Конспект урока 4 класс сказка о мертвой царевне деление на части

Сообщение темы урока.

Постановка целей.

Деление текста на смысловые части.

Я думаю, что вы с интересом прочитали сказку А. С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», а некоторые уже не первый раз
обратились к этому прекрасному произведению.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по сказке А. С.
Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»”, а так же будем делить
сказку на смысловые части  и озаглавливать их.

Найдите первую смысловую часть текста. Прочитаем.

— С каким настроением осталась у окна царица?

Печаль внезапно сменяется радостью: рождается
дочь, воз­вращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает
царица.

— Расскажите,
какими вам представляются царь и царица?

Какой заголовок мы
можем придумать для этой части?

Найдите вторую смысловую часть текста.
Прочитаем.

Появляется новый персонаж. Найдите в тексте
слова, харак­теризующие вторую царицу.

Царица красива, но в обращении холодна,
бездушна.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
 

Мы видим, что зеркальце -это необыкновенный
предмет, к нему одному царица ласкова. Почему?

Для царицы главное то, что она в красоте
единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца? Найдите в
тексте.

Как можно озаглавить эту часть?

Найдите третью смысловую часть текста. Прочитаем.

Кажется, все вопросы решены: у
царевны есть жених — царе­вич Елисей, она ничем не мешает мачехе.

Почему же зеркальце разбито?

Единственное, что беспокоит мачеху,- красота
падче­рицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один мо­мент все
изменилось — она вторая.

Что же замышляет царица?

 

Какой заголовок мы
напишем к этой части?

Найдите четвертую смысловую часть текста. Прочитаем.

Что мы узнаем в этой части?

Как можно озаглавить четвертую часть?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С грустным, тоскливым.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Смерть царицы.
 
 
 
 
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Зеркальце сообщает
царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме пригожести, ее
ничто не интересует.

 
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
 
Женитьба царя.
 
 

Оно вдруг сказало
правду!

"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
 
 
 
 
 
 
 
 
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Первый замысел царицы.

Чернавка
оказалась доброй девушкой, она отпустила царев­ну. Мачеха успокоилась, считая
молодую соперницу мертвой. Во дворце — переполох, все царство взволновалось.

В лесу.

1 мин.

1 мин.

15 мин.

Физкультминутка

Продолжение работы над текстом.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь читать начнем.

Найдите пятую смысловую часть текста. Прочитаем.

Что стала делать она в тереме?

О каких чертах характера это говорит?

Почему царевна вышла к богатырям не сразу?

После каких слов она вышла? Найдите в тексте.

На основании чего братья догадались, что
перед ними ца­ревна, а не крестьянка?

Как братья пришли свататься к царевне?

Почему она им отказала?

Как можно озаглавить пятую часть?

Найдите шестую смысловую часть текста. Прочитаем.

Как царица узнала, что молодая царевна жива – здорова? Найдите в тексте и прочитайте.

И вновь царица принимает страшное
решение. Какое?

Как можно озаглавить шестую часть?

Найдите следующую смысловую часть текста. Прочитаем.

Как молодая царевна встретила нищую черницу?

(черница – то же, что и монах)

Почему царевна не могла подойти к старушке?

Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют
беду или плохого человека?

Как можно седьмую часть?

Найдите следующую смысловую часть текста. Прочитаем.

Прочитайте, как выглядело яблоко.

Понятно ли Вам, почему она не дождалась обеда?

Как братья узнали о несчастье? Найдите в тексте.

Как можно озаглавить эту часть?

Найдите следующую смысловую часть текста. Прочитаем.

Как царица узнала о гибели царевны?

Как можно озаглавить девятую часть?

Найдите следующую смысловую часть текста. Прочитаем.

Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и
понять отношение к ним героя?

Как можно озаглавить эту часть?

Найдите следующую смысловую часть текста. Прочитаем.

Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? Докажите.

Как озаглавим эту часть?

Прочитаем последний отрывок сказки.

Чем она заканчивается?

Как озаглавим эту часть?

Выполняют.

Дом
царевна обошла,

Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Старший
молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Честь
хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.

Братья
милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой
вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные,—
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Встреча царевны и семи богатырей.

И с
улыбкою сказала:

«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».

Разговор
с Чернавкой.

Мешал пёс.

Да.

Передача яблока.

И к
царевне наливное,

Молодое, золотое.

Братья
в ту пору домой

Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. 

Отравленное яблоко.

В тот
же день царица злая,

Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

Радость царицы.

Поиски Енисея.

Смерть царицы и оживление царевны.

Лишь ее
похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Женитьба Елисея на царевне.

2 мин.

18 мин.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Класс:4

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)

— Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

— Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

— Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

— Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои ца­рица и царевна.)

— Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?…» на с. 73.)

— Что вы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

— Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

— Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душев­ные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

— Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

— Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

— Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царев­на — положительная.)

— Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» нас. 80.)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в те­реме. Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать го­лосом характеры героев.

— Составьте характеристику любого героя сказки по следу­ющему плану.

План характеристики героя сказки

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

(После подготовки заслушивают несколько ответов.)

VI. Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

Как, в виде кого представлено зло?

Подумайте и распределите героев по группам: положитель­ные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таб­лицу.)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам к нос и равный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»; выписать наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к кото­рым они относятся. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

                                        Проблемный урок чтения

                                                              в 4 класс

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З
Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Тема : А.С. Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

                    (продолжение).

Цель:      Учить анализировать произведения.

Задачи: 1) Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления           характеристики и выявления  мотивов  поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках

                 2) Развивать память, речь, внимание;

                 3) Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, словари

                         Ход урока:

  1. Мотивация

Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

2.Актуализация знаний

— С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

-Что мы можем узнать из названия?(в сказке герои царевна и семь богатырей)

-А кто такой богатырь? (ответы детей)

Мы получили неоднозначные ответы.

 Как мы можем узнать ответ на вопрос? ( спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ)

Работа в группах.

1группа- узнаёт у взрослых

2 группа-читает в словаре Ожегова

3 группа- СВОЁ МНЕНИЕ

Проверка всех трёх определений.

-Докажите, что это произведение действительно сказка

Работа в группах

  1. зачин
  2. волшебные предметы
  3. сказочные слова и выражения
  4. троекратный повтор
  5. борьба добра и зла
  6. добро побеждает зло
  7. концовка

Группы представляют своё исследование.

— Как вы думаете, кто в этой сказке  главный герой? (царевна)

— Есть ли еще герои в сказке?

  (королевич — Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)

( помещаю на доске слова- надписи).

— А на какие группы можно разделить всех этих героев?

(Дети высказывают свои предположения)

Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники) Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?

Дети работают в парах

Проверяем работу.

  1.  Создание проблемной ситуации

— Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?

 ( вокруг нее разворачиваются все события)

                     Дети высказывают свои предложения.

Проблемный вопрос!!!!

— А  почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну? 

( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)

4.  Постановка учебной задачи

— Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

  Какова цель урока? (выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну)

Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора

5.. Поиск решения

2. Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ

  1. У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера)
  2.  попробуйте разделить их на 2 столбика

 Добрая Злобная      Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

Равнодушная      Верный Преданный Любящий Бессердечная

      — Как разделили эти слова? И почему именно так?

 (  ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)

— Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?

   ( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)

  1. Характеристика героев

1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО    ВАРИАНТАМ

Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»

          ( проверяем)

РАЗМИНКА (физминутка)

2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев

(выборочное чтение)

Царевна –

а) белолица, черноброва… (стр. 74)

б) речь   (стр. 76)

в) любящая  (стр. 80). Почему отказала?

г) как она разговаривала с нищей Черницей?  (стр. 82)

д) как к ней относится автор?

е) а как вы относитесь к ней?

Царица –

а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)

б) завистливая (стр. 76)

в) злобная  (стр. 75)

г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)

д) а как вы к ней относитесь?

   — Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.

6. Выражение решения

3.Работа со схемой

         Семеро                                                      

                                          Любит как братьев, уважает

           Тоже                                                         Не перечит

        Елисей              Любит              Царевна                            Царица

                          Любит                            уважает                        Завидует, ненавидит

                                         Жалеет  Чернавка

  1. Реализация продукта

Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.

— А царевна, что всем окружающим дарит?  (ответ: добро)

— Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)

-Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть — один из главных пороков.

Итог урока:

— Какова же главная мысль этого произведения?

Старайся  делать  людям добро.  Зависть  и злоба сами себя наказывают.

Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».

Рефлексия

Оцени себя:

На уроке я

  • Работал в группе
  • Работал в парах
  • Отвечал на вопросы
  • Работал с учебником
  • Составлял синквейн

Журнал.

  • -Поставь отметки на оценочной шкале.
  • Оцени, насколько тебе понравился урок
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Насколько трудны для тебя были задачи урока
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Оцени своё усердие в решение этих задач
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Насколько сплоченно работала твоя группа
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

  Домашнее задание.

  • Выучить наизусть   обращение Елисея к  солнцу, месяцу и ветру.

Приложение

ЗАДАНИЕ 1

РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:

 королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.

Положительные

Отрицательные

нейтральные

Герои-помощники

ЗАДАНИЕ 2

Добрая Злобная      Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

Равнодушная      Верный Преданный Любящий Бессердечная

up

Поиск по сайту

Конспект урока по литературному чтению 4 класс (ОС «Школа России») на тему: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». (Деление текста на части)

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Хайбрахманова Елена Ильясовна

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 92.76 Kb
Количество скачиваний: 137

Скачать

Просмотров: 193

Похожие материалы

  • Урок по математике «Формулы» (3 класс)
  • Урок по познанию мира «Нерудные полезные ископаемые»
  • Урок окружающего мира 2 класс УМК Гармония «Семья.Родственники»
  • «Монастыри Смоленщины». Работа Титовой Маргариты.
  • Разработка урока по русскому языку «Времена глагола»
  • Урок по русскому языку для 3 класса на тему: «Зачем другие члены предложения?»
  • Технологическая карта урока по математике на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ (учебник, с. 33)»
  • Разработка урока по литературе (4 класс)
  • Конкурсная программа к 8 Марта «Поможем Машеньке».
  • Технологическая карта урока по математике на тему «ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ НА ЧИСЛА, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НУЛЯМИ (учебник, с. 29)»

Тема урока: А.С. ПУШКИН.  «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ
БОГАТЫРЯХ» ДЕЛЕНИЕ СКАЗКИ НА ЧАСТИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Урок 21
Цели:  обучать   грамотному,   выразительному   чтению;   учить   сравнивать   сказки
народные   и   литературные,   делить   текст   на   части;   формировать   умения   анализировать
литературноепроизведение,   аргументировать   свой   ответ,   учить   видеть   скрытый   смысл,
заключенный   в   сказках;   воспитывать   культуру   речи,   культуру   слушания,   культуру
высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев,
давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с
текстом   учебника,   давать   ответы,   опираясь   на   текст;   развивать   память,   логическое
мышление, речь.
Планируемые результаты: 
предметные:  умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
увеличивать   темп   чтения   вслух,   исправляя   ошибки   при   повторном   чтении   текста,
воспринимать на слух художественное произведение;
 метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа
материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с
учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П
— анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных
(ключевых) слов для создания собственного текста, по­* иск необходимой информации
в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и
целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного
текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение
обязанностей,   составление   плана   совместных   действий,   умение   договариваться   о
совместных действиях);
 личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе,
гордость   за   свою   страну,   красота   человеческих   отношений,   уважение   к   старшим,
ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества
А.С. Пушкина.
Оборудование:  портрет   А.С.   Пушкина,   выставка   книг   писателя,   карточки,
аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А.С.
Пушкина.
I.Организационный момент
II.
Проверка домашнего задания
Ход у р о к а  3
— Сегодня   мы   начнем   урок   с   проверки   домашнего   задания.   Итак,   какие
синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный, самодурный,
самоуправный;мерзкий   —   отвратительный,
 гнусный;   желанный  —
долгожданный,  любимый;   грозно   —   сердито,   устрашающе;   изумленный   —
удивленный.)
— Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «жданный» и «грешен». (Жданный
— нежданный; грешен — безгрешен.)
— Какие эпитеты вы выписали из текста? Прежде чем вы начнете читать, повторим, что
же   такое   эпитет.  (Эпитет   —  образное   определение,   дающее   дополнительную
художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравне­
ния (чистое поле, парус одинокий).)
(Ответы учеников.) — Сегодня вы подготовили к уроку иллюстрации. Кратко расскажите, каким эпизодам
сказки они посвящены.
— Найдите   иллюстрации   в   учебнике,   прочитайте   строчки,   которые   более   точно
раскрывают их содержание.
(Ученики по очереди представляют классу иллюстрации к отрывкам и объясняют.)
Сообщение темы и постановка целей урока
III.
— Прочитайте тему урока, определите его задачи.
— Прежде   чем   мы   займемся   главной   задачей   на   уроке   ­   делением   сказки   на   части,
проверим,   как   вы   ориентируетесь   в   тексте.   Я   включаю   видеозапись   отрывка   из
мультипликационного   фильма   по   сказке,   а   вы   озвучиваете   его   (можно   с   помощью
учебника).
Физкультминутка
IV.
V.Работа по теме урока
— Работая в парах, поделите текст на части. Получившийся план запишите.
После выполнения задания проводится проверка. 
Примерный план:
1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.
2. «Царь женился на другой».
3. «Но царевна молодая… между тем росла…»
4. «А царевна все ж милее…»
5. «…вот Чернавка в лес пошла».
6. «Будь нам милая сестрица».
7. «Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить».
8. «…нищая черница ходит по двору с клюкой…»
9. «В руки яблочко взяла».
10. «…Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
11. «За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет».
12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».
13. «Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили».
— Устно сделайте иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе,
подумайте:  о чем важном хотел  сказать  автор  в каждой  части,  какие  слова  помогают
представить будущий рисунок, что именно нужно изобразить и почему? (обучающиеся
выполняют задание. В целях экономии времени класс можно поделить на группы.)
VI.
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
Рефлексия
— Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку?
— Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься?
Домашнее задание
Подробно пересказать одну из частей сказки.

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

Литературное чтение, 4 класс

Урок 11. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и его анализ.

Глоссарий по теме

Инда – так что даже.

Очи – глаза.

Сочельник – вечер накануне Рождества.

Перст – палец.

Девичник – праздник, на котором собираются девушки.

Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. 

Под святыми – под иконами.

Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей (изразцовая печь, изразцовый пол)

Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.

Вытравить – выгнать.

Об нём хватилась – о нём вспомнила.

Хлопочет – беспокоится.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; сказка; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Мы изучили его биографию и знаем о его тесной связи с няней Ариной Родионовной. Поэт любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».

Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Многие из этих сказок поэт изложил в прекрасных стихах.

Кто не зачитывается его сказками: «О попе и работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», и другими?!

Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из наиболее известных его сказок. Возможно, эта сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм. Написана она в 1833 году в Болдино. В основу этой сказки легла русская народная сказка, рассказанная няней поэта Ариной Родионовной.

Попробуйте по картинке догадаться, о какой сказке идёт речь?

Конечно же, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Сейчас мы вместе прочитаем эту замечательную сказку и поговорим о героях, их поступках, проанализируем и сделаем выводы, постараемся ответить на вопрос: Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:

Инда – даже.

Сочельник – канун Рождества Христова, то есть день перед праздником.

Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.

Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Пауза.

Потому что это выдуманная история, такого не случится в реальной жизни.

Кто главные герои пушкинского произведения?

Что можно сказать о них? Пауза.

Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.

Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице

Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.

Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья

Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.

Далее мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, созданного по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

Подумайте, какой литературный приём применил Александр Сергеевич в этом эпизоде?

Пауза. Какой литературный приём вы узнали? Пауза.

Конечно же, олицетворение. Автор придал природным объектам свойства живых существ, наделил их речью, способностью мыслить и чувствовать. Пауза.

В: Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вам понравилось, запомнилось? Почему?

О: Прежде всего, произведение нравится читателям тем, что добро побеждает зло. В сказке очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. Также привлекает читателей чудесное зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов дети выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного пса Соколку. А ещё восхищаются мелодичными стихами.

Давайте дадим характеристику героям сказки.

В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют две противоположности: добро и зло.

Рассмотрим, как автор описывает царевну:

Мы можем сказать, что царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

В: Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?

О:Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.

В: А кто воплощает силы зла?

О: Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Посмотрим, как Пушкин описывает её?

О царице-мачехе мы можем сказать, что она красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь.

Царица решила погубить царевну, потому что завидовала её красоте.

В: Смогла бы она в одиночку вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха? Кто ей помогал? Найдем ответы в тексте:

О: Помогала царице Чернавка. Сама по себе она злая или нет?

Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, в душе её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …

Чёрт ли сладит С бабой гневной?

Спорить нечего …

Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса. А, спустя некоторое время, приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что неплохая по своей сути девушка совершает плохие, злые дела, страх помогает осуществляться злу, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.

В: Почему же царица так ненавидела царевну?

О: Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её. Это и вызвало гнев мачехи. Ведь она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости.

В: Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно»

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

О: Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя.

В: Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?

О: Через год после смерти родной матери:

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

В: Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?

О: Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.

В: Когда же мачеха вспомнила о падчерице?

О: Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Но, несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

В: Вспомните, как автор описал царевну. Какие слова применил?

О: Нраву кроткого такого (тихая, скромная, приветливая). Она не требовала к себе внимания, жила «тихомолком». Оказавшись в тереме богатырей, приняла это смиренно, была, как и прежде, добра, приветлива, верна своему жениху.

Откуда же эти качества у царевны? Конечно же, от матери. Обратимся к тексту, как ведёт себя родная мать царевны в ожидании мужа:

Из этих строк понятно, что главными качествами её характера были любовь и верность.

Умение любить, быть верной и терпеливой передались от неё и дочери.

В: Почему царице-мачехе не удалось погубить царевну?

О: Царевне помог её добрый нрав. Ведь кротким, терпеливым и смиренным героям в сказках оказывают помощь.

Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она

Богатыри приютили царевну в своём доме и всей душой полюбили её. Их пленила её красота и скромность.

А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.

Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:

Богатыри не решились похоронить царевну, и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без

устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим

кротким нравом …

В: Давайте вспомним, как он искал свою невесту.

О: В сказках добрым героям всегда помогают силы природы. Следуя традициям народных сказок, Пушкин одушевляет такие явления природы, как солнце, месяц, ветер. Ветер сообщает королевичу Елисею печальную новость о смерти царевны.

От чего умерла царевна-мать? От счастья, что увидела мужа после долгой разлуки:

Таким образом, Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю.

В: Что по вашему важнее — красота внешняя или красота внутренняя?

О: Сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра.

Разбор типового тренировочного задания

Угадайте героев сказки по описанию. Соедините героев с их описанием линией.

Первый столбец:

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

  1. Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя

  1. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

  1. Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

  1. И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен.

Второй столбец:

  1. Царевна;
  2. Месяц;
  3. Королевич Елисей;
  4. Царица-мать;
  5. Царица-мачеха.

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Выбор элемента из выпадающего списка

Почему царевна отказалась стать женой одного из богатырей?

Варианты ответа: боялась обидеть остальных; не могла выбрать лучшего из них; хранила верность своему жениху.

2 вариант

Как богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

Варианты ответа: по одежде; по речи; по осанке.

  • Конспект статьи белинского герой нашего времени сочинение лермонтова кратко
  • Конспект сказка о царе салтане подготовительная группа
  • Конспект сказка о царе салтане 3 класс школа россии фгос 3 урок
  • Конспект сказка о рыбаке и рыбке пушкина 2 класс школа россии
  • Конспект сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс школа россии