Русский язык
5 класс
Урок № 17
Сочинение о памятном событии
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Сочинение о памятном событии.
- План сочинения.
- Отзыв о сочинении.
Тезаурус
Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.
Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.
Дополнительная литература:
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».
- Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
- Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
- Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
- Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?
5. Внесите исправления.
Приблизительная схема сочинения |
Опорные фразы |
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник? |
Это случилось… |
Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно! |
|
Случай этот произошёл со мной… |
|
Можно ли забыть такое происшествие?! |
|
Таких встреч у меня раньше никогда не было… |
|
Всё начиналось как обычно… |
|
2) Как всё происходило, в какой последовательности? – С чего всё началось? – Как развивались события? – Чем они закончились? |
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…; |
сначала, потом, после этого…; |
|
в конце концов, наконец… |
|
3) Почему этот день остался в памяти? |
Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что… |
Невозможно забыть… |
|
Ещё долго буду я вспоминать… |
Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:
Это случилось…
Этого события я никогда не забуду!
Всё произошло так неожиданно!
Случай этот произошёл со мной…
Можно ли забыть такое происшествие?!
Таких встреч у меня раньше никогда не было…
Всё начиналось как обычно…
Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;
сначала, потом, после этого…;
в конце концов, наконец…
пишем заключение: почему этот день остался в памяти?
Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…
Невозможно забыть…
Ещё долго буду я вспоминать…
Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.
Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).
Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.
Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.
Прочитаем пример сочинения о памятном дне.
Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.
Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!
На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.
По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!
Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.
Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:
- Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
- Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
- Удачно ли названо сочинение?
- Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите отзыв на сочинение.
Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.
Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.
Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.
Варианты ответа:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.
В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)
Правильный ответ:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Подчёркивания элементов
Выберите из списка заголовок сочинения.
Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.
Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.
Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.
Варианты ответа:
Первый день в новой школе
Школа
Я испугался
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».
Правильный ответ:
Первый день в новой школе.
УРОК Р/р в 5 классе: Обучение написанию сочинения на тему «Памятный день летних каникул».
Цели:
1)Выработать умение писать сочинение (текст) на заданную тему
2)Отработать умение правильно определить главную мысль и подчинить ей сочинение;
3)Развивать умение описывать события;
Ход урока:
- Орг. момент.
- Постановка темы и целей урока.
- Вступительное слово учителя.
С каждым днём становится всё холоднее, осень доживает последние деньки и скоро зима вступит в свои права. Ну, порой, так хочется заново окунуться в приятное, тёплое, летнее время. Сегодня у нас будет такая возможность, мы будем писать сочинение на тему: «Памятный день летних каникул».
Слайд 1- 5.
Вспомните и попытайтесь рассказать о каком-нибудь интересном и хорошо запомнившемся для вас дне. Наверняка с каждым из вас хоть раз за лето случались какие-то интересные события. Послушайте стихотворение:
Может, как-то заблудились
Вы в большом густом лесу,
Иль поймали вы лису.
Или вы окно разбили
И признаться не смогли,
Или вы рекорд побили,
Иль кого–нибудь спасли.
Или, может, вдохновенье –
Частый гость у вас в квартире-
Дарит вам стихотворенье
Иль сюжеты для картины.
Оглянитесь, поищите,
Что произошло хоть раз.
И конечно, расскажите.
Но чтоб это был рассказ.
4. Словарная работа Слайд 6
Записывается несколько слов, рядов однородных членов, которые помогут в написании сочинения.
Однажды, случилось, было, приключилось, произошло.
5. Игра «Ассоциации» к слову «лето» Слайд 7
- жара солнце тепло каникулы пляж отдых море трава отпуск радость загар зелень июль счастье дача бабочки вода духота купание дождь
- август зной луг поле июнь арбуз мороженое песок деревня курорт вечер листья ягоды река земляника
6. Составление плана – схемы сочинения Слайд 8
План-схема сочинения
- Вступление. Где, когда происходило действие.
- Основная часть.
- Что происходило интересного в этот день?
- Моё настроение в течение дня (менялось или нет)?
- Что оказалось самым интересным и запоминающимся?
Почему мне запомнился именно этот день?
7. Задания к сочинению Слайд 9-10
Задания к сочинению.
- Расскажите об одном дне летних каникул так, чтобы было ясно, почему он запомнился больше других дней.
- Озаглавьте сочинение.
- Подсчитайте количество слов в тексте сочинения и укажите в конце работы. (Подсчитываются все слова, включая и служебные части речи).
Примечание: В тексте должно быть не менее трёх абзацев!
8. Домашнее задание
Подготовиться к написанию сочинения
Конспект
урока по русскому языку (5 кл.) на тему: «Подготовка к написанию
сочинения «Памятный день».
Цели: закрепить понятие «основная
мысль сочинения», «опорные предложения»; развивать навыки составления
сюжетной линии, формировать правильную устную речь, воспитывать
ответственность за результаты своей творческой деятельности.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: учебник, таблица.
Ход
урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение
темы и целей урока.
3. Работа
над основным материалом урока.
Актуализация знаний учащихся. Беседа.
Учитель.
— Что такое рассказ.
— Что лежит в основе рассказа?
(Случай, который может заинтересовать слушателя или читателя)
— На сколько частей можно поделить
рассказ? (Вступление. Что произошло. Результат, выводы).
Расширение знаний о сюжете. (Запись
определения. Элементы сюжета).
Работа с таблицей.
Элементы |
Другими |
1. Завязка. |
С чего |
2. Кульминация. |
Что необычное |
3. Развязка. |
Вывод. |
Тренировочные упражнения.
Учитель.
— Поможет нам понять элементы сюжета иллюстрации задания № 139 (пар.
55) в рабочей тетради. Найдите, пожалуйста, картинки, которые
соответствуют элементам сюжета ( картинки под № 1,2,3,4.
(Ответы
учащихся).
-Постройте сюжетную линию рассказа по
картинкам.
Учитель.
— С этим заданием вы справились. А сейчас я прошу вас распределить
опорные предложения в соответствии с частями таблицы. Сделайте вывод.
(Выполнение
работы).
Учитель.
– Можно ли в таких сочинениях использовать описание природы, описание
внешности человека? (Можно, если такое описание помогает раскрыть главную
мысль).
Учитель.
— Можно ли составить устный рассказ после той работы, какую мы провели в
классе? Какова его главная мысль? Сформулируйте её. Подготовьте устный
рассказ, используя иллюстрации. Озаглавьте рассказ.
Творческая работа учащихся.
Прослушивание текстов творческих работ.
Коллективная коррекционная
работа.
1. Какие
из элементов композиции отсутствуют?
2. Соразмерны
ли части рассказа?
3. Какова
основная мысль сочинения?
4. Соответствует
ли название сочинения основной мысли?
5. Какие
недостатки в языке рассказа вы заметили?
Совершенствование
знаний.
Работа с
учебником –
1) стр. 43.,
упр.86 (у.);
2) стр. 54, упр.
117. — какую бы часть сочинения «Интересная встреча» вы изменили и как?
Подведение
итогов
Учитель.
– Написать хорошее сочинение – дело нелёгкое. При старании, при желании
каждый из вас может создать хорошую работу. Тему предлагаю выбрать
самостоятельно – «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Памятная встреча».
Прежде, чем писать сочинение, определите, какую задачу вы перед собой
ставите:
— поделиться
чувствами, мыслями;
— сообщить об
определённых фактах;
— нарисовать
словами какую-то картину.
Затем подумайте,
о чём и как вы напишите, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте своё
сочинение.
Работая над
сочинением, обращайтесь к памятке «Как работать над сочинением» (стр.
170).
Домашнее
задание — написать сочинение на одну из
предложенных тем.
Тема урока: Контрольное сочинение по упражнению 157 на тему «Памятный день».
Цели:
1) Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
2) Содержательная: закрепление способов действия при подготовке к сочинению-повествованию.
Задачи:
Образовательные:
-
выявить условия качественного написания сочинения-рассказа;
-
обогащать словарный запас учащихся;
-
совершенствовать орфографические, пунктуационные, речевые компетенции.
Развивающие:
-
осуществление системно-деятельностного подхода;
-
развитие критического мышления;
-
развитие внимания;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять новые знания;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения формулировать проблему;
-
развитие умения парной работы;
-
развитие навыка самооценки, взаимооценки.
Воспитательные:
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД:
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-
взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.
Материальное обеспечение урока: компьютер, учебник, карточка с заданием, листы самооценки, карточки с критериями оценки сочинения и памятками-шаблонами.
Тип урока – урок рефлексии.
Планируемые результаты:
Личностные: |
1) уважительное отношение к языку; 2) стремление к речевому самосовершенствованию; 3) пополнение словарного запаса; 4) способность к самооценке и взаимооценке на основе критерия успешности. |
Метапредметные: |
1) овладение изучающим видом чтения; 2) умение воспроизводить прочитанный текст; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной письменной формах; 4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. |
Предметные: |
1) развитие творческой самостоятельности; 2) владение разными видами речевой деятельности; 3) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 4) владение орфографическими и пунктуационными компетенциями; 5) расширение знаний учащихся о построении текста типа речи повествование. |
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие |
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем |
Просмотр ролика-притчи, поиск решения задачи |
Показывает ученикам ролик с притчей, задает вопросы: — Какому отношению к жизни учит эта притча? — Чем она может помочь на уроке? |
Смотрят ролик, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами |
|
Актуализация знаний и осуществление первичного действия |
Беседа Сообщение ученика. Анализ. Составление плана на основе изложенного материала. |
1. Просит сформулировать цель сочинения 2. Просит прослушать выступление и проанализировать план, можно ли его использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии. |
1. Формулируют основную цель сочинения. 2.2. Слушают сообщение, анализируют план-схему. |
Целеполагание, постановка проблемы, поиск путей решения проблемы |
Формулирование темы, целей урока, задач (фронтально) |
Дает задание: прочитать задание к упр. 157 Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока |
Читают задание к упр. 157 Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока |
Решение проблемы |
Мозговой штурм – составление шаблона (клише). Поиск решения учебной задачи |
1. Просит дополнить план «универсальными» «опорными» формулировками и составить клише Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение |
1. Дополняют план «универсальными» «опорными» формулировками и составляют клише, записывают клише в тетрадь. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Сообщения учащихся |
Слушает, предлагает дополнения, уточняет |
Сообщения учащихся о рассказе и его структуре. |
|
Рассказ учителя |
Рассказывает и раздает памятку «Как пишется рассказ?» |
Слушают |
|
Сравнительный анализ |
Дает задание: сравнить 2 сочинения «Первый раз на елке», сопоставить их с клише и требованиями к рассказу |
Работают с текстами сочинений, клише, памяткой |
|
Коррекция |
Индивидуальнаяфронтальная |
Помогает, советует |
Проверяют решение. |
Решение проблемы. 2. Закрепление знаний о структуре рассказа |
Фронтальная |
Предлагает задание, консультирует, Просит обобщить знания о рассказе, его структуре |
Используя все памятки и клише, все изученное ранее, об основных затруднениях при написании рассказа, о требованиях к его содержанию и структуре. |
Физкультразминка |
Дежурный ученик проводят разминку |
||
Решение проблемы. 3. Составление основной части рассказа. Коррекция |
Индивидуальная фронтальная парная |
Предлагает задание (написание основной части сочинения на черновике), консультирует. Предлагает обсудить 2 работы совместно, каждую работу в парах |
Самостоятельно записывают, обсуждают, корректируют, делают выводы |
Коррекция |
Индивидуальная |
Помогает, советует |
Проверяют решение |
Решение проблемы. 4. Освоение требований к написанию сочинения |
Индивидуальная |
Организует самостоятельное написание сочинения |
Создают текст сочинения |
Рефлексия |
индивидуальная |
Просит сравнить цель и результат урока, сделать выводы. Благодарит учеников за урок |
Подводят итог урока, делятся мнением о своей работе на уроке |
Домашнее задание |
фронтальная |
Учитель задает домашнее задание, комментирует |
Записывают Д/З |
1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности
1.2. Притча.
Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умертвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках.
2 этап урока. Актуализация знаний и осуществление первичного действия
2.1. Формулировка основной цели сочинения: написать рассказ о событии из личной жизни, которое осталось в памяти, потому что связано с чем-то важным, необычным, интересным
2.2. Анализ схемы, которую можно использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии и для составления плана.
2.2.1. Сообщение ученика
Приблизительная схема сочинения
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?
2) Как всё происходило, в какой последовательности?
А) С чего всё началось?
Б) Как развивались события?
В) Чем они закончились?
3) Что и почему осталось в памяти?
2.2.2. Дополнение плана «опорными» формулировками, составление клише
Приблизительная схема сочинения
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?
Это случилось…
Этого события я никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!
Случай этот произошёл со мной…
Можно ли забыть такое происшествие?! Таких встреч со мной раньше никогда не было…
Всё начиналось как обычно…
2) Как всё происходило, в какой последовательности?
— С чего всё началось?
— Как развивались события?
— Чем они закончились?
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;
сначала, потом, после этого…;
в конце концов, наконец…
3) Что и почему осталось в памяти?
Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…
Невозможно забыть…
Ещё долго буду я вспоминать…
Задача — рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое):
Например, весёлое происшествие
Рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.
Интересная встреча
Рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.
Этапы решения проблемы
3.1. Ученики составили клише в тетради.
3.2. Ключевое слово – рассказать, т.е. составить рассказ.
Сообщения учащихся о рассказе и его структуре
-Теперь дадим определение рассказу, выделим главные особенности и структуру этого жанра.
Рассказ — это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.
В рассказе выделяются 3 части:
Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий.
Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.
Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.
В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.
3.3. Ученикам раздали памятку «Как пишется рассказ?».
3.4. Задание: Сравните два сочинения пятиклассников на тему «Первый раз на ёлке». Получились ли у них рассказы? Сопоставьте данные тексты с клише в тетради памяткой о структуре рассказа.
Рассказ № 1
Вопрос: Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение?
Рассказ № 2
— Можно ли считать, что автор рассказывает о каком-то случае из своей жизни?
— Выделите случай, который лежит в основе рассказа.
— Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?
— Было ли смешно, когда читали рассказ?
— Достаточно ли полно раскрыто главное событие?
— Назовите структурные части рассказа.
3.5. Обобщение выявленных затруднений. Обобщение знаний о рассказе, его структуре, о требованиях к сочинению на тему «Памятный день».
3.6. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Задание: При помощи клише и памятки написать основную часть рассказа на тему «Памятный день».
3.7. Анализ 2-3 получившихся работ, зачитанных вслух.
3.8. Работа в парах: Взаимопроверка и обсуждение ее результатов.
3.9. Самостоятельное написание сочинения.
4. Рефлексия.
— Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.
5. Домашнее задание: С помощью клише и памятки дописать сочинение-рассказ на тему «Памятный день».
Обновлено: 09.01.2023
Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.
Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта.
Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.
Дополнительная литература:
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
- Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
- Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
- Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
- Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?
5. Внесите исправления.
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?
Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!
Случай этот произошёл со мной.
Можно ли забыть такое происшествие?!
Таких встреч у меня раньше никогда не было.
Всё начиналось как обычно.
2) Как всё происходило, в какой последовательности?
– С чего всё началось?
– Как развивались события?
– Чем они закончились?
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;
сначала, потом, после этого. ;
в конце концов, наконец.
3) Почему этот день остался в памяти?
Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что.
Ещё долго буду я вспоминать.
Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:
Этого события я никогда не забуду!
Всё произошло так неожиданно!
Случай этот произошёл со мной.
Можно ли забыть такое происшествие?!
Таких встреч у меня раньше никогда не было.
Всё начиналось как обычно.
Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;
сначала, потом, после этого. ;
в конце концов, наконец.
пишем заключение: почему этот день остался в памяти?
Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что.
Ещё долго буду я вспоминать.
Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.
Прочитаем пример сочинения о памятном дне.
Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.
Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!
На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.
По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!
Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.
Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:
- Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
- Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
- Удачно ли названо сочинение?
- Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите отзыв на сочинение.
Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.
Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.
Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.
Варианты ответа:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.
В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)
Правильный ответ:
А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.
Подчёркивания элементов
Выберите из списка заголовок сочинения.
Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.
Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.
Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.
Варианты ответа:
Первый день в новой школе
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
План-конспект урока, предназначенный для учащихся 5 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_svobodnuyu_temu.docx | 130.62 КБ |
samyy_sladkiy_den_v_godu.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение на свободную тему.
(конспект урока по русскому языку)
Тема: Сочинение на свободную тему.
Тип урока: урок развития речи (перерастающий в проектную деятельность).
Оборудование: тетрадь, доска, мел, медиапроектор, экран, электронная презентация, схема на карточках.
Подготовка к сочинению
Постановка домашнего задания
Работа над проектной деятельностью
1. Памятный день в школе.
2. Лучший день лета.
3 . Мой самый сладкий день.
Подготовка к сочинению на свободную тему.
написать сочинение, выбрав одну из тем.
1. Этот день был самым сладким в моей жизни.
2. Как я отметил свой День рождения.
3. Так закончился один из самых сладких дней.
План основной части:
1. Нежданное пробуждение.
2. Подготовка к торжеству.
3 . Приход гостей.
4. Долгожданный подарок.
5. Счастье от сладостей.
Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы.
2. Подготовка к сочинению.
Сегодня вы будете писать сочинение. Но для того, чтобы вы написали его на хорошую оценку, необходимо подготовиться.
Сочинение вы будете писать на одну из предложенных тем. Они представлены на доске:
1. Памятный день в школе.
2. Лучший день лета.
3. Мой самый сладкий день.
Как вы думаете, чем похожи данные темы сочинений?
Перед тем, как вы выберите понравившуюся тему, мы поговорим о каждой из них.
Зачем дети ходят в школу?
Нравится ли вам ходить в школу? Почему?
Какие дни в школе вам больше всего запомнились? Почему?
Попробуйте рассказать об одном из понравившихся дней по следующей схеме (дана на карточках):
1. С чего начался день?
2. Что интересного произошло в этот день, какие чувства вы испытывали при этом?
3 . Чем закончился день?
4. Повторялись ли такие моменты в будущем?
Посмотрите на экран. Здесь представлено сочинение ученика 9 класса про один день из его школьной жизни. (Учитель выразительно читает текст).
Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их?
Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых.
Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное.
Это был мой первый экзамен.
Что такое тема текста?
Какова тема данного текста?
Какие типы речи вы знаете?
Какой тип речи используется в данном случае? Объясните, почему вы так решили.
Из скольки частей состоит сочинение?
Найдите в предложенном тексте введение, основную часть и заключение.
О чем говорит введение сочинения?
Можно ли придумать другое заключение для данного сочинения?
Какие слова и выражения вы бы могли использовать в своем сочинении? (записать в тетрадь)
Расскажите, где и как вы отдыхали летом? Какой из дней отпуска вам больше всего запомнился? (используйте уже знакомый вам план)
Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.
1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3. Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.
Текст появляется на экране:
Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.
В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.
Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.
Так закончился один из летних дней моих каникул.
Составьте план данного сочинения, используя цитаты из текста (сколько абзацев, столько пунктов в плане).
Подумайте, о каком дне каникул вы бы написали. Какие пункты плана можно оставить неизменными?
Попробуйте составить свой план (можно пользоваться предыдущим).
Какие из пунктов можно было бы объединить?
Кто-нибудь знает, какой праздник отмечается 11 июля?
11 июля любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада. День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году. Это один из самых сладких дней в жизни Франции.
А у вас были такие дни, когда вы объедались сладостями?
В какие праздники это чаще всего происходит?
Это очень интересная тема для сочинения, но и самая сложная для написания. Разбирая первую тему, вы составляли свой текст на основе данного. Разбирая вторую тему, вы конструировали текст и составляли его план. Сейчас вам предстоит написать два плана. Первый план – план вашего сочинения. Посмотрите на тот, который вы составляли прежде и сформулируйте этот на его подобии. Второй план – это план основной части. Он необходим, чтобы четко и последовательно передать действия этого дня. Вам необходимо отметить следующие пункты:
1. Как начался день, что происходило до самого сладкого момента.
2. Когда и как у вас появились сладости.
3. Что случилось после получения сладкого вознаграждения.
(Примерные планы записаны на доске).
Данные темы сочинений объединены тем, что мы будем писать про один день из своей жизни.
Ученики делятся своим мнением, объясняют свою точку зрения.
Ученики формулируют свои ответы в соответствии с предложенным планом.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Тема: Первый экзамен в школе.
Три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Данный текст написан в форме повествования, так как ученик рассказывает о том, что произошло за один день. К тексту можно задать вопрос: ЧТО ПРОИЗОШЛО? Чаще всего в сочинении встречаются глаголы. Рассматривая текст, мы можем нарисовать несколько иллюстраций к нему.
Сочинение состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.
Введение: Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
Заключение: Это был мой первый экзамен.
Все остальное относится к основной части.
Введение позволяет нам узнать, о каком дне пойдет речь в этом тексте.
Ученики делают предположения.
Это был первый экзамен из десятка тех, которые еще стоит пережить.
Это был мой первый экзамен, а впереди еще целая жизнь, полная неизведанного.
Экзамен в школе пройден, а жизненный экзамен еще только начинается.
Ученики записывают в тетрадь: Самый памятный день в школе оказался…; до этого я никогда…; мне немного было страшно, но и интересно; утром я встал очень рано; теперь я знаю…
Самый памятный день в школе оказался день первого похода в школу в моей жизни.
1 сентября мы пошли на линейку. До этого я никогда не был на этом празднике. Мне немного было страшно, но и интересно: какой учитель у меня будет, смогу ли я выполнять все задания?
Утром я встал очень рано и стал проверять, все ли готово к празднику. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на линейку. Когда я увидел свою первую учительницу, то совсем не испугался. Она была очень доброй, постоянно улыбалась. В класс я зашел одним из первых.
Нас еще раз поздравили с тем, что мы стали первоклассниками. Посоветовали на уроках быть очень собранными и внимательными.
Это был мой первый день в школе, а впереди еще долгих одиннадцать лет.
Ученики делятся своими впечатлениями.
Правильное расположение предложений: 2, 5, 10, 3, 14, 7, 4, 13, 11, 9, 1, 12, 6, 8.
Первый и четвертый пункты плана подошли бы к любому сочинению.
Примерный план ученика:
1. Это лето я провёл весело и с пользой.
2. Я с родителями в Таиланде.
3. Время близится к вечеру.
4. Так закончился один из летних дней моих каникул.
Второй и третий пункты можно объединить.
Ученики отвечают, высказывают свои предположения.
Новый год и День рождения.
Примерные планы учеников.
1. Этот день был самым сладким в моей жизни.
2. Как я отметил свой День рождения.
3. Так закончился один из самых сладких дней.
План основной части:
1. Нежданное пробуждение.
2. Подготовка к торжеству.
3 . Приход гостей.
4. Долгожданный подарок.
5. Счастье от сладостей.
3. Постановка домашнего задания.
Дома в тетрадях для творческих работ написать сочинение на одну из предложенных тем. Тему необходимо выбрать самостоятельно.
4. Написание сочинения.
5. Работа над проектной деятельностью.
После того, как будут проверены сочинения и выставлены оценки, начинается работа над проектной деятельностью.
Ученики разбиваются на 3 группы (количество человек в группе не имеет значения) в зависимости от того, какая тема ими была выбрана. Группой ученики оформляют газету, выбирая лучшие сочинения и подбирая картинки, соответствующие теме. Выбирают тех учеников, которые будут представлять работу группы. Вместе пишут небольшую работу о том, почему ими была выбрана именно эта тема. (учитель помогает при необходимости)
6. Представление проектов.
На одном из уроков ученики представляют свои работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сочинение на свободную тему Урок развития речи
Темы для сочинений: Памятный день в школе. Лучший день лета. Мой самый сладкий день.
Памятный день в школе. Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни. 25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их? Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых. Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное. Это был мой первый экзамен.
Первое сентября Самый памятный день в школе оказался день первого похода в школу в моей жизни. 1 сентября мы пошли на линейку. До этого я никогда не был на этом празднике. Мне немного было страшно, но и интересно: какой учитель у меня будет, смогу ли я выполнять все задания? Утром я встал очень рано и стал проверять, все ли готово к празднику. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на линейку. Когда я увидел свою первую учительницу, то совсем не испугался. Она была очень доброй, постоянно улыбалась. В класс я зашел одним из первых. Нас еще раз поздравили с тем, что мы стали первоклассниками. Посоветовали на уроках быть очень собранными и внимательными. Это был мой первый день в школе, а впереди еще долгих одиннадцать лет.
Составьте текст: 1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3.Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.
Лучший день лета Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить. В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище. Так закончился один из летних дней моих каникул.
11 июля – день шоколада 11 июля любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада. День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году.
Планы сочинения: Общий план: 1. Этот день был самым сладким в моей жизни. 2. Как я отметил свой День рождения. 3. Так закончился один из самых сладких дней. План основной части: 1. Нежданное пробуждение. 2. Подготовка к торжеству. 3. Приход гостей. 4. Долгожданный подарок. 5. Счастье от сладостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Курить или не курить»( 7 класс)
Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему » Подготовка к сочинению-рассуждению «Курить или не курить». Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждени.
1. Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.2. Привить любовь к природе.
Кейс- метод и его использование при подготовке к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе
Для повышения качества образования необходимо использовать современные технологии , особенно при подготовке к сдаче ГИА. Одна из современных технологий — кейс-метод — позволяет последоват.
Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.
Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение.
Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны.
Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.
Подготовка к сочинению- рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович» Логический анализ темы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
2.Проверка домашнего задания
-Какие бывают предложения по интонации?(назвать,охарактеризовать,привести примеры).
Упр.156. Темы, требующие выразить свое личное отношение к тому, о чем пишешь: Здравствуй, родная школа!(побудит.)Веселый утренник. Почему мне интересно на уроке математики?(вопросит.)
Упр.157 составление и чтение сочинений.
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить главное и зависимое слово, написать вопросы,надписать , чем выражено главное и зависимое слово.
Место н..значения, б..сплатный пр..езд, капля д..ждя, сп..шат в лес,р..чное плаванье, пам..тник г..рою,развевался по в..тру, грет..ся возле б..тареи,имена героев, в..лейбольная пл..ща..ка, вид..т далеко, громко кашлять.
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы раскрывая скобки, в скобках указать вид предложения по цели высказывания
1.Ранняя ос..нь незаметно п..дкралась.
2. Почему ты (на)охоте ..хотиш..ся только на м..дведя?
3 Сложное з..дание нам дала наша учит..льница по ру. кому языку!
4. Не перех..дите д..рогу в неположенном месте!
5. Алеша в первой комн..те увид..л всякого родаст..ринную меб..ль: ре..ные стулья, кресла, столы и к..моды.
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить главное и зависимое слово, написать вопросы,надписать , чем выражено главное и зависимое слово.
Место н..значения, б..сплатный пр..езд, капля д..ждя, сп..шат в лес,р..чное плаванье, пам..тник г..рою,развевался по в..тру, грет..ся возле б..тареи,имена героев, в..лейбольная пл..ща..ка, вид..т далеко, громко кашлять.
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы раскрывая скобки, в скобках указать вид предложения по цели высказывания
1.Ранняя ос..нь незаметно п..дкралась.
2. Почему ты (на)охоте ..хотиш..ся только на м..дведя?
3 Сложное з..дание нам дала наша учит..льница по ру. кому языку!
4. Не перех..дите д..рогу в неположенном месте!
5. Алеша в первой комн..те увид..л всякого родаст..ринную меб..ль: ре..ные стулья, кресла, столы и к..моды.
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить главное и зависимое слово, написать вопросы,надписать , чем выражено главное и зависимое слово.
Место н..значения, б..сплатный пр..езд, капля д..ждя, сп..шат в лес,р..чное плаванье, пам..тник г..рою,развевался по в..тру, грет..ся возле б..тареи,имена героев, в..лейбольная пл..ща..ка, вид..т далеко, громко кашлять.
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы раскрывая скобки, в скобках указать вид предложения по цели высказывания
1.Ранняя ос..нь незаметно п..дкралась.
2. Почему ты (на)охоте ..хотиш..ся только на м..дведя?
3 Сложное з..дание нам дала наша учит..льница по ру. кому языку!
4. Не перех..дите д..рогу в неположенном месте!
5. Алеша в первой комн..те увид..л всякого родаст..ринную меб..ль: ре..ные стулья, кресла, столы и к..моды.
Списать, вставить пропущенные буквы, обозначить главное и зависимое слово, написать вопросы,надписать , чем выражено главное и зависимое слово.
Место н..значения, б..сплатный пр..езд, капля д..ждя, сп..шат в лес,р..чное плаванье, пам..тник г..рою,развевался по в..тру, грет..ся возле б..тареи,имена героев, в..лейбольная пл..ща..ка, вид..т далеко, громко кашлять.
Списать предложения, вставляя пропущенные буквы раскрывая скобки, в скобках указать вид предложения по цели высказывания
1.Ранняя ос..нь незаметно п..дкралась.
2. Почему ты (на)охоте ..хотиш..ся только на м..дведя?
3 Сложное з..дание нам дала наша учит..льница по ру. кому языку!
4. Не перех..дите д..рогу в неположенном месте!
5. Алеша в первой комн..те увид..л всякого родаст..ринную меб..ль: ре..ные стулья, кресла, столы и к..моды.
1) Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
2) Содержательная: закрепление способов действия при подготовке к сочинению-повествованию.
Образовательные:
выявить условия качественного написания сочинения-рассказа;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические, пунктуационные, речевые компетенции.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения парной работы;
развитие навыка самооценки, взаимооценки.
Воспитательные:
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.
Материальное обеспечение урока: компьютер, учебник, карточка с заданием, листы самооценки, карточки с критериями оценки сочинения и памятками-шаблонами.
Тип урока – урок рефлексии.
Планируемые результаты:
1) уважительное отношение к языку;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке и взаимооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1) овладение изучающим видом чтения;
2) умение воспроизводить прочитанный текст;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной письменной формах;
4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
4) владение орфографическими и пунктуационными компетенциями;
5) расширение знаний учащихся о построении текста типа речи повествование.
Виды работы, формы, методы, приемы
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу
Организовывают рабочее место.
Здороваются с учителем
Просмотр ролика-притчи, поиск решения задачи
Показывает ученикам ролик с притчей, задает вопросы:
— Какому отношению к жизни учит эта притча?
— Чем она может помочь на уроке?
Смотрят ролик, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами
Актуализация знаний и осуществление первичного действия
Анализ. Составление плана на основе изложенного материала.
1. Просит сформулировать цель сочинения
2. Просит прослушать выступление и проанализировать план, можно ли его использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии.
1. Формулируют основную цель сочинения.
Целеполагание, постановка проблемы, поиск путей решения проблемы
Формулирование темы, целей урока, задач (фронтально)
Дает задание: прочитать задание к упр. 157
Проводит параллель с ранее
Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока
Читают задание к упр. 157
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и образовательные цели урока
Мозговой штурм – составление шаблона (клише).
Поиск решения учебной задачи
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организовывает их обсуждение
Слушает, предлагает дополнения, уточняет
Работают с текстами сочинений, клише, памяткой
2. Закрепление знаний о структуре рассказа
Предлагает задание, консультирует,
Просит обобщить знания о рассказе, его структуре
Используя все памятки и клише, все изученное ранее, об основных затруднениях при написании рассказа, о требованиях к его содержанию и структуре.
Дежурный ученик проводят разминку
3. Составление основной части рассказа. Коррекция
Индивидуальная фронтальная парная
Предлагает задание (написание основной части сочинения на черновике), консультирует.
Предлагает обсудить 2 работы совместно, каждую работу в парах
Самостоятельно записывают, обсуждают, корректируют, делают выводы
4. Освоение требований к написанию сочинения
Организует самостоятельное написание сочинения
Создают текст сочинения
Просит сравнить цель и результат урока, сделать выводы.
Благодарит учеников за урок
Подводят итог урока, делятся мнением о своей работе на уроке
Учитель задает домашнее задание, комментирует
1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности
Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
2 этап урока. Актуализация знаний и осуществление первичного действия
2.1. Формулировка основной цели сочинения: написать рассказ о событии из личной жизни, которое осталось в памяти, потому что связано с чем-то важным, необычным, интересным
2.2. Анализ схемы, которую можно использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии и для составления плана.
Приблизительная схема сочинения
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?
2) Как всё происходило, в какой последовательности?
А) С чего всё началось?
Б) Как развивались события?
В) Чем они закончились?
3) Что и почему осталось в памяти?
Приблизительная схема сочинения
1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?
Этого события я никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!
Случай этот произошёл со мной.
Можно ли забыть такое происшествие?! Таких встреч со мной раньше никогда не было.
Всё начиналось как обычно.
2) Как всё происходило, в какой последовательности?
— С чего всё началось?
— Как развивались события?
— Чем они закончились?
Однажды, как-то раз, в один прекрасный день. ;
сначала, потом, после этого. ;
в конце концов, наконец.
3) Что и почему осталось в памяти?
Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что.
Ещё долго буду я вспоминать.
Задача — рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое):
Например, весёлое происшествие
Рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.
Интересная встреча
Рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.
Этапы решения проблемы
3.1. Ученики составили клише в тетради.
3.2. Ключевое слово – рассказать, т.е. составить рассказ.
-Теперь дадим определение рассказу, выделим главные особенности и структуру этого жанра.
Рассказ — это литературное произведение, в котором, как правило, речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев.
В рассказе выделяются 3 части:
Завязка – событие, с которого начинается действие, от которого зависит развитие последующих действий.
Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.
Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.
В рассказе могут быть вступление и заключение.
Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать.
В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке.
3.4. Задание: Сравните два сочинения пятиклассников на тему «Первый раз на ёлке». Получились ли у них рассказы? Сопоставьте данные тексты с клише в тетради памяткой о структуре рассказа.
Вопрос: Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение?
— Можно ли считать, что автор рассказывает о каком-то случае из своей жизни?
— Выделите случай, который лежит в основе рассказа.
— Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?
— Было ли смешно, когда читали рассказ?
— Достаточно ли полно раскрыто главное событие?
— Назовите структурные части рассказа.
3.6. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
3.7. Анализ 2-3 получившихся работ, зачитанных вслух.
3.8. Работа в парах: Взаимопроверка и обсуждение ее результатов.
3.9. Самостоятельное написание сочинения.
4. Рефлексия.
— Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.
Читайте также:
- Умножение на 9 и деление конспект
- План конспект веселые старты 5 класс
- Конспект своими словами про народы
- Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи составить план и выделить главную мысль
- Конспект урока носов метро 4 класс перспектива
Пример сочинения 1
Как-то мои родители сказали мне, что скоро у меня появится братик. Сначала, я немного расстроился, потому что не понимал, как это – родители станут меньше уделять мне внимания. Не мог понять, смогу ли я стать хорошим старшим братом. Когда у мамы постепенно стал расти животик, я начал свыкаться с этой мыслью, и к тому дню, когда мой братик появился на свет, я уже был готов взять на себя роль старшего.
Наконец-то наступил тот самый волнительный день, когда родился мой младший брат.
Рано утром мы с папой затеяли генеральную уборку. К нам на помощь пришла бабушка. Она помогла нам приготовить праздничный обед. Я стремился везде помочь, украсил вместе с папой комнату воздушными шарами, а бабушке помог почистить и порезать овощи. Когда все было готово, мы пошли в цветочный магазин. Там выбрали большущий, очень красивый букет, и направились в больницу забирать домой братика и маму.
Когда я увидел маму, я даже заплакал от радости. Братик крепко спал в конверте и показался мне очень забавным. Папа снимал нашу встречу на видеокамеру. Мама сияла от радости, а бабушка, то и дело, хлопотала над внуком. Мы долго фотографировались всей семьей, а после поехали домой. К нам пришли самые родные и близкие люди, чтобы поздравить нас с рождением малыша. Братику подарили много подарков. Конечно, это были полезные вещи – распашонки, бутылочки и прочие детские принадлежности.
Этот день надолго останется в моей памяти, как самый удивительный и волнующий момент.
С появлением братика, жизнь нашей семьи очень изменилась. Мы стали еще дружнее. Я всячески помогаю маме и папе по дому, играюсь с братиком и надеюсь, что у меня получится стать самым лучшим старшим братом. Я уже даже мечтаю, как мы будем ходить гулять всей семьей, как будем вместе играть в футбол. А еще, я обязательно буду помогать маме воспитывать и учить братика. Я надеюсь, что я смогу стать лучшим старшим братом в мире и мои родители смогут гордиться своими детьми.
Пример сочинения 2
У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день. Дорога к речке проходила через лес. В лесу красиво пели птицы. Солнышко согревало всю землю. На лужайках росли красивые цветы. Они очень сильно пахли. По дороге мы собирали чистотел и цветы цикория. Мы загадывали друг другу загадки и бегали наперегонки. Нам посчастливилось увидеть зайца, который очень быстро пробежал мимо нас. У нас сложилось ощущение, что он нас сильно боялся. Мы все весло посмеялись и отправились дальше.
Когда мы вышли к берегу, то перед нами открылся великолепной вид. Природа была очень красивой. Лучи солнца отражались на воде. Деревья создавали прохладу. Песок был очень горячим.
Много людей было на пляже в этот день. Все резвились и веселились. Мы тоже не стали терять время и сразу отправились купаться. Вода была теплой. Долго не хотелось выходить. После купания мы играли с мячом и загорали на пляже.
Пример сочинения 3
Одним из самых памятных в моей жизни стал день, когда я впервые пошел в школу. Мне очень хотелось туда попасть, потому что некоторые из моих друзей уже успели стать школьниками, и я тянулся за ними. Я долго фантазировал, как буду сидеть за партой, слушать учителя, научусь читать и писать.
Но когда этот день, наконец, настал, я испугался. Мама разбудила меня утром и сказала, что пора идти в школу; меня ждет новая форма и букет цветов для учительницы. Я ответил ей, что не хочу идти и лучше останусь дома. Мама очень удивилась, ведь она знала, как я хотел пойти в первый класс. Ей пришлось меня уговаривать и объяснять, что в этом нет ничего страшного, и я заведу в школе много
новых друзей.
Когда я подошел к школе, там уже было много людей, они все суетились и шумели. Потом нас построили в школьном дворе на линейке. Меня поставили в пару с девочкой Таней (мы с ней дружим до сих пор). Линейка была очень торжественной, директор поздравил всех с началом нового учебного года, старшие ребята исполняли песни, посвященные школьной поре. В конце по двору прошел одиннадцатиклассник, на плече которого сидела девочка и звонила в колокольчик. Это был мой первый звонок.
После окончания торжественной части нас отвели в класс. Оказалось, что он находится на втором этаже. Наша классная комната была большой и светлой, на подоконнике в горшках стояли цветы, а на стенах висели разные таблицы и карта мира. Учительница, Мария Анатольевна, рассадила нас за парты и стала проводить первый урок. Она рассказывала о нашей школе, о том, что мы будем изучать на протяжении первого учебного года. А затем предложила каждому представиться и рассказать о себе в двух-трех предложениях. После урока нам выдали книги и отпустили домой.
Сейчас я учусь уже в четвертом классе. Многое с тех пор изменилось, но свой первый день в школе я не забуду никогда.
Пример сочинения 4
Для меня, как и для многих других, самым памятным днём школьной жизни является первое сентября первого класса. Этот день – определённый рубеж: ты становишься чуть дальше от детства и чуть ближе к взрослой жизни. Это уже не детский садик, где ты постоянно под присмотром воспитателей, где тебя сразу успокаивают, если ты заплакал. В школе появляется определённая свобода и определённые обязанности, за неисполнение которых тебя штрафуют – ставят плохую отметку или вызывают родителей. Первое сентября первого класса запоминается на всю жизнь.
В свой первый класс я шёл весь при параде: тёмные брюки, изумрудный пиджак, белоснежная рубашка, начищенные до блеска ботинки и галстук, а в руках букет цветов для своей первой учительницы. По старой традиции во дворе школы прошла торжественная линейка. Было очень много людей: первоклассники, их родители с фотоаппаратами в руках, ученики других классов, педагогический состав школы. Директор и завучи сказали приветственные речи, а первоклассница на плече у старшеклассника дала первый в нашей жизни школьный звонок.
После линейки все разошлись по своим классам. Все радостно галдели, беседовали и смеялись. Потом наша учительница Галина Григорьевна провела первый в нашей жизни урок. Она попросила нас всех представиться, а затем стала рассказывать про школьную жизнь, чему нас будут обучать, кто нас будет обучать, какие правила следует соблюдать. Мы ловили каждое её слово. В конце урока Галина Григорьевна дала наш первый звонок с урока. А потом в класс внесли подносы с мороженым, мы его ели и рассуждали о новом для нас этапе жизни.
После школы родители повели меня в местный парк культуры и отдыха на аттракционы. Я катался на всём, на чём хотел, ел сладкую вату и прочие вкусности. Под конец дня мы зашли к бабушке с дедушкой, чтобы они могли полюбоваться внуком-первоклассником. Бабушка с дедушкой подарили мне яркую иллюстрированную энциклопедию, в которой, как мне тогда казалось, можно было найти абсолютно любую информацию. В дальнейшем у меня было много памятных школьных дней, уверен, что многое ещё впереди, но своё самое первое сентября я не забуду никогда. Мне хочется, чтобы школьные годы не заканчивались никогда.
Короткое сочинение:
Мне запомнился особо день на летних каникулах, когда мы всей семьей с палатками и на машине поехали на природу. Выехали мы ранним утром, было еще прохладно и я думала, что мы замерзнем, даже настроения никуда ехать не было.
Но когда папа привез нас в лес, где рядом было озеро с прозрачной водой, мое настроение сразу же изменилось.
Мы с папой разложили палатку, а мама и сестра раскладывали еду. Я думала, что палатку поставить намного проще, но оказалось, что это не так. Потом мы покушали и пошли купаться. Мы играли в мяч, купались, ловили рыбу, загорали и даже спали днем в палатке.
Было так весело, что вечером даже не хотелось уезжать. Мы просились у папы остаться на ночь, но он пообещал, что в следующий раз мы обязательно поедем на природу с ночевкой.
Это был самый памятный день на летних каникулах.