Конспект урока башкирские народные сказки

Цель: ознакомить учащихся с содержанием башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

Задачи:

Образовательные: тренировать навыки быстрого и правильного чтения, продолжить работу с кассой букв;

Развивающие: формировать умение обучающихся отвечать на вопросы учителя;

Воспитывающие: воспитывать интерес к пчеловодству, родному краю.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, рисунки, мед, одежда и инвентарь пчеловода.

Ход урока

Организационный момент.

-Доброе утро, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, прошу вас быть активными, открытыми и показать себя только с положительной стороны. Урок начнем с повторения алфавита.

2. Сообщение темы урока.

-На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим башкирскую народную сказку «Медведь и пчелы».

-Почему эту сказку мы называем башкирской народной сказкой? (Потому что сказку сочинил башкирский народ).

3. Объяснение новой темы.

А) Словарная работа

Б) Чтение сказки учителем.

В) Повторное чтение обучающихся.

4. Работа над содержанием сказки.

-Что любил есть медведь?

-Почему пчёлы не могли его ужалить? (Шерсть была длинная)

-Для чего медведю был нужен длинный и пушистый хвост? Отгонять пчёл)

-Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем? (Отрубил хвост)

-Забрал ли человек мёд у пчёл? Почему? 9пчёлам ничего не останется на зиму)

-О чём попросили пчёлы человека? (Чтоб человек взял их к себе)

-Как пчёлы отблагодарили человека? (собирают человеку мёд)

-Чему учит эта сказка? (На добро отвечать добром)

4. Закрепление пройденной темы.

Работа с рисунками.

-Ребята, вот вам рисунки. Вам нужно расположить их по порядку.

5. Работа со слоговыми таблицами.

— Ребята. Назовите главных героев этой сказки.

Пчелы, медведь, человек.

Ильнару и Владу индивидуальные работы.

Лилианна переписывает 2 абзац.

6. Физминутка.

Пчелки гудят,

В поле летят. (Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з»)

Покружились над цветком (Кружатся на месте)

И присели за медком. (Опускаются на корточки возле цветка)

Набирают сладкий сок (Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку):

Наши пчелки в хоботок(Два соединенных трубочкой кулачка)

Взвились, загудели, (Встают, начинают размахивать руками)

Домой полетели (Бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).

Вот и прилетели. (Занимают свои места)

7. Воспитательная тема.

-2022 год В.В.Путиным объявлен Годом культурного наследия народов России. Я считаю, что пчеловодство является частью культурного наследия нашего народа, нашей республики. Мы все знаем, как ценится башкирский мёд. В сказке «Медведь и пчелы» говорится о человеке и пчелах, думаю, именно с тех времен берет свое начало пчеловодство. Поэтому сегодня вам расскажу об особенностях пчеловодства. Работа по слайдам.

-Ознакомление детей с семьёй Виговских.

Вывод: при желании любой человек может стать пчеловодом, но для этого нужно любить живую природу, пчел, и быть очень старательным, трудолюбивым.

-Выступление пчеловода.

— А теперь, ребята, я хочу вам показать настоящий башкирский мед. Посмотрите очень внимательно, в чем видите различия?

-Мёд какой на вкус? (Сладкий, ароматный)

Ребята, мед только вкусный? (Нет, он еще полезный, лечит от разных болезней.)

-Когда больше всего употребляете мед?

-За такой полезный мёд кого мы должны поблагодарить?

8. Рефлексия

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

9. Домашняя работа: пересказ сказки, беглое чтение, нарисовать рисунок, разукрашивать рисунки.

10.Выставление оценок.

Конспект занятия на тему:
«Путешествие по башкирским народным сказкам»

Программное содержание: вызвать у детей интерес к сказочным персонажам. Уточнить знания детей по башкирским сказкам. Выявить умение мотивировать свои ответы, отгадывать загадки. Развивать двигательную активность детей. Формировать чувство товарищества, умение подчиняться общим правилам. Развивать умение детей согласовывать слова песни с движениями, точно передавать мелодию песни, петь чисто.

Оформление и оборудование: Вдоль центральной стены расположены предметы башкирского быта. Фон с записью звучания курая, различными башкирскими мелодиями.

Предварительная работа:

  • Чтение детям башкирских сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медведя в гостях»
  • Охарактеризовать героев, выделить идейное содержание и национальное своеобразие.
  • Рисование с детьми персонажей этих сказок.
  • Продолжать знакомить с башкирскими подвижными играми: «Стрелок», «Медный пень».
  • Использовать загадки о животных.

Ход занятия:

Восп. Ребята к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся

Здравствуй, солнце золотое,

— Здравствуй, небо голубое,

— Здравствуй, вольный ветерок,

— Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!

Восп. А сейчас мы поздороваемся ещё и с нашими пальчиками по башкирски:

Был бармак- олатай           этот пальчик -дедушка

Был бармак- өлөсәй           этот пальчик — бабушка

Был бармак — атай              этот пальчик -папочка

Был бармак — әсәй              этот пальчик- мамочка

Был бармак – бәләкәй       этот пальчик – наш малыш

Уның исеме- бәпәс.            А зовут его крепыш

Восп. Ребята, вы знаете, сегодня утром, когда я пришла в группу, у меня на столе лежал странный конверт. Кто бы мог его нам прислать? Давайте вместе его откроем и посмотрим, что там? Ой, ребята, что это? Какие – то рисунки? А вот и письмо, давайте прочитаем его:

«Здравствуйте ребята, пишет вам неизвестный художник-сказочник. Мне во сне приснились странные сказки и утром я решил нарисовать к ним иллюстрации. А названия сказок , то я не знаю. Очень вас прошу мне помочь в этом сложном деле.

Всегда ваш друг художник-сказочник Фантазёров Кащей Борисович».

Восп. ребята. Давайте рассмотрим иллюстрации этих сказок, к каким сказкам они были нарисованы.

Дети перечисляют сказки: «Лиса- плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медведя в гостях»

Восп. да, вы правы. Ребята, помогите мне вспомнить какого народа эти сказки?

Дети сказки башкирского народа.

Восп. Давайте мы с вами сегодня поближе познакомимся с этими сказками, поиграем с ними. Давайте устроим соревнования между двумя командами (дети делятся на 2 команды и рассаживаются).

А наши гости будут жюри.

Конкурс 1 «Придумай название команды, связанные с башкирскими сказками»

1 команда

2 команда

Оценка жюри

Конкурс 2 «Отгадай загадки»

1. Посмотри Алык идёт,

Уши навострил, ревёт (медведь)

2. Куцый хвост, большие уши

Летом серый, зимой белый (заяц)

3. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)

4. Дышать может — да безголос.

Шкурка есть – да без волос,

Из колючек его дом,

Он живёт всю зиму в нём. (ёж)

Оценка жюри.

Восп. посмотрите жюри, какие у нас ребята молодцы, все загадки отгадали.

Конкурс 3 «Отгадай, из какой сказки»

Восп. я вам буду читать отрывки из сказок, а вы постарайтесь отгадать, что эта за сказка.

Оценка жюри.

Конкурс 4 «Изобрази персонажей сказки»

1 команда показывает лису.

2 команда медведя.

Оценка жюри.

Конкурс 5 «Нарисуй персонажей башкирских сказок»

Рисунки детей.

Оценка жюри.

Восп. ребята, а вы не устали? Я предлагаю поиграть в башкирские народные игры.

Первая игра «Стрелок»

Восп. выбираем стрелка из одной команды, а затем из другой. Стрелок встаёт в центр круга и бросает мяч в детей. В кого мяч попадает, выходит из игры. Используем нашу считалку:

Как-то раннею весной,

На полянке на лесной Собрались друзья в кружок

И делили пирожок:

Бер кусок, ике кусок.

Эт, буре, тульке, бесей.

Подели его скорей

Ты на всех своих друзей!

Ат, арслан, куян, аю.

Начинай игру свою.

Восп. Но мы с вами знаем ещё одну игру «Медный пень». И приглашаем наших гостей с нами поиграть.

Играющие парами разбегаются по кругу дети изображающие медные пни сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей сидящих, на стульях, как бы выбирая себе пень. По окончании музыки останавливается около пары и говорит: «я хочу у вас спросить: можно ль мне ваш пень купить? А хозяин отвечает: «коль джигит ты удалой медный пень тот будет твой». После этих слов хозяин и покупатель выходят из круга, встают за выбранным пнем, друг к другу спиной и на счёт 1,2,3-беги, разбегаются в разные стороны. Добежавший встаёт за пень.

Жюри подводит итоги и выявляет победителя.

Раздаётся телефонный звонок. Восп. извиняется и разговаривает:

Восп. алло, здравствуйте, а кто это говорит? Ой, извините, я вас сразу не узнала. Вы хотели узнать, справились ли мы с вашим заданием?

Ребята это звонит наш с вами художник- сказочник Фантазёров Кащей Борисович, он спрашивает, удалось ли нам узнать героев сказок изображённых на иллюстрациях. Давайте расскажем с чего всё началось.

Дети рассказывают: что мы делали пальчиковую гимнастику на русском и башкирском языках, затем читали то, что находится в концерте. Узнали персонажей башкирских сказок. А затем были различные конкурсы, играли в подвижные башкирские игры.

Восп. говорит по телефону: Кащей Борисович вы слышали все наши ответы. Мы смогли вам помочь?

Восп. Ребята, Кащей Борисович вас похвалил и сказал, что в группе вас ждёт небольшой сюрприз. А напоследок давайте станцуем башкирский танец.

Танцуем танец, прощаемся с гостями и уходим.

Конспект занятия на тему:
«Путешествие по башкирским народным сказкам»

Программное содержание: вызвать у детей интерес к сказочным персонажам. Уточнить знания детей по башкирским сказкам. Выявить умение мотивировать свои ответы, отгадывать загадки. Развивать двигательную активность детей. Формировать чувство товарищества, умение подчиняться общим правилам. Развивать умение детей согласовывать слова песни с движениями, точно передавать мелодию песни, петь чисто.

Оформление и оборудование: Вдоль центральной стены расположены предметы башкирского быта. Фон с записью звучания курая, различными башкирскими мелодиями.

Предварительная работа:

  • Чтение детям башкирских сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медведя в гостях»
  • Охарактеризовать героев, выделить идейное содержание и национальное своеобразие.
  • Рисование с детьми персонажей этих сказок.
  • Продолжать знакомить с башкирскими подвижными играми: «Стрелок», «Медный пень».
  • Использовать загадки о животных.

Ход занятия:

Восп. Ребята к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся

Здравствуй, солнце золотое,

— Здравствуй, небо голубое,

— Здравствуй, вольный ветерок,

— Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую!

Восп. А сейчас мы поздороваемся ещё и с нашими пальчиками по башкирски:

Был бармак- олатай           этот пальчик -дедушка

Был бармак- өлөсәй           этот пальчик — бабушка

Был бармак — атай              этот пальчик -папочка

Был бармак — әсәй              этот пальчик- мамочка

Был бармак – бәләкәй       этот пальчик – наш малыш

Уның исеме- бәпәс.            А зовут его крепыш

Восп. Ребята, вы знаете, сегодня утром, когда я пришла в группу, у меня на столе лежал странный конверт. Кто бы мог его нам прислать? Давайте вместе его откроем и посмотрим, что там? Ой, ребята, что это? Какие – то рисунки? А вот и письмо, давайте прочитаем его:

«Здравствуйте ребята, пишет вам неизвестный художник-сказочник. Мне во сне приснились странные сказки и утром я решил нарисовать к ним иллюстрации. А названия сказок , то я не знаю. Очень вас прошу мне помочь в этом сложном деле.

Всегда ваш друг художник-сказочник Фантазёров Кащей Борисович».

Восп. ребята. Давайте рассмотрим иллюстрации этих сказок, к каким сказкам они были нарисованы.

Дети перечисляют сказки: «Лиса- плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медведя в гостях»

Восп. да, вы правы. Ребята, помогите мне вспомнить какого народа эти сказки?

Дети сказки башкирского народа.

Восп. Давайте мы с вами сегодня поближе познакомимся с этими сказками, поиграем с ними. Давайте устроим соревнования между двумя командами (дети делятся на 2 команды и рассаживаются).

А наши гости будут жюри.

Конкурс 1 «Придумай название команды, связанные с башкирскими сказками»

1 команда

2 команда

Оценка жюри

Конкурс 2 «Отгадай загадки»

1. Посмотри Алык идёт,

Уши навострил, ревёт (медведь)

2. Куцый хвост, большие уши

Летом серый, зимой белый (заяц)

3. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт (лиса)

4. Дышать может — да безголос.

Шкурка есть – да без волос,

Из колючек его дом,

Он живёт всю зиму в нём. (ёж)

Оценка жюри.

Восп. посмотрите жюри, какие у нас ребята молодцы, все загадки отгадали.

Конкурс 3 «Отгадай, из какой сказки»

Восп. я вам буду читать отрывки из сказок, а вы постарайтесь отгадать, что эта за сказка.

Оценка жюри.

Конкурс 4 «Изобрази персонажей сказки»

1 команда показывает лису.

2 команда медведя.

Оценка жюри.

Конкурс 5 «Нарисуй персонажей башкирских сказок»

Рисунки детей.

Оценка жюри.

Восп. ребята, а вы не устали? Я предлагаю поиграть в башкирские народные игры.

Первая игра «Стрелок»

Восп. выбираем стрелка из одной команды, а затем из другой. Стрелок встаёт в центр круга и бросает мяч в детей. В кого мяч попадает, выходит из игры. Используем нашу считалку:

Как-то раннею весной,

На полянке на лесной Собрались друзья в кружок

И делили пирожок:

Бер кусок, ике кусок.

Эт, буре, тульке, бесей.

Подели его скорей

Ты на всех своих друзей!

Ат, арслан, куян, аю.

Начинай игру свою.

Восп. Но мы с вами знаем ещё одну игру «Медный пень». И приглашаем наших гостей с нами поиграть.

Играющие парами разбегаются по кругу дети изображающие медные пни сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей сидящих, на стульях, как бы выбирая себе пень. По окончании музыки останавливается около пары и говорит: «я хочу у вас спросить: можно ль мне ваш пень купить? А хозяин отвечает: «коль джигит ты удалой медный пень тот будет твой». После этих слов хозяин и покупатель выходят из круга, встают за выбранным пнем, друг к другу спиной и на счёт 1,2,3-беги, разбегаются в разные стороны. Добежавший встаёт за пень.

Жюри подводит итоги и выявляет победителя.

Раздаётся телефонный звонок. Восп. извиняется и разговаривает:

Восп. алло, здравствуйте, а кто это говорит? Ой, извините, я вас сразу не узнала. Вы хотели узнать, справились ли мы с вашим заданием?

Ребята это звонит наш с вами художник- сказочник Фантазёров Кащей Борисович, он спрашивает, удалось ли нам узнать героев сказок изображённых на иллюстрациях. Давайте расскажем с чего всё началось.

Дети рассказывают: что мы делали пальчиковую гимнастику на русском и башкирском языках, затем читали то, что находится в концерте. Узнали персонажей башкирских сказок. А затем были различные конкурсы, играли в подвижные башкирские игры.

Восп. говорит по телефону: Кащей Борисович вы слышали все наши ответы. Мы смогли вам помочь?

Восп. Ребята, Кащей Борисович вас похвалил и сказал, что в группе вас ждёт небольшой сюрприз. А напоследок давайте станцуем башкирский танец.

Танцуем танец, прощаемся с гостями и уходим.

Актуализация знаний

Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе

Постановка учебной задачи

— Кстати, ребята, с какими сказками мы знакомились на прошлых уроках?

— У них есть автор?

(Слайд №1-2)

— Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказкам. Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому жанру.

— Вопросы, на которые я вас просил ответить на прошлом занятии, мы проверим по ходу урока.

— В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос: К чему нас учат сказки?

Ответы детей на вопросы учителя (Это один из древних жанров башкирского народного творчества).

Обобщение и систематизация знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказок.

Гимнастика для глаз перед чтением отрывков из сказки

Цель: подготовить учащихся к чтению текста учебника

Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус

Контроль усвоения знаний

1.- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказок.

Молодцы!

(Слайды №3-4)

— Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказок по моим словам.

(Слайды №5-6 – «Узнай героя сказок»).

Справились с заданием!

2.Вопросы по текстам.

— Давайте вернемся к сказкам о животных.

— Какой герой у нас глупый, а кто у нас хитрая?

— Как обманула лиса медведя («Лиса и медведь»)?

— Как собака поняла, что волк, медведь и лев – слабые и трусливые, что нет на свете никого сильнее человека («Как собака нашла себе хозяина»)?

(Слайды №7-8)

— Переходим к волшебным сказкам.

— Мы с вами читали сказку «Волшебное кольцо».

— Давайте найдем в тексте описание как егету досталось волшебное кольцо, но перед этим надо подготовить наши глаза к чтению.

Гимнастика для глаз.

Работа с текстом сказки в учебнике

Поиск и чтение

( стр.66-70)

-Какому охотнику пошел егет в гости?

— Почему именно кольцо взял егет?

— Как кольцо помогало егету в его житейских делах ?

Кто украл кольцо и как собака с кошкой сумели вернуть егету кольцо?

Молодцы!

Беседа о бытовых сказках.

Какие сказки называются бытовыми?

— К чему научился Аминбек?

— Кто помог Аминбеку стать правителем города?

(Слайды 9)

Чтение по ролям («Богатырские сказки»)

— Встал Акъял-батыр, подошел к человеку и спрашивает: — Эй, человек, кто ты и что делаешь здесь? (стр.89)

-Подошли батыры к человеку и спрашивают его: — Егет , что ты делаешь? (стр.90)

— Вдруг слышит – кто-то стучится в дверь. – Кто там? – спрашивает Урман-батыр. (стр.90)

-Давайте на время оставим наших героев одних, так как пришло время физкультминутке.

Физкультминутка

— Вспоминаем шуточные сказки

— Какая сказка изображена на слайде? («Алдар и шайтан»)

(Слайд 10-13)

А теперь мы возвращаемся к главному вопросу нашего урока:

К чему нас учат сказки?

Молодцы, ребята!

Мы ответили на главный вопрос нашего урока, и кажется, урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовали герои сказок и они прощаются с нами.

Вывод урока:

— У наших сказок счастливый конец, как, и во всех сказках: добро побеждает зло. По своему содержанию народные сказки делятся на: 1) богатырские (о подвигах батыров); 2) бытовые (о жизни народа, его повседневных трудах и заботах); 3) о животных (которые наделяются обычно качествами людей: хитростью, добротой, глупостью, умом, храбростью, трусостью и т д.); 4) шуточные сказки проникнуты добродушным юмором , в них обычно говорится о глупцах, которые вызывают смех.

Дети перечисляют героев (Лиса, медведь, воробей, собака; старик, старуха, егет, Аминбек, Акъял-батыр, Урман-батыр, Тау-батыр, два лентяя и т.д.)

Учитель читает слова героя и дети должны угадать этого героя.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы учителя (стр.67)

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.

Чтение учащимися отрывка «по цепочке» с последующими ответами на вопросы

Учащиеся с помощью стрелок находят правильные ответы

Учитель читает вопросы, а дети находят ответ и читают.

Рассказ по рисункам

Ответы детей. Варианты ответов детей

Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании

В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам следующее: каждому из вас в сказках понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию. Мы соберем рисунки в одну электронную книгу, которые вы, ребята, сами озвучите, и полученную сказку мы преподнесем в подарок нашим маленьким друзьям из начальной школы.

Выставление оценок за урок. Поощрение учащихся, особенно отличившихся во время урока.

До свидания, урок окончен!

Учащиеся выбирают любимый эпизод сказок, рисуют к нему иллюстрацию

  • Конспект урока алексин домашнее сочинение 6 класс
  • Конспект урока 8 класс сочинение на тему чудный собор упр 102
  • Конспект урока 6 класс сочинение по картине хузина у окна
  • Конспект урока 5 класс сочинение памятный день
  • Конспект урока 5 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях события и герои