Урок 23
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»
Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»; обучать правильному чтению стихов, написанию сочинения-миниатюры; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Слайд 1
(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст на карточке или на доске и показывают его в движении.)
Улетают, улетели…
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
— Найдите красивые слова в стихотворении. (Лист качается узорный в синей луже.)
— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)
— С каким чувством улетают птицы? (Нетерпеливым.)
III. Работа по теме урока
1. Чтение стихотворения «Листья»
— Сегодня мы ознакомимся еще с одним стихотворением, которое называется «Листья».
(После чтения стихотворения на с. 63 учитель выдерживает паузу.)
2. Работа над текстом
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие чувства вы испытывали при чтении?
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)
— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)
— Приведите примеры, доказывающие это. (Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лучами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и просят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.)
— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)
— Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?
(Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)
В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер — как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)
— Кого они просят о помощи? (Ветры.)
— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умоляя сделать это.)
— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)
— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)
3. Самостоятельное чтение стихотворения
— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
4. Выразительное чтение стихотворения
— Чье чтение вам больше всего понравилось? (Высказывания детей.)
IV. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
V. Продолжение работы по теме урока
— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)
— Вам захотелось узнать об этом поэте? (Конечно.) (Учитель или хорошо подготовленные ученики рассказывают о Ф.И. Тютчеве. Фоном звучит классическая музыка.)
VI. Проверка домашнего задания
— А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и научились его читать. (Дети читают наизусть.)
— Послушайте стихотворение.
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Желтый листик подружился с ветерком,
Все кружатся и играют под окном.
А когда веселый ветер улетал,
Желтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живет всю зиму у меня.
О. Чусовитина
— Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С каким произведением познакомились на уроке?
— Кто автор этого стихотворения?
— Захотелось ли вам прочитать другие стихи Ф. Тютчева?
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения. Выполнить задание 4 на с. 63.
бюджетное общеобразовательное государственное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кузнецова Г.И.
д.Баландаево муниципального района Шенталинский Самарской области
Урок по литературному
чтению в 3 классе
Тема: Ф. И. Тютчев. «Листья»
Учитель начальных классов: Никитина Л.П.
2016-2017 учебный год
Литературное чтение, 3 класс
Автор: учитель начальных классов первой категории
Никитина Л. П.
Тема урока: Ф. И. Тютчев «Листья»
(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)
Никитина Людмила Петровна
учитель начальных классов первой категории
ГБОУ ООШ д.Баландаево
муниципальный район Шенталинский
Самарской области
Технологическая карта
ДАТА: 11.10. 2016
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: филология
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний
ФОРМА УРОКА: урок—исследование
УЧИТЕЛЬ: Никитина Людмила Петровна
КЛАСС: 3
УМК: «Школа России», «Литературное чтение»
Уровень: базовый
ТЕМА УРОКА: Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение—миниатюра «О чем
расскажут осенние листья»
ЦЕЛЬ: создать условия для проведения анализа поэтического произведения на
основе изучения стихотворения Ф. И.Тютчева «Листья».
Подвести детей к пониманию, что выразить красоту природы можно
разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о Ф.И.Тютчеве.
2. Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать.
3. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и
природой.
4. Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение
анализировать, обобщать.
5. Развивать умение работать в группе, паре, умение помогать друг другу.
6. Воспитывать гуманную, творческую личность.
7. Воспитывать уважение и любовь к природе, к родному краю.
8. Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему
здоровью.
9. Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физкультминутки.
10. Частая смена видов деятельности учащихся.
Планируемые результаты
—научить работать над техникой и выразительностью чтения;
—развивать воображение, логическое мышление;
—обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы,
—использовать речевую ритмику для развития речи, фантазии
школьников.
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников;
— способствовать формированию способности к самостоятельной
познавательной деятельности;
— способствовать привитию этических норм (сотрудничество, взаимопомощь)
на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
—формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через
знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать
успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
— развитие критического мышления.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов
обучения:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока;
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что
сказать вначале, а что потом);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке, объективно относиться к своим
успехам/неуспехам.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;
находить и выделять под руководством учителя необходимую
информацию из иллюстраций;
понимать таблицы, передавая содержание таблицы в словесной форме;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных
признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно—следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа и
синтеза.
Коммуникативные:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо
общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой
работы , распределять функции в группе при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
обучения
— формирование умения применять полученные теоретические знания в новых
практических условиях
Предметные результаты
— познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»;
— развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать
наблюдаемые объекты;
— обогатить словарный запас детей;
— формировать навык построения высказывания, последовательно выражать
свои мысли, выстраивать собственные тексты сочинений, и грамотно их
записывать.
ТЕХНОЛОГИИ: на уроке используется системно—деятельностный подход,
проблемное изложение материала.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
—документ – камера;
—интерактивная доска;
—система контроля и мониторинга и качества знаний PROGlass;
—ноутбук учителя;
—выставка книг.
Учебные пособия:
Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение:
учебник: 3 класс, 1 часть
Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь.
Межпредметные связи:
—информатика;
—литературное чтение;
—окружающий мир;
— изобразительное искусство.
—русский язык
Формы работы:
—фронтальная (Ф);
—индивидуальная(И);
—в паре(П);
—в группе(Г).
Технология изучения темы
1. Самоопределение к деятельности
(целеполагание)
Организационный этап.
Цель:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
— А что значит быть активным?
Проверяют готовность к уроку, необходимые принадлежности.
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими
внутренних потребностей к построению нового знания
Подготовка к первичному восприятию.
(У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II –
хвойных деревьев.)
Я пришла к вам на урок с удивительными букетами.
— Из чего составлены эти букеты?
—А что хорошего в одном и в другом букете?
— Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?
Такой яркий букет можно собрать только осенью! Какие ассоциации возникают
у вас, когда говорят ОСЕНЬ? (Ответы детей)
Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним
из самых известных произведений является «Осень» итальянского композитора
Антонио Вивальди . Давайте насладимся этой замечательной музыкой.
Слайд №2-7— и музыка
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осенние листья
особенно красивые. Летом они были зеленые, а теперь превращаются в желтые, красные,
оранжевые, бордовые и коричневые цвета. Бывает так, что на одном и том же дереве каждый
лист окрашивается по—разному.
Листья тополя покрываются мелкими пятнышками, которые похожи на веснушки на лице
человека. У клена листья похожи на зонтики. Они становятся сначала желтыми, как лимон, а
потом вообще коричневыми. Листья каштана осенью напоминают золотые звезды с
бордовой окаемкой, которые падают с неба и устилают землю шуршащим ковром. Особенно
красивый цвет осенью у тонких и нежных листьев ясеня – ярко—желтый. К сожалению, они
опадают очень быстро, раньше, чем с других деревьев. А у липы листья похожи на сердечки,
только не красные, а желтые. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз,
все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного
дуновения ветерка они начнут тут же звенеть. Скоро они начнут падать на землю. Что может
быть красивее чем ковёр из разноцветных листьев? Как же приятно просто ходить или бегать
по нему. И сразу наступает хорошее настроение. Так и хочется поваляться в листьях. Тёплые
дни вначале осени называют «бабьим летом». Ярко светит солнце и даже не верится, что уже
осень.
—Ребята, как вы думаете, а для чего я принесла букеты в класс? (-Дети
дают свои варианты ответов) Форма работы (Ф)
Художники пишут картины, композиторы – музыку, поэты пишут стихи.
— Да, многие русские поэты посвящали свои стихи осени. Пушкин, Есенин,
Плещеев.
— Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича
Тютчева, которое написано от имени листьев лиственных деревьев. Оно так и
называется «Листья».
— Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем
знаете? Слайд №8
— Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как
вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал,
восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой
организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать
и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это
увидим.
Работа над стихотворением «Листья».
Фоносопровождение (Учительский ноутбук).
Федор Иванович Тютчев
«Листья»
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О, буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим.
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Проверка первичного восприятия.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Скажите, какое время года описывает поэт?
— Что особенно запомнилось?
— Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
— Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?
Форма работы (Ф)
Словарная работа.
Цели: формировать навык выборочного чтения.
—утвердить значимость и ценность каждого слова
— В стихотворении есть строки:
Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели – зефиры ушли. Кто такие
Зефиры?
Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)
В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров.
Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог
Борей, а теплый и мягкий западный ветер — как бог Зефир. В разговоре можно
было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем
слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о
теплом западном ветре.
— Скорей нас сорвите с докучных ветвей. Это какие ветви? (Надоедливые,
наводящие скуку).
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения,
обсуждение.
Анализ стихотворения.
Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения
— формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно
относиться к каждому слову в лирическом произведении
— От чего имени написано это стихотворение?
– Какими вам показались листья?
– О чем они мечтают?
– Почему они хотят улететь вместе с ветрами?
— С каким настроением улетают листья?
— К чему призывают листья буйный ветер?
— Какие чувства у вас вызывает осень?
– Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада
облетают с деревьев листья. Слайд №9-11
– Что вам напоминает их полет?
О чём шепчутся осенние листья?
(-Дети дают свои варианты ответов) Форма работы (Ф)
Работа в парах
—Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или
медленный.
— Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы,
логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятку.
(Документ – камера)
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
—Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои
замечания.
Самостоятельная работа с самопроверкой. Форма работы (П)
Интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный
опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно
или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.
— Ещё в начале урока у вас осень вызвала разные настроения – это прекрасно.
Ведь каждый чувствует осень по—своему, у каждого она своя. Вы услышали
музыку и стихотворение. И пока вы не расплескали свои чувства, я предлагаю
вам подготовиться к написанию небольшого сочинения об осени.
— А для этого вы поработаете группами. Каждый ряд – это группа, которая
получит свое задание.
Работа в группах
1 группа
—Какого же цвета можно увидеть осеннюю листву?
2 группа
— А вы наблюдали, как падают листья? Одни стремительно, камнем, вниз,
другие медленно, покачиваясь из стороны в сторону, третьи то за ветку
зацепятся, то за другую, будто стараются подольше задержаться на дереве.
Подберем слова, которые будут передавать действия листьев.
3 группа
— Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок,
листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые,
протягивая свои корявые ветви, будто хотят вернуть солнце, дождь, слякоть. О
чем же могут нам рассказать листья?
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ Слайд №13
РОЛИ В ГРУППЕ
1 группа —Зелёные, красные, жёлтые, оранжевые. Слайд №14
2 группа — Падают, летят
— Кружатся, сыплются, танцуют
— Шуршат, шепчут, разговаривают
— Вальсируют, их тревожит ветерок, бегут, прощаются с летом
Слайд №15, 16
3 группа —О прекрасном лете,
— о пении птиц … Слайд №17 Форма работы (Г)
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение
Рефлексия деятельности
(итог урока)
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
— Каждому осень открывает свои секреты по—особому, каждый замечает в осени
что—то свое. Скажите, с помощью каких средств люди выражают свои чувства к
осени?
– Какой вопрос задали в начале урока?
– Какое новое знание открыли?
— Сейчас мы закончим наше путешествие в осень. И вам останется дома
переложить свои чувства на бумагу, написав небольшое сочинение с опорой на
те знания, что вы вынесли с урока
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель
и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование
Рефлексивная деятельность
Самооценка ученика ( с системой PROGlass)
Учитель. Вам было интересно на уроке? Выберите ваше настроение на уроке.
Обобщение — На партах листы с заданием.
Допишите слова. Форма работы (И)
О чём расскажут осенние листья.
Вот и наступила осень! Заметно похолодало, солнце светит реже. Под
ногами шуршат осенние листья.
Каждый листик по—своему красив! Какие они разноцветные — ___________,
__________, _________, ___________. В тихую погоду листочки падают
___________, __________, __________, но стоит зашуметь ветру, так они
начинают танцевать, кружиться в осеннем вальсе!
Осенний листопад напоминают нам об ушедшем лете, о веселых тёплых,
радостных летних днях, которые так быстро пролетели…. Листочки шепчут и
рассказывают нам _______________________________________________
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Домашнее задание:
Каждый ребёнок получает лист с основой сочинения
Теперь вы готовы поделиться чувствами. Для этого дома на красиво
оформленном листе вы напишите сочинение, воспользовавшись опорой и
материалами, подобранными в группах. Слайд №18—22
Приложение 1.
Памятка.
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
Приложение 2.
Листы с заданием.
О чём расскажут осенние листья.
Вот и наступила осень! Заметно похолодало, солнце светит реже. Под
ногами шуршат осенние листья.
Каждый листик по—своему красив! Какие они разноцветные — ___________,
__________, _________, ___________. В тихую погоду листочки падают
___________, __________, __________, но стоит зашуметь ветру, так они
начинают танцевать, кружиться в осеннем вальсе!
Осенний листопад напоминают нам об ушедшем лете, о веселых тёплых,
радостных летних днях, которые так быстро пролетели…. Листочки шепчут и
рассказывают нам _______________________________________________
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Тема : « Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»»
Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»; обучать правильному чтению стихов, написанию сочинения-миниатюры; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: презентация, ноутбук, мультимедийная установка, экран, УМК «Школа России» учебник «Литературное чтение» 1 ч.,3 класс, аторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Просвещение, 2013 г.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося Формирование УУД |
I.Организационный момент Цель : активизация учащихся |
Проверка готовности к уроку. Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей. Слайд 1,2 |
Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II. Пятиминутка чтения. Цель : формирование навыка беглого чтения |
-Урок мы начинаем с пятиминутки свободного чтения. Слайд 2 |
Учащиеся читают «жужжащим» чтением дополнительную литературу |
II. Актуализация опорных знаний. Цель : Речевая разминка. |
Учитель поёт куплет из песни (возможно включение фонограммы). Листья жёлтые Учитель: О каком времени года поётся в песне? Учитель: Кто главный герой песни? Слайд 3 |
Познавательные УУД Ученики: Об осени. Ученики: Осенние листья. |
V. Проверка домашнего задания Цель: — развивать творческие способности каждого ученика. |
— А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и научились его читать. |
Дети читают наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» -Учились планировать свое выступление; |
VI. Целеполагание и мотивация Цель : мотивировать учащихся на умение анализировать лирическое произведение |
Учитель: Осень… Прекрасное время года … Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья” и услышим музыку о настроении осени. — Что вы уже знаете о Ф.Тютчеве? (слайд 4) Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является “Октябрь” из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского “Времена года”. Насладимся этой замечательной музыкой Когда слушаете музыку сядьте удобно, плечики расправьте. -Какое настроение у вас возникло после услышанной музыки? |
Сообщение учащихся: Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы. . |
VII.Физкультминутка |
Муз.физминутка |
Под музыку дети выполняют движения за героями слайдов |
VIII . Работа по теме урока. 1. Первичное восприятие текста Цель: определить первичное восприятие стихотворения. |
Закройте глаза, можете положить голову на парту. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь увидеть эту картину. Чтение стихотворения учителем. с. 63 учебник.(на фоне музыки П.И.Чайковского. « Времена Года (Опус 37) — Осенняя Песня (Фортепиано) Октябрь» — Скажите, какое время года описывает поэт? |
Прослушивание стихотворения учащимися. —Осень. Учились представлять картины осенней природы. |
2. Анализ стихотворения. Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения — формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; |
Понравилось вам стихотворение? А звучавшая музыка — Какие чувства вы испытывали при чтении? — От чьего имени написано стихотворение? — Как поэт рассказывает о листьях? Такой литературный приём ,который использует автор в создании образа листьев, называется- олицетворение. -Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа. — С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? |
Коммуникативные УУД. Высказывания детей. -От имени листьев. -Он говорит о них как о живых существах. -Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лучами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и просят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей. -Они гордятся, любуются собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
IX. Словарная работа. Цели: формировать навык выборочного чтения. -утвердить значимость и ценность каждого слова; |
Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья? Слайд 5 |
Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.) В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер — как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре. Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели Учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; |
X. Выразительное чтение стихотворения. Цель: — формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; Работа над выразительным чтением. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проверка самостоятельной работы. |
-Какое настроение у автора? -Какие строчки передают настроение радости? -Какие строчки передают настроение грусти? — Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении. -К какой группе деревьев относятся сосна и ель? -Как поэт описывал хвойные деревья? -К чему призывают листья буйный ветер? -Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный. — Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.приложение 1 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно). 5. Читай эмоционально. 6. Покажи интонацией своё отношение к произведению. -Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания. (Слайд-шоу “Осень”). Слайды 6-9 -В исполнении, какого ученика передалась мелодия стихотворения? . — Послушайте стихотворение. Слайд 10 Осенний листок За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Желтый листик подружился с ветерком, Все кружатся и играют под окном. А когда веселый ветер улетал, Желтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала. Оставлять его на улице нельзя, Пусть живет всю зиму у меня. О. Чусовитина — Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь. |
-Радостное и грустное. -Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе. -Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли. Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях. -Хвойные. -Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа. -Скорей нас сорвите с докучных ветвей. -Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом. Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, Учились контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. Учащиеся читают стихотворение друг другу, высказывая своему соседу по парте свои пожелания и замечания. Готовность показывают, опираясь на памятку. Чтение стихотворения тремя учениками. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы Учились читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; |
XI.Оценивание работы учащихся на уроке. |
— Сегодня все работали хорошо, молодцы! |
Самые активные получают отметки |
XII. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся. |
— Выберите и продолжите предложение: -На сегодняшнем уроке я узнал… -На этом уроке я похвалил бы себя за … -После урока мне захотелось… -Сегодня я сумел… слайд 11 |
|
ХII. Итог урока |
-Какова тема стихотворения? -Какие чувства, настроение выразил поэт? -Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке? -Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой? |
-Показать осенние листья. -Любование картинами осени. -Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,… -Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение. Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу. |
XIV. Дом. задание: |
Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф. Тютчева. Приготовить выразительное чтение стихотворения. Выполнить задание 4 на с. 63. Слайд12 Молодцы !Спасибо за урок! слайд 13 |
1.Правильно ставь ударения: / логическое ударение. 2.Соблюдай паузы: / короткая пауза; // длинная пауза. 3.Выбери силу голоса (громко, тихо). 4.Определи темп (быстро, медленно). 5.Читай эмоционально. 6.Покажи интонацией своё отношение к произведению. |
1.Правильно ставь ударения: / логическое ударение. 2.Соблюдай паузы: / короткая пауза; // длинная пауза. 3.Выбери силу голоса (громко, тихо). 4.Определи темп (быстро, медленно). 5.Читай эмоционально. 6.Покажи интонацией своё отношение к произведению. |
бюджетное общеобразовательное государственное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Кузнецова Г.И.
д.Баландаево муниципального района Шенталинский Самарской области
Урок по литературному чтению в 3 классе
Тема:Ф. И.Тютчев. «Листья»
Учитель начальных классов: Никитина Л.П.
2016-2017 учебный год
Литературное чтение, 3 класс
Автор: учитель начальных классов первой категории Никитина Л. П.
Тема урока: Ф. И. Тютчев «Листья»
(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)
Никитина Людмила Петровна
учитель начальных классов первой категории
ГБОУ ООШ д.Баландаево
муниципальный район Шенталинский
Самарской области
Технологическая карта
ДАТА: 11.10. 2016
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: филология
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний
ФОРМА УРОКА: урок-исследование
УЧИТЕЛЬ: Никитина Людмила Петровна
КЛАСС: 3
УМК: «Школа России», «Литературное чтение»
Уровень: базовый
ТЕМА УРОКА: Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»
ЦЕЛЬ: создать условия для проведения анализа поэтического произведения на основе изучения стихотворения Ф. И.Тютчева «Листья».
Подвести детей к пониманию, что выразить красоту природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.
Задачи:
Актуализировать знания детей о Ф.И.Тютчеве.
Учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать.
Развивать умение устанавливать взаимосвязь между человеком и природой.
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать.
Развивать умение работать в группе, паре, умение помогать друг другу.
Воспитывать гуманную, творческую личность.
Воспитывать уважение и любовь к природе, к родному краю.
Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью.
Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физкультминутки.
Частая смена видов деятельности учащихся.
Планируемые результаты
-научить работать над техникой и выразительностью чтения;
-развивать воображение, логическое мышление;
-обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы,
-использовать речевую ритмику для развития речи, фантазии школьников.
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
— способствовать формированию способности к самостоятельной познавательной деятельности;
— способствовать привитию этических норм (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
— формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
— развитие критического мышления.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока;
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из иллюстраций;
понимать таблицы, передавая содержание таблицы в словесной форме;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.
Коммуникативные:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы , распределять функции в группе при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения
— формирование умения применять полученные теоретические знания в новых практических условиях
Предметные результаты
— познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»;
— развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты;
— обогатить словарный запас детей;
— формировать навык построения высказывания, последовательно выражать свои мысли, выстраивать собственные тексты сочинений, и грамотно их записывать.
ТЕХНОЛОГИИ: на уроке используется системно-деятельностный подход, проблемное изложение материала.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
-документ – камера;
-интерактивная доска;
-система контроля и мониторинга и качества знанийPROGlass;
-ноутбук учителя;
-выставка книг.
Учебные пособия:
Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: учебник: 3 класс, 1 часть
Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь.
Межпредметные связи:
-информатика;
-литературное чтение;
-окружающий мир;
— изобразительное искусство.
-русский язык
Формы работы:
—фронтальная (Ф);
-индивидуальная(И);
-в паре(П);
-в группе(Г).
Технология изучения темы
Самоопределение к деятельности
(целеполагание)
Организационный этап.
Цель:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
— А что значит быть активным?
Проверяют готовность к уроку, необходимые принадлежности.
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового знания
Подготовка к первичному восприятию.
(У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.)
Я пришла к вам на урок с удивительными букетами.
— Из чего составлены эти букеты?
-А что хорошего в одном и в другом букете?
— Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?
Такой яркий букет можно собрать только осенью! Какие ассоциации возникают у вас, когда говорят ОСЕНЬ? (Ответы детей)
Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является «Осень» итальянского композитора Антонио Вивальди . Давайте насладимся этой замечательной музыкой.
Слайд №2-7— и музыка
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осенние листья особенно красивые. Летом они были зеленые, а теперь превращаются в желтые, красные, оранжевые, бордовые и коричневые цвета. Бывает так, что на одном и том же дереве каждый лист окрашивается по-разному.
Листья тополя покрываются мелкими пятнышками, которые похожи на веснушки на лице человека. У клена листья похожи на зонтики. Они становятся сначала желтыми, как лимон, а потом вообще коричневыми. Листья каштана осенью напоминают золотые звезды с бордовой окаемкой, которые падают с неба и устилают землю шуршащим ковром. Особенно красивый цвет осенью у тонких и нежных листьев ясеня – ярко-желтый. К сожалению, они опадают очень быстро, раньше, чем с других деревьев. А у липы листья похожи на сердечки, только не красные, а желтые. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть. Скоро они начнут падать на землю. Что может быть красивее чем ковёр из разноцветных листьев? Как же приятно просто ходить или бегать по нему. И сразу наступает хорошее настроение. Так и хочется поваляться в листьях. Тёплые дни вначале осени называют «бабьим летом». Ярко светит солнце и даже не верится, что уже осень.
-Ребята, как вы думаете, а для чего я принесла букеты в класс? (-Дети дают свои варианты ответов) Форма работы (Ф)
Художники пишут картины, композиторы – музыку, поэты пишут стихи.
— Да, многие русские поэты посвящали свои стихи осени. Пушкин, Есенин, Плещеев.
— Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева, которое написано от имени листьев лиственных деревьев. Оно так и называется «Листья».
— Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете? Слайд №8
— Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим.
Работа над стихотворением «Листья».
Фоносопровождение (Учительский ноутбук).
Федор Иванович Тютчев
«Листья»
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О, буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим.
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Проверка первичного восприятия.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Скажите, какое время года описывает поэт?
— Что особенно запомнилось?
— Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
— Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?
Форма работы (Ф)
Словарная работа.
Цели: формировать навык выборочного чтения.
-утвердить значимость и ценность каждого слова
— В стихотворении есть строки:
Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели – зефиры ушли. Кто такие Зефиры?
Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)
В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер — как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
— Скорей нас сорвите с докучных ветвей. Это какие ветви? (Надоедливые, наводящие скуку).
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Анализ стихотворения.
Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения
— формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении
— От чего имени написано это стихотворение?
– Какими вам показались листья?
– О чем они мечтают?
– Почему они хотят улететь вместе с ветрами?
— С каким настроением улетают листья?
— К чему призывают листья буйный ветер?
— Какие чувства у вас вызывает осень?
– Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья. Слайд №9-11
– Что вам напоминает их полет?
О чём шепчутся осенние листья?
(-Дети дают свои варианты ответов) Форма работы (Ф)
Работа в парах
-Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.
— Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятку. (Документ – камера)
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
-Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.
Самостоятельная работа с самопроверкой. Форма работы (П)
Интериоризировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.
— Ещё в начале урока у вас осень вызвала разные настроения – это прекрасно. Ведь каждый чувствует осень по-своему, у каждого она своя. Вы услышали музыку и стихотворение. И пока вы не расплескали свои чувства, я предлагаю вам подготовиться к написанию небольшого сочинения об осени.
— А для этого вы поработаете группами. Каждый ряд – это группа, которая получит свое задание.
Работа в группах
1 группа
-Какого же цвета можно увидеть осеннюю листву?
2 группа
— А вы наблюдали, как падают листья? Одни стремительно, камнем, вниз, другие медленно, покачиваясь из стороны в сторону, третьи то за ветку зацепятся, то за другую, будто стараются подольше задержаться на дереве. Подберем слова, которые будут передавать действия листьев.
3 группа
— Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои корявые ветви, будто хотят вернуть солнце, дождь, слякоть. О чем же могут нам рассказать листья?
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ Слайд №13
РОЛИ В ГРУППЕ
1 группа -Зелёные, красные, жёлтые, оранжевые. Слайд №14
2 группа — Падают, летят
— Кружатся, сыплются, танцуют
— Шуршат, шепчут, разговаривают
— Вальсируют, их тревожит ветерок, бегут, прощаются с летом Слайд №15, 16
3 группа -О прекрасном лете,
— о пении птиц … Слайд №17 Форма работы (Г)
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: самоопределение
Рефлексия деятельности
(итог урока)
–зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
— Каждому осень открывает свои секреты по-особому, каждый замечает в осени что-то свое. Скажите, с помощью каких средств люди выражают свои чувства к осени?
– Какой вопрос задали в начале урока?
– Какое новое знание открыли?
— Сейчас мы закончим наше путешествие в осень. И вам останется дома переложить свои чувства на бумагу, написав небольшое сочинение с опорой на те знания, что вы вынесли с урока
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование
Рефлексивная деятельность
Самооценка ученика ( с системойPROGlass)
Учитель.Вам было интересно на уроке? Выберите ваше настроение на уроке.
Обобщение— На партах листы с заданием.
Допишите слова. Форма работы (И)
О чём расскажут осенние листья.
Вот и наступила осень! Заметно похолодало, солнце светит реже. Под ногами шуршат осенние листья.
Каждый листик по-своему красив! Какие они разноцветные — ___________, __________, _________, ___________. В тихую погоду листочки падают ___________, __________, __________, но стоит зашуметь ветру, так они начинают танцевать, кружиться в осеннем вальсе!
Осенний листопад напоминают нам об ушедшем лете, о веселых тёплых, радостных летних днях, которые так быстро пролетели…. Листочки шепчут и рассказывают нам _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
Домашнее задание:
Каждый ребёнок получает лист с основой сочинения
Теперь вы готовы поделиться чувствами. Для этого дома на красиво оформленном листе вы напишите сочинение, воспользовавшись опорой и материалами, подобранными в группах. Слайд №18-22
Приложение 1.
Памятка.
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.
Приложение 2.
Листы с заданием.
О чём расскажут осенние листья.
Вот и наступила осень! Заметно похолодало, солнце светит реже. Под ногами шуршат осенние листья.
Каждый листик по-своему красив! Какие они разноцветные — ___________, __________, _________, ___________. В тихую погоду листочки падают ___________, __________, __________, но стоит зашуметь ветру, так они начинают танцевать, кружиться в осеннем вальсе!
Осенний листопад напоминают нам об ушедшем лете, о веселых тёплых, радостных летних днях, которые так быстро пролетели…. Листочки шепчут и рассказывают нам _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/221930-konspekt-uroka-po-teme-fi-tjutchev-listja
Тема: В.Осеева «Волшебное слово»
Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к
окружающей действительности.
Задачи:
познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по
прочитанному произведению:
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
развивать творческие качества личности ребёнка;
воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Оборудование: памятки для работы в группах, фонограмма песни «Если добрый ты», разрезные
карточки с пословицами, карточки с вопросами по содержанию произведения, карточки с заданиями
творческого характера: кроссворды, магические квадраты; презентация по содержанию урока,
мультимедийное оборудование.
Ход урока:
I . Организационный момент.
(Мотивационная установка на урок)
Придумано кемто Слайд 2
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
(Рефлексия)
Улыбнись друг другу и гостям. Слайд 3
Радуйся успеху.
Береги своё здоровье.
Не бойся ошибок, помни в классе тебе всегда помогут.
II . Речевая разминка. «Яблоки», скороговорки. У вас на столах лежат «яблоки». Послушайте
задание: вам необходимо найти и прочитать названия фруктов. Прочитали? Какие? (Мандарин,
гранат, яблоко, банан, абрикос, слива, груша, киви, персик, черешня, апельсин, вишня, ананас).
. Актуализация, сообщение темы и цели урока.
Поверните лист на другую сторону, почитайте скороговорки вслух.
III
Признайтесь, вам давно хотелось заняться чем то интересным, небывалым, проявить все свои
способности! Тогда считайте, что вам повезло!
Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением, узнаем, о ком и о чём оно, закрепим навык
употребления в речи «волшебных» слов, будем учиться совместной деятельности (в группах), учиться
бережно относиться друг к другу. Цель нашего урока поговорить о «волшебных» словах и понять, как
они действуют на людей. Правила работы в группах находятся в памятках на ваших партах,
прочитайте их молча. Памятка для работы в группе. Слайд 4
Успех зависит от деятельности каждого.
Задания распределяйте так, чтобы каждый мог справиться после коллективного
обсуждения.
Обязательно приди на помощь тому, кто не успевает справиться с заданием.
В группе равные возможности успеха.
IV
. Творческое задание
А сейчас, творческое задание. Перед вами кроссворд. Впишите в клеточки кроссворда вежливые
слова, обращая внимания на буквы подсказки.
Слайд 5 (с правильными ответами).
И
З
Д
О
С
С
П
Молодцы! Спасибо!
V . Словарная работа.
Когда вы слышите слово «волшебник» Слайд 6 что вам представляется? (Старичок с бородой,
Н
который исполняет желания). Как вы понимаете значение этого слова? (Колдун).
Слайд 7. Из словаря С.И.Ожегова: «В сказках: колдун, чародей. Добрый. Человек, очаровывающий
. Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
других».
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О чём – то интересном, волшебном)
VI
А сейчас послушайте рассказ в моем исполнении.
VII
. Анализ прочитанного произведения.
Понравилось ли вам это произведение? (Да.)
Чем понравилось? (Понравилось тем, что благодаря старичку мальчик стал вежливым).
Какое вы бы дали название этому рассказу? Подумайте в группах, напишите. (фломастером на
подготовленном листочке) Спасибо! («Волшебник», «Добрый старик»).
Слайд 8. А автор В.Осеева назвала свой рассказ «Волшебное слово».
Обратите внимание на выставку книг с произведениями В.Осеевой. Может быть, ктото читал уже
рассказы этой писательницы? Какие?
(Выставка книг В.Осеевой) Слайд 9
А теперь вернемся к произведению В.Осеевой «Волшебное слово» и поговорим о его содержании.
А о ком этот рассказ? (О мальчике, его семье и старике, который сидел на лавочке).
Каким мы видим мальчика? Слайд 10. Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито
буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
Нравится ли он вам? (Нет). Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
Что случилось с Павликом? (Его все гнали от себя, не хотели с ним общаться)
Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
Кто помог Павлику? (Старик).
Как выглядел старик? Слайд 11
Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? Слайд12
Почему мальчик поверил старику? ( Потому что он был похож на волшебника)
Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
VIII
. Работа с текстом.
IX
А сейчас откройте учебники на странице 87. В.Осеева «Волшебное слово». Прочитайте по – цепочке.
Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.
По группам: Задания на столах.
1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей
.Физминутка. Под фонограмму песни «Если добрый ты»
Чтение рассказа детьми.
волшебное слово. Слайд 13. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
Слайд 14. (Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в
улыбке).
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
Слайд 15 (За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу,
взъерошил ему волосы).
Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось
хорошим).
Как звучит это слово? (Пожалуйста)
Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась,
все стали относится к мальчику подоброму, как он этого и заслуживал).
Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать
добрым)
Почему старик помог мальчику? (Потому что он поверил ему)
Каким стал мальчик, после общения со стариком? Слайд 16
Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул,
сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от
радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.
X . Закрепление
Из частей соберите пословицы (одинакового цвета) и подумайте, какая из них точнее выражает
главную мысль рассказа.
Добрый человек…. потом – говори.
Сначала думай….. добром и платят.
Вырасти вырос …….. добру и учит.
Век живи………. а ума не вынес.
За добро………. век учись. Какая пословица подходит к нашему произведению? (Добрый человек добру и учит)
Так какова главная мысль рассказа? (За добро добром и платят)
Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)
Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим,
здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)
Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? (По – доброму, с уважением)
В чем состоит главная мысль рассказа? Слайд 17
(В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. За добро добром
и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все
дружили между собой).
XI
Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до
. Итог урока.
свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)
Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не
огорчать людей, а радовать)
Показав замечательное творчество в группах, этим самым вы решили задачи, поставленные в начале
урока. Посмотрим, как удалось нам их решить.
XII
Что в процессе работы для вас стало открытием? (Что «волшебные слова» творят чудеса)
Что удалось? (Удалось выполнить все задания, не огорчить друг друга, работая в группах)
Что не удалось?
XIII
оставшихся букв получилось слово: «Пять». Это и есть ваша оценка за урок.
Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность, творчество. Спасибо!
. Оценивание. В этих квадратах есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из
. Рефлексия
Литература:
1. Родная речь. Учебник для 2 класса (сост. Л.Ф.Климанова) М. – Просвещение,2009
2. Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению» М. «ВАКО».2009
3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык». 1988.
4. В.Осеева. «Волшебное слово», Детская литература. 1988.
5. Песня «Если добрый ты», слова М. Пляцковского, музыка неизв. автора м/ф «День рождения
Леопольда»
6. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Кн. для учителя М.: Просвещение. 1991.
Приложение. Самоанализ урока литературного чтения
Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово».
Структура урока:
1. Организационный момент
мотивационная установка на урок;
рефлексия.
2. Речевая разминка.
3. Актуализация знаний.
4. Творческое задание. 5. Словарная работа.
6. Знакомство с произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
7. Первичный анализ прочитанного произведения.
8. Физминутка:
9. Работа с текстом.
10.Закрепление. Творческое задание
11.Итог урока.
12.Рефлексия .
13.Оценивание.
Данный урок предлагает поразмышлять о взаимоотношениях между сверстниками, взрослыми,
родными людьми, даёт возможность посмотреть на себя со стороны данного героя. В классе 21
человек: 8 мальчиков, 13 девочек. Есть группа детей, которые внимательны и активны на уроке,
имеют высокий уровень сформированности познавательных интересов, но есть и такие, которые
проявляют себя на уроках пассивно. Для более успешной организации труда на уроке я применила
работу в группах, где дети были распределены по принципу равных возможностей.
Цель данного урока заключалась в развитии у учащихся интеллектуальной, коммуникативной
культуры, ценностного отношения к окружающим.
Решаемые задачи:
Познакомить с творчеством Валентины Осеевой, с ее произведением «Волшебное слово»;
развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные
вопросы по прочитанному произведению, активизировать мыслительную деятельность, развивать
творческие качества личности ребёнка;
воспитывать нравственное поведение, положительное отношение к учёбе.
Данная цель была достигнута, так как учащиеся выяснили, как действуют «волшебные слова» на
людей. сравнили поведение мальчика в начале и конце рассказа и уяснили как «волшебные» слова
действуют на людей.
Процесс обучения строился на основе принципов развивающего обучения, использовались
инновационные технологии.
На уроке использовалась вербальная форма обучения (устное и печатное слово) и мультимедиальная
(сочетание текстовой информации и графических изображений); методы, способствующие первичному
усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Все этапы урока были логически связаны между собой с рациональным распределением времени.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, была
включена здоровьесберегающая технология: физкультурная пауза, игровые моменты.
Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогала в полной мере реализовать
принцип наглядности (создания ярких образов, воздействующих на все органы чувств ребенка), но и
позволила активизировать познавательные процессы, оптимизировать процесс обучения, а также
реализовать принципы развивающего обучения.
Задания на слайдах были информативны, что помогало в проведении анализа, классификации,
обобщения языкового материала, а также при фронтальной проверке и взаимопроверке правильности выполнения заданий. Динамичная смена слайдов в сочетании с различными формами работы
(индивидуальной, коллективной, в парах) позволила оптимизировать процесс обучения.
Контроль усвоения знаний осуществлялся после знакомства учащимися с новым произведением, когда
дети искали ответы на данные вопросы по содержанию прочитанного. Здесь применялся частично
поисковый, или эвристический метод обучения. Ответы принимались в форме дискуссии.
На уроке применялись различные педагогические приемы, которые позволили актуализировать и
обогатить личный опыт ребенка. Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и
полилога, способствовало созданию для учащихся ситуации успеха.
Все поставленные мною задачи на уроке были реализованы. Полагаю, что использование компьютерных
технологий в процессе обучения необходимо, актуально, эффективно, поскольку они имеют ряд
преимуществ, а именно:
делают процесс обучения продуктивным посредством наглядности;
мотивируют познавательную деятельность учащихся;
стимулируют самостоятельную работу учащихся;
развивают творческие способности учащихся;
учитель экономит время на уроке для оформления классной доски, наглядного и иллюстративного
материала.
Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»»
Задачи урока:
1. Обучающие: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья», обучать правильному чтению стихов, развивать умение читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, отличать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за ролью слов в художественном тексте.
2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей.
3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать любовь к природе.
4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать работу товарища и ее результат, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 32 Kb |
Количество скачиваний: | 75 |
Скачать
Просмотров: 189
Похожие материалы
- Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
- Урок литературы «Рикки Тики Тави» 4 класс
- Конспект урока мужества «Великие сражения в стихах»
- Конспект НОД в подготовительной группе по правилам дорожного движения » Путешествие по дорогам знаний»
- Конспект НОД » Зимующие птицы»
- Ана тілі «Буын және тасымал»
- Баяндама: «Оқушылардың сөйлеу тілін дамыту»
- «Татулық пен келісім- бауырластықтың белгісі» Сынып сағаты
- Әдебиеттік оқу «Мектепке. Мектептен» М.Дулатов
- Русский язык в 3 классе по теме «Правописание приставок»