодия?

Возможный ответ детей: Четвертными.

Учитель: Так значит ритм, какой?

Возможный ответ детей: Ровный.

Учитель: А куда движется мелодия
в конце каждой фразы ребята? Давайте
покажем движение мелодии рукой.

Дети: (показ)

— Низходящая.

Учитель: А мелодия плавная или
скачкообразная?

Возможный ответ детей: Плавная.

Учитель: Молодцы!

— А чтоб разгадать следующий наш лепесток
нам надо определить какой темп у
колыбельной.

— Кто пойдёт и выберет нужную карточку
темпа?

Дети: (выбор карточки темпа)

Стремительный

Умеренный

Медленный

— Темп умеренный.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Сколько мы разгадали
лепестков! Но нам нужно двигаться дальше.

— Путешествие в вечернюю сказку
продолжается.

— Пусть прозвучат стихотворения о
колыбельных песнях.

Дети: (читают стихотворения по
выбранной карточке)


    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю.
    Тихо смотрит месяц ясный
    В колыбель твою. (М. Лермонтов)

      

    А баю, баю, баю,
    Не ложися на краю.
    Придёт серенький волчок,
    Он ухватит за бочок.

Учитель: Давайте попробуем
сочинить мелодию этой колыбельной.

Дети: (исполняют свои сочинённые
мелодии)

Учитель: Какие по характеру они
получились?

Возможные ответы детей: Добрые,
светлые, ласковые.

Учитель: Значит, они прозвучали?

– в мажоре.

— А сейчас, ребята, мы определим динамику.
Чтобы малыш заснул, как нужно исполнить
песенку? Поднимите карточку.

Дети: (поднимают выбранную ими
карточку)

    

Учитель: Молодцы!

— А в каком регистре мы исполняем? (показ
карточек)

высокий

средний

низкий

Возможный ответ детей: В среднем.

Учитель: Прекрасные колыбельные
получились.

— А сейчас послушайте мелодию.

(игра на фортепиано — звучит “Сонная
песенка”).


Учитель: Что может получиться из
этой мелодии?

Возможный ответ детей: Песня.

Учитель: Почему? Какая была
интонация?

Возможный ответ детей: Убаюкивающая.

Учитель: А как можно ещё назвать
такую песню?

Возможный ответ детей: Колыбельная.

Учитель: Эта песня называется “Сонная
песенка” и написал её композитор Раймонд
Паулс

(исполняется со словами)

Учитель: Понравилась она вам?

Ответ детей: Да.

Учитель: А каким тембром голоса
я её исполнила?

Возможный ответ детей: Мягким.

Учитель: Посмотрите на наш
цветик – семицветик, мы разгадали с вами
значение последнего лепестка.

Средства музыкальной выразительности

Зная всё о колыбельных песнях — мы сейчас
эту песенку разучим.

(слова песни на доске)

День растает, ночь настанет,
И придет к нам в дом.

Еле слышными шагами
Дрёма – добрый гном.

  • Разбор слов;
  • Прохлопать ритм;
  • На слог;
  • Движение мелодии по руке;
  • Разучивание песенки по 2-3 фразы;
  • Работа над дыханием и окончанием фраз.

Учитель: Ребята, какой инструмент
подойдёт для аккомпанемента нашей песенки?

(выбор инструмента)

— Почему ребята вы выбрали этот инструмент
– треугольник?

Возможный ответ детей: У
треугольника звонкий, прозрачный,
хрустальный, сверкающий звук.

Учитель: Наступает ночь, на небе
одна за другой вспыхивают звездочки, а кто
попробует зажечь звёздочки в нашем
волшебном вступлении.

— Давайте сейчас ребята с огромным
чувством любви к маме, к природе, зная все
черты колыбельных песен, споём эту красивую
песню.

(исполняют хором, игра на треугольнике в
ансамбле с учителем)


Учитель: Молодцы!

— Сегодня мы выучили только один куплет, а
на следующем уроке мы доучим песню до конца
и вы сможете маме спеть перед сном
колыбельную.

— Путешествие в вечернюю сказку
заканчивается.

— А каких песнях мы сегодня говорили?
Слушали их, исполняли, разучивали?

Ответ детей: Колыбельные.

Учитель: А какие черты объединяют
все колыбельные песни?

Ответы детей: (показ по лепесткам,
ответы хором)

Учитель: Молодцы!

— Слушаем музыку и, исполняя ее,
вспоминайте волшебный цветик – семицветик.
Его лепестки помогут тебе понять
настроение, чувство музыкальных
произведений. — Сегодня на уроке хорошо
работали:

(оценка работы на уроке)


Учитель: Все лепестки разгаданы,
если вам всё понятно и урок понравился не
забудьте наполнить нашу корзинку
волшебными цветами.

— После волшебной ночи наступает
радостное утро.

Вот с таким настроением мы и уйдём с
нашего урока, подпевая песню Тамары Муриной
“Песенка — чудесенка”. Музыка4.mp3

(Выход из класса под песню.)

Приложение1

  • Конспект по теме севастопольские рассказы
  • Конспект по теме пушкин сказка о царе салтане 3 класс с презентацией
  • Конспект по сказке сутеева палочка выручалочка
  • Конспект по сказке спящая красавица жуковского
  • Конспект по сказке курочка ряба